Научная статья на тему 'Анализ полномочий органов Европейской Ассоциации свободной торговли созданных на основании конвенции о создании ЕАСт, связанных с формированием единого общеевропейского экономического пространства'

Анализ полномочий органов Европейской Ассоциации свободной торговли созданных на основании конвенции о создании ЕАСт, связанных с формированием единого общеевропейского экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
909
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЕАСТ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машкова Екатерина Викторовна

Задачи: Статья посвящена современным тенденциям и особенностям взаимоотношений Европейской Ассоциации свободной торговли и Европейского Союза в рамках Единого экономического пространства, а также работе и функциям органов ЕАСТ, которые направлены на взаимодействие и координацию действий в рамках общеевропейской интеграции. В статье подробно рассмотрены полномочия органов ЕАСТ, которые позволяют развивать и поддерживать внешнеэкономические интеграционные связи ЕАСТ. Модель: В статье используется системный, формально юридический и исторический методы познания. При анализе теоретической и нормативной базы, специальной литературы применен метод сравнительного правоведения, а также метод толкования права. Выводы: Деятельность органов ЕАСТ в настоящий момент связана не только с внутриинтеграционными процессами зоны свободной торговли, но и все больше направлена на решение внешнеинтеграционных проблем, которые связаны с созданием гармонизированной правовой среды на европейском экономическом пространстве. Для целей создания и поддержания в рамках ЕАСТ благоприятных условий работы хозяйствующих субъектов усилия органов интеграции в высокой степени направлены на привлечения к их работе представителей бизнеса, экспертного и научного сообщества. Оригинальность / ценность: данная статья может представлять интерес для специалистов по международному экономическому праву, занимающихся проблемами интеграционных процессов на региональном уровне, а также вопросами правовой природы и правового взаимодействия межгосударственных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the authorities of the European Free Trade Association bodies established on the basis of the EFTA Convention relating to the formation of a common European economic area

Goals of article: This article is devoted to modern trends and features of the relationship of the European Free Trade Association and the European Union in the framework of the Common Economic Area, as well as the work and functions of the EFTA bodies, which are aimed at cooperation and coordination in the framework of European integration. The article discussed in detail the powers of the EFTA authorities that allow to develop and maintain external economic integration ties EFTA. Model: The article uses systematic, formally legal and historical methods of cognition. When analyzing the theoretical and regulatory framework, special literature, the method of comparative law, as well as the method of interpretation of law, is applied. Conclusions: The activities of the EFTA bodies are currently connected not only with the inte-integration processes of the free trade zone, but also increasingly aimed at solving the external integration problems that are associated with the creation of a harmonized legal environment in the European economic space. For the purposes of creating and maintaining favorable conditions for the work of economic entities within the framework of the EFTA, the efforts of the integration bodies are highly aimed at attracting representatives of business, expert and scientific community to their work. Originality / value: this article may be of interest to specialists in international economic law dealing with the problems of integration processes at the regional level, as well as issues of legal nature and legal interaction of interstate associations.

Текст научной работы на тему «Анализ полномочий органов Европейской Ассоциации свободной торговли созданных на основании конвенции о создании ЕАСт, связанных с формированием единого общеевропейского экономического пространства»

10.2. АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ

ОРГАНОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СОЗДАННЫХ НА ОСНОВАНИИ КОНВЕНЦИИ О СОЗДАНИИ ЕАСТ, СВЯЗАННЫХ С ФОРМИРОВАНИЕМ ЕДИНОГО ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА1

Машкова Екатерина Викторовна. Должность: ассистент кафедры. Место работы: Московский государственный университет имени М.ВЛомоносова. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: maschkova@gmail.com Аннотация

Задачи: Статья посвящена современным тенденциям и особенностям взаимоотношений Европейской Ассоциации свободной торговли и Европейского Союза в рамках Единого экономического пространства, а также работе и функциям органов ЕАСТ, которые направлены на взаимодействие и координацию действий в рамках общеевропейской интеграции. В статье подробно рассмотрены полномочия органов ЕАСТ, которые позволяют развивать и поддерживать внешнеэкономические интеграционные связи ЕАСТ.

Модель: В статье используется системный, формально юридический и исторический методы познания. При анализе теоретической и нормативной базы, специальной литературы применен метод сравнительного правоведения, а также метод толкования права.

Выводы: Деятельность органов ЕАСТ в настоящий момент связана не только с внутриинтеграционны-ми процессами зоны свободной торговли, но и все больше направлена на решение внешнеинтеграцион-ных проблем, которые связаны с созданием гармонизированной правовой среды на европейском экономическом пространстве. Для целей создания и поддержания в рамках ЕАСТ благоприятных условий работы хозяйствующих субъектов усилия органов интеграции в высокой степени направлены на привлечения к их работе представителей бизнеса, экспертного и научного сообщества.

Оригинальность / ценность: данная статья может представлять интерес для специалистов по международному экономическому праву, занимающихся проблемами интеграционных процессов на региональном уровне, а также вопросами правовой природы и правового взаимодействия межгосударственных объединений.

Ключевые слова: Европейская ассоциация свободной торговли, Единое экономическое пространство, институциональная структура ЕАСТ, полномочия органов интеграции.

1 Статья написана в рамках Научно-образовательного центра «Теории международного права имени Г.И.Тункина».

ANALYSIS OF THE AUTHORITIES OF THE EUROPEAN FREE TRADE ASSOCIATION BODIES ESTABLISHED ON THE BASIS OF THE EFTA CONVENTION RELATING TO THE FORMATION OF A COMMON EUROPEAN ECONOMIC AREA

Mashkovа Ekaterina Victorovna. Position: Chair Assistant. Place of employment: Moscow state university named after M.V.Lomonosov. Department: International Law chair. E-mail: maschkova@gmail.com

Annotation

Goals of article: This article is devoted to modern trends and features of the relationship of the European Free Trade Association and the European Union in the framework of the Common Economic Area, as well as the work and functions of the EFTA bodies, which are aimed at cooperation and coordination in the framework of European integration. The article discussed in detail the powers of the EFTA authorities that allow to develop and maintain external economic integration ties EFTA.

Model: The article uses systematic, formally legal and historical methods of cognition. When analyzing the theoretical and regulatory framework, special literature, the method of comparative law, as well as the method of interpretation of law, is applied.

Conclusions: The activities of the EFTA bodies are currently connected not only with the inte-integration processes of the free trade zone, but also increasingly aimed at solving the external integration problems that are associated with the creation of a harmonized legal environment in the European economic space. For the purposes of creating and maintaining favorable conditions for the work of economic entities within the framework of the EFTA, the efforts of the integration bodies are highly aimed at attracting representatives of business, expert and scientific community to their work.

Originality / value: this article may be of interest to specialists in international economic law dealing with the problems of integration processes at the regional level, as well as issues of legal nature and legal interaction of interstate associations.

Keywords: European Free Trade Association, Common Economic Area, EFTA institutional structure, authorities of integration bodies.

Консультации о создании зоны свободной торговли между Правительствами Австрии, Великобритании, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции и Швейцарии начались в феврале 1959 года в Осло (Норвегия)3. Договор об учреждении Европейской Ассоциаиции свободной торговли (Стокгольмский договор) вступил в силу после обмена ратификационными грамотами 3 мая 1960 года4. В основном договоренности касались ликвидации между государствами-членами неравенства в условиях снабжения сырьем, снижения таможенных тарифов и количественных ограничения во взаимной торговле промышленными товарами и запрета предостав-

2 Швейцария на переговорах и в ЕАСТ вплоть до 1991г. представляла интересы Княжества Лихтенштейн, поскольку Лихтенштейн с 1923г. находится в Таможенным союзе со Швейцарией.

Ve rt rag vo m 29. M a rz 1923 zwi se he n d e r S с hwe i z u n d L ie chte nste i n

erische Zollgebiet. Лихтенштейн стал ассоциированным членом ЕАСТ в соответствии со специальным Протоколом от 4 января 1960 г., а его полноправное членство в ЕАСТ было оформлено только в 1991 г.

3 Communique and resolution adopted by Great Britain, Austria, Denmark, Norway, Portugal, Sweden, and Switzerland at the ossation of the estabilishment of the European Free Trade Association. Stockholm, 20 Nov., 1959 // Great Britan. Foreign Policy and the Span of Empire. Р. 1689-1971.

4 Convention establishing the European Free Trade Association. A Documentary History. Vol. II. L., 1972, pp. 1390-1392.

ления экспортных субсидий, при этом не предполагалось установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Во многом Европейская ассоциация была создана в качестве альтернативы происходящим интеграционным процессам в Европе в рамках Европейских Экономических Сообществ (ЕЭС) государствами, которые не могли или не хотели для себя более тесного сближения в экономической сфере.

Однако государства-члены ЕАСТ были заинтересованы в политике ликвидации технических барьеров в торговле, унификации условий доступа на рынки товаров и устранении импортных пошлин на промышленные товары с государствами-членами ЕЭС. Начало процесса взаимодействия ЕАСТ с ЕЭС было положено в 1984 году, когда в Люксембурге состоялась встреча профильных министров государств-членов обоих интеграционных объединений и была принята Декларация о гармонизации правил и стандартов технического регулирования на национальном уровне, упрощении правил происхождения товара и организации свободного доступа к государственным закупкам5. Высшей ступенькой отношений ЕАСТ-ЕС стало подписание Соглашения о Европейском экономическом пространстве (Соглашение о ЕЭП) 2 мая 1992 года в Порто (Португалия) между государствами-членами ЕАСТ и ЕС, которое вступило в силу 1 января 1994 года6.

Необходимо отметить, что на протяжении сорока лет в Стокгольмский договор вносились довольно серьезные изменения и дополнения, которые были вызваны рядом принятых на себя государствами-членами ЕАСТ международных обязательств по соглашениям заключенным между ними и Европейскими Сообществами7, билатеральным соглашениям Швейцарии и ЕС8 и Соглашению о ЕЭП (включая Приложения, Протоколы и Правила процедуры). В свете меняющихся внешнеэкономических приоритетов государств-членов ЕАСТ и из-за все более возраставшей необходимости пересмотра текста Стокгольмского договора в 2001г. в Вадуце (Лихтенштейн) была созвана международная конференция, на которой текст Конвенции об учреждении ЕасТ и Протоколов к ней был переработан и подписан в новой редакции9.

В настоящий момент особенностью деятельности ЕАСТ следует считать ее особые (гармонизированные) отношения с Европейским Союзом, которые, как сказа-

5 The Luxembourg Declaration, Vedlegg 2, St.meld.nr.63 (1986-87).

6 Agreement on the Eurorean Economic Area 1994. (OJ No L 1, 3.1.1994, p. 3; and E FTA States' official gazettes). Швейцарская Конфедерация подписала Соглашение, но результаты проведенного в этой стране референдума по одобрению этого проекта были отрицательными. Blanchet T., Piipponen R., Wesnman-clement M. The Agreement on the European Economic Area (EEA). A Guide to the Free Movement of Goods and Competition Rules. Oxford. 1994. Р.4.

7 В 1972-73гг. между каждым из государств-членов ЕАСТ и Европейскими Экономическими Сообществами были заключены Соглашения о свободной торговле. EFTA Bulletin. The European Economic Area. Past, present and future. Ju ly 2015. Р.6. Швейцария заключила отдельное Соглашение о свободной торговле с Европейскими Сообществами, которое было ратифицированно на национальном референдуме в 1972г. EC-Switzerland Free Trade Agreement 22 July 1972. Official journal no. L 300, 31/12/1972 p. 0189

8 Швейцария выбрала так называемый двусторонний подход к процессам общеевропейской интеграции - «секторальная интеграция». Первый пакет соглашений был подписан в 1999 г. и одобрен на референдуме в 2000 г., которые вступили в силу в 2002 г. Schwok R. Switzerland - European Union. An Impossible Membership? Brussels, 2009. Р.38.

9 Convention establishing the European Free Trade Association.

Consolidated version, last amended on 1 July 2013.

но в Преамбуле к Вадуцкой конвенции, «основываются на общих ценностях и европейской идентичности». При этом, ЕЭП представляет собой особый сценарий развития региональных интеграционных процессов, так называемую «двухуровневую интеграцию», основная задача которой заключается в учреждении «динамичного и однородного (гомогенного)» экономического пространства 0 Иными словами, Соглашение о ЕЭП позволило распространить на государства-члены ЕАСТ правовой режим общего рынка и правовое регулирование ЕС в отношении свободного перемещения товаров, капиталов, лиц и услуг, а также регулирование в отдельных областях экономики11.

Все вышеперечисленные события и обстоятельства не могли не отразится на полномочиях и функциях органов самой ЕАСТ, созданных на основании Конвенции о создании ЕАСТ. При этом отметим, что институты ЕАСТ и ЕЭП не обладают наднациональными полномочиями, это предполагает наличие более сложных схем выработки правовых предписаний и взаимодействия органов обоих структур, которые, с одной стороны могли бы позволить реализацию собственной внутриинте-грационной экономической политики ЕАСТ, а с другой помогли бы избежать ситуаций правовых коллизий норм Конвенции о ЕАСТ и Соглашения о ЕЭП, неединообразное применение положений Соглашения о ЕЭП и разнящуюся судебную практику.

Органами ЕАСТ, созданными на основании Конвенции о ЕАСТ являются Совет ЕАСТ, Постоянный комитет ЕАСТ, Секретариат ЕАСТ, Консультативный комитет ЕАСТ и Парламентский комитет ЕАСТ. Сложность анализа полномочий указанных органов заключается в том, что они прямо не отражены в положениях Вадуцкой конвенции, частично они предусмотрены Правилами процедуры органов, которые они разрабатывают и принимают самостоятельно, а частично они выработаны практикой функционирования институциональной структуры ЕАСТ. Отдельно отметим, что на основании Соглашения о ЕЭП были созданы еще два института ЕАСТ - Контролирующий орган ЕАСТ12 и Суд ЕАСТ13, однако их деятельность по своим целям, задачам и компетенциям довольно серьезно отличается от иных

10 The contractiong pfrties, considering the objective of establishing a dynamic and homogeneous European Economic Area, have decided to conclude the Agreement on the European Economic Area. Преамбула Соглашения о Едином экономическом пространстве.

11 Зорина А.Е. Европейская ассоциация свободной торговли: создание и деятельность (1957 - начало XXI века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. Екатеринбург 2010. С. 12.

12 Основной задачей деятельности Контролирующего органа ЕАСТ является обеспечение применения правил Соглашения ЕЭП. Орган возглавляет коллегия, которая состоит из трех членов, назначаемых сроком на четыре года Норвегией, Исландией и Лихтенштейном (члены Контролирующего органа ЕАСТ назначаются с общего согласия правительств государств-членов ЕАСТ/ЕЭП). Agreement on the European Economic Area 1994. Art. 108.2(c). (OJ No L 1, 3.1.1994, p. 3; and E FTA States' official g a-zettes). Agreed minutes of the negotiations for an agreement between the EFTA states on the establishment of a surveillance authority and a court of justice. Agreement between the EFTA states on the establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice 31.01.1994. (OJ L 344, 31.1.1994, p. 3; and EFTA States' official gazettes)

13 Суд ЕАСТ состоит из трех судей, назначаемых по одному правительствами государств-членов ЕАСТ/ЕЭП по взаимному согласию между ними сроком на 6 лет, которые выбирают Председателя Суда. Решения Суда ЕАСТ является обязательным для исполнения государствами-членами ЕАСТ/ЕЭП. Agreement on the E u ro pea n Eco nom ic Area 1994. Art. 108.2; Proto ko l l 5 des U be rwa-

/ f- k E T -

Gerichtshofs.

органов ЕАСТ и требует самостоятельного рассмотрения.

Совет ЕАСТ, представляет собой Высший орган ЕАСТ, состоящий из представителей государств-членов ЕАСТ (руководителей постоянных делегаций или федеральных министров государств-членов ЕАСТ), обладающих одним голосом при голосовании14. При осуществлении своих полномочий Совет может принимать решения, которые являются обязательными для всех государств-членов, или может сделать рекомендации государствам-членам ЕАСТ15. Основными сферами ведения Совета являются: изменение положений Вадуцк-цой конвенции; контроль за реализацией положений Вадуцкой конвенции; разрешение споров, которые могут возникнуть у государств-членов в отношении толкования и применения положений Вадуцкой конвенции.

Деятельность Совета ЕАСТ в основном связана с решением внутриинтеграционных проблем, однако одной из компетенций Совета является рассмотрение любых вопросов, которые могут повлиять на деятельность ЕАСТ. Данное полномочие дает Совету ЕАСТ возможность исследовать проблемы, связанные и с внешнеэкономической деятельностью ЕАСТ. Например, Совет, осуществляя постоянный мониторинг изменений в экономической сфере на пространстве ЕАСТ и принимая самое активное участие в составлении ежегодных отчетов, которые содержат информацию в том числе об изменениях в правовом регулировании и на пространстве ЕЭП, разрабатывает руководство по обновлению Конвенции ЕАСТ с учетом обязательств и практики реализации Соглашения о ЕЭП. Или, например, в 2016 году Совет ЕАСТ активно участвовал в переговорном процессе между Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом о трансграничной торговле и инвестиционном партнерстве16. В частности, в задачи Совета в рамках переговорного процесса входил анализ последствий могущих оказать влияние на экономику государств-членов ЕАСТ, особенно на наиболее чувствительные для ЕАСТ отрасли, отстаивание интересов государств-членов ЕАСТ в случае реализации проекта, а также необходимость и целесообразность внесения изменений в положения Вадуцкой конвенции.

Особенностью процедуры рассмотрения споров в рамках Совета ЕАСТ является обязанность участников спора и Совета ЕАСТ уведомлять все заинтересован-

14 Convention establishing the European Free Trade Association Art.43. Consolidated version, last amended on 1 July 2013. The European Free Trade Association 9-11, R ue d e Va rem b é - Geneva. 42 rd Annual report of the European Free Trade Association S.16-17; 43 rd Annual report of the European Free Trade Association Р.16-17.

15 Решения и рекомендации принимаются в большинстве случаев единогласно, либо большинством голосов в случаях специально оговоренных в Приложениях и Протоколах к Конвенции. В рамках Совета ЕАСТ действует ряд Комитетов. Комитеты представляют собой вспомогательные органы Совета, в рамках которых происходит углубленное изучение и анализ ситуации в отдельных областях экономической деятельности охваченных положениями Конвенции ЕАСТ. Комитеты создаются либо самим Советом, исходя из необходимости разработки конкретного вопроса, либо на основании Приложений к Конвенции. 44 th Annual report of the European Free Trade Association Р.14-15. Annex S. Organs, committees and other bodies assisting the Council (Art. 43 paragraph 3). Art. 1.7 Annex F Organic agriculture (Art. 11). Art. 8.8 Annex I Mutual recognition in relation to conformity assessment. Art. 10.9 Annex K Free movement of persons (Chapter VIII). Art.14.10 Annex P. Land Transport (Art. 35). Art. 29.11 Annex Q. Air transport (Art. 29). Art. 9.12 Annex R. Public Procurement (Art. 37). Art. 11.

16 В настоящий момент на рассмотрении Совета ЕАСТ находится Отчет Консультативного комитета ЕАСТ «Th e i mpact of t he Transatlantic Trade and Investment Partnership on the EEA Agree-me nt».

ные стороны о сложившейся ситуации и о ходе ее разрешения (включая и органы интеграции ЕЭП), а так же о принятом решении (если таковое состоится); обеспечивать друг друга и Совет ЕАСТ всей необходимой информацией, которая может быть использована при принятии решения (как непосредственно сторонами, так и Советом ЕАСТ); и принять все необходимые меры для предоставления взаимных уступок, ради достижения единообразного толкования и применения, как положений Конвенции ЕАСТ, так и иных международных договоров, регулирующих экономические отношения на пространстве ЕАСТ.

Хотя Вадуцкой конвенцией и предусмотрена возможность принятия Советом ЕАСТ решений, которые являются обязательными для всех государств-членов, говорить о наличии у него наднациональных полномочий преждевременно. Скорее следует говорить, что деятельность Совета носит координационный характер, и направлена на обеспечение заявленного уровня сближения национальных правовых систем государств-членов ЕАСТ, а также осуществление контроля и надзора за добросовестностью исполнения принятых на себя обязательств.

Еще одним руководящим органом, обеспечивающим непрерывную деятельность ЕАСТ, является Постоянный комитет ЕАСТ, который состоит из представителей государств-членов ЕАСТ на уровне федеральных министров или иных назначенных государствами должностных лиц17. Основной внутриинтеграционной функцией Постоянного комитета следует считать выработку согласованной позиции государств-членов ЕАСТ по вопросам установленным положениями Вадуцкой конвен-цией18. Основными внешнеинтеграционными функциями Постоянного комитета являются взаимодействие с Европейской службой внешних связей19 и разработка решений, которые впоследствии будут обсуждены и приняты в ходе консультаций в рамках Совета ЕЭП20.

Особенно важна роль Постоянного комитета ЕАСТ в работе Совместного комитета ЕЭП21. В частности, речь

17 В рамках Постоянного комитета ЕАСТ работает 5 постоянных комитетов, основной задачей которых является организация проведения консультаций в рамках Постоянного комитета и выполнение любых иных задач, делегированных им Комитетом. В рамках постоянных комитетов работают 11 рабочих групп, 24 группы экспертов и 4 группы по специальным вопросам. Decision of the Standing Committee of the EFTA States No. 1/94/SC of 10 January 1994 Adopting the Rules of Procedure of the Standing Committee of the EFTA States (OJ L 85, 30.3.1994, p. 72; EEA Supplement No 1, 30. March 1994, p. 11).

18 В случае если представители одного государства не могут присутствовать на совещании, то это государство может делегировать их полномочия представителям другого государства. Adopting the Rules of Procedure of the Standing Committee of the EFTA States. Art. 1.

19 Agreement on the Eurorean Economic Area 1994. Art. 92-94. Adopting the Rules of Procedure of the EEA Joint Committee (OJ L 85, 30.3.1994, p. 60; EEA Supplement No 1, 30. March 1994, p. 1)

20 Совет ЕЭП состоит из представителей Исландии, Лихтенштейна и Норвегии, с одной стороны, и представителей Совета ЕС и членов Европейской службы внешних сношений, с другой. Совет ЕЭП решает задачи связанные с формированием политического импульса развития отношений в рамках Единой Европы и оценкой эффективности реализации сторонами Соглашения о ЕЭП. Agreement on the Eurorean Economic Area 1994. Art. 89-91. The Rules of Procedure of the EEA Council Official Journal L 138, 02/06/1994 p. 0039 - 0040

21 Совместный комитет ЕЭП представляет собой орган, который призван обеспечить эффективную имплементацию положений Соглашения о ЕЭП (Протоколов, Приложений и изменений) в национальное законодательство государств-членов ЕАСТ и ЕС, а так же Комитет осуществляет обзор изменений регулирования на уровне ЕС. Совместный комитет ЕЭП состоит из представителей

Постоянного комитета ЕАСТ и членов Европейской службы

идет о ситуациях когда в рамках ЕС изменяется регулирование или ЕС берет на себя обязательства по соглашениям с третьими государствами, которые через Соглашение о ЕЭП и двусторонние договоры ЕС и Швейцарии могут повлиять на необходимость изменения регулирования в рамках ЕАСТ и на национальное законодательство государств-членов ЕАСТ. Например, в ходе переговорного процесса по Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству (ТТ1Р) в рамках Совместного комитета ЕЭП были сделаны выводы, связанные с особенностями экономического режима ЕАСТ, о необходимости снятия имеющихся ограничений в сфере оказания услуг и устранения излишних регулятивных барьеров, таких как бюрократическое дублирование функций интеграционных и государственных органов, а также о совершенствовании механизма сотрудничества в вопросах взаимного признания международных стандартов.

Важным полномочием Постоянного комитета ЕАСТ является осуществление контроля качества реализации принятых на себя государствами-членами ЕАСТ обязательств в рамках всех конвенций и соглашений (приложений, протоколов, иных международных документов), регулирующих деятельность на пространстве ЕАСТ. Элементами контроля являются обзор внутреннего (национального) законодательства государств-членов ЕАСТ на предмет соответствия принятым на себя международно-правовым обязательствам, оценка результатов практики реализации положений конвенции и соглашений и оценка содержания докладов, предоставляемых Секретариатом ЕАСТ и Консультативным органом ЕАСТ, содержащих отчеты о деятельности государств-членов в вышеуказанных направлениях и результаты мониторинговых исследований.

Основными задачами Секретариата ЕАСТ по формированию единого экономического пространства являются обеспечение поддержки функционирования Совета ЕАСТ и его комитетов и Постоянного комитета ЕАСТ и его вспомогательных структур, а также техническая и административная поддержка государств-членов ЕАСТ при их взаимодействии с государствами-членами ЕС и самим ЕС22. Для выполнения указанных задач Секретариат ЕАСТ обеспечивает информацией государства-члены ЕАСТ, осуществляет координацию между национальными министерствами и ведомствами и соответствующими интеграционными структурами и обеспечивает Совет ЕАСТ статистическими данными, необходимыми для выработки и принятия решений.

Так, в рамках Секретариата ЕАСТ создано Статистическое бюро ЕАСТ2 , которое обеспечивает связь меж-

внешних связей. Agreement on the Eurorean Economic Area 1994. Art. 92-94 Adopting the Rules of Procedure of the EEA Joint Committee (OJ L 85, 30.3.1994, p. 60; EEA Supplement No 1, 30. March 1994, p. 1)

22 Секретариат ЕАСТ возглавляет Генеральный Секретарь (Женева), который имеет двух заместителей и помощника. В обязанности Генерального секретаря входит координация деятельности Ассоциации и общее управление ее деятельностью. В обязанности заместителей и помощника входит оказание содействия Генеральному секретарю в управлении ЕАСТ и поддержании связи с ЕС, а также осуществлении координационных действий в рамках ЕЭП. First Annual Report of the European Free Trade Association for the Period ending 1st July, 1961. S.11, Third Annual Report of the European Free Trade Association for the Period 1st July, 1962 -30th June, 1963. Р.17, Annual Report European Free Trade Association EFTA 2001. S.36, 56th Annual Report of the European Free Trade Association 2016. Р. 49-50.

23 ES O расположено на территории Евростата в Люксембурге и имеет пять сотрудников: Глава статистического бюро ЕАСТ, заместитель Главы, два помощника и стажер. Швейцария является

ду национальными статистическими институтами государств-членов ЕАСТ и Статистическим бюро Европейского союза (Евростат)24. Основная цель деятельности бюро заключается в поддержке участия ЕАСТ в Европейской статистической системе, которая обеспечивает ЕС и ЕАСТ согласованными и сопоставимыми статистическими данными, необходимыми для поддержания высокого уровня сотрудничества. Задачами бюро являются разработка нового регулирования в сфере статистики для ЕАСТ, мониторинг действующего и предполагаемого регулирования в рамках ЕАСТ и ЕЭП и публикация статистических данных в информационных бюллетенях ЕАСТ. Отдельно отметим, что общеевропейские правовые предписания регламентирующие область статистики содержаться в ст. 76 Соглашения о ЕЭП, Приложении XXI и Протоколе 3025, а для Швейцарии регулирование основано на договоре с ЕС, вступившим в силу в 2007 году о сотрудничестве в области статистики26, в соответствии с которым был учрежден Статистический комитет, состоящий из представителей Швейцарии и ЕС.

Также в рамках Секретариата ЕАСТ с 1992 года функционирует Комиссия ревизоров, которая является постоянно действующим органом осуществляющим ежегодную аудиторскую проверку трех институтов ЕАСТ: Секретариата ЕАСТ, Контролирующего органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ. Отчет о своей деятельности Комиссия ревизоров предоставляет Совету ЕАСТ, а так же государствам-членам ЕАСТ по аудиторским проверкам Контролирующего органа и Суда ЕАСТ. По требованию Комиссии ревизоров органы ЕАСТ и государства-члены ЕАСТ обязаны предоставлять документы и иную информацию, необходимую для проверки27.

Горизонтальный характер межгосударственных отношений на пространстве ЕАСТ и ЕЭП, желание сформировать благоприятную среду для работы частных субъектов разной государственной принадлежности и необходимость постоянного приведения национального законодательства государств-партнеров в соответствие с принятыми на себя международно-правовыми обязательствами вынудили создать институты ЕАСТ, обладающие консультативным статусом.

Консультативный комитет ЕАСТ представляет собой своего рода форум для диалога между бизнес структурами и органами ЕАСТ. Консультативный комитет является платформой для представления интересов коммерческих организаций и союзов работодателей Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии28.

государством-наблюдателем при работе Статистического бюро ЕАСТ.

24 Евростат является статистическим органом ЕС, в задачу которого входит обеспечение ЕС статистикой на европейском уровне, что позволяет проводить сравнительный анализ между регулированием в государствах-членах ЕС, их регионах и самим ЕС, и принимать соответствующие решения, с учетом мнения общественности, экспертного и бизнес сообщества, а так же средств массовой информации.

25 Agreement on the Eurorean Economic Area 1994. Art. 76; Annex XXI Statistics; Appendix 1 to annex XXI; Appendix 2 to annex XXI; Protocol 30. on specific provisions on the organization of cooperation in the field of statistics.

26 Agreement between the European Community and the Swiss Confederation on cooperation in the field of statistics

27 54 th Annual Report of the European Free Trade Association 2014. Р.45.

28 Работа Консультативного комитета возглавляется его Председателем и заместителями, со сроком полномочий на два года,

избираемыми членами Комитета. В рамках Комитета создаются рабочие группы, для исследования специальных вопросов. Комитет собирается такое количество раз, как это необходимо для осуществления его деятельности, однако не реже одного раза в

Целями и задачами создания Консультативного комитета ЕАСТ являются обмен мнениями и информацией между заинтересованными лицами (частными и публичными) и представителями органов интеграции, а также совместная работа со специально приглашенными экспертами и проведение исследований по проблемным вопросам сотрудничества государств-членов ЕАСТ с третьими странами и интеграционными объединениями. Круг вопросов, требующих обсуждения и выработки позиции, предусмотрен правилами процедуры Комитета, однако в последнее время проблема, которая могла бы заинтересовать представителей бизнеса и чиновников ЕАСТ, может быть обозначена по инициативе самого органа или его структурного подразделения, даже если она выходит за рамки охваченных соглашений.

Особое значение для деятельности ЕАСТ имеют полномочия Комитета по проведению мониторинговых исследований. Осуществление мониторинговой и аналитической деятельности способствуют рационализации процесса подготовки и принятия правовых норм и правил, постановке вопроса о последствиях правового предписания (например, экономических или социальных) и осуществлению систематической проверки последствий принятого решения. Мониторинговые исследования проводимые в ЕАСТ направлены в том числе и на получение представлений о влиянии положений Соглашения о ЕЭП на экономику государств-членов ЕАСТ (включая Швейцарию). Особенностями проведения мониторинга на пространстве ЕАСТ следует считать обязанность государств-членов ЕАСТ по предоставлению информации, необходимой для проведения исследования, а также заинтересованность в привлечении к исследованию наибольшего круга лиц, включая представителей бизнеса, потребителей услуг и научных работников. Таким образом Консультативный комитет ЕАСТ представляет собой институт социального партнерства, деятельность которого направлена на формирование выводов о состоянии интеграции, основанных на профессиональном, научном и практическом опыте.

В последнее время, акценты в работе Консультативного комитета ЕАСТ также переносятся на уровень ЕЭП, и члены Комитета ЕАСТ принимают самое активное участие в работе Консультативного Комитета ЕЭП29. Консультативный Комитет ЕЭП представляет собой структуру, в рамках которой, во-первых, объединяется работа консультативных органов ЕАСТ и ЕС; во-вторых, решения принимаемые Комитетом отражают в основном интересы представителей коммерческих структур и научно-экспертного сообщества; в-третьих, исследования, проводимые Комитетом, могут быть инициированы, как самостоятельно членами Консультатив-

год с участием федеральных министров государств-членов ЕАСТ. Комитет действует на основании своих процедурных правил. Наблюдателями при работе Комитета могут быть, как представители государств-членов ЕС и ЕЭП, так и третьих государств, но не более двух представителей. Rules of procedure Adopted in connect i o n wit h t he CC's 95t h meet i n g o n 25 M a rch 1996, rev i sed i n co n n ec-t i o n wit h t h e CC's 151st me et i ng o n 14 M a rc h 2007.

29 Консультативный Комитет ЕЭП состоит из равного числа представителей, Консультативного комитета ЕАСТ и членов Европейского экономического и социального комитета (всего 24 члена). В работе Комитета ЕЭП могут принимать участие представители от заинтересованных в рассмотрении вопроса групп экспертов, в качестве наблюдателей. Рабочими языками Комитета являются английский, французский и немецкий, но может быть выбран любой другой язык, в случае если рассматриваемый вопрос этого требует. European Economic Area revised Rules of Procedure of the EEA Consultative Committee. Ref. 1084274 [Tartu, Estonia, 12 May 2011]

ного комитета ЕЭП, так и по запросу государств-членов ЕАСТ или ЕС.

Неофициальные встречи для обсуждения политических вопросов и обмена мнениями между представителями парламентариев государств-членов ЕАСТ впервые состоялись в 1968 году, а в 1977 году был основан Парламентский комитет ЕАСТ, в состав которого вошли члены национальных Парламентов30. Свою деятельность члены Комитета осуществляют в соответствии с принципом «свободного мандата», иными словами парламентарии голосуют лично, а также они являются представителями различных политических партий.

В 1981 году произошло первое совместное заседание между Европейским парламентом и Парламентский комитетом ЕАСТ, а начиная с 1994 года парламентское сотрудничество осуществляется в рамках Парламентского комитета ЕЭП31. Важными для государств-членов ЕАСТ проблемами, которые были обсуждены на парламентской площадке ЕЭП стали содействие диалогу для лучшего понимания между ЕС и ЕАСТ положений Соглашения о ЕЭП, а также оценка событий (политического, социального или экономического характера), которые происходят в ЕС или на пространстве ЕЭП и их влияние на на общую политику государств-членов ЕАСТ.

Иными словами в настоящий момент функционируют два Парламентских комитета, с одинаковым парламентским составом представителей государств-членов ЕАСТ32. К ведению Парламентского комитета ЕЭП отнесены вопросы связанные с развитием и формированием политики государств-членов ЕАСТ/ЕЭП, при этом к участию в работе Парламентского комитета ЕЭП члены парламентской комиссии Парламентского комитета Швейцарии приглашены в качестве наблюдателей, а вопросы касающиеся непосредственно реализации положений Вадуцкой конвенции являются предметом ведения Парламентского комитета ЕАСТ, так же на уровень Комитета ЕАСТ передены вопросы дальнейшего развития отношений государств-членов ЕАСТ с третьими странами не членами ЕС. При этом на практике, в большинстве случаев, два Комитета проводят свои заседания совместно. Свои решения Парламентские комитеты оформляют в виде докладов и резолюций, которые отправляются для обязательного изучения в Совместный комитет ЕЭП.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что внешнеэкономическая связь ЕАСТ и ЕС в рам-

30 Парламентский комитет ЕАСТ собирается на свои сессии 4 раза в год и два раза в год происходят совместные встречи с национальными министрами государств-членов ЕАСТ, по вопросам входящим в предмет их ведения. Обязанностью Парламентского комитета ЕАСТ является подготовка и обмен мнениями с Консультативным комитетом ЕАСТ. Такие встречи проходят не реже чем двух раза в год в рамках конференций. Committee of members of Parlament of the EFTA States. Rules of Procedure 29 February 1996.

31 Парламентский комитет ЕЭП состоит из представителей национальных парламентов государств-членов ЕАСТ, которые так же являются членами Парламентского комитета ЕАСТ, и членов Европейского Парламента. Сроки полномочий членов Парламентского комитета ЕЭП определяются Процедурными правилами Парламентского комитета ЕАСТ и на основании Процедурных правил Европейского парламента. Свои решения Парламентский комитет ЕЭП оформляет в виде докладов и резолюций, которые отправляются для обязательного изучения в Совместный комитет ЕЭП. European Parliament Rules of procedure, July 2014; The European economic area Join Parlamentary Committee (EEA JPC) Rules of procedure. 8 June 1996.

32 Исландия - 5 парламентариев; Лихтенштейн - 2 парламентария; Норвегия - 6 парламентариев; Швейцария - 5 парламентариев.

ках Соглашения о ЕЭП открывает возможности для доступа государств-членов ЕАСТ к внутреннему рынку ЕС (за исключением определенных секторов экономики), который предполагает создание гармонизированной правовой среды на всем общеевропейском экономическом пространстве. Таким образом деятельность органов ЕАСТ в настоящий момент связана не только с внутриинтеграционными процессам зоны свободной торговли, но и все больше направлена на решение внешнеинтеграционных проблем. Интеграционные структуры ЕАСТ либо начинают уделять все больше внимания тем проблемам и изменениям, которые создаются и происходят на пространстве ЕЭП, либо «встраиваются» в работу интеграционных структур ЕЭП, тем самым не только оказывая содействие государствам-членам ЕАСТ в реализации принятых на себя обязательств по Соглашению о еЭп, но и отстаивают их интересы (на сколько это возможно) в рамках структур общеевропейской интеграции.

Отдельно отметим, что одной из основных целей создания и функционирования ЕАСТ является предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами ЕАСТ и создание равного положения для хозяйствующих субъектов государств-партнеров, таким образом усилия органов ЕАСт в большей степени направлены на формирование благоприятной среды для работы бизнес структур, именно поэтому частные лица имеют возможность участвовать, как в разработке правовых предписаний на уровне интеграции, так и в исследовании экономических и социальных последствий реализации принятых решений.

Список литературы:

1. Blanchet T., Piipponen R., Wesnman-clement M. The Agreement on the European Economic Area (EEA). A Guide to the Free Movement of Goods and Competition Rules. Oxford. 1994.

2. Schwok R. Switzerland - European Union. An Impossible Membership? Brussels, 2009.

3. Bulletin. The European Economic Area. Past, present and future. July 2015.

4. First Annual Report of the European Free Trade Association for the Period ending 1st July, 1961.

5. Third Annual Report of the European Free Trade Association for the Period 1st July, 1962 - 30th June, 1963.

6. 43 rd Annual report of the European Free Trade Association.

7. 44 th Annual report of the European Free Trade Association.

8. 54 th Annual Report of the European Free Trade Association.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. 56 th Annual Report of the European Free Trade Association.

10. Зорина А.Е. Европейская ассоциация свободной торговли: создание и деятельность (1957 - начало XXI века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. Екатеринбург 2010.

Рецензия

на статью Машковой Екатерины Викторовны «Анализ полномочий органов Европейской Ассоциации свободной торговли созданных на основании Конвенции о создании ЕАСТ, связанных с формированием единого общеевропейского экономического пространства»

Тема и изложенные материалы рецензируемой статьи посвящена актуальной теме общеевропейской интеграции, а именно - Европейской Ассоциации свободной торговли и Европейского Союза в рамках Единого экономического пространства, а также работе и функциям органов ЕАСТ.

Содержание статьи является новеллой в научных исследованиях в Российской Федерации, ранее материалы по рассматриваемой теме не печатались. Чётко описаны причины, цели и задачи создания Европейской Ассоциации свободной торговли, проведён ретроспективный анализ процессов интеграции, перечислены полномочия и функции институтов ЕАСТ. Определён круг, регулируемых отношений в ЕАСТ, правовые инструменты такого регулирования. Указаны аспекты взаимоотношений ЕАСТ и Европейского Союза.

Материалы статьи могут иметь актуальность в вопросах дальнейшего развития Евразийского экономического союза (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации).

Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 года. Правовой основой для начала функционирования Союза является Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), который был подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является последовательным, логическим развитием в экономической интеграции независимых государств (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации) и является третьим её этапом после Таможенного союза и Единого экономического пространства.

До 2014 года единственной зоной свободной торговли, в которой участвовали одновременно все страны Союза, была зона свободной торговли СНГ. В мае 2015 года ЕАЭС заключил свое первое полноформатное соглашение о свободной торговле с государством Азиатско-Тихоокеанского региона - Вьетнамом. В настоящее время на повестке дня решаются вопросы о заключении ЕАЭС соглашений о создании зон свободной торговли и с другими государствами.

Опыт ЕАСТ может быть учтён в ЕАЭС в вопросах создания и функционирования зон свободной торговли. Одной из форм развития правового и институционального регулирования может стать внесение соответствующих изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе.

С учётом актуальности темы статьи, её содержания, количества использованных источников можно однозначно сделать вывод о том, что статья Машковой Екатерины Викторовны «Анализ полномочий органов Европейской Ассоциации свободной торговли созданных на основании Конвенции о создании ЕАСТ связанных с формированием единого общеевропейского экономического пространства» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Материалы статьи представляют интерес для развития Евразийского экономического союза и могут быть направлены в адрес Евразийской экономической комиссии.

Заместитель генерального директора по вопросам права Евразийского экономического союза, кандидат юридических наук А.Ю. Кожанков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста - 90,41%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.