Научная статья на тему 'Вопрос - ответ'

Вопрос - ответ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос - ответ»

ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Вопрос. Бюджетное учреждение заключило контракт на 6 месяцев на оказание услуг на содержание и текущий ремонт мест общего пользования нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с п. 22 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В плане-графике 09.04.2015 была указана сумма в размере 94 000руб., срок осуществления закупки - июнь 2015 года. В договоре же, фактически заключенном в мае 2015 года, допущена ошибка: в самом договоре указана сумма 93 469,02 руб., а в приложении к нему -82 926,84руб. (ошибка допущена в тексте контракта, в приложении указана верная цена). Договор уже подписан, однако возможность изменения его условий предусмотрена договором.

Кроме того, в учреждении произошла реорганизация в форме слияния, правопреемник (другая бюджетная организация) принял на себя обязательства по данному договору. В плане-графике учреждения-правопреемника данная сумма контракта не указана.

Можно ли заключить дополнительное соглашение по подп. «а» п. 1 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работ или услуги) ?

Каким образом необходимо внести изменение в план-график при уменьшении суммы контракта? Является ли это нарушением?

Должны ли вноситься в план-график нового учреждения-правопреемника указанные суммы закупок, или их неотражение не является нарушением?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу. Стороны вправе заключить дополнительное соглашение о снижении цены контракта при сохранении иных его условий. Вносить изменения в план-график при этом не требуется.

Вопрос - ответ

Также, на наш взгляд, отсутствует необходимость внесения в план-график заказчика, возникшего в результате реорганизации в форме слияния, закупок, совершенных заказчиками,

прекратившими существование в результате слияния.

Обоснование. По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В частности, по соглашению сторон цена контракта с единственным поставщиком может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889, возможность такого снижения цены контракта возникает с даты его заключения и может быть реализована путем подписания дополнительного соглашения к контракту.

Требований о каком-либо дополнительном обосновании такого снижения цены контракта, помимо достижения сторонами соглашения об этом, закон не содержит.

Таким образом, в описанной ситуации стороны вправе заключить дополнительное соглашение о снижении цены контракта при сохранении иных его условий. Тем более что в данном случае речь следует вести, строго говоря, не об изменении условий контракта, а об исправлении ошибки, допущенной в его тексте.

Напомним, что в соответствии с п. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ информация об изменении контракта, за исключением сведений, составляющих

государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе, а до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее -официальный сайт) (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта.

Кроме того, согласно п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены, должна в течение 3 рабочих дней с даты изменения контракта направляться заказчиками в Федеральное казначейство для внесения в реестр контрактов, заключенных заказчиками. По смыслу п. 6, 12, 14, 15, 20 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, записи в этот реестр вносятся на основании информации и документов, представленных заказчиком, что в данном случае означает - на основании дополнительного соглашения.

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ заказчики размещают планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы в единой информационной системе (на официальном сайте) по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона, то есть в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н, с учетом Особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 82/7н (далее - Особенности). В силу подп. «и» п. 2 п. 5 Особенностей в столбце 9 формы плана-графика указывается начальная (максимальная), то есть фактически предполагаемая, цена контракта, которая определяется заказчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Перечень оснований для внесения изменений в планы-графики предусмотрен п. 15 примечаний к форме планов-графиков, утвержденной Приказом № 761/20 (далее - Примечания). На актуальность этого перечня указано в подп. «о» п. 2 и 5 Особенностей. Ни Закон № 44-ФЗ, ни один из указанных выше нормативных актов не содержат положений, обязывающих заказчика отражать в плане-графике фактическую цену контракта.

Как следует из разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 17.02.2012 № 2661-

МО/Д28, план-график предназначен для информирования заинтересованных лиц о планируемых закупках с тем, чтобы представители бизнес-сообщества могли спланировать возможность участия в них, откуда следует, что фактическая цена контракта не имеет значения для целей размещения плана-графика.

Поэтому представляется очевидным, что вносить изменения в план-график в целях отражения в нем фактической цены контракта не требуется.

В связи с вышесказанным также полагаем, что уже совершенные закупки заказчиков, прекративших существование в результате реорганизации в форме слияния, не должны вноситься в план-график нового заказчика, образовавшегося в результате такой реорганизации. В план-график нового заказчика должны вноситься только предстоящие закупки, которые должен осуществить новый заказчик в будущем.

Сказанное является нашим экспертным мнением. Какой-либо правоприменительной практики в подтверждение данной позиции нам, к сожалению, обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в ФАС России (подп. 5.3.1.12 п. 5.3, п. 5, подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

В заключение обратим внимание, что если заказчик планирует осуществить закупку ранее предусмотренного в плане-графике срока, то на основании подп. 2 п. 15 Примечаний соответствующие изменения должны быть внесены в план-график.

В рассматриваемой ситуации внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, должно было быть осуществлено не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п. 6 Особенностей, ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Возможностей корректировки даты закупки «задним числом» за прошедшие периоды времени нормативными правовыми актами не предусмотрено. Поэтому в описанной ситуации нельзя исключить вероятности привлечения заказчика и его должностных лиц к административной ответственности,

предусмотренной ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.

Ответ подготовила: Счетчикова Валерия, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы правового консалтинга

ГАРАНТ

Вопрос. Федеральное государственное бюджетное учреждение имеет на балансе два административных здания (по одному адресу, но два строения, одно - основное, другое -пристройка (здания 1910 года постройки)).

Имеются две инвентарные карточки, два свидетельства о государственной регистрации права на каждое здание отдельно. Учреждение их получило на баланс от учредителя, в передаточных документах были указаны сроки полезного использования: основное здание - 1732 месяца (более 144 лет), пристройка - 1755 месяцев (более 146 лет).

Здания находятся на реконструкции. С момента реконструкции амортизация не начислялась.

В декабре 2015 года подписан акт о приеме-передаче реконструируемых зданий. В результате реконструкции здания объединили в одно, площадь увеличена. Есть заключение для присвоения адреса объекту недвижимости Главного архитектурно-планировочного

управления об определении объектов по единому адресу. Документов о государственной перерегистрации еще нет.

Реконструкция зданий осуществлялась дирекцией, подведомственной учредителю федерального государственного бюджетного учреждения. Вложения в основные средства, сформированные дирекцией, переданы учредителю, а затем в декабре 2015 года переданы учреждению.

С 01.01.2016 содержание и обслуживание нового объединенного здания (с увеличенной площадью) включены в государственное задание федерального государственного бюджетного учреждения. Фактически здание будет использоваться с января 2016 года.

Как правильно учесть данные изменения в бухгалтерском учете начиная с декабря 2015 года?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что до получения учреждением документов, подтверждающих государственную регистрацию нового единого здания, у учреждения нет

оснований для внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

При получении свидетельства о государственной регистрации права в бухгалтерском учете необходимо будет отразить выбытие прежних объектов недвижимости и одновременно принятие к учету объединенного реконструированного объекта.

Если свидетельство о госрегистрации будет получено до даты сдачи годового отчета, то рассматриваемые факты хозяйственной жизни следует отразить в отчетности как событие после отчетной даты в порядке, установленном учетной политикой учреждения. В ином случае эта информация может быть раскрыта в пояснительной записке.

Обоснование. Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета в организациях госсектора предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права: согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. То есть для отражения на балансовом учете объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления.

Следовательно, до получения учреждением документов, подтверждающих государственную регистрацию права на объединенное реконструированное здание, изменения в данные учета не могут быть внесены.

Порядок объединения инвентарных объектов, в том числе недвижимого имущества, в результате реконструкции нормативно не урегулирован. Мы считаем, что в рассматриваемой ситуации могут быть использованы проводки, предложенные в абз. 17 п. 3.4 проекта приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от

16.12.2010 № 174н», для учета перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении (аналогичный порядок установлен п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н):

— выбытие объектов основных средств из группы и (или) вида имущества отражается по их первоначальной (балансовой) стоимости по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 310 «Основные средства» с одновременным отражением по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 410 «Амортизация» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;

— одновременно принятие объединенного инвентарного объекта основных средств отражается по первоначальной (балансовой) стоимости, полученной путем суммирования первоначальных стоимостей, объединенных в один объектов учета, по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 00 310) и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» с одновременным отражением общей суммы начисленной амортизации по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (0 104 00 410) и дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Объединение инвентарных объектов может быть оформлено Бухгалтерской справкой (форма 0504833).

В соответствии с п. 27 Инструкции № 157н в результате реконструкции (в том числе с элементами реставрации) производится изменение первоначальной стоимости объекта. Кроме того, абзацем 4 этого же пункта установлено, что фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его реконструкцию, отраженные в учете организации,

осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются

балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта. Для принятия затрат (вложений) по реконструкции,

учтенных по счету 0 106 11 000, абзацем 5 п. 9 Инструкции № 174н предусмотрена бухгалтерская запись по дебету соответствующего аналитического счета 0 101 00 310 и кредиту счета 0 106 11 000.

Вместе с тем необходимо принять во внимание, что полученная в результате простого суммирования балансовых стоимостей прежних объектов и вложений по их реконструкции балансовая стоимость объединенного здания может существенно отличаться от реальной стоимости реконструированного здания, что, в свою очередь, приведет к искажению отчетности. То есть в данной ситуации можно вести речь о том, что в результате проведенной реконструкции не просто изменились характеристики существующих объектов, а был создан, по сути, новый объект недвижимости, что косвенно подтверждается и Заключением для присвоения адреса объекту недвижимости Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры об определении объектов по единому адресу (отметим, что адрес не является характеристикой объекта, а фиксирует его местоположение).

Поэтому при принятии решения о порядке отражения анализируемого факта хозяйственной жизни в бухгалтерском учете можно воспользоваться разъяснениями, приведенными в части 1 письма Минфина России от 23.09.2013 № 02-06-10/39403. В письме указано, что в связи с тем, что Инструкция № 157н не содержит прямой нормы оценки имущества после проведенных перепланировок, реконструкций,

переоборудований, то для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете в стоимостной оценке указанной операции допустимо использовать данные независимой экспертной оценки.

В таком случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны проводки по выбытию прежних объектов и списанию вложений по реконструкции в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» с одновременным принятием к учету реконструированного здания по дебету счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» по оценочной стоимости. Этот подход согласуется с одним из принципов бухгалтерского учета о правдивости информации, то есть в учете должна отражаться информация, не содержащая существенных ошибок и искажений и позволяющая ее пользователям положиться на нее

как на правдивую (абзац 11 п. 3 Инструкции № 157н).

Согласно п. 44 Инструкции № 157н по результатам реконструкции объекта основных средств комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о пересмотре срока полезного использования объекта в связи с изменением первоначально принятых

нормативных показателей его функционирования. Поэтому по реконструированному объединенному объекту недвижимости профильной комиссией учреждения обоснованно может быть пересмотрен срок полезного использования.

К сведению: В случае получения соответствующих правоустанавливающих

документов на новый единый объект до сдачи отчетности данный факт хозяйственной жизни может быть отражен в бюджетном учете и отчетности как событие после отчетной даты в порядке, установленном учетной политикой учреждения, 31 декабря отчетного 2015 года.

Если документы поданы на регистрацию, но изменения в соответствующие реестры будут внесены после отчетной даты, то операция подлежит отражению в учете на дату получения правоустанавливающих документов текущего отчетного года. При этом информация о реконструкции и изменении стоимости недвижимого имущества может быть раскрыта в пояснительной записке.

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга

ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Монако Ольга, рецензент службы правового консалтинга

ГАРАНТ, аудитор

Вопрос. Администрация поселения является учредителем муниципального унитарного предприятия (далее - МУП), которое обеспечивает сельское поселение водой в соответствии с тарифами, установленными региональной энергетической комиссией. Однако в последнее время МУП испытывает серьезные финансовые трудности. В этой связи администрация, как представитель

учредителя, собственника имущества,

намерена преобразовать МУП в муниципальное казенное учреждение. Будет ли законным такое решение?

Ответ. Муниципальное унитарное предприятие, обеспечивающее водоснабжение поселения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.

Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с указанным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (п. 7 и 8 ст. 113 ГК РФ). Таким образом, вопросы реорганизации унитарных предприятий регулируются специальными нормами.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.

Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 34 Закона № 161-ФЗ).

Следовательно, унитарное предприятие может быть преобразовано в муниципальное казенное

учреждение (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 № Ф05-15141/15 по делу № А40-37676/2015, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 01АП-2956/14, постановление Тринадцатого

арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-10947/15, постановление ФАС Уральского округа от 14.08.2012 № Ф09-5526/12, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 № 16АП-3033/1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 09АП-25487/15).

Правовое положение казенного учреждения определяется в соответствии со ст. 298 ГК РФ, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Пунктом 4 ст. 298 ГК РФ определено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые

предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль оказание услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации (п. 2 той же статьи). Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность,

непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности,

которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Следовательно, законодательство РФ позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при одновременном наличии следующих условий:

— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставе учреждения;

— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах (письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 № 1613/053949@).

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не установлен запрет на осуществление горячего или холодного водоснабжения казенным учреждением. Возможность оказания данных коммунальных услуг учреждениями, в том числе казенными, подтверждается судебной практикой (смотрите, например, определение ВАС РФ от 27.04.2009 № 4408/09, постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 № Ф09-4519/04-С5, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 № Ф09-5101/15 по делу № А60-40927/2014, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 16АП-1981/14).

Не установлено подобных ограничений и Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Более того, некоторые казенные учреждения включены в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (см. информацию по ссылке: http://www.fstrf.rU/about/activity/reestr/8), что в свою очередь также подтверждает возможность оказания услуг по водоснабжению казенными учреждениями.

Таким образом, на наш взгляд, муниципальное унитарное предприятие, оказывающее услуги по

водоснабжению населения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются.

Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять перечисленные ст. 60 ГК РФ мероприятия (письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган; дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации) не требуется.

Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений в нормах специальных федеральных законов сохранилось (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), п. 7 ст. 29 Закона № 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, в течение трех дней со дня принятия органом местного самоуправления решения о преобразовании МУП в казенное учреждение в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ № ММВ-7-6/25@), за подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закона № 129-ФЗ. Уведомлять о принятом решении территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 1 января 2015 года не требуется.

После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@;

— учредительные документы создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

— передаточный акт;

— документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4 000 рублей - подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— подпунктом «ж» п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.

Ответ подготовила: Верхова Надежда, эксперт службы правового консалтинга

ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Барсегян Артем, рецензент службы правового консалтинга

ГАРАНТ

Вопрос. Сотрудник 24.12.2015 уволился по собственному желанию. В этот день он получил расчет на банковскую карту, трудовую книжку и подписал приказ об увольнении. 24.12.2015 он был на работе, но затем принес больничный лист с начальной датой 24.12.2015 и с требованием оплатить его в размере 100%. Мнение специалистов органов социального страхования: нужно оплатить 60%. Организация считает, что пособие по временной нетрудоспособности нужно выплатить с 25.12.2015 в размере 100%. Права ли организация?

Ответ. Пособие по временной

нетрудоспособности должно выплачиваться с 25.12.2015 в размере, зависящем от страхового стажа работника (как лицу, работающему по трудовому договору: при страховом стаже 8 и более лет - 100% среднего заработка).

Обоснование. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1.2, п. 1 ч. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) выплата пособия по временной нетрудоспособности обусловлена наступлением страхового случая: временной нетрудоспособности застрахованного лица вследствие заболевания или травмы либо иного случая, предусмотренного ст. 5 Закона № 255-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности.

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 Закона № 255-ФЗ (ч. 4 ст. 14 указанного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности лицам, работающим по трудовому договору, при утрате ими трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в размере от 60 до 100% среднего заработка в зависимости от продолжительности их страхового стажа. Пособие

в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи выплачивается в размерах, установленных частями 3, 4 ст. 7 Закона № 255-ФЗ.

При наступлении заболевания или травмы у застрахованного лица в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору пособие по временной

нетрудоспособности выплачивается в размере 60% среднего заработка (ч. 2 указанной статьи).

Поскольку днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность) (часть третья ст. 84.1 ТК РФ), то в приведенной ситуации страховой случай наступил в период, когда трудовой договор еще не прекратился. Следовательно, размер пособия определяется в соответствии с частями 1, 3 или 4 ст. 7 Закона № 255-ФЗ, то есть в общеустановленном порядке по тем же нормам, что и лицам, работающим по трудовому договору.

Такой же позиции придерживаются специалисты ФСС России (см. ответ Л.М. Новицкой на вопрос: «С сотрудником заключен срочный трудовой договор на год. В последний рабочий день он заболел. Как оплачивать больничный лист?», опубликованный в журнале «Зарплата». № 2, февраль 2008 г., интервью с Т.М. Ильюхиной, опубликованное в журнале «Актуальная бухгалтерия», № 2, февраль 2008 г.).

Следует обратить внимание, что выплата заболевшему пособия по временной нетрудоспособности является создаваемой государством мерой, направленной на компенсацию гражданам утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая (п. 1 ч. 1 ст. 1.2, ст. 1.3 Закона № 255-ФЗ).

Следовательно, по смыслу закона одновременная выплата и заработной платы, и пособия по временной нетрудоспособности невозможна (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 № 07АП-203/14, определение ВАС РФ от 24.03.2010 № ВАС-2812/10, решение

Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2010 № А12-3156/2010, а также ответ на вопрос «Выплачивается ли пособие по временной

нетрудоспособности, если застрахованное лицо в период нетрудоспособности продолжает работать?», размещенный на сайте регионального отделения ФСС РФ по Чукотскому автономному округу:

http://r87.fss.ru/answers/20497/91495/index.shtml).

На это указывали и представители ФСС России Л.М. Новицкая (при ответе на вопрос в рамках горячей линии по расчету пособий по временной нетрудоспособности, материалы которой опубликованы в журнале «Зарплата», № 6, июнь 2007 г.) и Т.М. Ильюхина (при ответе на вопрос: Сотрудник, отработав полный рабочий день, вечером обратился в медицинское учреждение. В этот день ему открыли больничный лист. Как правильно выплатить пособие по временной нетрудоспособности в данном случае? («Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», № 12, декабрь 2013 г.)).

Таким образом, пособие за день увольнения, за который сотрудник получил заработную плату, не назначается и не выплачивается.

Вместе с тем очевидно, что, если работник в период временной нетрудоспособности вышел на работу, это не означает, что он является трудоспособным. Работник не теряет право на освобождение от работы на период нетрудоспособности и не лишается права на выплату пособия за остальные дни нетрудоспособности. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 04.09.2012 по делу № 33-8548/2012).

Ответ подготовила: Мазухина Анна, эксперт службы правового консалтинга

ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Воронова Елена, рецензент службы правового консалтинга

ГАРАНТ

Вопрос. Согласно абзацу третьему части второй ст. 57 ТКРФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот

либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям

профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.

Нужно ли считать, что указанные в нем положения обязательны к применению всеми организациями (включая малые коммерческие организации), так как стандарт утвержден на федеральном уровне? Обязательны ли к применению требования к уровню образования и стажу, прописанные в утвержденных стандартах?

Ответ. В рассматриваемой ситуации работодатель не обязан применять в обязательном порядке профессиональный стандарт бухгалтера в отношении лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета в организации. Работодатель вправе самостоятельно установить требование к квалификации (уровню образования и стажу работы) таких работников.

Обоснование. Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ).

Так, например, прямо предусмотрено соблюдение квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, для лиц, принимаемых на подземные работы (ст. 330.2 ТК РФ), лиц, занимающихся педагогической деятельностью (ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и др. Однако обязанности по соблюдению квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах, по должностям главного бухгалтера, бухгалтера, выполняющих трудовую функцию в указанной в вопросе организации, в настоящее время законодательство не содержит.

Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) установлены особые требования к уровню образования и стажу работы лишь для главных бухгалтеров (иных должностных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета) в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Аналогичное требование предъявляется к физическим лицам, ведущим бухгалтерский учет на основании договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 6 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Также главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (ч. 7 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Однако, как мы поняли из вопроса, основания для применения указанных положений закона в данной ситуации отсутствуют.

Также частью второй ст. 57 ТК РФ установлено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Указанное требование распространяется на всех работодателей вне зависимости от их организационно-правовой формы или формы собственности.

Из приведенной нормы следует, что соблюдение квалификационных требований, установленных квалификационными справочниками или профессиональным стандартом, необходимо только в тех случаях, когда компенсации, льготы, ограничения «привязаны» к конкретной должности (профессии, специальности).

Например, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются только периоды работы по определенным профессиям и должностям (ст. 30 и ст. 31 Федерального закона от

28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что ни Трудовым кодексом РФ, ни другим федеральным законом не установлено ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением трудовой функции по должности бухгалтера (иного лица, на которого возлагается ведение бухгалтерского учета). Следовательно, работодатель в рассматриваемом случае не обязан руководствоваться положениями

профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Минтруда РФ от

22.12.2014 № 1061н, в отношении лиц, ведущих бухгалтерский учет в организации.

В случаях, когда требования к квалификации работника не определены законодательством, работодатель вправе их устанавливать самостоятельно (определение Самарского областного суда от 21.11.2011 № 33-12150, апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.08.2013 № 33-1315/2013, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 04.09.2012 № 332652/2012). Такие требования целесообразно фиксировать в локальных нормативных актах (например в должностных инструкциях).

В заключение отметим, что с 1 июля 2016 года начнет действовать ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (в редакции п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Таким образом, нормы трудового законодательства, вступающие в силу с 01.07.2016, также не обязывают работодателей применять в обязательном порядке профессиональные стандарты в отношении всех без исключения работников. Работодатели, как и сейчас, будут обязаны руководствоваться положениями

профессиональных стандартов в части квалификационных требований только к определенным должностям (профессиям, специальностям, видам работ), когда это прямо предусмотрено ТК РФ, иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, а также когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Ответ подготовила: Першина Елена, эксперт службы правового консалтинга

ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Кудряшов Максим, рецензент службы правового консалтинга

ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.