Научная статья на тему 'Образование союза сюргинских селений'

Образование союза сюргинских селений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование союза сюргинских селений»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2007. № 1. С. 29 - 35.

Р.М. Султанбеков ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА СЮРГИНСКИХ СЕЛЕНИЙ

В истории народов Дагестана имеется ряд вопросов, не ставших еще предметом исследований. Одним из таких неосвещенных вопросов является и проблема образования союза Сюрга. В дагестанской исторической литературе нет специальной работы, посвященной разработке этой проблемы, лишь в трудах некоторых авторов имеются отдельные сведения об образовании союза (Алиев Б.Г., 1981. С. 44-62; Магомедов Р.М., 1999. С. 191-192; Маммаев М.М., 2005.

С.69-74). Опираясь на имеющиеся в нашем распоряжении письменные источники, в данной статье поставлена цель выяснить время и причины

образования союза Сюрга.

Территория, занимаемая сюргинцами, расположена в основном в горной зоне внутреннего Дагестана, в юго-западной части нынешнего Акушинского и западной части нынешнего Дахадаевского районов.

Соседями сюргинцев были Акуша-Дарго - на севере, Казикумухское ханство

- на западе, Буркун-Дарго - на юге, Кайтаг-Дарго (общество Иц1ари, Г апш, Г анк)

- на востоке. Один из отрогов хребта Кокма-Даг проходит на юге территории союза, образуя собой границу с южными соседями. От Шуну-Дага идет крутой хребет Салухъ, который служит границей Сюрга с Акуша-Дарго (Берже А., 1856. С.328; Алиев Б.Г., УмахановМ.-С.К, 1999. Т.1. С.284).

Исторически Сюрга подразделяется на верхнюю (хъарсирх1яла) и нижнюю зоны (хьарсирх1яла). К верхним сюргинцам относятся сельские общества Урари, Дуакар, Наци, Нахки, Карбучимахи, Цугни, Гулебки, Ургани и их отселки, где климат более суров, чем в нижней зоне. К нижней зоне относятся Ураги, Сутбук, Урцаки, Бакни, Хуршни, Мирзидта, Гуладты, Дзилебки.

Источники свидетельствуют о непрерывности исторического процесса на данной территории, как и на всей территории Дагестана.

Первым государственным образованием, куда входила территория, на которой впоследствии образовался Сюргинский союз, являлась Кавказская Албания. Большинство исследователей Кавказкой Албании уверенно включают Дагестан в ее состав (Юшков С.В., 1937; Ямпольский З.И., 1949).

Распад Кавказкой Албании, вернее включение ее в состав Ирана в качестве отдельного наместничества с сер. V в., и внутренние социально-экономические процессы привели к дальнейшему укреплению территориальной общины и образованию на территории современного Дагестана ряда мелких политических объединений - Дербенд, Лакз, Табасаран, Серир, Гумик, Кайтаг, Филан, Маскат, Зирихгеран и др. (Шихсаидов А.Р., 1969. С.31). Они известны нам по сведениям арабских авторов X - XI вв., описавших события арабских завоеваний в Дагестане. В VIII - XII вв., как указывают источники, на территории современного проживания даргинцев существовал ряд государственных образований, таких как Зирихгеран, Хамзин или Хайзан, ал-Карах, Шандан и Филан (Алиев Б.Г., 1999. С.59). Каждое из них объединяло определенные племенные группы даргинцев. Относительно того, в какое из этих государственных образований входило Сюрга, ответить достаточно сложно. Здесь

мнения исследователей расходятся.

Ряд исследователей считают, что Сюрга вместе с Акуша-Дарго и Каба-Дарго вошла в состав раннефеодального владения Шандан. В.Ф. Минорский, опираясь на сведения арабских авторов, локализует Шандан в пределах территории, где проживают даргинцы, в долинах р. Холла-Херк и р. Акушинка (Минорский В.Ф., 1963. С.140). В таком случае ряд сюргинских селений (Хуршни, Мирзидта, Гуладты), расположенных в долине р. Хола-Херк, могли в какое-то время входить в состав Шандана. Б.Г. Алиев пишет, что Шандан был расположен в среднем Дагестане, где живут именно даргинцы, раньше входившие в состав Акуша-Дарго, Сюрга, Каба-Дарго (Алиев Б.Г., 1972. С.18). Тогда, согласно сведениям ал-Баладзори, Мерван после покорения Серира и Тумана (Гумик) должен был вступить в Шандан, так как пройти из Гумика в Зирихгеран, минуя территорию Сюрга, невозможно. Шандан же ал-Баладзори располагает северо-западнее Хайзана (Баладзори, 1927. С.19). Да и сам размер наложенной арабами на Шандан дани в 5 тыс. мер зерна ежегодно кажется невероятно малым по сравнению с другими владениями (Серир - 100 тыс. мер, Туман - 50 тыс. мер, Зирихгеран - 10 тыс. мер.) (Баладзори, 1927. С.19 - 20), что свидетельствует о небольших размерах территории Шандана.

Неясность вопроса о локализации Шандана и продолжающиеся дискуссии среди исследователей не позволяют на сегодняшний день с уверенностью утверждать, что Сюрга входила именно в раннефеодальное владение Шандан.

Последнее известие о Шандане связано с исламским походом на него дербентцев в 432 г. хиджры (1040 г.), так как в дальнейших сообщениях арабских авторов Шандан не упоминается (Минорский В.Ф., 1963. С.78).

Сохранилось немало преданий и легенд о борьбе сюргинцев с арабскими завоевателями. В с. Хуршни бытует предание о приходе арабов. Сражение между его жителями и арабами состоялось на вершине скалы, где располагалось поселение Хула ши. На помощь пришли жители соседних поселений. Но они не смогли устоять. Хула ши и остальные поселения были сожжены дотла (Полевой материал..., 2003).

По мнению М.М. Мамаева, на рубеже IV - V вв. происходит объединение земель сельских обществ Сюрга, Буркун-Дарго и Зирихгеран-Кубачи в единое «царство» Зирихгеран (Маммаев М.М., 2005. С.69). Данная точка зрения подтверждается и сообщениями арабских авторов (ал-Баладзори, ал-Якуби, Ибн ал - Асир) (Маммаев М.М., 2005. С.73), которые маршрут похода арабского полководца Мервана в горный Дагестан дают в единой последовательности: Серир - Туман (Гумик) - Зирихгеран - Хайзан (Хайдак) - Табасаран - Лакз, что позволяет локализовать Зирихгеран между Туманом (Гумик) и Хайзаном (Хайдак) на территории, занимаемой кубачинцами, сюргинцами и буркун-даргинцами.

Зирихгеран, название которого закрепилось за современным с. Кубачи, в ранний период включал в себя большую территорию, чем само Кубачи. «Под названием Зирихгеран, - пишет М.М. Маммаев, - подразумевается как столица, так и все «царство» (владение) - государственное образование, включающее кроме Кубачи и окружающих родовых поселков и еще ряд селений Кубачинско-даргинского нагорья - Амузги, Шири, Сулевкент, Урари, Ашты и др.» (Маммаев М.М., 2005. С.244).

Причинами объединения сельских обществ Кубачинско-даргинского нагорья в единое раннесредневековое государственное образование Зирихгеран стали: во-

первых, необходимость защиты от иранской агрессии, особенно при Сасанидах в период правления Хосрова Ануширвана; во-вторых, сохранение независимости и самостоятельности от усиливающихся соседних владений Хайдака и Гумика; в-третьих, в какой-то мере в объединении в единое «царство» был заинтересован сам Иран для удобства сбора дани и управления.

Наиболее подробные сведения о Зирихгеране имеются у Масуди. Он называл его «царством Зеркерань означающим «кольчужные мастера» на персидском языке, так как многие из жителей этого государства - мастера кольчуг, стремян, удил, мечей и других железных вещей» (Масуди, 19G8. С.52).В сообщении речь идет не об одном городе или нескольких селениях, а о царстве Зирихгеран, т.е. обширной территории. Далее Масуди сообщает: «Страна их недоступна и, благодаря ее недоступности, они защищены от соседних с ними племен» (Масуди, 19G8. С.52). Опять же речь идет о стране, т.е. целой области. Масуди -единственный из арабских авторов, который неточно располагал Зирихгеран между Гумиком и Сериром. Видимо, автор получил информацию через третьи лица, не имея возможности самому побывать в горном Дагестане.

Земледельческий характер дани, наложенной арабами на Зирихгеран - 1G тыс. мер зерна (Баладзори, 1927.С.19), указывает на то, что для части населения Зирихгерана к тому времени земледелие являлось основным занятием, а именно для сюргинцев и буркун-даргинцев, так как кубачинцы - это ремесленники-оружейники.

В «Тарихи Дагестан» Мухаммеда Рафи Зирихгеран наряду с Аваром и Сахлью назван землей (Мухаммед Рафи, 1871.С.23), хотя выше перечислены города и владения, а понятие земля всегда трактуется как обширная территория.

Р.М. Магомедов также придерживался точки зрения, что территория Зирихгерана распространялась вплоть до границ политического образования Казикумух, ссылаясь на сохранение кубачинского диалекта в Аштах, Дирбаге, Кунки (Магомедов Р.М., 1999. Т.1. C4G3). Легенды и предания кубачинцев также говорят о расположении древних земель их предков гораздо западнее - в легендарном Кар-Урбуке (Верхний Арбук) по притокам Уллу-чая. Данная гипотеза неокончательная и нуждается в доказательстве и подкреплении дополнительным материалом.

При арабах, по мнению Р. М. Магомедова, Сюрга находилась в составе Кайтага (Магомедов Р.М., 1968. Вып 2. С.83). Данная точка зрения не имеет под собой основы, так как согласно сведениям арабских авторов ал-Баладзори и Масуди на пространстве между Хайдаком и Гумиком перечислены самостоятельные политические образования ал-Карах и Зирихгеран (Баладзори, 1927. С.19), на которые в тот период влияние Хайдака не распространялось. Значит, и Сюрга никак не могла в то время находиться в составе Кайтага.

В XII - XIV вв. у сюргинцев, как и во всем Дагестане (Османов М. О., 1965. С.288), идет процесс объединения «родовых» (тухумных) поселений в

территориально-родовые и территориальные селения. Для объединения и слияния «родовых» поселений в более крупные территориальные единицы были как внутренние, так и внешние причины. К внутренним причинам можно отнести дальнейший рост производительных сил, расширение хозяйственных связей не только между самими общинами, но и между различными племенными группами. Из внешних причин можно выделить две - это необходимость защиты от

иноземных завоевателей и от притязаний соседних феодальных владений.

Как известно, этот период характеризуется борьбой народов Дагестана против татаро-монгольских завоевателей и войск Тимура. Прямых письменных источников, говорящих о борьбе сюргинцев против монголов и войск Тимура, у нас нет. Но возможно, что описываемый в «Тарихи Дагестан» поход монголов в союзе с Кайтагом на Кумух в 1240 г. (Мухаммед Рафи, 1871. С.25) не обошел стороной сюргинцев, так как монголы не упустили бы случая пополнить свои запасы в продуктах за счет соседних с Кумухом сюргинских селений. Некоторые источники косвенно указывают и на факт пребывания войск Тимура на территории Сюрга. «Продолжая разрушать и грабить населенные пункты, Тимур ворвался в Зерехгеран и Кайтаг, жители которых вынуждены были выразить покорность» (История Дагестана. 2004. Т.1. С. 234). После разорения Акуша-Дарго и падения укрепленной крепости Ушкуджа, достигнув с. Танти, Тимур не прошел в Сюрга через перевал, а повернул через горный хребет Лис на Зирихгеран. Сохранилось название дороги «Тимурла гьуни» (дорога Тимура) по маршруту Бутри - горный хребет Лис - Хуршни - Бакни - Сутбук - Урцаки -Кубачи (Полевой материал..., 2003), по которой прошел Тимур со своим войском. Эта борьба как один из главных внешних факторов и ускорила процесс объединения «родовых» поселений. «Монголо-татарские нашествия XIII - XV вв.,

- пишет М.О. Османов, - окончательно разорили и разрушили эти поселки и вызвали группирование отдельных «родовых» поселков (очень часто их остатков) в более далеких, укромных местах, менее доступных для завоевателей» (Гаджиева С.Ш., ОсмановМ.О., Пашаева А.Г., 1967. С.81).

Так образовались крупные сюргинские селения Урари, Цугни, Нахки, Наци, Гуладты, Дуакар, Хуршни. Вопрос образования крупных территориальнородовых селений в Сюргинском союзе достаточно подробно изучен, поэтому нет необходимости останавливаться на нем.

Процесс образования больших территориальных единиц на основе объединения небольших соседствующих «родовых» поселений происходил в тот период и в других территориях Дагестана (Рамазанов ХХ, Шихсаидов А.Р., 1964. С. 158).

Хронологические рамки образования некоторых населенных пунктов можно определить по эпиграфическим памятникам, обнаруженным Л.И. Лавровым. Так, в с. Гуладты в стене бывшей мечети сохранилась арабская надпись: «Возобновлена мечеть в месяце джумада-л-аввали, в его конце, в дату: восемьсот восемьдесят седьмой год. Строитель Хайдар б. Д-р-к. Дата точная: 18 июня - 17 июля 1482 г.» (Лавров Л.И., 1980. Ч.3. С.47). Данная надпись позволяет определить, что с. Гуладты образовалось гораздо раньше XV в., так как речь идет не о строительстве, а воссоздании мечети. Судя по всему, мечеть была разрушена какими-то иноземными завоевателями.

Эпиграфическая надпись на надмогильной плите из с. Мирзидта свидетельствует о существовании ислама и арабской письменности в Сюрга не позже XIV в. (Лавров Л.И., 1980. Ч. 3. С.19). Арабская надпись на одном могильном памятнике из с. Наци датируется XII в. (Лавров Л.И., 1966. Ч.1. С.21), это также позволяет говорить, что селение существовало гораздо раньше этого времени. Таким образом, хронологические рамки образования крупных селений в Сюргинском союзе можно отнести к периоду между X - XIV вв.

По вопросу образования союзов сельских общин среди исследователей нет единого мнения. Так, одни исследователи считают, что они образовались в

раннем средневековье, другие - в XII - XV вв., третьи - в XVI - XVII вв.

Начало объединения сюргинских общин в единый союз можно отнести ко времени распада «царств» Зирихгерана и Шандана. М.М. Мамаев отмечает, что «в результате политической децентрализации единого государства Зирихгеран (как и государств Лакз, Табасаран, Серир, и т.д.), в XI - XII веках происходит его распад на отдельные самостоятельные политические единицы - Кубачи, Сирха, Буркун-Дарго» (Маммаев М.М., 2005.С.244). Касаясь этого периода, Р.М. Магомедов писал, что уже «выделились даргинские земли: Акуша-дарга, Каба-дарга, Хамур-дарга, Кайтаг-дарга, Сюрга» (Магомедов Р.М., 1968. С.75). В сообщении арабского автора XII в. ал-Гарнати Зирихгеран предстает уже не как «царство» или «владение», а как «два селения» (Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати., 1971. С.26). Причиной распада Зирихгерана послужили стремление Кубачи, с одной стороны, и общества Сюрга и Буркун-Дарго, с другой, к обособленности и политической самостоятельности и еще их разная хозяйственно-экономическая деятельность (ремесленное производство Кубачи и земледельческо-скотоводческое хозяйство сюргинцев), складывавшиеся веками культурноэтнические различия (МаммаевМ.М., 2005. С.74).

Первое письменное упоминание о Сюрга также относится к XIV в. Первоначально в состав союза входило семь селений: Дайхар (Дуакар), Нухи (Нахки), Нуци (Наци), Галадди (Гуладты), Урйар (Урари), Суаниб (Цугни), Буламук (?) (Магомедов Р.М., 1999. С.192). Они и составляли основное ядро союза. В известном историческом сочинении Мухаммеда Рафи «Тарихи Дагестан», датируемом XIV в., дается «Перечень податей», которые платили кумухскому шамхалу, где перечислено и общество Сарахи (Сюрга): «... на жителей Сарахи с каждого дома по одному диргему...» (Мухаммед Рафи, 1871. С.23). Видимо, к этому времени союз сюргинских селений сформировался окончательно, так как речь идет не об отдельных селениях, а о едином обществе Сарахи. О том, какое селение выступило инициатором объединения в один союз, какое селение стало его центром, нам не известно. Сохранившиеся предания не дают нам однозначного ответа на этот вопрос. Согласно одному преданию центром союза было с. Нахки, другому - с. Наци, третьему - с. Цугни (Алиев Б.Г., 1982. Л.10).

Причины образования союза Сюрга те же, что и при образовании других союзов сельских общин Дагестана. К внутренним причинам относятся дальнейший рост производительных сил и связанное с этим усиление торговоэкономических связей обществ между собой. Внешней причиной объединения была опасность, которая исходила от феодальных владений, в частности от Кайтагского уцмийства и Казикумухского шамхальства. Существовала также постоянная угроза со стороны иноземных завоевателей. Все эти факторы, вместе взятые, и привели к образованию единого, прочного политического и экономического союза крупных территориальных селений под названием Сюрга.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что образование союза Сюрга происходило в период XII - XIV вв.

Союз Сюрга - известный в исторической литературе как Сирх!яла х!уреба, на местном языке назывался Сирх!яла, Сюрх!яла. Самоназвание объяснению не поддается, но существует несколько версий о его происхождении. Одна из версий, о которой писал Р.М. Магомедов, связана с созвучием названий Зирихгеран и Сирга (Магомедов Р.М., 1999. Т.1. С.189). По другой версии название союза

произошло от арабского слова «сирх!я», во мн. числе сирх!ян, означающего «волк, волки» (Кадибагомаева З.А., 2006. С.28). У сюргинцев также бытует это слово. Например, одни из них (цугнинцы), отделенные от верхних сюргинцев небольшим горным перевалом, называют последних буц!е - «волки», а те их называют х!яйтне - «тамошние или отдаленные». Третья версия связана с персидским словом сер - «гора». Слово «сергеран» этимологизируется так: сер -«гора», геран - «страна», страна гор. На наш взгляд, наиболее правдоподобной является версия созвучия первой части названий Зирихгеран и Сирха.

Покровительство казикумухского шамхала способствовало тому, что с сер. XVII в. Урари становится самым сильным джамаатом союза как в военном, так в и политическом отношении. Здесь же сосредотачиваются и союзные органы управления. Отношения Сюрга с Кайтагским уцмийством носили напряженный характер, причиной тому стало стремление Сюрга поставить под контроль соседние общества союзов Ицари и Буркун-Дарго (Журнал заседаний. Л.34).

Если отношения с Кайтагским уцмийством носили напряженный характер, то отношения с западным соседом - Казикумухским ханством являлись добрососедскими. По крайней мере, не известно ни одного документа, где бы говорилось о противоречиях или военных столкновениях между Сюрга и этим ханством, наоборот, имеющиеся в нашем распоряжении документы свидетельствуют о союзнических отношениях сюргинцев с Казикумухским ханством (Алкадари Г.-Э., 1994. С.73).

В тесном политическом союзе находились сюргинцы со своим северным соседом союзом Акуша-Дарго (Магомедов Р.М., 1977.Вып.1. С.95). Еще с давних времен у сюргинцев сложились дружеские отношения с акушинцами, так как их объединяло осознание этнического и территориального единства в далеком прошлом.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы пришли к следующим выводам. Территория Сюрга осваивалась с глубокой древности в тесной взаимосвязи с другими народами Дагестана.

Первым государственным образованием, куда входили сюргинцы вместе с другими народами Дагестана, являлась Кавказская Албания. После распада Кавказской Албании в V в. и включения ее в состав Ирана, сюргинцы оказываются под властью сасанидского Ирана. В период с VIII - XII вв. сюргинцы вместе с буркун-даргинцами и первоначальным Зирихгеран-Кубачи объединились в единое раннесредневековое политическое образование Зирихгеран.

В XII в. в результате политической децентрализации Зирихгеран распадается на Кубачи, Сюрга и Буркун-Дарго. Причиной распада Зирихгерана послужило стремление Кубачи, с одной стороны, и общества Сюрга и Буркун-Дарго, с другой, к обособленности и политической самостоятельности.

Первое письменное упоминание о Сюрга относится к XIV в. В «Перечне податей», получаемых казикумухским шамхалом, названо общество Сарахи (Сюрга). О том, какое селение выступило инциатором объединения в один союз, какое селение стало его центром, нам не известно. Согласно одному преданию, центром союза было с. Нахки, другому - Наци, третьему - Цугни.

В последующие века Сюрга становится этнически и территориально единым, а экономически - достаточно сильным и развитым для того времени ооюзом сельских общин, у которого укрепляются собственные позиции на политической арене.

БИБЛИОГРАФИЯ

Алиев Б.Г., 1972. Кааба-Дарго в XVIII-XIX в. Очерк социально-политической истории. Махачкала.

Алиев Б.Г., 1981. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин в XVIII-XIX вв. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII -нач^К в. Махачкала.

Алиев Б.Г., 1982. История сел Сюргинского общества // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д.

214.

Алиев Б.Г, 1999. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII - пер. пол. XIX в. Махачкала.

Алиев Б.Г., Умаханов М-С. К., 1999. Историческая география Дагестана XVII

- нач. XIX в. Т.1. Махачкала.

Алкадари Г.-Э., 1994. Асари-Дагестан. Махачкала Берже А., 1856. Прикаспийский край // КК на 1857г. Тифлис.

Баладзори, 1927. Книга завоевания стран // Пер. Жузе. Баку.

Гаджиева С.Ш., Османов М. О., Пашаева А.Г., 1967. Материальная культура даргинцев. Махачкала.

Журнал заседаний Южно-Дагестанской сословно-поземельной комиссии от 29 апреля 1874г. // ЦГА РД. Ф.150. Оп.1. Д.6.

История Дагестана с древнейших времен до наших дней, 2004. Т. 1. М. Кадибагомаева З.А., 2006. Серхинцы и серхинский язык // Народы Дагестана. №1. Махачкала.

Лавров Л.И., 1966. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. На арабском, персидском, турецком языках. Ч.1. Надписи X-XVШ в. М.

Лавров Л.И., 1980. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. На арабском, персидском, турецком языках. Ч. 3. Надписи X-XX вв. М.

Магомедов Р.М., 1968. История Дагестана. Вып.2. Махачкала.

Магомедов Р.М., 1977. По аулам Дагестана. Махачкала, Вып. 1.

Магомедов Р.М., 1999. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Т. 1. Махачкала.

Маммаев М.М., 2005. Зирихгеран - Кубачи: Очерки по истории и культуре. Махачкала.

Масуди, 1908. «Из книги сообщений и знаний»/ Пер. с араб. Н. Караулова // СМОМПК. Вып. 38. Тифлис.

Минорский В.Ф., 1963. История Ширвана и Дербенда. М.

Мухаммед Рафи, 1871. Дагестанские летописи. Извлечения из истории Дагестана // ССКГ. Вып. V. Тифлис.

Османов М.О., 1965. Некоторые вопросы даргинской топонимики // УЗ ИИЯЛ Даг. филиала АН СССР. Т. XIV (серия историческая). Махачкала.

Полевой материал, собранный нами в 2003 г. в Дахадаевском районе.

Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (11131154): Публикация О.Г. Большакова и А.Л. Монгайта. М., 1971.

Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р., 1964. Очерки истории Южного Дагестана: материалы к истории народов Дагестана с древнейших времен до начала XX века. Махачкала.

Шихсаидов А.Р., 1969. Ислам в средневековом Дагестане (XII-XV вв.). Махачкала. Юшков С.В., 1937. К вопросу о границах Древней Албании// Исторические записки. Т.

1. М.

Ямпольский З.И., 1949. Из истории древней Кавказкой Албании. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.