Научная статья на тему 'Порядок проведения налоговой экспертизы крупнейших налогоплательщиков'

Порядок проведения налоговой экспертизы крупнейших налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширская Л.В.

В статье рассмотрены вопросы использования в деятельности правоохранительных органов, государственных организаций и коммерческих предприятий налоговой экспертизы. Сделан вывод, что в сложившейся системе налоговой экспертизы четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях. Исследована динамика налоговых платежей, осуществлен анализ показателей налогового контроля крупнейших налогоплательщиков отдельно взятого региона Российской Федерации, приведена методика осуществления налоговой экспертизы, осуществляемой в целях профилактики налоговых правонарушений и решения споров по начислению и уплате налогов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORDER OF CARRYING OUT TAX EXAMINATION OF THE LARGEST TAXPAYERS

In article questions of use in activity of law enforcement agencies, state organizations and commercial enterprises of tax examination are considered. The conclusion is drawn that in the developed system of tax examination a number of the directions needing essential changes accurately is allocated. Dynamics of tax payments is investigated, the analysis of indicators of tax control of the largest taxpayers of separately taken region of the Russian Federation is carried out, the technique of implementation of the tax examination which is carried out for prevention of tax offenses and the solution of disputes on charge and payment of taxes between taxpayers and supervisory authorities is given.

Текст научной работы на тему «Порядок проведения налоговой экспертизы крупнейших налогоплательщиков»

8 Грабарь В. В. Анализ заинтересованных сторон проекта: методология, методика, инструменты /В. В. Грабарь, М. М. Салмаков // ARS ADMINISTRANDI. - 2014. - № 2. - С. 36-44.

9 Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. - Дашков и К, 2013. - 168 с.

10 Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 500 с.

11 Инновационный менеджмент: учеб. пособие / сост. Н. М. Цыцарова. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - 195 с.

12 Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского / Жан-Жак Ламбен. - СПб. : Наука, 1996. -589 с.

13 Лифанова Е. И. Управление инновационным проектом на основе теории жизненного цикла / Е. И. Лифанова // Вестник Ярославского государственного университета. 2013. - № 3 (25). - С. 149151.

14 Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / А. М. Мухамедьяров. -М.: ИНФРА-М, 2012. - 175 с.

15 Однокоз В. Г. Порядок разработки, реализации и оценка эффективности инновационных проектов / В. Г. Однокоз // Молодой учёный. - 2014. - № 19 (78). - С. 334-335.

16 Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л. С. Барютин и др.; под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - М.: Экономика, 2013. - 518 с.

17 Первушин В. А. Практика управления инновационными проектами : учеб. пособие / В. А. Первушин. - М.: Дело, 2012. - 205 с.

18 Профатилов Д. А. Инновационный проект: дискуссия в области понятийного аппарата / Д. А. Профатилов // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 3 (29). - С. 218-222.

19 Теория инновационной экономики: учебник / под ред. О. С. Белокрыловой. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 376 с.

20 Туккель И. Л. Управление инновационными проектами: учебник / И. Л. Туккель, А. В. Су-рина, Н. Б. Культин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 416 с.

21 Управление инновационными проектами: учеб. пособие / под ред. проф. В. Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.

22 Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдтинов. - СПб.: Питер. 2009. - 400 с.

23 Хомкин К. В. Инновационный проект: подготовка для инвестирования / К. В. Хомкин. - М.: Дело, 2012. - 117 с.

24 Шегай Р. Г. Конспект лекций по курсу инновационный менеджмент / Р. Г. Шегай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.tuit.uz/ lectures/men_mar/Innovasionniy%20menedgment.ht m

25 Якашева О. Н. Подходы к построению процесса разработки и реализации инновационных проектов / О. Н. Якашева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2014. - № 2. - С. 122127.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Каширская Л.В.

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ

ВО «Астраханский государственный университет», Россия

ORDER OF CARRYING OUT TAX EXAMINATION OF THE

LARGEST TAXPAYERS

Kashirskaya L. V.

Doctor of economics, associate professor, professor of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state university», Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы использования в деятельности правоохранительных органов, государственных организаций и коммерческих предприятий налоговой экспертизы. Сделан вывод, что в сложившейся системе налоговой экспертизы четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях. Исследована динамика налоговых платежей, осуществлен анализ показателей налогового контроля крупнейших налогоплательщиков отдельно взятого региона Российской Федерации, приведена методика осуществления налоговой экспертизы, осуществляемой в целях профилактики налоговых правонарушений и решения споров по начислению и уплате налогов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

ABSTRACT

In article questions of use in activity of law enforcement agencies, state organizations and commercial enterprises of tax examination are considered. The conclusion is drawn that in the developed system of tax examination a number of the directions needing essential changes accurately is allocated. Dynamics of tax payments is investigated, the analysis of indicators of tax control of the largest taxpayers of separately taken region of the Russian

Federation is carried out, the technique of implementation of the tax examination which is carried out for prevention of tax offenses and the solution of disputes on charge and payment of taxes between taxpayers and supervisory authorities is given.

Ключевые слова: налоговая экспертиза, государственный финансовый контроль, налоговые поступления, налоги, налоговый контроль, крупнейшие налогоплательщики, контролирующие органы.

Keywords: tax examination, state financial control, tax revenues, taxes, tax control, the largest taxpayers, supervisory authorities.

Анализ динамики налоговых поступлений и налоговых правонарушений в стране свидетельствует об их серьезных изменениях. Несмотря на то, что результаты анализа показывают снижение уровня налоговых преступлений, не возможно однозначно говорить о том, что их действительно стало меньше, поскольку одни преступления со временем заменяются другими или находятся иные формы и способы сокрытия и неуплаты налогов, что в свою очередь приводит к компенсации роста одних и спадом других. В результате в целом по всем видам нарушений экономической направленности происходит значительный рост, а причиняемый ими ущерб исчисляется миллионами рублей.

Рассмотрим налоговые платежи отдельных крупнейших налогоплательщиков одного из регионов Российской Федерации.

В соответствии с Приказом ФНС России [1], крупнейшими налогоплательщиками, подлежащими администрированию на региональном уровне считаются те из них, чей суммарный объем полученных доходов исчисляется в пределах от 1 до 20 млрд. руб. включительно. При этом должно выполняться одно из следующих условий:

- активы составляют сумму в пределах от 100 млн. до 20 млрд. руб. включительно;

- суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов находится в пределах от 75 млн. до 1 млрд. руб.

Кроме того, некоммерческие организации также могут быть отнесены к числу крупнейших налогоплательщиков, если их суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль соответствует установленным значениям, при которых налогоплательщики признаются крупнейшими.

Крупнейший налогоплательщик «А» отнесено с 22.09.2008 года к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно.

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 г. составил 70,8 млн. руб., что на 4,6 млн. руб. больше прошлого года (2015 г. - 66,2 млн. руб.) (табл.1).

Таблица 1

Налоговые платежи крупнейшего налогоплательщика «А», тыс. руб. [2]

Вид налога 2014 год 2015 год 2016 год Темп прироста, %

2015годк 2014 году 2016 год к 2015 году

Всего, в том числе 97130 66163 70779 68,12 106,98

Налог на прибыль 1434 47 15 3,28 31,91

НДФЛ 21293 19221 15623 90,27 81,28

Страховые взносы 36800 3006 0 8,17 0,00

НДС 34905 36423 52671 104,35 144,61

Земельный налог -931 110 106 -11,82 96,36

Транспортный налог 1341 1474 1339 109,92 90,84

Налог на имущество 1412 1244 1010 88,10 81,19

Прочие 0 36 15 0,00 41,67

Удельный вес поступлений организации «А» за 2016 год в поступлениях Красноярского района составил 1,4% (2015 г. — 1,6%). Уменьшение поступлений НДФЛ на 3 598 тыс. руб. объясняется снижением численности работников на 400 чел., и соответственно снижением налогооблагаемой базы.

Задолженность по налогам и сборам данной организации по состоянию на 01.01.2017 г. составила 2 540 тыс. руб.

Крупнейший налогоплательщик «В» отнесено с 19.12.2008 года к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию

на региональном уровне по критерию суммарного объема выручки (дохода) от продажи товаров, работ, услуг и операционных доходов находятся в пределах от 1 млрд. рублей до 20 млрд. руб. включительно). 04.05.2015 года предприятие исключено из перечня крупнейших налогоплательщиков.

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 год составил 13,2 млн. руб., что на 1,7 млн. руб. больше аналогичного периода прошлого года (2015 год. - 14,9 млн. руб.) (табл.2).

30_SCIENCES OF EUROPE # 10 (10), 2016 | ECONOMIC SCIENCES

Таблица 2

_Налоговые платежи крупнейшего налогоплательщика «В», тыс. руб. [2]_

Вид налога 2014 год 2015 год 2016 год Темп прироста, %

2015год к 2014 году 2016 год к 2015 году

Всего, в том числе 29698 14950 13235 50,34 88,53

Налог на прибыль 749 147 3024 19,63 2057,14

НДФЛ 4352 4123 2136 94,74 51,81

Страховые взносы 7351 283 0 3,85 0,00

НДС 16050 8413 5658 52,42 67,25

Транспортный налог 51 48 79 94,12 164,58

Налог на имущество 1074 1605 2338 149,44 145,67

Удельный вес поступлений налогоплательщика «В» за 2016 год в поступлениях Приволжского района составил 3,1% (2015 год — 3,5%). Задолженность по налогам и сборам налогоплательщика «В» по состоянию на 01.01.2012 г. отсутствовала.

Крупнейший налогоплательщик «С» отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащей налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно.

Таблица 3

Налоговые платежи крупнейшего налогоплательщика «С», тыс. руб. [2]_

Темп прироста, %

Вид налога 2014 год 2015 год 2016 год

2015год к 2014 году 2016 год к 2015 году

Всего, в том числе 993557 6055 66682 0,61 1101,24

Налог на прибыль 10666 -2183 6202 -20,47 -284,10

НДФЛ 27679 26922 29185 97,27 108,41

Страховые взносы 44381 3013 0 6,79 0,00

НДС 15142 -26815 24808 -177,09 -92,52

НДПИ 88 0 53 0,00 0,00

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 год составил 66,7 млн. руб., что на 60,6 млн. руб. больше аналогичного периода прошлого года (за 2015 год составил - 6,1 млн. руб.). Прирост поступлений обеспечен по НДС на 51,6 млн. руб. В 2015 г. организацией оплата не производилась в связи со сдачей декларации за 4 квартал 2014 год на уменьшение в сумме 20 322,9 тыс. руб. (табл.3).

В январе 2016 год организацией сдана декларация за 4 квартал 2015 года к оплате в связи с вводом в эксплуатацию объектов.

Прирост поступлений обеспечен по НДФЛ на 2,3 млн. руб. или на 8,4% в связи с ростом средней заработной платы на 1 101,6 руб.

По налогу на прибыль организаций за 2015 году произведен зачет в текущие платежи другого налога в сумме (-) 2,2 млн. руб., за 2016 год поступления составили 6,2 млн. руб., прирост на 8,4 млн. руб.

Переплата на 01.01.2015 г. составляла 8,9 млн. руб. По состоянию на 01.01.2012 задолженность по налогам и сборам налогоплательщика «С» отсутствовала.

Крупнейший налогоплательщик «Б» отнесено с 22.09.2008г. к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, от 30 млн. руб. до 50 млн. руб. включительно. С 04.05.2015 года предприятие исключено из перечня крупнейших налогоплательщиков.

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 год составил 29,2 млн. руб., что на 17,1 млн. руб. меньше аналогичного периода прошлого года (2015 год - 46,3 млн. руб.) (табл.4).

Таблица 4

Вид налога 2014 год 2015 год 2016 год Темп прироста, %

2015годк 2014 году 2016 год к 2015 году

Всего, в том числе 37950 46275 29213 121,94 63,13

Налог на прибыль 19966 45459 16052 227,68 35,31

НДФЛ 7116 9337 10090 131,21 108,06

Страховые взносы 11186 0 0 0,00 0,00

НДС -5000 -10235 1229 204,70 -12,01

Земельный налог 187 188 186 100,53 98,94

Транспортный налог 72 95 135 131,94 142,11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на имущество 1719 1428 1520 83,07 106,44

В том числе снижение по налогу на прибыль составило 29,4 млн. руб., в связи с тем, что цена 1тонны груза в 2016 году ниже, чем в 2015 году на 20%. Контракт был подписан с организацией, которая в одностороннем порядке регулирует цены.

Удельный вес поступлений налогоплательщика «Б» за 2016 год в поступлениях Красноярского района составил 0,6% (2015 год -1,1%). По состоянию на 01.01.2012 задолженность по налогам и сборам налогоплательщика «Б» отсутствовала.

Крупнейший налогоплательщик «Е» отнесено с 08.12.2015 года к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию

на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно.

Объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщика «Е» за 2016 год составил 27,5 млн. руб., что на 9,3 млн. руб. меньше уровня прошлого года (2015 год - 36,7 млн. руб.).

В том числе по налогу на добавленную стоимость снижение составило 10,8 млн. руб. (увеличение налоговых вычетов в связи с приобретением дорогостоящих материалов на строительство новых объектов производства), по налогу на прибыль - 1,3 млн. руб.(табл.5).

Таблица 5

Налоговые платежи крупнейшего налогоплательщика «Е», тыс. руб. [2]

Вид налога 2014 год 2015 год 2016 год Темп прироста, %

2015год к 2014 году 2016 год к 2015 году

Всего, в том числе 98522 36728 27451 37,28 74,74

Налог на прибыль 39340 1696 365 4,31 21,52

НДФЛ 6695 9388 13261 140,22 141,25

ЕСН 12460 146 -318 1,17 -217,81

НДС 38224 23158 12324 60,58 53,22

Земельный налог 101 102 106 100,99 103,92

Транспортный налог 414 478 503 115,46 105,23

Налог на имущество 1285 1238 1210 96,34 97,74

Удельный вес поступлений данного налогоплательщика за 2016 году в поступлениях Красноярского района составил 0,6% (2015 году — 0,9%).

Проанализировав, налоговые платежи отдельных крупнейших налогоплательщиков, можно отметить, что динамика поступлений в разрезе отдельных налогов, приблизительно схожа с динамикой поступлений этих же налогов в целом по МИФНС России по Астраханской области. В заключение анализа, рассмотрим показатели контрольных мероприятий, осуществлённых МИФНС

России по Астраханской области в отношении крупнейших налогоплательщиков.

Основными направлениями налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков являются их постановка на учет и проведение мероприятий налогового контроля в виде камеральных и выездных проверок, проводимых в отношении крупнейших налогоплательщиков.

Проанализируем показатели выездных налоговых проверок (ВНП), проведённых в отношении крупнейших налогоплательщиков, которые представлены в табл.6.

Таблица 6

Показатели налогового контроля крупнейших налогоплательщиков (КНП) [2]_

Показатели Всего за 2014 год Всего за 2015 год Всего за 2016 год

Коли-че-ство Сумма доначисленных платежей Коли-че-ство Сумма доначисленных платежей Коли-че-ство Сумма доначисленных платежей

1.Всего проведено КНП крупнейших налогоплательщиков, из них: 879 795 958 1925 999 33

-выявивших нарушения 16 11 20

2.Представлено крупнейшими налогоплательщиками уточненных (корректирующих) деклараций:

- увеличивающих налоговые обязательства 15 3592 6 79 3 2 515

- уменьшающих сумму убытка, заявленного в целях налогообложения 2 1

- уменьшающих сумму НДС, заявленного к возмещению 3

3.Всего проведено выездных проверок крупнейших налогоплательщиков: 3 308 1 3942 2 13 027

- комплексных 2 252 1 3942 2 13 027

- выявивших нарушения 2 1 2

- увеличивающих налоговые обязательства 1 1

- уменьшающих сумму НДС, заявленного к возмещению 2

4.Уменьшено по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов по проверкам крупнейших налогоплательщиков, из них: 34959 229

-по проверкам, проведенным в отчетном периоде 34959

В 2016 году проведено две выездные налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков с суммой доначисления 13027 тыс. руб.

В последние годы, налогоплательщики значительно чаще подают в суд для разрешения налоговых споров. Если говорить о крупнейших налогоплательщиках, то это происходит практически всегда, так как суммы доначислений у таких налогоплательщиков, очень значительны.

Так, например, в 2016 году, решениями судебных органов были уменьшены доначисления по проверкам крупнейших налогоплательщиков в сумме 19229 тыс.руб., за 2015 год, уменьшения по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов по проверкам крупнейших налогоплательщиков составили 9137 тыс. руб.

В целом по инспекции, судами за отчетный период было рассмотрено 30 заявлений налогоплательщиков о признании недействительными решений по контрольной работе (решения 2016г., 2015 г.) на общую сумму 40276 тыс. руб., что почти в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2015 год.

Из общего количества рассмотренных судами заявлений о признании недействительными решений по контрольной работе в пользу налогоплательщиков (полностью либо частично) судами рассмотрено 21 заявление (70 % от рассмотренных) на сумму 18073 тыс. руб. (что составляет 45 % от оспариваемой суммы).

В 2016 году в пользу налогоплательщиков по причине различного толкования норм законодательства о налогах и сборах судом и налоговым ор-

ганом (в том числе при наличии разъяснений Минфина России или ФНС России) было рассмотрено 10 дел на общую сумму 18063 тыс. руб.

Такая ситуация говорит о том, что в недостаточной степени исследованы вопросы налоговой экспертизы, основной задачей которой является досудебное урегулирование споров налогоплательщиков и профилактика налоговый правонарушений.

Таблица 7

Основные этапы проведения налоговой экспертизы_

Наименование этапа Содержание этапа

Начальный этап 1 .Получение экспертом возражений на акты камеральных или выездных налоговых проверок. Проверка соблюдения процедуры вручения акта налоговой проверки и извещения о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика

2.Проверка соблюдения существенных условий процедуры проведения проверки. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Закон выделяет два существенных нарушения, которые являются безусловным основанием для отмены решения:

1 .необеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя 2.необеспечение возможности этого лица представить объяснения

Подготовительный этап 1.Проверка соблюдения основных требований к составлению акта налоговой проверки

2. Проверка соблюдения порядка и сроков подачи письменных возражений налогоплательщиком. Возражения подаются в течение 15 дней после получения налогоплательщиком Акта и Извещения. Возражения могут быть представлены в последний день, на который назначено рассмотрение возражений у руководителя (его заместителя) налогового органа

3.Проверка выполнения требований к составлению Возражений на акт налоговой проверки 1.Возражения подаются в письменном виде.

2.Возражения должны быть мотивированными и содержать аргументированную позицию налогоплательщика.

ваны. Основные формальные правила, установленные к письменным обращениям/ заявлениям налогоплательщиков: 3.Возражения обязательно должны содержать личную подпись налогоплательщика и подпись генерального директора (представителя по доверенности) и печать (если Возражения представляются организацией).

Этап обсуждения 1 .Рассмотрение материалов проверки письменных Возражений налогоплательщика и материалов налоговой проверки, составление протокола 1.1.В случае, если налогоплательщик не явился: составляется протокол с отметкой о рассмотрении материалов проверки и Возражений в отсутствие налогоплательщика; 1.2.В случае если налогоплательщик явился: рассмотрение Возражений происходит у начальника (заместителя начальника) налогового органа в присутствии должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку и представителей налогоплательщика. Экспертом ведется Протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика. В протоколе фиксируются дополнительные доводы и дополнительные материалы, представленные налогоплательщиком. В протоколе отражается необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

2. Передача налогоплательщику копии протокола рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика налоговым органом

Сбор данных для проведения аудита Аудитором принимаются для дальнейшего рассмотрения документы, дополнительно представленные налогоплательщиком к письменным возражениям

В связи с этим, необходимо предлагается совершенствование методики проведения налоговой экспертизы в спорах с крупнейшими налогоплательщиками, а также процедуры сбора доказательной базы при проведении налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков (таблица 7).

Аудитором принимаются для дальнейшего рассмотрения документы, дополнительно представленные налогоплательщиком при явке на обсуждение.

Получение экспертом материалов проверки

В случае необходимости направляет в отдел камеральных или выездных налоговых проверок (контрольного блока) служебную записку с просьбой получения разъяснений по эпизодам, по которым возражает налогоплательщик в представленных в налоговый орган возражениях

Составление аудитором перечня необходимых документов для получения их из отдела, проводившего проверку (налогового инспектора)

Получение экспертом заключения юридического отдела по результатам рассмотрения им материалов проверки и акта проверки

При необходимости получение выписки из единого государственного реестра по налогоплательщику от отдела регистрации налогового органа

Просмотр представленных налогоплательщиком деклараций, содержащихся в информационной базе налогового органа за рассматриваемый период

Просмотр карточек расчетов с бюджетом и составление карточки о состоянии расчетов.

Сбор и учет дополнительных данных Оценка относительной важности совершенного правонарушения

Оценка достаточности представленной налогоплательщиков доказательной базы по предмету рассматриваемого спора

Учет аналогичных ситуаций в практике

Выяснение специфических особенностей налогоплательщика

Выяснение вопроса о наличии либо отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств

Рассмотрение возможности использование результатов работы другого аудитора

Установление фактов подачи данным налогоплательщиком возражений на акты камеральных или выездных налоговых проверок, обжалования решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде ранее.

Оценка полученных аудиторских доказательств

Аналитический этап Установление предмета налогового спора

Анализ представленных налогоплательщиком документов в ходе проверки и дополнительно представленных документов к Возражениям

Анализ нормативной базы по рассматриваемой ситуации

Изучение судебной практики по спорной ситуации, мониторинг судебных решений

Анализ судебной перспективы принятия решения при обращении налогоплательщика в суд по спорной ситуации после прохождения административного порядка

Изучение статистики рассмотрения налоговых споров по аналогичным ситуациям

Документирование проведенного анализа Отражение в экспертном заключении процедуры проведения проверки

Выражение независимого экспертного мнения о правомерности и законности позиций налогового органа и налогоплательщика Отражение результатов проведение мониторинга претензионной деятельности Отражение судебной перспективы позиции налогового органа при возможном обращении налогоплательщика в суд Обоснование необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля с представлением полного подробного перечня контрольных мероприятий

Этап оформления 1. Составление плана экспертного заключения 2. Оформление экспертного заключения 3 .Подписание у эксперта 4.Визирование экспертного заключения у начальника налогового органа 5. Передача копии экспертного заключения начальнику отдела контрольного блока, проводившему камеральную или выездную налоговую проверку 6.Внесение результатов рассмотрения налогового спора в электронный журнал учета работы эксперта, осуществляющего налоговую экспертизу

Дополнительный этап По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и Возражений (разногласий) налогоплательщика налоговым органом выносится решение по налоговой проверке с учетом представленных Возражений и экспертного заключения: решение о привлечении к налоговой ответственности; решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Решение должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 ст.100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Принятие решения по результатам проведения проверки не входит в компетенцию эксперта. Решение выносится с обязательным учетом мнения, изложенным в экспертном заключении независимого аудитора.

В случае отражения в экспертном заключении проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, отделом контрольного блока выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и решении о продлении сроков рассмотрения материалов проверки._

Срок вынесения решения при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля установлен как месяц и 10 дней со дня истечения срока, указанного в п.6 ст.100 НК РФ. По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик извещается о рассмотрении полностью материалов налоговой проверки, акта проверки, возражений, дополнительных мероприятий налогового контроля_

При явке налогоплательщика на рассмотрение указанных материалов, экспертом ведется протокол.

Копия протокола вручается налогоплательщику

Этап обжалования

Не согласившись с доводами налогового органа, отраженными в решении, принятом по результатам проведения выездной или камеральной налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 10 дней с даты получения указанного решения. В случае пропуска налогоплательщиком указанного срока представления апелляционной жалобы, налогоплательщик в течение года имеет право обжаловать указанное решение.

Перенаправление экспертом материалов проверки по обжалуемому решению нало гового органа в вышестоящий налоговый орган_

Подготовка экспертом заключения по представленным жалобам налогоплательщика

Перенаправление комплекта документов, обосновывающих позицию налогового органа_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоговый этап

Отражение в заключении налоговой экспертизы судебной перспективы принятия решения в пользу налогового органа_

Установление фактов обжалования налогоплательщиком решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе и в суде._

Внесение результатов рассмотрения налогового спора в электронный журнал учета работы эксперта по досудебному урегулированию_

Досудебное урегулирование налоговых споров, главным образом, направлено на повышение ответственности налогоплательщиков и должностных лиц налоговых органов за соблюдение норм законодательства о налогах и сборах, сокращению числа обращений в судебные органы.

Результаты административного разрешения налоговых споров показывают, что процедура досудебного урегулирования способствует сокращению судебных споров с участием государственных органов. Дальнейшее развитие института досудебного урегулирования необходимо для повышения качества и сокращения сроков рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщиков, устранения недостатков и нарушений налогового законодательства как со стороны налогоплательщиков, так и налоговых органов. При этом основными направлениями работы подразделений досудебного аудита являются:

-подготовка экспертных заключений при рассмотрении жалоб и возражений со стороны налогоплательщиков;

-обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;

-участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, касающихся налогов и сборов.

Таким образом, предлагаемая усовершенствованная методика проведения налоговой экспертизы по возражениям крупнейших налогоплательщиков, позволила бы выявить ещё на стадии досудебного разбирательства, ошибочного мнения налоговых органов по необоснованному начислению налоговых платежей крупнейшего налогоплательщика, избежав при этом судебных издержек.

Литература

1. Приказ ФНС России «Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ (ред. от 27.06.2012).

2. Сайт Федеральной налоговой службы. Режим доступа https://www.nalog.ru/rn30/opendata/stat_od/5039459/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.