УДК 882
Воронежский государственный технический университет старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Сычева Л.В. Россия, г. Воронеж, тел. +7 (919)183-58-77 e-mail:luvas@inbox. ru
Воронежский государственный технический университет студент 2 курса направления «Журналистика» Саратова М.В. Россия, г. Воронеж, тел. +7(920) 418-39-451 e-mail: [email protected]
Л.В. Сычева, М.В. Саратова
ГРАФИКА ДОСТОЕВСКОГО КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА
Статья посвящена анализу графики в рукописях Ф.М. Достоевского: авторских иллюстраций, набросков, каллиграфических упражнений. Сделанные выводы позволяют подразделить графику Ф.М. Достоевского на конкретные образы, используемые им для поиска характера персонажа и общего настроения произведения. Для исследования были использованы оригинальные рисунки Ф.М. Достоевского из дневников писателя и черновиков: «архитектурные» эскизы, портреты, отдельно выводимые слова и буквы. Каждая деталь говорит об особенном почерке писателя не только как литератора, но и как художника. Мир Ф.М. Достоевского мрачен и гнетущ, бесцветен, наполнен мраком и тоской - на лицах изображенных людей редко можно увидеть ясный и прямой взгляд, черты лиц часто напоминают или насекомых, или карикатуры. Иногда один и тот же персонаж может быть изображен в совершенно разных формах (главный герой романа «Идиот» князь Мышкин). Возвышающиеся шпили готических замков и острые орнаменты создают «давящий» эффект, заставляют читателя Ф.М. Достоевского чувствовать свою ничтожность и незначительность, что находит отражение в романе «Преступление и наказание». Вместе с тем графика наталкивает на писателя пространные размышления о своих героях, творчестве, жизни и смерти, из-за чего композиция рисунков и текста на страницах смещается, оказывается неровной. Всё вышеуказанное позволяет сделать вывод, что графика для Ф.М. Достоевского является вспомогательным, а иногда основным средством визуализации образа.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, черновики, наброски, графика, образ, каллиграфия.
L.V. Sychyova, M.V. Saratova
GRAPHICS OF DOSTOEVSKY AS A MEANS OF VISUALIZATION OF THE IMAGE
Voronezh State Technical University
The chair of Russian language
and cross-cultural communication
Senior lecturer
Sycheva L. V.
Russia, Voronezh,
tel. +7 (919) 183-58-77
e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
The 2nd-year student
of the journalism department
Saratova M.V.
Russia, Voronezh,
tel. +7(920) 418-39-51
e-mail: [email protected]
© Сычева Л.В., Саратова М.В., 2019
The article is devoted to the analysis of graphics in F.M. Dostoevsky's drafts, including his illustrations, sketches, calligraphic exercises. The conclusions made by the authors help to divide Dostoevsky's graphics into certain images used by the writer in search of the character's nature and general mood of the piece. This research considers Dostoevsky's original drawings from his diaries and drafts, such as 'architectural' sketches, portraits, separately drawn words and letters. Each detail reveals specific nature of Dostoevsky as a writer and an artist. Dostoevsky's world is gloomy and depressive, colourless, full of darkness and sorrow - on the faces of portrayed people it is hard to notice clear and straight look, the facial features resemble those ones of insects or look ludicrous. Sometimes the same character can be portrayed in completely different shapes (e.g. duke Myshkin, the main character of the novel "The Idiot"). The high spears of gothic castles and sharp patterns create 'suppres sing' effect, make the readers feel their insignificance, which is reflected in the novel "The Crime and the Punishment". At the same time these graphics lead the writer to extensive contemplation about his characters, his works, life and death, that is why the composition of the drawings and the texts becomes distorted. All the mentioned above let us conclude that for Dostoevsky his graphics is an additional or sometimes the main means of the image visualization.
Key words: F.M. Dostoevsky, drafts, sketches, graphics, image, calligraphy.
Если подробно изучать рукописи Ф.М. Достоевского, то можно заметить, что с литературными сочинениями и авторскими заметками неслучайно соседствуют иллюстрации, зарисовки и каллиграфические упражнения. И это не способ борьбы автора с «тупиковыми ситуациями», когда нет сюжетных идей. Для писателя графика - это творческая закономерность; это способ лучше понять своего героя, его личность, мотивы, характер.
Появление графических образов в черновиках Ф.М. Достоевского можно назвать биографически обоснованным явлением.
Во-первых, сказывается художественно-изобразительный опыт писателя: ведь Ф.М. Достоевский окончил Главное инженерное училище. Так, в «Дневниках писателя» за 1877 г. он вспоминал: «Во всех шести классах Училища мы должны были чертить разные планы, фортификационные, строительные, военно-архитектурные. Умение хорошо начертить самому, своими руками, требовалось строго от нас, так что и не имевшие охоты к рисованию поневоле должны были стараться во что бы то ни стало достигнуть известного успеха в этом искусстве» [1, c. 37].
Поэтому, размышляя, автор часто изображает архитектурные элементы (более полутысячи зарисовок): стреловидные арки, витражи, изысканные орнаменты. Готика Нотр-Дама, Кёльнского, Миланского и других готических соборов Европы является для Достоевского источником самопознания и самопонимания.
Сложный, властный и «недосягаемый» (Достоевский не рисует «цельные» здания, а только их купола, арки, окна) готический стиль находит отражение в неоднозначных образах его героев, их идей (романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.).
Без экфрасиса, т.е. описания произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте, ни одного произведение Ф.М. Достоевского не обходится. Давящее чувство возвышающихся европейских замков над человеком-песчинкой передано и в образе Петербурга, выстраиваемого во многих произведениях писателя. Особенно явно это прослеживается в романе «Преступление и наказание», где человек превращается в кроху-муравья под стремящимися в высь городскими сооружениями. Родион Раскольников становится таким мелким на фоне архитектуры, что его малюсенькое место уединения, комната, подходит под описание «точно гроб».
Помогает Достоевскому «рассмотреть» своих персонажей и другое любимое занятие, перенятое из Училища, - каллиграфия (в черновиках писателя найдено более тысячи «каллиграфических» записей). Но каллиграфию стоит проанализировать отдельно, так как, в отличие от «архитектурных» набросков, каллиграфия становится способом
отразить «персональные» качества персонажа, тогда как «готика» отображает специфику настроения того или иного произведения, его общие черты.
Помимо этого, сама суть литературного творчества неразделимо связана с творчеством художественно-изобразительным, так как и то, и другое имеет единую цель -«изобразить». А из умения «изобразить» вытекает вся суть выражаемого образа, характер, сама личность человека.
Таким образом, графика для Достоевского служит средством визуализации образа, как бы поиском персональных черт личности, которые невозможно передать словами, но можно найти в человеческом изображении и уже позже, переосмыслив, попытаться обратить в словесное описание. Вследствие этого можно выделить в графике писателя две составляющие, которые являются средствами визуализации образа: портреты и каллиграфия.
Достоевский-художник не концентрируется конкретно на самой фигуре персонажа, на его силуэте. Он раскрывает личность героя через выражение его лица, переданное в рисунке, эмоцию, что нередко носит символическое значение. Яркий пример этого, как отмечает исследователь творчества писателя, доктор филологических наук, профессор К.А. Баршт, представляет собой физиономическая трактовка типа «сладострастного насекомого» [3, а 29]. И действительно, если присмотреться, можно увидеть сливающиеся веки, брови, линии лба, что делает изображенного человека похожим на улыбающегося в истоме таракана. Впоследствии этот образ запечатлен в Тоцком («Идиот»), Свидригайлове («Преступление и наказание»), старшем князе Сокольском («Подросток»), Федоре Карамазове («Братья Карамазовы»).
Когда в первой редакции «Идиота» Ф.М. Достоевский пытается «увидеть» главного героя, то рисует его в разных ракурсах, подбирает разные черты лица, эмоции (мы видим то блаженную улыбку, то сдерживаемую злобу). Это указывает на то, что «графический» способ создания персонажа помогает его словесному описанию, нахождению завершенного литературного образа.
Каждый период в творчестве Достоевского - это всегда новые лица, то есть образы, новые чувства, а вместе с тем и соответственно другое, новое отношение к графике в целом, ибо техника, в которой выполнен рисунок, всегда воссоздаёт внутренний мир художника.
Так, мир Ф.М. Достоевского мрачен, гнетущ, бесцветен, и по этой же причине писатель использует именно графику и не пробует «добавить цвета» в зарисовки. Где-то использованы карандашные, легкие наброски, а где-то иллюстрации выполнены тушью, грубо и неаккуратно [3, а 42]. Опыт ожидания смертной казни, пережитый Достоевским, миг, когда на голову одевают мешок и взгляд воспринимает единственное -непроглядную тьму, значительно сказался на изобразительной части творчества писателя.
Л.Н. Андреев, например, также писатель и художник, видел мир по-иному и, чтобы создавать образы, использовал преимущественно живописную технику. В этом Л.Н. Андреев выразил свое стремление передать все оттенки жизни и многозначительность образов. Однако и его картины не отличаются позитивным мировосприятием (пример - изображенный на картине демон; сюжет картины навеян офортами художника 19 века Франсиско Гойи).
Интересно, что все человеческие образы Ф.М. Достоевского объединяет одна особенность - веки героев почти всегда опущены. С одной стороны, герои смотрят вниз с наклоненной головой по той причине, что «являются» провинившимися, потерянными, смотрящими внутрь себя. Это выражает непрекращающиеся душевные метания героев
Ф.М. Достоевского, их нравственную неопределенность, скрытое беспокойство, внутренние мытарства.
С другой стороны, можно предположить, что таким образом Ф.М. Достоевский ведет «поиск героя». Если взгляд - отражение души, то писатель в процессе работы над сочинениями пытается отыскать «душу» своих героев. Это можно наблюдать в изображении «странника» и «лица идеи» главного героя романа «Братья Карамазовы» - Алеши Карамазова.
Также необычайно точно визуализирует образ персонажа в графике Достоевского авторская каллиграфия. Почерк, как и личность, бывает разный: ровный, изысканный, будто парящий, а может быть неказистым и кривым. Для Достоевского-художника каллиграфия - это полноценное искусство. Именно «каллиграфические тренировки» занимают большее количество «графики», присутствующей в его черновиках. Каллиграфия - это и рисунок, и отпечаток истории, характера, личности.
Свою любовь к каллиграфии Ф.М. Достоевский как нельзя лучше выразил в изображении князя Мышкина в романе «Идиот». По отрывкам романа можно понять, что каллиграфия играла большую роль в жизни писателя, а также какой чувственной и эмоциональной силой она обладала для него.
Главный герой романа «Идиот», «художник почерка», говорит о себе: «А почерк превосходный. Вот в этом у меня, пожалуй, и талант; в этом я просто каллиграф».
Каллиграфический талант Мышкина вызывает восхищение:
«— Ого! - вскричал генерал, смотря на образчик каллиграфии, представленный князем, - да ведь это пропись! Да и пропись-то редкая! Посмотри-ка, Ганя, каков талант!
На толстом веленевом листе князь написал средневековым русским шрифтом фразу:
«Смиренный игумен Пафнутий руку приложил»
То, что князь Мышкин не написал что-то простое и бездумное, а сосредоточил внимание на древнерусской рукописи, говорит о его приближенности к корням предков, к истории и культуре своего Отечества. В этом можно увидеть отражение «почвеннических» идей Достоевского.
Равным образом страсть к каллиграфии и орфографической правильности находит свое отражение в имени персонажа повести «Село Степанчиково и его обитателя» Фомы Фомича Опискина.
В черновиках самого Ф.М. Достоевского мы можем встретить как беглый, «рваный» шрифт, так и рукописный, «узорчатый». Это тоже указывает на размышления автора, касающихся образов героев. Почерк, как и портрет, способен показать «закоулки» личности, типологические особенности образа, раскрыть идейное мышление персонажа, а то и самого автора.
В статье В.И. Кравченко «Человек по почерку: философско-графологический аспект» почерк человека объясняется как «одна из форм антропологического существования личности», из-за чего и «интерес к нему сколько-нибудь систематический, осознанный возможен в развитых письменных культурах, он возникает там, где появляются основания говорить о личности как особой смысловой и культурной единице» [4, а 58].
В той же самой работе В.И. Кравченко мы можем найти и смысловую характеристику неровному, «убегающему» за рамки страниц почерку Ф.М. Достоевского: «У человека с обостренной нервной чувствительностью, порывистостью, деятельность которого отличается неравномерностью приложения энергии, также и почерк будет отличаться неравномерностью, геометрической невыдержанностью (в нажиме, который будет распределен неравными по силе мазками, размере букв в одном слове и т.п.)» [4, а 72].
Что же касается каллиграфических упражнений, то к ним применим следующий комментарий ученого: «Если почерк крупный - это указывает на склонность человека к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Наличие большинства круглых букв характеризует человека как... сочувствующего другим, иногда сентиментального» [4, c. 72].
Из-за синтеза портрета и каллиграфии рождается единый, особенный образ персонажа. Благодаря же «архитектурной составляющей» графики и композиционным особенностям текста и иллюстраций, Ф.М. Достоевский полностью воплощает дух произведения, мысли и идеи, которые его волнуют, что в итоге и создает неповторимый авторский стиль, словесный и художественно-изобразительный, отражает самобытное мировоззрение писателя.
Библиографический список
1. Достоевский Ф.М. Дневник. Статьи. Записные книжки. Том 2. Тексты 18751877 гг. М.: Захаров, 2005.
2. Баршт К.А. Рисующий Достоевский. Рисунки Федора Достоевского. М.: Воскресение, 1997. 32 с.
3. Баршт К.А. Графика в черновиках Ф.М. Достоевского и словесно-графические виды искусства // Русская литература и зарубежное искусство. Л.: Наука, 1986. С. 306318.
4. Кравченко В.И. Человек по почерку: философско-графологический аспект // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Вып. 2. Том 2. С. 87-93.
References
1. Dostoevsky F.M. Diary. Articles. Notebooks. Vol. 2. Texts: 1875 - 1877. Moscow, 2005.
2. Barsht K.A. Dostoevsky the drawer. Fedor Dostoevsky's drawings. Moscow, 1997. 32 p.
3. Barsht K.A. Graphics in F.M. Dostoevsky's drafts VS verbal and graphical kinds of art. Russian literature and foreign art. Leningrad, 1986. P. 306-318.
4. Kravchenko V.I. Individual hand-writing: philosophical and graphological aspect. The Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2013. Iss. 2. Vol. 2. P. 87-93.