Научная статья на тему 'Особенности формирования и новые тенденции развития межрегиональной зоны свободной торговли, созданной Европейской ассоциацией свободной торговли'

Особенности формирования и новые тенденции развития межрегиональной зоны свободной торговли, созданной Европейской ассоциацией свободной торговли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
580
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗСТ / ЗОНА "БОЛЬШОЙ" ЕАСТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СПОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машкова Екатерина Викторовна

Задачи: Статья посвящена современным тенденциям и перспективам развития межрегиональной зоны свободной торговли (ЗСТ), созданной на основе соглашений, заключенных государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) с государствами не членами Европейского Союза (ЕС) и региональными интеграционными объединениями (РИО), созданными за пределами континента Европы. В статье дается сравнительно-правовой анализ положений Соглашений, формирующих правовое пространство «большой» ЕАСТ, и рассматриваются новеллы, определяющие будущий формат межрегиональной интеграции ЕАСТ. Модель: В статье используются системный, формально юридический и исторический методы познания. При анализе теоретической и нормативной базы, специальной литературы применен метод сравнительного правоведения, а также метод толкования права. Выводы: «Большая ЕАСТ» представляет собой ЗСТ, особенностью создания которой следует считать заключение соглашений, могущих различаться по объему принимаемых на себя партнерами обязательств и по объемам полномочий институциональных структур, однако базирующихся на единой системе принципов и правил толкования. Соглашения «третьего поколения большой ЕАСТ» содержат ряд нововведений относительно порядка функционирования международных органов, которые свидетельствуют о передаче партнерами по соглашению на интеграционный уровень ряда функций, связанных с проведением аналитической работы и мониторинговых исследований, а также несколько изменяются механизмы разрешения межгосударственных споров, что обусловлено все большей необходимостью достижения однородности правового пространства «большой ЕАСТ». Оригинальность / ценность: Данная статья может представлять интерес для специалистов по международному экономическому праву, занимающихся проблемами интеграционных процессов на региональном и межрегиональном уровнях, а также вопросами правовой природы межгосударственных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Машкова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation and new trends in the development of inter-regional free trade area established by the European Free Trade Association

The goal of article: The article investigates to modern trends and perspectives of development of interregional free trade area (FTA), created on the basis of agreements concluded by Member States of the European Free Trade Association (EFTA) with the countries outside the European Union (EU) and regional integration organizations (RIO) created outside the continent of Europe.The article gives a comparative legal analysis of the provisions of the Agreements, which form the legal space of the "big" EFTA, and is regarding novel that determine the future format of the interregional integration of EFTA. Method: This article uses the system, formal-legal and methods of historical knowledge. In the analysis of the theoretical and regulatory frameworks, the special literature, the method of comparative law, as well as the method of interpretation of the law. Results of study: "Big the EFTA" is a FTA, especially the establishment of which should be considered as the conclusion of agreements which may differ in terms undertaken by partners in terms of the obligations and powers of the institutional structures, however, are based on a common system of principles and rules of interpretation. Agreement "third-generation big EFTA" contains a number of innovations on the modalities of functioning of international bodies, which indicates the partners transfer under the agreement on the integration level of a number of functions related to the analysis and monitoring studies, as well as several changes mechanisms for resolving international disputes, due to all the need to achieve greater homogeneity of the "big EFTA" legal environment. The originality and practical value: This article may be of interest to specialists in international economic law, concerned with the integration processes at the regional and interregional levels, as well as issues of legal nature of intergovernmental associations.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и новые тенденции развития межрегиональной зоны свободной торговли, созданной Европейской ассоциацией свободной торговли»

10.12. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И НОВЫЕ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЗОНЫ

СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ, СОЗДАННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИЕЙ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ1

Машкова Екатерина Викторовна. Должность: ассистент. Место работы: Московский государственный университет имени М.ВЛомоносова. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: maschkova@gmail. com

Аннотация

Задачи: Статья посвящена современным тенденциям и перспективам развития межрегиональной зоны свободной торговли (ЗСТ), созданной на основе соглашений, заключенных государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) с государствами не членами Европейского Союза (ЕС) и региональными интеграционными объединениями (РИО), созданными за пределами континента Европы. В статье дается сравнительно-правовой анализ положений Соглашений, формирующих правовое пространство «большой» ЕАСТ, и рассматриваются новеллы, определяющие будущий формат межрегиональной интеграции ЕАСТ.

Модель: В статье используются системный, формально юридический и исторический методы познания. При анализе теоретической и нормативной базы, специальной литературы применен метод сравнительного правоведения, а также метод толкования права.

Выводы: «Большая ЕАСТ» представляет собой ЗСТ, особенностью создания которой следует считать заключение соглашений, могущих различаться по объему принимаемых на себя партнерами обязательств и по объемам полномочий институциональных структур, однако базирующихся на единой системе принципов и правил толкования. Соглашения «третьего поколения большой ЕАСТ» содержат ряд нововведений относительно порядка функционирования международных органов, которые свидетельствуют о передаче партнерами по соглашению на интеграционный уровень ряда функций, связанных с проведением аналитической работы и мониторинговых исследований, а также несколько изменяются механизмы разрешения межгосударственных споров, что обусловлено все большей необходимостью достижения однородности правового пространства «большой ЕАСТ».

Оригинальность / ценность: Данная статья может представлять интерес для специалистов по международному экономическому праву, занимающихся проблемами интеграционных процессов на региональном и межрегиональном уровнях, а также вопросами правовой природы межгосударственных объединений.

1 Статья написана в рамках Научно-образовательного центра «Теории международного права имени Г.И.Тункина».

Ключевые слова: Европейская ассоциация свободной торговли, межрегиональные Соглашения о ЗСТ, зона «большой» ЕАСТ, институциональная структура, порядок разрешения межгосударственных споров.

FEATURES OF FORMATION AND NEW TRENDS IN THE

DEVELOPMENT OF INTER-REGIONAL FREE TRADE AREA ESTABLISHED BY THE EUROPEAN FREE TRADE ASSOCIATION

Mashkovs Ekaterina Victorovna. Position: Assistant. Place of employment: Moscow State University named after M.V.Lomonosov. Department: International Law chair. E-mail: maschkova@gmail.com

Annotation

The goal of article: The article investigates to modern trends and perspectives of development of interregional free trade area (FTA), created on the basis of agreements concluded by Member States of the European Free Trade Association (EFTA) with the countries outside the European Union (EU) and regional integration organizations (RIO) created outside the continent of Europe.The article gives a comparative legal analysis of the provisions of the Agreements, which form the legal space of the "big" EFTA, and is regarding novel that determine the future format of the interregional integration of EFTA.

Method: This article uses the system, formal-legal and methods of historical knowledge. In the analysis of the theoretical and regulatory frameworks, the special literature, the method of comparative law, as well as the method of interpretation of the law.

Results of study: "Big the EFTA" is a FTA, especially the establishment of which should be considered as the conclusion of agreements which may differ in terms undertaken by partners in terms of the obligations and powers of the institutional structures, however, are based on a common system of principles and rules of interpretation. Agreement"third-generation big EFTA" contains a number of innovations on the modalities of functioning of international bodies, which indicates the partners transfer under the agreement on the integration level of a number of functions related to the analysis and monitoring studies, as well as several changes mechanisms for resolving international disputes, due to all the need to achieve greater homogeneity of the "big EFTA" legal environment.

The originality and practical value: This article may be of interest to specialists in international economic law, concerned with the integration processes at the regional and interregional levels, as well as issues of legal nature of intergovernmental associations.

Keywords: European Free Trade Association, interregional agreement on the FTA, the area of "big" EFTA, institutional structure, procedure for settlement of international disputes.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)2 была создана в 1960г. для, ликвидации между ее государствами-членами неравенства в условиях снабжения сырьем, снижения таможенных тарифов и количественных ограничения во взаимной торговле промышленными товарами, постепенной ликвидации таможенных пошлин и запрета предоставления экс-

2 Communique and resolution adopted by Great Britain, Austria, Denmark, Norway, Portugal, Sweden, and Switzerland at the ossation

of the establishment of the European Free Trade Association. Stock-

holm, 20 Nov., 1959 // Great Britan. Foreign Policy and the Span of

Empire. S. 1689-1971. Convention establishing the European Free Trade Association. A Documentary History. Vol. II. L., 1972, pp. 1390-

1392.

портных субсидий, обеспечения добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами и согласованных действий, направленных на создание равного положения для хозяйствующих субъектов государств-членов. Иво Кауфман - заместитель Генерального секретаря ЕАСТ - определил созданную ЗСТ, как платформу для достижения государствами-членами экономических и торговых целей .

Основной из характеристик ЕАСТ, как регионального интеграционного объединения (РИО), созданного в форме зоны свободной торговли (ЗСТ), помимо политической воли государств, представляющей основу интеграции, является то, что отношения на ее пространстве базируются на взаимозависимой работе бизнес структур. Иными словами, условие о свободном движении товаров, капиталов, работ и услуг, как минимальный объем интеграционного процесса, а так же слияние рынков в отдельных отраслях экономики направлено на формирование условий для более привлекательной работы хозяйствующих субъектов разной государственной принадлежности. Для достижения этой цели в рамках ЕАСТ происходит сближение механизмов национального регулирования, под которым понимается выработка общего курса правового поведения и развития, а также реализация национальных мер по преодолению правовых различий и принятие мер на национальном уровне по установлению однотипных или единых правил, правового регулирования.

Таким образом, на основании Стокгольмского договора, а впоследствии Вадуцкой конвенции4 была создана так называемая «малая» ЗСТ («малая» ЕАСТ), которая представляет собой интеграционное объединение близких по экономическому развитию европейских государств готовых к внедрению в их внутреннее законодательство схожих или единообразных с другими государствами-членами правовых норм и способов регулирования экономики, а также установивших стандарты внутриэкономических связей между ее членами, но не сформировавших требований к торговли для государств-членов с третьими странами5.

Именно отношения с третьими странами становятся основой двух самостоятельных проектов, которые начинают государства-члены ЕАСТ с начала 90-х гг. XX-го. Первый проект связан с созданием единого экономического пространства (ЕЭП) с Европейским Союзом (ЕС) и государствами-членами ЕС, в рамках которого формируется «динамичное и однородное (гомогенное)» экономическое пространство, путем подписания Соглашения о ЕЭП6, и которое представляет собой особый сценарий развития региональных интеграционных процессов, так называемую «двухуровневую

3 Ivo Kaufmann Deputy Secretary-General of EFTA Head of Trade Relations EFTA's Evolving Free Trade Relations http://www.efta.int/ sites/default/files/publications/bulletins/EFTA-Bulletin-2013.PDF

4 Convention establishing the European Free Trade Association. Consolidated version, last amended on 1 July 2013 http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-texts/efta-convention/Vaduz%20Convention%20Agreement.pdf

5 Государствами-членами ЕАСТ в настоящий момент являются Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария.

6 Agreement on the Eurorean Economic Area 1994 (OJ No L 1, 3.1.1994, p. 3; and EFTA States' official gazettes). http://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea-agreement/Main%20Text%20of%20the%20Agreement/EEAagreemen t.pdf Швейцарская Конфедерация подписала Соглашение, но результаты проведенного в этой стране референдума по одобрению этого проекта были отрицательными.

интеграцию»7. ЕЭП выступает своего рода «внешним режимом» по отношению к пространству ЕАСТ (положениям Конвенции о ЕАСТ и национальным законодательствам государств-членов ЕАСТ), что позволило распространить на государства-члены ЕАСТ правовой режим Общего рынка и правовое регулирование ЕС по вопросам свободного перемещения товаров, капиталов, лиц и услуг, а также регулирование в отдельных областях экономики8; и второй - создание единой торгово-экономической сети между государствами-членами ЕАСТ и государствами не членами Европейского Союза (ЕС) и РИО, созданными за пределами континента Европы9.

К настоящему моменту в рамках второго проекта заключено 27 Соглашений о ЗСТ10, которые охватывают сферы торговли промышленными товарами и услугами, предоставления тарифных уступок и правил происхождения товаров, а также регулируют вопросы справедливой конкуренции, прав интеллектуальной собственности и правил государственных закупок, и в рамках которых для обеспечения принятых государствами-партнерами на себя обязательств созданы институциональный механизм и механизм по разрешению споров. Таким образом ЕАСТ, являясь неотъемлемой частью общеевропейской интеграции, сформировала крупнейшую торгово-экономическую сеть, так называемую «большую ЗСТ».

Успешная интеграция государств в рамках «большой» ЗСТ стала возможной, с одной стороны, благодаря тому, что государства-члены ЕАСТ являются привлекательными торговыми и инвестиционными партнерами, и более того соглашения «большой» ЕАСТ дают возможность компаниям из третьих государств (не членов ЕС) для доступа не только на рынок государств-членов ЕАСТ, но и на «большой европейский рынок» через отношения ЕАСТ/ЕЭП/ЕС, а с другой, вызвано необходимостью улучшения конкурентных позиций бизнес структур государств-членов ЕАСТ в странах за пределами ЕС и защиты от дискримина-

7 Judgment of the court EFTA 8 July 2008. In Joined Cases E-9/07 and E-10/07. (п.28) http://www.eftacourt.int/uploads/tx nvcases/ 9 07 10 07 Judgment EN.pdf

8 Blanchet T., Piipponen R., Wesnman-clement M. The Agreement on the European Economic Area (EEA). A Guide to the Free Movement of Goods and Competition Rules. Oxford. 1994. P. 4

9 Annual Report of the European Free Trade Association 2013. S.7-13.

10 Соглашения заключены государствами-членами ЕАСТ с Албанией 17.12.09 (вступило в силу для всех государств в 2011г.),

Боснией и Герцеговиной 24.06.13 (вступило в силу в 2015г.), Канадой 26.01.08 (вступило в силу в 2009г.) , Коста-Рикой, Гватемалой и Панамой 24.06.13 (вступило в силу в 2014г.), Чили 26.0603ь(вступило в силу в 2004г.), Колумбией 25.11.08 (вступило в силу для всех государств в 2014г.), Египтом 27.01.07 (вступило в силу в 2007г.), Грузией 27.06.16 (находится в режиме ожидания вступления в силу), ССАГПЗ 22.06.09 (вступило в силу в 2014г.),

Гон Конгом 21.06.11 (вступило в силу в 2012г.), Израилем 17.09.92 (вступило в силу в 1993г.), Иорданией 21.06.01 (вступило в силу в 2002г.), Кореей 15.12.05 (вступило в силу в 2006г.), Ливаном 24.06.04 (вступило в силу в 2007г.), Македонией 19.06.00 (вступило в силу в 2002г.), Мексикой 27.11.00 (вступило в силу в 2001г.),

Черногорией 14.11.11 (вступило в силу в 2012г.), Марокко 19.06.97 (вступило в силу в 1999г.), Палестиной 30.11.98 (вступило в с силу в 1999г.), Перу 14.07.10 (вступило в силу для всех государств в 2012г.), Филиппинами 28.04.16 (находится в режиме ожидания вступления в силу), Сербией 17.12.09 (вступило в силу для всех государств в 2011г.), Сингапуром 26.06.02 (вступило в силу в 2003г.), Южноафриканским ТС 26.06.06 (вступило в силу в 2008г.), Тунисом 17.12.04 (вступило в силу в 2005г), Турцией 10.12.91 (вступило в силу в 1992г.), Украиной 24.06.10 (вступило в силу в 2012г.).

ции путем согласования для них определенных льготных условий11.

Особенностью формирования «большой» ЕАСТ является условие о том, что свои внешнеэкономические позиции государства-члены ЕАСТ разрабатывают с учетом тех обязательств, которые они взяли на себя в рамках ЕАСТ/ЕЭП, что позволило сформировать единую систему принципов (ценностей) функционирования «малой» и «большой» ЕАСТ - прозрачность, недискриминация, взаимность. Реализация принципа прозрачности способствует обеспечению формирования единообразной правоприменительной практики в государствах-партнерах; принцип недискриминации направлен на расширение правового регулирования, путем внутреннего взаимного переплетения; введя принцип взаимности в свои отношения государства-партнеры стараются достичь равенства в правах и обязанностях для иностранных хозяйствующих субъектов в стране пребывания.

Соглашения, заключенные в рамках «большой» ЕАСТ, можно разделить на соглашения «первого, «второго» и «третьего» поколений, которые имеют свои отличительные характеристики, связанные с объемом принятых на себя государствами-партнерами обязательств, характером полномочий интеграционных органов и возможностью урегулирования могущих возникнуть межгосударственных споров. Именно соглашения «третьего поколения» следует рассматривать, как основу новой конфигурации интеграционных процессов в рамках «большой» ЕАСТ.

Соглашения «третьего поколения» расширяют сферы межгосударственного сотрудничества, помимо довольно традиционных для ЗСТ сфер, государства-партнеры устанавливают экологические и трудовые стандарты, стандарты уровня образования, здравоохранения, охватывают вопросы технического регулирования, определяют возможность проведения совместных статистических исследований, предусматривают более упрощенные процедуры торговли и оформления товаров.

В докладе Комитета по праву регионального экономического развития Международной ассоциации международного права, подготовленным к ее Тайбэйской сессии, отмечалось, что исследованные примеры экономического сотрудничества государств имеют тенденцию к институционализации и даже к юридиза-ции1 . В рамках «большой ЕАСТ» акцент делается на практику наделения полномочиями и определения формата функционирования, созданных на основании данных соглашений институциональных структур.

Соглашения «большой ЕАСТ» предусматривают создание Объединенных комитетов13, который представляет собой постоянно действующий орган, состоящий из представителей государств-партнеров по соглашению (министров или иных старших должностных лиц). В рамках соглашений «третьего» поколения, в связи с расширением полномочий Объединенных комитетов, процедурные правила оформляются отдельным документом, который становится неотъем-

11 Kristinn F. Ärnason. A Common Platform for Securing the Benefits of Free Trade. EFTA Bulletin/EFTA free trade relations. 2013.

12 International Law Association. Taipei Conference (1998). Reports of the Committees and Working Sessions. P. 523

13 В соответствии с п.3 ст. 27 Соглашения ЕАСТ-Палестиной, на Совместный комитет возлагается обязанность осуществлять контроль в сфере торговли на территории Сектора Газа.

лемой частью Соглашения о ЗСТ14. Объединенный комитет принимает решения и дает рекомендации сторонам Соглашения на основе консенсуса, он также вправе вносить изменения в Приложения и Дополнения к Соглашению о ЗСТ, при этом новые Соглашения, начинают содержать положения, которые позволяют Комитету принимать решения и давать рекомендации не только по кругу вопросов, охватываемых Соглашениями, но и по любым другим вопросам, которые так или иначе могут повлиять на действие Соглашения о ЗСТ15.

Новеллой для Соглашений, которые вступили в силу начиная с 10-х гг. ХХ века является создание в рамках Объединенных комитетов должности координаторов, которые назначаются сторонами16. Работа координаторов заключается в установлении и поддержании постоянной связи для облегчения взаимодействия государств-партнеров; разработке повестки заседаний Объединенного комитета; наблюдения за реализацией уже принятых Комитетом решений. А так же Объединенный комитет может по своему усмотрению передать Координаторам для разработки любой вопрос, относящийся к его компетенции. Создание таких координационных центров вызвано в большей степени увеличивающейся потребностью согласованности действий государств-партнеров.

Еще одно нововведение связано с необходимостью единообразного толкования положений соглашений и достижением однообразия в правоприменительной практике государств «большой ЕАСТ. Для реализации поставленных целей положения соглашений «третьего» поколения содержат правила об обязанности сторон проведения межгосударственных консультаций на постоянной основе17. В случае возникновения спорной

14 Rules of procedure were adopted by Joint Committee Decision No. 1 of 2006 (31 Janury 2006) в соответствии со ст. 85. п.6 Соглашения ЕАСТ-Чили; Rules of procedure were adopted by Joint Committee Decision No. 1 of 2003 (8 May 2003) в соответствии со ст. 30 п.5 Соглашения ЕАСТ-Македония, Rules of procedure were adopted by Joint Committee Decision No. 1 of 2003. (11 June 2003) в соответствии со ст. 28 п.4 Соглашения ЕАСТ-Палестина, Rules of procedure were adopted by Joint Committee Decision No. 1 of 2004 (26 May 2004) в соответствии со ст. 55 п.1 Соглашения ЕАСТ-Сингапур, Rules of procedure were adopted by Joint Committee Decision No. 1 of 1992 (19 November 1992) в соответствии со ст. 26 п.4 Соглашения ЕАСТ-Турция.

15 Free Trade Agreement between the Republic of Albania and the EFTA states. Art. 31.2.g, Free Trade Agreement between the EFTA states and Bosnia and Herzegovina. Art. 43.2.e, Free Trade Agreement between Canada and the ststes of the EFTA. Art. 26.2.h, Free Trade Agreement between the EFTA states and the Central American states. Art. 11.1.2.g, Free Trade Agreement between the Republac of Colombia and the EFTA states. Art. 11.1.2.i, Free Trade Agreement between the EFTA states and Georgia. Art. 11.2.f, Free Trade Agreement between the EFTA states and Hong Kong, China. Art. 9.1 2.f, Free Trade Agreement between the EFTA states and the Republic of Korea. Art. 8.1.2.f, Free Trade Agreement between the EFTA states and Montenegro. Art. 41.2.f, Free Trade Agreement between the EFTA states and the Philippines. Art. 12.2.h, Agreement between the EFTA states and the Republic of Serbia. Art. 32.2.f, Agreement between the EFTA states and Singapore. Art. 55.2.f, Free Trade Agreement between the EFTA states and Ukraine. Art.8.2;f.

16 Free Trade Agreement between the Republac of Colombia and the EFTA states. Art. 11.2; Free Trade Agreement between the EFTA states and the Central American states. Art. 11.2; Free Trade Agreement between the EFTA states and the member states of the Cooperation Council for the Arab states of the GULF. Art.7.1.9, Free Trade Agreement between the Republic of Peru and the EFTA states. Art.11.2.1.

17 Free Trade Agreement between the Republic of Albania and the

EFTA states. Art. 32.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and Bosnia and Herzegovina. Art. 44.1; Free Trade Agreement

ситуации консультации могут проводиться в рамках Объединенных комитетов, на которые, для целей разрешения межгосударственных споров, возложены такие функции, как обобщение практики применения соглашения (отдельных его положений) и осуществление контроля за реализацией достигнутых договоренностей. В случае рассмотрения межгосударственного спора в рамках Объединенного комитета, он либо принимает решение, обязательное для спорящих сторон (в том случае, если стороны выразили на это свое согласие), либо дает рекомендации сторонам, которым они должны придерживаться, по крайней мере до тех пор, пока спор не будет окончательно урегулирован в рамках иных процедур.

В структуре Объединенных комитетов начиная с 2000-х гг. создаются Подкомитеты и Рабочие группы, которые ему подконтрольны и, основной задачей которых является содействие его работе. По общему правилу Объединенный комитет самостоятельно определяет сферу деятельности Подкомитетов и Рабочих групп, и делегирует создаваемым органам часть своих полномочия, а так же Объединенный комитет определяет порядок их функционирования и наделяет данные структуры соответствующими полномочиями. Начиная с 10-х гг. XXI века, порядок создания и функционирования отдельных Подкомитетов оформляются самостоятельным Приложением к Соглашениям о свободной торговле1 , это также связано с углублением процесса интеграции и расширением сфер межгосударственного сотрудничества. Итоги работы Подкомитетов оформляются в его отчете Объединенному комитету, содержащему рекомендации по вопросам,

19

связанным с его деятельностью .

between Canada and the ststes of the European Free Trade Association (Iceland, Liechtenstein, Norway and Switzerland). Art. 28.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the Central American states. Art. 12.3.1; Free Trade Agreement between the Arab Republic of Egypt and the EFTA states. Art. 39.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the member states of the Co-operation Council for the Arab states of the GULF. Art. 8.3.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the Republic of Korea. Art. 9.3.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the Republic of Lebanon. Art. 32.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the United Mexican States. Art. 72.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and Montenegro. Art. 42.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the Philippines. Art. 13.4.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the Republic of Serbia. Art. 33.1; Agreement between the EFTA states and Singapore. Art. 58.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and the SACU states. Art. 35.1; Free Trade Agreement between the states of the EFTA and the Republic of Tunisia. Art. 36.1; Free Trade Agreement between the EFTA states and Ukraine. Art. 9.3.1.

18 Соглашениями между государствами-членами ЕАСТ и Албанией, Боснией и Герцеговиной, Гон Конгом, Черногорией, Сербией и Украиной предусмотрена деятельность Подкомитета по правилам происхождения товаров, таможенных процедур и содействия торговле; в рамках Соглашения государств-членов ЕАСТ и Канады действует Подкомитет по правилам происхождения и торговли товарами, и по Соглашению с Коста Рикой и Панамой Подкомитет по торговле товарами. По Соглашению ЕАСТ-Боснией и Герцеговиной интересы Лихтенштейна, в вопросах относящихся к ведению Подкомитета представляет Швейцария. Vertrag vom 29. МКге 1923 zwischen der Schweiz und Liechtenstein über den Anschluss des F rstentums iechtenstein an das sch eizerische Zollgebiet.

19 Annex IV Referred to in paragraph 2 of article 14 mandate of the sub-committee on rules of origion, customs procedures and trade facilitation. Art. 2 Agreement EFTA-Albabia; Annex VI Referred to in article 16 mandate of the sub-committee on rules of origion, customs procedures and trade facilitation. Art. 2 Agreement EFTA-Bosnia and Herzegovina; Annex VI Referred to in article 2.9 mandate of the subcommittee on rules of origion, customs procedures and trade facilitation. Art. 2 Agreement EFTA-Hong Kong, China; Annex V Referred to in article 15 mandate of the sub-committee on rules of origion, cus-

Аналитическая работа Подкомитетов заключается в оценке соответствия положений Соглашений о ЗСТ нормам и правилам ВТО (в тех случаях где это предусмотрено соглашением); мониторинге функционирования иных соглашений «большой» ЕАСТ, которые содержат пересекающиеся или наоборот разнящиеся правила регулирования, например, тарифные преференции могут предоставляться, как на гармонизированной основе (паневропейская система происхождения товаров)20, так и на индивидуальной (отдельные Приложения к Соглашению о ЗСТ); анализе реализации положений отдельных Приложений к соглашению, функционирующих как часть инструмента ЗСТ (например таких как «рыба и другие морепродукты» и «переработка и торговля сельскохозяйственной продукцией»). Правотворческая деятельность Подкомитетов связана с дальнейшей разработкой положений о правилах происхождения товаров и утверждением размера таможенных пошлин, подготовкой дополнений к соглашениям о взаимной административной помощи и по иным таможенным вопросам; поиском иных путей доступа на рынки государств-партнеров товаров, формированием рекомендаций по упрощению процедур торговли.

Еще одной новеллой соглашений «третьего» поколения является создание в рамках институциональной структуры «большой» ЗСТ Секретариатов, деятельность которых, направлена, в основном, на реализацию коммуникативной функции21. В работе Секретариата принимают участие чиновники Министерств иностранных дел партнеров по соглашению и представители Секретариата ЕАСТ22. На Секретариат может быть возложена функция депозитария, хотя, как правило, эту функцию, до настоящего времени, осуществляло одно из государств-членов ЕАСт23.

Наиболее востребованным способом разрешения межгосударственных споров в рамках «большой» ЕАСТ являются консультации, которые могут состояться как в рамках Объединенного комитета, так и непосредственно между сторонами. Особенностью данных процедур в рамках «большой» ЕАСТ является обязанность государств-партнеров уведомлять все заинтересованные стороны о сложившейся спорной ситуации, а так же о принятом решении (если таковое состоится); обеспечивать друг друга и Объединенные комитеты всей необходимой информацией, которая может быть использована для принятия решения (как непосредственно сторонами, так и в рамках Комитетов); и принимать все необходимые меры для предоставления взаимных уступок, ради достижения едино-

toms procedures and trade facilitation. Art. 2 Agreement EFTA-Montenegro; Annex V Referred to in paragraph 2 of article 15 mandate of the sub-committee on rules of origion, customs procedures and trade facilitation. Art. 2 Agreement EFTA-Serbia; Annex VI Referred to in paragraph 2 of article 2.11 mandate of the sub-committee on rules of origion, customs procedures and trade facilitation. Art. 2 Agreement EFTA-Ukraine; Annex D Referred to in article 16 mandate of the sub-committee on rules of origion and trade in goods. Art. 2-6 KaHaga-EACT; Annex VIII mandate sub-committee on trade in goods. Art. 7 Agreement EFTA-the Central American states.

20 Regional convention on pan-euro-mediterranean preferential rules of origin. Brussels, 18 June 2010. Interinstitutional File: 2010/0092 (NLE)

21 Free Trade Agreement between the EFTA states and the Republuc of Chile. Art. 86 Annex XVI referred to inarticle 86 Secreteriat.

22 This is EFTA 2013. Annual Report. Editor: Tore Grönningaeter. P 9-11

23 Free Trade Agreement between the EFTA states and the Repub-

lic of Korea. Art. 8.2 and 10.7.

образного толкования и применения соглашений о ЗСТ. Это правило является аналогичным правилу, предусмотренному Вадуцкой конвенцией, что свидетельствует о формировании единых правовых стандартов в рамках «большой» ЕАСТ. При этом соглашения «третьего» поколения содержат возможность проведения процедуры добрых услуг и посредничества, являющихся конфиденциальными.

А в случае недостижения сторонами спора согласия государства-партнеры могут обратиться в арбитраж. На основании проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что правила и процедуры рассмотрения спора в арбитражном суде в рамках «большой» ЕАСТ в целом совпадают с правилами, предусмотренными Вадуцкой конвенцией и Приложением Т24. Так, языком арбитражного процесса является английский, как наиболее удобный для формулирования единообразных правил толкования положений Соглашений, исключением является только Соглашение ЕАСТ-Коста Рика, Гватемала и Панама, которое предусматривает выбор языка судопроизводства.

Однако в соглашениях «третьего» поколения есть ряд отличий и дополнений. Решение, как и по спорам в рамках «малой» ЕАСТ принимается большинством голосов членов арбитража, однако, любой из арбитров вправе изложить свое особое мнение по вопросу, в отношении которого не было единогласного мнения, которое может быть доступно сторонам. В ходе разбирательства арбитры могут обратиться за консультацией, как к любому органу ЗСТ, который также обязан предоставить всю необходимую информацию, так и получить консультацию у представителей экспертного и научного сообщества25, а также соглашения «третьего» поколения предусматривают правило, в соответствии с которым, если состав арбитров не был сформирован, то назначение членов арбитражной комиссии должно быть сделано Генеральным директором ВТО26, а не председателем Международного Суда ООН, как предусматривают правила разрешения арбитражных споров в «малой» ЕАСТ или положения соглашений «первого» и «второго» поколений «большой» ЕАСТ.

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что Соглашения «большой» ЕАСТ, можно рассматривать, как создающие определенный «внешний режим» для «малой» ЕАСТ, в рамках которого формируются общие правовые стандарты и складываются одинаковые принципы регулирования, однако основное отличие данного режима от режима, создаваемого в рамках ЕЭП, состоит в том, что он сам подвержен воздействию со стороны государств-членов ЕАСТ, потому что свои внешнеэкономические позиции в рамках «большой» ЕАСТ государства-члены ЕАСТ разрабатывают на основе и с учетом тех обязательств, которые они взяли на себя в рамках формата ЕАСТ/ЕЭП и билатеральных соглашений Швейцарии-ЕС27.

24 Art. 48.1. Convention establishing the European Free Trade Association. Consolidated version, last amended on 1 July 2013; Art. 48; Annex T Arbitration (Art. 48). http://www.efta.int/media/docu-ments/legal-texts/efta-convention/annexes/AnnexTArbitration.pdf

25" Free" Trade" Agreement" between" the" EFTA" states" and the Republuc of Chile; Free Trade Agreement between the EFTA states and the Republic of Korea.

26 Free Trade Agreement between the EFTA states and Bosnia and Herzegovina

27 Хотя на референдуме о ратификации Соглашения о ЕЭП граждане Швейцарии и проголосовали против, это не означает, что Швейцария осталась полностью не включенной в процесс создания

В настоящий момент переговорный процесс продолжается как в связи с пересмотром уже заключенных соглашений28, так и заключением новых (к настоящему моменту подписаны совместные декларации о сотрудничестве с Алжиром, Эквадором, Малайзией и МЕРКОСУР29).

Для России этот интеграционный процесс представляет особый интерес, так как в 2007г. состоялся первый раунд переговоров государств-членов ЕАСТ и Российской Федерации и была создана совместная исследовательская группа, состоящая из экспертов на правительственном уровне государств участников переговоров, основными задачами который являлись изучение уже сложившихся торгово-экономических связей и условий для осуществления взаимных инвестиций государств-партнеров30; оценка национального законодательства и двусторонней нормативно-правовой базы31; обмен статистическими данными по торговле и инвестициям32. Начиная с 2011г. переговоры велись уже в формате государства-члены ЕАСТ, с одной стороны, и Россия, Белоруссия, Казахстан, как члены Таможенного союза, с другой33.

«единого» рынка Европы. Швейцария выбрала так называемый двусторонний подход к процессам общеевропейской интеграции -

«секторальная интеграция», который был реализован путем подписания двусторонних соглашений с ЕС. Первый пакет соглашений был подписан в 1999 г. и одобрен на референдуме в 2000 г., кото-

рые вступили в силу в 2002 г. Второй пакет соглашений был принят в октябре 2004 г. (одобрение прошло в рамках швейцарского Федерального парламента в декабре 2004 г.)

28 EFTA-Canada. A 1st exploratory round on the possible modernisation and expansion of the existing FTA took place in Geneva on 2627 April 2016. EFTA-Mexico. A 1st round of negotiations on the review of the FTA took place in Geneva on 10-13 May 2016.

29 Declaration by the EFTA States and the People's Democratic Republic of Algeria. 2002. Joint declaration on cooperation between the Republic of Ecuador and the EFTA States. Joint declaration on cooperation between the Government of Malaysia and the the Governments of the member states of the European free trade association (EFTA). Declaratiob on trade and investment co-operation and action plan between the EFTA atates and the MERCOSUR member states. Geneva, 12 December 2000.

30 Двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций существуют между Россией и Норвегией от 4 октября 1995г. Бюллетень международных договоров №12 от 13 декабря 2001 года; Соглашение между Правительством СССР и Швейцарским Федеральным советом о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено 1 декабря 1990 г. - вступило в силу 26 августа 1991 г.). Договорно-правовая база торгово-экономического сотрудничества между Россией и Швейцарией; а так же Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Швейцарией от 15 ноября 1995г., 24 сентября 2011г. был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Investitionsschutza bkommen). Документ предоставлен электронным фондом правовой и нормативно-технической документацией.

31 Двусторонние Соглашения между Россией и Швейцария (1994), между Россией и Норвегия (1996), между Россией и Исландией (1982). Секторальные Соглашения между Россией и отдельными государствами-членами ЕАСТ, Россией и Норвегией: о воздушном сообщении (1956); на морском транспорт (1975); о сотрудничестве в области почтовой связи (2002); по автомобильному транспорту (2005); и об упрощении выдачи виз (2007). Россия и Швейцария имеют следующие двусторонние соглашения: по автомобильному транспорту (1989); и регулярного воздушного сообщения (1993). Россия и Исландия: двустороннее соглашение о воздушном сообщении (1998).

32 The Joint Study Group was established by Ministers of the EFTA States and the Russian Federation on 2 December 2007 and its report was issued on 17 November 2008.

33 Договор «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» был подписан в Душанбе 6 октября 2007г. http://www.evrazes.com/docs/view/77

К настоящему моменту состоялось 12 раундов переговоров, в ходе которых группы экспертов обсудили вопросы торговли промышленной и сельскохозяйственной продукцией, а так же рыбой и морепродуктами; санитарные и фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле; средства защиты торговли и торговые меры; вопросы, связанные с происхождением и условиями доступа на рынок товаров; возможностью упрощения процедур торговли; права интеллектуальной собственности; а также такие сферы деятельности как услуги, инвестиции и государственные закупки. Иными словами, исходя из анализа качественных характеристик переговорного процесса, должно было состояться подписание соглашения «третьего» поколения. Однако, в настоящий момент данные переговоры приостановлены по инициативе государств-членов ЕАСТ, но вероятнее всего они будут возобновлены и будут проходить уже в формате Европейская ассоциация свободной торговли - Евразийский экономический союз34 (ЕАСТ-ЕАЭС).

На основании проведенного сравнительно-правового анализа можно сделать вывод, что ЗСТ, как интеграционное объединение, основными целями своего создания видит открытие границ в рамках своего пространства, для снятия барьеров при трнасграничном движении (товаров, капиталов, работ и услуг), и изменение характеристик взаимоотношений между государствами-членами от простого межгосударственного сотрудничества в экономической сфере, к созданию союза на основе унификации, а в некоторых случаях и гармонизации своих национальных правовых систем. Под зоной свободной торговли (региональной и межрегиональной) следует понимать созданное на основе международного договора объединения с особым статусом и условиями экономического развития государств, в рамках которого отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины, между государствами-членами, при этом сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, а процессы интеграции направлены, в основном, на усиление конкуренции на внутреннем рынке между национальными и зарубежными хозяйствующими субъектами.

Особенностью современного этапа развития международных экономических отношений следует считать общую тенденцию к стремлению все большего количества государств к участию в РИО35, что способствовало началу качественно нового интеграционного процесса - межрегионального сотрудничества государств. При этом отдельно следует заметить, что межрегиональные интеграционные объединения, включая и ЗСТ, отличаются от региональных по ряду характеристик: цели и задачи сотрудничества государств, предмет и объем правового регулирования. Для эффективности межрегионального сотрудничества становится недостаточным только устранение тарифных барьеров, межрегиональное сотрудничество преследует цели активизации внешнеэкономической деятельности, включая и привлечение иностранных инвестиций для более экономически слабого региона; создание особых экономических зон производств, продукция которых идет на экспорт, и обеспечение более полной за-

34 Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 (вступил в силу 01.01.2015. Документ предоставлен Правовым порталом ЕАЭС. https://docs.eaeunion.orq/docs/ru-ru/0003610/itia 05062014

35 Волова Л.И. Правовой статус региональных интеграционных объединений // Российский ежегодник международного права 2012. С-Пб. 2013. С.97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нятости населения; доступ к сырьевым ресурсам для более экономически сильного региона. Предметом правового регулирования, как правило, являются вопросы оценки соответствия товаров и государственных закупок, а также установления экологических, трудовых и образовательных стандартов. Основной характеристикой межрегионального сотрудничества сле-следует считать готовность партнеров по соглашениям предоставить друг другу на взаимной основе особые права, льготы и привилегии.

Список литературы:

1. Ivo Kaufmann Deputy Secretary-General of EFTA. Head of Trade Relations EFTA's Evolving Free Trade Relations.

2. Blanchet T., Piipponen R., Wesnman-clement M. The Agreement on the European Economic Area (EEA). A Guide to the Free Movement of Goods and Competition Rules. Oxford. 1994.

3. Kristinn F. Ärnason. A Common Platform for Securing the Benefits ofFree Trade. EFTA Bulletin/EFTA free trade relations. 2013.

4. This is EFTA 2013. Annual Report. Editor: Tore Grönningaeter.

5. Волова Л.И. Правовой статус региональных интеграционных объединений // Российский ежегодник международного права 2012. С-Пб. 2013.

Рецензия

на статью Машковой Екатерины Викторовны «Особенности формирования и новые тенденции развития межрегиональной зоны свободной торговли, созданной Европейской ассоциацией свободной торговли».

Рецензируемая статья посвящена одной из актуальных проблем развития международных экономических отношений в глобальном мире, а именно - развитию межрегиональной зоны свободной торговли (ЗСТ) государств-членов ЕАСТ с государствами не являющимися членами ЕС и региональными интеграционными объединениями (РИО), созданными за пределами Европейского континента. Возросшие масштабы интеграции, ее интенсивность, активизация деятельности интеграционных объединений как важнейшей формы интеграции в современном мире стали его реальностью, которая нуждается в осмыслении и научном анализе. Рецензируемая рукопись всецело соответствует этой задаче заявленной автором в аннотации, в статье действительно «дается сравнительно-правовой анализ положений Соглашений, формирующих правовое пространство «большой» ЕАСТ, и рассматриваются новеллы, определяющие будущий формат межрегиональной интеграции ЕАСТ».

Содержание статьи свидетельствует о глубине и новизне предпринятого исследования, об обоснованности выводов, сделанных автором. Рассматривая правотворческую деятельность ЕАСТ, осуществляемую посредством заключения многочисленных соглашений, автор оперирует терминами «малая ЕАСТ» и «большая ЕАСТ». Соглашения, заключенные в рамках «большой» ЕАСТ, автор обоснованно подразделяет на соглашения «первого», «второго» и «третьего» поколений, и указывает основания, по которым проводится различие между ними. На наш взгляд, выводы автора о том, что именно соглашения «третьего» поколения следует рассматривать, как основу новой конфигурации интеграционных процессов в рамках «большой» ЕАСТ», а также обоснование расширения сфер соглашений следует отнести к ключевым в предприня-

том исследовании. Представляет интерес и вывод автора о различиях в содержании соглашений, заключаемых ЕАСТ с государствами-партнерами. Особенностью создания «большой ЕАСТ», следует считать заключение соглашений, могущих различаться по объему принимаемых на себя партнерами обязательств и по объемам полномочий институциональных структур, однако базирующихся на единой системе принципов и правил толкования. Вместе с тем, автор отмечает в качестве новелл в функционировании ЕАСТ передачу международным органам партнерами по соглашению «ряда функций, связанных с проведением аналитической работы и мониторинговых исследований», а также указывает на некоторые изменения в механизмах разрешения межгосударственных споров», подчеркивая при этом, что нововведения обусловлены все большей необходимостью достижения однородности правового пространства «большой ЕАСТ».

Несомненный интерес представляет характеристика институционных структур, созданных на основании соглашений. В этом плане большое внимание автор уделил анализу полномочий Объединенных комитетов как постоянно действующих органов, отмечая тенденцию к расширению их полномочий, указывая на особую роль Объединенного комитета. Приведенные положения о полномочиях Объединенного комитета, полагаем, могут служить дополнением к содержанию научной категории «наднациональность» применительно к пониманию природы и функционирования международных экономических организаций. По сути, сказанное автором можно рассмотреть как дополнение к аргументации Н.Е. Тюриной о двух методах правового регулирования в объяснении природы международной организации применительно к ВТО - согласительном и наднациональном, последний указан ею как производный от метода согласования воль (См: Тюрина Н.Е. Публичные отношения в международной торговле // Российский юридический журнал.2011, №5С.55-63).

В статье автором уделено внимание и анализу взаимоотношений России и ее партнеров по таможенному союзу с ЕАСТ, ныне прерванных по инициативе ЕАСТ. Автор оптимистично полагает, что эти отношения возобновятся, но уже в формате ЕАЭС. Результаты проведенного исследования представляют особую ценность в качестве опыта, необходимого для определения направлений в функционировании ЕАЭС, для практики развития интеграционных отношений с участием России и ее партнеров по ЕАЭС.

Отмеченные достоинства статьи, относящиеся к ее содержанию, аккумулирующие в себе новизну, актуальность избранной для исследования темы, теоретическую и практическую применимость результатов исследования, а также логическая последовательность изложения, четкость выводов, взятые за теоретическую основу труды зарубежных и отечественных авторов, знание нормативными источников позволяют сделать однозначный вывод о том, что данная статья в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Доц. кафедры международного и европейского права Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, к.ю.н. Афоничкина Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.