Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FEDERAL LEGISLATION / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ELIGIBILITY REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарапова Н.В., Попова М.А.

В статье рассмотрены вопросы проблемы внедрения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения. Работники медицинских учреждений должны обладать соответствующим уровнем знаний, умений и навыков. При этом наиболее важной целью является подготовка специалистов, отвечающих требованиям работодателей, а также способных адаптироваться к изменяющимся конкурентным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В

ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Шарапова Н.В.1, Попова М.А.2 ©

1Кандидат экономических наук, доцент; 2студент.

ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет,

г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы проблемы внедрения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения. Работники медицинских учреждений должны обладать соответствующим уровнем знаний, умений и навыков. При этом наиболее важной целью является подготовка специалистов, отвечающих требованиям работодателей, а также способных адаптироваться к изменяющимся конкурентным условиям.

Ключевые слова: профессиональные стандарты; федеральное законодательство, квалификационные требования.

Keywords: professional standards; Federal legislation, eligibility requirements.

Как известно, для того, чтобы занять ту или иную должность кандидату необходимо соответствовать ряду требований, предъявляемым к нему как государством (например, Федеральные законы), так и работодателем (например, требования к опыту) [1]. Чтобы стать врачом, необходимо соответствовать нормативам, а именно Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому осуществлять медицинскую деятельность имеют права только те лица, которые получили медицинское или иное образование и имеющие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации. Для того, чтобы стать руководителем, специалистом или служащим в сфере здравоохранения, необходимо соответствовать квалификационным характеристикам, указанным в Едином квалификационном справочнике.

Однако в последнее время некоторые нормативы встают на второй план и на их место постепенно приходит новое для Российского законодательства понятие- «Профессиональный стандарт». Определения понятиям «Квалификация работников» и «Профессиональный стандарт» даны в Трудовом Кодексе.

Согласно Трудовому законодательству, а именно статье 195.1 ТК РФ понятие Квалификации работников трактуется следующим образом: "Квалификация работника -уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника."

В данном пункте так же дается определение понятию профстандарта. «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [11].

По структуре все профессиональные стандарты похожи, так как составляются на основе типового макета, утвержденного приказом Минтруда России от 12.04.13 №147н. Согласно данному нормативу профстандарт состоит из четырех разделов: первый раздел содержит общие сведения; во втором описаны трудовые функции, входящие в профстандарт; в третьем разделе указывается характеристика обобщенных трудовых функций; в четвертом разделе описываются сведения об организациях- разработчиках профстандарта [7].

Отличием квалификационных справочников является то, что каждый раздел посвящен одной должности или участку работ, а профстандарт может содержать в себе требования, предъявляемые к разным должностям (профессиям), разделять уровни квалификации

© Шарапова Н.В., Попова М.А., 2017 г.

работников и т.д. (уровни квалификации работников, используемые для разработки профстандартов, были утверждены приказом Минтруда России от 12.04.13 № 148н.) Можно сделать вывод, что в профессиональных стандартах трудовые функции работников описаны более четко и подробно, чем в квалификационных справочниках [4]. Особенно это важно в отношении квалификационных характеристик медицинских работников, которые в профстандарте содержатся в третьем разделе.

В будущем планируется, что профстандарты постепенно заменят квалификационные справочники (п. 16 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.14 № 487-р, п. 4 информации Минтруда России от 05.04.16).

На сегодняшний день в области здравоохранения приказом Министерства труда утверждено 6 профстандартов. Подробная информация о зарегистрированных профессиональных стандартах в данной области представлена в таблице 1. [12]

Таблица 1

Реестр утвержденных профессиональных стандартов в сфере Здравоохранения

№ Рег. № проф. стандарта Код проф. стандарта Вид проф. деятельности Наименование проф. стандарта Приказ Минтруда России Рег. № Минюста России Дата введения в действие

№ дата № дата

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 423 02.001 Врачебная практика в области педиатрии Специалист по педиатрии 400н 25.06.15 37980 10.07.15 26.07.15

2 508 02.002 Медико- профилактическая деятельность Специалист в области медико-профилактическ ого дела 399н 25.06.15 37941 09.07.15 24.07.15

3 647 02.003 Создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации Младший медицинский персонал 2н 12.01.16 40993 08.02.16 22.02.16

4 812 02.005 Стоматологическа я практика Врач- стоматолог 227н 10.05.16 42399 02.06.16 17.06.16

5 813 02.006 Организация и ведение фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств Провизор 91н 09.03.16 41709 07.04.16 23.04.16

6 814 02.007 Изготовление медицинской оптики Специалист по изготовлению медицинской оптики 607н 03.11.16

На стадии разработки находятся 33 проф. стандартов в данной области (Врач скорой медицинской помощи, Врач-акушер-гинеколог, Врач-аллерголог-иммунолог, Врач-кардиолог, Врач-невролог, Врач-нейрохирург, Врач-неонатолог, Врач-уролог, Врач-фтизиатр, Врач-хирург и другие). Их внедрение планируется на 2017г.

Обязанность применения профстандартов возникает в нескольких случаях: В части наименования должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений [6]. Наименование должностей, профессии или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Данная обязанность прописана в статье 57 ТК РФ.

Поэтому в отношении медработников, которым положены компенсации, льготы или ограничения, наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом [3]. Например, Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 установлена продолжительность рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности. В соответствии с Постановлением, санитарке рентгеновских, флюорографических кабинетов и установок, работа которой не менее половины рабочего дня непосредственно связана с оказанием помощи врачу при выполнении им работ по рентгенодиагностике, в учреждении, которое осуществляет освидетельствование граждан, больных туберкулезом, положена сокращенная 30-часовая рабочая неделя. То есть, в данном случае, работодатель обязан применять профстандарт «Младший медицинский персонал» в части соответствия наименования должности санитарки. (либо указать должность в соответствии с квалификационными справочниками).

С 1 июля 2016г. обязанность применять профстандарты возникает и в части требований к образованию, знаниям и умениям появилась у ряда работодателей. Обязательность применять стандарты появится, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер [5]. Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные акты (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Процесс внедрения профстандартов состоит из нескольких этапов: - На первом этапе необходимо создать рабочую группу по внедрению профстандартов [10]. Одному сотруднику внедрить целую систему невозможно. Наилучший вариант-сформировать рабочую группу и поручить ей разработать план по внедрению профстандартов [9]. Для начала директор предприятия (главный врач, руководитель) издает приказ в произвольной форме с точным указанием состава рабочей группы. Желательно, чтобы в состав рабочей группы входили представители из основных структурных подразделений (например, директор по персоналу, юрист, директор финансового отдела и т.д.). План работ по внедрению профстандартов утверждает руководитель или рабочая группа. Форма плана представлена в таблице 2.

Таблица 2

Форма плана работ по внедрению профстандартов

№ Задача Дедлайн Ответственный Критерий выполнения

- На втором этапе необходимо выполнить несколько подпунктов. Сначала необходимо выяснить какие профстандарты утверждены и есть ли в организации данные профессиональной деятельности. При этом информацию об утвержденных профстандартов необходимо брать только из официальных источников (сайт Министерства труда и социального развития). Затем понадобиться сравнить штатное расписание того или иного сотрудника с профстандартом. Особенно стоит уделить внимание сравнению основной цели профессии по стандарту с целью работы по должности в организации. Главное помнить, что профстандарт разрабатывается не на должность, а на вид профессиональной деятельности [8]. Вид профессиональной деятельности- это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России № 170н). Так же на данном этапе необходимо провести аудит соответствия названия должности и трудовой функции конкретному профстандарту. Результатом этого этапа должен стать протокол работы, т.е. протокол соответствия названий должностей и профстандартов. Это наиболее важно, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений.

- На следующем этапе необходимо подобрать действующие профстандарты под соответствующую трудовую функцию, закрепленную за конкретным сотрудником компании и провести анализ. Результаты необходимо свести в таблицу (таблица 3).

Таблица 3

Таблица соответствия должностной инструкции и профстандарта

Должностная обязанность Обобщенная трудовая функция (код) Трудовая функция

- На пятом этапе определяются требования к уровню образования, знаниям, умениям и опыту работы. Например, у менеджера по управлению персонала коды трудовых функций группы встречается 3 раза, С- 4, D-3, А-3, G-5. Уровень образования определяем по самому высокому уровню квалификации (в данном примере- это 7- G). Название должности указывается по наиболее часто встречающемуся уровню квалификации.

- В завершении принимается решение о необходимости проведения оценки и реализации программ обучения. Работу на данном этапе можно построить по разным сценариям. Можно обратиться в Центр оценки квалификаций, где независимые эксперты в профильных областях проведут оценку сотрудников. Либо провести внутреннюю аттестацию персонала. Так же можно провести оценку персонала другими методами внутри организации, однако здесь могут возникнуть трудности с оценкой ТОП- менеджмента, так как квалификация эксперта должна быть выше оцениваемого человека. После этого необходимо составить план по повышению квалификации сотрудников (обучение, прохождение курсов повышения квалификации, направление на тренинги и т.п.). Затем реализация плана по обучению.

При возникновении трудностей и вопросов в процессе внедрения профессиональных стандартов в организацию можно обратиться в Совет по профессиональным квалификациям в различных отраслях [2]. Сейчас 22 совета по профессиональным квалификациям наделены полномочиями национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям, в их числе Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что к процедуре внедрения профессиональных стандартов необходимо подходить ответственно и разносторонне, так как инспекторы по труду будут подходить к проверкам комплексно. Поэтому целесообразно задуматься об этом заранее и начать реализовывать данный план внедрения постепенно, чтобы у работника было время привести уровень своей квалификации в соответствии с требованиями профстандартов. Особенно это необходимо в сфере здравоохранения, так как

получение образования и окончания курсов повышения квалификации достаточно долгий

процесс.

Литература

1. Борисов И.А., Шарапова Н.В., Лагутина Е.Е. Особенности Российского рынка труда как фактор, определяющий механизм подстройки в условиях экономического кризиса // Экономика и предпринимательство 2016 № 12-1 (77-1) С. 812-815

2. Мельчакова Л.Ю., Шарапова В.М. Национальные особенности рынка труда России / В сборнике: Достойный труд - основа стабильного общества Ответственные за выпуск: Э.В. Пешина, Н.З. Шаймарданов. 2012. С. 43-46.

3. Тазова О.С., Шарапов Ю.В., Тульская О.С. Анализ профессионально-квалификационного состава работников предприятия //Молодежь и наука. 2015. № 1. С. 25.

4. Шарапова В.М., Тульская О.А. Проблемы занятости населения: причины возникновения и распространения безработицы // Агропродовольственная политика России. 2016. № 7 (55). С. 3943.

5. Шарапова В.М., Чекунов И.В., Тульская О.А. Учет и порядок реализации социальных гарантий // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 24. С. 71-75.

6. Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Аудит и контроллинг маркетинга персонала // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 8-2 (30). С. 124-130.

7. Шарапова В.М., Шарапова Н.В., Борисов И.А. Эффект масштаба как фактор воспроизводства высококвалифицированных кадров экономических профессий и формирования профессиональной культуры на российском рынке труда // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 1114-1118.

8. Шарапова В.М., Шарапов Ю.В., Юченкова К.С. Мониторинг системы адаптации персонала предприятия //Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 59. С. 97-102.

9. Шарапов Ю.В. Особенности функционирования некоммерческих организаций: экономико-правовые аспекты // АПК: регионы России. 2012. № 7. С. 28-35.

10. Sharapova V.M., Tulskay O.A. AUDIT AND ANALYSIS OF WORKING STAFF //Наука и человечество. 2016. № 3. С. 71-82.

11. «Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза

12. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: Программно- аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения 16.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.