КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 656.71: 334.7:347.824
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТА ТИПА ВОЗДУШНОГО СУДНА
В.В. МНИШКО
Статья представлена доктором юридических наук, доктором технических наук, профессором Елисеевым Б.П.
Статья посвящена вопросам сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа.
Ключевые слова: сертификация, гражданские воздушные суда, Федеральные авиационные правила.
Согласно п. 1 ст. 37 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа проводится в соответствии с Федеральными авиационными правилами, устанавливающими требования и процедуры сертификации.
П. 2 указанной статьи установлено, что сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.
П. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 367 «О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации» полномочия и ответственность федерального органа исполнительной власти в области нормирования летной годности воздушных судов, годности к эксплуатации аэродромов, а также расследования авиационных происшествий на территории Российской Федерации были предоставлены Межгосударственному авиационному комитету (далее - МАК). Одновременно п. 2 указанного Постановления МАК было поручено проводить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с утвержденными Авиационными правилами сертификацию воздушных судов и их компонентов, сертификацию производства авиационной техники, международных и категорированных аэродромов и их оборудования с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов.
Приказом Минтранса России от 05.07.1994 г. № 49 в Российской Федерации были введены в качестве временных Федеральных авиационных правил разработанные МАК и согласованные с Департаментом воздушного транспорта Минтранса России «Авиационные правила. Ч. 21. Процедуры сертификации авиационной техники. Разделы А, В, С, Д, Е. Правила сертификации типа авиационной техники» (далее - АП-21), регламентирующие, в том числе, процедуры сертификации и выдачи сертификатов типа воздушных судов.
Согласно п. 4.7.2 АП-21 необходимым условием допуска к эксплуатации в государстве-учредителе МАК импортируемого образца авиационной техники является наличие на него Сертификата типа, выданного Авиационным регистром МАК и удостоверяющего соответствие образца требованиям, предусмотренным п. 4.7.1 АП-21, а именно - требованиям действующих Авиационных правил (норм летной годности) и требований к охране окружающей среды, а также поправок к ним, введенных в действие к моменту принятия Авиационным регистром МАК от Разработчика (Заявителя) импортируемого образца заявки на выдачу Сертификата типа (исходя из п. 1.7 АП-21, применительно к этому документу под «образцом авиационной техники» следует понимать тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя). П. 4.7.12 АП-21 также предусмотрено, что при наличии международного соглашения (договора) в области летной годности импортируемой авиационной техники процедуры сертификации этой техники могут быть упрощены в соответствии с указанным соглашением (договором) и Авиационным регистром МАК может выдать Сертификат одобрения типа на образец авиационной техники, изготовленный иностранным государством. Сертификат одобрения типа является документом, эквивалентным Сертификату типа. Постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 30.06.1998 г. № 684 одобрен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о повышении безопасности полетов, предусматривающий, в том числе, упрощение признания одобрений летной годности и испытаний гражданской авиационной техники. По информации, размещенной в сети Интернет, названное Соглашение подписано в Москве 02.09.1998 г.
В то же время, необходимо отметить, что правовое положение документа, имеющего статус «временных Федеральных авиационных правил» ни Кодексом, ни иными актами законодательства Российской Федерации не определено, в связи с чем возникает вопрос о легитимности его применения/неприменения на практике. (Приказом Минтранса России от 05.07.1994 г. № 49 при введении АП-21 в действие было установлено, что АП-21 приобретают статус постоянных правил после утверждения их Советом по авиации и использованию воздушного пространства и введения в действие Приказом Министра транспорта Российской Федерации; информацией о таком утверждении АП-21 и повторном их введении в действие (в качестве «постоянных») в Российской Федерации УПОИО не располагает).
Кроме того, в п. 1 ст. 37 и иных положениях Кодекса не уточняется, какие именно типы гражданских воздушных судов следует относить к числу «новых типов», вследствие чего, в частности, не ясно, распространяются ли требования указанного пункта на воздушные суда, имеющие сертификаты типа, выданные полномочными органами иностранных государств, а не Авиационным регистром МАК.
Также необходимо учитывать, что согласно п. 9 ст. 37 Кодекса гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с Федеральными авиационными правилами, но, в то же время, упоминание о «типах» воздушных судов в указанном пункте (в отличие, например, от п. 1 этой же статьи) отсутствует.
Возможность подачи заявки на внесение изменений в условия эксплуатации, предусматривающей освоение эксплуатантом новых типов воздушных судов, закреплена Федеральными авиационными правилами «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации», утвержденными Приказом Минтранса России от 04.02.2003 г. № 11 (далее - ФАП-11).
Включение информации о номере и дате решения специально уполномоченного органа о допуске к полетам в Российской Федерации данного типа воздушных судов предусмотрено ч. Г7 перечня разделов заявки на сертификацию («Воздушные суда, арендованные эксплуатантами Российской Федерации и зарегистрированные в иностранных государствах. Сведения об аренде»), приведенного в приложении к ФАП-11. В этой же части одновременно указываются и сведения о сертификате летной годности воздушного судна (номер, кем и когда выдан).
SOME ASPECTS OF THE PROCEDURES FOR THE ISSUANCE OF THE AIRCRAFT TYPE CERTIFICATE
Mnishko V.V.
The article is devoted to the issues of certification of civil aircraft, aircraft engines and propellers of a new type.
Key words: certification, civil aircraft, the Federal aviation rules.
Сведения об авторе
Мнишко Владимир Васильевич, 1963 г.р., окончил Донецкое высшее военно-полётное училище (1985), РГГУ (1997), кандидат юридических наук, начальник Управления правового обеспечения и имущественных отношений Росавиации, автор более 10 научных работ, область научных интересов - государственное управление в ГА, воздушное право.