Научная статья на тему 'Порядок разрешения межгосударственных споров между государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли'

Порядок разрешения межгосударственных споров между государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
557
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАСТ / EFTA / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПОР / INTERNATIONAL DISPUTE / КОНСУЛЬТАЦИИ / CONSULTATIONS / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ / INTERNATIONAL ARBITRATION / СУД ЕАСТ / EFTA COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машкова Е.В.

Статья посвящена вопросам разрешения межгосударственных споров в рамках Европейской ассоциации свободной торговли. Дается правовой анализ положений международных договоров и соглашений, которые регулируют порядок разрешения споров, рассматриваются способы рассмотрения споров, а также определяется значение решений, принятых в рамках механизмов разрешения споров для практики реализации государствами договоров и соглашений ЕАСТ и ЕЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Машкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedure for settlement of international disputes between Member States of the European Free Trade Association

The article deals with the issues of dispute resolving within the European Free Trade Association. Analyzed are International treaties and agreements governing dispute resolution, defined is the role of decisions made within the dispute resolution framework for the practice of implementing EFTA and EEA treaties and agreements.

Текст научной работы на тему «Порядок разрешения межгосударственных споров между государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 1

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Е.В. Машкова, ассистент кафедры международного права юридического факультета МГУ*

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ

СПОРОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ

ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Статья посвящена вопросам разрешения межгосударственных споров в рамках Европейской ассоциации свободной торговли. Дается правовой анализ положений международных договоров и соглашений, которые регулируют порядок разрешения споров, рассматриваются способы рассмотрения споров, а также определяется значение решений, принятых в рамках механизмов разрешения споров для практики реализации государствами договоров и соглашений ЕАСТи ЕЭП.

Ключевые слова: ЕАСТ, межгосударственный спор, консультации, межгосударственный арбитраж, Суд ЕАСТ.

The article deals with the issues of dispute resolving within the European Free Trade Association. Analyzed are International treaties and agreements governing dispute resolution, defined is the role of decisions made within the dispute resolution framework for the practice of implementing EFTA and EEA treaties and agreements.

Keywords: EFTA, international dispute, consultations, international arbitration, EFTA Court.

Основными целями создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) являются: содействие постоянному росту экономической активности и финансовой стабильности государств-членов, обеспечение гармоничного развития и роста мировой торговли, а также повышение уровня жизни на территории государств-членов ЕАСТ. Достижение этих целей в рамках Ассоциации осуществляется посредством устранения дискриминации во взаимной торговле, ликвидации торговых барьеров и неравенства в условиях снабжения сырьем, а также создания добросовестных правил конкуренции1.

Государствами-членами ЕАСТ в настоящее время являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Вопрос о механизме урегулирования межгосударственных споров является одним из наиболее сложных, так как касается порядка создания и функционирования такой системы в рамках Зоны свободной

* maschkova@gmail.com

1 Baudenbacher C. The EFTA Court in Action. Stuttgagart, 2010. P. 3-5.

торговли, которая могла бы обеспечить единообразие при толковании и применении соглашений, создающих и регулирующих ее деятельность.

Впервые вопрос о разрешении споров между государствами, которые впоследствии образовали ЕАСТ, был затронут в двустороннем Договоре «О присоединении Княжества Лихтенштейн к Швейцарской таможенной территории»2, заключенном 29 марта 1923 г. и вступившем в силу 1 января 1924 г. между Швейцарией и Лихтенштейном3. В соответствии с данным договором Лихтенштейну принадлежат в таможенной области те же права, что и кантонам Швейцарии, и на Лихтенштейн распространяются правила соглашений, которые Швейцария уже заключила или заключит в будущем в сфере таможенной политики, т.е. фактически территория Лихтенштейна включается в Швейцарскую таможенную зону4.

При этом ст. 43 Договора определяет порядок разрешения могущих возникнуть споров между государствами Швейцария и Лихтенштейн. Вопросы, которые возникают при толковании настоящего договора, должны быть разрешены по дипломатическим каналам или с помощью арбитража, который создается в составе двух третейских арбитров, выбираемых сторонами, а в случае недостижения ими согласия по рассматриваемому спору эти арбитры могут самостоятельно избирать третьего, независимого арбитра для окончательного вынесения решения.

В настоящее время арбитраж продолжает оставаться актуальным способом разрешения споров между Швейцарией и Лихтенштейном по вопросам, охватываемым договором 1923 г., несмотря на то, что оба государства являются членами ЕАСТ. Это связано с тем, что Лихтенштейн является стороной Соглашения о Европейском экономическом пространстве5, а Швейцария нет, таким образом, основные проблемы возникают при реализации взятых на себя государствами отчасти различных обязательств в рамках Договора 1923 г. и Соглашения о ЕЭП.

2 Vertrag vom 29. Marz 1923 zwischen der Schweiz und Liechtenstein über den Anschluss des Fürstentums Liechtenstein an das schweizerische Zollgebiet: URL: http://www.admin.ch/ opc/de/classified-compilation/19230011/201012100000/0.631.112.514.pdf

3 Таможенный договор устанавливает правило, в соответствии с которым таможенное законодательство, а также многочисленные другие федеральные законы и нормативные акты, принимаемые на территории Княжества в рамках таможенной политики, не должны противоречить внутреннему законодательству Швейцарии в указанной сфере. Несмотря на членство Лихтенштейна в ЕАСТ и присоединение к Соглашению о ЕЭП, на территории Княжества продолжает действовать швейцарское таможенное законодательство.

4 Швейцария долгое время представляла интересы Княжества Лихтенштейн в ЕАСТ, поскольку Лихтенштейн с 1924 г. находится в Таможенном союзе со Швейцарией. На этом основании Лихтенштейн был ассоциированным членом ЕАСТ, что подтверждалось специальным Протоколом от 4 января 1960 г. Полноправное членство Лихтенштейна в ЕАСТ было оформлено в 1991 г.

5 Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) (European Economic Area, EEA) было заключено в 1992 г. и в 1994 г. вступило в силу. Лихтенштейн является участником этого Соглашения с 1 мая 1995 г.

В вязи с этим в Договор 1923 г. были внесены изменения (последнее в 2012 г.) в части соотношения его норм и норм соглашения о ЕЭП, предусматривающие приоритет норм последнего перед нормами национального права Швейцарии.

Но сложности тем не менее остались, например, в связи с реализацией Лихтенштейном таможенных правил Единого экономического пространства о происхождении товара или установлении размера ввозного тарифа, которые должны соответствовать стандартам ЕЭП и при этом не должны нарушать нормы швейцарского таможенного законодательства, а также в связи с определением страны происхождения товара, так как если речь идет о товарах, произведенных в странах ЕЭП, то эти вопросы относятся к ведению национальных властей Лихтенштейна, а если о товарах, произведенных в Швейцарии, то к ведению Федеральной таможенной службы Швейцарии6.

Конвенция «Об учреждении ЕАСТ» (European Free Trade Association, EFTA) была подписана 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступила в силу 3 мая 1960 г.7 К 2001 г. в текст конвенции были внесены существенные изменения с учетом практики функционирования ЕАСТ, положений Соглашений, заключенных за прошедшее время между государствами—членами ЕАСТ и Европейским союзом, а также отдельных Соглашений, заключенных Швейцарией и государствами—членами ЕАСТ, Европейским союзом и государствами—членами ЕС (Вадуцкая конвенция 2001 г.)8.

Порядку разрешения межгосударственных споров в Конвенции ЕАСТ и в Приложении к ней уделено отдельное внимание. В частности, предусмотрен порядок разрешения межгосударственных споров, включающий консультации в рамках институциональной системы ЕАСТ и арбитражное разбирательство.

При возникновении спорной ситуации государства-члены ЕАСТ проводят консультации для разрешения вопросов, возникающих между ними при толковании и применении положений Конвенции ЕАСТ. Консультации осуществляются непосредственно сторонами возникшего спора9 или при участии Совета ЕАСТ10, к которому любая из спорящих сторон может обратиться для оказания помощи11.

6 Bühlmann L. Der Zollvertrag mit dem Fürstentum Liechtenstein // BR-News. 2012. 20 Nov.

7 20 ноября 1959 г. в итоговом коммюнике Стокгольмского саммита, на котором присутствовали министры государств Австрии, Великобритании, Дании, Норвегии, Португалии, Швейцарии и Швеции, было провозглашено создание Европейской ассоциации свободной торговли (Communique and resolution adopted by Great Britain, Austria, Denmark, Norway, Portugal, Sweden, and Switzerland at the occasion of the establishment of the European Free Trade Association. Stockholm, 20 November, 1959 // Great Britain. Foreign Policy and the Span of Empire, 1689-1971. N.Y.; L., 1972. P. 1689-1971).

8 Convention establishing the European Free Trade Association.

9 Ibid. Art. 47.1.

10 Ibid. Art. 43 (Совет ЕАСТ состоит из представителей государств-членов ЕАСТ).

11 Ibid. Art. 47.2.

Функциями Совета ЕАСТ являются: проведение контроля за реализацией государствами принятых на себя обязательств в рамках ЕАСТ и разрешение любых вопросов, которые могут при этом возникать. В рамках Совета ЕАСТ работает ряд комитетов, обеспечивающих Совет ЕАСТ и спорящие стороны всей необходимой информацией, которая может быть использована для исследования сложившейся ситуации с целью достижения приемлемого решения.

Проведение межгосударственных консультаций в случае возникновения спорных ситуаций является традиционным для международного права способом разрешения возникших разногласий, однако такая особенность настоящего договора, как уведомление заинтересованных сторон о сложившейся спорной ситуации и принятом решении, а также взаимообязанность государств—участников и институциональных структур ЕАСТ обеспечивать друг друга необходимой информацией направлена непосредственно на достижение единообразного толкования и применения как положений Конвенции ЕАСТ, так и иных договоров, регулирующих международные экономические отношения на пространстве ЕАСТ.

В случае если стороны после проведения консультаций так и не найдут выхода из сложившейся спорной ситуации и при этом одна из сторон будет продолжать считать, что нарушение не устранено, то дело может быть передано на рассмотрение в арбитраж посредством письменного уведомления, направляемого одной стороной другой12.

Государства—члены ЕАСТ, которые не являются участниками спора, уведомляются и о предстоящем арбитраже, и о вынесенном решении. Необходимость закрепления такого правила вызвана тем, чтобы указанные государства могли: определить степень своей заинтересованности в разрешении спора, заявлять письменные и устные ходатайства арбитражному трибуналу, запрашивать письменные объяснения сторон спора, участвовать во всех слушаниях, а также представлять в трибунал и получать от арбитражного трибунала и спорящих сторон материалы интересующие ее, принимать участие в заседаниях арбитражного трибунала, в том числе и с целью заявления своей позиции по рассматриваемому вопросу.

Арбитражный трибунал состоит их трех арбитров, два из которых определяются спорящими сторонам самостоятельно, а кандидатура третьего арбитра должна быть согласована спорящими сторонами, при этом суперарбитр (председатель) не может быть гражданином ни одной из спорящих сторон и не должен постоянно проживать в одном из спорящих государств. В случае недостижения спорящими сторонами согласия в отношении кандидатур арбитров одна из сторон спора может обратиться к Председателю Международного суда ООН с

12 Ibid. Art. 48; ANNEX T Arbitration (Art. 48): URL: http://www.efta.int/media/docu-ments/legal-texts/efta-convention/annexes/AnnexTArbitration.pdf

просьбой определить членов (состав) арбитражного трибунала, при этом Председатель Суда ООН в этом случае также не должен являться гражданином государства стороны спора13.

Порядок рассмотрения спора может быть определен спорящими сторонами самостоятельно или в отсутствие соглашения между сторонами спор рассматривается согласно Факультативным правилам Постоянной палаты третейского суда (ППТС) для арбитражного рассмотрения споров между двумя государствами, введенным в действие 20 октября 1992 г.14

Решение арбитража окончательно и обязательно для сторон спора. Арбитражный трибунал выносит решения большинством голосов, особое мнение члена арбитражного трибунала, оказавшегося в меньшинстве, не раскрывается15.

Решение арбитражного суда, как правило, направлено на запрещение применения или отмену меры, принятой государством-стороной спора и не соответствующей (противоречащей) нормам и правилам Конвенции ЕАСТ, но суд также может назначить определенную сумму в качестве компенсации.

В случае непринятия государством мер по исполнению арбитражного решения соответствующее государство-участник (соответствующие государства-участники), подавшее (подавшие) жалобу, может (могут):

а) потребовать компенсацию по соглашению с государством— участником, в отношении которого подана жалоба, либо

б) прекратить предоставление государству—участнику, в отношении которого подана жалоба, соразмерных выгод до того момента, как государства—участники спора не достигнут соглашения по вопросу о разрешении спора16.

В 1992 г. было заключено, а в 1994 г. вступило в силу Соглашение о Европейском экономическом пространстве — ЕЭП (European Economic Area, EEA)17, посредством которого на Исландию, Норвегию и Лихтенштейн были распространены режим общего рынка, включая свободу перемещения товаров, капиталов, работ и услуг, а также политика Европейского союза (ЕС) в сфере конкуренции. Иными словами, Соглашение объединяет 28 государств—членов ЕС и три государства—члена ЕАСТ. Швейцария не присоединилась к ЕЭП, она только заключила с

13 ANNEX T Arbitration (Art. 48). «Если Председатель Международного суда ООН является гражданином одной из сторон спора, то его функции в данном вопросе принимает на себя следующий по старшинству член Суда ООН» (ст. 1.5).

14 Permanent Court of arbitration optional rules for arbitrating disputes between two states:

URL:

15 ANNEX T Arbitration (Art. 48). Art. 2.

16 Ibid. Art. 3 (Вопрос о соразмерности предпринятых одним государством действий в отношении другого также может быть передан на арбитражное рассмотрение).

17 Agreement on the European Economic Area 1994.

ЕС ряд двусторонних соглашений. Соглашение о ЕЭП создало также институциональную структуру, которая соединила два интеграционных объединения (ЕС и ЕАСТ), что дало возможность для более тесного сотрудничества между государствами, входящими в них18.

Необходимость создания механизма единообразного применения и урегулирования споров в рамках ЕЭП была предметом обсуждения еще до подписания Соглашения о ЕЭП, в рамках Рабочих групп, начиная с 1989 г. Относительно порядка рассмотрения межгосударственных споров Соглашение предусматривает возможность для сторон обратиться в арбитраж, а также Соглашением о ЕЭП был создан Суд ЕАСТ, одной из компетенций которого, является возможность разрешать споры между двумя и более государствами—членами ЕАСТ19.

Особенностью арбитражного разбирательства в рамках соглашения о ЕЭП является участие Совместного комитета ЕЭП20 в процессе выбора суперарбитра для рассмотрения спора. Так, если выбранные сторонами арбитры не могут в течение определенного времени договориться о выборе третьего арбитра, то такой арбитр должен быть выбран из семи человек, входящих в перечень, устанавливаемый Совместным комитетом ЕЭП, который имеет своей обязанностью формировать список арбитров в соответствии с правилами и процедурами Комитета. Интересным с точки зрения создания и функционирования межгосударственных арбитражей является и то, что в случае недостижения сторонами согласия относительно арбитражных правил арбитражный суд имеет право принимать свои правила процедуры большинством голосов21.

Деятельность Суда ЕАСТ регулируется не только Соглашением о ЕЭП, но и отдельным соглашением между государствами-членами ЕАСТ в отношении применения настоящего Соглашения22, при этом

18 Соглашением о ЕЭП создан Совместный комитет ЕЭП, к функциям которого относится, в частности, непосредственное урегулирование спора между государствами-членами ЕС/ЕАСТ; создан механизм взаимодействия Комиссии ЕС и Контролирующего органа ЕАСТ, а также механизм совместной координационной политики Суда ЕС и Суда ЕАСТ.

19 Agreement between the EFTA states on the establishment of a Surveillance Authority and a Court ofJustice 31.01.1994: http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-texts/ the-surveillance-and-court-agreement/agreement-annexes-and-protocols/Surveillance-and-Court-Agreement-consolidated.pdf

20 Agreement on the European Economic Area 1994. Art. 92.

21 Protocol 33 on Arbitration procedures: http://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea-agreement/Protocols%20to%20the%20Agreement/protocol33.pdf

22 Agreement on the European Economic Area 1994. Art. 108.2; Agreement on the Establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice signed in Oporto on 2 May 1992; Agreed minutes of the negotiations for an agreement between the EFTA states on the establishment of a surveillance authority and a court of justice: (http://www.efta.int/sites/default/files/ documents/legal-texts/the-surveillance-and-court-agreement/agreement-annexes-and-proto-cols/Agreed-Minutes.pdf); Agreement between the EFTA states on the establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice 31.01.1994 (http://www.efta.int/sites/default/files/doc-uments/legal-texts/the-surveillance-and-court-agreement/agreement-annexes-and-protocols/ Surveillance-and-Court-Agreement-consolidated.pdf); Protokoll 5 des Überwachungsbehörde/

порядок работы Суда ЕАСТ определен Статутом суда ЕАСТ и Правилами процедуры23.

Решение Суда ЕАСТ является обязательным для исполнения государством—членом ЕАСТ. Суд ЕАСТ состоит из трех судей, назначаемых по одному правительствами государств—членов ЕАСТ (участников ЕЭП) по взаимному согласию между ними сроком на 6 лет. Судьи Суда ЕАСТ выбирают Председателя Суда.

Рабочим языком Суда является английский, не являющийся государственным языком государств—членов ЕАСТ. Выбор английского языка в качестве рабочего является свидетельством ориентации государств—членов ЕАСТ на достижение более тесного взаимодействия по вопросам толкования и применения Соглашения о ЕЭП между Судом ЕАСТ и Судом ЕС и на унификацию национальных законодательств государств—членов ЕАСТ и государств—членов ЕС.

Одной из особенностей функционирования Суда ЕАСТ является его тесное сотрудничество при принятии решений с Судом ЕС24. Так, у Суда ЕАСТ есть право направлять запрос в Суд ЕС в случае возникновения сложностей при толковании правил Соглашения о ЕЭП25. Также при принятии решений Суд ЕАСТ обращается к практике Суда ЕС, созданной им при разрешении аналогичных споров. Целями такого сотрудничества судов является достижение однородности в установлении режима общих правил функционирования Соглашения о ЕЭП, поддержание установленного порядка в рамках единого европейского пространства.

При этом следует обратить внимание на то, что государства-участники Соглашения о ЕЭП при разработке национального законодательства уделяют особое внимание решениям этих судов. В частности, национальные суды государств-членов ЕАСТ вправе обратиться в Суд ЕАСТ для получения консультативного заключения в случае возникновения сложностей при реализации норм национального законодательства, принятых во исполнение взятых на себя обязательств в рамках ЕАСТ и ЕЭП. Необходимость и значимость такой процедуры подтверждена Согласованным Протоколом переговоров к Соглашению о ЕЭП.

На основании вышеизложенного можно выделить особенности рассмотрения межгосударственных споров между государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли.

Gerichtshof-Abkommens über die Satzung des EFTA-Gerichtshofs (http://www.eftacourt.int/ fileadmin/user_upload/Files/Statute/Statute_with_amendments_2010_-_GER.pdf).

23 Protokoll 5 des Überwachungsbehörde/Gerichtshof-Abkommens über die Satzung des EFTA-Gerichtshofs. С правилами процедуры Суда ЕАСТ можно ознакомиться на сайте суда ЕФТА (интернет-ресурс): URL: http://www.eftacourt.int/fileadmin/user_upload/Files/ RulesofProcedure/RoP_amendments_2010_draft_EN.pdf

24 Treumer S. The EFTA Court // EIPASCOPE. 1994. N 2.

25 Protocol 34 "On the possibility for courts and tribunals of EFTA states to request the Court ofjustice of the European communities to decide on the international of EEA rules corresponding to EC rules": URL: http://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea agreement/Protocols%20to%20the%20Agreement/protocol34.pdf

Анализ положений Договора о присоединении Княжества Лихтенштейн к Швейцарской таможенной территории, Конвенции ЕАСТ и Соглашения о ЕЭП, содержащих положения о порядке разрешения споров между государствами-членами ЕАСТ, позволяет сделать вывод о том, что государствами—членами ЕАСТ был создан довольно уникальный и многоуровневый механизм разрешения межгосударственных споров, элементами которого являются как политические, так и юридические способы разрешения межгосударственных споров.

К особенностям процедуры ведения непосредственных переговоров при разрешении межгосударственных споров можно отнести возможность обращения государств-членов ЕАСТ в Совет ЕАСТ, а также взаимная обязанность государств ЕАСТ и комитетов Совета ЕАСТ предоставлять участникам спора и заинтересованным сторонам всю необходимую информацию для скорейшего разрешения спора.

Процедура арбитражного разбирательства предусмотрена всеми договорами и соглашениями, которые регулируют отношения государств на пространстве ЕАСТ. Арбитраж остается одной из приоритетных для государств—членов ЕАСТ возможностью разрешения споров. Хотя порядок создания и функционирования каждого из арбитражей разнится в зависимости от условий договора, в соответствии с которым он создается, при принятии решения анализу арбитров подлежит весь объем норм, регулирующих отношения между государствами—членами ЕАСТ.

Необходимость наделения Суда ЕАСТ полномочиями по разрешению межгосударственных споров продиктована не только важностью наличия еще одного юридического способа разрешения споров государствами ЕАСТ/ЕЭП, но и необходимостью судебного толкования положений Соглашения о ЕЭП.

Соглашение о ЕЭП ориентировано на поиск пути более широкого экономического объединения европейских государств ЕС/ЕАСТ, усиливающуюся интеграцию в сфере капиталов, товаров и услуг, а также интеграцию в сфере конкуренции. При этом интеграционный процесс в рамках ЕЭП в значительной степени ориентирован на судебную практику рассмотрения споров, включая и споры между государствами. Этот вывод подтверждается созданием уникального механизма взаимодействия Суда ЕАСТ и Суда ЕС, усилия которых направлены на достижения единообразия при реализации государствами положений Соглашения о ЕЭП.

Список литературы

1. Baudenbacher C. The EFTA Court in Action. Stuttgagart. 2010.

2. Bühlmann L. Der Zollvertrag mit dem Fürstentum Liechtenstein // BR-News. 2012. 20 Nov.

3. Treumer S. The EFTA Court // EIPASCOPE. 1994. N 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.