УДК 07.00.07
ПОСЕЛЕНИЕ И ЖИЛИЩЕ АКУШИНЦЕВ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
© 2012 Гаджимусилов Г.М.
Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН
Изучены поселения и жилища акушинцев конца XIX - начала XX вв., определены их отличия от жилищ и поселений других народов Дагестана, сходства с ними, а также самобытные черты.
The author of the article researches Akusha villagers ’ settlements and dwellings of the period since the 19th century till the beginning of the 20th one, defines their differences from other Dagestan peoples ’ settlements and dwellings, their likeness and original features.
Ключевые слова: родовое поселение, терраса, жилище, балка, сторожевая башня, традиция.
Keywords: tribe settlement, terrace, dwelling, beam, watchtower, tradition.
Во многом при выборе места для поселения акушинцы придерживались тех же принципов, что и другие жители горного и высокогорного Дагестана. Прежде всего это оборонительный фактор и наличие вблизи поселения земли, пригодной для пахоты, сенокосов и пастбищ [2. С. 99].
В более ранний период истории акушинцы жили в родовых поселениях. Причем уже тогда в одном поселении жили несколько тухумов. Примерно в XV веке начинается укрупнение поселений, т.е. родовые поселения объединяются в территориальные. Такое явление наблюдалось почти у всего населения горного Дагестана [5. С. 46]. Примером создания территориального поселения у акушинцев является селение Гинта. Название села можно объяснить двояко. Первое: поселение похоже на скирду (на даргинском языке -«Х1инт1а»). Второе предположение тоже связано со скирдой, но уже в другом ракурсе: при возведении скирды снопы
для сушки укладываются полукругом вокруг места скирдования. Село образовалось из четырех родовых поселений, расположенных вокруг современного местоположения:
«Гъумрила г1яя», «Г1яялла хъяб», «Г1яя», «Халасанна бек1». В новом селе каждое из этих поселений образовали свои родовые кварталы. Жители Гъумрила г1яя (тухумы Ц1енкухъали, Саламхъали) - Халакъат (большой квартал), Аккайхъали (из Г1яялла хъяб) -Багникъат (средний или центральный квартал), Юнусхъали и Парххъали (из Г1яя) - Цулхахъат, Куссахъали и Мях1яйхъали (из Халасанна бек1) -Палжни. Образование более крупных территориально-родовых поселений акушинцев, так же как у других народов Дагестана, имеет ряд причин: нехватка свободной земли поблизости, усиление общения между родовыми поселениями, но прежде всего это защита от нашествий. «Археологический материал и устная традиция относят к этому
периоду (XIII веку - Г.Г.) изменение типа расселения на большей части территории Дагестана: начавшийся кое-где еще в XII в. процесс сселения небольших поселков (населенных либо большими семьями, либо тухумами) в селения современного типа, вмещавшие целую сельскую общину» [5. С. 46]. Укрупнение и образование новых сел акушинцев происходило и иными путями. Например, путем слияния двух близлежащих поселений (Гапшима и Мегва). А появление новых сел, как и в других местах, сопровождалось выселением неугодных им людей. По преданию в селении Бутри жил талкан (хан) по имени Аку с четырьмя братьями. Но не было согласия между талканом и сельчанами. Жители села взбунтовались против своих угнетателей и изгнали их. Аку с братьями основали новое село Акуша (село Аку) [5. С. 256].
Характеризуя традиционное
поселение акушинцев, можно, как было указано выше, утверждать, что определенное влияние на внешний вид оказали природно-экономические и общественно-политические условия. К последним можно отнести переход народов Дагестана к классовому обществу [8. С. 41].
Внешне селения Дагестана имеют различные формы в зависимости от рельефа, характера местности: кучевую, ступенчатую и горизонтальную. Горизонтальная форма характерна для равнинных поселений, кучевая и ступенчатая - для горных и высокогорных селений. Обычно селения кучевой формы бывают небольших размеров, и на относительно небольшой территории дома построены там, где только есть возможность прилепить их, хотя это связано со многими неудобствами: теснотой, трудностью при пользовании водой. Основными элементами этого поселения являются глухие дома - замкнутые комплексы жилых и хозяйственных помещений, тесно прижатых друг к другу, не создающих каких-либо линий. Селение
имеет слегка вытянутое или круглое очертание. Примером такого поселения акушинцев может послужить родовое поселение Гъумрила г!яя на территории современного селения Гинта. Оно расположено на небольшом выступе горы между двумя ущельями. К нему идут две дороги, которые хорошо проглядываются из поселения. Одна дорога ведет в сторону современного Дахадаевского района, другая (нижняя) -в сторону селения Акуша. Рядом с поселением нет никаких рек. Есть только маленький родник в пещере, находящейся непосредственно рядом с поселением. На территории расселения акушинцев почти не встречается обрывистых скал, поэтому поселения кучевой формы здесь не очень распространены. Поселения,
расположенные на склоне горы, обычно принимают форму ступенчатую и имеют несколько видов, образованных степенью наклона местности. Дома, стоящие в одном горизонтальном ряду, примыкая друг к другу, образуют как бы линию, большей частью неровную и непрямую, следующий ряд домов имеет такую же нечеткую линию. Так как последующий ряд стоит выше по склону, то участок при сплошной застройке принимает ступенчато-террасообраз-ный вид. В некоторых аулах таких ступеней-домов по вертикальной плоскости можно насчитать до тридцати [8. С. 42]. Это зависело от размеров самого поселения и количества его жителей. Больше всего таких ступеней насчитывается в селениях Усиша и Акуша (до 25). В селении Гинта таких террас около 10. Количество террас-ступеней зависело и оттого, какова длина горизонтальных рядов. Большинство поселений акушинцев имеет именно такую планировку (Усиша, Акуша, Гинта, Гапшима, Бутри). Во всех этих селениях плохо прослеживаются горизонтальные ряды -террасы, они изгибаются, прерываются, и правильнее будет назвать эту форму поселения беспорядочно ступенчатой.
Изредка, но встречаются у даргинцев-акушинцев поселения горизонтальной формы - застроен более или менее ровный участок на речной террасе, ровном плато (селение Муги). Для всех поселений даргинцев-акушинцев
обязательной планировочной деталью был годекан (гумай, кумаси). На таком годекане мужчины проводили все свое свободное время. Он был зачастую информационным центром для сельчан. Здесь узнавали новости из других сел. Сидеть на годекане имели право только женатые. Молодежь стояла рядом с годеканом и слушала, о чем говорили аксакалы. Годеканы также были своеобразными центрами воспитания [6. С. 66]. В настоящее время почти ни в одном селении годеканы не сохранились. В селении Гинта от него остался лишь врытый в землю камень высотой чуть больше метра с отверстием в верхней части для отделки шкур. Это свидетельствует о том, что, беседуя, мужчины параллельно занимались кое-какими делами: обрабатывали шкуры, вырезали ложки и т.д. Годеканы больших размеров были лишь в центрах обществ: Акуша, Усиша, Муги. В
селении Акуша такая центральная площадь в настоящее время превратилась в место субботнего базара. Если у некоторых народов Дагестана она находилась внутри селения, то здесь в большинстве случаев она как бы примыкала к селу, была расположена в нижней части села, которая была более или менее ровной и где проходила дорога к селу.
В XIX веке селения акушинцев были небольшими. Возможно, небольшие
размеры поселений объясняются тем, что в результате роста населения начинался процесс расселения из села и образования новых сел. Например,
селение Акуша имеет несколько
отселков: Ургуба, Семга, Инзи и др.
Современные села Бургимак, Узни, Чини, Айникаб в прошлом также были отселками селения Акуша.
При выборе места для поселения большое значение придавалось и тому, насколько близко находились от него пашни, сенокосы и пастбища. Правда, из-за скученности (расстояние между селениями Гинта и Бутри 3 км, Гинта и Курки - 1 км, Усиша и Гинта - 6 км, Акуша и Усиша - 5 км, Акуша и Гапшима - 8 км) многие поселения не имели в достаточном количестве таких земель, особенно пастбищ и сенокосов. В этом смысле повезло поселениям, граничащим с территорией Кайтагского уцмийства: Бутри, Гинта и Усиша.
Достаточно сенокосов и пастбищ также у селения Гапшима, расположенного на границе с сюргинцами.
Ни в одном поселении акушинцев не обнаружены остатки крепостных стен, сторожевая башня сохранилась только в селение Гапшима. Она имеет небольшие размеры, так как сооружена на значительной высоте над селением на крутом склоне. Построена она из «дикого камня» обычных размеров. Отсутствие оборонительных сооружений объясняется, скорее всего, тем, что акушинцы занимают как бы серединное место: на востоке и юго-востоке
граничат с Кайтагским уцмийством, на юго-западе - с сюргинцами, на севере -Урахинским и Мекегинским
обществами, на западе - с землями Аварского ханства. Так что нападений непосредственно на их территорию внешних захватчиков было невозможно. А наличие сторожевой башни в Гапшима говорит о том, что акушинцы опасались лишь притязаний уцмия Кайтагского. Также на территории акушинцев нет отселков, созданных в оборонительных целях, как, например, у аварцев [1. С. 39].
В XIX веке акушинцы строили в основном двухэтажные дома, были нередки и одноэтажные. Это зависело от достатка хозяина. Первый этаж дома использовали для хозяйственных нужд: помещение для скота (дерхъ), хозяйственный навес для хранения сельскохозяйственного инвентаря. Все
дома имели дворики (азбар), отгороженные от улиц стеной. В стенах были ворота (ирхъяй, къапу) из грубо отесанных толстых досок, с обычной деревянной притолокой. Были проемы ворот и с арочным перекрытием. Ворота состояли из двух половинок. Двигались (открывались и закрывались) ворота в круглых углублениях (внизу углубление делали в камне, наверху - в деревянной перекладине). Чтобы ворота не портились от дождя и жары, над ними делали небольшие навесы и со стороны улицы, под которыми в обязательном порядке сооружались скамейки по обеим сторонам ворот. В отличие от других народов Дагестана (например, жителей Кайтага), акушинцы меньше придавали значения внешнему виду жилища, хотя в некоторых селениях (Акуша, Усиша) и в настоящее время можно встретить красивые старинные дома из тесаного камня. Такой камень добывали в окрестностях современного селения Дубри Акушинского района. Обычный камень для строительства жилищ в каждом поселении добывали в основном на своей территории. Наиболее распространенная форма жилища акушинцев - дом с комнатами в ряд. В таких домах все двери выходили на веранду (сихъала). Дома строились из камня, крыша (хъалги, хъалч) плоская. Для навесов, перекрытий первых этажей широко использовались арки (селение Гинта). Проемы между арками закладывали плоскими каменными плитами (хіяна) и засыпали землей. Перекрытия второго этажа были деревянные. Бревна были привозные с территории современных
Сергокалинского и Дахадаевского районов. Бревна клали так, чтобы они слегка выступали над стеной. На бревна клали короткие деревянные горбыли (дирихъле) или плоские каменные плиты, на них настилали солому, чтобы земля не сыпалась в помещение. Если бревна были короткими, на стены клали толстую четырехугольную балку, которая проходила под потолком
посередине комнаты, и подпирали
столбом (тІал) с капителью, которую ставили посередине комнаты (капителью зачастую служил четырехугольный короткий деревянный чурбан,
зауженный по направлению к балке с обеих сторон, но встречались и резные капители). Несущая балка (ццехни) опиралась на стены, перпендикулярные комнатным дверям. Вокруг крыши ставили ряд камней (карниз), все это засыпали землей и утрамбовывали специальными каменными катками «хъалги ккурбиркьан», «муккури». Водостоком служил каменный желоб, встроенный в карниз и придавленный камнем. Обычно такие водостоки
устанавливали по углам. На потолке оставлялись световые отверстия. Позднее стали оставлять небольшие окна в стенах.
Техника строительства домов была почти такая же, как и у других горских народов Дагестана. Фундамент глубиной 5G-60 см, почти столько же ширина стены у основания. Стены возводили кверху суживающимися. Камни сцеплялись друг с другом глиняным раствором. На внутренней стороне стены делались ниши. Стены (внутренняя поверхность) обмазывались глиной, перемешанной с навозом и рубленой соломой. Раствор готовился следующим образом: глину замешивали водой,
постепенно добавляя навоз и солому. Долго месили ногами. Потом оставляли на некоторое время и только после этого начинали обмазывать стены. Такую
работу у акушинцев выполняли женщины. Все работы по строительству дома выполняли коллективно. На помощь строящемуся приходили родственники и соседи. А в некоторых селениях помогало все население.
Устраивались своеобразные субботники (билхъа) [2. С. 112]. От хозяина
требовали только угощение. Такой обычай был распространен у многих народов Дагестана. В некоторых
сюргинских селах Акушинского района этот обычай сохранился и сейчас.
При строительстве одноэтажных домов пол комнат делали несколько выше от земли, поэтому получался высокий порог. Пол в таких жилищах был глиняным. Землю утрамбовывали и мазали сверху жидким раствором специальной глины (хьанціа гіянччи). Количество комнат в жилище зависело от количества жильцов. Лестницы в двухэтажных домах были каменными.
Своеобразным добавлением к внешнему виду жилищ акушинцев являются кизячные стенки, которые ставились по краям крыши, обычно с боковых сторон. Там кизяк сушился и потом употреблялся в качестве топлива. Подобные стенки и сейчас можно видеть в селениях сюргинцев. Стенки из кизяков продолжают и сейчас складывать жители селений Гинта, Бутри, Усиша, но уже не на крышах.
Внутреннее устройство жилища даргинцев-акушинцев мало чем отличается от подобных жилищ других народов горного Дагестана. Независимо от количества комнат жизнь семьи проходила в одной комнате. Здесь же хранили и продукты питания. Она
служила и кухней, и столовой, и спальней. В комнату вела одностворчатая дверь (встречались и двустворчатые). Она была по современным меркам не очень большая, низкая и узкая. Посередине комнаты располагался открытый очаг без
дымохода. Пищу готовили на
треножнике «ціуппи». Цепи для
подвешивания котла над огнем даргинцы-акушинцы использовали, в отличие от кайтагов, редко. Постепенно очаг из середины комнаты перемещается к стене (камин у стены с дымоходом) (анкъи) [4. С. 233]. Такие камины ставили произвольно. В селении Гинта в старых домах до сих пор встречаются камины, устроенные между дверью и окном, у боковых стен. Дымоход делали из сплетенных прутьев, обмазанных с обеих сторон глиной. Рядом с дымоходом или на нем сооружались полочки для мелкой посуды. Тут же на
стене висела деревянная подставка для хранения ложек и вилок (алтІуне гьалкьан), обычно имеющая три отсека. Прямо над очагом делался специальный выступ (кьасси), на который ставили светильник (шайтІан чирагъ). Для приготовления пищи использовали треножник (цІуппи) или цепь, прикрепленную к стенам дымохода.
У стены, противоположной входу, во всю ее длину устраивалось возвышение (у гинтинцев, тагъ), покрытое домотканым полосатым паласом. На этой своеобразной тахте спали вповалку все члены семьи, особенно зимой, когда в целях экономии обогревали только одну комнату. Всю большую посуду, оружие и повседневную одежду развешивали на деревянных колышках по стенам, на балках и столбах, так было принято у всех горских народов [3. С. 33].
Как уже было сказано выше, в двухэтажных жилищах первый этаж был хозяйственным. Здесь располагался сарай для скота (дерхъ). Внутри он делился на отделения для крупного и мелкого скота. Для устройства кормушек обычно использовали камень. На противоположной от входа стене делались ниши с углублениями и треугольными верхами. Телят и ягнят, родившихся зимой, держали в первые дни в отапливаемой жилой комнате под плетеной корзиной (масдахан). В отличие от кайтагцев сараи для сена строили редко. Обычно их строили из камня. В стенах сараев оставляли треугольные или четырехугольные отверстия для вентиляции. Крыши сараев были плоские. Большинство акушинцев хранили сено во дворе или на крыше в стогах.
Таким образом, поселения и жилища акушинцев в целом почти ничем не отличались от поселений и жилищ других народов Дагестана, особенно его горной и высокогорной части. Имелись лишь некоторые особенности, связанные с естественно-географическими
условиями обитания и хозяйственной | деятельностью.
Примечания
1. Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. М., 1988. 2. Алимова Б. М. Кайтаги. XIX - начало XX в. М., 1998. 3. Воронов Н. И. Из путешествия по Дагестану // Кавказские горцы. Сборник сведений в 3-х томах. Т. 1. М., 1992. 4. История народов Северного Кавказа. Конец XVIII в. -1917 год. М., 1988. 5. Магомедов Р. М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. 6. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 7. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1957. 8. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев. М., 1988.
Статья поступила в редакцию 11.05.2012 г.