Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сертификация / воздушный кодекс / гражданские воздушные судна / certification / air code / civil aircraft

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Бабаева

В связи с санкциями 2022 года наложенными на РФ и ограничивающими отрасль воздушных перевозок, актуальным стал вопрос сертификации гражданских воздушных судов в РФ. Решение вопроса о сертификации отражается в создании новой нормативно-правовой базы и порядка сертификации, что позволит обеспечить качественное бесперебойное авиасообщение в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF AIRCRAFT CERTIFICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

In connection with the sanctions imposed on the Russian Federation in 2022 and restricting the air transportation industry, the issue of certification of civil aircraft in the Russian Federation has become relevant. The solution to the issue of certification is reflected in the creation of a new regulatory framework and certification procedure, which will ensure high-quality uninterrupted air traffic in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 629.7

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. Бабаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий» , 31

E-mail: tigashova01@mail.ru

В связи с санкциями 2022 года наложенными на РФ и ограничивающими отрасль воздушных перевозок, актуальным стал вопрос сертификации гражданских воздушных судов в РФ. Решение вопроса о сертификации отражается в создании новой нормативно-правовой базы и порядка сертификации, что позволит обеспечить качественное бесперебойное авиасообщение в РФ.

Ключевые слова: сертификация, воздушный кодекс, гражданские воздушные судна.

TOPICAL ISSUES OF AIRCRAFT CERTIFICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Babaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tigashova01@mail.ru

In connection with the sanctions imposed on the Russian Federation in 2022 and restricting the air transportation industry, the issue of certification of civil aircraft in the Russian Federation has become relevant. The solution to the issue of certification is reflected in the creation of a new regulatory framework and certification procedure, which will ensure high-quality uninterrupted air traffic in the Russian Federation.

Key words: certification, air code, civil aircraft.

Российская Федерация столкнулась с беспрецедентными мерами ограничений в 2022 году со стороны международного сообщества. В том числе, ограничения коснулись и сфере воздушных перевозок, но выражаясь точнее воздушные сообщения гражданской авиации практически остановилась.

Проблема, связанная с возможностью осуществления полетов гражданской авиации, складывалась последовательно. Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) вслед за санкциями ЕС против РФ приостановило действие сертификатов российских предприятий гражданской авиации, в том числе сертификатов на продукцию, запчасти и приборы, а также сертификатов на тренировочные центры и авиатренажеры, если владелец сертификата находится или проживает в России или иным образом подпадает под санкции. Такое решение не только ограничило возможность международных авиасообщений, но и осуществление полетов внутри РФ, так как без сертификатов годности и соответствия, воздушное судно не может взлететь в принципе - не будет допущено для осуществления рейса.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Так как были приостановлены абсолютно все виды сертификации, выданные воздушным суднам РФ, было принято решение Правления гражданской авиации Бермудских островов (БСЛЛ) о приостановке действия сертификатов летной годности самолетов, которые эксплуатируются российскими авиакомпаниями. Стоит отметить, что преобладающие большинство гражданских воздушных судов РФ регистрировались и получали указанные выше сертификаты именно в БАБА и БСЛЛ, поэтому такие решения в совокупности приостановили летную деятельность самолетов РФ как на международных, так и на внутренних сообщениях.

Возникновение такой патовой ситуации стало возможным в виду того, что система сертификации для воздушных судов РФ, во многом зависела от международных организаций и решений иностранных государственных органов в области гражданской авиации. При этом, внутренняя система сертификации воздушных судов, была плохо разработана и медленно реформировалась, полагаясь на действующие нормативные акты иностранных субъектов и международные соглашения организаций гражданской авиации.

В Российской Федерации основным юридическим актом является Закон РФ «Воздушный кодекс РФ» от 19.07.1997 № 60-ФЗ (ВК РФ). Следует отметить следующую принципиально важную особенность в регулировании деятельности в области сертификации, которая нашла свое отражение в Воздушном кодексе РФ и связана с Конвенцией о международной гражданской авиации (далее Конвенция). Конвенция была принята в 1944 году и определила идеологию сертификации воздушных судов (ВС). Конвенция предусматривает, что каждое воздушное судно любого договаривающегося государства, занятое в международных полетах, должно иметь на борту свидетельство о регистрации и удостоверение (сертификат) о летной годности (статья 29). Удостоверение летной годности выдается государством, в котором данное ВС зарегистрировано. Удостоверение, выданное одним договаривающимся государством, признается другими договаривающимися государствами, если требования, на основе которых было выдано удостоверение, соответствуют минимальным стандартам летной годности ИКАО (статья 33). Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов осуществляется в соответствии со ст. 37 ВК РФ [1].

В Росавиации, в качестве исполнительного органа по организации и проведению сертификационных работ создано федеральное автономное учреждение Авиационный регистр Российской Федерации. Появление российского исполнительного органа в области сертификации - значимое отличие современной системы сертификации от предыдущей, в которой таким органом являлся авиационный регистр Межгосударственного Авиационного комитета (АР МАК) [2].

В целях создания отечественной правовой базы в области сертификации были изданы приказы Министерства транспорта РФ:

от 19.12.2013 № 474 «О введении в действие Авиационных правил. Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей»;

от 25.01.2016 № 13 «О введении в действие авиационных правил»;

от 25.04.2017 № 333-П «Об утверждении Методических рекомендаций по процедурам соответствия юридических лиц, осуществляющих изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, 13 требованиям федеральных авиационных правил в Федеральном агентстве воздушного транспорта».

Однако, реформирование законодательства воздушных перевозок было не столь активным, в связи с чем, санкции иностранных государств и организаций в части регулирования гражданских воздушных перевозок стали в достаточной мере эффективными.

Для решения актуальных проблемных вопросов, связанных с гражданской авиацией, государство отреагировало внесением целого ряда изменений в действующее законодательство.

В частности, было принято решение о перерегистрации гражданских воздушных судов Российской Федерацией, что в свою очередь реформировало и нормы воздушного права на основании ФЗ от 14.03.2022 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» [3]. Появление новой статьи 8.2 в ВК РФ, буквально установило перевод процедуры сертификации в ведение РФ. Теперь Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере гражданкой авиации утверждает требования, порядок и прочие аспекты прохождения сертификации гражданских воздушных судов. Таким образом, современное законодательство позволит российским компаниям сохранить иностранные самолёты, которые находятся в лизинге, и эксплуатировать их на внутренних линиях. Сертифицировать суда теперь будут отечественные центры и испытательные лаборатории.

Предпринятые меры реагирования создают все необходимые условия для сохранения бортов гражданской авиации за Российской Федерацией, поддерживают бизнес российских авиакомпаний и восстанавливает возможность осуществления рейсов как внутри страны, так и за ее пределами, что в свою очередь восстанавливает гражданские воздушные сообщения, что непосредственно имеет значение не только для авиакомпаний, но для пассажиров, заинтересованных и нуждающихся в авиаперевозках.

Библиографические ссылки

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в ред. от 14.03.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_13744/ (дата обращения 24.03.2022).

2. Поляков Ю.О. Сертификация авиационной техники: учебное пособие / Ю.О. Поляков, В.М. Степанов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. - 100 с.

3. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". [Электронный ресурса-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411441/ (дата обращения 10.04.2022).

© Бабаева А. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.