Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ БЕЛЬКАНТО'

ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ БЕЛЬКАНТО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа бельканто / вокальное искусство / исполнительское мастерство вокалиста / портрет преподавателя / профессиональная готовность / Bel Canto school / vocal art / vocalist’s performing skills / teacher’s portrait / professional readiness

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М С. Богомольный

В статье описывается портрет преподавателя школы бельканто. Автор приводит высказывания знаменитых вокалистов: Ф.И. Шаляпина, Е.Е. Нестеренко, Е.В. Образцовой о своих педагогах по вокалу. Говорит о важности личностно ориентированного подхода в формировании исполнительского мастерства обучающихся вокалистов. Выявляет ключевые положения личностно ориентированного подхода в классе вокала. Портрет преподавателя-вокалиста в технике бельканто представляется через призму его профессиональной готовности: психофизиологической, теоретической, практической, личностно-творческой, психологической, мотивационной, рефлексивной. Комплексная структура изучаемого феномена, а также интеграционный, синергический подходы исследования детерминированы многогранным, эксклюзивным, изящным явлением искусства, каковым является бельканто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF TEACHER AT THE BEL CANTO SCHOOL

The article describes a portrait of a bel Canto school teacher. The author cites statements of famous vocalists: F.I. Chaliapin, E.E. Nesterenko, E.V. Obraztsova about their vocal teachers. He speaks about the importance of a personality-oriented approach in the formation of performing skills of trained vocalists. Gives the key provisions of the personality-oriented approach in the vocal class. The author presents the portrait of the vocalist teacher in the bel canto technique through the prism of the teacher’s professional readiness: psychophysiological, theoretical, practical, personal-creative, psychological, motivational, reflexive. The complex structure of the phenomenon under study, as well as the integration, synergistic approaches of research are determined by the multifaceted, exclusive, elegant phenomenon of art, which is bel canto.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ БЕЛЬКАНТО»

7. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г Технологии педагогической деятельности. Образовательные технологии: учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ 2014; Ч. I.

8. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010.

References

1. Putin V.V. O roli molodezhi v razvitii strany. Available at: https://lenta.ru/news/2021/07/08/youth/

2. Kochetkov M.I. Prestupnost' sredi studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Intellektual'nyjpotencialHHI veka: stupenipoznaniya. 2011; № 6: 331 - 339.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/

4. Bezrukova B.C. Slovar' novogo pedagogicheskogo myshleniya. Ekaterinburg: Gefest, 1992.

5. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

6. Pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Mart, 2002.

7. Chernyavskaya A.P., Bajborodova L.V., Harisova I.G. Tehnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti. Obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU, 2014; Ch. I.

8. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.

Статья поступила в редакцию 22.11.21

УДК 372.878

Bogomolny M.S., postgraduate, Department of Music Education Moscow State Institute of Culture; senior teacher, specialized department" Variety Art",

Russian Institute of Theater Arts - GITIS (Moscow, Russia), E-mail: bogomolny.mixail@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5905-5071

PORTRAIT OF TEACHER AT THE BEL CANTO SCHOOL. The article describes a portrait of a bel Canto school teacher. The author cites statements of famous vocalists: F.I. Chaliapin, E.E. Nesterenko, E.V. Obraztsova about their vocal teachers. He speaks about the importance of a personality-oriented approach in the formation of performing skills of trained vocalists. Gives the key provisions of the personality-oriented approach in the vocal class. The author presents the portrait of the vocalist teacher in the bel canto technique through the prism of the teacher's professional readiness: psychophysiological, theoretical, practical, personal-creative, psychological, motivational, reflexive. The complex structure of the phenomenon under study, as well as the integration, synergistic approaches of research are determined by the multifaceted, exclusive, elegant phenomenon of art, which is bel canto.

Key words: Bel Canto school, vocal art, vocalist's performing skills, teacher's portrait, professional readiness.

М.С. Богомольный, соискатель ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», ст. преп. ФГБОУ ВО «Российский институт

театрального искусства - ГИТИС», г. Москва, E-mail: bogomolny.mixail@yandex.ru

ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ БЕЛЬКАНТО

В статье описывается портрет преподавателя школы бельканто. Автор приводит высказывания знаменитых вокалистов: Ф.И. Шаляпина, Е.Е. Нестерен-ко, Е.В. Образцовой о своих педагогах по вокалу. Говорит о важности личностно ориентированного подхода в формировании исполнительского мастерства обучающихся вокалистов. Выявляет ключевые положения личностно ориентированного подхода в классе вокала. Портрет преподавателя-вокалиста в технике бельканто представляется через призму его профессиональной готовности: психофизиологической, теоретической, практической, личностно-твор-ческой, психологической, мотивационной, рефлексивной. Комплексная структура изучаемого феномена, а также интеграционный, синергический подходы исследования детерминированы многогранным, эксклюзивным, изящным явлением искусства, каковым является бельканто.

Ключевые слова: школа бельканто, вокальное искусство, исполнительское мастерство вокалиста, портрет преподавателя, профессиональная готовность.

Актуальность исследования. Школа бельканто представляет собой целую эпоху, вокальные традиции, среду развития певца и исполнительскую технику. Бельканто - это искусство пения. Искусство пения - это тяжёлый кропотливый труд вокалиста на протяжении всей профессиональной жизни. Труд, за которым слушатель видит только прекрасное и получает эстетическое удовольствие. Красота бельканто заставляет вокалиста постоянно совершенствовать своё исполнительское мастерство. И здесь важную роль играет преподаватель по вокальному искусству, личная позиция которого опирается на интересы, способности и опыт обучающегося вокалиста с видением перспектив его развития. На протяжении веков бельканто оставалось не только стилистическим примером, «образцом прекрасного пения», но и представляло педагогическую школу мастерства, «школу жизни, «школу высокого искусства». Изучение этого феномена позволит «пролить свет» как на формирование психофизиологической, технической свободы вокалиста, так и его художественно-творческой, интонационной, артистической природы. Поэтому сегодня становится актуальным изучение истории, исполнительского и педагогического опыта бельканто, определяющее перспективы реформирования современной системы отечественного вокального образования.

При этом портрет учителя-вокалиста школы бельканто может выступать как значимое педагогическое условие и как фактор развития технико-тактической, интеллектуально-чувственной, личностно-творческой, духовной базы обучающихся. Цель исследования: всестороннее осмысление структуры и содержания портрета педагога школы бельканто. При этом решались задачи, связанные с выявлением уровней личностных характеристик изучаемого феномена - его общепедагогической, профессионально-педагогической, технологической составляющих.

Именно преподаватель способен раскрыть внутренний мир исполнителя, его потенциал, помочь найти соответствующий неповторимый образ, поддержать в начинаниях и трудностях, дать импульс развития и не ревновать ученика к успеху.

Приведём слова великого Ф.И. Шаляпина про своего педагога Д.А. Усатова: «Дмитрий Андреевич Усатов был тенором Московского Большого театра и в то время с большим успехом, будучи отличным певцом и музыкантом, преподавал

в Тифлисе пение. Он меня выслушал и с порывом настоящего артиста, любящего своё дело, сразу горячо поощрил. Он не только даром стал учить, но ещё и поддерживал меня материально. Этот превосходный человек и учитель сыграл в моей артистической судьбе огромную роль. С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь. В то время, правда, я ещё не вполне отдавал себе отчёт в том, что было положительного в преподавании Усатова, но его влияния все же действовали на меня уже тогда. Он пробудил во мне первые серьёзные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус и - что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным - наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес» [1, с. 15].

Воспоминания Е.Е. Нестеренко о своих учителях: «В успехе овладения певческой профессией есть два основных компонента. Это - работоспособность несмотря ни на что (ни на здоровье, ни на погоду и т.д.) и хорошая школа. И вот эту хорошую школу получить - первое дело. А хорошая школа - это хороший педагог. Хороший же педагог тот, который умеет учить, который тебе подходит и которому ты подходишь. Очень важно для певца - проявить настойчивость в поиске такого педагога. Я могу сказать, что мне повезло встретить двух замечательных педагогов, которые меня вывели на дорогу жизни. Это Мария Михайловна Матвеева и Василий Михайлович Луканин. Мой первый вокальный педагог - Мария Михайловна Матвеева - мне много дала и определила к Василию Михайловичу Луканину. Она точно нашла того человека, того педагога, который продолжил то, что она, в силу своих возможностей, во мне раскрыла. Я сразу почувствовал к Луканину симпатию, доверие - доверие к его школе» [2, с. 89-90]. Е.Е. Нестеренко продолжает о своём учителе В.М. Луканине: «...Чем более опытным певцом я становлюсь, тем яснее понимаю, как мудро, настойчиво и вместе с тем тактично вёл меня Василий Михайлович к овладению секретами пения. ... Широта кругозора Василия Михайловича, эрудиция в вопросах музыки, театра, литературы, живописи, богатейший сценический и педагогический опыт, принципиальность и непредвзятость суждений и оценок служили основой непререкаемого авторитета профессора у его учеников. Обращение к студентам - только на Вы. В классе никогда не было любимых и нелюбимых учеников, все замечания высказывались

в корректной, часто шутливой форме. Во время занятий царила спокойная, деловая обстановка» [2, с. 74-75]. Про педагогические заслуги В.М. Луканина пишет Ю.А. Барсов: «Успешной педагогической работе со студентами во многом способствовали личные качества профессора Луканина: его отзывчивость, скромность, последовательность в проведении методических установок, целеустремленность, трудолюбие. Василий Михайлович умел максимально мобилизовать внимание студентов, заставить включиться в музыкальный образ исполняемого произведения» [2, с. 81].

Е.В. Образцова описывает своего педагога А.А. Григорьеву: «Когда мы начали заниматься, голос у меня звучал сопраново. Я пела легко, когда поступала в консерваторию. А потом, когда надо было учиться вокальной грамоте, «школе», я перестала понимать, чего от меня хотят. И это продолжалось довольно долго. Антонина Андреевна разумно разведывала мои возможности, не торопилась «расковырять бутончик». Она говорила: «Знаете, Леночка, если бутончик расковырять в розочку, она сразу увянет. Бутончик должен расцвести сам»» [2, с. 94-95].

Благодаря сохранившимся высказываниям о своих педагогах знаменитых певцов, прославившихся на весь мир, становится понятно, какую ключевую миссию они сыграли в формировании исполнительского мастерства вокалистов бельканто. Данные певцы на долгие годы остаются в сердцах слушателей и являются эталоном профессионального исполнения для начинающих вокалистов. Описание портрета педагога-музыканта можно встретить в научной литературе. Особое внимание необходимо уделить работе О.А. Блока, который описал, опираясь на примеры учёных, профессионально-творческий портрет педагога-музыканта-исполнителя: личностные качества, позволяющие ему проявлять профессионализм, оригинальность, овладевать новыми познаниями, прочувствовать внутренний мир обучающихся; личные качества, «которые дают возможность предлагать несколько вариантов интерпретации музыкального сочинения, развивать эвристическое начало учеников, находить интересное оригинальное решение, необычные средства его воплощения» [3, с. 86]. Также в этот портрет он включил музыкально-эстетическое сознание; чувственное начало; исполнительскую культуру; организационно-волевые способности; самореализацию; лич-ностно-интеллектуальные качества; коммуникативность; креативность; морально-нравственные качества; общепедагогическую компетентность; [3, с. 82-88].

Важным, на наш взгляд, представляется использование в работе педагога вокального класса личностно ориентированного подхода, который строится на следующих основных принципах:

1. «Развитие вокалиста как субъекта культуры, истории, личностного опыта.

2. Опора на личный опыт вокалиста без потери ценности общественно-исторического опыта.

3. Свобода и творчество вокалиста в образовательном процессе: выбор приоритетов, образовательных «маршрутов», стратегий развития.

4. Обучение вокалиста с опорой на перспективу его развития, а не только для овладения им нормативной деятельности.

5. Оценка профессиональных способностей вокалиста главным образом к самому процессу достижения результата» [4, с. 46].

По нашему мнению, портрет преподавателя по вокалу в технике бельканто рационально представить через призму профессиональной готовности педагога, описанную В.В. Ширяевой [5, с. 40-41]:

1. К психофизиологической готовности преподавателя по вокалу относится его физическое, психологическое благополучие и отсутствие медицинских противопоказаний: нервно-психических расстройств, нарушения речи и слуха, отсутствие зависимостей (табакокурение, алкоголь, наркотики), заболеваний ЦНС, инфекционных заболеваний и др.

2. Теоретическая готовность педагога-вокалиста в следующих областях: русский язык и культура речи, музыковедение (всеобщая история музыки, история видов и жанров, музыкальная, национальная и групповая история, теория музыки, гармония, полифония, ритмика, метрика, мелодика, инструментовка, сольное пение, вокальный ансамбль и др.), постулаты школы бельканто, драматургия, актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец,

Библиографический список

сценическое фехтование, медицина, педагогия, психология, литература, этика и эстетика, теория и методика воспитания, теория обучения, методология и методика преподавания, работа с музыкальной аппаратурой и др.

3. Практическая готовность состоит из 1) педагогических умений: умения распознать интересы, способности и опыт обучающегося, умения выстраивать индивидуальные маршруты профессионального развития вокалиста; умения доступного объяснения материала на основе личного показа; умения наблюдать, анализировать, конкретизировать и оценивать деятельность обучающегося; умения прогнозировать реакции, ошибки, трудности и результаты; умения планировать свою работу; 2) педагогических навыков: самосознания, грамотной речи, организаторских и управленческих способностей, доброжелательности, креативности, настойчивости, ответственности, пунктуальности, открытости новому опыту; 3) педагогических компетенций: общекультурных, ценностно-смысловых, регулятивных, интеллектуально-педагогических, информационно-коммуникативных, инновационных, социально-трудовых и компетенций личностного самосовершенствования [6, с. 136-139; 7, с. 12-14].

4. В личностно-профессиональную готовность педагога по вокальному искусству входят: 1) общие способности: высокий уровень образного мышления; большой объём памяти и развитая наглядно-образная память; концентрация внимания; активность восприятия; продуктивность воображения; высокий уровень коммуникативной культуры; 2) специальные способности: речевые, дидактические, коммуникативные, творческие, перцептивные, прогностические, организаторские, авторитарные, инновационные, академические и способность к многозадачности; 3) личные качества: высокая степень личностной культуры, креативность, эстетика, этичность, эмпатия, уважение, интерес, наблюдательность, коммуникабельность, мотивированность, требовательность к себе и другим, самоконтроль, самооценка, саморефлексия и желание самосовершенствоваться в профессии и др.

5. Психологическая готовность - субъективная готовность преподавателя по певческому искусству к обучению, воспитанию и развитию обучающихся вокалистов по школе бельканто, адаптация к преподавательскому волнению и отсутствие профессиональной деформации.

6. Мотивационная готовность педагога-вокалиста заключается в постоянном стремлении находиться в профессиональном росте и качественной профессиональной деятельности, быть активным и открытым к новому опыту.

7. Рефлексивная готовность преподавателя по вокалу сводится к самосознанию, самоконтролю, самооценке, саморефлексии в профессиональной деятельности, а также к осознанию, контролю, оценке, рефлексии успехов и неудач своих учеников и построению дальнейших путей совершенствования исполнительского мастерства.

Всё выше сказанное говорит о существенном влиянии техники, образовательной среды бельканто на совершенствование исполнительского мастерства вокалиста. Раскрывая портрет преподавателя по вокальному искусству школы бельканто, мы как в зеркале-отражении можем увидеть не только «поверхностное», «зримое», но и понять глубину содержания, специфику креативной природы феномена. Именно преподаватель является наставником, советником, помощником, «движителем», «судьей» в овладении обучающимися секретов бельканто. Он - трепетный хранитель традиций искусства школы бельканто и продолжатель этих традиций в своих учениках.

Перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике может составить изучение школы бельканто с позиций культурологического, искусствоведческого психолого-педагогического поисков. Интерес представляет феномен импровизации, стилистической интуиции, культура общения, поведения исполнителя, которые во многом определяют специфику школы «высокого вокального искусства». Неслучайно целый ряд ученых, в том числе О.А. Блок, высказываются о том, что, кроме всего прочего, «музыкальная педагогика изучает не только личностные качества, но и культуру общения музыканта, его поведение в художественно-образной среде, окружающем мире в целом» [8, с. 231]. Объектом будущих исследований в области педагогики и психологии музыкального творчества должно стать как сознательное, так и бессознательное студентов, единство эмоционально-чувственного и логико-конструктивного начала [9].

1. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах. Париж: Современные записки, 1932.

2. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров: сольное, хоровое пение, сценическая речь. Москва: Совет по вокальному искусству при министерстве культуры РФ, МГК им. П.И. Чайковского, ГИТИС, Центр «Искусство и наука», Когито-Центр, 2013.

3. Блок О.А. Профессионально-творческий портрет педагога-музыканта-исполнителя как объект исследования. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. Москва: МГУКИ, 2018: 81 - 88.

4. Богомольный М.С. Личностно ориентированный подход к профессиональному образованию вокалиста. Recent scientific investigation: Proceedings of IX-X International Multidisciplinary Conference. Shawnee, 2020: 44 - 49.

5. Ширяева В.В. Профессиональный рост педагога как необходимое условие развития инновационной системы образования. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021; № 5: 38 - 48.

6. Манакова И.П. Модель профессиональной компетентности педагога. Наука - образование-производство: опыт и перспективы развития. Материалы XIV Международной научно-технической конференции. Нижний Тагил: Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Нижнетагильский технологический институт (филиал), 2018: 134 - 140.

7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Вестник Института образования человека. 2011; № 1: 3 - 33.

8. Блок О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства. Вестник МГУКИ. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

9. Блок О.А. Педагогика и психология музыкального творчества как парадигма высшего профессионального образования. Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры, Хабаровск: ХГИИК, 2013: 23 - 31.

References

1. Shalyapin F.I. Maska i dusha: moisoroklet na teatrah. Parizh: Sovremennye zapiski, 1932.

2. Rezonansnaya tehnika peniya i rechi. Metodiki masterov: sol'noe, horovoe penie, scenicheskaya rech'. Moskva: Sovet po vokal'nomu iskusstvu pri ministerstve kul'tury RF, MGK im. P.I. Chajkovskogo, GITlS, Centr «Iskusstvo i nauka», Kogito-Centr, 2013.

3. Blok O.A. Professional'no-tvorcheskij portret pedagoga-muzykanta-ispolnitelya kak ob'ekt issledovaniya. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nomprostranstve. Moskva: MGUKI, 2018: 81 - 88.

4. Bogomol'nyj M.S. Lichnostnoorientirovannyjpodhodkprofessional'nomuobrazovaniyu vokalista. Recent scientific investigation: Proceedings of IX-X International Multidisciplinary Conference. Shawnee, 2020: 44 - 49.

5. Shiryaeva V.V. Professional'nyj rost pedagoga kak neobhodimoe uslovie razvitiya innovacionnoj sistemy obrazovaniya. Municipal'noe obrazovanie: innovaciii 'eksperiment. 2021; № 5: 38 - 48.

6. Manakova I.P. Model' professional'noj kompetentnosti pedagoga. Nauka - obrazovanie-proizvodstvo: opyt i perspektivy razvitiya. Materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Nizhnij Tagil: Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF, Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina», Nizhnetagil'skij tehnologicheskij institut (filial), 2018: 134 - 140.

7. Hutorskoj A.V. Opredelenie obschepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak harakteristika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2011; № 1: 3 - 33.

8. Blok O.A. Pedagogicheskij potencial muzykal'nogo iskusstva. Vestnik MGUKI. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

9. Blok O.A. Pedagogika i psihologiya muzykal'nogo tvorchestva kak paradigma vysshego professional'nogo obrazovaniya. Problemy kadrovogo obespecheniya sfery kul'tury i iskusstva. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu Habarovskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury, Habarovsk: HGIIK, 2013: 23 - 31.

Статья поступила в редакцию 18.11.21

УДК 371

Ivanina R.V., Professor, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: regina.ivanina2016@yandex.ru

DEVELOPMENT OF THE STYLE THINKING OF STUDENT-PIANISTS (ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE EVOLUTION OF THE STYLISM OF PIANO CREATIVITY OF A.N. SKRYABIN). The article examines the process of developing stylistic thinking among students at piano lessons in art universities by the method of historical and stylistic study of creativity of composers. This method is disclosed in the article on the example of the study of the main features of the piano creative work of A.N. Skryabin in the aspect of evolution. The creativity of A.N. Skryabin is not only an example of the depth of musical thought. The originality and logic of presentation of musical material, intonation structures and the totality of the composer's expressive means attract attention of many art historians. The emphasis is placed on the close relationship between the performing style and the manner of compositional writing. At the same time, the characteristic features of his work are associated with peculiarities of the psychological system and the worldview of the composer. The result of such pedagogical work is the development of competencies necessary for the future performer. It is important for the student not only to reflect in line with the stylistic specifics of the composer, mastering his value orientations, worldview position. He needs to find his own way of embodiment, matching it with the manner of performance of the author, according to the laws of unity of form, content, drama.

Key words: piano pedagogy, style, stylistic thinking, pianist, creativity of A.N. Scriabin.

Р.В. Иеанина, доц., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: regina.ivanina2016@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СТИЛЕВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ СТИЛИСТИКИ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА А.Н. СКРЯБИНА)

В статье рассматривается процесс развития стилевого мышления у студентов на уроках фортепиано в творческих вузах методом историко-стилевого изучения творчества композиторов. Данный метод раскрыт в статье на примере исследования основных черт фортепианного творчества А.Н. Скрябина в аспекте эволюции. Творчество А.Н. Скрябина является не только образцом глубины музыкальной мысли. Оригинальность и логика изложения музыкального материала, интонационные структуры и совокупность выразительных средств композитора приковывают внимание многих исследователей-искусствоведов. Акцент ставится на тесной взаимосвязи исполнительского стиля и манеры композиторского письма. При этом характерные черты его творчества связываются с особенностями психологического строя и мировосприятия композитора. Результатом такой педагогической работы становится освоение компетенций, необходимых для будущего исполнителя. Студенту важно не только рефлексировать в русле стилевой специфики композитора, осваивая его ценностные ориентиры, мировоззренческую позицию. Ему необходимо найти свой путь воплощения, соразмеряя его с манерой исполнения автора (если таковая имеется), по законам единства формы, содержания, драматургии.

Ключевые слова: фортепианная педагогика, стиль, стилистическое мышление, пианист, творчество А.Н. Скрябина.

Данная работа посвящена проблеме воспитания студентов-пианистов в ключе их историко-теоретической подготовки, а именно - углубленному освоению фортепианных (исполнительских) и авторских стилей композиторов, произведения которых составляют годовую или семестровую программу студента.

Актуальность такой постановки проблемы обусловлена необходимостью развития стилевого мышления у студентов-исполнителей, которое лежит в основе способности адекватного прочтения нотного текста, правильного звукоизвлече-ния, грамотного построения исполнительской драматургии. В соответствии с этим положением целью становится формирование педагогических подходов, разработка соответствующих методов, направленных на решение данной проблемы.

Неслучайно О.А. Блок подчеркивал: «Тенденция «разобранных форм», отсутствие целостности в исполнительстве, «сухая», «бесцветная» игра, эклектика, стилистическая безграмотность, к сожалению, занимают все большее пространство в концертных выступлениях обучающейся молодежи» [1, с. 206].

Обучение и воспитание студентов творческих вузов исполнительскому искусству - задача многоаспектная, что отражено в компетентностном подходе к ее решению. Одним из важнейших методов, способствующих успеху исполнительской интерпретации пианиста, является изучение эволюции фортепианного творчества композитора, понимание особенностей его развития на разных этапах

творческого пути. Эти знания студенты, как правило, получают на занятиях по истории музыки. Педагог по специальному инструменту (или общему фортепиано) должен контролировать освоение этих знаний студентами.

Особенно уникальными случаями являются те, когда сам композитор одновременно является пианистом, как например, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев и многие другие. И если студенты-пианисты изучают дисциплину «История исполнительских стилей» и могут познакомиться с исполнительским творчеством композитора, то студенты, осваивающие общее фортепиано, лишены такой возможности. Соответственно, педагог по фортепиано должен помочь студенту устранить этот пробел, кратко познакомив его с исполнительским творчеством композитора.

Этот вопрос неоднократно в своих педагогических работах раскрывали отечественные фортепианные педагоги, в числе которых А.Д. Алексеев, Л.Б. Булатова, ГГ. Нейгауз, Ю.В. Понизовкин, С.И. Савшинский и многие другие.

Разумеется, что такая дополнительная работа преподавателя по фортепиано требует от него дополнительных затрат энергии и времени. Однако ее результат оказывается весьма эффективным для воспитания стилистического мышления, стилистической чуткости, что является одной из важнейших и необходимых слагаемых профессионализма исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.