Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемы авиации / полеты гражданских воздушных судов / санкции в отношении России / лизинг самолетов / сертификат летной годности / aviation problems / civil aircraft flights / sanctions against Russia / aircraft leasing / airworthiness certificate

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.В. Арахпаева, Е.Л. Фарафонтова

В статье исследуются проблемы развития авиации в России из-за введенных санкций иностранными государствами, выявляются пути их решения. Проводится анализ и статистика использования иностранных воздушных судов в России. Изучаются изменения в воздушном законодательстве связанные с сертификатом летной годности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О.В. Арахпаева, Е.Л. Фарафонтова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CUSTOMER IN INTERNATIONAL AIR LAW

The article examines the problems of aviation development in Russia due to the sanctions imposed by foreign states, and identifies ways to solve them. The analysis and statistics of the use of foreign aircraft in Russia is carried out. Changes in air legislation related to the certificate of airworthiness are being studied.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ В РОССИИ»

УДК 341.226

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ В РОССИИ

О.В. Арахпаева Научный руководитель - Е.Л. Фарафонтова

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660069, г. Красноярск, ул. Московская, 7 А Е-mail: oarakhpaeva@gmail.com

В статье исследуются проблемы развития авиации в России из-за введенных санкций иностранными государствами, выявляются пути их решения. Проводится анализ и статистика использования иностранных воздушных судов в России. Изучаются изменения в воздушном законодательстве связанные с сертификатом летной годности.

Ключевые слова: проблемы авиации, полеты гражданских воздушных судов, санкции в отношении России, лизинг самолетов, сертификат летной годности.

LEGAL CUSTOMER IN INTERNATIONAL AIR LAW

O.V. Arakhpaeva Scientific adviser - E.L. Farafontova

Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7 A, st. Moskovskaya, Krasnoyarsk, 660069,Russian Federation Е-mail: oarakhpaeva@gmail.com

The article examines the problems of aviation development in Russia due to the sanctions imposed by foreign states, and identifies ways to solve them. The analysis and statistics of the use of foreign aircraft in Russia is carried out. Changes in air legislation related to the certificate of airworthiness are being studied.

Keywords: aviation problems, civil aircraft flights, sanctions against Russia, aircraft leasing, airworthiness certificate.

В связи с проведением специальной военной операции в Украине с 24 февраля 2022 года, Европейские страны ввели многочисленные санкции в отношении России, в том числе влияющие на авиацию страны.

Данная спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины привела к тому, что большинство стран мира закрыли у себя воздушное пространство для России. Кроме того, многие страны прекратила осуществлять поставку в нашу страну, в том числе отказались от лизинга, технического обеспечения, обслуживания и страхования самолетов, принадлежащих России, в результате чего расторгнут соответствующие контракты уже до 28 марта 2022 года, что является существенной проблемой для развития авиации в Российской Федерации. Указанная проблема усугубляется тем, что в российских авиакомпаниях используются в основном самолеты, которые частично или полностью состоят из зарубежных деталей и оборудований.

Федеральное агентство воздушного транспорта предоставила данные, в соответствии с которыми в России осуществляют 97% воздушных перевозок 20 крупнейших авиакомпаний, то есть всего используют 858 самолетов, из которых только 158 единиц

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

(18,4%) произведены в РФ [1]. Данная статистика свидетельствует о том, что отечественных самолетов крайне малое количество, российские авиакомпании в основном используют иностранные воздушные судна.

Трудности настигли самих работников авиации из-за санкций в отношении России, вводимых странами Запада, поскольку закрытие воздушного пространства в данных странах, а также запреты поставок, лизинга, страхования российских самолетов и их техническое обслуживание приведет к высокой безработице в РФ, снижению заработной платы, темпа роста валового внутреннего продукта и уровня жизни населения в целом.

В России давно перестали налаживать отечественное производство воздушных судов, постепенно переходя на использование запасных частей и механизмов иностранных производителей. При сложившихся в мире обстоятельствах развитие импортозамещения в России не позволит в кратчайшие сроки полностью наладить самостоятельное российское производство самолетов, поскольку страна продолжает зависеть от зарубежных технологий и оборудования.

Введенные ограничение странами Европы, требующие от российских компаний возврата самолетов, сданных в лизинг, обернется проблемой для самих иностранных государств [2]. Поскольку большинство самолетов в РФ находится в лизинге, в случае их возврата, поставщик понесет значительные убытки, перестанут получать ежемесячные выплаты, также своевременно образовать поставку самолетов на другой рынок по той же расценке будет для них крайне сложно. Кроме того, спрос на новые самолеты будет снижен, т.к. на рынке появятся вторичные поддержанные гражданские воздушные судна, которые стоят гораздо дешевле. Возможно, иностранные государства, которые ввели данные санкции, через некоторое время ощутят невыгодность таких действий и отменят их.

В РФ начали находить пути для решения возникших проблем, связанных с авиацией. 28 февраля 2022 года в ответ на ограничения в отношении России Федеральное агентство воздушного транспорта РФ представило информационное письмо, согласно которому «в соответствии с нормами международного права в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских воздушных судов, эксплуатирующихся российскими авиаперевозчиками и/или зарегистрированных в России, введено ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств» [3]. Только по специальному разрешению, которое будет выдаваться Росавиацией или МИД России, могут быть осуществлены данные полеты.

Для улучшения обстановки в воздушном пространстве Министерство транспорта РФ внесло в Госдуму законопроект о мерах поддержки транспорта, согласно которому предлагалось на иностранные самолеты, которые находятся в лизинге российских авиакомпаний, разрешить регистрацию прав на них и выдать им российские сертификаты летной годности [4]. В результате чего после одобрения Советом Федерации был издан Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 56-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"[5].

Под сертификатом летной годности понимается документ, подтверждающий соответствие гражданского воздушного судна определенным видам требований установленных норм лётной годности (далее НЛГ) в рамках действующих правил и условий их использования [6].

На основании акта оценки воздушного судна и дополнительных сертификатов, которые были выданы иностранным государством при изменении конструкции гражданских самолетов до 01 января 2022 года, будут выдаваться сертификаты летной годности, что позволит сохранить воздушные судна иностранных государств при их эксплуатации в Российской Федерации [7].

В соответствии с п. 5 ст.1 ФЗ №56 от 14.03.2022 сертификат летной годности будет выдаваться уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно. Но в данной норме указано исключение, предусмотренное ст. 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944, согласно которой определенные функции и обязанности передаются государству эксплуатанту при аренде воздушного судна, фрахтовании или взаимном обмене воздушными судами, а также при заключении иных подобных международных соглашений [8]. Следовательно, по определенным соглашениям с иностранными государствами Федеральная авиационная служба России сможет выдавать сертификаты летной годности для российских авиакомпаний, что послужит улучшению обстановки в воздушном пространстве.

Таким образом, Закон позволит обеспечить стабильное функционирование авиации в России, а также укрепить бизнес в период санкций. Кроме того, данные изменения позволят достаточно упростить переход воздушных судов с иностранной юрисдикции, обеспечит функционирование российского реестра самолетов. Появится возможность у Правительства РФ вводить ответные санкции в отношении воздушных судов иностранных государств, которые ограничили доступ в свои порты для российских самолетов, в том числе для транзитных полетов.

Библиографические ссылки

1. Касс А., Ягодкина М. /Российская авиация после санкций, 02.03.2022 // сайт «Ньюс.ру» (news.ru) [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/society/letat-samolyotami-rzhd-chto-zhdyot-rossiiskuyu-aviaciyu-posle-sankcii/ (дата обращения: 25.03.2022).

2. Гринкевич В./ Воздушная коррида: какими убытками грозит запрет полетов для России над ЕС/ Еженедельный журнал «ПРОФИЛЬ», 26.02.2022 // [Электронный ресурс]. URL: https://profile.ru/economy/vozdushnaya-korrida-kakimi-ubytkami-grozit-zapret-poletov-dlya-rossii-nad-es-1028296/ (дата обращения: 25.03.2022).

3. Информационное сообщение федерального агентства воздушного транспорта от 28 февраля 2022 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1529895/ (дата обращения: 25.03.2022).

4. Статья - Законопроект о поддержке транспорта // [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/10/03/2022/622a0ee69a79477d1d2837fb (дата обращения: 25.03.2022).

5. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Российская газета" от 18 марта 2022 г. N 58.

6. Вопросы сертификации летной годности // [Электронный ресурс]. URL: https://flyings.guru/blog/sertificationlg/ (дата обращения: 25.03.2022).

7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 12 ст. 1383

8. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 133602/ (дата обращения: 25.03.2022).

© Арахпаева О.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.