Научная статья на тему 'Этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы'

Этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ / HUMANITARIAN MANAGEMENT STRATEGY / HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / STAGES OF MASTERING / REFLECTIVE / THEORETICAL / AND PROJECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизова Марина Хабаловна

В статье представлены этапы освоения руководителями образовательных организаций содержания гуманитарной стратегии управления. Выделены три этапа: рефлексивный, теоретический и проективный. Каждый этап характеризуется своей целью, содержанием и результатом взаимодействия преподавателей/тьюторов и руководителей образовательных организаций. Сделан вывод, что этапы освоения позволяют реализовать концептуальную модель подготовки руководителя школы к применению гуманитарной стратегии управления в условиях последипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизова Марина Хабаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Stages of Mastering the Humanitarian Strategy of Managing the School Educational System by School Managers

The article describesthestagesofmasteringthecontentofhumanitarian strategy of managing the school educational system by school managers. The author identified three stages: reflective, theoretical, and projective. Each stage contains a goal, content and anticipated result of interaction among teachers/tutors and the heads of educational organizations. It is concluded that these stages allow implementing the conceptual model of training school managers for using the humanitarian management strategies in postgraduate education.

Текст научной работы на тему «Этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы»

Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru

УДК 371.11

Этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы

М. Х. Мизова

Министерство образования, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик

В статье представлены этапы освоения руководителями образовательных организаций содержания гуманитарной стратегии управления. Выделены три этапа: рефлексивный, теоретический и проективный. Каждый этап характеризуется своей целью, содержанием и результатом взаимодействия преподавателей/тьюторов и руководителей образовательных организаций. Сделан вывод, что этапы освоения позволяют реализовать концептуальную модель подготовки руководителя школы к применению гуманитарной стратегии управления в условиях последипломного образования.

гуманитарная стратегия управления, руководитель образовательной организации, этапы освоения, рефлексивный, теоретический и проективный.

Аннотация.

Ключевые слова:

Дата поступления Процесс освоения гуманитарной стратегии управле-

статьи в редакцию: ния в нашем исследовании представляет собой последо-14 ноября 2017 г.

вательность определенных действий, которые разделены на определенные этапы.

О необходимости выделения этапов освоения нового материала в ходе обучения писали многие ученые. Так, Н. Я. Коростылева отмечает, что процесс освоения в обучении состоит из нескольких этапов: оценка представленной информации через призму собственной позиции, выбор цели, ее конкретизация, оценка результатов и коррекция первичной цели [5]. По мнению О. А. Бобылевой, процесс освоения программы в обучении представляет собой процедуру движения к поэтапной реализации цели, ориентированной на практическое достижение оптимального результата - цели [2]. Н. А. Серова разделила процесс подготовки педагога на три составляющие:

1) вначале актуализируются потребности, оцениваются условия, возможности, выбираются объекты, на которые будут направлены действия, 2) затем идёт постановка осознанной цели, выбор средств её достижения; 3) оценка и корректировка результатов освоения [9].

Для подготовки руководителя образовательной организации к реализации гуманитарной стратегии управления нами выделены три этапа освоения: рефлексивный, теоретический, проективный. На каждом этапе освоения реализуются свои подходы и своя система содержания, форм и методов работы с руководителями образовательных организаций.

Первый этап (рефлексивный). На данном этапе у руководителей образовательных организаций происходит осмысление своей управленческой деятельности. Этап погружает слушателей в ситуации, нацеленные на овладение способом анализа собственного управленческого опыта, который является фактором изменения образовательной ситуации в школе, потребности к рефлексии как необходимого атрибута руководителя.

Второй этап (теоретический). Этот этап позволяет осознать содержание программы и направлен на понимание гуманитарной стратегии управления как условие саморазвития. Активность преподавателей/тьюторов подводит к освоению содержания гуманитарной стратегии управления и теоретических основ содержания программы.

Третий этап (проективный). На этом этапе оформляются ценностные ориентиры руководителя образовательной организации, осознаются принципы управленческой деятельности. Этап подводит к готовности проектирования программы развития школы с использованием гуманитарно-ориентированных технологий управления и пониманием необходимости формирования команды единомышленников для эффективной деятельности образовательной организации.

Каждый этап освоения гуманитарной стратегии управления характеризуется своей целью, содержанием и результатом взаимодействия преподавателей/тьюторов и руководителей образовательных организаций. На каждом этапе освоения гуманитарной стратегии управления должны быть реализованы одновременно четыре принципа: принцип осознанного освоения, принцип индивидуального подхода, принцип тьюторского сопровождения и принцип комплексного подхода.

При переходе от одного этапа к другому у слушателей возрастает потребность в осознании собственной управленческой позиции, потребность в использовании содержания гуманитарной стратегии управления школой для проектирования концепции развития свой школы.

Рефлексивный этап (осмысление)

По мнению исследователей (Н. В. Кирий, А. П. Пересыпкин и др.), результативность обучения зависит от уровня самопознания личности, поэтому любой психолого-педагогический цикл должен сопровождаться рефлексией обучаемого и обучающего. Навыки рефлексии дают возможность рассматривать выявленное профессиональное затруднение со стороны других членов группы, оценить свою позицию с иной точки зрения. По своей сути, данное осознание и есть личностная рефлексия, которая направлена на создание представления о самом себе как о личности [4].

Формирование и развитие рефлексивных качеств является важной состав-

ляющей при подготовке руководителя образовательной организации к гуманитарной стратегии управления. Наиболее эффективное развитие управленческой рефлексии происходит в условиях последипломной подготовки руководителя образовательной организации.

Рассматривая рефлексию как процесс осмысления происходящего, в нашем исследовании мы используем определение, данное М. К. Тутушкиной: «Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь «над ситуацией» [8].

А. П. Исаев в своих исследованиях утверждает, что основная позиция рефлексии определяется занимаемой должностью, выполняемыми обязанностями, опытом работы, отношениями в коллективе. В отношении руководителей образовательных организаций можно выделить и другие факторы как оценки (самооценки) результатов выполненной деятельности, наблюдения за собой как действующим управленцем, критические оценки процесса деятельности после ее выполнения, предвосхищение возможного результата и его последствий [3].

Итогом рефлексии будет выделение и оформление новых объективных средств построения деятельности. По ходу формирования новых средств на организационно-операциональном этапе технологии подготовки управленческих кадров образования преподаватель устанавливает обратную связь со слушателями, суть которой, как утверждает О. В. Соловьева, «...в намеренном сообщении другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты» [10].

При этом особо следует отметить, что при подготовке руководителей образовательных организаций к гуманитарной стратегии управления следует обратить внимание на изменение в личностно-смысловой сфере, которую получают через диалог по критериям эффективности, определенным на содержательном этапе последипломной подготовки руководителей образовательных организаций.

Собственно, целью рефлексии является осмысление руководителем образовательной организации процесса управления школой, а именно: как он управляет школой? почему именно так он управляет? как относится к педагогическому коллективу? как сам коллектив относится к нему и почему так получается? Такое осмысление руководителем образовательной организации своей управленческой деятельности ведет к обоснованию личностного права на изменение модели управления школой с учетом особенностей ситуации.

На рефлексивном этапе освоения гуманитарной стратегии управления руководитель образовательной организации становится объектом собственного управления. Процесс рефлексии позволяет руководителю увидеть самого себя, как в зеркале, отражающем все происходящие в нем изменения. Важно заметить, что данный этап для руководителя образовательной организации становится основным средством саморазвития, условием и способом профессионального роста.

Соответственно, основными задачами данного этапа освоения гуманитарной стратегии управления являются: 1) выявление самими руководителями образо-

вательных организаций ошибок, совершаемых в процессе управления школой, и анализ их с целью самостоятельного нахождения причин неэффективного подхода к управлению образовательной системой школы; 2) стимулирование самопознания руководителя, определения им своих сильных и слабых сторон и перспектив самосовершенствования. Для решения данных задач рекомендуется включение руководителей образовательных организаций в систему рефлексивных действий, которые мотивируют к овладению аналитическими умениями и освоению содержания программы последипломной подготовки. Обратим особое внимание на то, что фрагментарное использование методов рефлексивного обучения не приносит желаемого результата.

Практика работы показала целесообразность и эффективность использования системы рефлексивных действий, которая включает в себя формы, методы, техники и подходы, используемые на учебных семинарах-практикумах на первом этапе последипломной подготовки руководителей образовательных организаций. Такие семинары проводились один раз в неделю с группой руководителей образовательных организаций.

Семинар-практикум реализуется по определённому заранее алгоритму и включает в себя несколько фаз:

1) на первой фазе семинара происходит предъявление проблемы руководителям. Для этого используется техника «Управленческий бестселлер». Участникам семинара предлагается глава пособия или статья, из которой необходимо отобрать наиболее важные аспекты, те, что привлекли внимание. Затем требуется сформулировать свою позицию в отношении любого из них; привести примеры, иллюстрирующие проявление этого аспекта в реальной практике образовательной организации; назвать три причины, по которым выбрали именно этот аспект, и завершить следующее суждение: этот аспект является полезным и значимым для моей школы, потому что ... Выступает один слушатель;

2) на второй фазе семинара группа анализирует то, что представлено в выступлении. Участвуют все члены группы, за исключением выступающего. При поддержке преподавателя/тьютора идёт констатация фактов, услышанных группой;

3) на третьей фазе семинара используется техника «ситуативное поощрение». Суть техники заключается в том, что выступивший и предложивший ситуацию руководитель только слушает. Другие приводят примеры аналогичного случая. Таким образом группа помогает выступившему руководителю убедиться в реалистичности предложенной ситуации, а следовательно, и возможности её разрешения. Преподаватель/тьютор поощряет ситуации, когда руководители, приводя примеры, идентифицируют себя с подчинёнными выступившего руководителя. Подобным образом преподаватель/тьютор организует неосознанное перенесение представленной ситуации участникам семинара на самого себя. Со стороны преподавателя наблюдается поддержка слушателей, высказывающих суждения, направленные на осмысление и понимание переживаний ситуации;

4) на четвёртой фазе автор предложенной ситуации делает рефлексивный анализ своих ощущений, восприятий, переживаний, размышлений в связи с прошедшим обсуждением.

Позиция преподавателя/тьютора в течение всего семинара - позиция ведущего, который осуществляет рефлексивный анализ наблюдаемых реакций у руководителей образовательных организаций. Задача преподавателя/тьютора на

данном этапе состоит в том, чтобы слушатели понимали, что результатом обсуждения ситуации не может быть истинное, абсолютное ее видение или «правильное» решение. Задача иная - расширение профессионального сознания руководителей образовательных организаций и стимулирование к самопознанию.

Система рефлексивных действий является основой для формирования рефлексивного управления. Опыт использования системы рефлексивных действий на этапе освоения гуманитарной стратегии управления руководителями образовательных организаций показал целесообразность и эффективность ее применения. Руководители образовательных организаций по окончании семинаров-практикумов говорили о необходимости использования системы рефлексивных действий.

Поэтому после окончания семинара-практикума руководители образовательных организаций получали домашнее задание: ответить на несколько вопросов и написать аргументированное эссе (сочинение-размышление) объемом не более 7-8 предложений:

- Какие изменения в Вашей образовательной организации произошли за последнее время? Как Вы относитесь к таким изменениям?

- Как Ваш педагогический коллектив реагирует на происходящие изменения?

- Что необходимо для принятия изменений и адаптации к ним?

- Откуда Вы это знаете?

Вначале руководители давали краткий ответ и это было мало похоже на эссе: «Я поняла, что я руковожу коллективом не так, как нужно...»; «Я поняла, что я должна много учиться и освоить другую стратегию управления...»; «Я была удивлена, когда обнаружила, что я не учитываю изменения, происходящие в управлении образовательной системой школы...» и т. д. По мере углубления процесса самопознания суждения руководителей становились многовекторными, аргументированными и связанными с видением проблем в себе.

Теоретический этап (осознание)

Если на предыдущем этапе освоения гуманитарной стратегии управления главным было создание условий для выявления самими руководителями образовательных организаций ошибок, совершаемых в процессе управления школой, их анализ с целью самостоятельного нахождения причин неэффективного подхода к управлению образовательной системой школы и стимулирование самопознания руководителя, определения им своих сильных и слабых сторон и перспектив самосовершенствования, то на теоретическом этапе важным является осознание содержательной части гуманитарной стратегии управления школой, а именно сущностных характеристик ее как стратегического ресурса развития общеобразовательного учреждения.

Содержание гуманитарной стратегии управления состоит из трех основных структурных элементов, которые мы рассматриваем «как динамическую совокупность сущностных характеристик, функций, вытекающих из них, и основных составляющих в виде соответствующих им управленческих процессов». Каждый элемент содержания гуманитарной стратегии управления представляет собой определенный специфический опыт познавательной деятельности руководителей образовательных организаций, фиксированной в форме ее результатов - теоретических знаний. Названная совокупность образует структуру содержания гуманитарной стратегии управления; освоение этих элементов позволяет

сформировать у руководителей способности производить разного вида гуманитарно-ориентированные управленческие действия.

В исследовании нами определено, что «руководитель школы, подготовленный к реализации гуманитарной стратегии управления образовательной системой, должен быть способным создать «новую» образовательную систему, которая ставит человека в центр процесса обучения и воспитания, мотивировать школьную команду действовать не только в интересах самих себя, но и в интересах всего коллектива, социума и формировать систему отношений взаимного доверия». В этом аспекте теоретический этап освоения гуманитарной стратегии управления характеризуется повышением мотивации руководителей образовательных организаций в освоении содержания гуманитарной стратегии управления образовательной организацией и поисках гуманитарных управленческих технологий по работе с участниками образовательного процесса. Одновременно происходит осознание собственного профессионального поведения и управленческой деятельности.

Вопрос о необходимости освоения гуманитарной стратегии управления образовательной организацией может быть рассмотрен лишь в контексте процесса изучения её содержания в сравнении с существующими стратегиями.

Основной формой обучения на данном этапе является работа в учебных группах. На теоретическом этапе, этапе осознания содержания гуманитарной стратегии управления, преподавателем/тьютором устанавливается, чему нужно и можно научить руководителей образовательных организаций, выделяется значимый элемент содержания гуманитарной стратегии управления, воплощающий определённую цель. За пониманием содержания гуманитарной стратегии управления следует осмысление, в ходе которого у руководителей образовательных организаций формируется отношение к нему, у преподавателей - уверенность в правильности подаваемой информации.

Как отмечают психологи Д. Н. Богоявленский и Н. А. Менчинская, на этапе освоения содержания активизируется познавательная деятельность, включающая дидактические компоненты: восприятие и осознание; запоминание; обобщение и систематизация.

Процесс восприятия - один из сложнейших компонентов в освоении содержания гуманитарной стратегии управления, существенным признаком которого является направленность деятельности преподавателя/тьютора и руководителей образовательных организаций на совместное раскрытие объективных связей и отношений между сущностными характеристиками, функциями и соответствующими им управленческими процессами.

Осознание руководителями образовательных организаций содержания гуманитарной стратегии управления представляется нами как понимание материала, как отражение в их сознании изучаемого материала. Понимание составляющих гуманитарной стратегии управления руководителями выражается в выявлении значения каждого из составляющих в управлении школой. В процессе понимания содержания гуманитарной стратегии управления мышление тесно связано с чувственным опытом и творческим воображением руководителей образовательных организаций. В процессе освоения содержания гуманитарной стратегии управления понимание требует специальной предварительной подготовки руководителей и применения активных и интерактивных методов и приёмов обучения.

Осмысление, напротив, означает более высокую степень понимания теоретических положений и заключается в раскрытии объективных связей между составляющими гуманитарной стратегии управления - сущностными характеристиками, функциями и сопровождающими их управленческими процессами.

В ходе освоения последипломной подготовки руководителей образовательных организаций к гуманитарной стратегии управления мы наблюдаем тесную взаимосвязь осознания и осмысления теоретического материала, которые осуществляются одновременно. Но в зависимости от некоторых факторов - уровня подготовленности преподавателей/тьюторов, состава группы руководителей образовательных организаций и др. - на отдельных этапах освоения гуманитарной стратегии управления может несколько преобладать то осознание, то осмысление. При этом осознание содержания может осуществляться непосредственно, если правильно организовать изложение теоретического материала. Для осмысления же содержательной части гуманитарной стратегии управления преподавателю/тьютору необходимо грамотно организовать учебную деятельность, позволяющую руководителям образовательных организаций выполнять мыслительные операции и решать управленческие задания.

На данном этапе важно, чтобы и преподаватели/тьюторы, и руководители образовательных организаций стали субъектами обучения, где первый выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, консультанта и организует взаимодействие всех обучающихся.

Роль преподавателя/тьютора состоит в создании атмосферы сотрудничества, взаимодействия слушателей, которая позволяет осваивать содержание гуманитарной стратегии управления не только через информацию, но и через чувства и действия. Такая организация способствует формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей и моделированию реальных жизненных проблем для совместного решения.

Основное назначение процесса восприятия и осознания теоретического материала состоит в оказании помощи руководителям образовательных организаций в поисках ответов на вопросы: «Зачем мне это нужно изучить?» и «Как я этим смогу пользоваться?». Для того, чтобы помочь руководителям ответить на эти вопросы, преподаватель/тьютор может использовать такие приемы, как «мозговой штурм» (парный или групповой), «ключевые термины», «перепутанные логические цепи», разнообразные техники графической организации содержания и др.

В процессе освоения содержания гуманитарной стратегии управления не менее важное значение имеет запоминание теоретического материала. Руководители образовательных организаций должны не только понимать, но и точно давать определения сущностным характеристикам гуманитарной стратегии управления, перечислять функции, хорошо знать управленческие процессы, вытекающие из функций.

На этапе освоения запоминание теоретического материала сопровождается активной познавательной деятельностью руководителей образовательных организаций, направленной на глубокое осмысление составляющих гуманитарной стратегии управления. Использование преподавателями/тьюторами таких приемов, как «маркировка текста», «двойные дневники», «сводная таблица», «чтение/суммирование прочитанного в парах», «письменный круглый стол»,

способствуют выполнению проблемных заданий, решению познавательных задач, глубокому осмыслению знаний и прочному их запоминанию. В условиях интерактивного обучения отпадает необходимость в выделении специальных занятий, посвящённых закреплению теоретического материала. В то же время, в зависимости от контингента обучающихся руководителей образовательных организаций, иногда не исключается возможность выделения специального времени для повторения и закрепления этого материала.

Для отдельной части обучающихся это могут быть руководители с небольшим стажем работы или со слабой предварительной подготовкой и др., на фазе погружения в содержание гуманитарной стратегии управления для работы с текстом преподаватели/тьюторы могут организовать взаимообучение слушателей, где могут быть использованы такие приёмы, как «зигзаг», «мини-проекты», «лист решения проблем», «водоворот проблем и решений», работа с использованием конкретных ситуаций и др. Для организации дискуссионных форм работы могут использоваться такие приёмы, как «дебаты», «либеральный клуб», «заседание экспертной группы», «круглый стол», «форум» и др.

Необходимым и, на наш взгляд, наиболее сложным компонентом процесса освоения содержания гуманитарной стратегии управления является обобщение и систематизация теоретического материала.

Под обобщением и систематизацией в нашем исследовании мы понимаем мысленное выделение свойств гуманитарной стратегии управления, присущих и принадлежащих только ей. На основе обобщения руководители образовательных организаций осваивают отдельные характеристики гуманитарной стратегии управления, сравнивают их с другими стратегиями, выделяют возникающие идеи, сравнивают с существующей образовательной системой и структурой школ, в которых они работают.

На фазе обобщения и систематизации теоретического материала существенно повышается роль преподавателя/тьютора, который помогает руководителям образовательных организаций упорядочить изучаемый и усвоенный материал в систему, в которой бы чётко различались её отдельные компоненты и связи между ними. Система знаний о гуманитарной стратегии управления предполагает раскрытие её структуры как сложной системы - её составляющих, функций, структурных компонентов и их взаимосвязей. На данном этапе преподаватель/ тьютор организует активное рефлексивное оценивание теоретического материала и использует такие приёмы, как «возвращение к ключевым терминам», «возвращение к маркировочной таблице», «итоговая карта», «синквейн», «портфо-лио», «эссе» и др.

Таким образом, на теоретическом этапе освоения гуманитарной стратегии управления происходит осознание смыслов профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, мысленное оформление миссии, видения и ценностей образовательной организации. На этапе осознания руководитель образовательной организации оказывается в центре подготовки к гуманитарной стратегии управления, где у него появляется возможность принять участие в пересмотре содержания своего управления: целесообразности, логики, способов его осуществления. Руководитель образовательной организации, пройдя этап освоения содержания гуманитарной стратегии управления в активном и интерактивном режиме, получает возможность преобразовать себя под совре-

менные требования государства к руководителям образовательных организаций, проявить свою управленческую позицию и выразить ее на следующем этапе освоения гуманитарной стратегии управления.

Проективный этап

На предыдущих этапах освоения гуманитарной стратегии управления проведена предварительная работа по подготовке руководителей образовательных организаций к проектированию.

На этом уровне проецируется теоретическая модель управления школой.

В научной литературе существует множество подходов к определению проектной деятельности в управлении образованием. Мы полагаем, что для нашего исследования является актуальным определение В. Н. Янушевского, который считает проектную деятельность «предварительной разработкой основных деталей предстоящей деятельности субъектов образовательного процесса» [13]. Импонирует также взгляд В. П. Беспалько на проектную деятельность, который определяет ее как «многошаговое планирование деятельности» [1].

Мы же рассматриваем проектную деятельность как совместную целенаправленную деятельность преподавателей/тьюторов и руководителей образовательных организаций, направленную на реализацию определенных планов для достижения результатов в управлении образовательной организацией.

На проективном этапе освоения гуманитарной стратегии управления основным компонентом является стимулирование руководителей образовательных организаций к субъектной позиции и связанным с нею функциям самореализации и самоутверждения.

Е. А. Мирошникова отмечает необходимость овладения руководителем образовательной организации навыками проектирования, объясняя это тем, что данный подход имеет весьма широкую область применения на всех уровнях управления системой образования. По ее представлению, логика проектирования позволяет более полно осуществлять прогнозно-аналитические и управленческие функции. И наконец в ходе проектной деятельности выстраивается и реализуется деятельность по достижению желаемых педагогических результатов, более эффективных, по сравнению с имеющимися достижениями, формируется отказ от традиционных образцов профессиональной деятельности, неприменимых в условиях проектно-преобразующей парадигмы, что создает основу для инновационных трансформаций [6].

Т. В. Светенко, исследуя вопросы управления образовательным учреждением, приходит к выводу, что отсутствие, неопределенность видения или его несоответствие реальным возможностям является тормозом на пути развития образовательного учреждения. В то же время наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения рассматривается как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности школы [12].

Как отмечается в одной из статей Е. Н. Соболевой и И. Д. Фрумина, на первый план образовательной политики современной России как на федеральном, так и на региональном уровнях выходит разработка прогнозов и стратегий развития и модернизации. До сих пор распространена политика написания важных стратегических документов лишь на основании высказанных интересов и, в лучшем случае, на основании кратких экспертных обсуждений. База знаний для выработки образовательной стратегии оставляет желать лучшего. Однако

эта ситуация меняется. Растёт востребованность технологий проектирования, планирования, аналитического прогнозирования, являющихся составной частью процедуры стратегического планирования [11].

Н. Е. Орлихина полагает, что дидактическими условиями, способствующими эффективному обучению директора проектированию будущего школы, выступают гуманитарно-ориентированный образовательный процесс, отбор содержания последипломной подготовки в широком социально-культурологическом контексте, включение обучения проектированию будущего школы в программу последипломной подготовки, личностно-деятельностный подход к отбору форм и технологий обучения, создание рефлексивной среды обучения [7].

Анализ различных исследований позволяет сделать вывод, что в ходе последипломной подготовки руководителей образовательных организаций к реализации гуманитарной стратегии управления обучение проектированию будущего школы является важнейшим элементом. В нашем исследовании определены дидактические условия реализации этапа проектирования для освоения гуманитарной стратегии управления.

Проанализированные нами исследования и опыт практической деятельности послужили основой для разработки технологии проектирования последипломной подготовки руководителей образовательных организаций, которая предъявляет следующие требования к организации процесса освоения:

1) образовательная деятельность, в которую включается руководитель образовательной организации в процессе освоения гуманитарной стратегии управления, должна быть связана как с современными требованиями государства, региона и образовательной организации, так и с его собственными потребностями и интересами;

2) осваивая гуманитарную стратегию управления школой в ходе последипломной подготовки, руководитель образовательной организации должен иметь возможность осуществить собственный выбор в реализации своих концептуальных замыслов;

3) выполнение руководителем образовательной организации практического задания должно быть связано с получением необходимого для его образовательной организации и участников образовательного процесса конкретного результата, т. е. должно иметь смысл, превращающий обучение в проектирование будущего его школы;

4) подготовка к проектированию гуманитарно-ориентированной образовательной среды школы должна выполняться на теоретической основе и происходить в определённой системе, предполагающей её целостность и осознанность;

5) выбор целей, содержания, форм и методов обучения руководителей образовательных организаций проектированию гуманитарно-ориентированной образовательной среды должна осуществляться с учётом их мотивационно-по-требностной сферы, определяться индивидуальным подходом к обучению и вариативным характером учебного процесса;

6) выполнение практических заданий, обсуждение управленческих ситуационных задач на этапе проектирования должен выводить руководителей образовательных организаций на осознание модели и технологических подходов построения гуманитарно-ориентированной образовательной среды школы.

На данном этапе освоения гуманитарной стратегии управления использова-

ние технологического подхода в проектировании предполагает определённые требования к преподавателю/тьютору: готовность предложить базовую модель проекта и соответствующих технологий управления, обеспечивающих общие образовательные цели образовательной организации; разработать конкретный план проведения занятия или модуля, отбор соответствующего учебного материала для руководителей образовательных организаций, включая мониторинг деятельности и контроль достижения образовательного результата; организовать обсуждение и корректировку проектов.

Таким образом, при переходе от одного этапа к другому у слушателей возрастает потребность в осознании собственной управленческой позиции, потребность в использовании содержания гуманитарной стратегии управления школой для проектирования концепции развития своей школы. Выявленные нами этапы освоения позволяют реализовать концептуальную модель подготовки руководителя школы к гуманитарной стратегии управления в условиях последипломного образования.

Список литературы

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Бобылева, О. А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения в отечественной дидактике: середина 50-х - 80-е гг. XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Бобылева. - Хабаровск, 2008. - 22 с.

3. Исаев, А. П. Развитие способностей к управленческой рефлексии [Электронный ресурс] / А. П. Исаев // Элитариум (центр дополнительного образования) : сайт. - URL: http://www.elitarium.ru/2008/06/25/uchimsja_refleksii.html (дата обращения: 12.11.2017).

4. Кирий, Н. В. Технология персонифицированной непрерывной подготовки руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс] / Н. В. Кирий, А. П. Пересыпкин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7351 (дата обращения: 15.10.2017).

5. Коростылева, Н. Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Я. Коростылева. - СПб., 2002. - 224 с.

6. Мирошникова, Е. А. Проектная деятельность как условие развития образовательных организаций: проблемы и решения / Е. А. Мирошникова // Вестник экспертного совета. - 2015. - № 3 (3). - C. 69-75.

7. Орлихина, Н. Е. Обучение директора в системе повышения квалификации моделированию развития школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Е. Орлихина. - Тула, 1998. - 217 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Практическая психология : учеб. для вузов / под ред. проф. М. К. Тутушкиной. - 4-е изд., перераб., доп. - СПб. : Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.

9. Серова, Н. А. Целеполагание в условиях личностно ориентированного обучения математике в средней школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. А. Серова. - Н. Новгород, 2004. - 197 с.

10. Соловьёва, О. В. Обратная связь в межличностном общении / О. В. Соловьёва. -М. : Изд-во МГУ 1992. - 112 с.

11. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации : Национальный доклад. 2005 / М. Л. Агранович, О. Н. Кожевникова. - М. :

Аспект Пресс, 2006. - 140 с. (серия «Актуальные вопросы развития образования»).

12. Стратегический менеджмент в образовании : учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. - М. : АПК и ППРО, 2007. - 76 с.

13. Янушевский, В. Н. Спецификация метода проектов / В. Н. Янушевский // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 111-113.

The Stages of Mastering the Humanitarian Strategy of Managing the School Educational System by School

Managers

M. Kh. Mizova

Ministry of Education, Science and Youth Affairs of the Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik

Abstract. The article describes the stages of mastering the content of humanitarian strategy of managing the school educational system by school managers. The author identified three stages: reflective, theoretical, and projective. Each stage contains a goal, content and anticipated result of interaction among teachers/tutors and the heads of educational organizations. It is concluded that these stages allow implementing the conceptual model of training school managers for using the humanitarian management strategies in postgraduate education.

Keywords: humanitarian management strategy; the head of educational organization; stages of mastering; reflective, theoretical, and projective.

Мизова

Марина Хабаловна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела дошкольного и общего среднего образования

Министерство образования, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики

360000, Кабардино-Балкарская

Республика, г. Нальчик,

ул. Кешокова, 43

тел.: 8(8662)420523

e-mail: [email protected]

Mizova

Marina Khabalovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, the Chief of the Department of Preschool and General Secondary Education

Ministry of Education, Science and Youth Affairs of the Kabardino-Balkarian Republic

43 Keshokova St, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360000

tel.: 8(8662)420523

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.