Научно-технические разработки
УДК 614.8
И.В. Курличенко, В.Л. Теплова НЕШТАТНЫЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье излагаются общие сведения о нештатных аварийноспасательных формированиях и региональных органах МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также приводятся основные функции, осуществляемые этими органами при создании и организации деятельности нештатных аварийноспасательных формирований
В.Л. Теплова
Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...» [1] вносит изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2], «О гражданской обороне» [3], «О пожарной безопасности» [4], «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [5] и другие.
Внесенные изменения расширяют сферу деятельности гражданской обороны. Теперь гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Понятие «гражданские организации гражданской обороны (ГОГО)» заменено на «нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ)».
При подготовке закона № 122-ФЗ [1] было учтено, что ГОГО существовали в некоторой степени формально, АСФ и АСС при ликвидации ЧС в мирное время на практике доказали свою действенность. Поэтому в законе к силам ГО отнесены АСФ и службы, предназначенные для выполнения задач, как ГО, так и защиты от ЧС в мирное время.
Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой формирования, не входящие в состав ВС РФ, других войск и воинских формирований, создаваемые на базе организаций, предприятий и учреждений, владеющих специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при ЧС природного и техногенного характера, а также при ликвидации последствий террористических акций.
НАСФ создаются в соответствии с Федеральным законом [3] и Методическими рекомендациями по созданию, подготовке, оснащению НАСФ в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, а также в других организациях по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованному с территориальным органом МЧС России, из работников этих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживаются в состоянии постоянной готовности.
Находясь непосредственно в организации в составе работающей смены, НАСФ могут принять необходимые экстренные меры по предотвращению или локализации ЧС на самой ранней стадии такой угрозы и начать АСДНР еще до прибытия основных сил. Количество указанных НАСФ может быть меньше, чем было ГОГО, но они должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными. Это позволит поднять качество решения задач защиты населения и территорий от ЧС, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации ЧС природного и техногенного характера и угроз терроризма. Тем самым укрепится система ГО как составная часть общей
системы национальной безопасности Российского государства. Одновременно повысится защищенность граждан от ЧС различного характера.
При создании и обеспечении функционирования НАСФ в интересах гражданской обороны предполагается использовать накопленный опыт применения сил и средств РСЧС, а также опыт создания, комплектования, технического оснащения и подготовки ГОГО применительно к современным условиям и задачам НАСФ в составе сил ГО и РСЧС.
Деятельность НАСФ осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
НАСФ применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности.
Ответственность за поддержание в готовности НАСФ к применению несут руководители организаций, на базе которых созданы данные формирования.
НАСФ подразделяются по подчиненности на территориальные и объектовые, а по выполняемым задачам на — общего и специального назначения.
НАСФ общего назначения предназначены для проведения АСДНР в ЧС, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Специальные НАСФ предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе АСДНР, усиления НАСФ общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач.
Часть НАСФ решением соответствующего начальника (руководителя) может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения РХБ разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пострадавшим (пораженным) и выполнения других задач. Сроки приведения этих НАСФ в готовность к выполнению работ по назначению не должны превышать 6 часов.
Готовность НАСФ к реагированию на ЧС и проведению АСДНР проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все АСС и АСФ подлежат аттестации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» [6].
Спасатели НАСФ, как и спасатели профессиональных АСС, имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерс-
тва в рабочее время в установленном порядке.
Территориальные НАСФ создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих территорий на базе организаций различных профилей деятельности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Территориальные НАСФ применяются для наращивания группировки сил при проведении АСДНР на наиболее важных участках. Подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления соответствующих территорий.
К территориальным формированиям относятся формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ), а также специализиро ванные формирования (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания и другие виды формирований, создаваемые в зависимости от местных условий).
Специализированные территориальные формирования создаются на базе родственных предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.
Объектовые НАСФ создаются на базе организаций и предназначены для проведения АСДНР в тех организациях, на базе которых они созданы. Они подчиняются руководителям соответствующих организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены эти организации, объектовые НАСФ могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ и в других организациях. Объектовые НАСФ также включают формирования общего и специального назначения, создаваемые в организациях.
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, объектовые формирования могут привлекаться для ведения АСДНР в других организациях в установленном порядке.
Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин — от 18 до 55 лет, не имеющих ограничений по состоянию здоровья.
Назначение граждан в состав объектовых формирований производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных формирований — приказом территориального органа исполнительной власти по согласованию с руководителями организаций.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оснащение формирований техникой и имуществом, согласно предусмотренным штатным перечням, осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности, а при их отсутствии или недостаточном количестве — за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.
МЧСРоссии осуществляет методическое руководство и контроль за созданием НАСФ, разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам их оснащения специальной техникой и имуществом.
В создании НАСФ принимают участие территориальные органы МЧС России.
Территориальный орган МЧС России предназначается для осуществления задач и функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации — территориальный орган МЧС России, уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации.
Региональный центр МЧС России — территориальный орган МЧС России в пределах полномочий, установленных МЧС России, осуществляет в установленном порядке общее руководство деятельностью главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Основными задачами территориальных органов МЧС России являются:
реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (на территории субъектов Российской Федерации);
осуществление в пределах своей компетенции управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществление надзорных и контрольных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществление в пределах своей компетенции деятельности по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при ЧС федерального уровня.
В своей деятельности территориальные органы МЧС России руководствуется Конституцией Россий-
ской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, руководящими и нормативными документами МЧС России, приказами регионального центра МЧС России, изданными в пределах полномочий, предоставленных МЧС России, а также положениями о территориальных органах МЧС России.
В соответствии с положениями о территориальных органах МЧС России, утвержденными приказами МЧС России от 06.08.04 № 372 и от 01.10.04 № 458, территориальный орган МЧС России, участвуя в пределах своих компетенций в создании НАСФ, осуществляет следующие основные функции:
1) участвует в формировании (изменении) реестра объектов, на которых создаются НАСФ;
2) участвует в разработке планов гражданской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в соответствии с которыми осуществляется деятельность НАСФ;
3) осуществляет методическое руководство и контроль по вопросам подготовки НАСФ;
4) организует подготовку территориальных НАСФ;
5) участвует в координации деятельности НАСФ на территории субъекта Российской Федерации;
6) дает рекомендации по расчету потребности в НАСФ;
7) дает рекомендации по определению штатных перечней и норм оснащения НАСФ (на основании рекомендаций, разработанных МЧС России);
8) организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение НАСФ;
9) осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне (в том числе по созданию НАСФ на объектах, включенных в Реестр военного времени) и защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера;
10) осуществляет в установленном порядке организацию подготовки должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
11) осуществляет методическое обеспечение создания, хранения и использования запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379) в интересах ГО и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного
характера (в том числе используемых НАСФ);
12) способствует обеспечению поддержания организациями готовности к применению НАСФ;
13) организует методическое руководство и контроль при решении вопросов обучения личного состава НАСФ;
14) участвует в организации подготовки в образовательных учреждениях специалистов для НАСФ;
15) участвует в организации и проведении аттестации НАСФ;
16) организует учет аттестованных НАСФ на территории субъекта Российской Федерации;
17) осуществляет в установленном порядке правоприменительную практику при осуществлении надзорной деятельности в пределах своих полномочий.
Организации, создающие НАСФ, определяются по согласованию с территориальным органом МЧС России:
федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых эти организации располагаются;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях.
Вид и количество НАСФ, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, а также объема и характера задач, возлагаемых на НАСФ.
Штатные перечни и нормы оснащения НАСФ разрабатываются:
для территориальных НАСФ — органами, уполномоченными решать задачи в области ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации, на территории которых эти
НАСФ создаются, и утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
для объектовых НАСФ — структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО, при согласовании с территориальным органом МЧС России, утверждаются руководителями этих организаций.
Штатные перечни и нормы оснащения ведомственных специальных НАСФ (медицинские, железнодорожного, воздушного, водного транспорта и др.) разрабатываются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, агентствами, службами) Российской Федерации и утверждаются соответствующими руководителями. До утверждения перечни и нормы оснащения этих НАСФ согласовываются с МЧС России, а территориальных НАСФ — и с организациями, на базе которых они создаются.
Учет НАСФ ведется в федеральных органах исполнительной власти; органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных образованиях; организациях, на базе которых созданы НАСФ и территориальных органах МЧС России.
Для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ДГЗ МЧС России подготовлены и разосланы «Методические рекомендации об участии территориальных органов МЧС России в создании нештатных аварийно-спасательных формирований» [7], которые до выхода нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания, подготовки, поддержания в готовности и применения НАСФ, носят информативный и рекомендательный характер.
Изложенные в Методических рекомендациях положения предлагается использовать творчески, с учетом особенностей местных условий, сложившейся обстановки, издаваемых директивных и нормативных документов.
Литература
1. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...».
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 22.08.2004).
3. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ред. от 22.08.2004).
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 29.12.2004).
5. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 29.12.2004).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
7. Методические рекомендации об участии территориальных органов МЧС России в создании нештатных аварийно-спасательных формирований. — М.: ДГЗ МЧС России, 2005.
Научно-технические разработки