Научная статья на тему 'Еаст в общеевропейском интеграционном процессе и позиция Швейцарии'

Еаст в общеевропейском интеграционном процессе и позиция Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1401
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ШВЕЙЦАРИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Д. В.

Общеевропейский интеграционный процесс, начавшийся в середине ХХ в., был направлен, прежде всего, на интеграцию европейских экономик. Механизмы экономической интеграции, зарождавшиеся в это время в рамках Европейских сообществ, не устраивали ряд государств, которые в дальнейшем создали собственную интеграционную структуру в экономической сфере Европейскую ассоциацию свободной торговли ЕАСТ (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария). Конвенция об учреждении ЕАСТ была подписана 4 января 1960 г. в Стокгольме. Однако с дальнейшим развитием интеграционных процессов в Европе состав и роль ЕАСТ поменялись. Теперь в ЕАСТ входит 4 государства, а Швейцарская Конфедерация занимает доминирующее положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EFTA IN ALL-EUROPEAN INTEGRATION PROCESS AND SWITZERLAND'S POSITION

All-European integration process which started in the middle of the 20th century was aimed at the integration of the European economies. The mechanisms of economic integration within the European Communities did not suit at that time a number of states that established their own integration structure in the economic sphere European Free Trade Association (Austria, Great Britain, Denmark, Norway, Portugal, Sweden and Switzerland). EFTA Convention was signed on the 4th of January, 1960 in Stockholm. However, as the integration processes were developing in Europe, the membership as well as the role of EFTA have changed. At the moment EFTA comprises 4 countries and the Swiss Confederation has a dominant position in it.

Текст научной работы на тему «Еаст в общеевропейском интеграционном процессе и позиция Швейцарии»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 4, с. 159-16 3

УДК 32

ЕАСТ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ И ПОЗИЦИЯ ШВЕЙЦАРИИ

© 2008 г. Д.В. Дмитриева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Dm-dina@yandex.ru

Павтупила вркдакцию 01.07.2008

Общеевропейский интеграционный процесс, начавшийся в середине ХХ в., был направлен, прежде всего, на интеграцию европейских экономик. Механизмы экономической интеграции, зарождавшиеся в это время в рамках Европейских сообществ, не устраивали ряд государств, которые в дальнейшем создали собственную интеграционную структуру в экономической сфере - Европейскую ассоциацию свободной торговли - ЕАСТ (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария). Конвенция об учреждении ЕАСТ была подписана 4 января 1960 г. в Стокгольме. Однако с дальнейшим развитием интеграционных процессов в Европе состав и роль ЕАСТ поменялись. Теперь в ЕАСТ входит 4 государства, а Швейцарская Конфедерация занимает доминирующее положение.

Ключквык влава: европейская экономика, интеграционный процесс, Швейцария.

Общеевропейский интеграционный процесс начался в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ в. Курс, заданный «Планом Маршалла» и деятельностью ОЕЭС, направленный на интеграцию экономик западноевропейских стран, требовал логического продолжения. Ряд государств ОЕЭС учредил в 1950-е гг. для этих целей собственный механизм экономической интеграции в рамках Европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратом). Однако другие страны не устраивали темп и характер экономической интеграции, предусмотренный сообществами. Поэтому семь европейских государств - Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария - создали собственную интеграционную структуру в экономической сфере - Европейскую ассоциацию свободной торговли.

Конвенция об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли была подписана 4 января 1960 г. в Стокгольме. Первоначальными участниками Ассоциации являлись семь вышеперечисленных государств. Разработка Конвенции, ее подписание и вступление в силу прошли в кратчайшие сроки. Решение о создании Ассоциации свободной торговли было принято представителями правительств семи стран на встречах в Осло в феврале 1959 г. и в Сальтсйо-баден (пригороде Стокгольма) в июне 1959 г. Текст учредительного документа организации был разработан к сентябрю того же года, а уже

20 ноября одобрен на правительственной конференции государств в Стокгольме. 4 января 1960 г. состоялось подписание Конвенции, ко-

торая вступила в силу 3 мая того же года [1]. В процессе подготовки Стокгольмского договора об учреждении ЕАСТ Швейцарии была отведена роль ведомой. Инициатива исходила от Великобритании и, в меньшей мере, от некоторых Скандинавских стран.

Конкуренция Британии с Францией на рубеже 1950-1960-х годов сделала невозможным ее вступление в Европейское экономическое сообщество, и создание второго интеграционного объединения - в определенном смысле - отражало это соперничество. Новые европейские реалии заставили семь западноевропейских стран, не вошедших в состав ЕЭС, подумать о защите своих торговых интересов. В декабре 1958 г. британский премьер-министр Гарольд Макмиллан высказался за переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕЭС, Великобританией и некоторыми другими западноевропейскими странами. Однако руководство ЕЭС во главе с Вальтером Хальштейном категорически отказалось создавать зону свободной торговли в таком составе. Тогда-то и начались интенсивные консультации между представителями правительств Австрии, Великобритании, Дании, Норвегии, Португалии, Швейцарии и Швеции [2, с. 1390-1392].

Конвенция, подписанная в Стокгольме, создала в Западной Европе конкурентную среду -ЕЭС, Евратом и ЕОУС должны были теперь постоянно доказывать превосходство их модели экономической интеграции по сравнению с ЕАСТ. Стокгольмский договор об учреждении ЕАСТ вступил в силу после обмена ратификационными грамотами 3 мая 1960 г. С. Дэлл,

английский экономист, написал по этому поводу: «Ничто не смогло так разделить Западную Европу, как стремление объединить ее» [3, с. 75]. Раскол, чреватый торговой войной между двумя интеграционными группировками, долго не удавалось преодолеть. С одной стороны, Франция видела в лице Великобритании опасного конкурента и проводника интересов США. С другой стороны, британские амбиции считать себя «третьей великой державой» все еще были сильны, и ЕАСТ рассматривалась в качестве важного канала влияния Великобритании на процесс европейской интеграции.

Основными задачами ЕАСТ являлись: содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов; предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами; ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли; содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров. Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагалось установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Это обстоятельство до сих пор усложняет торговый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны - участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, была создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стоимость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусматривал проведения совместной экономической политики, свободного перемещения капитала и рабочей силы. Все его положения ограничивались внешней торговлей. Первым генеральным секретарем организации стал Фрэнк Фиггерс, представитель Великобритании, который руководил ЕАСТ с 1960 по 1965 г.

Позиция Швейцарии во вновь созданной организации усиливалась тем, что Женева сразу стала штаб-квартирой важнейших органов ЕАСТ: Совета, комитетов и секретариата. Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Европейской ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для об-

суждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации - для тех государств, к которым они обращены.

Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, информации и др.

Следует отметить, что все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, изначально выполняли преимущественно консультативные функции. Швейцария, где размещалась штаб-квартира ЕАСТ, долгое время представляла интересы Княжества Лихтенштейн в организации. Поскольку Лихтенштейн с 1923 г. находился в таможенном союзе со Швейцарией, было решено, что он будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует данный таможенный союз и пока Швейцария входит в ЕАСТ. Таким образом, в соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г., Лихтенштейн стал ассоциированным членом ЕАСТ (полноправное членство княжества в организации будет оформлено только в 1991 г.) [4, с. 265]. В 1961 г. к ЕАСТ в качестве ассоциированного члена присоединилась Финляндия [5, с. 131].

Большинство стран - участниц ЕАСТ во главе с Великобританией рассматривало Ассоциацию как временную организацию, которая усиливала их позиции в переговорах о вступлении в ЕЭС. 31 июля 1961 г. Ирландия подала заявление о присоединении к ЕЭС. За ней последовали два других члена ЕАСТ - Великобритания (9 августа) и Дания (10 августа). 12 декабря Швеция обратилась к ЕЭС с просьбой о начале переговоров об ассоциации. Несколькими днями позже Австрия предложила ЕЭС начать переговоры о заключении экономического соглашения. В течение последующих месяцев с просьбами о присоединении обратились Норвегия и Португалия. Швейцария также была вы-

нуждена последовать примеру своих партнеров по ЕАСТ [5, с. 240]. Однако развитие европейской интеграции в очередной раз замедлилось из-за неблагоприятного развития политической обстановки во Франции, связанного с приходом к власти генерала де Г олля.

Смысл политики французского президента заключался в том, чтобы добиться единства Европы, не ущемляя суверенитета национальных государств. Следуя этой линии, правительство Франции стремилось всемерно укрепить самостоятельность своей страны внутри ЕЭС и ограничить влияние интеграционных институтов. Уже начавшиеся переговоры о расширении ЕЭС были сорваны из-за категорического отказа де Г олля допустить присоединение Великобритании. Постепенно выявились принципиальные расхождения между Францией и ее партнерами и по другим вопросам. Меж тем Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интересов остальных стран - участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г., что привело к активизации деятельности ЕАСТ [4, с. 183]. Следует отметить, что в 1965-1972 гг. Ассоциацию возглавлял Джон Коулсон, еще один представитель Великобритании.

К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Через год были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией. К началу 1970-х в ЕАСТ был завершен процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Однако в 1970 г. состав ЕАСТ расширился - в нее вошла Исландия [6, с. 88]. Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС.

Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на единой Европе как на торговом партнере (а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества) Великобритания вновь обратилась с просьбой о членстве в ЕЭС. Таким образом, она сделала выбор в пользу участия в «Общем рынке». За ней последовали Дания и Ирландия, экономически тесно связанные с Великобрита-

нией и имевшие с ней договор о торговой ассоциации. Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран-членов Ассоциации.

Новый генеральный секретарь, швед Бенгт Ра-беус, возглавлявший ЕАСТ в 1972-1975 гг., вел сложные переговоры с руководством ЕЭС. В результате все члены ЕАСТ (а также Финляндия) заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин.

Представитель Швейцарии Шарль Мюллер возглавлял ЕАСТ в 1976-1981 гг. Он добился полной отмены таможенных пошлин между ЕАСТ и ЕЭС с 1 июля 1977 г. В результате в Западной Европе была образована большая зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕЭС и ЕАСТ [7, с. 776]. Ш. Мюллер контролировал всю работу по реализации Стокгольмского соглашения. В целом деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-

участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран - членов Ассоциации на рынках третьих стран.

В конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ в. авторитет Швейцарии в Ассоциации был крайне высок (прежде всего усилиями генерального секретаря Ш. Мюллера). В октябре-ноябре 1981 г. обязанности генерального секретаря ЕАСТ временно исполнял швед Магнус Вальквист. Затем наступил черед представителя Норвегии -Пер Клеппе руководил организацией в 19811988 гг. Это были годы кризиса. Португалия покинула организацию уже в 1985 году ради членства в ЕЭС, несмотря на существование специального фонда ЕАСТ в поддержку экономики данной страны [8, с. 311]. Смена руководства не помогла. Георг Райш, представитель Австрии, был генеральным секретарем ЕАСТ в 1988-1994 гг. Однако его родная Австрия (вместе со Швецией и Финляндией, которая стала полноправным членом ЕАСТ только в 1986 г.) покинула организацию в 1994 году. Выбор снова был сделан в пользу ЕС [9, с. 62].

Швейцария же осталась верна ЕАСТ, и ее роль в изначальных институтах Ассоциации в связи с уменьшением значимых членов только возрастала. С 1994 г. генеральным секретарем ЕАСТ работал Кьяртан Йоханнссон, представитель Исландии. В 90-е гг. ХХ в. государства -

члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, прежде всего с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные документы были подписаны с балтийскими государствами. Данные соглашения касались торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью являлась поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.

Три страны ЕАСТ стали частью внутреннего рынка Европейского союза через Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое было подписано в 1992 г. и вступило в силу в 1994 г. В связи с данным Соглашением были учреждены еще две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ. Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится в Брюсселе (так же как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время как Суд ЕАСТ размещен в Люксембурге (как и Европейский суд) [10, с. 460]. Однако Швейцария решила пойти своим путем и заключить двусторонние соглашения с ЕС [11]. В результате она не принимает участия в деятельности новых органов ЕАСТ. Итак, Швейцария избрала особый путь развития: отклонила присоединение к ЕЭП в 1992 г., а в 2001 г. отказалась вступать в ЕС [12, с. 62].

21 июня 2001 г. на Конференции представителей стран ЕАСТ в Вадуце Стокгольмская конвенция об учреждении ЕАСТ была пересмотрена и адаптирована к современным условиям деятельности организации. В новой редакции Конвенция об учреждении ЕАСТ содержит преамбулу, 18 глав, 59 статей, 1 протокол и 21 приложение [13]. Вадуцкие изменения скорректировали задачи Ассоциации, расширили рамки интеграции в сфере торговли и передвижения лиц, услуг, инвестиций, капиталов и платежей, защиты интеллектуальной собственности, государственных поставок. Была усилена координация в отношении введения защитных мер внутри ЕАСТ.

Современный вариант Конвенции об учреждении ЕАСТ в своих формулировках зачастую чрезвычайно напоминает соответствующие положения Договора о Европейском экономическом сообществе 1957 г. и Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г. Вадуцкие изменения призваны были в определенной мере оживить деятельность организации, предоставить новые возможности для более глубокой интеграции в торговой и экономической сферах.

Итак, Европейская ассоциация свободной торговли была создана в качестве альтернативы

для тех западноевропейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейским сообществам и считали планы создания европейского «Общего рынка» слишком амбициозными. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. Таможенная политика ЕАСТ первоначально распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя, таким образом, самостоятельную торговую политику. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе. Ключевой страной на первом этапе развития ЕАСТ была Великобритания, а Швейцария играла почетную и достойную, но не первую роль.

ЕАСТ, безусловно, представляет собой менее развитую интеграционную форму: при ведении свободной торговли между входившими в нее странами ни одна из них не поступалась какими-либо элементами своего суверенитета, не были созданы институты, обладавшие наднациональной властью. Однако Совет принимает акты, обязательные для государств-членов: решения и рекомендации. При этом решения Совета ЕАСТ обязательны для всех стран ЕАСТ, рекомендации Совета ЕАСТ обязательны для тех государств-членов, которым они адресованы. Данные полномочия свидетельствуют о присутствии в интеграционном механизме Европейской ассоциации свободной торговли определенных зачатков наднациональности. Но страны ЕАСТ все же оказались слабо связанными между собой экономически и не смогли продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС. В результате из Ассоциации ушли такие серьезные соперники Швейцарии в борьбе за влияние, как Великобритания, Швеция, Дания и Австрия.

Как мы видим, роль Швейцарии в развитии Европейской ассоциации свободной торговли с течением времени существенно изменялась. Если в первоначальной «семерке» она была уже достаточно весомой, то в настоящее время можно говорить о доминировании Швейцарии в Ассоциации. С одной стороны, именно здесь размещаются важнейшие органы ЕАСТ, а с другой - в современной, сильно ослабленной Ассоциации у Швейцарии практически нет конкурентов.

Из четырех оставшихся стран Ассоциации Швейцария - единственная, не связанная на-

прямую с ЕС механизмом ЕЭП. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, Швейцария не участвует в деятельности Наблюдательного органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ, которые расположены не в Женеве, а в Брюсселе и Люксембурге. Это несколько снижает способность Швейцарии влиять на европейский интеграционный процесс, особенно если учесть, что сегодня деятельность Европейской ассоциации свободной торговли практически полностью сосредоточена на обеспечении функционирования Европейского экономического пространства.

С другой стороны, Швейцария - самая населенная и богатая в Ассоциации страна. Исландия и Норвегия уступают Швейцарии и по численности населения, и по такому важнейшему показателю, как ВНП на душу населения. Маленький Лихтенштейн в сфере экономики по-прежнему зависит от Швейцарии. Наконец, штаб-квартира Ассоциации по-прежнему расположена в Женеве. Позицию Швейцарии в современной ЕАСТ можно по праву назвать ключевой. Хотя Швейцария и сохраняет известную свободу маневра, она остается самым преданным ЕАСТ государством-членом.

Список литературы

1. Benoit E. Europe at Sixes and Sevens: The Common Market, the Free Trade Association and the United States. N.Y., 1961.

2. Great Britain. Foreign Policy and the Span of Empire. 1689-1971. A Documentary History. V.II.-L., 1972.

3. Dell S. Trade Blocks and Common Markets. London, 1963.

4. Кук К., Стивенсон Дж. Европа в двадцатом столетии: Справочник: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 2005.

5. Шереметьева Т.Л., Рогозина Т.О. Весь мир: Страны и столицы. Минск: Харвест, 2004.

6. Браницкий А.Г., Каменская Г.В. История европейской интеграции. М.-Н. Новгород: ИМЭМО РАН, ФМО ННГУ, 2003.

7. Larousse. Всемирная иллюстрированная энциклопедия: Пер. с фр. М.: АСТ, Астрель, 2004. С. 776.

8. Новый большой иллюстрированный энциклопедический словарь: Пер. с англ. М.: АСТ, Астрель, 2004.

9. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Междунар. отношения, 2003.

10. Вайденфельд В., Вессельс В. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции: Пер. с нем. Рига, 2002.

11. Blanchet T., Piipponen R., Westman-Clement M. The Agreement on the European Economic Area (EEA). A Guide to the Free Movement of Goods and Competition Rules. Oxford, 1996; EEA Law: A Commentary on the EEA Agreement. Stockholm, 1993.

12. Европейский Союз: Справочник-путеводитель / Под ред. О.В. Буториной. М.: Деловая литература, 2003.

13. Switzeland’s policy towards Europe /Swiss Confederation. Integration Office FDFA/FDEA. Nov. 2007 // www. europa.admin. ch

THE ROLE OF EFTA IN ALL-EUROPEAN INTEGRATION PROCESS AND SWITZERLAND’S POSITION

D. V. Dmitrieva

All-European integration process which started in the middle of the 20th century was aimed at the integration of the European economies. The mechanisms of economic integration within the European Communities did not suit at that time a number of states that established their own integration structure in the economic sphere - European Free Trade Association (Austria, Great Britain, Denmark, Norway, Portugal, Sweden and Switzerland). EFTA Convention was signed on the 4th of January, 1960 in Stockholm. However, as the integration processes were developing in Europe, the membership as well as the role of EFTA have changed. At the moment EFTA comprises 4 countries and the Swiss Confederation has a dominant position in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.