Последипломная подготовка руководителей дошкольных образовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования
Мизова Марина Хабаловна
ИПК и ПП КБГУ им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Ключевые слова:
последипломная подготовка, федеральные государственные образовательные стандарты, гуманитаризация образования, руководитель дошкольной образовательной организации
В последние годы принят целый ряд нормативных документов по реформированию дошкольного образования, который требует изменений в самой системе последипломной подготовки заведующих детскими садами.
В ситуации модернизации дошкольного образования обнаружилось, что большинство руководителей дошкольных образовательных организаций не имеют достаточной подготовки для эффективного внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), которые в качестве основных составляющих включают вопросы стратегического менеджмента, мониторинга качественных результатов дошкольного образования, трудового законодательства в системе дошкольного образования, финансово-экономической деятельности. Уровень квалификации многих руководителей не дает возможности в полной мере реализовать программу модернизации системы дошкольного образования, в основе которой лежит принцип гуманитаризации образования.
С целью изучения состояния последипломной подготовки руководителей дошкольных образовательных организаций в ИПК и ПП КБГУ им. Х.М. Бербекова в 2014 году было проведено исследование, в котором приняло участие 188 руководителей детских садов Кабардино-Балкарской Республики. Исследование проводилось с целью выявления и последующего анализа недостатков в системе повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных организаций. Анкетирование проходило в ходе прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации. Результаты исследования показали недостатки в системе повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных организаций:
1.Отсутствие навыков стратегического анализа и быстрого реагирования на происходящие изменения — 62,1%.
2.Недостаточный уровень предоставляемых знаний в области экономики и образовательного права — 47,1%.
3.Недостаточный уровень предоставляемых знаний в вопросах психологии управления — 65,8%.
4.Недостаточный уровень предоставляемых знаний в области трудового законодательства — 67,7%.
5.Недостаточный уровень ИКТ компетентности — 40,8%.
Анализируя представленные результаты исследования, можно констатировать, что среди причин неготовности руководителей к реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования следует назвать недостаточно эффективную систему последипломного образования, не обеспечивающую непрерывное профессиональное развитие.
Исходя из этого, в ИПК и ПП была поставлена цель, состоящая в создании условий, в которых руководители могли бы максимально проанализировать свой потенциал, провести самооценку своей профессиональной деятельности и мотивировать их для реализации приоритетных направлений развития дошкольной образовательной организации. Приоритетные направления деятельности руководителя дошкольной организации включают, в первую очередь, реализацию
ФГОС ДО, где сконцентрированы требования государства и учитываются запросы местного сообщества, на территории которого расположен детский сад.
В качестве механизма профессионального развития руководителей дошкольных образовательных организаций в ИПК и ПП в настоящее время выступает программа дополнительного профессионального образования «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО», целью которой является формирование умений и навыков в управленческой, организационной, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, финансово-экономической, административно-хозяйственной, инновационной и методической деятельности. В 2014 -2015 годах по программе обучено 240 руководителей, курирующих дошкольное образование.
Последипломная подготовка руководителя дошкольной образовательной организации к реализации ФГОС ДО рассматривается нами как процесс, который содержит в себе два основных аспекта: технологическую подготовку и внутреннюю.
Технологическая подготовкавключает отработку методов, приемов, критериев, подходов в реализации программы повышения квалификации. Технологический аспект направлен на подготовку руководителей дошкольных образовательных организаций умению анализировать, планировать, организовывать, мотивировать, контролировать.
Внутренняя подготовкаимеет психологическую специфику и выражается в мотивации руководителей к освоению программы повышения квалификации. В процессе внутренней подготовки происходит соотнесенность содержания программы последипломной подготовки руководителей с требованиями ФГОС, со спецификой современной образовательной системы детского сада и новыми ценностями дошкольного образования.
Использование выделенных аспектов подготовки позволяет рассматривать последипломное образование руководителей дошкольных образовательных организаций как систему, которая подготовит к реализации ФГОС ДО. Отсюда, последипломная подготовка руководителя к реализации ФГОС ДО будет продуктивной, если содействует: освоению методологических основ ФГОС дошкольного образования; потребности к рефлексии как необходимого атрибута руководителя дошкольной образовательной организации; овладению способом самоанализа собственного управленческого опыта, который является фактором изменения образовательной ситуации в детском саду; способности выявлять гуманитарную функцию управления; готовности к формированию команды единомышленников; готовности к использованию гуманитарно-ориентированных технологий управления; осуществлению взаимосвязи личностного и профессионального развития и саморазвития.
Руководитель дошкольной образовательной организации, подготовленный к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, должен быть способным создать образовательную систему в детском саду, которая ставит человека в центр процесса обучения и воспитания, мотивировать педагогическую команду и обслуживающий персонал действовать не только в интересах самих себя, но и в интересах детей, всего коллектива, социума и формировать систему отношений взаимного доверия.
Список литературы:
1. Тьюторское сопровождение в системе постдипломной подготовки руководителей образовательных учреждений как средство профессионального развития / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Крас-ноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 4 (l2). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/201l/01/1.pdf
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф