ISSN 2311-9411 (Online) Бухгалтер и закон
ISSN 2079-6714 (Print)
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Надежда Александровна ВЕРХОВАЯ,% Артем Геворкбекович БАРСЕГЯНь
a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация b рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация • Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Принята 06.04.2016 В статье рассмотрены правовые основания для преобразования муниципального унитарного
Одобрена 11.04.2016 предприятия в муниципальное казенное учреждение.
Ключевые слова:
муниципальное унитарное предприятие, собственник имущества, МУП, муниципальное казенное учреждение, администрация, реорганизации юридических лиц
Пример. Администрация поселения является учредителем муниципального унитарного предприятия (далее - МУП), которое обеспечивает сельское поселение водой в соответствии с тарифами, установленными региональной энергетической комиссией. Однако в последнее время МУП испытывает серьезные финансовые трудности. В этой связи администрация как представитель учредителя, собственника имущества, намерена
преобразовать МУП в муниципальное казенное учреждение. Будет ли законным такое решение?
В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничения
реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с указанным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (п. 7 и 8 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, вопросы реорганизации унитарных предприятий регулируются специальными нормами. Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть
преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.
Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.
Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 34 Закона № 161-ФЗ). Следовательно, унитарное предприятие может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 № Ф05-15141/15 по делу № А40-37676/2015, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 01АП-2956/14, постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-10947/15, постановление ФАС
Уральского округа от 14.08.2012 № Ф09-5526/12, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 № 16АП-3033/1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 09АП-25487/15).
Правовое положение казенного учреждения определяется в соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Пунктом 4 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Согласно п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые
предусмотрены ее учредительными документами.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль оказание услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации (п. 2 той же статьи).
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность,
непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Следовательно, законодательство РФ позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при одновременном наличии следующих условий:
• возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставе учреждения;
• осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах (см. письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 № 1613/053949@).
Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не установлен запрет на осуществление горячего или холодного водоснабжения казенным учреждением. Возможность оказания данных коммунальных услуг учреждениями, в том числе казенными, подтверждается судебной практикой
(см., например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2009 № 4408/09, постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 № Ф09-4519/04-С5, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 № Ф09-5101/15 по делу № А60-40927/2014, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 16АП-1981/14).
Не установлено подобных ограничений и Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Более того, некоторые казенные учреждения включены в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль , что в свою очередь также подтверждает возможность оказания услуг по водоснабжению казенными учреждениями.
Таким образом, на наш взгляд, муниципальное унитарное предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению населения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.
Согласно п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании
юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются.
Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять перечисленные ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации мероприятия (письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган; дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации) не требуется.
Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений в нормах специальных федеральных законов сохранилось (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), п. 7 ст. 29 Закона № 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Следовательно, в течение трех дней со дня принятия органом местного самоуправления решения о преобразовании МУП в казенное учреждение в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - Приказ № ММВ-7-6/25@), за
подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Уведомлять о принятом решении территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 1 января 2015 года не требуется.
После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:
• подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@;
• учредительные документы создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);
• передаточный акт;
• документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4 000 рублей - подп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Росссийской Федерации). Подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие, обеспечивающее водоснабжение поселения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ.
6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
7. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.
8. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
9. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ.
10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
11. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
12. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
13. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2009 № 4408/09.
14. Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 № 16-13/053949@.
15. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 № Ф05-15141/15 по делу № А40-37676/2015.
16. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 № Ф09-5101/15 по делу № А60-40927/2014.
17. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 09АП-25487/15.
18. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 01АП-2956/14.
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
20. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-10947/15.
21. Постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 № Ф09-4519/04-С5.
22. Постановление ФАС Уральского округа от 14.08.2012 № Ф09-5526/12.
23. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 № 16АП-3033/1.
24. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 16АП-1981/14.