Научная статья на тему 'Послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую: к вопросу об источниках и авторском стиле'

Послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую: к вопросу об источниках и авторском стиле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI В / НОВГОРОДСКИЙ АРХИЕПИСКОП ФЕОДОСИЙ / УСТЮЖНА / ДЕСЯТИННИКИ / SOURCE STUDIES / RUSSIAN HISTORY OF THE 16TH CENTURY / THE NOVGORODIAN ARCHBISHOP FEODOSIY / USTJUZHNA / DESJATINNIKI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Дина Дмитриевна

Статья посвящена анализу одного из посланий новгородского архиепископа Феодосия (1491–1563 гг.): «Послания в Устюжну Железопольскую». Изучены содержащиеся в нем сведения по истории новгородской церкви, подробно рассмотрен вопрос о деятельности упомянутых в послании десятинников. Произведен текстологический анализ использованных в послании цитат и выполнено их сопоставление с источниками. Проанализирован авторский стиль Феодосия, выявлено умелое применение им традиций церковной практики XVI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The message of the Novgorodian archbishop Feodosiy to Ustjuzhna Jeleznopolskaya: about the sources and authors’s style

This article analyzes one of the messages of Novgorodian Archbishop Feodosiy (1491–1563): «The message in Ustyuzhna Zhelezopolskaya». Its information on the history of the Novgorod church are studied, the questions of the activities of desyatinnik’s mentioned in the message were analyzed. Both textual analysis of the quotes used in the message and their comparison with the sources was made. Feodosiy’s literary style was also explored, his skillful using of the traditions of the church practices was discovered.

Текст научной работы на тему «Послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую: к вопросу об источниках и авторском стиле»

ПОСЛАНИЕ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА ФЕОДОСИЯ В УСТЮЖНУ ЖЕЛЕЗОПОЛЬСКУЮ:

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ И АВТОРСКОМ СТИЛЕ

«Послание Новгородского Архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую, духовенству, с обличением его в нерадении о пастырских обязанностях, и с убеждением, не уклоняться от святительского суда» написано в августе 1545 г. Несомненная актуальность изучения именно этого послания обусловлена тем, что материалы первой половины XVI в. об Устюжне Железнопольской единичны и скудны1. При анализе этого труда нас интересовали его проблематика, а также источники послания и методы работы Феодосия.

Послание Феодосия сохранилось в сборнике РНБ. Q. XVII. 50 (л. 358-364 об.) и было опубликовано в 1841 г. в первом томе «Актов исторических, собранных и изданных Археографическою комиссией»2. Сразу после публикации Послание было введено в научный оборот, однако исследователями излагались отдельные его положения без анализа источника в целом3.

1 Пугач И. В. Устюжна Железопольская и уезд в XVI - первой половине XVII в.: Территория, население, хозяйство: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1999. С. 86.

2 Послание Новгородского Архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую, духовенству, с обличением его в нерадении о пастырских обязанностях, и с убеждением, не уклоняться от святительского суда // Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссией (далее — АИ). СПб., 1841. Т. 1. С. 541-544. № 298.

3 Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. СПб., 1874. Т. 7. Кн. 2. С. 481-487; Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. С. 118-119; Соловьев С. М.История России с древнейших времен. 2-е изд. СПб., 1896. Кн. 2. Т. 7. С. 417-418; Бочкарев В. А. Стоглав и история собора 1551 года. Историко-канонический очерк. Юхнов, 1906. С. 16-17, 219. Примеч. 37, 38.

Послание обращено к большому кругу игуменов и священников самой Устюжны: «Пречистенскому игумену Мартирию да Пречистенскому ж попу Захарии, да Ильинскому игумену Инокентию, да Ильинскому ж попу Луке, да Успенскому попу Василью, да Васильевскому попу Леваниду, да Троицкому попу Малцу»4. Наряду с этим указаны священники и храмы, расположенные за пределами Устюжны5: «Дубровскому попу Григорию, да Долотцкому попу Александру, да на Мезги попу Федору, да Николскому попу Григорию Суровцу, да выставочным попом, Покровскому попу Козьме, да Петровскому попу Фролу, да Козмодамианскому попу Петру».

Следует отметить, что митр. Макарий (Булгаков) указывает Послание Феодосия как источник о существовании Пречистенского и Ильинского монастыря6. По данным И. В. Пугача, именно в «Послании в Устюжну» зарегистрировано первое упоминание Пречистенского (Богородице-Рождественского) монастыря Устюжны, т. е. в 1545 г.7 Однако отдельные исследователи считают, что первые документальные сведения об устюженских городских храмах содержатся в сотной 7075 (1567) г., не учитывая сведения, содержащиеся в Послании Феодосия8.

В церковно-административном отношении Устюжна была «древним городом Новгородской епархии»9. Вместе с тем по административно-территориальному делению Новгородской земли, как показал К. А. Неволин, Устюжна в XVI в. располагалась за границей Бежецкой пятины10. Аналогичные сведения приводит Н. Л. Подвигина11. Область пятин не заключала в себе всех новгородских владений12, но расположение Устюжны за границей пятины могло быть причиной несоблюдения одного из церковных правил. Феодосий пишет: «многие игумены и попы приходятъ из миропольи, и изъ архиепископии Ростовской и иных Владык, да служат въ нашей архиепископии, въ Устюжской десятине, безъ нашего ведома и благословениа»13. Данные нарушения, по-видимому, связаны также с тем, что в истории Новгородской церкви были случаи незамещенности новгородской кафедры, когда позволялось поставление священнослужителей в соседних епархиях.

4 АИ. Т. 1. С. 541. № 298.

5 См.: Церковно-исторический атлас Вологодской области / Авт.-сост. Н. М. Македонская. Вологда, 2007. Т. 2. С. 87, 109.

6 Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. Т. 7. Кн. 2. С. 29.

7 Пугач И. В. Устюжна Железопольская... С. 90.

8 Рыбаков А. А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С. 16; Хрусталев М. Ю. Храмы Устюжны Железопольской // Устюжна: Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. С. 12 и др.

9 Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Казань, 1897. Т. 1: XVI-XVII вв. С. 90.

10 Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке. СПб., 1853. Приложение. Карта пятин новгородских в XVI веке.

11 Подвигина Н. Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII-XIII вв. / Под ред. В. Л. Янина. М., 1976. С. 32.

12 Неволин К. А. О пятинах и погостах... С. 219-220.

13 АИ. Т. 1. С. 543. № 298.

Fontes / Источники

Так, сохранилась «Грамота митрополита Фотия тверскому епископу Илие» с разрешением рукополагать ставленников из соседних местностей вдовствующей новгородской епархии14. По мнению Е. Е. Голубинского, эта грамота была написана в 1430 г.15, но длительный период отсутствия архиепископа в Новгороде, как известно, был и незадолго до правления Феодосия: с 1509 по 1526 г.

Поводом для написания Послания послужила жалоба десятинников на духовенство Устюжны. По данным М. С. Черкасовой, это самое раннее упоминание устюженских десятинников16. Ряд исследователей обращали внимание на то, что в Послании Феодосия подробно отражена деятельность десятинников до Стоглавого собора17. В число основных обязанностей десятинников в этот период времени входили право административного надзора за всей жизнью и деятельностью духовенства, сбор пошлины в пользу архиерея18. Текст Послания дает представление о тех раздела церковной жизни, которые контролировались десятинниками. Архиепископ пишет: «здесе нам сказывали наши Устюжские десятинники», что устюжские игумены и священники «о церкви Божии, и о церковном пении и о построении, и о учреждении святых икон леность и небрежение» имеют19. Далее Феодосий указывает на отступления от порядка венчаний, надзор и сбор пошлин за которые был в введении десятинников. Архиепископ особо подчеркивает, что венчают «без десятильница знамени и докладу» и не платят с тех свадеб десятиннику пошлину. По церковным правилам, чтобы иметь право венчать брак, священник предварительно должен был сообщить об этом десятиннику и получить письменное дозволение венчать брак, которое называлось «знаменем венечным»20. За «знамя» взыскивалась с брачующихся венечная пошлина, которая была одним из главных архиерейских доходов21. Некоторые священники и игумены Устюжны венчали вступающих в четвертый и пятый брак, а также венчали «в роду и в племени, в кумовстве и в сватовстве»; или с тех случаях, когда муж безо всяких законных

14 Русская историческая библиотека (далее — РИБ). СПб., 1880. Т. 6. № 50. Стб. 421-426.

15 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М.: Университетская типография, 1900. Т. 2. Кн. 1. С. 394.

16 Черкасова М. С. Документы по истории Устюженской десятины Новгородской митрополии в XVII - начале XVIII века // Вестник церковной истории. М., 2011. № 3/4 (23/24). С. 5.

17 Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники... С. 118; Соловьев С. М. История России... Т. 7. С. 417-418.

18 Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники... С. 119; Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. СПб., 1877. Т. 8. Кн. 3. С. 215, 218, 223; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2-е изд. М., 1901. Т. 1. Кн. 1. С. 390-391; Жуков А. Ю. Начало христианизации и создание церковного управления // Православие в Карелии (XV - первая треть XX в.). М., 1999. С. 36; Флоря Б. И. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 84.

19 АИ. Т. 1. С. 543-544. № 298.

20 Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники... Руси. С. 120; Прилежаев Е. М. Новгородская Софийская казна // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1875. Август. С. 231; Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. Т. 8. Кн. 3. С. 222.

21 рилежаев Е. М. Новгородская Софийская казна... С. 230; Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. Т. 8. Кн. 3. С. 222.

причин отпускал жену, дозволяя обоим вступать в новый брак. Подобные нарушения десятинники должны были запрещать и «наказывать накрепко»22.

Если поступали жалобы на священно-церковнослужителей или десятильники видели со стороны последних нарушение своих обязанностей, то они отдавали виновных на поруки. Нарушители в известный срок приходили на суд архиерея23. Однако, пишет духовенству Феодосий: «на суд не приходите, и нашим деи десятилником вы ни в каких духовных делах на поруки не даетесь, и бьете деи и злословите их не подобною лаею всегда». Как отмечал В. А. Бочкарев, все обличения священослужителей Устюжны имеют самое близкое отношение ко многим постановлениям Стоглавого собора 1551 г.24

В научной литературе существует мнение25, что при написании «Послания в Устюжну» Феодосий использовал «Поучения к попом»26. По мнению В. А. Бочкарева, установленное заимствование не противоречит «мнению о Феодосии как о пастыре ревностном ко благу церкви, ибо подобные заимствования практиковались тогда нередко, и притом такими архипастырями, достоинство которых не подлежит никакому сомнению»27. Так, например, Иосиф Волоцкий использовал одно послание Нила Сорского, Макарий цитировал послание Иосифа Волоцкого28.

В. И. Жмакин указывает, что «в рукописях XVI-XVII в., особенно XVI в., встречается значительное число сокращений и переделок сочинений митрополита Даниила, заимствований из них, в том числе патриархом Иовом»29. Этот же отрывок из «Поучений к попом» цитирует в своем Послании в Псков новгородский архиепископ Пимен (1556 г.)30.

Установлено, что заимствования из «Поучения к попом»31 занимают небольшую часть, по сравнению с общим объемом «Послания в Устюжну»32.

22 АИ. Т. 1. С. 277. № 155.

23 АИ. Т. 1. С. 277-278. № 155; КаптеревН. Ф. Светские архиерейские чиновники... С. 120.

24 Бочкарев В. А. Стоглав... С. 17.

25 Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви Т. 7. Кн. 2. С. 483- 484; Жмакин В. И. Митрополит Дании и его сочинения. М., 1881. Отдел приложений. С.60. Примечание; Буланин Д. М. Феодосий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 460; Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006. С. 199.

26 По поводу авторства этого послания единого мнения в литературе нет (см.: РИБ. Т. 6. Стб. 111-112; Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попом» // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 159-162).

27 Бочкарев В. А. Стоглав... С. 16.

28 Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958. С. 81.

29 Жмакин В. И. Митрополит Дании... С. 757.

30 Грамота новгородского архиепископа Пимена Псковскому духовенству // Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав) / Публикация Н. И. Субботина. М., 1890. С. 416-424.

31 РИБ. Т. 6. Стб. 111-113. № 8.

32 Мы не согласны с мнением А. А. Зимина, что «Грамота Феодосия в Устюжну составлена в значительной части по поучению попам митрополита Кирилла II» (см.: Зимин А. А. И. С. Пересветов... С. 81).

Fontes / Источники

Сравнительный анализ этих двух трудов показал, что Феодосий не дословно копирует текст «Поучения», а лишь использует его как основу для своего Послания (курсивом выделены совпадающие чтения):

Поучения к попом

Слышите ереискыи преподобный изборе: къ вамъ ми слово. Понеже вы нарекотеся земнии ангели и небеснии человеци: вы со ангелы предстоите оу престола Господня; вы съ серафимы носите Господа; вы сводите Духъ Святый съ небесе, и претворяите хлеб въ плоть и вино въ кровь Божию, человеком невидимо, мнози же святии видеша и ныне достоинии видять; вы просвещаете человекы божественнім крещеньем.

Послание в Устюжну

Слыши, иерейский преподобный соборъ, и внушите вещания словесъ моихъ, яже изрекоша къ вамъ уста моя. Понеже вы нарекостеся земнии ангели, небеснии человецы, во со Ангелы предстоите у Престола Господня, вы съ Серафимы носите Господа, вы сводите Духъ Святый съ небесъ, и претворяете хлебъ во плоть и вино въ кровь Божию, тайну Христову Новаго Завета, съвершающе словесную службу за животъ всего мира и спасение, во оцыщение греховъ; вы къ Богу от человекъ ходатаи и отъ Бога къ человекомъ законницы; вы просвящаете человекы божественным крещением.

Следует обратить внимание еще на одну цитату из «Поучения к попом»: «Простецъ — согрешить: онъ дасть ответь предъ Богомъ за одну свою душу, а иерей, согрешивъ, соблазнитъ многихъ, и за ихъ души получитъ осуждение»33. У Феодосия она приведена следующим образом: «Простецъ бо согрешивъ, за свою едину душу ответъ дастъ Господеви; иерей же, согрешивъ, соблазнитъ многа, и за техъ душа осужденъ будетъ отъ Бога». Это положение из Поучения приведено также в 24-й главе Стоглава: «Аще простей согрешит, то един о себе ответ даст. А иерей согрешит, то о мнозех ответ дати»34. Его цитирует и другой церковный иерарх, живший в XVII в. — Воронежский епископ Митрофан35.

Помимо этого как в Послании, так и в Поучении имеет место ссылка на один и тот же отрывок из Библии. Нами установлено, что источником послужило Евангелие от Луки (17:2): «унее ему было бы, аще жерновъ оселский облежалъ бы о выи его, и вверженъ въ море, неже да соблазниитъ от малыхъ

33 РИБ. Т. 6. Стб. 113. № 8.

34 Стоглав // Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 2. С. 290.

35 Духовное завещание святителя Митрофана, епископа Воронежского // Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3. С. 188-219.

сихъ единаго»36. В обоих источниках отсутствует дословное воспроизведение Библейского текста:

Поучения к попом

Господь сказалъ: лучше привязать на него жерновъ, которымъ мелетъ оселъ, и утопить въ море, чемъ соблазнить одного изъ малыхъ.

Послание в Устюжну

Господь бо рече: лутче бы навязати жерновъ на выю, имъже оселъ мелетъ,

и погрузити въ море, нежъ съблазнити единого отъ человек.

В текстах имеются также две ссылки на Евангелие от Матфея. Первый отрывок из глав 18, стих 18: «Амиинь [бо] глаголю вамъ: елиика аще свяжете на земли, будутъ связана на небеси: и елика ще разрешите на земли, будутъ разрешена на небесехъ». В Поучении и Послании они изложены близко к Библейскому тексту:

Поучения к попом

...вы связываете на земли, Богъ не разрешаетъ на небеси; вы разрешаете на земли, Богъ не связаетъ на небеси. Вами совершаетъ Бог таиноу спасения роду человеческому; васъ стражи постави и пастухы своихъ овец, за няже Богъ нашь пролиа честную кровь.

Послание в Устюжну ...вы связаете на земли, Богъ не разрешаетъ на небесехъ; вы разрешаете на земли, Богъ не связаетъ на небесехъ, вами бо свершаетъ Богъ тайну спасениа роду человеческому; вас бо паки стражи и пастырие постави своихъ овецъ, за няже Господь Богъ наш честную кровь свою пролиа.

В обоих сравниваемых источниках идет напоминание о Притче о талантах из Евангелия от Матфея (25:14-30), но изложения разнятся:

Поучения к попом

... вамъ предастъ свой талантъ, егоже хощетъ от васъ истязати въ вторый свой приходъ, како буде[те] оумножили даный вамъ даръ, како будете сблюли святыню вашю не осквернену, како будете не соблазнили верныхъ.

Послание в Устюжну

Не въ сокрытие бо Богъ талант свой, но обаче въ притежание и предастъ,

хощетъ бо егожъ истязати от васъ во вторый свой приходъ: како будете умножили данный вам даръ, како будете соблюли святыню вашу неосквернену, како не соблазнили будутъ нецыи от васъ верных?

На основании проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что при цитировании Библии Феодосий не обращался к первоисточнику, а перерабатывал текст Поучения.

36 Близкий по содержанию текст содержится в Евангелии от Матфея (18:6) и от Марка (9:42).

Fontes / Источники

Библейскими текстами Феодосий подкрепляет свои архипастырские назидания клирикам о высоком назначении и долге церковнослужителей. Этой цели служит цитата из Псалтыри, которой уже нет в «Поучении». Данный отрывок Феодосий предваряет словами: «Давид предзря глаголаше: “съдея спасение среди земля”»37. Изучение текста Послания Феодосия показало, что оно содержит еще несколько цитат, введенных с помощью слов, которые поясняют их происхождение. Цитату из Нового завета предваряют слова «Господь бо рече», две цитаты из Ветхого Завета, начинающиеся словами «Слышите убо Исайю» и «Пророком Иезекиелем реченное». Наряду с этим присутствуют реминисценции из Евангелия, Деяний апостолов, посланий Апостола Павла.

В Послании, даже в тех местах, где Феодосий ссылается на источник цитат, не всегда присутствуют точные выдержки из текста Библии. Так, подкрепляя свое наставление о «велий славе» и огромной ответственности священников за спасение «сотворивших прегрешения», Феодосий ссылается на слова Пророка Иезекииля. При этом имеется почти дословное воспроизведение стиха 3:17 и произвольное, краткое изложение стихов 3:19-20:

Книга пророка Иезекииля

3:17. ...сыне человечь, стража дахъ тя дому Израилеву, да слышиши слово от устъ моихъ и воспретиши имъ от мене.

3:19. И ты аще возвестиши беззаконнику, и не обратится от беззакония своего и от пути своего [беззаконна]: той беззаконникъ во беззаконии своемъ умретъ, а ты душу твою избавиши.

3:20. И егда совратится праведникъ от правдъ своихъ и сотворитъ согрешение: и дамъ муку предъ нимъ, той умретъ, яко ты не воспретилъ еси ему, и во гресехъ своихъ умретъ, зане не помянутся правды его, яже сотвори: крве же его от руки твоея взыщу.

Обличение священнослужителей в непокорности Феодосий предваряет словами «Слышите убо Исайю». И в этом случае также нет дословного воспроизведения фрагмента из Библии. Этот же отрывок из Ветхого Завета встречается в более позднем по времени (апрель 1589 г.) «Послании патриарха Иова к Грузинскому Митрополиту Николаю»38. Сравнительный анализ Библейского текста и Посланий

37 Имеет место ссылка на Псалом (73:12): «Богъ же, Царь нашъ, прежде въ како дела спасение посреде земли».

38 Послание Иова, Патриарха Московского и Всея Русии, к Митрополиту Николе и всему священному собору Иверския земли Грузинского царствия // Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1869. Ч. 2. С. 882-883.

Послание в Устюжну

...сыне человечь, стража дахъ тя дому Израилеву: слыши отъ мене слово, и запретиши имъ;

... и аще засвидетельствуеши имъ, и не отвратятся отъ безаконий своихъ, въ гресе своемъ умрутъ;

...аще ли же не засвидетелствуеши имъ, кровъ ихъ отъ руку твоею взыщу.

показывает совпадение текста в изучаемых Посланиях Феодосия и Иова. При этом совпадают и отличия в обоих Посланиях от отрывка из Книги пророка Исаии. Можно предположить, что и архиепископ Феодосий, и патриарх Иов имели общий источник, или, что вероятнее, патриарх был знаком с Посланием Феодосия.

Книга пророка Исаии

65:12. ...аз предам вас под мечь, вси закланием падете:

...яко звах вас и не по-слушасте, глаголах, и пре-слушасте и сотвористе лукавое предо мною и яже не хотех избрасте.

65:13. Сего ради тако глаголет Господь: се, ра-ботающии ми ясти будут, вы же взалчете: се, рабо-тающии ми пити будут, вы же возжаждете:

65:14. се, работающим ми возрадуются, вы же посрамитеся: се, работа-ющии ми возвеселятся в веселии сердца, вы же воз-опиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачетеся.

Послание в Устюжну

...азъ бо, рече, предамъ вы въ оружие, вси заколе-ниемъ падете, и чада ваша въ гладе и плене предамъ, яко звахъ васъ и не ото-звастеся, и глаголахъ и ос-лушастеся, повелениа моя отринусте и сътворите злое предо мною: ихъ же не хотехъ азъ, вы възлюбисте;

...сего ради тако глаго-летъ Господь: се, рабо-тающии мне ясти и пити имутъ, вы жъ взалчете и вжаждете;

...се, творящии волю мою възрадуются зело веселием сердца, вы жъ въсплаче-те възрыдаете, въ болезни сердца, яко остависте за-конъ мой и исполните волю вашу.

Послание патриарха Иова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азъ, рече, предамъ вы въ оружие и вси заколениемъ падете, и чада ваша въ гладъ и въ пленъ предамъ: яко звахъ васъ и не отзва-стеся, и глаголахъ и ослу-шастеся, повеление Мое отринусте и сътвористе злое предо Мною: ихъ же не хотехъ Азъ, вы возлюбисте.

Сего ради тако глаголетъ Господь: се работающии Ми ясти имутъ, вы же вжаждете и взалчете.

Се творящии волю Мою возрадуются зело въ веселии сердца, вы же восплаче-те и возрыдаете съ болез-нию сердца, яко остависте законъ Мой, исполнисте волю свою.

Особого внимания заслуживает цитата, которую Феодосий предварил словами: «яко же написано есть то в Лествице». Ссылка на Лествицу у Феодосия ошибочна. Отрывок представляет собой контаминацию различных стихов Книги Левит Ветхого Завета — глава 26, стихи 3, 4, 5, 6, 12, 14, 15, 17:

Левит

26:3. Аще въ повелениихъ моихъ ходите, и заповеди моя сохраните и сотворите я:

26:4. и дамъ дождь вамъ во время свое, и земля дастъ плоды своя, и древеса селная отдадятъ плодъ свой:

Послание в Устюжну ...рече Господь къ Моисеови: аще по заповедемъ моимъ ходите и повелениа моя съхраните, дамъ вам дождь въ время свое, и земли вашей, и рать не пройдетъ сквозе ея;

...аще ли пройдутъ, падутъ предъ вами смертию: и призрю на вы, и благословлю вы, и поставлю сень мою въ васъ (еже есть

Fontes / Источники

26:5. ...и постигнетъ вамъ млачение [житъ] обрание вина, и обрание вина постигнетъ сеятву, и снесте хлебъ вашъ въ сытость, и вселитеся съ твердостию на земли вашей, и рать не пройдетъ сквозъ землю вашу:

26:6. и дамъ миръ въ земли вашей, и уснете, и не будетъ устрашаяй васъ: и погублю звери лютыя от земли вашея: 26:12. и похожду въ васъ, и буду вамъ Богъ, и вы будете ми людие:

26:14. Аще же не послушаете мене, ниже сотворите повелений моихъ сихъ, 26:15. но ни покоритеся имъ, и о судбахъ моихъ вознегодуетъ душа ваша, яко не творити вамъ всехъ заповедий моихъ, яко разорити заветъ мой,

26:17. и утвержу лице мое на васъ, и падете предъ враги вашими, и поженутъ вы ненавидящии васъ, и побегнете ни кому же гонящу васъ.

нынешняя церковь), и буду вамъ Богъ, и вы

будете мне люди изрядны:

...аще жъ ослушаетесь, рече, заповедей моихъ, и паведу на вы мечь отомщающъ суды моя: и въбегнете въ грады ваша, и послю гладъ и смерть на вы, и снесте плоти кождо искреняго своего, и предамъ вы въ руче врагомъ вашимъ, и трудъ вашъ инии снедятъ.

К 26 главе Книги Левит Феодосий обращается и в ««Послании к игумену», написанном 30 июня 1550 г.39, то есть через 5 лет после отправки «Послания в Устюжну». В этом Послании цитата также обозначена неверно: «Иоилем пророком глаголет Господь Бог». Сравнительный текстологический анализ указанных посланий Феодосия выявил, что, несмотря на то, что в обоих случаях источником служили одни и те же стихи из Книги Левит, изложения в посланиях разнятся.

Послание игумену

Иоилем пророком глаголет Господь Бог: Аще о [...] по повелениих моих ходите и заповеди моя соблюдаете и т[во] ритея, дам дождь во время его, и земля дасть жита своя и древа полская дадут плод своих и постигнет ворошитба ваша точила. И точила постигнет сеяние, и ясте хлеба вашего до насыщенна, и поживете крепостию на земли вашей, и дам мир земли вашей, и не будет устрашая [вас]:

Послание в Устюжну

писано есть то въ Лествице: «рече Господь къ Моисеови: аще по заповедемъ моим ходите и повелениа моя сохраните, дам вам дождь в время свое, и земли вашей, и рать не пройдетъ сквозе ея; аще ли пройдутъ, падутъ предъ вами смертию: и призрю на вы, и благословлю вы, и поставлю сень мою в вас (еже есть нынешняя церковь),

39 Филюшкин А. И. «Послание к игумену» новгородского архиепископа Феодосия // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2004. Сб. 11. С. 788.

и поженете враг ваших, и падут врази ваши предах вам. И призрю на вас, и благословлю вас, и возращу вас и умножю вас, и ясте ветхая ветхих, и ветхая от лица новых изрините. Аще ли же не услышите мя, ниже сотворите повелении моя, но преслушаете, послю на вас запущение, и сеяти имате во тщету семен[а] ваша, и поядут труд ваших супостаты ваши.

и буду вамъ Бог, и вы будете мне люди изрядны: аще жъ ослушаетесь, рече, заповедей моихъ, и наведу на вы мечь отомщающъ суды моя: и выбегнете в грады ваша, и послю гладъ и смерть на вы, и снесте плоти кождо искреняго своего, и предамъ вы в руце врагом вашимъ, и трудъ вашъ инии снедятъ».

Подобные неточности встречались не только в посланиях Феодосия, но и в других источниках того времени. Так, например, Иоанну Златоусту приписывалось в средневековой письменности множество сочинений других писателей40. Митрополит Макарий в Послании в Новгород (1557 г.), используя тот же, что и Феодосий, отрывок из Книги Левит, так же ошибочно ссылается на Книгу пророка Иоиля, а затем на Второзаконие41.

А. И. Филюшкин установил, что цитата в «Послании к игумену» заимствована Феодосием из первого «Поучения на владычные праздники в сентября первый день» Великих Четий Миней митрополита Макария42. Обосновывая свою точку зрения, автор указывает, что Феодосий «воспроизводит не строго библейский текст, а именно пассаж из “Поучения...”, поскольку в используемой главе Книги Левит нет выражения “постигнет ворошитба ваши точила”»43. Отсутствие указанной фразы в «Послании в Устюжну», а также выявленные при текстологическом анализе выраженные различия текстов сравниваемых Посланий Феодосия в Устюжну и к игумену свидетельствуют, что они имеют разные протографы.

Примером реминисценции в «Послании в Устюжну» может служить отрывок о наказании непокорных Божественному Закону. Текст Феодосия восходит к главам Евангелия от Матфея, Деяний апостолов и Первого послания к Коринфянам апостола Павла: «...запрещениа же и отлучениа съборныя церкви безчиннымъ и непокоривымъ божественому закону положиша (Мф. 18:17); некыа же и до смерти осудиша якоже въ Деяниихъ, Петромъ верховнымъ Апостоломъ Ананию и Сапфиру (Деян. 5:1-11), но и велегласному Апостолу Павлу непокорники отщетевати судившу: “таковаго бо, рече, предати сатане, въ измождение плоти” (1 Кор. 5:5)».

Сходное нанизывание цитат из разных мест Священного писания отмечено и в другом фрагменте, повествующем о не желающих повиноваться Заповедям Божиим. Феодосий ссылается на Ветхозаветные казни: «въ Ветсемъ законе толики

40 Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (Х1-ХУ вв.) // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 188.

41 Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией. СПб., 1846. Т. 1. С. 366-371. № 221.

42 Филюшкин А. И. «Послание к игумену»... С. 787-788.

43 Филюшкин А. И. «Послание к игумену»... С. 788-789.

Fontes / Источники

казни», затем сразу следуют реминисценции двух Посланий апостола Павла: к Евреям и Галатам44:

Послания апостола Павла Евреям 3:15. внегда глаголетъ: днесь,

аще гласъ его услышите, не ожесточите сердецъ вашихъ, якоже въ прогневании.

Г алатам 3:10. елицы бо от делъ закона суть, подъ клятвою суть. Писано бо есть:

проклятъ всякъ, иже не пребудетъ во всехъ писанныхъ въ книзе законней, яко творити я.

Послание в Устюжну ...днесь бо, рече, аще гласъ его услышите, не ожесточите сердецъ вашихъ, яко во прогневании его, не поженетъ вы клятва и судъ;

...пишетъ бо: проклятъ всякъ, иже не пребываетъ во всехъ писанихъ.

Насыщенность отрывками из Библии не нарушает целостности Послания и не отражается на доступности его понимания, а концентрирует внимание клириков на необходимости соблюдения священнического долга, помогает создать нужное впечатление. Заключительная часть послания почти не содержит церковно-славянской фразеологии, а написана простым языком45.

Феодосий велит духовенству не только прочитать грамоту, но и написать ответ: «как к вам ся моя грамота придет, и вы бь часа того, у собя на Устюжне, велели сее грамоту чести, да о том бы есте нам ведомо учинили с нашимъ посланникомъ съ Иваномъ съ Спячимъ»46.

Таким образом, проведенное исследование позволяет считать «Послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую» дополнительным источником по истории Новгородской церкви XVI в., свидетельством о повседневной жизни епархии, а также иллюстрацией деятельности десятинников в период перед Стоглавым собором.

В «Послании в Устюжну» Феодосий заимствовал отрывок из «Поучения к попом», который, однако, занимает небольшую часть, по сравнению с общим объемом Послания. Установлено, что Феодосий не дословно копирует текст «Поучения», а обращается к нему как к основе для своего труда. Сравнительное изучение текстов позволяет сделать вывод, что при цитировании Библии Феодосий не обращался к первоисточнику, а лишь перерабатывал текст Поучения. Цитирование того же, что и у Феодосия, отрывка из «Поучения к попом» зафиксировано в тексте Стоглавого собора и в Послании новгородского архиепископа Пимена (1556 г.).

44 Эта же цитата из Послания апостола Павла к Г алатам приведена в сочинении современника Феодосия — Максима Грека (см.: Инока Максима Грека сказание о рукописании греховном // Сочинения преподобного Максима Грека. 2-е изд. Казань, 1894. Ч. 1. XXVI. С. 428).

45 Как показала Н. А. Казакова, для русского литературного языка XVI века был характерен «процесс внедрения в книжную церковно-славянскую речь элементов обыденной речи» (см.: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 115).

46 АИ. Т. 1. С. 544. № 298.

Исследование дает основание полагать, что «Послание Феодосия в Устюжну» было использовано патриархом Иовом для составления собственного «Послания к Грузинскому Митрополиту Николаю» (1589 г.), что подчеркивает значимость творческого наследия Феодосия для иерархов последующего времени. Архиепископ применяет разные стилистические приемы и типы библейских цитат, из которых формирует сложные многосоставные конструкции.

Несмотря на то, что анализ Послания не позволяет составить целостное представление о творческой манере Феодосия, он вместе с тем демонстрирует умелое применение Феодосием традиций церковной практики XVI в.

Данные о статье

Автор: Смирнова, Дина Дмитриевна, аспирант кафедры источниковедения истории России исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, kvarn@rambler.ru

Заголовок: Послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую: к вопросу об источниках и авторском стиле

Резюме: Статья посвящена анализу одного из посланий новгородского архиепископа Феодосия (1491-1563 гг.): «Послания в Устюжну Железопольскую». Изучены содержащиеся в нем сведения по истории новгородской церкви, подробно рассмотрен вопрос о деятельности упомянутых в послании десятинников. Произведен текстологический анализ использованных в послании цитат и выполнено их сопоставление с источниками. Проанализирован авторский стиль Феодосия, выявлено умелое применение им традиций церковной практики XVI в.

Ключевые слова: источниковедение, история России в XVI в., новгородский архиепископ Феодосий, Устюжна, десятинники

Литература, использованная в статье

Бочкарев, Вячеслав Александрович. Стоглав и история собора 1551 года. Историкоканонический очерк. Юхнов: Типография Подземского, 1906. 268 с.

Буланин, Дмитрий Михайлович. Феодосий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ленинград: Наука, 1989. Ч. 2. Вып. 2. С. 457-460.

Голубинский, Евгений Евсигнеевич. История Русской Церкви. Москва: Университетская типография, 1900. Т. 2. Кн. 1. 920 с.

Голубинский, Евгений Евсигнеевич. История Русской Церкви. 2-е изд. Москва: Университетская типография, 1901. Т. 1. Кн. 1. 968 с.

Гранстрем, Евгения Эдуардовна. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (XI-XV вв.) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Ленинград: Наука, 1974. Т. 29. С. 186-193.

Дмитриева, Руфина Петровна. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности // Книжные центры древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Ленинград: Наука, 1991. С. 3-15.

Дмитриева, Руфина Петровна. Волоколамские четьи сборники XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Ленинград: Наука, 1974. Т. 28.

С. 202-230.

Fontes / Источники

Жмакин, Василий Иванович. Митрополит Даниил и его сочинения / Изд. Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете. Москва, 1881. 873 с.

Жуков, Алексей Юрьевич. Начало христианизации и создание церковного управления // Православие в Карелии (XV - первая треть XX в.). Москва: Круглый год, 1999. С. 3-40. Зимин, Александр Александрович. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. Москва: АН СССР. 1958. 499 с.

Казакова, Наталия Александровна. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Москва; Ленинград: Академия наук СССР, 1960. 361 с.

Каптерев, Николай Федорович. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. Москва: Современные известия, 1874. 240 с.

Колобанов, Владимир Александрович. О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попом» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Москва; Ленинград: Академия наук СССР, 1958. Т. 14. С. 159-162.

Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. Санкт-Петербург: Типография Ю. А. Бокрама, 1874. Т. 7. Кн. 2. 529 с.

Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. Санкт-Петербург: Типография Ю. А. Бокрама, 1877. Т. 8. Кн. 3. 414 с.

Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. Москва: СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2006. 320 с.

Неволин, Константин Алексеевич. О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке. Санкт-Петербург: Императорская Академии наук, 1853. 415 с.

Подвигина, Наталия Львовна. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XÏÏ-XШ вв. / Под ред. В. Л. Янина. Москва: Высшая школа, 1976. 152 с. Покровский, Иван Михайлович. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Казань, 1897. Т. 1: XVI-XVII вв. 553 с.

Прилежаев, Евгений Михайлович. Новгородская Софийская казна // Журнал министерства народного просвещения. Санкт-Петербург, 1875. Август. С. 199-237.

Пугач, Иван Васильевич. Устюжна Железопольская и уезд в XVI - первой половине XVII в.: Территория, население, хозяйство: Диссертация кандидата исторических наук. Москва, 1999. 298 с.

Рыбаков, Александр Алексанрдович. Устюжна. Череповец. Вытегра. Ленинград: Искусство, 1981. 231 с.

Соловьев, Сергей Михайлович. История России с древнейших времен. 2-е изд. Санкт-Петербург: Общественная польза, 1896. Кн. 2. 1726 стб.

Филюшкин, Александр Ильич. «Послание к игумену» новгородского архиепископа Феодосия // Герменевтика древнерусской литературы. Москва: Языки славянской культуры; Прогресс-традиция, 2004. Сб. 11. С. 784-801.

Флоря, Борис Николаевич. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. Москва: Православная энциклопедия, 2007. 528 с.

Хрусталев, Михаил Юрьевич. Храмы Устюжны Железопольской // Устюжна: Историколитературный альманах. Вологда, 1993. Вып. 2. С. 12-29.

Черкасова, Марина Сергеевна. Документы по истории Устюженской десятины Новгородской митрополии в XVII - начале XVIII века // Вестник церковной истории. Москва, 2011. № 3/4 (23/24). С. 5-29.

Information about the article Author: Smirnova, Dina Dmitrievna, post-graduate of St.-Petersburg State University, St.-Petersburg, Russia, kvarn@rambler.ru

Title: The message of the Novgorodian archbishop Feodosiy to Ustjuzhna Jeleznopolskaya: about the sources and authors’s style

Summary: This article analyzes one of the messages of Novgorodian Archbishop Feodosiy (1491-1563): «The message in Ustyuzhna Zhelezopolskaya». Its information on the history of the Novgorod church are studied, the questions of the activities of desyatinnik’s mentioned in the message were analyzed. Both textual analysis of the quotes used in the message and their comparison with the sources was made. Feodosiy’s literary style was also explored, his skillful using of the traditions of the church practices was discovered.

Keywords: Source studies, Russian history of the 16th century, the novgorodian archbishop Feodosiy, Ustjuzhna, desjatinniki

References

Bochkarev, Vyacheslav Aleksandrovich. Stoglav i istoriya sobora 1551 goda. Istoriko-kanonicheskiy ocherk [The Hundred Chapters and the History of the 1551 Council. Historical-cannonicalEssay]. Yukhnov: Tipografiya Podzemskogo, 1906. 268 s.

Bulanin, Dmitriy Mikhaylovich. Feodosiy, in Slovar ’ knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi. Leningrad: Nauka, 1989. Ch. 2. Vyp. 2. S. 457-460.

Golubinskiy, Yevgeniy Yevsigneevich. Istoriya Russkoy Tserkvi [History of the Russian Church], Moskva: Universitetskaya tipografiya, 1900. T. 2. Kn. 1. 920 s.

Golubinskiy, Yevgeniy Yevsigneevich. Istoriya Russkoy Tserkvi [History of the Russian Church], 2-e izd. Moskva: Universitetskaya tipografiya, 1901. T. 1. Kn. 1. 968 s.

Granstrem, Yevgeniya Eduardovna. Ioann Zlatoust v drevney russkoy i yuzhnoslavyanskoy pis’mennosti (XI-XV vv.) [John Chrysostom in the Ancient Russian and South Slavic literature (11th-15th centuries)], in Trudy Otdela drevnerusskoy literatury Instituta russkoy literatury. Leningrad: Nauka, 1974. T. 29. S. 186-193.

Dmitrieva, Rufina Petrovna. Iosifo-Volokolamskiy monastyr’ kak tsentr knizhnosti [St. Joseph Volokolamsk Monastery of the Dormition as a Main Center of the Booklore], in Knizhnye tsentry drevney Rusi. Iosifo-Volokolamskiy monastyr kak tsentr knizhnosti. Leningrad: Nauka, 1991. S. 3-15. Dmitrieva, Rufina Petrovna. Volokolamskie cheti sborniki XVI v. [Volokolamsk 16th century collection of the life of Saints], in Trudy Otdela drevnerusskoy literatury Instituta russkoy literatury. Leningrad: Nauka, 1974. T. 28. S. 202-230.

Zhmakin, Vasiliy Ivanovich. Mitropolit Daniil i ego sochineniya [Metropolitan Daniel and his Works]. Izd. Imperatorskogo Obshchestva istorii i drevnostey rossiyskikh pri Moskovskom uni-versitete. Moskva, 1881. 873 s.

Zhukov, Aleksey Yur’evich. Nachalo khristianizatsii i sozdanie tserkovnogo upravleniya [The Beginning of the Christianization and Establishment of Church Management], in Pravoslavie v Karelii (XV-pervaya tretXXv.). Moskva: Krugliy god, 1999. S. 3-40.

Zimin, Aleksandr Aleksandrovich. I. S. Peresvetov i ego sovremenniki. Ocherki po istorii russkoy obshchestvenno-politicheskoy mysli serediny XVI veka [I. S. Peresvetov and His Contemporaries. Essays on the History of Russian Social and Political Beliefs of the Middle of the 16th Century]. Moskva: AN SSSR, 1958. 499 s.

Kazakova, Nataliya Aleksandrovna. Vassian Patrikeev i ego sochineniya [Vassian Patrikeyev and his Works]. Moskva; Leningrad: Akademiya nauk SSSR, 1960. 361 s.

Fontes / Источники

Kapterev, Nikolay Fedorovich. Svetskie arkhiereyskie chinovniki v Drevney Rusi [Secular Episcopal Officials in Ancient Russia], Moskva: Sovremennye izvestiya, 1S74. 240 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kolobanov, Vladimir Aleksandrovich. O Serapione Vladimirskom kak vozmozhnom avtore «Poucheniya k popom» [Of Serapion of Vladimir as a Possible Author of «Sermons to Orthodox Priests»], in Trudy Otdela drevnerusskoy literatury Instituta russkoy literatury. Moskva; Leningrad: Akademiya nauk SSSR, 195S. T. 14. S. 159-162.

Makariy (Bulgakov), mitr. Istoriya russkoy tserkvi [The History of the Russian Church]. Sankt-Peterburg: Tipografiya Yu. A. Bokrama, 1S74. T. 7. Kn. 2. 529 s.

Makariy (Bulgakov), mitr. Istoriya russkoy tserkvi [The History of the Russian Church]. Sankt-Peterburg: Tipografiya Yu. A. Bokrama, 1S77. T. S. Kn. 3. 414 s.

Makariy (Veretennikov), arkhim. Iz istorii russkoy ierarkhii XVI veka [From the History of Russian Hierarchy of the 16th century]. Moskva: Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 2006. 320 s. Nevolin, Konstantin Alekseevich. O pyatinakh i pogostakh Novgorodskikh vXVI veke [Of Provinces and Churchyards of Novgorod in the 16th Century]. Sankt-Peterburg: Imperatorskaya Akademii nauk, 1S53. 415 s.

Podvigina, Nataliya L’vovna. Ocherki sotsial’no-ekonomicheskoy i politicheskoy istorii Novgoroda Velikogo v XII-XIII vv. [Essays on the Socio-Economic and Political History of Novgorod the Great in the 12th-13th centuries]. Ed. by V. L. Yanin. Moskva: Vysshaya shkola, 1976. 152 s.

Pokrovskiy, Ivan Mikhaylovich. Russkie eparkhii v XVI-XIX vv., ikh otkrytie, sostav i predely: Opyt tserkovno-istoricheskogo, statisticheskogo i geograficheskogo issledovaniya [Russian Diocese Between 16th and 19th centuries, Their Discovery, Composition and Limits: The Experience of Religious Historical, Statistical and Geographical Research], Kazan’, 1S97. T. 1: XVI-XVII vv. 553 s. Prilezhaev, Yevgeniy Mikhaylovich. Novgorodskaya Sofiyskaya kazna [St Sophie of Novgorod’s Treasury], in Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Sankt-Peterburg, 1S75. Avgust. S. 199-237.

Pugach, Ivan Vasil’evich. Ustyuzhna Zhelezopolskaya i uezd v XVI - pervoy polovine XVII v.: Territoriya, naselenie, khozyaystvo [Ustyuzhna-Zheleznopolskaya and the District in the 16th - First Half of the 17th Century: Territory, Population, Economy]: Dissertatsiya kandidata istoricheskikh nauk. Moskva, 1999. 29S s.

Rybakov, Aleksandr Aleksanrdovich. Ustyuzhna. Cherepovets. Vytegra. Leningrad: Iskusstvo, 19S1. 231 s.

Solovev, Sergey Mikhaylovich. Istoriya Rossii s drevneyshikh vremen [History of Russia From the Earliest Times]. 2-e izd. Sankt-Peterburg: Obshchestvennaya polza, 1S96. Kn. 2. 1726 stb. Filjushkin, Aleksandr Il’ich. «Poslanie k igumenu» novgorodskogo arkhiepiskopa Feodosiya [«Message to the abbot» of the Archbishop of Novgorod Theodosius], in Germenevtika drevnerusskoy literatury. Moskva: Yazyki slavyanskoy kultury; Progress-traditsiya, 2004. Sb. 11. S. 7S4-S01.

Florya, Boris Nikolaevich. Issledovaniya po istorii Tserkvi. Drevnerusskoe i slavyanskoe srednevekov’e [Studies in the History of the Church. Ancient Russian and Slavic Middle Ages]. Moskva: Pravoslavnaya entsiklopediya, 2007. 52S s.

Khrustalev, Mikhail Yur’evich. Khramy Ustyuzhny Zhelezopol’skoy [The Churches of Ustyuzhna-Zheleznopolskaya], in Ustyuzhna:Istoriko-literaturnyi al’manakh. Vologda, 1993. Vyp. 2. S. 12-29. Cherkasova, Marina Sergeevna. Dokumenty po istorii Ustyuzhenskoy desyatiny Novgorodskoy mitropolii v XVII - nachale XVIII veka [Documents on the History of Ustyuzhna Tithing of the Novgorod Metropolitanate in the 17th - Beginning of the 1Sth Century], in Vestnik tserkovnoy istorii. Moskva, 2011. № 3I4 (23I24). S. 5-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.