Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 37.014.5
Подготовка руководителей образовательных
организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования
Н. Г. Емузова, М. Х. Мизова
Кабардино-Балкарский государственный университет
имени Х. М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация. В статье описывается опыт последипломной подготовки руководителей образовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Авторами раскрываются цели, задачи и особенности реализации программы повышения квалификации. Приводятся результаты анкетирования руководителей школ по эффективности обучения. Сделан вывод, что обучение по программе позитивно влияет на изменение позиции руководителя школы для достижения нового качества образования в республике.
Ключевые
слова: модернизация образования, федеральные государственные об-
разовательные стандарты, повышение квалификации директоров школ, образовательная программа, образовательная организация, гуманитарная стратегия управления.
Одним из ключевых вопросов модернизации российской системы общего образования является реализация федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее - ФГОС ООО).
ФГОС ООО представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию» [3]. Являясь инновационным программным и нормативным документом, стандарт основной школы обязывает руководителей образовательных организаций осваивать и реализовывать в последующем направления деятельности, которые раньше не были так актуальны. Инновационная деятельность в области образования - процесс, предусматривающий внедрение нового как в целом в систему, так и в практику работы образовательной организации и, конечно, в деятельность педагога и руководителя [1]. Отсюда следует, что одним из обязательных требований к реализации ФГОС ООО является подготовка педагогических и руководящих кадров.
Учитывая важность вопроса кадровой подготовки в ходе реализации ФГОС ООО, Институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета проводит серьёзную работу в этом направлении. На кафедре управления образованием разработана и реализуется программа повышения квалификации руководителей образовательных организаций «Управление образовательной организацией в условиях введения ФГОС», которая нацелена на подготовку руководителей образовательных организаций общего образования и их заместителей к эффективному внедрению и реализации стандартов и составлена в соответствии с нормативной составляющей системы образования Российской Федерации: «Законом об образовании в РФ», ФГОС ООО, квалификационными характеристиками педагогов и руководителей, стандартом «Педагог», проектом стандарта «Руководитель». Особенностью программы является ориентация слушателей на теорию и практику современного образовательного менеджмента, теоретико-методологические, содержательные и методические вопросы обновления содержания основного общего образования в связи с реализацией ФГОС ООО.
Соответственно, задачами курса являются:
1) повышение профессионализма руководителей образовательных организаций с учётом нормативной составляющей современной системы общего образования;
2) осмысление теоретических основ и практических вопросов введения ФГОС основного общего образования.
Содержание курсов повышения квалификации по данной программе направлено на формирование профессиональных управленческих компетенций руководящих работников системы общего образования, в частности готовности осуществлять системный подход к управлению образовательной организацией в условиях введения ФГОС ООО в соответствии с гуманитарной стратегией управления и целями и задачами современной образовательной политики [2]; готовности организовывать работу по реализации ФГОС ООО с использованием гуманитарных управленческих технологий; способности к анализу, прогнозированию, пересмотру и изменению целей и задач деятельности образовательной организации для разработки концепции её развития в новых условиях; готовности и способности вовлекать своих работников в профессиональную деятельность, стимулировать их деятельность, делегировать свои полномочия, контролировать, оценивать и корректировать инновационную деятельность подчиненных; готовности выполнять функции по организационному, информационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности организации в новых условиях; способности использовать методы системного анализа показателей, характеризующих качество деятельности образовательного учреждения по введению и реализации ФГОС ООО.
По указанной программе в 2015 году на кафедре управления образованием обучились 105 директоров школ и 209 заместителей директоров образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики. Базовыми учреждениями для реализации программы были МОУ «Гимназия № 4» г. о. Нальчик, МОУ «СОШ № 5» г. о. Нальчик, МОУ «Гимназия № 5» г. Тырныауза, являвшимися региональными инновационными площадками по разным направлениям деятельности образовательных организаций.
Для качественной реализации программы кафедрой управления был разработан и накоплен пакет методических материалов для обучения руководителей образовательных организаций. Перед началом обучения каждый слушатель получил в электронном виде нормативную составляющую по введению ФГОС ООО и методические разработки преподавателей и модераторов института повыше-
Педагогический ИМИДЖ
ния квалификации.
В структурном отношении содержание программы было скомпоновано по модульному принципу. Модули определяли внутреннюю логику курса и взаимно дополняли друг друга. Содержание каждого модуля было разбито на отдельные темы, что позволяло оперативно варьировать программу курса в зависимости от конкретных условий его проведения: состава слушателей, их количества, уровня подготовленности и т. п.
Программа курсов рассчитана на 108 часов и состоит из 6 модулей:
1. Нормативно-правовая основа введения ФГОС ООО (14 ч.).
2. Современные технологии управления в сфере общего образования (20 ч.).
3. Основы и проблемы проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО (20 ч.).
4. Требования к системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы и технология её разработки (16 ч.).
5. Современные образовательные технологии и формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС ООО (16 ч.).
6. Системный подход в управлении введением и реализацией ФГОС ООО. Приведение образовательной системы в соответствие с требованиями ФГОС ООО (22 ч).
Особенностью программы является рациональное сочетание теоретического и практического материала. Практико-ориентированная направленность в деятельности слушателей по модулям составляет более 65 % учебного времени. Диагностика и оценка работы слушателей проводится посредством тестирования, решения кейсов, разработки проектов, успешно применяемых в управленческой деятельности. При подготовке материалов для проведения оценки и диагностики освоения материалов слушателями преподаватели и модераторы опираются на нормативные документы и собственные разработки.
В начале обучения важно определить разные уровни освоения руководителями образовательных организаций содержания программы. Соответственно, особое внимание обращается на выявление затруднений руководителей в освоении содержания программы и последующую разработку методической помощи.
С целью определения затруднений в освоении требований федеральных государственных образовательных стандартов применялось два основных метода сбора данных: групповые дискуссии на заданную тему и анкетирование. Мы обратились к методу групповой дискуссии не только как к средству активизации руководителей в ходе высказываний, но и как к способу углубления обсуждаемого вопроса и творческого подхода к нему. По результатам проведения групповой дискуссии руководители образовательных организаций разделились на две подгруппы: группу продвинутых руководителей, которые хорошо разбираются в нормативной составляющей по реализации ФГОС ООО, и группу руководителей, которые лишь осваивают содержание нормативной составляющей и образовательных стандартов. Таким образом, модераторы получили возможность дифференцировать слушателей, чтобы в дальнейшем сформировать содержание программы по запросам и уровню подготовки руководителей.
Значимым этапом реализации программы повышения квалификации стала рефлексия, организованная модераторами к концу обучения. По завершении программы было проведено групповое обсуждение на тему «Как повлияет подготовка директоров по программе на деятельность образовательной организации в условиях реализации ФГОС ООО?». В своих ответах директора подчеркнули разное: возможные изменения стратегии управления образовательными органи-
зациями (около 30 %), повышение правовой и нормотворческой компетенций (около 18 %), предоставление возможности формирования школьных команд для решения инновационных задач (около 18 %), осознание директорами ответственности (17 %) и возможности стратегического планирования (17 %). По мнению опрошенных, результаты подготовки руководителей приведут к переосмыслению своей роли при внедрении ФГОС основного общего образования, единому пониманию целей, правильной расстановке акцентов своей деятельности, изменению отношения с педагогическим коллективом, определению точек роста и многому другому. Соответственно, в процессе усвоения программы возможно решение таких практико-ориентированных задач, как:
1. Проведение самооценки результатов управления школой в условиях модернизации системы образования.
2. Сопоставление результатов PEST-анализа и SWOT-анализа образовательного учреждения с требованиями государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
Таким образом, обучение директоров школ по программе «Управление образовательной организацией в условиях введения ФГОС» в Кабардино-Балкарской Республике показало её эффективность и целесообразность. Результаты исследования, проведённого по окончании обучения руководителей образовательных организаций, позволило сделать вывод, что реализация федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в Кабардино-Балкарской Республике ускоряет модернизацию системы общего образования в целом. Полученные данные позволяют утверждать, что обучение по программе даёт возможность руководителям образовательных организаций находить вариативные пути достижения нового качества образования на основе формирования новых управленческих компетенций.
Список литературы
1. Емузова, Н. Г. Инновационная деятельность как ресурс развития системы образования региона [Электронный ресурс] / Н. Г. Емузова // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое научное электронное издание. - Режим доступа: http://vestnik.adygnet.ru/?2012. (дата обращения: 22.12.2015).
2. Мизова, М. Х. Последипломная подготовка руководителя образовательной организации с позиции гуманитаризации образования / М. Х. Мизова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2014. - № 4. - С. 176-184.
3. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 7. - С. 6-1.
Педагогический ИМИДЖ
Post-graduate Training of the Heads of Educational Institutions to Implementing Federal State Educational Standards of General Education
N. G. Emuzova, M. H. Mizova
Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov, Nalchik
Abstract. The article describes the experience of postgraduate training of the heads of educational institutions to implementing Federal state educational standards. The authors report in depth the goals, objectives andpeculiarities of implementation of the professional development programmes. The results of the survey of principals about the effectiveness of training are presented. It is concluded that the training on this programme helps school administrators to change their opinion about how to achieve a new quality of education in the republic.
Keywords: modernization of education, Federal state educational standards, professional development of school directors, educational program, educational institution, humanitarian strategy of management.
Емузова Нина Гузеровна Emuzova Nina Guzerovna
доктор педагогических наук, профес- Doctor of Pedagogical Sciences, сор кафедры педагогики и психологии Professor of Department of Pedagogics дополнительного профессионального and Psychology of Additional professional образования education
Кабардино-Балкарский государствен- Kabardino-Balkarian State University ный университет им. Х. М. Бербекова named after H. M. Berbekov 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173 Chernyshevsky St, Nalchik, 360004 173
тел. 8(8662)404806 tel. 8(8662)404806
е-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Мизова Марина Хабаловна Mizova Marina Habalovna
кандидат педагогических наук, доцент, PhD in Education, Associate professor, заведующий кафедрой управления об- the head of the department of management разованием of education
Кабардино-Балкарский государствен- Kabardino-Balkarian State University ный университет им. Х. М. Бербекова named after H. M. Berbekov 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского,
173 1 73, Chernyshevsky St, Nalchik, 360004
тел.: 8(8662)740104 tel. 8(8662)740104
е-mail: [email protected]. e-mail: [email protected]