ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 81.001.3
О. Б. Кунавин, ORCID Ю: 0000-0003-4029-6048
И. И. Кунавина, ORCID Ю: 0000-0002-8097-8476
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, Россия
ПРОБЛЕМА ПОРТРЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Статья посвящена исследованию средств портретной характеристики, служащих раскрытию действий персонажей, раскрывается идеализация или, наоборот, гротескные описания наружности человека, изобилующие сравнениями, метафорами, субъективно-оценочными эпитетами, подробно описываются портреты, в которых живописность тесно переплетается с психологическим анализом, запечатлевающим многоплановость и сложность облика героев, рассматриваются как развернутые портретные характеристики, так и даваемые бегло, вскользь, подчеркивающие какую-либо одну черту во внешнем виде персонажа. В статье раскрывается сущность портрета как художественного средства и стороны литературного образа, анализируется синтез в портрете типичных и индивидуальных черт героя, прослеживается его историческая изменчивость в зависимости от изображаемой эпохи, жанра произведения, художественного метода автора, стиля, литературного направления, а также исследуются основные виды портретной характеристики.
Ключевые слова: портрет, художественное средство, литературный образ, персонаж, стиль, метод, литературное направление, деталь, жанр.
Введение. Портрет в литературном произведении является одним из средств характеристики художественного образа, используемым в композиционном целом наряду с иными художественными средствами: описанием настроений и мыслей героев, развитием действия в сюжете, описанием обстановки, диалогом персонажей. Таким образом, портрет является стороной художественного образа. Типы портрета в художественной литературе разнообразны. Он может быть динамическим и статическим, развернутым и фрагментарным, психологическим, отражающим момент психологической характеристики героя, а также внешним, представляющим собой описание черт внешности персонажа.
Из этого следует, что в основу классификации портрета кладутся разные основания. Кроме того, особенности портретной характеристики варьируются в зависимости от самых различных факторов. Все это обусловило актуальность данной статьи, направленной на всестороннее рассмотрение портрета в современном литературоведении.
Настоящее исследование выполнено на основе системно-функционального и историко-литературного подходов к изучению литературы, требующих ее всестороннего изучения: происхождения, со-
циальных связей, специфики словесно-образного художественного мышления, четких установок на познание формообразующих, содержательных принципов литературы, понимания произведения как сложной системы, способной включаться в изменяющийся исторический и социальный контекст.
Обзор литературы. Проблеме литературного портрета посвящена обширная научная литература. Так, В. Е. Хализев к портрету относит не только описание наружности героя, но и все то в облике человека, что сформировано социальной средой, индивидуальной инициативой, культурной традицией. Автор выделяет не только локализованные в одном месте портреты, но и лейтмотивные [8, с. 180-183].
Г. Н. Поспелов выделяет идеализирующие и гротескные портреты, а также психологические [4, с. 190].
В. Е. Хализев и Г. Н. Поспелов формы поведения персонажа выводят за рамки портрета как такового, однако другие исследователи рассматривают их в качестве динамического портрета.
В. В. Савельева и Л. И. Абдуллина, наряду с другими, выделяют портреты-описания и портреты-впечатления, передающие мнение смотрящего на человека [5].
Краткий обзор литературы свидетельствует о том, что проблема портрета требует дальнейшего изучения.
Результаты. Обсуждение. В художественной литературе портрет представляет собой наряду с другими одно из средств художественной характеристики. Сущность портрета как художественного средства состоит в том, что мастер художественного слова раскрывает характер изображаемых персонажей и выражает свое отношение к ним посредством описания их внешности: фигуры, одежды, жестов, движений, манер [9, с. 172-194].
В изобразительном искусстве (рисунке, живописи, скульптуре) изображение внешнего вида героев является единственным средством создания художественного образа. Именно из изобразительного искусства термин портрет пришел в теорию литературы.
В словесном искусстве портрет представляет собой лишь одно из средств характеристики, используемое в композиционном единстве с иными подобного же рода средствами: описанием размышлений и настроений персонажей, развертыванием действий в сюжете, описанием обстановки, диалогом героев и т. п. Системой всех этих средств характеристики конструируется в художественной литературе образ, а портрет становится тем самым одной из сторон литературного образа. От всех иных способов художественного изображения портрет отличается своеобразной зрительной наглядностью и наряду с бытовыми описаниями и пейзажем придает художественному произведению особую изобразительность [5, с. 64-70].
Представляя собой одну из сторон литературного образа, портрет включает те черты, которые важны для художественного образа в его целом. В портрете персонажа, как и в его образе в целом, существуют как общие типические, так и индивидуальные черты. С одной стороны, художественный персонаж показывается чаще всего как исторический и социальный человек, представляющий конкретную социальную эпоху, определенный страт, класс или классовую группу. Его внешний вид, манеры, движения, жесты обычно характеризуют ту общественную среду, которую автор обобщает в своем произведении и идеологически оценивает. С другой стороны, литературный персонаж представляет собой отдельную личность, неповторимую индивидуальность, отличающуюся от иных индивидов своей среды. Путем отбора и сочетания индивидуальных черт портрета героя автор в то же время выражает личное отношение к той общественной группе, представителем которой является персонаж. Так, представляя в последней главе романа «Евгений Онегин» образ Татьяны, ставшей княгиней, А. С. Пушкин передает в ее портрете типические общественно-групповые особенности, свойственные светскому дворянскому обществу. Однако на основе данных типических особенностей автор оттеняет индивидуальные черты манер и поведения героини, возвышающие ее над светской толпой и вызывающие в сознании читателя выраженные симпатии.
Портрет литературных персонажей не одинаков, при этом исторически изменчив, что обусловлено той социальной реальностью, которая в нем типизируется, и в зависимости от того, какое отношение к типическому персонажу выражает в нем писатель. Однако и портрет литературных героев, относящихся к одной и той же общественной среде, может быть различным как у одного писателя, так и у разных авторов, из-за различного отношения к данной среде. Достаточно сравнить портрет Ленского и Онегина
из упомянутого выше романа А. С. Пушкина или портрет Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и портрет Обломова из одноименного романа И. А. Гончарова или портрет профессора Вихрова и профессора Грацианского из «Русского леса» Л. Леонова.
В разных литературных жанрах и родах портрет меняется в связи со сменой художественных стилей, методов и направлений [5, с. 46]. На различных стадиях развития художественной литературы портрет отличается степенью своей индивидуализации и типичности на основе его содержания.
В устном народном творчестве, в средневековой и античной литературе, в которых индивидуальность была выражена чрезвычайно слабо, портретные характеристики либо отсутствовали, либо представлялись необычайно обобщенными описаниями или характеризовались постоянными эпитетами, соответствующими общественному статусу и внутренним качествам героев. Длительное время, в том числе в период романтизма, в художественной литературе господствовали идеализированные портреты. Начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX века, доминировал статичный экспозиционный портрет, выражающийся в подробной характеристике черт лица, особенностей одежды, фигуры, определенных жестов и иных свойств внешности. Описав внешний вид героя в самом начале произведения, автор обычно более к нему не обращался. Писатели-реалисты подобный портрет плавно переводят в социально-психологическую характеристику героя (например, упомянутый выше портрет Обломова).
В литературе критического реализма второй половины XIX века закрепляется иной способ передачи внешности, так называемый динамичный портрет, в котором портретные характеристики персонажа растворяются в подвижной и изменчивой пластике их действий; в данном случае господствует не социально-типическое, а индивидуально-неповторимое, свойственное герою в данный период времени, в данной ситуации. Подобный портрет преподносится путем кратких зарисовок, когда писатель передает только некоторые наиболее характерные черты внешнего вида героев. Нередко это бывает отдельная деталь, на которую автор обращает внимание в процессе всего повествования, так называемый лейтмо-тивный портрет, нашедший широкое отражение в творчестве Л. Н. Толстого [3].
Следует, однако, заметить, что и в реалистической литературе первой половины XIX века иногда имел место портрет, представляющий человека в развитии. Так, А. С. Пушкин изображал внешность своих героев в динамике и ее социальной характерности (Татьяна - уездная барышня, Татьяна - княгиня; Пугачев - бездомный скиталец, Пугачев - вождь крестьянского восстания). При этом у А. С. Пушкина внешние черты человека в его портрете тесно связаны с внутренним миром его переживаний, его отношением к действительности (портрет скучающего Онегина, портрет романтика Ленского, портрет Ольги, передающий примитивность ее внутреннего мира и т. д.).
В реалистической литературе портреты персонажей характеризуются реалистичностью и типичностью. Герой изображается в качестве типичного представителя своей среды в повседневной обстановке. В портрете персонажей обычно выделяются бытовые черты, не заключающие в себе ничего необычного и исключительного.
В творчестве писателей-романтиков часто наблюдается отталкивание от бытового и обыденного. Герои предстают перед глазами читателя в качестве исключительных личностей, в необычных обстоятельствах, в их портрете много преувеличенного, необычайного, а порой и фантастического [2]. Здесь уже речь идет не о бытовом, а о романтическом портрете, имеющем место в балладах, романтических поэмах.
Но не всегда портрет у писателей-реалистов характеризуется правдоподобием. В некоторых реалистических произведениях, характеризующихся романтической или сатирической направленностью, порой доходящей до гротеска, проявляется типический портрет типических персонажей, изображенных в намеренно гиперболизованных бытовых отношениях или вне их. Таковыми представляются, например, портреты градоначальников из «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в которых фантастичность и гипербола индивидуальных фигур выразительно передают типическое обобщение писателя-сатирика.
В связи с особенностями литературного стиля претерпевает изменение содержание портрета и уделяемое ему место. Этим обусловлены разнообразные формы портрета в истории литературы - от подробно описанного портрета у реалистов до почти его полного отсутствия, например, у символистов [1, с. 308-310].
В русской литературе феодального дворянства конца XVIII века утверждался существовавший порядок и через посредство литературного портрета. Например, в одах Г. Державина портрет Екатерины II служит укреплению крепостнического государства. Портрет царицы лишен каких-либо индивидуальных живых черт и подчеркивает только величественность, божественность, мощь и роскошь императрицы. Портрет представляет собой элемент образа и дополняет державную характеристику Екатерины II. Тому же утверждению дворянского государства служит портрет крестьян, счастливых и довольных, у которых «сквозь жилки голубые льется розовая кровь» («Русские девушки»). Художественная литература оппозиционного дворянства и зарождающейся буржуазии разоблачала подобное приукрашенное изображение феодальных отношений, в том числе посредством портрета. Так, И. А. Крылов в своем произведении «Каиб» развенчивает феодально-крепостнические идиллии и предлагает совершенно другой образ пастуха-крестьянина: «На берегу реки запачканное творенье, загорелое от солнца, заметенное грязью». Безусловно, портрет у И. А. Крылова реалистичнее портрета у Г. Державина, стремящегося завуалировать существующие противоречия.
В литературе революционных демократов 60-70-х годов представлен социально заостренный портрет. Например. Н. Г. Чернышевский посредством портрета утверждает внешний вид революционера в образе Рахметова, подчеркивая в нем физическую силу, выносливость, простоту и демократизм внешности.
Иными представлены портреты революционеров в дворянской литературе. Эти портреты антипатичны, отрицательны, а порой и карикатурны (например, портрет Волохова И. А. Гончарова «Обрыв» или портреты революционеров у Маркевича).
Своеобразен портрет у символистов, культивирующих индивидуализм, изображающих оторванность личности от общества, асоциальные переживания, отмечавших неустойчивость действительности [5, с. 122]. Вследствие этого реальный портрет в их поэзии занимает весьма незначительное место. Внешний вид персонажа предстает у символистов как знак тайного, непознаваемого, мистического, а не как облик конкретного действительного человека. Вот пример такого портрета у А. А. Блока: «Шлейф, забрызганный звездами, /синий, синий, синий взор. /Меж землей и небесами/вихрем поднятый костер/. Жизнь и смерть в круженье вечном,/вся в шелках тугих - ты - путям открыта млечным /скрыта в тучах грозовых».
Литература акмеизма разработала новый образ положительного героя-завоевателя, смелого покорителя. Эстетизированный портрет такого героя нашел яркое отражение в поэзии Н. Гумилева.
Русская литература советского периода сосредоточилась на выражении в портрете героя его классовых, профессиональных, национальных черт, зачастую проявляя известную тенденциозность, обусловленную классовым характером литературы. Вместе с тем блестящие образцы литературных портретов имеют место в произведениях М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Ю. Тынянова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Гайдара, К. Чуковского, М. Исаковского и др.
Любой портрет является характерологичным, при этом он может снабжаться авторским комментарием (портрет Печорина), а может и действовать самостоятельно (портрет Базарова), в последнем случае портрет требует большой читательской активности. Важно учитывать, что соответствие особенностей портрета особенностям характера достаточно условно. Красивая внешность не всегда сочетается с положительным характером [7, с. 264] (например, Элен Курагина, Анатоль Курагин из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и Квазимодо В. Гюго).
Наиболее простой и обычной формой портретной характеристики является портретное описание, состоящее в передаче портретных деталей, порой с авторскими комментариями или обобщающим выводом, иногда автор выделяет в портрете одну-две ведущих детали. Например, портрет Наташи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», портрет Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Более сложный вид портретной характеристики представлен в портрете-сравнении. При помощи портрета автор формирует у читателя то или иное впечатление от внешности героя [8, с. 9]. Примером портрета сравнения является следующий: «И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувши и подняв голову (А. П. Чехов «В овраге»).
Однако самую сложную разновидность портрета представляет портрет-впечатление. Его особенность проявляется в том, что в нем отсутствуют портретные черты и детали как таковые, остается лишь впечатление от внешности персонажа, производимое на какого-либо другого персонажа произведения или на стороннего наблюдателя. Например: «Лицо его как будто дверью прищемлено или мокрой тряпкой прибито» (А. П. Чехов «Двое в одном»). Создать иллюстрацию на основе такой портретной характеристики вряд ли возможно, однако автору это и не нужно, чтобы читатель все портретные особенности героя представлял наглядно, важно, что произведено нужное эмоциональное впечатление от его внешности и вполне можно сделать заключение о его характере.
Особого внимания заслуживает психологический портрет, выражающий определенное психологическое состояние героя в той или иной ситуации. Психологическую портретную особенность представляет, например, подрагивающая губа Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а также портрет Пьера в «Войне и мире» Л. Н. Толстого: «Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь».
Заключение. Сущность портрета как художественного средства заключается в том, что писатель раскрывает характер изображаемых героев и выражает свое отношение к ним посредством описания их внешности, его художественная ценность определяется зрительной наглядностью. Посредством портрета автор характеризует социальную среду, выражает к ней свое отношение.
Литературный портрет представляет собой изображение в художественном произведении внешности человека, включая лицо, телосложение, одежду, жестикуляцию, мимику и манеру поведения.
Портрет исторически изменчив, что обусловлено той социальной реальностью, которая в нем типизируется.
Модификации портрета зависят от жанра произведения, художественного метода автора, стиля, литературного направления.
Основными видами портретной характеристики являются портретное описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление и психологический портрет.
Список литературы
1. Гиршман М. М. Проза художественная // Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 308-310.
2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта; Наука, 2000. -248 с.
3. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А. П. Горкина. - М.: Росмэн, 2016. - 614 с.
4. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1976. - 343 с.
5. Савельева В. В., Абдуллина Л. И. и др. Xудожественная антропология и творчество писателя / под ред В. В. Савельевой, Л. И. Абдуллиной. - Усть-Каменогорск-Алматы, 2007. - С. 64-70.
6. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 122.
7. Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров. - М.: Академия, 2011. - 256 с.
8. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Высшая школа, 2004. - Т. 1. - 513 с.
9. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семантика искусства. - М.: Академия, 1995. - С. 9-218.
10.ХализевВ. Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 180-183.
Кунавин Оскар Борисович, кафедра русской филологии факультета лингвистики СОГПИ, г. Владикавказ, Россия
Кунавина Инна Игоревна, кафедра русской филологии факультета лингвистики СОГПИ, г. Владикавказ, Россия
Oskar B. Kunavin, Inna I. Kunavina,
North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia
THE PORTRAIT PROBLEM IN FICTION
The article reveals the essence of the portrait as a fiction means and the sides of the literary image. The synthesis of the portrait of typical and individual traits of the hero is analyzed. Here we can trace its historical variability depending on the depicted era works of the genre, artistic method of the author, style, literary movement. The main types ofportrait features are also examined.
Key words: portrait, artistic means, a literary image, character, style, technique, literary movement, detail, genre.
References
1. Hirschmann М. М. Introduction to literary studies, Moscow: Vyshaja shkola, 1999, pp. 308-310.
2. Esin А. B. Principy i priemy analisa literaturnogo proisvedenija [Principles and methods of analysis of literary works], Moscow, Flinta; Nauka, 2000, 248 p.
3. Gorkin А. P. Literatura i yazyk. Sovremennaja illustrirovannaja enciklopedija [Literature and language. Modern illustrated encyclopedia], Moscow, Rosmen, 2016, 614 p.
4. Pospelov G. N. Vvedeniye v literaturovedeniye [Introduction to literary studies], Moscow: Vyshaja shkola, 1976, 343 p.
5. Savelieva V. V., Abdullina L. I. и др. Hudojestvennaja antropologija i tvorchestvo pisatela [Art anthropology and the work of the writer], Ust-Kamenogorsk-Almaty, 2007, рр. 64-70.
6. Tamarchenko N. D. Teoreticheskaja poetika [Theoretical poetics], Moscow, Vyshaja shkola, 2006, p. 122.
7. Tamarchenko N. D. Teorija literaturnyh janrov [The theory of literary genres], Moscow, Academia, 2011, 256 p.
8. Tamarchenko N. D. Teorija literatury [Literature and literary theory]: In 2 volumes, Moscow,Vyshaja shkola, 2004, vol. 1, 513 p.
9. Uspensky B. A. the semantics of art, Moscow: Academia, 1995, pp. 9-218.
10. Helisev V Е. Teorija literatury [Literature and literary theory], Moscow, Vyshaja shkola, 2000, pp. 172194.
Oskar B. Kunavin, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Russian Philology Department, North-Ossetian State Pedagogical Institute; the address: Vladikavkaz, Vatutina street, 44-46; e-mail: [email protected].
Inna I. Kunavina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Russian Philology Department, North-Ossetian State Pedagogical Institute; the address: Vladikavkaz, Vatutina street, 44-46; e-mail: [email protected].
Для цитирования: Кунавин О. Б. , Кунавина И. И. Проблема портрета в художественной литературе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 2. С. 202-207.
For citation: Kunavin O. B., Kunavina 1.1. (2017). The portrait problem in fiction. Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki, 2017, 2, рр. 202-207 (In Russ.).