ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСАМИ РФ
Каширская Людмила Васильевна, доктор экономических наук, профессор
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: kashirskaya76@mail.ru
Арыкбаев Равиль Каримович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: kafgmyya@mail.ru
В статье рассмотрены вопросы осуществления государственного финансового контроля. Сделан вывод, что в сложившейся системе финансового контроля четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях, а именно: развитие форм не только последующего, но и превентивного, текущего контроля; обеспечение методической взаимосвязи аудиторского, внутрихозяйственного и общественного контроля; приведение к единообразию методик проверки, которые получили преимущественную разработку для коммерческих организаций, не учитывающие хозяйственные операции, совершаемые бюджетными учреждениями. Исследованы особенности функционирования бюджетных учреждений, на основе которых сделан вывод о возможном содержании макета методологической карты бухгалтерской экспертизы системных и учетных документов, ведомственного взаимодействия и эффективности деятельности.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бухгалтерская экспертиза, бюджетные учреждения, технологическая карта, системные и учетные документы, ведомственное взаимодействие, эффективность деятельности
ORDER OF DRAWING UP AND USE OF FLOW CHARTS OF ACCOUNTING EXAMINATION OF THE BUDGETARY ESTABLISHMENTS ACCORDING TO CODES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Kashirskaya Lyudmila V., D.Sc. (Economics), Professor
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: kashirskaya76@mail.ru
ArykbaevRavilK., D.Sc. (Economics), Professor, Head of Department Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: kafgmyya@mail.ru
In article questions of implementation of the state financial control are considered. The conclusion is drawn that in the developed system of financial control a number of the directions needing essential changes accurately is allocated namely: development of forms not only subsequent, but also preventive, current control; ensuring methodical interrelation of auditor, intraeconomic and public control; reduction to uniformity of techniques of check which received primary development for the commercial organizations, not considering economic operations made by the budgetary establishments. Features of functioning of the budgetary establishments on the basis of which the conclusion is drawn on the possible maintenance of the model of the methodological card of accounting examination of system and registration documents, departmental interaction and efficiency of activity are investigated.
Keywords: state financial control, accounting examination, budgetary establishments, flow chart, system and registration documents, departmental interaction, efficiency of activity
В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Базовые федеральные документы - Бюджетный кодекс РФ [1], Федеральный закон «О Счетной палате РФ» [2, 8], Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» [3]. Однако наличие ряда законов, указов, постановлений и иных правовых актов, регулирующих отношения в области государственного финансового контроля, не обеспечивает координацию и взаимодействие между контролирующими органами, кроме того не определено и понятие «государственный финансовый контроль» (табл. 1).
Таблица 1
Анализ правового регулирования государственного финансового контроля_
Определение и субъекты государственного финансового контроля Бюджетный кодекс Российской Федерации Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»
Определение «государственный финансовый контроль»
Определение отсутствует контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ
Органы государственного финансового контроля, в том числе:
Счетная палата РФ - +
Центральный банк РФ - +
Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление) - +
Министерство РФ по налогам и сборам - +
Государственный таможенный комитет РФ - +
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора + -
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю - +
Федеральное казначейство + -
Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти - +
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств + -
Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторами источников финансирования дефицита бюджета + -
Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований + -
Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), созданные органами исполнительной власти (органами местной администрации) + -
Иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов - +
Так, в главе 26 «Основы государственного и муниципального финансового контроля» в разделе IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации» [1] ни в одной статье не дается определения финансового контроля, а единственным нормативными документом, упоминающим формулировку данного понятия является вышеупомянутый Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» [3]. Кроме того отсутствуют правовые аспекты в целях, задачах, формах, а также методах осуществления государственного финансового контроля, потенциально используемого в учреждениях с государственной формой собственности, и в частности в бюджетных учреждениях.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в настоящее время существует значительное число различных органов, имеющих контрольные полномочия при государственном финансовом контроле, но при этом система, в которой был бы один главный орган, а компетенция других органов была бы четко разграничена, отсутствует.
Таким образом, следует отметить, что отсутствие в России закона о государственном финансовом контроле, часто вводит в заблуждение специалистов бюджетных учреждений о правомочности тех или иных проверок, а также органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, поскольку отсутствует единая регламентирующая система их функционирования и осуществления контроля.
На основании тех фактов, что бухгалтерская экспертиза осуществляется или назначается рядом государственных органов, ревизия - всего лишь элемент бухгалтерской экспертизы, а для проведения аудита в бюджетных учреждениях существует значительное количество ограничений, следует предположить, что бухгалтерская экспертиза является наивысшей формой государственного финансового контроля.
Доказательством этого заявления, может служить исследование вопросов, когда и для чего использовать бухгалтерскую экспертизу (табл. 2).
Из всех исследуемых субъектов лишь ряд из них осуществляет одновременно предварительную, текущую и последующую форму государственного финансового контроля, что связано в большей степени с согласованием государственного задания и составляемого по его данным плана финансово - хозяйственной деятельности. Часть этих субъектов имеют ограничения в своих функциях, многие из которых перечислены выше (н-р, использование аудита). Так, например, отрицательным элементов в использовании подразделений внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) является «заинтересованность» специалистов. Таким образом, ни один из исследуемых субъектов государственного финансового контроля на стадии предварительного контроля не преследует своей целью профилактику экономических правонарушений, не ставит изначально целью регулярную помощь в оценке деятельности бюджетного учреждения в части постановки системных документов, эффективности именно его функционирования, а не эффективного использования и сохранности имущества, а также своевременного и грамотного внутриведомственного взаимодействия.
Деятельность любого бюджетного учреждения можно свести к набору фактов хозяйственной жизни, отражаемых в системе по различным участкам учета. Например, раздел «Основные средства» предполагает операции: поступление, принятие к учету, переоценка, перемещение, изменение параметров или характеристик, выбытие объектов основных средств и др.
Каждый факт хозяйственной жизни определенным образом регистрируется, например, отражается на счетах бухгалтерского учета: определяется корреспонденция счетов, документ-регистратор этой бухгалтерской записи (первичный документ или учетный регистр), выполняется бухгалтерская запись.
Таким образом, процесс бухгалтерского исследования непрерывно связан с использованием моделей, описывающих характеристики исследуемых объектов в форме числовых значений, формально-логических (блок-схемы) или графических (диаграммы) изображений, что обусловливается обработкой в учете системы первичной документации, учетных регистров и системных документов, как и система упорядоченной и обобщенной им информации, отражается с помощью своеобразного языка, основанного на применении методов бухгалтерского учета - системы счетов, двойной записью, инвентаризации. Поскольку правдивость учета зависит не только от достоверности входящей информации, но и применяемых методических приемов, а также организации самого бухгалтерского учета, то основной путь экспертного исследования осуществляется от моделирования механизма учетного процесса и способов искажения учетной информации (типичных нарушений) к методам их анализа, базирующегося на сопоставлении фактических моделей с эталонными учетными системами и операциями (технологическими картами).
В свою очередь, в целях повышения качества производства бухгалтерских экспертиз в бюджетных учреждениях, для стандартизации учетных процессов и формирования учетной системы необходима разработка технологических карт, основанных на тех особенностях деятельности бюджетных учреждений, которые были отмечены ранее, а это: нормативная регламентация этапов деятельности и бухгалтерского учета, финансирование деятельности в пределах утвержденного плана финансово - хозяйственной деятельности, использование бюджетных средств по направлениям деятельности; использование имущества, находящегося в государственном управлении; формирование ценовой политики оказываемых государственных услуг по согласованию с вышестоящей организацией и т.д. [4]
Таблица 2
Использование субъектами государственного финансового контроля предварительной, текущей и последующей форм
Gup еделнн енс убъос ты государси атого финансового
контроля
Ф орма го с ударста ои ого фннанс от о го к онтр о ля
пр ещарн телнсын контроль
толщин контроль
по с jekjh'iukh
контроль
. четкая пал ата
РФ
Центральный: Банк РФ Министерство финансов РФ
(Глаз: нее ущш пение ф е де р ал ь но го каз на^ йс те а и Контр оп ь но -ре виз ионн се управление)
Министерство РФ по налогам и сборам
Государственный таможенный комитет РФ
Федеральная служба фннансоЕО-
бюджетного надзора Федеральная служба России по е апютному и экспортному контролю
Федеральное казначей:те о
Контрольно-реЕШ ионные органы федеральных: органов
исполнительной власти Финансовый органы субъектов
Р с ии ск о й -Феде р ацип и муниципаль ных образовании и
(или) уполномоченный ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетным средств
Главный распорядители бюджетных сред с та 7 главные .ад минис трато р ы д ох сд о в бюджета, г панны* администратор ами ис точник ов ф инансирования дефицита. _бюджета_
Контроль ные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных: образовании
Подразделения внутреннего ф инансового аудита (е нутре нн6 id контроля),
созданные органами исполнительной власти (органами местной администрации)
В бухгалтерском учете все используемые документы носят как экономическую, так и юридическую информацию. Экономическую - поскольку они содержат данные о первоначальной регистрации и движении имущества бюджетного учреждения, а юридическую, так как они содержат сведения об установленной законодательством форме и содержании фактов хозяйственной жизни. И, как было выявлено ранее, все документы бухгалтерского учета взаимосвязаны между собой информационной связью. Бухгалтер-эксперт, располагая материалами бухгалтерского учета для ответа на поставленные перед ним вопросы, помимо первичных документов и учетных регистров бухгалтерского учета, для объективной оценки обстоятельств правонарушений должен руководствоваться и внеучетной информацией, которая оказывает непосредственное влияние на отражение фактов хозяйственной жизни. Стандартное разделение информации, а вместе с ней и документов, на учетную и внеучетную группы не объективно. В частности, учетная политика относится к «учетной информации», регламентирует организационные, методические аспекты учета и влияет на отражение фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета, тогда как договора являются «внеучетной информацией», несмотря на то, что они также содержат организационные (купля-продажа, аренда и т.д.) и
методические аспекты (право перехода собственности), и влияют на отражение фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета. Таким образом, внеучетная информация влияет на учетный процесс, а ее основу частично составляют документы, являющиеся базовыми для осуществления деятельности бюджетных учреждений.
Кроме того, следует учитывать, что учетные данные составляют основу учетных документов, разделяющихся на первичные, регулируемые Приказом Минфина России «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» [5] и учетные регистры, основу которых также частично составляют формы, отраженные в вышеупомянутом Приказе Минфина России и формы, предлагаемые автоматизированными системами учета. В то же время часть внеучетных данных составляют основу системных документов, под которыми в данном контексте следует понимать документы, составляющие системную основу финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, содержащие учетную и внеучетную информацию, на основе которых определяется влияние на содержание фактов хозяйственной жизни или на базе которых они осуществляются.
Основу системных документов составляют: лицензия на осуществление деятельности, внутрифирменные положения (о документообороте, о взаимодействии со связанными сторонами, об оплате труда и т.д.), учетная политика учреждения, приказы и распоряжения вышестоящих органов и связанных сторон, гражданско-правовые договоры с физическими и юридическими лицами, протоколы и прочие.
По причине важности таких документов необходимо выделить их в отдельный сегмент бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений, а именно «бухгалтерская экспертиза системных документов».
Как было рекомендовано ранее, для производства бухгалтерской экспертизы системных документов разрабатывается технологическая карта, в основу которой закладывается алгоритм проведения самой экспертизы и порядок осуществления контрольных процедур в бюджетном учреждении.
Макет технологической карты бухгалтерской экспертизы системных и учетных документов может выглядеть следующим образом (табл. 3).
Рассматривая особенности функционирования бюджетных учреждений, ранее было выявлено, что они финансируются на основе государственного задания в форме субсидии и заключают крупные сделки только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не имеет право распоряжаться недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества.
Кроме осуществления работ (оказания услуг) в пределах установленного госзаказом норматива, бюджетные учреждения могут осуществлять эти же виды работ и сверх установленного норматива за плату. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Таким образом, из изложенного следует, наличие не только взаимосвязи главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части финансирования и движения имущества, но и в части выполнения государственного задания, оказания платных услуг населению в различных сферах функционирования бюджетного учреждения и, как следствие, подотчетности этих услуг и финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в целом.
Необходимо еше раз отметить, что нерациональное составление плана финансово-хозяйственной деятельности, несвоевременный и недостоверный учет денежных средств и имущества в бюджетных учреждениях, рассматриваемые как объекты внутриведомственного взаимодействия, могут нанести значительный ущерб государству, его финансовому и структурному состоянию.
Макет технологической карты бухгалтерской экспертизы ведомственного взаимодействия может выглядеть следующим образом (табл. 4).
Эффективность работы государственных (муниципальных) учреждений, качество оказываемых ими услуг является ключевым аспектом функционирования бюджетного учреждения [6, 9]. Указанные ранее аспекты его деятельности определяют необходимость мониторинга финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений для решения задач рациональ-
ного, целевого и эффективного расходования средств с целью повышения достоверности и оперативности получения информации о состоянии финансовых ресурсов подведомственных организаций, возможности эффективного управления ими, а также возможности оценки эффективности их деятельности. Причем, в рамках оценки эффективности проверяется процесс принятия решений органами представительной и исполнительной власти, ход и результаты реализации этих решений, а также использование государственных средств. Помимо существующих причин, возникают в связи с введением в действие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [7] и новые причины дополнительного контроля, а именно: появившиеся условия и стимулы для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств, повышения ответственности за конечные результаты их деятельности, а также сохранения социальной ответственности государства за те сектора, где действие рыночных механизмов нецелесообразно.
Таблица 3
Макет технологической карты бухгалтерской экспертизы системных и учетных документов _(с примером оформления)_
к 3
К м
w К
^ Й
ш &
й ц
& с
с г~>
а «
аз m
Документы
системные
первичные
Учетные регистры
Нарушения
Возможное при-урочивание к статьям, действующих нормативных документов, регулирующих степень ответственности
=
И
т
Лицензия на осуществление деятельности
Внутрифирменные положения (о документообороте, о взаимодействии со связанными сторонами, об оплате труда _и т.д.)_
Учетная политика учреждения
Приказы и распоряжения вышестоящих органов и связанных сторон
Гражданско— правовые договоры с физическими и юридическими лицами
Протоколы
в соответствии с направлением проверки
в соответствии с направлением проверки
Отсутствие системных документов
Несвоевременное изготовление и изменение системных документов
Несоответствие системных документов законодательным и нормативным актам
Нарушения, допущенные при оформлении системных документов
Ошибки при регистрации системного документа (количественные либо
качественные расхождения при переносе данных из документов в
учётные регистры)
Кодекс об административных правонарушениях / Административный
Кодекс РФ Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания
Отсутствие необходимых реквизитов в системных документах
Таблица 4
Макет технологической карты бухгалтерской экспертизы ведомственного взаимодействия_
1 Направление | экспертизы Документы Учетные регистры Нарушения Возможное приуро-чивание к статьям, действующих нормативных документов, регулирующих степень ответственности
системные первичные
Экспертиза ведомственного взаимодействия 1 Протоколы итогов тендера Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (код формы 0504082) Ведомость учета внутренних расчетов (код формы 0504061) Отсутствие государственного (муниципального) задания, плана финансово -хозяйственной деятельности и первичных документов Бюджетный кодекс РФ Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств Кодекс об административных правонарушениях
Договоры с контрагентами Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах (код формы 0504084) Журнал операций (код формы 0504071) Нецелевое использование средств Административный Кодекс РФ Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Штатное расписание Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (код формы 0504085) Журнал операций с безналичными денежными средствами (код формы 0504071) Необоснованность расчетов сметных назначений Кодекс об административных правонарушениях / Административный Кодекс РФ Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания
Акты проверок (ревизий, аудита, налогового контроля, бухгалтерской экспертизы) Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (код формы 0504062) Главная книга (код формы 0504072) Нерациональное и неэффективное использование средств Кодекс об административных правонарушениях / Административный Кодекс РФ Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 15.15.3. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов Статья 15.15.4. Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций Статья 15.15.5. Нарушение условий предоставления субсидий Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств Статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств
Несоблюдение финансовой дисциплины
Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения (код формы 0504063 План финансово - хозяйственной деятельности Не отражение результатов актов проверок (ревизий, налогового контроля, бухгалтерской экспертизы) Кодекс об административных правонарушениях / Административный Кодекс РФ Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского
Уведомление по расчетам между бюджетами (код формы 0504817) Отсутствие системных документов учета и представления бухгалтерской отчетности Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания
Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (код формы 0504822) Ошибки, связанные с оформлением финансовой документации
Справка (код формы 0504833)
Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (код формы 0504055)
Карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (код формы 0504058)
Таблица 5
Макет технологической карты бухгалтерской экспертизы эффективности деятельности_
Документы Учетные Нарушения Возможное при-
^ Направление | экспертизы системные первичные регистры урочивание к статьям, действующих нормативных документов, регулирующих степень ответственности
s Отчет о произведенных услугах Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (код формы 0504062) Ведомость учета внутренних расчетов (код формы 0504061) Неадекватность результатов, плохая результативность финансово -хозяйственной деятельности Кодекс об административных правонарушениях / Административный Кодекс РФ Статья 15.11. Грубое наруше-
о = и ^ н я ^ 4 5 о IS Отчет о достижениях Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения (код формы 0504063) Журнал операций с безналичными денежными средствами (код формы 0504071) Искажение информации в бухгалтерских программах ние правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
И v m я й а ^ в а т Отчет о реализованных программах Карточка учета государственного долга Российской Журнал операций расчетов с поставщи- Не обеспечение сохранности государственного имущества
Федерации по полученным кредитам и ками и подрядчиками (код формы Наличие бухгалтерских рисков
предоставленным гарантиям (код формы 0504058) 0504071) Неумышленные ошибки и действия работников
Потенциальное банкротство
Не обеспечение
качества ока-
зываемых ус-
луг
Документы, регу- Карточка уче- Журнал Нерациональ- Бюджетный ко-
лирующие та государст- операций ное и неэффек- декс РФ
деятельность венного долга расчетов с тивное исполь- Статья 306.4.
бюджетных учре- Российской дебиторами зование Нецелевое
ждений Федерации в ценных бумагах (код формы 0504059) по доходам (код формы 0504071) средств использование бюджетных средств Кодекс об адми-
Планово- Расчетно— Карточка Наличие воз- нистративных
нормативные платежная учета можных потерь правонарушениях
документы феде- ведомость (код средств и / Администра-
рального и отраслевого уровня формы 0504401) расчетов (код формы 0504051) тивный Кодекс РФ Статья 15.14. Нецелевое ис-
Контракты на Платежная Смета до- Неэффективное пользование
выполнение науч- ведомость (код ходов и рас- управление бюджетных
но- формы ходов бюджетным средств
исследовательских работ 0504403) учреждением Статья 15.15.3. Нарушение усло-
Договоры гражданско-правового характера вий предоставления межбюджетных трансфертов
Протоколы итогов тендера Статья 15.15.4. Нарушение условий предоставле-
Протоколы о заче- ния бюджетных
те взаимных требований инвестиций Статья 15.15.5.
Договоры с контрагентами Нарушение условий предоставления субсидий Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств Статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств
Материалы атте- Акты выпол- Журнал Возможность Кодекс об адми-
стации ненных работ операций своевременно- нистративных
Приказы расчетов по го погашения дебиторской и кредиторской задолженности правонарушениях / Административный Кодекс РФ
Распоряжения да (код формы 0504071)
Контракты
Акты проверок (ревизий, налого- Статья 15.15.10. Нарушение по-
вого контроля, бухгалтерской рядка принятия бюджетных обя-
экспертизы) зательств
Штатное Бухгалтер-
расписание ская и статистическая отчетность
Коллективный
договор
Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерская экспертиза эффективности деятельности бюджетного учреждения играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития бюджетных учреждений, сохранности и приумножении государственного имущества, повышает ответственность распорядителей бюджетных средств за результаты использования общественных ресурсов, однако, развитие бухгалтерской экспертизы эффективности деятельности сдерживается по причине недостаточного законодательного его обеспечения, дефицита квалифицированных кадров, недостатка опыта, отсутствия методических разработок по вопросам ее проведения, методик оценки результатов деятельности органов государственного управления и т.п.
Макет технологической карты бухгалтерской экспертизы эффективности деятельности может выглядеть следующим образом (табл. 5).
Таким образом, разработанные и предложенные в статье приемы и рекомендации позволяют создать систему бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений. При этом указанная система не отрицает возможности и необходимости осуществления других форм экономического контроля, а лишь дополняет и расширяет возможности бухгалтерской экспертизы в целом.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:// http://www.consultant.ru.
2.Федеральный Закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 №41 ФЗ (ред. от 07.05.13). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:// http://www.consultant.ru.
3. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 (ред.18 июля 2001 года). [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL:// http://www.consultant.ru.
4. Каширская, Л.В. Формирование методологических карт для производства бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений /Л.В. Каширская// Международный бухгалтерский учет. - 2011. -№ 45 (195) - 2011 декабрь.- С.45-53.
5. Приказ Минфина России «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» от 15.12. 2010 № 173н. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:// http://www.consultant.ru.
6. Арыкбаев Р.К.Организация системы ценового мониторинга для повышения эффективности финансирования государственных закупок / Р.К. Арыкбаев/ Бизнес. Образование. Право.- Вестник Волгоградского института бизнеса. -2010. - № 3 (13). - С. 28-35.
7. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:// http://www.consultant.ru.
8. Минева О.К. Войнов И.С., Сафрыгин Ю.В., Храмова Т.М. Счетная палата РФ- как главный субъект государственного аудита//Каспийский регион: политика, экономика, культура - Астрахань. - 2014. - № 4 (41). С. 152-158.
9. Самарец Т.В., Самсонова О.В., Рудык Л.Ю., Войнова Ю.С. Государственный аудит результативности финансирования в учреждениях здравоохранении на основе механизма расчета коэффициента сложности курации пациентов. // Каспийский регион: политика, экономика, культура -Астрахань. - 2014. - № 4 (41). С. 72-76.
References
1.Budgetary code of the Russian Federation of 31.07.98 No. 145-FZ (edition of 27.06.2011). [Electronic resource]: Access mode. - URL://http://www.consultant.ru.
2.The federal law of the Russian Federation "About Audit Chamber of the Russian Federation" of 05.04.2013 No. 41 Federal Law (an edition of 07.05.13). [Electronic resource]: Access mode. -URL://http://www.consultant.ru.
3.The decree of the Russian President "About measures for ensuring the state financial control in the Russian Federation" of July 25, 1996 No. 1095 (an edition on July 18, 2001). [Electronic resource]: Access mode. - URL://http://www.consultant.ru.
4. Kashirskaya, L.V. Formation of methodological cards for production of accounting examination of the budgetary establishments / L.V. Kashirskaya//International accounting. - 2011.-№ 45 (195) - 2011 December. -Page 45-53.
5.The order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "About the statement of forms of primary registration documents and registers of accounting applied by public authorities (government bodies), local governments, governing bodies of the state off-budget funds, the state academies of Sciences, the public (municipal) institutions and Methodical instructions on their application" of 15.12. 2010 No. 173n. [Electronic resource]: Access mode. - URL://http://www.consultant.ru.
6.Arykbayev R.K.Organization of system of price monitoring for increase of efficiency of financing of government procurements/Ruble. K. Arykbayev/Business. Education. Right. - Bulletin of the Volgograd institute of business. -2010. - No. 3 (13). - Page 28-35.
7.The federal law of the Russian Federation "About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of a legal status of the public (municipal) institutions" of 08.05.2010 No. 83-FZ. [Electronic resource] : Access mode. - URL:// http://www.consultant.ru.
8. Mineva OK, Safrygin Y. State audit as a control system of socio-economic sphere // Caspian: politics, economy, culture is Astrakhan. - 2011. - № 2 (27). Pp 156-159.
9. Samarets T.V., Samsonova O., Rudyk L.Y ., Voynova J.S. State audit of effectiveness of financing in establishments health protection on the basis of mechanism of calculation of coefficient of complication of курации patients. culture - Astrakhan. - 2014. - № 4 (41)
ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Арутюнян Светлана Айковна, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: arutunyan1109@mail.ru
Белик Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
Крюкова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: krukovae@mail.ru
В статье авторами на основе анализа концепций осуществления организационных изменений и управления ими делается вывод о необходимости проведения организационных изменений в современных организациях для повышения их конкурентоспособности. Для повышения эффективности таких изменений обосновываются стратегии осуществления организационных изменений и инструменты управления поведением персонала в период организационных изменений.
Ключевые слова: организационные изменения, развитие, жизненный цикл организации, управление изменениями
PECULIARITIES OF EFFECTIVE ORGANIZATIONAL CHANGE MANAGEMENT Arutyunyan Svetlana A., Ph.D. (Economics), Associate Professor Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: arutunyan1109@mail.ru
Belik Yelena A., Ph.D. (Economics), Associate Professor Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation Kryukova Yekaterina V., Ph.D. (Economics), Associate Professor Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: krukovae@mail.ru
The authors of this article make a conclusion having analyzed the concepts of organizational changes and their management that it is necessary to provide organizational changes in modern companies to improve their competitiveness. To increase the efficiency of these changes the authors justify the strategies for the implementation of the organizational changes and the tools of personnel behavior management during the period of such organizational changes.
Keywords: organizational changes, development, life cycle of the company, change management