Научная статья на тему 'Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта'

Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
664
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГРУППИРОВКА СИЛ МЧС РОССИИ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ / ВОЗМОЖНЫЙ ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кондратьев-фирсов Владимир Михайлович, Турко Сергей Иванович, Шевченко Андрей Владимирович

В статье излагается методический аппарат по определению численности группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для выполнения первоочередных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кондратьев-фирсов Владимир Михайлович, Турко Сергей Иванович, Шевченко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта»

УДК 351.861

В.М. Кондратьев-Фирсов, С.И. Турко, В.А. Шевченко

Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта

Аннотация

В статье излагается методический аппарат по определению численности группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для выполнения первоочередных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта.

Ключевые слова: силы гражданской обороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования; группировка сил МЧС России; аварийно-спасательные и другие неотложные работы; возможный военный конфликт.

Содержание

Введение

1. Система предпосылок, допущений и ограничений

2. Определение состава сил гражданской обороны муниципального образования и объемов АСДНР, для выполнения которых требуются дополнительные силы субъекта Российской Федерации

3. Определение сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации

4. Определение группировки сил МЧС России Заключение

Литература

Введение

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс переработки планов гражданской обороны и защиты населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом опыта военных конфликтов последних десятилетий.

Прежний опыт формирования планов гражданской обороны показывает, что к основным группам показателей (предполагаемый характер военного конфликта на территории страны, возможности потенциального противника в поражении объектов экономики, возможные объемы аварийно-спасательных и других неотложных работ и т.д.) при планировании мероприятий гражданской обороны и защиты населения учитываются также данные о составе сил гражданской обороны и их уровень готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) [1].

Для формирования данных о составе сил гражданской обороны муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, а также груп-

пировки сил МЧС России в виде спасательных воинских (аварийно-спасательных, поисково-спасательных) формирований в Центре стратегических исследований гражданской защиты МЧС России разработан Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта (далее — Порядок).

Указанный порядок представляется впервые и разработан на основе:

анализа особенностей (характера) современных войн и вооруженных конфликтов, а также возможных сценариев их развития на территории Российской Федерации;

расчетных показателей первоочередных видов АСДНР в условиях возможного военного конфликта;

основных принципов определения группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципаль-

ных образований, в том числе с учетом принципа необходимой достаточности, позволяющего обеспечивать уровень защиты населения адекватный современным угрозам;

анализа полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны и защиты населения, а также основных задач, возложенных на силы МЧС России;

возможностей сил МЧС России и аварийно-спасательных формирований (АСФ), создаваемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на штатной и не штатной основе, для выполнения первоочередных видов АСДНР.

1. Система предпосылок, допущений и ограничений

1) Предполагается, что военный конфликт ведется главным образом высокоточными обычными современными средствами поражения по критически важным объектам инфраструктуры Российской Федерации, включая потенциально опасные объекты (ПОО), на одном из условных направлений: Западное (Западное стратегическое направление), Южное (Юго-западное и Центрально-азиатское стратегические направления) или Восточное (Восточное стратегическое направление) (далее — Направления) [2]. Рассматривается первоначальный этап военного конфликта в виде воздушной наступательной операции длительностью до 30 суток.

2) В соответствии с Основами единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года [3] группировка сил гражданской обороны, создаваемая в мирное время, должна быть способна эффективно выполнять задачи в области гражданской обороны в мирное и военное время.

3) В пределах Направления удары наносятся потенциальным противником последовательно продолжительностью до 30 суток в соответствии с приоритетами поражения объектов тыла

4) В пределах одного субъекта Российской Федерации удары наносятся последовательно в течение до 15 суток по группам муниципальных образований, в которых находятся поражаемые объекты.

5) В пределах одного муниципального образования удары наносятся одновременно по всем объектам поражения. Нормативное время для первоочередных видов АСДНР в муниципальном образовании может задаваться до трех суток.

6) Силы гражданской обороны муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, а также группировка сил МЧС России определяются исходя из объемов АСДНР, образующихся при разрушении объектов от воздействия первичных и/или вторичных (для ПОО) поражающих факторов высокоточных современных средств поражения.

7) Группировка сил МЧС России создается по принципу стратегической мобильности, а соответствующие силы гражданской обороны субъектов Российской Федерации — мобильными в пределах субъекта Российской Федерации.

8) В муниципальном образовании создаются свои АСФ, способные выполнять максимальные объемы первоочередных видов АСДНР, возникающие на объектах возможного поражения, находящихся на территории муниципального образования.

9) На каждом объекте поражения создаются свои АСФ, предназначенные для выполнения АСДНР, в первую очередь на этом объекте. Возможно, однако, их использование в интересах других пораженных объектов в пределах муниципального образования.

Недостающие силы гражданской обороны для выполнения АСДНР в муниципальном образовании восполняются мобильными силами гражданской обороны субъекта Российской Федерации.

10) В субъекте Российской Федерации создаются мобильные АСФ, способные выполнить 30% возможных объемов АСДНР военного времени, что сопоставимо с возможными объемами АСДНР в мирное время при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Недостающие силы субъекта Российской Федерации восполняются из группировки сил МЧС России.

11) Группировка сил МЧС России должна быть способна выполнить 70% возможных объемов АСДНР военного времени.

12) Группировка сил МЧС России складывается из группировок сил МЧС России по Направлениям.

13) Силы гражданской обороны муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а также группировка сил МЧС России по Направлению формируются с учетом выполнения характерных для объектов возможного поражения первоочередных видов АСДНР, за исключением противопожарных, которые выполняются подразделениями всех видов пожарной охраны.

14) Подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС), подразделения противопожарных служб (ППС) субъектов Российской Федерации и муниципальной пожарной охраны (гарнизоны пожарной охраны) закрепляются за критически важными объектами, в том числе за ПОО и другими особо важными пожароопасными объектами, а также за территориями муниципальных образований, где создаются объектовые, договорные, специальные и территориальные подразделения ФПС и подразделения ППС субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в состав мобильных сил не включаются и выполняют работы, связанные с локализацией и тушением очагов пожаров в зонах их ответственности.

2. Определение сил гражданской обороны муниципального образования и объемов АСДНР, для выполнения которых требуются дополнительные силы субъекта Российской Федерации

2.1. Определение сил гражданской обороны муниципального образования

Определение состава сил гражданской обороны муниципального образования осуществляется в соответствии с [4] и предусматривает установление видов подразделений (команд, звеньев, групп) и численности их личного состава для выполнения первоочередных видов АСДНР, а также сведение подразделений (команд, звеньев, групп) в соответствующее сводное формирование в пределах муниципального образования.

Для этого необходимо:

1) Определить объемы АСДНР по 1-ым видам, которые выполняются силами гражданской обороны муниципального образования, по формуле:

Vм0 = К! шах{У.06-}, 1 = 1,..., т,

(1)

где Vм0 — объем 1-го вида работ АСДНР, выпол-1 няемых муниципальным образовани-

ем, определяется в соответствии с [5];

V06- — объем 1-го вида работ АСДНР по ¿-му

1,1 объекту возможного поражения в му-

ниципальном образовании;

^1 — коэффициент, зависящий от группы

территории по гражданской обороне, к которой отнесено муниципальное образование. Может принимать значения для: особой группы — 1,3; первой группы — 1,2; второй группы — 1,1; третьей группы и муниципальных образований, не отнесенных к группам территорий по гражданской обороне — 1; п — количество объектов возможного поражения в муниципальном образовании; т — количество видов АСДНР.

2) С использованием [4] установить виды подразделений (команд, звеньев, групп) для выполнения соответствующих видов АСДНР и их возможности.

3) Рассчитать потребное количество подразделений (команд, звеньев, групп) для выполнения 1-го вида АСДНР на основе их ориентировочных возможностей, задав нормативное время на выполнение 1-го вида АСДНР до трех суток, по формуле:

п Vм0

Nмо = см 1 1

п 1 Т Ь В .

з 1 Я1 п 1

,1 = 1,..., т,

(2)

где N

п

количество подразделений (команд, звеньев, групп) для выполнения -го вида АСДНР в муниципальном образовании, ед.;

псм 1 — количество смен личного состава для выполнения -го вида АСДНР;

Vм0 — объем 1-го вида АСДНР;

Тз; — заданное время на проведение 1-го

вида АСДНР, сут;

Ьд 1 — продолжительность рабочего дня

при выполнении -го вида АСДНР, ч/сут;

Вп; — объем выполняемых 1-х видов АСДНР

соответствующим подразделением (командой, звеном, группой) в час, единица измерения объема работ должна соответствовать единице измерения Vм0.

1

4) Свести подразделения (команды, звенья, группы) в соответствующее сводное формирование и определить его общую численность по формуле:

= 1,2Ё NМ0Ы . ,,

л/с ' п 1 л/с) '

1=1

(3)

где N

— общая численность сводного форми-

рования муниципального образования, чел.;

1,2 — коэффициент, учитывающий необ-

ходимость комплектования руководящих органов и обеспечивающих подразделений сводного формирования;

N — численность личного состава подразделения (команды, звена, группы) для выполнения 1-го вида АСДНР, чел.

Рекомендуемая численность одного сводного формирования в муниципальном образовании не более 100 человек. В муниципальном образовании может быть несколько сводных формирований по их предназначениям.

2.2. Определение объемов АСДНР, для выполнения которых требуются дополнительные силы субъекта Российской Федерации

Определение объемов по каждому 1-му виду АСДНР в муниципальном образовании, для выполнения которых требуются дополнительные мобильные силы субъекта Российской Федерации, производится по формуле:

V.

= ¿V06■ -Vм0,1 = 1,..., т,

I 1, 1 1 Ч гг/

(4)

где V.

— объем 1-го вида работ, выполняемых мобильными силами субъекта Российской Федерации в муниципальном образовании.

Полученные данные используются в планах гражданской обороны и защиты населения муниципального образования для планирования наращивания сил при проведении АСДНР.

3. Определение сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации

Определение мобильных сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с [4] и предусматривает установление видов подразделений (команд, звеньев, групп) и численности их личного состава для выполнения первоочередных видов АСДНР, а также сведение подразделений (команд, звеньев, групп) в соответствующее сводное формирование в пределах субъекта Российской Федерации.

Для этого необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Определить объемы АСДНР по 1-ым видам

VJCPФ), которые выполняются мобильными силами субъекта Российской Федерации в интересах муниципальных образований, по формуле:

(5)

где Vkfi■ — объем 1-го вида АСДНР по ¿-му объекту поражения в к-ом муниципальном образовании в пределах субъекта Российской Федерации, определяется в соответствии с [5]; р — количество муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, в которых находятся объекты возможного поражения;

Кг — коэффициент, зависящий от степени опасности субъекта Российской Федерации. Может принимать значения для: первой степени — 1,2; второй степени — 1,1; третьей степени — 1;

0,3 — коэффициент, вытекающий из сделанного десятого допущения.

2) С использованием [4] установить виды подразделений (команд, звеньев, групп) для выполнения соответствующих видов АСДНР и их возможности.

3) Задать режим деятельности мобильных сил субъекта Российской Федерации и исходя из четвертого сделанного ограничения установить нормативное время на выполнение АСДНР в пределах субъекта Российской Федерации. Например, при режиме деятельности, включающем проведение АСДНР в муниципальном образовании в течение трех суток, а также времени, необходимом на восстановление работоспособности и передислокацию к новому месту проведения АСДНР, до двух суток, с учетом того, что в пределах одного субъекта Российской Федерации удары наносятся последовательно в течение до 15 суток по группам муниципальных образований, задаваемое время (Тз ¡) на выполнение 1-го вида АСДНР в пределах субъекта Российской Федерации может составить до девяти суток.

4) Рассчитать потребное количество подразделений (команд, звеньев, групп) для выполнения

1-го вида АСДНР на основе их ориентировочных возможностей, предварительно задав время на их выполнение (Тз 1), по формуле:

п Vе'

^рф = см 1 1

п 1 Т Ь В

-, 1 = 1,..., т,

(6)

где Nрф

^ п 1

количество подразделений (команд, звеньев, групп) для выполнения 1-го вида АСДНР в субъекте Российской Федерации, ед.;

Вп 1 — объем выполняемых 1-х видов АСДНР

соответствующим подразделением (командой, звеном, группой) в час, единица измерения объема работ должна соответствовать единице измере-

тгСРФ

ния V. .

!

5) Свести подразделения (команды, звенья, группы) в соответствующее сводное формирование и определить его общую численность по формуле:

^СРФ = 1,2£ NCPФN . ,,

л/с ' п 1 л/с 1 '

1=1

(7)

где N

— общая численность сводного формирования, чел.

Рекомендуемая численность одного мобильного сводного формирования субъекта Российской Федерации не более 200 человек. В субъекте Российской Федерации может быть несколько сводных формирований по их предназначениям.

4. Определение группировки сил МЧС России

4.1. Выделение объемов АСДНР,

выполняемых группировкой сил МЧС России по каждому Направлению

Определение объемов АСДНР по 1-ым видам, выполняемых группировкой сил МЧС России по каждому Направлению, производится по формуле:

vмн=0,7

и =1 к=1 1=1

V00,.., 1 = 1,..., т,

и ,к ,1,1 ' ^ ' ' ’

(8)

где V.

Vо6к. •,

и ,к, 1,1'

объем 1-го вида работ, выполняемых силами группировки МЧС России по Направлению, определяется в соответствии с [5];

объем 1-го вида АСДНР по 1-му объекту возможного поражения в к-ом муниципальном образовании и-го субъекта Российской Федерации по Направлению;

и — количество субъектов Российской Федерации по Направлению.

4.2. Определение группировки сил МЧС России по Направлению

Определение группировки сил МЧС России по Направлению предусматривает проведение сопо-

ставительного анализа объемов АСДНР по 1-ым видам АСДНР, выполняемых группировкой сил МЧС России по каждому Направлению, с возможностями по выполнению АСДНР силами МЧС России.

Для этого:

1) С использованием структуры типового спасательного воинского (аварийно-спасательного, поисково-спасательного) формирования установить основные виды подразделений для выполнения соответствующих видов АСДНР и их возможности.

2) Задать режим деятельности мобильных сил группировки МЧС России и исходя из третьего сделанного ограничения установить нормативное время на выполнение АСДНР в пределах Направления. Например, при режиме деятельности, включающем проведение АСДНР в муниципальном образовании одного субъекта Российской Федерации в течение трех суток, а также времени, необходимом на восстановление работоспособности и передислокацию к новому месту проведения АСДНР в другом субъекте Российской Федерации, до трех суток, с учетом того, что в пределах одного Направления удары наносятся последовательно в течение до 30 суток, задаваемое время (Тз 1) на выполнение ]-го вида АСДНР в пределах Направления может составить до 15 суток.

3) Рассчитать потребное количество подразделений для выполнения 1-го вида АСДНР на основе их ориентировочных возможностей, предварительно задав время на их выполнение (Тз 1), по формуле:

N

Т Ь ,ВСЦ з 1 д1 п 1

, 1 = 1,..., т,

(9)

где N . , — количество подразделений (команд, звеньев, групп) типового спасательного формирования для выполнения 1-го вида АСДНР по Направлению, ед.;

- объем выполняемых.-х видов АСДНР

ВСЦ,

соответствующим подразделением (командой, звеном, группой) типового спасательного формирования в час, единица измерения объема работ должна соответствовать единице м н

измерения V. .

4) Свести подразделения в соответствующие формирования на основе типовых штатов спасательного воинского, аварийно-спасательного или поисково-спасательного формирования установленной численности.

Определить численность группировки сил МЧС России по Направлению по формуле:

л/с />

(10)

где ^/с — численность группировки сил МЧС

России по Направлению, чел.;

— количество формирований /-го вида, ед. Виды формирований: спасательные воинские, аварийно-спасательные, поисково-спасательные;

NC/с / — численность по типовому штату личного состава формирования /-го вида (спасательного воинского, аварийно-спасательного или поисково-спасательного), чел.; а — количество видов формирований.

5) В соответствии со сделанными допущениями и ограничениями определить группировку подразделений ФПС по Направлению.

4.3 Определение общей группировки сил МЧС России

Общая численность группировки сил МЧС России определяется путем сложения группировок сил МЧС России по всем Направлениям с учетом подразделений ФПС.

Предлагаемый порядок определения сил обеспечит единый подход к формированию сил гражданской обороны для проведения АСДНР на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в условиях возможного военного конфликта.

Заключение

Разработанный методический аппарат позволяет выделить основные виды АСДНР и их объемы, которые выполняются силами гражданской обороны соответствующих уровней, определить численность группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в условиях возможного военного конфликта.

Литература

1. Разработка и обоснование системы исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Отчет о НИР «Планирование». М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2011.

2. Богатырев Э.Я., Малышев В.П. Оценка военной опасности для организации и ведения гражданской обороны. Информационный сборник Центра стратегических исследований гражданской защиты. М.: 2007, 58 — 78 с.

3. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № Пр-2613).

4. Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирования / Под общей ред. В.А. Пучкова. М.: МЧС России, 2005. 119 с.

5. Методические рекомендации по определению прио-

ритетов поражения объектов тыла и оценке обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником обычных современных средств поражения, для планирования меро-

приятий гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации, субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании (утв. Главным военным экспертом МЧС России 19 марта 2012 года).

3.03.2013

Сведения об авторах:

Кондратьев-Фирсов Владимир Михайлович: к.т.н., главный специалист;

Турко Сергей Иванович: к.т.н., ведущий научный сотрудник;

Шевченко Андрей Владимирович: д.т.н., профессор, ведущий научный сотрудник;

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.