Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ПРОЧИХ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ПРОЧИХ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний финансовый аудит / казенные учреждения / учет прочих расчетов с дебиторами / нарушения. / internal financial audit / state institutions / accounting for other settlements with debtors / violations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Анатольевна Сафохина

Рассматриваются особенности осуществления внутреннего финансового аудита получателями бюджетных средств в части прочих расчетов с дебиторами. Определены основные направления и комплексы аудита в данной сфере. Обобщены основные нарушения в учете прочих расчетов с дебиторами в казенных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AUDIT OF OTHER SETTLEMENTS WITH DEBTORS IN STATE INSTITUTIONS

Discussed the features of internal financial audit by budget recipients in terms of other settlements with debtors. The main directions and complexes of audit in this sphere are defined. The main violations in accounting for other settlements with debtors in state institutions are summarized.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ПРОЧИХ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 65.011.12 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10372

ББК 65.052.8 © Е.А. Сафохина, 2020

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ПРОЧИХ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Елена Анатольевна Сафохина, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: saf-ea@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности осуществления внутреннего финансового аудита получателями бюджетных средств в части прочих расчетов с дебиторами. Определены основные направления и комплексы аудита в данной сфере. Обобщены основные нарушения в учете прочих расчетов с дебиторами в казенных учреждениях.

Ключевые слова: внутренний финансовый аудит, казенные учреждения, учет прочих расчетов с дебиторами, нарушения.

FEATURES OF AUDIT OF OTHER SETTLEMENTS WITH DEBTORS IN STATE INSTITUTIONS

Elena A. Safohina, Associate Professor of the Department of Economics and Accounting, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: saf-ea@yandex.ru

Abstract. Discussed the features of internal financial audit by budget recipients in terms of other settlements with debtors. The main directions and complexes of audit in this sphere are defined. The main violations in accounting for other settlements with debtors in state institutions are summarized.

Keywords: internal financial audit, state institutions, accounting for other settlements with debtors, violations.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сафохина Е.А. Особенности аудита прочих расчетов с дебиторами в казенных учреждениях. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):296-9.

К задачам внутреннего финансового аудита относится такая деятельность, как формирование и предоставление руководителю получателя бюджетных средств информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий получателя бюджетных средств, в том числе заключения о правильности ведения бюджетного учета (должного обеспечения ведения бюджетного учета) и достоверности бюджетной отчетности.

Расчеты с прочими дебиторами нуждается в постоянном контроле, так как при расчетах с поставщиками и заказчиками в части налога на добавленную стоимость происходит движение денежных средств организации, что в свою очередь имеет большое влияние

на всю ее финансово-хозяйственную деятельность.

В целях осуществления контроля за расчетами с прочими дебиторами, производится внутренний аудит в целях своевременного выявления нарушений и составления рекомендаций по их устранению.

Прочие расчеты с дебиторами являются достаточно существенными для казенных учреждений, поскольку необоснованно выданные наличные деньги свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств.

Источниками информации для проведения аудиторской проверки прочих расчетов с дебиторами принятая казенным учреждением учетная политика, которая определяет порядок учета прочих расчетов с

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

дебиторами, их группировки по счетам бюджетного учета и др.

Формы первичных учетных документов, которыми оформляются операции по прочим расчетам с дебиторами, регистры бухгалтерского учета, а также отчетная документация казенного учреждения приведены в таблице 1.

Основные направления аудита прочих расчетов с дебиторами должны обеспечить:

• контроль прочих расчетов с дебиторами;

• правильность учета прочих расчетов с дебиторами;

• правильность учета расчетов с финансовым органом по наличным денежным средствам.

Таблица 1

Формы первичных учетных документов, регистры бухгалтерского учета и отчетная документация казенного учреждения по расчетам с прочими дебиторами

Формы первичных учетных документов1 Регистры бухгалтерского учета2 Отчетная документация

- Приходный кассовый ордер (код формы 0310001); - Расходный кассовый ордер (код формы 0310002); - Объявление на взнос наличными (код формы 0402001); - Заявка на получение наличных денег (ф. 0531802); - Заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243); - Денежные чековые книжки (ф. 0531242); - Карточка-справка (код формы 0504417); - Бухгалтерская справка (код формы 0504833); - Акт о результатах инвентаризации (код формы 0504835). - Оборотная ведомость (Форма по ОКУД 0504036); - Карточка учета средств и расчетов (Форма по ОКУД 0504051); - Журнал операций (Форма по ОКУД 0504071); - Журнал операций с безналичными денежными средствами; - Журнал операций по прочим операциям; - Главная книга (Форма по ОКУД 0504072). - Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130); - Пояснительная записка (ф. 0503160); - другие документы, справки, расчеты.

1 Приложение 1, 2 Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

2 Приложение 3, 4 там же.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита прочих расчетов с дебиторами можно выделить следующие комплексы проверки:

1. Контроль прочих расчетов с дебиторами;

2. Учет расчетов с финансовым органом по наличным денежным средствам.

Аудиторская проверка прочих расчетов с дебиторами проводится на основании общего плана и программы аудита прочих расчетов с дебиторами (рис. 1).

Перед составлением плана проверки нужно оценить состояние внутреннего контроля прочих расчетов с дебиторами в учреждении. Оценка осуществляется с использованием вопросника, что позволяет выявить слабые стороны в организации внутреннего контроля, места возможных злоупотреблений, состав аудиторских процедур, планируемые виды работ и аудиторские мероприятия.

Проверка контроля прочих расчетов с дебиторами

На счете 210 00 000 «Прочие расчеты с дебиторами» учитываются следующие расчеты учреждения3:

3 П.п. 224, 227, 230, 232 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

• с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) — по суммам предъявленного ими НДС;

• заказчиками — по суммам НДС, начисленным на полученные авансы;

• финансовыми органами — по суммам адми-нистрируемых учреждением доходов, в том числе поступившим в бюджет на отчетную дату, по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному, по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет;

• органами казначейства — по операциям с наличными денежными средствами;

• органами казначейства — по распределенным средствам по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде.

Аудитор должен определить виды прочих расчетов с дебиторами, убедиться в отражении всех операций в регистрах учета учреждения и наличии первичных документов, являющихся основанием для записей на счетах учета.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рисунок 1. План и программа проведения аудиторской проверки прочих расчетов с дебиторами

Проверка учета расчетов с финансовым органом по наличным денежным средствам

Расчеты с органом казначейства (финансовым органом) по операциям с наличными денежными средствами отражаются на счете 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», а именно1:

• получение денежных средств с лицевых счетов в кассу учреждения для выдачи их наличными;

• списание денежных средств со счетов учреждения для зачисления на банковские карты работников;

• получение работником наличных денежных средств с использованием банковской карты;

• внесение наличных денежных средств на счет из кассы учреждения;

• возврат работниками средств на банковские карты и их зачисление на лицевой счет.

Учет операций по счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Поступления денежных средств (возврат указанных поступлений) на счет 210 03 000 одновременно учитываются на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств». Выплаты денежных средств (восстановления выплат) с указанного счета одновременно учитываются на забалансовом счете 18 «Выбытия

1 П. 230 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для

органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

денежных средств»2.

Для получения наличных денежных средств оформляются и представляются в орган казначейства по месту обслуживания:

• заявка на получение наличных денег и денежный чек (отдельно на каждую заявку);

• заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту.

Для получения денежных чековых книжек в орган казначейства подается заявление на получение денежных чековых книжек.

Заявки нужно представлять не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег, отдельно по каждому лицевому счету и по каждому источнику средств, за счет которых должны быть выданы наличные денежные средства.

Поступление наличных денежных средств в кассу оформляются приходным кассовым ордером.

Для внесения наличных денежных средств из кассы на счет учреждения оформляется объявление на взнос наличными.

Аудитор должен убедиться в наличии всех подтверждающих документов и своевременности отражения операций по расчетам с финансовым органом в учете учреждения.

К основным нарушениям в учете прочих расчетов с дебиторами в части расчетов с финансовым органом по наличным денежным средствам относятся:

1. Несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств.

2. Отсутствие первичных кассовых документов.

П.п. 365, 367 там же.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения.

4. Нарушения в корреспонденции счетов бухгалтерского учета.

5. Отсутствие или недостаточный внутренний контроль за движением денежных средств в кассе.

Литература

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 N° 256н // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 02.05.2017.

2. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.05.2017.

3. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 21.05.2018.

4. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденный Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н и Инструкция по его применению // Российская газета, № 8, 19.01.2011.

5. План счетов бюджетного учета, утвержденный Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н и Инструкция по его применению // Российская газета, № 26, 09.02.2011.

6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.

pravo.gov.ru, 08.06.2015.

7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 // Финансовая газета, № 28, 1995.

References

1. Federal accounting standard for public sector organizations "Conceptual framework for accounting and reporting of public sector organizations", approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 31.12.2016 No. 256n // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 02.05.2017.

2. Federal accounting standard for public sector organizations "Presentation of accounting (financial) statements", approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 31.12.2016 No. 260n // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov. ru, 02.05.2017.

3. Federal accounting standard for public sector organizations "Accounting policies, estimates and errors", approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 30.12.2017 No. 274n // Official Internet portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru, 21.05.2018.

4. Unified chart of accounts for public authorities (government bodies), local authorities, management bodies of state extra-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions, approved by Order of Ministry of Finance of Russia from 01.12.2010 № 157н and the instruction on its application // Rossiyskaya Gazeta, № 8, 19.01.2011.

5. The chart of accounts of budget accounting approved by the Order of the Ministry of Finance of Russia dated 06.12.2010 № 162н and the instruction on its application // Rossiyskaya Gazeta, No. 26, 09.02.2011.

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 30.03.2015 No. 52n "On approval of forms of primary accounting documents and accounting registers used by state authorities (state bodies), local self-government bodies, management bodies of state extra-budgetary funds, state (municipal) institutions, and Methodological guidelines for their application" // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov. ru, 08.06.2015.

7. Methodical instructions on inventory of property and financial obligations approved by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 13.06.1995 No. 49 // Financial newspaper, No. 28, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.