Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА В РОССИЙСКОМ И ИНОСТРАННОМ РЕЕСТРЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЧИКАГСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ 1944 ГОДА'

ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА В РОССИЙСКОМ И ИНОСТРАННОМ РЕЕСТРЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЧИКАГСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ 1944 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЕ СУДА / РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / РЕЕСТР ВОЗДУШНЫХ СУДОВ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / СОБСТВЕННИКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ / ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СУДНА / АРЕНДА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакаева Эльвира Зинуровна

В данной статье автор рассматривает некоторые вопросы связанные с проблемой перерегистрации воздушных судов, зарегистрированных в реестре воздушных судов Департамента гражданской авиации Бермудских островов, в российском реестре Росавиации Федерального агентства воздушного транспорта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сакаева Эльвира Зинуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REGISTRATION OF AIRCRAFT RIGHTS IN THE RUSSIAN AND FOREIGN AIRCRAFT REGISTRY IN ACCORDANCE WITH THE CHICAGO CONVENTION OF 1944

In this article, the author considers some issues related to the problem of re-registration of aircraft registered in the register of aircraft of the Department of Civil Aviation of Bermuda, in the Russian register of the Federal Aviation Administration of the Federal Air Transport Agency of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА В РОССИЙСКОМ И ИНОСТРАННОМ РЕЕСТРЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЧИКАГСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ 1944 ГОДА»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_34 УДК 341.9

ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА В РОССИЙСКОМ И ИНОСТРАННОМ РЕЕСТРЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЧИКАГСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ 1944 ГОДА Issues of registration of rights to aircraft in the Russian and foreign register of aircraft in accordance with the Chicago Convention of 1944

САКАЕВА Эльвира Зинуровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет. 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: sakaeva2012@yandex.ru;

SAKAEVA Elvira Zinurovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity

Sterlitamak branch, Bashkir State University.

49 Lenin Ave., Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, 453103.

E-mail: sakaeva2012@yandex.ru

Краткая аннотация. В данной статье автор рассматривает некоторые вопросы связанные с проблемой перерегистрации воздушных судов, зарегистрированных в реестре воздушных судов Департамента гражданской авиации Бермудских островов, в российском реестре Росавиации Федерального агентства воздушного транспорта РФ.

Abstract. In this article, the author considers some issues related to the problem of re-registration of aircraft registered in the register of aircraft of the Department of Civil Aviation of Bermuda, in the Russian register of the Federal Aviation Administration of the Federal Air Transport Agency of the Russian Federation.

Ключевые слова: воздушные суда, регистрация прав, реестр воздушных судов, недвижимое имущество, собственники воздушных судов, технический контроль судна, аренда воздушных судов.

Keywords: aircraft, registration of rights, register of aircraft, real estate, aircraft owners, technical control of the vessel, aircraft rental.

Для цитирования: Сакаева Э.З. Вопросы регистрации прав на воздушные суда в российском и иностранном реестре воздушных судов в соответствии с Чикагской Конвенцией 1944 года // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 34-36. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_34.

For citation: Sakaeva E.Z. Issues of registration of rights to aircraft in the Russian and foreign register of aircraft in accordance with the Chicago Convention of 1944// Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 34-36. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_34.

Статья поступила в редакцию: 19.05.2022

24 Февраля 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил о начале специальной военной операции на территории Украины [1]. Как следствие ряд иностранных государств ввел санкционные меры, некоторые из которых направлены на ослабление авиационного сектора экономики Российской Федерации1. В частности, ограничения касающиеся авиации можно условно разделить на три группы: первая группа мер заключается в запрете полетов российских авиакомпаний над территорией иностранных государств; вторая группа мер направлена на прекращение поставок деталей и комплектующих для воздушных судов и авиа двигателей, в эту группу также входят меры, в соответствии с которыми налагается запрет на ремонт воздушных судов принадлежащих российским авиакомпаниям либо находящимся в аренде по договору лизинга у российский авиакомпаний; третья группа мер направлена на прекращение всех договоров страхования воздушных судов принадлежащих российским авиакомпаниям либо находящимся в аренде по договору лизинга у российских авиакомпаний2.

В силу ряда факторов, воздушные суда, принадлежащие российским авиакомпаниям на праве собственности либо находящимся в аренде по договору лизинга у российский авиакомпаний, зачастую зарегистрированы в иностранных государствах, например, в реестрах Бермудских Островов, Британских и Виргинских Островов, Ирландии и других государств3.

Такая ситуация сложилась в силу ряда факторов, перечисленных ниже.

1. До 2010 года в Российской Федерации существовал государственный реестр гражданских воздушных судов, который осуществлял исключительно технический учет воздушных судов. Данный реестр не содержал информацию о собственнике воздушного судна и каких-либо правах третьих лиц в отношении такого воздушного судна (например, залога)4.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ воздушные суда признаются недвижимым имуществом и права на воздушные суда и сделки с ними должны регистрироваться в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Только в 2009 году был принят Федеральный закон "О

..5

прав на воздушные суда и сделок с ними в соответствии с которым предусматривалась регистрация самолетов не только для целей контроля тех-

1 Sanctions tracker. Лист санкционных мер введенных в ответ на проведение специальной военной операции перечисленные в хронологическом порядке. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ashurst.com/en/news-and-insights/hubs/sanctions-tracker/

"EU sanctions on Russian aviation — immediate EU lessor action required" a legal update by Dentons. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dentons.com/en/insights/articles/2022/march/4/eu-sanctions-on-russian-aviation

3 Более 700 самолетов российских авиакомпаний находятся в иностранных реестрах. 11 марта 2022 года. Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14037937?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

4 Регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними в России. Обзор для клиентов. Май 2012. В. Борткевича и Е. Красильникова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cliffordchance.com/content/dam/cliffordchance/briefings/2012/08/registration-of-rights-to-aircraft-and-transactions-with-them-in-russia-russian.pdf

5 Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (в ред. от 14.03.2022 № 56-ФЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102148863&backlink=1&nd=102128250

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

нического состояния и летной годности, но также для целей определения собственника воздушного судна, а также учета прав и обременений зарегистрированных в интересах третьих лиц (п. 7 ст. 9). По причине того, что такие изменения в законодательстве были приняты в тот момент, когда на российском рынке уже сложилась стабильная практика использования реестров иностранных государств для целей регистрации, многие участники рынка предпочли не тестировать новый российский реестр Росавиации1. Это одна из причин, по которой большинство самолетов, оперируемых российскими авиакомпаниями до нынешнего дня было зарегистрировано в реестрах иностранных государств.

2. Вторая причина, по которой собственники самолетов предпочитали регистрацию в реестрах иностранных государств состоит в том, что в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" регистрации подлежали не только права в отношении имущества (например, право собственности), но и сделки с ним (сам договор купли-продажи на основании, которого это право собственности возникло) (п. 1 ст. 3). Это требование предполагает, что участники сделки должны раскрыть государственному регистратору достаточное количество конфиденциальной (коммерчески деликатной) информации о результатах переговорного процесса: цену воздушного судна (п. 7 ст. 9), условия финансирования, на которых предоставлялись денежные средства для приобретения воздушного судна, сведения о гаранте по обязательствам покупателя (часто выступающего и в качестве заемщика), аффилированных лицах, специальных договоренностях и скидках, предоставленных производителем воздушного судна. В силу того, что цена воздушного судна может достигать нескольких сотен миллионов долларов, раскрытие подобной информации крайне нежелательно для собственника воздушного судна.

3. Иностранные реестры в отличие от российского реестра в большинстве своем не требуют раскрытия информации о сделке, а требуют только предоставления информации о правах на воздушное судно. Другими словами, процедуры регистрации самолетов в российском реестре предполагают предоставление подтверждающих документов не только о правах, но и о сделках.

В силу вышеперечисленных причин, многие собственники воздушных судов (даже будучи российскими гражданами или юридическими лицами) предпочитают регистрировать права на воздушные суда в реестрах иностранных государств таких как Бермудские Острова, Британские и Виргинские Острова, Ирландия и других2.

Юридической основой для регистрация в иностранных реестрах самолетов пилотируемых над территорией России является Чикагская Конвенция 1944 года, статьи 31 и 333, в соответствии с которыми сертификаты летной годности и регистрационные документы выданные в отношении воздушного судна одним из государств участников Чикагской Конвенции 1944 года должны признаваться как действительные и достаточные для использования такого воздушного судна в другом государстве участнике Чикагской Конвенции 1944 года.

Как обсуждалось ранее в этой статье в силу ряда причин большинство самолетов, принадлежащих на праве собственности либо арендованных российскими авиакомпаниями зарегистрированы в реестрах гражданской авиации иностранных государств. Ряд санкций был введен в отношении компаний авиационного сектора России. Также были прекращены все договоры страхования в отношении данных судов, включая полисы страхования ответственности за ущерб, нанесенный третьим лицам в результате использования самолета (включая пассажиров и ущерб, нанесенный самолетом наземным объектам и лицам).

Ввиду принятых санкций, Департамент гражданской авиации Бермудских Островов принял решение временно приостановить действие сертификата летной годности в отношении всех Российских Воздушных Судов в виду того, что такие воздушные суда "вероятно" не имеют доступа к надлежащему техническому обслуживанию, в том числе плановому и в силу того, что страховые полисы в отношении таких Российских Воздушных Судов "вероятно" прекратили свое действие в силу санкций принятых в отношении российских авиакомпаний4.

В случае если действие сертификата летной годности приостановлено, воздушное судно не должно подниматься в воздух. Приостанавливая действие сертификата летной годности, власти Бермудских островов фактически "посадили" все Российские Воздушные Суда зарегистрированные в Бермудском реестре гражданской авиации. Власти Бермудских Островов действительно имеют юридические полномочия временно приостановить действие сертификата летной годности в отношении воздушных судов находящихся в их реестре. Так в соответствии с двусторонним соглашением, заключенным в 1999 году между властями Российской Федерации и властями Бермудских Островов на основании статьи 83bis Чикагской Конвенции 1944 года5, российским властям были переданы некоторые функции по техническому надзору за состоянием воздушных судов (функции связанные с техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов)6. Тем не менее, полномочия по выдаче сертификата летной годности были оставлены в сфере компетенции властей Бермудских Островов7.

В попытке защитить российских авиа операторов от политически мотивированного решения иностранных государств, российские власти, позволили российским операторам воздушных судов подать заявления на получение сертификата летной годности в российском федеральном агентстве Росавиация на основании положений Федерального закона от 14 марта 2022 г. № 56-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 19 марта 2022

1 "Палки в крылья: почему забуксовал проект по переводу самолетов в нацреестр". Анастасия Львова, Известия. Экономика. 31 января 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1283769/anastasiia-lvova/palki-v-krylia-pochemu-zabuksoval-proekt-po-perevodu-samoletov-v-natcreestr

2 "Палки в крылья: почему забуксовал проект по переводу самолетов в нацреестр". Анастасия Львова, Известия. Экономика. 31 января 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1283769/anastasiia-lvova/palki-v-krylia-pochemu-zabuksoval-proekt-po-perevodu-samoletov-v-natcreestr

3 Конвенция о международной гражданской авиации, подписана 7 декабря 1944 года в г. Чикаго, штат Иллинойс, США (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000).

4 Общее оповещение от 20 марта 2022 года Status of Bermuda Registered Aircraft Operated by Russian Air Operators. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcaa.bm/sites/default/files/Web%20Docs/Notices_BACs_OTARs/Notice%20Status%20of%20Bermuda%20Registered%20Aircraft%20-%20Russian%20Air%20Operators%20FA.pdf

5 Межправительственный договор между Россией и Бермудами (заморская территория Великобритании) о передаче функций надзора над зарегистрированными самолетами 1999 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icao.int/secretariat/legal/83bis/4236-E.pdf

6 Приложение 2 - Межправительственный договор между Россией и Бермудами, статья 3. Положения 1, 2 и 6.

7 Приложение 2 - Межправительственный договор между Россией и Бермудами, статья 3. Положение 8.

№ 411. Целью данной меры было предоставить возможность российским операторам воздушных судов, действие сертификатов летной годности которых было временно приостановлено, использовать воздушные суда, если таковые соответствуют российским техническим требованиям летной годности для воздушных судов данного типа.

Далее рассмотрим последствия снятия с учета воздушного судна с регистрации в реестре иностранного государства и принятия такого воздушного судна для регистрации в российском реестре исключительно для целей технического учета.

Регистрация воздушного судна в реестре воздушных судов служит двум целям: во-первых, постановка на учет воздушного судна для целей технического контроля; и во-вторых, регистрация для целей учета гражданских прав (таких как право собственности и другие).

В отношении технического контроля судна, государство места регистрации берет на себя ответственность за обеспечение контроля летной годности самолета, плану его технического обслуживания и лицензированию персонала и другими техническими требованиями в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации1. Орган контроля выпускает соответствующие сертификационные документы, которые в соответствии со статьями 31 и 32 Чикагской Конвенцией 1944 года будут признаваться в других государствах-участниках Конвенции.

В реестре также учитываются права собственности и иные вещные права на воздушные суда. Регистрация в реестре создает формально признаваемые вещные права на воздушное судно. Без такой регистрации воздушное судно не рассматривается в качестве объекта гражданского оборота, не может быть предметом сделок. Право собственности на воздушное судно возникает в момент регистрации в реестре и в объеме установленной государством места регистрации (ст. 1206 ГК РФ). В связи с появлением нового законодательного регулирования в ответ на санкционную политику ряда иностранных государств, для российских операторов воздушных судов стало возможным получить вторую регистрацию воздушного судна в российском реестре2, не смотря на тот факт, что судно уже было первоначально зарегистрировано в иностранном реестре и такая первоначальная регистрация не была прекращена/аннулирована.

Рядом зарубежных экспертов, такой шаг был интерпретирован как "экспроприация" российским государством собственности принад-

» ..3

лежащей иностранным лицам в пользу российских операторов воздушных судов .

Мы не можем согласиться с данной позицией по следующим причинам.

1. Перерегистрация проводится только при условии предоставления подтверждающих документов (в отношении технического состояния воздушного судна и в отношении вещных прав в отношении этого судна). Таким образом, в постановлении Правительства РФ прямо указано, что для регистрации прав на воздушное судно, обращающееся лицо должно представить либо документы о собственности, либор действующий

4

договор аренды воздушного судна .

2. Оставаясь собственником в реестре иностранного государства, лицо, имеющее вещные права в отношении воздушного судна, в полной мере имеет возможность реализовывать свои права как собственник данного объекта имущественных прав, например, имеет возможность продать воздушное судно. Для перехода прав на воздушное судно, по общему правилу не требуется передача владения, передача прав на воздушные суда становится действительной с момента регистрации перехода прав в реестре. Таким образом, право собственности в данной ситуации будет передано путем регистрации в реестре, а права арендодателя на получение рентных платежей будут уступлены новому собственнику.

Интересно, что в зарубежной практике аренды воздушных судов, права арендатора на объект аренды, включаются в реестр не в виде обременения права собственности правами арендатора, а в форме оповещения всех третьих лиц о наличии договора аренда в отношении воздушного судна, таким образом избегается дискуссия вопроса о вещной или обязательственной природе прав арендатора [2, с. 106]. Ввиду вышесказанного, требование реестра Росавиции о необходимости предоставления договора аренды воздушного судна для целей постановки на технический учет в российском реестре воздушных судов не должно восприниматься как требование к регистрации самого договора аренды.

В заключение хотелось бы отметить, что решение о разрешении перерегистрации или повторной регистрации воздушных судов, оперируемых российскими авиакомпаниями в российском реестре Росавиации для целей технического учета не нарушает формально юридически прав собственников таких воздушных судов и не может рассматриваться как экспроприация, либо принудительное изъятие частной собственности принадлежащей иностранным лицам в пользу российских юридических и физических лиц.

Библиография:

1. Обращение Президента РФ опубликовано на официальном сайте http://kremlin.ru/events/president/news/67843

2. Некрасова М.А. Регистрация прав на недвижимое имущество в Англии. Электронная передача прав // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4(13). С. 106-112.

References:

1. The address of the President of the Russian Federation is published on the official website http://kremlin.ru/events/president/news/67843

2. Nekrasova M.A. Registration of rights to immovable property in England. Electronic transfer of rights // Bulletin of MGIMO University. 2010. No. 4(13). pp. 106-112.

1 Конвенция о международной гражданской авиации, подписана 7 Декабря 1944 года в г. Чикаго, штат Иллинойс, США. (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000).

2 Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта РФ (Росавиация) Министерства транспорта РФ.

3 Possible claims against Russia for expropriation of foreign investments. Matthias Scherer, Joachim Knoll, Lorraine de Germiny and Emilie McConaughey. 11 April 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=57c1d51d-9f8a-47ba-810d-290ebd54227b

4 П.1 (б) Постановления Правительства РФ от 19 марта 2022 N 411 "Об особенностях государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенностей государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.