Научная статья на тему 'ПОРТРЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И СТИХОВЫЕ СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ'

ПОРТРЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И СТИХОВЫЕ СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
929
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полидетальный портрет / психологический портрет / спондей / пиррихий / эпитет / сравнение / рифмопара / строфический перенос. / polydeterminal portrait / psychological portrait / spondeus / pyrrhic / epithet / comparison / rhyme pair / stanza transfer.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.В. Уткина

Статья продолжает цикл исследований, связанных с анализом портретных изображений главных героев в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и посвящена портрету Татьяны Лариной. Впервые в рамках актуального на сегодняшний день направления в изучении портрета в поэтическом произведении, широко обозначившего проблему соотношения изобразительных и выразительных возможностей языка, проводится исследование роли и степени участия портретообразующих и стиховых средств в создании облика главной героини. Заостряется внимание на ее сложном портретном изображении, выявляются пушкинские акценты на деталях лица, позах и жестах, речи и голосе, фиксируется внимание на словесном наполнении портрета, анализируется взаимодействие портретообразующих и стиховых средств (особенности стихотворного переноса, специфичность организации ритмического движения (спондеи и пиррихии), рифмы), активно участвующих в создании изображения и позволяющих Пушкину не только показать полноту переживаний Татьяны, но и отразить эту полноту в обрисовке ее облика. Автор приходит к выводу о необходимости рассмотрения такого взаимодействия, обеспечивающего более глубокое понимание создаваемого А.С. Пушкиным психологического портрета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF TATIANA LARINA IN PUSHKIN’S NOVEL “EVGENY ONEGIN” AND THE PERSONAL MEANS OF ITS CREATION.

The article continues a series of studies related to the analysis of portraits of the main characters in the novel by A.S. Pushkin “Eugene Onegin”, and is dedicated to the portrait of Tatiana Larina. For the first time, within the framework of the current trend in the study of a portrait in a poetic work, which broadly outlined the problem of the relationship between the visual and expressive capabilities of the language. The study is carried out of the role and degree of participation of portrait-forming and verse means in creating the appearance of the main character. Attention is focused on her complex portrait image, Pushkin’s accents on the details of the face, poses and gestures, speech and voice are revealed, attention is fixed on the verbal content of the portrait, the interaction of portrait-forming and verse means is analyzed (features of the verse transfer, the specificity of the organization of rhythmic movement (spondeia and pyrrhic), rhyme), actively participating in the creation of the image and allowing Pushkin not only to show the completeness of Tatyana’s experiences, but also to reflect this completeness in the outlining of her appearance. The author comes to the conclusion that it is necessary to consider such interaction, providing a deeper understanding of the created by A.S. Pushkin’s psychological portrait.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И СТИХОВЫЕ СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ»

References

1. Kuni L. Platoniki. Available at: http://www.proza.ru

2. Kuni L. Vremya zhenschiny» - «Po tu storonu Bedy». Literaturnaya Kabardino-Balkariya. 2015; № 3.

3. Kuni L. Sled solnca. Available at: http://www.proza.ru

4. Kuni L. Sobach'ya zhizn'. Available at: http://www.proza.ru

5. Kuni L. Neputevyj. Available at: http://www.proza.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.20

УДК 821.161.09

Utkina E.V., Cand. of Sciences (Philology), Department of literature, journalism and methods of teaching literature, Orenburg State Pedagogical University

(Orenburg, Russia), E-mail: utochka0612@yandex.ru

PORTRAIT OF TATIANA LARINA IN PUSHKIN'S NOVEL "EVGENY ONEGIN" AND THE PERSONAL MEANS OF ITS CREATION. The article continues a series of studies related to the analysis of portraits of the main characters in the novel by A.S. Pushkin "Eugene Onegin", and is dedicated to the portrait of Tatiana Larina. For the first time, within the framework of the current trend in the study of a portrait in a poetic work, which broadly outlined the problem of the relationship between the visual and expressive capabilities of the language. The study is carried out of the role and degree of participation of portrait-forming and verse means in creating the appearance of the main character. Attention is focused on her complex portrait image, Pushkin's accents on the details of the face, poses and gestures, speech and voice are revealed, attention is fixed on the verbal content of the portrait, the interaction of portrait-forming and verse means is analyzed (features of the verse transfer, the specificity of the organization of rhythmic movement (spondeia and pyrrhic), rhyme), actively participating in the creation of the image and allowing Pushkin not only to show the completeness of Tatyana's experiences, but also to reflect this completeness in the outlining of her appearance. The author comes to the conclusion that it is necessary to consider such interaction, providing a deeper understanding of the created by A.S. Pushkin's psychological portrait.

Key words: polydeterminal portrait, psychological portrait, spondeus, pyrrhic, epithet, comparison, rhyme pair, stanza transfer.

Е.В. Уткина, канд. филол. наук, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: utochka0612@yandex.ru

ПОРТРЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И СТИХОВЫЕ СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ

Статья продолжает цикл исследований, связанных с анализом портретных изображений главных героев в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и посвящена портрету Татьяны Лариной. Впервые в рамках актуального на сегодняшний день направления в изучении портрета в поэтическом произведении, широко обозначившего проблему соотношения изобразительных и выразительных возможностей языка, проводится исследование роли и степени участия портретообразующих и стиховых средств в создании облика главной героини. Заостряется внимание на ее сложном портретном изображении, выявляются пушкинские акценты на деталях лица, позах и жестах, речи и голосе, фиксируется внимание на словесном наполнении портрета, анализируется взаимодействие портретообразующих и стиховых средств (особенности стихотворного переноса, специфичность организации ритмического движения (спондеи и пиррихии), рифмы), активно участвующих в создании изображения и позволяющих Пушкину не только показать полноту переживаний Татьяны, но и отразить эту полноту в обрисовке ее облика. Автор приходит к выводу о необходимости рассмотрения такого взаимодействия, обеспечивающего более глубокое понимание создаваемого А.С. Пушкиным психологического портрета.

Ключевые слова: полидетальный портрет, психологический портрет, спондей, пиррихий, эпитет, сравнение, рифмопара, строфический перенос.

Своеобразие портретной манеры А.С. Пушкина в последние десятилетия вызывает пристальный научный интерес [1 - 5]. Исследования ведутся в рамках новых задач изучения портретных изображений. Среди них: взгляд на портрет героя не только как на средство его характеристики, но и как на возможность воплотить и выразить характерные черты исторической эпохи, стать носителем исторических форм и формул [5, с. 5 - 6]; как на целостную форму, несущую в себе новые перспективы развития портретных изображений в русской литературе [6]. Сегодня уже совершенно обозначилась тенденция к расширенному представлению о портрете. В арсенал его характеристик вошли цветовые решения и пластика [5, с. 6], речь и разговор. Они стали восприниматься как проявление его индивидуальности [6, с. 96]. Выявленные задачи автоматически делают актуальными и вопросы, касающиеся сопоставления степени участия изобразительных и выразительных средств в организации поэтического портрета. Предварительный анализ позволяет говорить о значительном разнообразии выразительных и изобразительных средств, используемых поэтом для концентрации внимания читателя на определенных портретных чертах героев. При этом становится очевидной необходимость детального рассмотрения и систематизации привлекаемых поэтом с этой целью языковых и стиховых средств [7, с. 356]. Настоящая работа соответствует указанному направлению исследования. В ней мы анализируем портрет Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в тесной взаимосвязи со стиховыми средствами его создания.

Образ Татьяны занимает важнейшее место в идейной и композиционной структуре романа, а ее изображение отражает его сложное внутреннее построение, поэтому изучение роли и степени участия в создании портрета героини поэтических и стиховых средств является целью нашей работы. Ею определяются и основные задачи исследования - анализ портретного изображения Татьяны Лариной в тесной взаимосвязи с портретообразующими и стиховыми средствами, участвующими в его создании. Такой путь изучения значим еще и потому, что в обширной историографической науке, посвященной творчеству А.С. Пушкина, нет исследований поэтических портретов его героев, в которых затрагивалась бы взаимосвязь портретообразующих и стиховых средств (таких как рифма, стихотворный перенос, особенности ритмического движения (спондеи и пиррихии).

В связи с этим мы уже предприняли попытку охарактеризовать портрет Евгения Онегина в означенном аспекте, чему посвятили отдельную статью [7]. Однако в романе «Евгений Онегин» мы находим большое количество примеров портретных изображений Татьяны, в создании которых указанная взаимосвязь активно себя проявляет В таком направлении нашего исследования мы видим его значимость и перспективность.

В богатой пушкинской историографии обращений к портрету находится немало. Так, ГА. Гуковский в свое время выявил глубокое понимание Пушкиным противоречий романтического мировосприятия, его неудовлетворенность романтическим субъективизмом в изображении человека и проследил, как поэт выходит на новые рубежи в изображении субъективного человека [8, с. 9].

B.М. Жирмунский, исследуя становление жанра «романтической поэмы» в творчестве Пушкина и сопоставляя искусство Байрона и русского поэта, существенную разницу между ними находил «в изображении действующих лиц» [9, с. 124]. Портрет в пушкинском творчестве затрагивался в работах Д.Д. Благого, Н.Л. Бродского, Ю.М. Лотмана, И. Семенко, РМ. Миркиной и др. Но одних ученых он интересовал в составе идейно-художественного или композиционного своеобразия произведений поэта [10], других - как важная составляющая создаваемого художественного образа [11]. В нашем обращении мы следуем за теми современными учеными, для которых пристальной проблемой изучения является функционирование портрета в поэтическом тексте. Это монографические исследования Е.Н. Костюк, В.В Башкеевой, Л.Н. Дмитриевской, И.В. Камаловой,

C.Н. Колосовой и др. Таким образом, портрет в поэтическом произведении не лишен сегодня внимания в научной среде.

В рамках выбранного направления изучения мы уже обращались к характеристике портрета Онегина [7], выявили портретообразующие и стиховые средства его создания, взаимодействие которых позволило Пушкину осуществить сложный подход к воплощению портретного облика своего героя, изобразить его с разных сторон. Для этого поэт уделяет много внимания описанию конкретных деталей одежды и отдельных черт внешности указанного персонажа, передает жестикуляцию героя; особое значение имеют активно используемые стиховые средства (специфически организованное ритмическое движение (спондеи и пир-

рихии), стихотворный перенос, рифма). Тем самым автор показывает внутреннюю подвижность создаваемого образа.

В портрете главной героини отчасти реализуется та же авторская задача -создать психологический портрет, суметь передать сложное состояние Татьяны, вызвать душевный отклик у читателя, для чего также интенсивно используются портретообразующие и стиховые средства. То, как это делает Пушкин, рисуя ее образ, мы раскроем в ходе нашего исследования.

Установлено, что именно в лирике Пушкина 1820-х годов зарождается сгущенное и эмоционально насыщенное портретное начало, возникает одно из пушкинских открытий - полидетальный портрет, отчетливо обозначается тенденция к минимизации портретных средств. Эти особенности портретных изображений выходят за принятые тогда традиционные рамки и служат авторской задаче -формированию целостного образа. Наиболее наглядно это проявляется в создании автопортретов и женских изображений в лирической поэзии, но еще более ощутимым становится в романе «Евгений Онегин».

Женские портреты в пушкинской лирике второй половины 1810-х - первой половины 1820-х гг. позволили поэту совершить подлинные открытия в области изображения женщины. Опираясь на традиции своих учителей (В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова), но быстро перерастая их, Пушкин создает «полидетальный» (или многосторонний) портрет, рисующий облик не из множественных деталей, а из многомерного взгляда на лицо и фигуру человека («всего человека») [1, с. 92]. Такой портрет позволил ему проникнуть в само существо характера героини и сделать это в относительно небольшой стихотворной форме. Рисуя женские образы, Пушкин использует элементы статического и динамического портретов, особое внимание обращает на детали лица, тела, а также речь и жесты своих героинь, речь и голос часто у него выявляют «индивидуальное лицо разговора» [1, с. 96]. Он вводит обязательные психологически значимые эпитеты, осуществляет тщательный отбор портретных деталей.

В романе «Евгений Онегин» новаторство поэта в этой области активно проявляет себя и получает дальнейшее развитие в портрете Татьяны Лариной.

Внешних ее изображений в тексте романа мы обнаруживаем довольно много (выявлено 63 примера). В первую очередь это детали ее лица: ланиты [12, с. 76]; брови, губы [12, с. 174].

Лицо акцентирует внимание и на внутреннем состоянии Татьяны: оно может быть «как маков цвет» [12, с. 73], но может покрыться смертной бледностью [12, с. 144 - 145]. В его описании особое место отводится глазам. Как и в портретном изображении Онегина, в обращении к ним Пушкин употребляет характерную группу слов, различающихся по семантике: «глаза - очи - взгляд - взор» [7, с. 357]. Нами установлено, что частота в употреблении слов данной группы в создании портрета Татьяны иная, нежели в портретном изображении Онегина. Если в изображении главного героя доминирующим словом оказывалось взор (12 случаев использования) [там же], то в создании портрета Татьяны таковым является слово очи (11 случаев). Интересно и то, как Пушкин использует слово глаза: и как элемент отвлеченного портрета (М. Габель), и как элемент портрета-впечатления (А.Б. Есин) [13]. Так, Онегин в письме к Татьяне движенье ее глаз ловит глазами влюбленного мужчины [12, с. 181].

Описание частей тела, деталей одежды и украшений также попадают в поле зрения художника. Например: нежные пальцы, не знавшие иглы [12, с. 48], сорочка из легкой ткани, прелестное плечо [12, с. 72]. Он обращает внимание читателя на открытое платьице, в котором Татьяна выходит на широкий двор, на ее поясок шелковый [12, с. 103], на мокрый башмачок, златые серьги [12, с. 105].

Для передачи облика Татьяны Пушкин использует позы и жесты: оперлась, склонилась головкой [12, с. 78], встретила поклоном [12, с. 179].

Обязательным элементом портрета героини становятся речь и голос. В.В. Башкеева справедливо соединяет его с важнейшей у Пушкина психологической характеристикой и считает стабильным в пушкинском женском портрете [1, с. 100]. Так, по приезде в Москву «запоздалый склад речей» Татьяны раскрывает в ней «провинциальную простоту» [12, с. 151]; но когда Татьяна превращается в «покойную» и «вольную» «законодательницу зал», то ее речь дополняет величавость образа [12, с. 179].

Уникальность жанра романа, его лиро-эпическое начало позволяет автору глубоко передать внутреннее состояние Татьяны, создать портрет, отражающий летопись ее душевных движений. Это подтверждается множеством текстовых примеров. Так, луна озаряет своим «томным светом» «бледные красы» страдающей Татьяны, ее «распущенные власы», «капли слез» [12, с. 64]; ночные переживания емко передаются в следующем примере: с утра она «бледна как тень» [12, с. 74]; но вот мы видим словно другую Татьяну, волевое усилие не позволяет ей выказать свои чувства: она не содрогнулась, не порылась бледностью, не шевельнула бровью, не сжала губ [12, с. 173 - 174]. Наблюдения показывают, что в сложной работе по передаче эмоциональных движений автору помогают акценты на деталях внешности героини: волосах, лице, бровях, губах. Пушкин создает облик Татьяны, используя различные положения или позы, что тесно связано с конкретным этапом развития событий и четко обозначенными условиями [9, с. 132]. Так, Татьяну мы можем найти сидящей «с поникшей головой» или «опершись на руку щекой»; в другой ситуации она будет «недвижна» или «покойна и вольна».

Сложность и глубину портретному изображению Татьяны, величавость и одухотворенную красоту придает и совершенно особенное использование слова душа. Оно встречается в обрисовке образа несколько раз [12, с. 71; 12,

с. 86] и помогает автору создать и показать исконно русскую натуру героини [12, с. 100].

Активной динамикой портрет героини не обладает, но несколько сцен, рисующих ее сильные переживания, мы находим: в 3 главе (в связи с внезапным приездом Евгения в дом Лариных (строфы XXXVIII и XXXIX), а также в 5 главе (в ней Татьяна видит «чудный сон» (строфы XI - XX).

Нарисованный Пушкиным облик любимой героини создается мягкими, нежными линиями, поэтому словесное наполнение рисуемого портрета тщательно отбирается и продумывается. Это подтверждает использование немалого количества эпитетов: «печальное лицо», «томный вид» «головкой томною», «мечтательница нежная», «взором умиленным» или «умиленными очами», «трепетной рукой» или «трепетный порыв», «гордостью небесной» и т.п.; сравнений: зооморфных (боязливая девушка - лесная лань, девушка - ранняя пташка), фитоморфных (цвет лица - цветок мака), сравнений с природными явлениями (настроение - тень бури, девушка - величавая луна), со свойствами предметов (голос девушки - напев свирели); употребление слов с суффиксами субъективной оценки: голосок, головка, ножки, поясок, платьице.

Исследуя портретное изображение Татьяны, мы обнаружили 66 рифмопар. Чаще всего это рифмы смежные (39 рифмопар). В найденных рифмопарах выявлены следующие закономерности:

Частое использование поэтом рифмопар со словом очи, например: своей -очей, друзей - очей, устах - очах, очи - ночи, бледней - очей и т.д. (9 рифмопар); рифмопар со словом взор (6 примеров); замечено, что в 4 случаях из 6 Пушкин употребляет рифмопару взор - укор, а также использует еще две рифмопары: взор - двор, взором - узором.

Неоднократное использование рифм, связанных с внешним портретным изображением (например, чертами лица или частями тела) (найдено 13 рифмо-пар): красы - власы, нею - шею, лицо - крыльцо, ей - ушей, рекой - щекой, пальцы - пяльцы, ланиты - покрыты, собой - рукой, руке - языке и т.д. И только одна рифмопара имеет связь с деталями одежды: башмачок - платок.

Наличие большой группы рифмопар, передающих душевное состояние Татьяны: летит - голосок звучит, узнала - запылала, пышет - не слышит, содрогнулась - не шевельнулась, увядает - не занимает, молчит - глядит, оскорбит - взгляд изобразит и т.д.

Присутствие рифмопар, отражающих внешнее поведение героини (выявлено 5 рифмопар): молчалива - боязлива, печально - машинально, нетороплива -не говорлива, нежной - небрежной, сурова - ни слова.

Наличие группы из 9 рифмопар, рисующих общее изображение героини: благодарит - томный вид, душою - красою, черты - простоты, склад речей -цирцей, наряды - взгляды, странной - жеманной, красна - она, худой - недурной, одна - бледна.

Среди стиховых средств, используемых в создании портрета Татьяны, достаточно активно Пушкиным применяется стихотворный перенос (найдено 17 случаев его использования). Наши наблюдения показывают, что большая часть примеров относится к характеристике внешности Татьяны, например: нежная, величавая, небрежная (лицо, осанка, манера держаться) [12, с. 178]; упрямство (взгляд), спокойствие, вольность (манера держаться) [12, с. 175]; меньшая их часть - к ее внутреннему миру: приподнимающаяся грудь, вспыхнувшие пламенем щеки [12, с. 62]; печаль, отражающаяся в движениях [12, с. 83]. В тексте романа мы обнаруживаем и пример переноса строфического, он характеризует состояние влюбленной Татьяны, с трепетом ждущей от Онегина ответа на свое письмо. И вот она узнает о его внезапном приезде, «летит» к ручью и опускается на скамью [12, с. 75].

Применение данного стихового средства позволяет автору передать сильнейшее переживание его героини перед встречей с Евгением. Так, использование Пушкиным этого ритмико-синтаксического явления помогает ему воплотить в создаваемом портрете Татьяны цельный (в единстве внешних и внутренних характеристик) образ.

Проведенное исследование портретного изображения Татьяны выявляет нередкое использование Пушкиным в описании ее внешности пиррихиев: «Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей. /Дика, печальна, молчалива...» [12, с. 47], «Провинциальной и жеманной, /И что-то бледной и худой, /А впрочем очень недурной» [12, с. 160]. Автор их употребляет для выделения деталей ее внешнего вида или поведения: «Татьяна, вспыхнув, задрожала» [12, с. 74], «И ждет: нейдет ли? Но не слышит» [12, с. 75]; ее движений: «Едва дыша; кругом обводит / Недоуменья полный взор...» [12, с. 146]. Пиррихии помогают передать поэту новое, изменчивое, тревожащее сердце состояние, в котором находится влюбленная Татьяна: она, гонимая тоской по своему возлюбленному [12, с. 62], идет грустить в сад, клонит очи, ее охватывает лень, но мгновенно ланиты покрывает пламя, грудь приподнимается, очи наполняются блеском [12, с. 62]. Внутреннее напряженное и тревожащее сердце состояние мы найдем и в следующем примере: «Кусты сирен переломала, / По цветникам летя к ручью...» [12, с. 75].

В романе находим случаи совместного употребления сверхсхемного ударения (спондея) и его пропуска (пиррихия): «Нет, пуще страстью безотрадной / Татьяна бедная горит» [12, с. 86] - здесь спондей и пиррихий также способствуют усилению внимания автора на внутренних переживаниях Татьяны; в другом примере - «Ей-ей! Не то, чтоб содрогнулась...» [12, с. 173] - спондей усиливает

читательское восприятие «не содрогнувшейся» Татьяны, оставшейся в рамках этикетного поведения при встрече с Онегиным.

Итак, проведенное исследование портретного изображения Татьяны Лариной позволяет нам сделать следующие выводы:

Портрет главной героини по количеству найденных примеров оказывается самым объемным, нами выявлено 63 описания, что свидетельствует о пристальном внимании к нему автора. Он создается посредством поз, жестов, тщательно отобранных деталей внешнего облика, например, лица, особенно акцентируется внимание на глазах, для чего Пушкин использует ту же группу семантически различающихся слов, что и при создании облика Онегина, но с доминантным использованием слова счи (в облике Онегина чаще употреблялось слово взор). Изображение рисуется плавными линиями, поэтому Пушкин тщательно работает над его словесным наполнением (применяет большое количество эпитетов, сравнений, слов с суффиксами субъективной оценки). Важным элементом портретного изображения в романе являются речь и голос героини. Общая характеристика этого элемента отныне обязательна в обрисовке облика женщины. Интенсивной

Библиографический список

внутренней динамики в облике Татьяны Лариной мы почти не находим, между тем, Пушкин, бесспорно, создает психологический портрет

Стиховые средства активно используются автором при создании портрета Татьяны. Мы исследовали роль и участие наиболее часто применяемых поэтом: рифму, стихотворный перенос и особенности ритмического движения (спондеи и пиррихии). Так, Пушкин обильно использует рифмы. Они всесторонне охватывают не только внешний портрет, поведение, но и внутреннее изображение героини. Стихотворные переносы чаще используются для создания внешнего портрета, но при этом способны стать активными помощниками в передаче сильнейших внутренних переживаний. Нередкое использование пиррихиев, иногда в сочетании со спондеями, также призвано помочь в передаче душевных движений Татьяны, создавая у читателя сильный эмоциональный отклик.

Таким образом, исследованные нами портретообразующие и стиховые средства активно содействуют в решении основной авторской задачи - создать глубоко реалистический портрет героини, способный вобрать и отразить полноту ее чувств и переживаний.

1. Башкеева В.В. От живописного портрета к литературному. Русская поэзия и проза конца XVIII - первой трети XIX века. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1999.

2. Дмитриевская Л.Н. Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. Москва - Ярославль: Литера, 2014.

3. Камалова И.В. Изобразительность романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Диссертация ... кандидата филологических наук. Уфа, 2000.

4. Колосова С.Н. Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Москва, 2012.

5. Костюк Е.Н. Поэтика портрета «разочарованного» героя в русской литературе первой половины XIX века. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Киев, 1994.

6. Башкеева В.В. Русский словесный портрет. Лирика и проза конца VIII - первой трети XIX века. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Москва, 2000: С. 3.

7. Уткина Е.В. Портрет Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и стиховые средства его создания. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019; Т. 12, Выпуск 4: 355 - 359.

8. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. Москва: Художественная литература, 1965.

9. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Ленинград: Издательство «Наука», 1978.

10. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. Москва: Художественная литература, 1979; Т. 2.

11. Миркина РМ. Образ героя-индивидуалиста в романе «Евгений Онегин». Русская словесность. 1996; № 6: 19 - 25.

12. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Москва: Издательство АН СССР 1949; Т.: 5 - 213.

13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. Москва: Флинта, 2005.

References

1. Bashkeeva V.V. Otzhivopisnogo portreta k literaturnomu. Russkaya po'eziya iproza konca XVIII - pervoj tretiXIX veka. Ulan-Ud'e: Izdatel'stvo Buryatskogo gosuniversiteta, 1999.

2. Dmitrievskaya L.N. Portret i pejzazh v russkojproze: tradiciya i hudozhestvennye 'eksperimenty. Moskva - Yaroslavl': Litera, 2014.

3. Kamalova I.V. Izobrazitel'nost'romana A.S. Pushkina «Evgenij Onegin». Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa, 2000.

4. Kolosova S.N. Tipologiya ipo'etika portreta vrusskojliricheskojpo'ezii. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 2012.

5. Kostyuk E.N. Po'etika portreta «razocharovannogo» geroya v russkoj literature pervoj poloviny XIX veka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Kiev, 1994.

6. Bashkeeva V.V. Russkij slovesnyj portret. Lirika i proza konca VIII - pervoj treti XIX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 2000: S. 3.

7. Utkina E.V. Portret Onegina v romane A.S. Pushkina «Evgenij Onegin» i stihovye sredstva ego sozdaniya. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiiprakíiki. 2019; T. 12, Vypusk 4: 355 - 359.

8. Gukovskij G.A. Pushkin irusskie romantiki. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1965.

9. Zhirmunskij V.M. Bajron i Pushkin. Pushkin izapadnye literatury. Leningrad: Izdatel'stvo «Nauka», 1978.

10. Blagoj D.D. Ot Kantemira do nashih dnej. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1979; T. 2.

11. Mirkina R.M. Obraz geroya-individualista v romane «Evgenij Onegin». Russkaya slovesnost'. 1996; № 6: 19 - 25.

12. Pushkin A.S. Polnoe sobranie sochinenj: v 10 t. Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR, 1949; T.: 5 - 213.

13. Esin A.B. Principy ipriemy analiza literaturnogo proizvedeniya: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2005.

Статья поступила в редакцию 25.08.20

УДК 811.11

Cherepanova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Gorno Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russian),

E-mail: ekaterinakolessnikova@yandex.ru

CULTURAL FEATURES OF VERBALIZATION OF DONATIVE ACTION "BORG" IN GERMAN. Donative action focuses on the dynamic component of the conceptual content of the subject-object relationship and is defined as a change in the relationship of possession. The semantic space of donative action includes semantic variations of the integrative meaning of loss / acquisition. This article discusses the ethnocultural specifics of verbalization of the donative action Borg (loan) in German. The basis for identifying the national features of the actualization of the donative action is the establishment of the relationship between its linguistic expression and the basic cultural concepts of the German communicative space Ordnung, Sparsamkeit, Sicherheit. The linguistic analysis has shown that the linguistic objectification of donative action Borg is conditioned by the national ideas of order, economy and confidence and is a fundamental concept to German-speaking society.

Key words: donative action, change of relations of possession, lexical meaning, cultural concept, cultural features of German-speaking space.

Е.А. Черепанова, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, E-mail: ekaterinakolessnikova@yandex.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ДОНАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ «BORG» В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Донативное действие сосредоточено на динамической составляющей понятийного содержания субъектно-объектной связи и определяется как изменение отношений обладания. В рамках настоящей статьи рассматривается этнокультурная специфика вербализации донативного действия Borg / займ на материале немецкого языка. Основой для выявления национальных особенностей актуализации донативного действия является установление взаимосвязи его языкового выражения и базовых концептов немецкой культуры Ordnung, Sparsamkeit, Sicherheit. Лингвистический анализ вербализационных средств донативного действия демонстрирует обусловленность его языковой объективации основополагающими для немецкоязычного социума национальными идеями порядка, экономии и уверенности.

Ключевые слова: донативное действие, изменение отношений обладания, лексическое значение, культурный концепт, культурные особенности немецкоязычного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.