Литературоведение
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 137-141
УДК 821.(4).09
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОД Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНЕ Г. БЁЛЛЯ «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ С ДАМОЙ»
© 2015 г. Л.А. Мельникова
Балашовский институт Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского
Поступила в ре4акцию 03.02.2015
В статье представлен опыт сравнительного анализа портретных характеристик героев романов «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Групповой портрет с дамой» Г. Бёлля - князя Мышкина и Бориса Колтовского - с целью выявления признаков литературного влияния русского классика на творческие принципы немецкого писателя. Проведенный анализ показал, что наличие аллюзий в «Групповом портрете с дамой» из романа Достоевского связано с общностью художественных задач, поставленных писателями - изобразить «идеального», положительно прекрасного человека. Помимо внешних сходств образы Мышкина и Колтовского сближают также и схожие функции - способствовать нравственному самораскрытию и отчасти преображению окружающих.
Ключевые слтва: Г. Бёлль, Ф.М. Достоевский, князь Мышкин, Борис Колтовский, портрет-представление, портрет-оценка, литературный код, аллюзия.
Немецкий писатель ХХ века Г. Бёлль считал Ф.М. Достоевского, наряду с Л.Н. Толстым, одним из самых значимых и ярких выразителей русской литературы XIX века [1]. С произведениями этого русского классика он впервые познакомился в юношеском возрасте. По признанию самого Г. Бёлля во время первого прочтения романов Ф.М. Достоевского последний показался ему «... единственным в своем роде, неповторимым писателем» [2, с. 203]. Интерес к личности и творчеству Ф.М. Достоевского Г. Бёлль проявил и во время работы над сценарием фильма «Достоевский и Петербург» в рамках проекта «Писатель и его город». Для этого он вместе с женой и сыновьями перечитал переведенные на немецкий и английский языки произведения Ф.М. Достоевского, несколько раз приезжал в СССР, работал в музеях, архивах, встречался с внуком писателя А. Ф. Достоевским. Фильм вышел на экраны ФРГ в 1969 году. В нашей стране он разрешен к показу не был. Возможно, что причиной тому послужил тот факт, что закадровые песни к фильму исполнял К. Богатырев, а своими размышлениями о Ф.М. Достоевском в нем делился И. Бродский.
Признаки литературного влияния Ф.М. Достоевского присутствуют в нескольких произведениях Г. Бёлля. Ощутимо оно и в романе «Групповой портрет с дамой», в котором, по мнению некоторых исследователей, «многие герои говорят о Достоевском и поступают "по Достоевскому"» [3, с. 321]. При этом они отмечали, что Г. Бёлль - это, в первую очередь,
«большой самобытный немецкий художник ХХ в., и его мировоззрение и творчество вырастали, прежде всего, на почве немецкой действительности, немецких культурно-исторических традиций» [3, с. 320]. Однако «.воздействие Достоевского (столько же духовное, идейное, нравственное, сколь и эстетическое) он испытывал с юности» [3, с. 324].
Литературный код Достоевского, если понимать под ним «ассоциативное поле, сверхтекстовую организацию значений, которые навязывают представление об определенной структуре» [4], «конкретную форму уже виденного, уже читанного, уже деланного, конституирующего всякое письмо» [4], в романе «Групповой портрет с дамой» проявляется в использовании Г. Бёллем аллюзий на образы героев произведений этого русского классика.
Образ главного мужского действующего лица второй части романа - Бориса Колтовско-го (именно так его называет повествователь, именующий себя в романе «авт.») содержит в себе отчетливые аллюзии на образ князя Мыш-кина, которые проявляются, в первую очередь, на уровне портретных характеристик.
Остановимся на них подробнее. Портреты-представления Мышкина и Колтовского, помещенные в экспозиции исследуемых произведений, достаточно обстоятельны, хотя и в разной степени. Портретные характеристики Достоевского менее детализированы по сравнению с портретами персонажей Г. Бёлля, так как писателем акцентируется, прежде всего, психологи-
ческий аспект личности героя. Портретные характеристики в романе Г. Бёлля стремятся к максимальной информативности и включают в себя сведения как о психологических качествах, так и о физических свойствах героя.
Портрет-представление князя Мышкина содержит указание на «несоответствие князя тому миру, в котором он оказывается» [5, с. 208]: Обладатель плаща с капюшоном был молодой человек лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкою. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее. В руках его болтался узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется все его дорожное состояние. На ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, - все не по-русски [6, с. 6]. Несоответствие русскому (все не по-русски) сочетается с несоответствием норме: рост немного повыше среднего; он очень белокур (усиление яркого признака); густоволос со впалыми щеками (сочетание двух признаков: избыточность одного при недостаточности другого), с легкою, востренькою, почти совершенно белою бородкою (суффиксы -оньк-, -еньк- образуют имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным или пренебрежительным значением, это же значение несет в себе суффикс -к- в существительном бородка, обозначая еще и некоторую неполноту явления: не борода, а бородка) [5, с. 208]. Также здесь намечен мотив болезни, который впоследствии станет одним из ключевых в образе данного героя.
Таким образом, уже с момента первого появления Мышкина автор показывает его «чуже-родность» русской общественной среде 60-х годов XIX в.
В романе Г. Бёлля имеются два портрета-представления Бориса Колтовского. В первой части он дан в форме комментария фотографии Бориса в рамках описания комнаты Лени. Подобно портрету Мышкина, он также включает в себя признаки несоответствия норме. Увеличенный вариант фото паспортного формата изображает Бориса следующим образом: Б. Л. на портрете - молодой человек с серьезным лицом и таким высоким лбом, что в первый момент кажется, будто он рано облысел, но
потом, разглядев его густые светлые вьющиеся волосы, понимаешь, что высокий лоб - просто отличительная особенность Б. Л. [7]. Внешность героя не соответствует его возрасту: По карточке сразу видно, что Б. Л., несмотря на свою серьезность, несмотря на худобу и на неестественно высокий лоб, был в то время очень молод [7]. Уже здесь Г. Бёлль акцентирует глубину и сложность Колтовского, первое поверхностное впечатление о котором может привести к ошибочным выводам как относительно внешности, так и характера этого героя. Высокий лоб в психологии и физиогномике - признак высокого уровня интеллекта [8]. У героя этот признак настолько преувеличен, что первоначально он даже кажется повествователю облысевшим. Данная деталь, по-видимому, указывает на сложность и неоднозначность личности этого героя. Залысины являются свидетельством закомплексованности человека [8]. Но у Бориса за мнимой закомплексованностью скрывается высокий интеллект. У него очень развито духовное начало. Он, будучи военнопленным, просит у Пельцера, главы цветочного садоводства, разрешения исполнять по утрам немецкие песни. Вряд ли его в этот момент обременял какой-то комплекс.
Наблюдения повествователя завершаются описанием одежды героя, которое дает возможность установить дату снимка: Одет он в штатское, на нем рубашка с отложным воротничком (так называемым «шиллеровским воротом»), он без пиджака, из чего можно заключить, что снимок сделан летом [7]. С учетом сделанного ранее указания на год снимка -1941 - и стиля одежды героя можно утверждать, что фотография сделана летом 1941 года до начала военного конфликта между СССР и Германией. Помещенный в экспозицию романа, до знакомства с остальными персонажами и описания основных событий данный портрет-представление, по всей видимости, подчинен цели представить относительно объективный взгляд на героя, лишенный различных негативных коннотаций восприятия, обусловленных военным историческим контекстом. Нужно отметить, что достигнуть её у повествователя получается лишь частично.
Во второй части романа, в портрете-представлении Колтовского, напротив, внимание заостряется преимущественно на его антропометрических параметрах, которые излагаются повествователем в соответствии с принципом документальной точности: В конце 1943 года, когда Борис вышел на авансцену, рост его был примерно 1 м 76 см или 1 м 78 см - здесь нам
при4ется 4твтльствтваться приблизительными 4анными. Бтрис был ху4тй блтн4ин, весил тн (птчти наверняка) 54 ке, не больше... [7].
Таким образом, у героев наблюдается внешнее портретное сходство: оба белокуры, у обоих - густые волосы и большие глаза. В их портретах присутствуют указания на телесную худобу (у князя Мышкина - впалые щеки, Борис - худой блондин), которая выступает антитезой их духовной силе.
Как справедливо отмечается В. Днепровым, персонажи Достоевского «по-настоящему увлечены разгадыванием чужой души - не только для того, чтобы определить намерения или отношения, но также и для того, чтобы доискаться тайны чужой субъективности, чтобы знать, что и как происходит в чужом сознании» [9, с. 172]. Это позволяет приблизиться «к ощущению тождественности и различия с другим человеком» [9, с. 172].
Герои романа «Групповой портрет с дамой», а также повествователь, именуемый как «авт.», также стремятся «разгадать» душу другого, в том числе и Бориса.
В обоих исследуемых нами романах данное стремление получает оформление в виде портретов-оценок.
В характере князя Мышкина окружающими отмечаются такие черты, как доброта, благородство, простота, наивность: совершенный ребенок, птчти как ребенок, впрочем, образованны; Настасья Филипповна называет его мла4ен-цем, Парфён Рогожин, комментируя эпизод с пощечиной Гани, метко определяет одну из основных особенностей характера князя с точки зрения окружающих: ...бу4ешь сты4иться, Ганька, что такую овцу (он не мое приискать 4руетет слова) оскорбил [6, с. 189]. Данный портрет-оценка усиливает мотив жертвы, присутствующий в образе Мышкина. Героями также отмечаются проницательность и наблюдательность князя. Настасья Филипповна называет его мастером уеа4ывать. На наблюдательность князя указывает и Ганя: Вы замечаете то, чеео 4руеие никте4а не заметят [6, с. 223]. Характеризуют его и как ^иота. Именно такую оценку получают его «детские черты» (искренность, наивность, простота) в мире, в который он приезжает [5, с. 218].
Характеру Бориса свойственны такие качества, как доброта, смирение, терпеливость, наивность, что находит отражение в характеристиках, даваемых ему другими героями. Присутствует это и в восприятии его высокопоставленным лицом: тот юноша, который всее4а казался мне на р^кость тонким, вообще чело-
веком не от мира сего... [7]. В портрете-оценке Бориса присутствуют и христианские мотивы. Глава цветочного садоводства В. Пельцер характеризует его следующим образом: нервный, тонкий молодой человек, такой деликатный, что кое-кому из наших не грех было бы у него поучиться, бедный мальчик в смешных очках, со светло-русыми волосами, слегка волнистыми, ну прямо вылитый ангелочек... [7]. Интеллигентность, на которую уже указывалось при анализе портрета-представления героя, присутствует и в его портрете-оценке: ... этот русский был человеком высокоинтеллигентным... [7]. Также встречаются указания на простоту и наивность Колтовского: ...какой он был наивный, пуритански воспитанный, что такое секс, он вообще не ведал [7]. Бориса не раз называли «баловнем судьбы», одним из условий этого было покровительство вышестоящих чинов. Некоторым персонажам, в частности Хёльт-хоне, он даже кажется в большей степени рейн-цем, чем её земляки-немцы: ...Борис казался мне больше рейнцем, чем мои земляки [7]. В качестве одной из основных черт характера героя отмечается также и его сверхъестественная чувствительность (die geradezu überirdische Sensibilität [10, S. 177]).
При всем разнообразии портретов-оценок Бориса, представленных в романе, и повествователь, и герои считают неоспоримым тот факт, что Колтовский был баловнем судьбы вдвойне («ein doppelter Günstling des Schicksals» [Там же, S. 165]). Связи отца-дипломата, покровительство некоего высокопоставленного лица из военной промышленности существенно облегчили ему пребывание в немецком плену, во время которого он еще и обрел свою любовь.
Таким образом, наблюдается следующее сходство портретов-оценок: оба наивны, оба добры, оба чутки к переменам настроения окружающих и чувствительны. Характеристики обоих героев содержат устойчивые, повторяющиеся определения-оценки: «идиот» (Лев Мышкин), «баловень судьбы» (Борис Колтов-ский). Окружающими князь Мышкин воспринимается как человек «не от мира сего», аналогичные оценки даются и Борису (хотя и в меньшей степени). «Смирение и всепрощение в соединении с "мессианством" придали образу главного героя черты, которые ассоциировались с Христом» [11, с. 104]. Христианские интенции присутствуют и в образе Бориса.
Данный факт является важным признаком литературного влияния Достоевского на Г. Бёлля. Немецкий писатель был верующим католиком, что нашло отражение во многих его произ-
ведениях. Самое главное, по мнению Г. Бёлля, в Достоевском - это вера [12]. «Для меня... Достоевский - великий христианский писатель» [12]. В этом аспекте необходимо отметить, что немецкий писатель, вероятно, обращением к традициям русских классиков, в том числе и Ф. М. Достоевского, стремился также восполнить тот недостаток духовности, который он ощущал в современном ему немецком социуме.
И Борис, и князь Мышкин являются непонятыми и непонятными личностями для большей части общества. Упоминание о приобщенности Бориса к немецкой культуре, характеристика его как рейнца свидетельствуют о стремлении Г. Бёлля сократить размеры пропасти, существующей между двумя нациями, хотя бы на уровне межличностных отношений отдельных их представителей, обострившихся вследствие военного конфликта между двумя странами. В контексте отрицательных высказываний некоторых персонажей о «большевиках» оно становится еще более значимым.
И князь Мышкин, и Борис занимают социально ущербную позицию в обществе. Первый - из-за своей болезни, второй - из-за своего статуса военнопленного. Их образы служат не только средством выражения авторских идей, но и способствуют нравственному самораскрытию и отчасти преображению других героев. Князь вносит, хотя и на небольшое время, светлое, умиротворяющее начало в жизнь Настасьи Филипповны, появление Бориса также меняет жизнь Лени. По мнению повествователя, возникший между героями роман способствует её перерождению. Будучи достаточно развитым в духовном плане, он способствует её интеллектуальному развитию, знакомя её с немецкой литературой. В плане же бытовом он становится для неё источником постоянных хлопот и даже неприятностей. Г. Бёллем акцентируется его в некоторой степени романтическая отстраненность от реальности, социальная неориентированность в историческом времени. Так, он рекомендует Лени для прочтения в конце 1944 года книгу Кафки, ставя тем самым её в непростую ситуацию. На укоряющий вопрос Маргарет по этому поводу он дает по-философски отвлеченный ответ: Ich hatte so viel im Kopf, so viel zu bedenken, das hab ich vergessen [10, S. 242] (Да я совсем забыл об этом! Слишком многое надо было обдумать и решить в ту пору [7]). Князь Мышкин в определенном смысле аналогичным образом также отстранен от действительности, так как им не всегда учитываются нормы и правила поведения той общественной среды, в которой он оказался.
«Достоевский осмысливает значение образа князя в масштабе всей России» [11, с. 144]. Г. Бёллем также расширяются границы образы Бориса. Он рассматривает его в контексте взаимоотношений двух стран, представителей двух народов, что, в свою очередь, связано с проблемой «Россия - Запад», поднимаемой и в романе Ф. М. Достоевского на примере образа Мышки-на. В образе Бориса Колтовского находит свое выражение надежда Г. Бёлля на нормализацию отношений между русскими и немцами (здесь, по всей видимости, сказывается военный опыт писателя). Любовь русского и немки, изображенная в положительных тонах, служит тому подтверждением. Важное место отведено любви и в романе Достоевского. Но если у князя Мышкина она платоническая, христианская, то любовь Бориса и Лени можно охарактеризовать, используя классификацию Достоевского, «непосредственно-страстной». Её итогом стало рождение сына Льва.
Оба героя пытаются выступить в качестве нравственных преобразователей устоявшихся в обществе взглядов и межличностных взаимоотношений. Мышкин пытается «воскресить» людей, отношение же к Колтовскому является для героев Бёлля своего рода экзаменом на человечность. Оба персонажа терпят неудачу и вынуждены капитулировать перед укоренившимися представлениями и принципами поведения, принятыми в тех социумах, в которых они оказались.
Таким образом, сравнительный анализ портретных характеристик Бориса Колтовского и Льва Мышкина позволил не только выявить целый ряд сходств этих героев, но и показал степень влияния Ф. М. Достоевского на творчество Г. Бёлля. Этот несомненный параллелизм портретных характеристик обусловлен, в частности, схожими функциями, выполняемыми этими героями в художественных мирах данных романов.
Список литературы
1. Генрих Бёлль в Советском Союзе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр:/^оНа1у. сотриЪНкасп^еппх-ЪуоП-рго/а-га/пух-к^еппх-Ъуо11-у-8оуе18кот-8оуиге (дата обращения 12.11.2014 г.)
2. Бёлль Г. Ответы о Достоевском // Диапазон. 1992. № 4. С. 202-210.
3. Копелев Л. З. Достоевский в жизни и творчестве Г. Бёлля: тезисы, сообщения // Достоевский. Материалы и исследования / публ. В. Н. Абросимовой. СПб.: Наука, 2005. Т. 17. С. 320-324.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Ьйр://уапко.НЬ.ги/Ьоок8/си111иг/Ьаг11-а11.Ь1т (дата обращения 15.11.2014 г.)
5. Тоичкина А. В. Оценочное поле образа князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» (речевой аспект) // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: сб. работ отечеств. и заруб. ученых / под ред. Т. А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. С. 205-221.
6. Достоевский Ф. М. «Идиот»: роман в четырех частях. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1981. 592 с.
7. Бёлль Г. Групповой портрет с дамой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр://Ьоокг.ги/ аи1;Ьоге^еппЬ-Ье11_^гирроуо_656/1-gruppovo_656.htm1 (дата обращения 17.11.2014).
8. Практическая физиогномика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shukshin.incro.ru/ stati/prakticheskaya_fiziognomika.html (дата обращения 14.11.2014).
9. Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки. Л.: Советский писатель, 1978. 384 с.
10. Boll H. Gruppenbild mit Dame: roman. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1971. 400 S.
11. Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск, 1981. 144 с.
12. Белов С. Сомнительная мечта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.spbvedomosti.ru/ article.htm?id=10300460@SV_Articles (дата обращения 08.11.2014).
DOSTOYEVSKY'S LITERARY CODE IN H. BOLL'S NOVEL «GROUP PORTRAIT WITH LADY»
L.A. Melnikova
The paper presents an experience of a comparative analysis of the portrait characteristics of the heroes of the novels «The Idiot» by F.M. Dostoyevsky and «Group Portrait with lady» by H. Boll - Prince Myshkin and Boris Koltovsky respectively - for the purpose of identifying the signs of the literary influence of the Russian classical author on the creative principles of the German writer. The analysis showed that the presence of allusions in «Group Portrait with Lady» from Dostoyevsky's novel is connected with the fact that the writers set the same artistic tasks - to portray the «ideal», positively beautiful person. Besides the external similarities, the images of Myshkin and Koltovsky are also brought together by the similar functions - to promote moral self-discovery and, in part, transfiguration of others.
Keywords: H. Boll, F.M. Dostoyevsky, Prince Myshkin, Boris Koltovsky, portrait- representation, portrait-evaluation, literary code, allusion.
References
1. Genrikh Byell' v Sovetskom Soyuze [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://goliafy.com/ publikacii/genrix-byoll-proza-raznyx-let/genrix-byoll-v-sovetskom-soyuze (data obrashcheniya 12.11.2014 g.)
2. Byell' G. Otvety o Dostoevskom // Diapazon. 1992. № 4. S. 202-210.
3. Kopelev L. Z. Dostoevskiy v zhizni i tvorchestve G. Byellya: tezisy, soobshcheniya // Dostoevskiy. Ma-terialy i issledovaniya / publ. V. N. Abrosimovoy. SPb.: Nauka, 2005. T. 17. S. 320-324.
4. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://yanko. lib.ru/books/cultur/bart-all.htm (data obrashcheniya 15.11.2014 g.)
5. Toichkina A. V. Otsenochnoe pole obraza knyazya Myshkina v romane F. M. Dostoevskogo «Idiot» (re-chevoy aspekt) // Roman F. M. Dostoevskogo «Idiot»: sovremennoe sostoyanie izucheniya: sb. rabot otechestv. i zarub. uchenykh / pod red. T. A. Kasatkinoy. M.: Nasledie, 2001. S. 205-221.
6. Dostoevskiy F. M. «Idiot»: roman v chetyrekh chastyakh. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe iz-datel'stvo, 1981. 592 s.
7. Byell' G. Gruppovoy portret s damoy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://bookz.ru/ authors/genrih-bell_/gruppovo_656/1-ruppovo_656.html (data obrashcheniya 17.11.2014).
8. Prakticheskaya fiziognomika [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://shukshin.incro.ru/ stati/prakticheskaya_fiziognomika.html (data obrash-cheniya 14.11.2014).
9. Dneprov V. D. Idei, strasti, postupki. L.: So-vetskiy pisatel', 1978. 384 s.
10. Boll H. Gruppenbild mit Dame: roman. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1971. 400 S.
11. Odinokov V. G. Tipologiya obrazov v khudozhestvennoy sisteme F. M. Dostoevskogo. Novosibirsk, 1981. 144 s.
12. Belov S. Somnitel'naya mechta [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.spbvedomosti.ru/ article.htm?id=10300460@SV_Articles (data obrashcheniya 08.11.2014).