Научная статья на тему 'История развития европейской ассоциации свободной торговли как альтернативного проекта европейской интеграции'

История развития европейской ассоциации свободной торговли как альтернативного проекта европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6457
985
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / EUROPEAN FREE TRADE ASSOCIATION / EUROPEAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зорина Анна Евгеньевна

Рассмотрены создание и деятельность Европейской ассоциации свободной торговли, основанной в 1960 г. в качестве альтернативного проекта европейской интеграции, причины появления на Европейском континенте альтернативного интеграционного проекта, основные этапы развития ЕАСТ, исторические события, повлиявшие на становление организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Development of the European Free Trade Association as an Alternative Project to European Integration

The article is dedicated to the problem of creation and activity of the European Free Trade Association. This organization was established in 1960 as an alternative project to European integration. Author examined the reasons of alternative integration project realization on the European continent, main stages of EFTA development, historical issues influenced on a development of the Association.

Текст научной работы на тему «История развития европейской ассоциации свободной торговли как альтернативного проекта европейской интеграции»

ББК 65.584.3

А.Е. Зорина

История развития Европейской ассоциации свободной торговли как альтернативного проекта европейской интеграции

Ключевые слова: Европейская ассоциация свободной торговли, интеграция, Европейское экономическое пространство, экономическое сотрудничество, Европейский союз, зона свободной торговли, интеграционный проект.

Keywords: European Free Trade Association, European integration.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) является самой крупной после Европейского союза торгово-экономической группировкой стран Западной Европы. Конвенция о создании Европейской ассоциации свободной торговли, включающей Австрию, Великобританию, Данию, Норвегию, Португалию, Швецию и Швейцарию, была подписана 20 ноября 1959 г. Позднее членами ЕАСТ стали: в 1961 г. - Финляндия, в 1970 г. - Исландия, в 1991 г. -Лихтенштейн. В настоящее время участниками ЕАСТ являются четыре страны - Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

История создания ЕАСТ - неотъемлемая часть истории европейской интеграции. Разруха и убытки от двух мировых войн и столетий вражды заставили европейцев задуматься о необходимости создания мирной и богатой Европы с сильной экономической и политической системой, вследствие этого послевоенное время изобиловало различными интеграционными проектами.

Страны Западной Европы в 1950-е гг. еще переживали последствия войны, они поняли, что бороться с внешними опасностями проще сообща. Эту мысль в речи 6 марта 1957 г. развил федеральный министр Западной Германии Генрих фон Брентано, сказав, что «европейские национальные государства сделали неоценимый вклад в свое развитие, этот вклад принес плоды для всего мира. Но они слишком поздно осознали, что их существование находится в безопасности только тогда, когда они живут друг с другом и друг для друга. Политика взаимного антагонизма привела к трагическому разделению сил и бессилию континента, который, кажется, будет определять развитие мира совсем недолго» [1, с. 462].

Основы экономического объединения Европы были заложены в 1957 г., когда шесть стран - Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды -образовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

По тем или иным причинам одиннадцать стран-членов ОЕЭС считали для себя невозможным присое-

динение к Шестерке. Некоторые европейские страны, и в первую очередь Великобритания, выступали против идеи создания наднациональных учреждений, которые должны были быть сформированы в рамках Европейских сообществ; Австрия, Швейцария и Швеция, будучи нейтральными странами, не могли присоединиться к группировке, ставившей перед собой задачу выработки единой внешнеполитической линии.

Премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан положительно относился к интеграционным процессам в Европе. Еще в начале 1950-х гг., будучи министром обороны, а позднее министром финансов и министром иностранных дел, он высказывался в поддержку тесной интеграции, но в рамках конфедерации, а не федерации, как это предполагалось. Мудрость Г. Макмиллана заключалась в том, что он просчитывал не только финансовую и экономическую выгоду от совместной работы со странами Общего рынка, он видел более глубокие дипломатические причины - усиление Западной Европы против опасности, исходившей от Советского Союза. Более того, он прочил Великобритании роль нового лидера в Европе, а также видел возможность укрепления связей как с Соединенными Штатами, так и со странами Содружества.

Великобритания изначально проявляла живой интерес к проблеме европейской обороны. Она принимала активное участие в обсуждении проекта Европейского оборонительного сообщества (ЕОС, план Плевена). Она совместно с Соединенными Штатами поддержала идею отмены оккупационного статуса Западной Германии и выступала за включение ее военного контингента в состав общеевропейской армии. При этом Великобритания не желала стать членом Сообщества, себя она видела в роли наблюдателя, а это противоречило целям Франции. При создании ЕОС Франция, во-первых, стремилась посредством данного Сообщества держать под контролем немецкую армию, а во-вторых - вовлечь в Сообщество Великобританию. Но за четыре года переговоров Великобритания не взяла на себя каких-либо обязательств, удовлетворивших Францию. В итоге Франция не ратифицировала договор о создании ЕОС.

Таким образом, видя необходимость и положительное влияние интеграционных процессов, Великобритания тем не менее всегда боялась того, что может пострадать ее суверенитет, и потому всегда оставалась в стороне, оставляя себе место арбитра, либо искала альтернативные пути построения отношений.

Западноевропейские страны, не принимавшие участия в создании новых Европейских сообществ, были серьезно обеспокоены переговорами о создании Общего рынка. Общий рынок шести европейских стран ставил под угрозу экономические интересы других европейских стран, сводил на нет значение ОЕЭС, а также мог привести к экономическому и политическому расколу Западной Европы. В этих условиях задачей стран, не причастных к Общему рынку, стало образование альтернативных институтов, которые могли бы связать членов ЕЭС и ОЕЭС. Великобритания предложила создать в рамках ОЕЭС Зону свободной торговли (ЗСТ) между странами Шестерки и остальными одиннадцатью членами ОЕЭС.

Фактически идея дополнения Общего рынка Зоной свободной торговли впервые предлагалась Полем-Анри Спааком в его докладе на конференции в Мессине в 1956 г., а в дальнейшем Советом ОЕЭС изучались возможности многосторонней ассоциации.

Г. Макмиллан принялся за разработку так называемого плана по определению форм и методов объединения членов ЕЭС и ОЕЭС. Он написал в автобиографии: «Нашей целью было объединить политические и экономические ресурсы всей Европы для совместного противостояния свободного мира коммунистам и разрухе» [2, с. 440]. 7 февраля 1957 г. вышел английский меморандум, касающийся Европейской зоны свободной торговли (ЕЗСТ), адресованный ОЕЭС. В нем правительство Великобритании указало на невозможность вступления страны в Европейские сообщества, призывало другие европейские страны поддержать английскую инициативу по созданию ЕЗСТ. В меморандуме говорилось, что «Правительство Ее величества полагает, что необходимым является, чтобы Зона свободной торговли была сформирована в соответствии с существующей целью коллективного подхода, заключающейся в создании как можно более обширной системы многосторонней торговли и платежей. Также она должна полностью соответствовать обязательствам стран-членов ГАТТ, положения которого продолжат регулировать отношения между участниками Зоны и другими странами-участницами ГАТТ» [3, с. 434-437].

В рамках ОЕЭС по инициативе Великобритании была создана так называемая рабочая группа 17. В результате работы этой группы Великобританией был представлен проект Зоны свободной торговли, в которую должны были войти все государства-члены ОЕЭС и ЕЭС в качестве международной организации. Такая Зона свободной торговли должна была основываться на принципах, установленных ГАТТ, а ее цели определялись как постепенная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений в обороте между странами-участницами, при этом отдельные государства сохраняли бы полную свободу действий в регулировании таможенных сборов в отношении

третьих стран. Это касалось только промышленных товаров, в отношении сельскохозяйственной продукции страны-участницы сохраняли бы полную автономию. Отмену таможенных пошлин предполагалось проводить согласно срокам, установленным ЕЭС. В противоположность Общему рынку ЗСТ не ставила бы перед собой цель полной интеграции экономик европейских стран и создания наднациональных учреждений, она должна была стать ассоциацией государств координационного характера.

Переговоры по этому вопросу продолжались до конца 1958 г., на протяжении всего периода инициативе Великобритании противостояло французское правительство. Франция в этот период занимала лидирующее положение в Европе, а воплощение проекта ЗСТ могло привести к усилению Великобритании и росту американского влияния на континенте. Таким образом, переговоры об ассоциации стран Шестерки и других стран ОЕЭС закончились провалом. Европе угрожал раскол на две группировки: страны Общего рынка и другие страны. Инструментом для преодоления последствий такого раскола было решено сделать Европейскую ассоциацию свободной торговли, объединившей семь западноевропейских стран (Великобританию, Австрию, Данию, Норвегию, Швецию, Швейцарию и Португалию).

Изначально целью стран ЕАСТ, помимо ликвидации всех количественных ограничений и пошлин в торговле промышленными товарами между странами-участницами ЕАСТ, было заключение ассоциативного или иного вида соглашения между странами Шестерки и другими странами Западной Европы с целью устранить дискриминацию в отношении товаров из стран, не вошедших в Общий рынок.

Однако деятельность ЕАСТ показала, что эта организация не могла успешно разрешить экономические проблемы участвующих в ней стран. С одной стороны, экономика ряда стран, прежде всего Австрии и Дании, была тесно связана с Общим рынком, а с другой -ЕАСТ уделяла мало внимания решению проблем стран-участниц в такой важной отрасли, как сельское хозяйство. В результате возникали ситуации, когда страны-участницы не соблюдали положения Конвенции. «Так, например, в октябре 1964 г. лейбористское правительство Великобритании из-за угрожающего положения, в котором оказался платежный баланс страны, постановило в одностороннем порядке повысить на 15% импортные пошлины на все товары, включая товары из стран-участниц ЕАСТ» [4, с. 351].

Страны ЕАСТ оказались перед выбором - укреплять Ассоциацию либо присоединиться к Общему рынку. Первой решение приняла Великобритания. В условиях стремительно развивающегося Общего рынка британские политики осознали, что находиться вне этого блока опасно, это могло повлечь за собой тяжелые экономические и политические последствия.

Вслед за Великобританией такую же позицию заняли и некоторые другие члены Семерки. Но попытка присоединения Великобритании к Шестерке провалилась в 1963 г., причиной тому стала непримиримая позиция Ш. де Голля, который заявил о своей убежденности в том, что Великобритания еще не готова стать членом Европейских сообществ.

Для большинства стран-участниц ЕАСТ была временным решением до того момента, как они присоединятся к Общему рынку. Этот факт также затруднял деятельность организации.

Провал переговоров стал причиной охлаждения отношений внутри Шестерки: Италия и страны Бенилюкса выступали против политики Франции в отношении Великобритании, между ними не было уже духа единства, поэтому в обозримом будущем не могли быть осуществлены планы по созданию политического союза Шестерки. Провал переговоров вызвал также снижение темпов экономической интеграции внутри Шестерки.

США намеривались развивать политическое сотрудничество с единой Европой, в которую непременно должна была входить Великобритания, вследствие чего провал переговоров снизил заинтересованность Америки в Европейских сообществах.

Срыв переговоров и внутренний кризис Европейских сообществ стал толчком для активизации деятельности ЕАСТ, с этого момента Ассоциация стала жить своей собственной жизнью. В мае 1963 г. в Лиссабоне прошла конференция стран ЕАСТ. В результате работы конференции был принят ряд важных решений, которые ускоряли выполнение положений Конвенции ЕАСТ и в определенной степени расширили сферу ее деятельности. Прежде всего было решено ускорить темпы отмены таможенных пошлин во взаимной торговле промышленными товарами.

В мае 1965 г. премьер-министр Великобритании Г. Вильсон выступил с новой инициативой, призванной сблизить ЕАСТ и ЕЭС. Тогда же в Вене состоялось совещание министров стран ЕЭС и ЕАСТ по той же проблеме. В ходе встречи был выдвинут ряд предложений по установлению более тесных экономических связей между двумя группировками.

По итогам совещания была опубликована Венская декларация, в которой, кроме способов сближения двух организаций, были перечислены наиболее важные сферы сотрудничества внутри ЕАСТ. Такими были названы: ликвидация препятствий для свободной торговли, сотрудничество в сфере исследований и развития, гармонизация стандартов и интенсификация сотрудничества внутри ЕАСТ. Эта декларация стала значимым для ЕАСТ документом, так как она инициировала процессы, укрепившие впоследствии Ассоциацию.

1960-е гг. стали важным периодом для ЕАСТ. Во-первых, Ассоциация доказала, что она жива и способна действовать активно. Во-вторых, в течение

этого периода произошло значительное усиление внутреннего рынка ЕАСТ, что послужило тому, что организация стала действительно важной для ее участников в экономическом плане. Это нашло отражение в Венской декларации, где целью организации было названо не просто достижение соглашения со странами Шестерки, но построение Единого Европейского рынка таким способом, чтобы достижения стран-участниц ЕАСТ были защищены.

Усиление ЕАСТ также было связано с предстоящими переговорами Великобритании о ее вступлении в Европейские сообщества. Страны-участницы ЕАСТ ждали открытия переговоров, при этом на заседании министров стран ЕАСТ в Лондоне в 1967 г. было сказано, что «все страны-участницы ЕАСТ должны иметь возможность принимать полное участие в любых переговорах по поводу торговых отношений» [5, с. 47].

Роль ЕАСТ в переговорном процессе на этот раз возросла как никогда раньше, причиной этому стало намерение некоторых стран сохранить и защитить достижения, сделанные за время их членства в ЕАСТ, а не вступить в Общий рынок.

После ряда совещаний на уровне Совета ЕАСТ, в ходе которых обсуждалась проблема вступления Великобритании в ЕЭС, и была выработана общая позиция по отношению к Шестерке, 11 мая 1967 г. Великобритания вновь подала официальное заявление о приеме в Общий рынок. На следующий день с таким же заявлением обратилась Дания, 24 июля - Норвегия, а 28 июля - Швеция.

С самого начала ведения переговоров о вступлении Великобритания заявила, что полностью принимает условия Римского договора, т.е. в день вступления она начнет снижение тарифов в соответствии со сроками, установленными договором, согласилась на введение общей сельскохозяйственной политики без каких-либо оговорок. Также Великобритания заявила о том, что отказывается от преференциальных соглашений со странами Содружества и не требует каких-либо специальных правил в построении отношений между ней и странами-участницами ЕАСТ. Но при этом настаивала на заключении соглашения о сотрудничестве между ЕЭС и ЕАСТ, что было негативно воспринято Шестеркой и в первую очередь Францией, которая указывала на то, что «расширение Общего рынка чревато риском превращения его в зону свободной торговли, а затем и в атлантическую зону» [6, с. 49].

В 1969 г. произошли перемены в руководстве ведущих государств Шестерки. Во Франции Ш. де Голля сменил Жорж Помпиду, а в ФРГ христианские демократы потерпели поражение, и правительство возглавил Вилли Брандт. Оба государственных деятеля были сторонниками укрепления Европейских сообществ, в том числе и расширения их географических рамок путем включения Великобритании и других стран.

Франция изменила свое отношение к вопросу принятия Великобритании в Европейские сообщества. Одной из причин такой перемены стало беспокойство Франции по поводу того, что в Сообществах было два доминирующих государства (сама Франция и Западная Германия), а это могло однажды привести к серьезному столкновению, Великобритания же могла стать противовесом Западной Германии. Теперь Европейская комиссия говорила о том, что расширение Сообществ не приведет к их ослаблению, наоборот, укрепит их и станет важным шагом на пути к политическому единству Европы. Таким образом, в 1973 г. Великобритания, а также Дания стали членами Европейских сообществ.

По инициативе Великобритании к 1977 г. посредством заключения двусторонних соглашений о свободной торговле между Европейскими сообществами и отдельными государствами-участниками ЕАСТ должна была быть создана самая большая в мире Зона свободной торговли, в рамках которой реализовывалась беспошлинная торговля промышленными товарами, при этом в отношении торговли сельскохозяйственной продукцией страны сохраняли автономию. Также были предприняты шаги в области сотрудничества во внеэкономических сферах, таких как защита окружающей среды, исследования и технологии, атомная энергетика, рыболовство и судоходство.

1970-е гг. стали значимым этапом в развитии ЕАСТ. Ассоциация окончательно перестала быть «комнатой ожидания» перед вступлением стран в Европейские сообщества, она превратилась из инструмента ведения переговоров в инструмент многостороннего сотрудничества.

Идея особых отношений с ЕАСТ стала привлекательной для Сообществ в начале 1980-х гг. К десятилетию соглашений о свободной торговле Комиссия постоянных представителей опубликовала доклад, в котором говорилось о положительном эффекте данных соглашений на экономики стран обеих организаций. В докладе говорилось, что отношения с ЕАСТ имеют стабильный характер, особо отмечалось их положительное влияние, которое помогло странам-участницам преодолеть нефтяной кризис 1970-х гг. Также в докладе говорилось о намерении Сообществ расширить сферы сотрудничества со странами ЕАСТ.

В 1984 г. в Люксембурге прошла встреча министров стран ЕАСТ и стран Европейских сообществ, ее целью была окончательная ликвидация количественных ограничений. Здесь было вынесено решение построить дальнейшее сотрудничество между ЕАСТ и Европейскими сообществами на основе многосторонних диалогов. Этот процесс получил название Люксембургский процесс, в ходе его реализации впервые была выдвинута концепция Европейского экономического пространства (ЕЭП).

С 1989 г. начались переговоры о создании ЕЭП, которые успешно завершились в 1992 г. подписанием соответствующего соглашения в городе Порто (Португалия). Данное соглашение подписали все страны ЕС и ЕАСТ, за исключением Швейцарии. Отказ Швейцарии ратифицировать Соглашение стало иллюстрацией отсутствия единой позиции внутри Ассоциации, которое изначально мешало успешному развитию организации.

Соглашение о ЕЭП стало звеном, соединившим две интеграционные структуры и создавшим возможности для более тесного сотрудничества между государствами, входящими в них. Данное соглашение позволило распространить на европейские государства, формально не являющиеся членами Европейского союза, правовой режим Общего рынка, законодательство ЕС по вопросам свободного перемещения товаров, лиц, услуг и капиталов, а также в смежных с ними сферах.

Помимо сотрудничества с западноевропейскими странами ЕАСТ как альтернативный интеграционный проект развивала торговые отношения со странами Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

Прародителем соглашений о свободной торговле с третьими странами стало сотрудничество между ЕАСТ с бывшей Югославией, заключенное в 1967 г. Первым соглашением о свободной торговле со страной, не входящей в Европейские сообщества, стало соглашение ЕАСТ с Испанией, заключенное в 1979 г. При заключении этого соглашения ЕАСТ преследовала цель получить доступ к испанскому рынку на тех же условиях, что и страны Европейских Сообществ.

В дальнейшем страны ЕАСТ приняли решение проводить политику параллелизма, т.е. дублировать соглашения, заключаемые сообществами.

В начале 1990-х гг. ЕАСТ заключила соглашения с Польшей, Чехией, Словакией, Румынией, Болгарией, Венгрией, Словенией, Литвой, Латвией и Эстонией. Кроме введения режима свободной торговли страны ЕАСТ оказывали данным странам финансовую помощь для проведения мероприятий по переходу к рыночной экономике и установлению демократических режимов. ЕАСТ сделала свой вклад в урегулирование конфликта на Балканах и выразила намерение оказать помощь в восстановлении экономик балканских стран. В 1999 г. ЕАСТ заключила соглашение о свободной торговле с Македонией.

Также в этот период были заключены соглашения о свободной торговле с Турцией и Израилем, главной целью было не допустить экономической дискриминации со стороны главных конкурентов - ЕС и Соединенных Штатов.

Второй этап развития соглашений о свободной торговле начался в 1995 г., он стал ответом на так называемый Барселонский процесс, ЕАСТ подписала

Декларацию о сотрудничестве с Египтом, Марокко и Тунисом, Организацией освобождения Палестины (ООП), Ливаном.

Начало третьему этапу положило соглашение о свободной торговле с Канадой, заключенное в 1998 г. За ним последовало соглашение с МЕРКО-СУР, куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.

Все соглашения с третьими странами касаются торговли промышленными товарами, включая продукцию рыболовства и сельскохозяйственную продукцию, подвергшуюся дополнительной обработке. Все тарифы на промышленные товары упраздняются, как только соглашение вступает в силу, хотя для отдельных

стран могут быть сделаны небольшие исключения. В дополнение к этому начинают действовать специальные правила, касающиеся справедливой конкуренции, защиты прав интеллектуальной собственности, платежей, инвестирования.

На сегодняшний день ЕАСТ - не только торговая организация, она сотрудничает со своими партнерами в таких сферах, как экология, образование, здравоохранение, интеллектуальная собственность, исследования, статистика и многих других. Организация не стоит на месте, каждый год создаются новые проекты, осваиваются новые области сотрудничества, изучаются возможности заключения партнерских отношений с новыми странами.

Библиографический список

1. Dokumente zur Deutschlandpolitik. III Reihe/Band 3(1 Januar bis 31 December 1957). Erster Drittelband - Frankfurt an Main ; Berlin, 1967.

2. Horne A. Macmillan. 1957-1986. Vol. II of the Official Biography. - London, 1991.

3. Documents on International Affairs. 1957. London, 1960. Цит. по: Wirsching A. Grossbritannien und Europa nach 1945: Hauptseminar Sommersemestr 2000. Quellen. Reader.

4. Клепацкий, Зб. Западноевропейские международные организации / Зб. Клепацкий. - М., 1973.

5. 8th Annual Report of EFTA. - 1968. Цит. по: EFTA Bulletin. Special Relationship EFTA and the European Community as Actors in European Free Trade.

6. Западноевропейская интеграция: проекты и реальность / под ред. В.Б. Княжинского. - М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.