Научная статья на тему 'Портрет посетителя Третьяковской галереи'

Портрет посетителя Третьяковской галереи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ / МОНИТОРИНГ ПУБЛИКИ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / МОТИВАЦИЯ ПОСЕЩЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрунина Любовь Яковлевна

Статья посвящена социологическому исследованию публики (годичный мониторинг 2009)2010 гг.) постоянной экспозиции Третьяковской галереи. На основе данных исследования выстроен портрет трех основных категорий зрителей: молодежи, взрослых и пенсионеров. Описаны мотивы поведения, формы организации визита, влияние предыдущего опыта приобщения к художественной культуре, способы ориентации в музее и ожидаемые новации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет посетителя Третьяковской галереи»

Портрет посетителя Третьяковской галереи

Статья посвящена социологическому исследованию публики (годичный мониторинг 2009-2010 гг.) постоянной экспозиции Третьяковской галереи. На основе данных исследования выстроен портрет трех основных категорий зрителей: молодежи, взрослых и пенсионеров. Описаны мотивы поведения, формы организации визита, влияние предыдущего опыта приобщения к художественной культуре, способы ориентации в музее и ожидаемые новации.

Ключевые слова: художественные музеи, мониторинг публики, социально-демографический портрет, социальные группы, мотивация посещения, художественные предпочтения.

Любовь Петрунина

канд. филос. наук, ст. науч. сотрудник Гос. Третьяковской

галереи [email protected]

Общеизвестно, что основными задачами музея в обществе является собирание, хранение и транслирование культурных ценностей. Однако сегодня именно эта последняя, выступает на первый план, потому что, только предъявляя публике, обществу результаты своей корпоративной, профессиональной деятельности по собиранию и хранению произведений искусства, музей оправдывает само свое существование. Чтобы продуктивно представлять свои собрания, нужно ясно понимать, кому они адресованы. Для ответа на этот вопрос в течение 20092010 гг. в Третьяковской галерее с помощью студентов социологического факультета РГГУ проходил мониторинг посетителей постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке.

Целью исследования было выявление степени соответствия предложений Третьяковской галереи ожиданиям публики по досуговому времени препровождению и на основе полученной информации разработка стратегии дальнейшего развития.

Задачи исследования носили комплексный характер:

• уточнить сведения о публике: социально-демографические характеристики, профессиональный состав;

• разработать типологию зрителей и создать их социальные портреты как потребителей услуг, предоставляемых музеем;

• выявить мотивацию посещения и формы его организации для разных групп зрителей, их предпочтения, степень вовлеченности в пространство художественной жизни и удовлетворенности визитом в целом;

• определить покупательную способность различных групп зрителей и их предпочтения по ассортименту в музейных киосках;

• выявить степень готовности посетителей к дальнейшему расширению и разнообразию контактов;

• определить наиболее предпочтительные формы расширения контактов.

Основным методом сбора информации была выбрана анкета, состоящая из нескольких тематических блоков, вопросы которых были сформулированы по материалам экспертных интервью, выполненным на предварительной стадии исследования. В качестве экспертов выступали руководящие сотрудники Третьяковской галереи: заместители генерального директора по экономике, просветительской и издательской деятельности, ^-технологиям, заведующие отделами развития, планирования продаж, по связям с общественностью.

Опросная выборка строилась по возрастному принципу на основе ста-

тистики о проданных билетах, в соответствии с предоставляемыми льготами для школьников, студентов и пенсионеров, а также взрослых. Опрос проводился в будние и выходные дни в утренние и вечерние часы. Чтобы нивелировать сезонные колебания, было проведено четыре серии опросов: летом, осенью, зимой и весной, собрано более 1200 анкет. Полученная информация упорядочена и на ее основе составлена база данных, которая позволяет делать анализ разной степени сложности.

Результаты исследования

Количественные данные, полученные в результате опросов, нуждаются в сопоставлении с цифрами, полученными ранее и дальнейшей содержательной интерпретации. Однако в Третьяковской галерее опросы публики проводились только на сменных выставках, а исследование посетителей постоянной экспозиции не проводилось с 1928 г., так как силами одного сотрудника эти задачи невыполнимы. Поэтому, при интерпретации материалов исследования приходилось ориентироваться на результаты опросов, выполненных моими коллегами музейными социологами: сектором социально-психологических исследований Государственного Русского музея и сектором социологических исследований Государственного Эрмитажа, которые уже на протяжении 35 лет с регулярной периодичностью проводят такие опросы.

Социально-демографические характеристики публики

Во многом наша московская публика по своему составу близка петербургской. Это касается, прежде всего, возрастного состава. Таблица № 1 показывает соотношение наших посетителей по возрасту. Как видим, он сильно зависит от времени года. Это вполне объяснимо школьными занятиями, каникулами, отпусками, занятостью на даче и т.д. Именно для того, чтобы нивелировать сезонные колебания мы и проводили опросы в течение всего года.

Обратим внимание на последнюю строку в таблице, где да-

Таблица №1

Возрастные группы до 17 лет от 18 до 25 лет от 26 до 55/59 лет старше 55/59 лет Всего

Доли летом 14,8 12,6 61,9 10,6 99,9

Доли осенью 22,3 20,3 43,2 8,4 94,2

Доли зимой 20,8 12,9 53,6 12,7 100

Доли весной 23,3 14,3 49,7 12,7 100

Среднее значение 20,3 15,0 52,1 11,1 98,5

Сумма в колонке "всего" не везде равна 100%, так как не все респонденты указали возраст

ны средние годовые значения. Довольно долго среди третьяковских сотрудников бытовало мнение, что наши залы наполнены по преимуществу школьниками. Эта "звонкая" аудитория, казалось, заполняет все пространство музея. Однако это ощущение нужно корректировать. Опрос показал, что доля зрителей 26-55/59 лет у нас составляет в среднем более половины от всего потока зрителей, и в этом особенность нашего музея. Эрмитаж1 в 1998 г. посетило лишь 30% взрослой публики, а ГРМ2 в 2004 г. и того меньше - 25,6%.

рый проводил по заданию Министерства культуры Институт экономики и социальной политики среди московских музеев федерального подчинения, так же невелика — 21,2%3.

Первые два столбца таблицы показывают, что зрителей до 25 лет у нас 35%. Эта цифра совпадает с данными, полученными коллегами из Эрмитажа в 1998 г. и в московском опросе МК, но значительно меньше, чем в ГРМ. Там в опросе 2004 г. на постоянной экспозиции молодежи до 25 лет было более 57%, а посетителей пожилого возраста — 16%.

Гендерное соотношение совершенно совпадает с данными моих коллег: около 32% составляют мужчины и 68% — женщины с минимальными сезонными колебаниями в 1-2%. Такое же соотношение было зафиксировано и в опросе 2006 г., который проводил по заданию Министерства культуры Институт экономики и социальной политики.

Образовательной состав наших посетителей приближается к тому, что фиксировали мои коллеги в северной столице: 66,7% зрителей имеют высшее и неоконченное высшее образование. Однако у нас меньшая доля школьников в общем потоке публики (20% школьников — неоконченное среднее), среди взрослых есть 6% имеющих среднее и 6% среднее специальное образование. Поэтому, можно говорить, что образовательный состав посетителей Третьяковской галереи отличается своим разнообразием, тогда как в Санкт-Петербурге публика поляризуется к точкам высшего и неоконченного среднего образования.

Профессиональное соотношение 24,7% набрали представители профессий гуманитарного профиля (творческих, образования и других) и вышли на первое место, представители финансовой сферы, юриспруденции и управленческого аппарата составили 16,8% и оказались на втором месте, группа научно-технической интеллигенции набрала 15,4% и заняла третье место. Таблица № 2 показывает распределение посетителей с учетом их профессиональной принадлежности и сезонных колебаний.

При сопоставлении полученных цифр с петербургскими, получается, что заметная там группа научно-технической интеллигенции (44,2% ГРМ и 19% — Эрмитаж) у нас не так значима, составляя всего в сумме 15,4% (инженерно-технические и естественнонаучные профессии). Зато представители финансовой сферы и управленческого аппарата в ГТГ составили 16,8% и вышли на второе место (в Эрмитаже — 23,4% и первое место). Представители творческих профессий оказались довольно многочисленны — 6,3% ( ГРМ — 3,8%). Самая многочис-

Таблица №2

Профессиограмма (в % к числу опрощенных) Лето Осень Зима весна средняя

Нет ответа 30,6 43,1 38,7 40,7 38,1

Экономика и финансы 10,3 11 7,4 9,7 9,6

Инженерно-технические профессии 15,2 8,1 9,4 16,2 12,2

Творческие профессии 7,4 6.1 5,5 6,0 6,3

Психология, медицина, спорт 8,7 5,8 6,8 9,0 7,6

Образование 8,7 5,5 7,4 4.7 6,6

Услуги, домохозяйки 4,9 6,2 3,2 2,7 4,3

Управление и менеджмент 4,2 4,8 7,4 3 4,9

Естественнонаучные профессии 5,8 3,2 3,2 0,7 3,2

Юриспруденция 2,6 2.6 1,6 2,3 2,3

Культурология, искусствоведение, музейная работа, журналистика, РР! 0,6 2.6 9,4 4,3 4,2

Военнослужащие и сотрудники МВД 1.0 1,0 - 0,7 0,7

ленная у нас группа гуманитарной интеллигенции суммарно составила 24,7%, а в Эрмитаже 20%. Таким образом, по профессиональному составу публика Третьяковской галереи ближе к эрмитажной, нежели к посетителям Русского музея.

По месту проживания наши посетители делятся примерно в таких же пропорциях, что и в северной столице: 33,7% составляют приезжие, и соответственно 62% — москвичи. Однако стоит отметить, что летние месяцы дают совершенно иную картину. Летом у нас более половины — приезжие (51%)! И в этом так же видно особое отношение к нашему музею: каждый россиянин, пользуясь отпускными перемещениями, стремиться посетить Третьяковскую галерею. При этом стоит заметить, что в Третьяковской галерее считают почти своим долгом побывать не только жители дальних регионов России и соскучившиеся по всему родному русскоговорящие зарубежные гости, но и избалованные музеями и выставками петербуржцы: от 4% до 6 % жителей северной столицы в потоке нашей публики. Заметны гости из Сибири и Дальнего Востока (среднегодовые значения) — 9%, Поволжья — 6,5%, центральных регионов России — 5%.

Портрет "взрослой" публики

Начнем с взрослых посетителей (26-55/59 лет) как самой большой социальной группы в общем потоке. Напомним, что они составляют 52% (см. Таблицу № 1). Обычно считается, что взрослые, пришедшие самостоятельно являются одиночными посетителями. Диаграмма № 1 развеивает этот миф и показывает, в каком составе действительно приходят в музей взрослые посетители.

Диаграмма № 1

с друзьям и

ЛХ-

о семьёй 43.2-4 гР^пои 4-4

\ г^^^^^В / нет спеетэ

^один 24.2

1 Селиванов В.В. Санкт-Петербург из окна Эрмитажа.//Жизненный мир поликультурного Петербурга. Материалы международной научно-

практической конференции /ГЭ РГПУ им. Герцена, РГНФ. СПб., 2003.

2 Козиев В.Н. Структура и динамика зрительской ацудитории ГРМ (1987 - 2003 гг.) // Дифференциация и интеграция мировоззрений: художественный и эстетический опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 19 Изд. СПб. государственного

университета, СПб., 2004. с. 219 - 229

3 Фонд "Институт экономики и социальной политики" (ИнЭСП). Аналитическая записка по результатам социологического обследования музеев

федерального ведения по вопросу оценки удовлетворенности посетителей качеством обслуживания и доступностью услуг культуры в 2006 г.

Таблица №3

В % к числу опрошенных С кем вы пришли сегодня в музей

Что входило в ваши планы при нет с с с Общий

посещении музея ответа один семьей друзьями группой итог

нет ответа 0,0 0,0 0,1 0,1 0,0 0,2

провести свободное время 0,1 3,7 2,0 4,7 0,3 10,7

пополнить знания о русском искусстве 0,1 6,6 11,4 6,3 1,4 25,8

увидеть работы любимого художника 0,2 6,7 9,6 6,2 0,9 23,6

получить эмоциональный заряд 0,2 6,7 10,6 7,1 0,9 25,5

показать музей детям 0,0 0,0 7,8 1.4 0,8 10,0

показать музей гостям 0,0 0,1 1,3 0,9 0,1 2,3

зашел по пути случайно 0,0 0,0 0,1 0,3 0,0 0,4

другое 0,0 0,3 0,4 0,7 0,1 1,5

Общий итог 0,5 24,2 43,2 27,7 4,4 100,0

Таблица №4

С кем вы пришли сегодня в музей

Посещали ли вы Третьяковскую галерею раньше? нет ответа один с семьей с друзьями с группой Общий итог

Да(безуточнения количества) 0,0 2,2 4.1 1.4 0,6 8,3

1 раз 0,2 2,0 5.8 2,5 0.6 11,2

2 раза 0,0 2,5 3,8 2,2 0,5 9,0

3 раза 0,0 1,6 3,1 2,0 0,0 6,8

более 3 раз 0,3 6,6 9,1 6,9 1,1 24,1

нет 0,3 8,3 18,1 12,3 1,6 40,6

Общий итог 0,8 23,3 44.1 27,4 4,4 100,0

Как видим, около половины — это семейные группы. Дружеские группы, составляющие примерно пятую часть от всего потока, так же являются вариантом малой группы. В сумме это составляет более 70%. И только четвертую часть зрителей составляют собственно одиночные посетители. Всего около 5% пришли в составе организованной экскурсии. Следовательно, представление о том, что взрослый — это одиночный посетитель, ошибочно: в действительности мы имеем дело с большим количеством малых социальных групп. Но такая группа имеет другие модели поведения, чем одиночные посетители.

Таблица № 3, построенная на пересечении вопросов о целях визита и форме его организации, позволяет понять, какова мотивация, с которой приходят взрослые посетители.

Как видно из последнего столбца таблицы три варианта ответов набрали примерно по четверти голосов каждый: это зрители, пришедшие с целью "пополнить знания об искусстве", "получить эмоциональный заряд" и "увидеть работы любимого художника". Две последних формулировки (в сумме 49%) носят эмоционально окрашенный оттенок в отличие от первой, которая указывает на познавательный движущий мотив.

Значит, мы имеем в два раза больше взрослой публики, пришедшей за впечатлениями, нежели с познавательными задачами. Эта картина заметно отличается от той, что получили коллеги из Русского музея4. Там до 40% зрителей приходят с обще познавательными целями и лишь 30% зрителей стимулируют задачи эмоционального плана. И она разительно отличается от прежних замеров в 1970-80 гг., когда социально одобряемый познавательный вариант имел еще более значительный перевес.

Обратим внимание на семейные группы. Первоначально при разработке анкеты решено было разделить мотивы, стимулирующие посещение музея, на событийные и общие, традиционно выделявшиеся социологами, типа "пополнить знания о русском искусстве". Это разделение было продиктовано наблюдением за публикой в залах: было видно, что преобладают небольшие группы, либо семейные (бабушки, реже дедушки с внуками, либо родители) с детьми, либо дружеские. Значит, само наличие ребенка или гостя должно быть побудительным мотивом для посещения музея.

Однако событийные мотивы на первый взгляд не были превалирующими. Мотив "показать музей детям" занял лишь 4 место с 8% голосов (см. Таблицу № 3). Так что же, событийный мотив, и связанная с ним важная роль взрослых в семье как транслятора устойчивых ценностей младшим поколениям не является ведущим? Такой результат, идущий в разрез с наблюдениями, потребовал более внимательного анализа.

Действительно, ведь ответ "пришли с семьей" еще не означает, что пришли с детьми! В составе семьи могут быть только взрослые ее члены. Да и полтора процента дружеских групп также имели в своем составе детей, как показывает таблица № 3. Можно предположить, что это были дети друзей, которых не рассматривали как членов своей семьи лица, отвечающие на вопросы анкеты. Но в качестве задачи посещения наряду с другими имели в виду познакомить и детей с музеем.

С другой стороны, статистика проданных билетов свидетельствовала, что дети составляют 20% от всех посетителей. Дальнейшие подсчеты по базе данных исследования показали, что почти половина школьников приходит в Третьяковскую галерею с экскурсией. А треть, или 6,6% в пересчете на весь поток посетителей, приходят с семьей, то есть попадают в социальную группу семейных посетителей.

Пересчитав по отношению ко всему потоку публики количество взрослых, пришедших с семьей и указавших в качестве планов на посещение мотив "показать музей детям", мы получим 5,2%. С учетом количества пенсионеров с теми же параметрами, мы суммарно получим цифру 6%. Таким образом, цифра школьников пришедших с семьей и цифра всех взрослых, которые пришли с детьми, примерно совпадают. Это доказывает, что событийный мотив действительно работает на все сто процентов! Стоит уточнить, что эти цифры не означают, что анкеты заполняли школьники и взрослые, состоящие в родстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Событийный мотив "показать гостям" на удивление набрал мало голосов. Он и в других возрастных группах составил от 2 до 4%. Получается, что приезжие, доля которых летом достигает 51%, оказываются гораздо более самостоятельными и не нуждаются в сопровождении принимающей "московской" стороны при посещении Третьяковской галереи. Более того, в летних замерах, в отличие от всех других сезонных замеров, до 20% публики приходили, чтоб показать музей детям, а вот гостям — лишь 5,5%.

Насколько подготовлена взрослая публика, приходящая к нам в музей, насколько она вовлечена в художественную жизнь? Такую информацию может дать таблица № 4, построенная на пересечении данных о форме организации посещения и количестве прежних визитов в музей. Как видно из таблицы почти 60% взрослых раньше уже посещали Третьяковскую галерею и соответственно 40% пришли впервые. Эти данные приближаются к цифрам, полученным моими коллегами из Русского музея. Там в 2004 г. было 35% пришедших впервые, тогда как в 1980-е гг. их доля достигала 50%.

4 Козиев В.Н. Структура и динамика зрительской аудитории ГРМ (1987-2003гг.) //Дифференциация и интеграция мировоззрений: художественный

и эстетический опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 2004.

В сумме те, кто 3 раза и более посещал наш музей составляют половину от всего количества прежде посещавших. Вместе с тем, если смотреть по массиву в целом, то среди взрослой части публики доля впервые пришедших окажется выше, чем в других возрастных группах.

Стоит обратить внимание, что среди семейных и дружеских групп около половины -впервые пришедшие посетители. И менее трети бывали у нас 3 и более раз, то есть являются постоянными посетителями.

Какова доля москвичей и жителей области среди той и другой части взрослой публики? По базе данных видно, что доля москвичей среди постоянных зрителей — ровно половина. Велика также цифра москвичей среди пришедших впервые, они составляют более половины от их числа. Это связано, видимо, с большим числом "новоиспеченных" москвичей, недавно обосновавшихся в столице.

В каких еще музеях бывают наши посетители? 6% зрителей посещает музеи всех типов, исключительно только в художественных бывает около 40% взрослой публики, помимо художественных в исторических музеях — 83% зрителей.

Дополнительные характеристики взрослой публики дает ответ на вопрос о прежнем опыте приобщения к различным художественным практикам. Таблица № 5 позволяет увидеть картину в целом.

На первый взгляд наибольшая доля постоянных посетителей среди тех, что увлекался музыкой, театром и танцами. Однако это совокупный ответ по трем видам художественной деятельности, потому мы не можем утверждать, что, скажем, музыкальные занятия стимулируют интерес к пластическим видам искусства, больше, чем художественная школа. Далее идут те, кто изучал искусство самостоятельно. Этот "обтекаемый" вариант ответа, возникший уже в последних двух сериях опросов, позволял респондентам деликатно выйти из затруднительной ситуации и не оставить без ответа этот пункт анкеты (данные были скорректированы для сводной таблицы). Однако с учетом не ответивших на этот вопрос мы получаем в сумме 47% публики, не имевшей прежде регулярных контактов с художественным миром. Значит, в действительности почти половина посетителей, приходящих в наш музей, не имели продолжительных и регулярных контактов с художественным миром и являются неподготовленными зрителями. И эта значимая цифра диктует необходимость разработки форм подачи информации публике ранжировано, с учетом разного опыта общения с искусством. И только на третьем месте идут те, кто занимался в художественной школе, что вполне объяснимо их приверженностью к художественному музею.

Привлекает внимание, что среди тех, кто увлекался музыкой, театром и танцами наибольшая доля постоянных посетителей. Объяснение можно найти в том, что посещение художественного музея не подразумевает углубление профессионализации, а показывает, что это форма проведения досуга, такая же, как художественная студия в детстве.

Опрос позволяет увидеть, чем пользуются зрители галереи для выбора маршрута осмотра, или каковы формы навигации по музею. Ответ на него дает диаграмма № 2

Она показывает, что более двух третей посетителей самостоятельно осматривают постоянную экспозицию. На первый взгляд в материалах исследования не было ответа на вопрос, удовлетворены ли они таким своим выбором или были вынуждены по каким-то причинам остановиться на такой форме. Однако мое внимание привлекли, как казалось сначала, сбои в цифрах: на вопрос "с кем вы пришли сегодня в музей?" только 4,4% ответили "с экскурсией" (см. таблицу № 3). На другой во-

Таблица №5

Посещали ли вы Третьяковскую галерею раньше? (в % к числу опрошенных)

Занимались ли вы в жизни чем-либо более Общий

связанным с искусством да нет 1раз 2р. Зр. Зр. итог

нет ответа 2,9 15,3 4,0 2,3 1,3 4,4 30,5

это моя профессия 0,8 2,8 1,1 1,4 1,3 3,3 10,5

занимался в худ. школе, студии 1,3 5,8 1,6 1,5 1,4 3,6 15,1

изучал искусство самостоятельно 0,6 5,8 1,3 1,5 1.5 4,8 15,4

занимался музыкой, танцами, театром 1,4 5,5 1,1 1.6 1,6 5,6 16,9

посещал занятия в худ. музеях 0,8 0,4 0,3 0,6 0,6 1,6 4,3

занимался фотографией 0,6 2,3 0,5 0,6 0,3 2,0 6,3

другое 0.4 0,1 0,0 0,0 0,0 0,5 1.0

Общий итог 8,6 37,8 9,9 9,5 7,9 25,8 100,0

Диаграмма №2

прос "чем вы пользовались при осмотре экспозиции?" уже 9,7% зрителей выбрали вариант ответа "воспользовался услугами экскурсовода". По логике рассуждения, цифры должны были совпадать, а здесь одна в два раза превышала другую. Однако проверка показала, что все таблицы верны и данные корректно введены в базу. Просто эта разница показывала, что спрос на информацию, на живое общение в залах, гораздо выше, чем галерея предоставляет. И это подтверждается жалобами экскурсоводов, что их группы "обрастают" в залах посторонними и избавиться от них крайне затруднительно. Видимо, здесь есть организационные просчеты, когда галерея не может наладить способы формирования малочисленных групп посетителей.

Понятно, почему так невелика доля пользователей аудиоги-дом — для малой группы это неудобный вид сопровождения, т.к. приходится "в очередь" прослушивать сопроводительные тексты. А одиночных взрослых посетителей у нас только четверть в общем потоке.

Таблица № 6 позволяет понять, как готовятся к посещению Третьяковской галереи взрослые, какие ресурсы они используют. В целом на сайт музея с разными целями заходят 20% взрослой аудитории. Это неплохой результат работы сайта как информационного ресурса, он несколько выше показателей, полученных в процессе мониторинга московских музеев в 200608 гг. (там — 17%), организованного Министерством культуры. Большая часть зрителей — пользователей сайтом (три четверти) обращаются лишь за общей справочной информацией: как проехать, где находится, время работы и цена билетов.

Из числа взрослых, кто пришел в составе семейных групп, пользуются сайтом 10%, что дает половину всех пользователей информационным ресурсом Третьяковской галереи. Остальные 10% почти поровну делят дружеские группы и зрители, пришедшие индивидуально. То есть в целом соотношение разных групп пользователей сайтом пропорционально общему составу взрослой аудитории.

Однако анализ обращения к содержательным разделам сай-

та показывает другую картину. Менее всего они интересны тем, кто пришел с друзьями. В два раза чаще обращаются к этим разделам сайта члены семейных групп: предварительно знакомятся с музеем, "чтоб рассказать детям, куда идем" и интересуются сменными выставками. Пришедшие индивидуально в музей используют содержательные разделы сайта в той же мере, что и пришедшие с семьей. Однако если мы пересчитаем эти цифры в пропорции к численности этих групп, мы получаем у "индивидуалов" в два раза выше степень заинтересованности специальными разделами сайта и они больше всех интересуются выставками.

Помощь в понимании произведений искусства, представленных в залах, могут оказать текстовые материалы, расположенные в специальных стойках в залах. Таблица № 6 показывает, насколько активно они используются.

Как видим, 66 % взрослых зрителей обращается к аннотациям. В целом содержание этих текстовых материалов публика оценивает высоко -90% прочитавших оценивают их по шкале на "4" и "5".

В художественных предпочтениях Таблица №8

Таблица №6

Перед посещением, заходили нет с с с Общий

ли вы на сайт музея? ответа один семьей друзьями группой итог

нет ответа 0.2 6,1 11,7 1,2 1.2 20,3

да 0,0 1,7 4,4 2,4 0,3 8,8

да. справочная информация 0.0 1,4 3,4 1,0 0,0 5,8

да. ознакомиться с экспозициями 0,0 1,0 1,2 0,8 0,0 3,0

да. ознакомиться с выставками 0,0 1,2 1,0 0,2 0,2 2,5

нет 0,7 14,0 25,0 16,6 3,2 59,6

Общий итог 0,8 25,4 46,7 22,2 4.9 100,0

Таблица №7

Таблица №9

В % к числу опрошенных С кем вы пришли сегодня в музей

Читали ли вы

сопроводительные нет с с Общий

текстовые материалы? ответа один семьей с друзьями группой итог

нет ответа 0,0 0,8 0,9 0,9 0,3 3,0

не читал 0,0 7,7 15,6 6,6 1,1 31,0

читал некоторые 0,8 11,9 22,2 16,2 2,5 53,6

читал почти все 0,0 3,0 5,2 3,6 0,6 12,4

Общий итог 0,8 23,4 43,9 27,4 4,6 100,0

Потратить сумму Каков доход на одного человека в вашей семье (в % к опрошенным)

Какую именно нет ответа менее 5 тыс. р. ДО 10 тыс.р. ДО 20 тыс. р. до 30 тыс. руб. свыше 30 тыс. руб. Общий итог

нет ответа 7.5 2,9 10,7 10,8 5,9 8,0 45,8

до 100 руб. 0,5 0,6 1,1 0,8 0,6 0,8 4,5

от 100 до 500руб. 4,9 1,4 8,5 6,5 6,9 4,6 32,9

от 500 до 1000руб. 1,6 0,6 1,9 3,7 2,1 3,5 13,4

свыше 1000руб. 0,3 0,0 0,5 1,8 0,3 0,6 3,5

Общий итог 14,8 5,6 22,6 23,6 15,8 17,5 100,0

н/п Рейтинг художников

1 М. Врубель

2 И. Шишкин

3 И. Айвазовский

4 В. Васнецов

5 А. Иванов

6 В. Серов

7 А. Куинджи

8 И. Репин

лидирует М. Врубель, занявший первое место.

На первый взгляд первенство Врубеля, до этого никогда не появлявшегося в рейтингах при массовых опросах, можно объяснить условиями экспонирования его произведений: специально отстроенный зал, приспособленный к тому же для проведения концертов, позволяет полно и широко представить все этапы его творчества. Но перемена в рейтинге имен, оттеснившая в восприятии зрителей на второй план таких художников, как И. Репин, И. Айвазовский, прежде при опросах постоянно занимавших лидирующие позиции, не случайна. М. Врубель — это художник — романтик, погруженный в исследования эмоционального состояния своих героев. Учитывая замеры на выставке И. Шишкина5, можно говорить, что больший эмоциональный отклик у сегодняшнего зрителя вызывают произведения лирического и романтического плана, обращенные к внутреннему миру человека.

Среди произведений искусства картина несколько меняется, однако, лидирующие позиции М. Врубеля подтверждены и здесь. А далее равный "вес" набрали сразу 4 произведения: "Ра-

дуга" И. Айвазовского, "Богатыри" В. Васнецова, "Явление Христа народу" А. Иванова, "Утро в сосновом лесу" И. Шишкина.

В анкете мы предлагали шкалу для оценки впечатлений от посещения музея в целом. Вариант "мне очень понравилось" выбрали 68% взрослых, вариант "в целом было интересно" — 28,5%. То есть положительно оценивают свои впечатления от музея 96,5%. Менее 1% затруднились ответить и 0,5% считают, что напрасно потратили время и столько же отметили, что музей не соответствует их ожиданиям.

Покупательная способность публики отражена в таблице № 9, построенной на пересечении ответов на вопросы о доходах на одного человека в семье и готовности потратить определенные суммы в музейных киосках.

Как видно из таблицы почти половина взрослых посетителей имеет доход от 10 до 20 тыс. руб. на человека в семье. Посетители, имеющие доход до 30 и свыше 30 тыс. руб. на человека суммарно составляют треть от всех взрослых. Примечательно, что почти половина из этих состоятельных людей не готовы ответить на этот вопрос, а наиболее предпочтительный ценовой интервал они выбрали от 100 до 500 р. Более трети посетителей планируют потратить от 100 до 500 руб. на печатную продукцию и сувениры. Резко до 13% падает желание покупать в ценовых рамках 500 — 1000руб. И лишь 3,5% могут позволить себе траты свыше 1000 руб. Самыми щедрыми на покупки оказались люди с достатком до 20 000руб. на человека. Посмотрим на рейтинг предпочтений возможных покупок:

Он показывает лишь намерения наших посетителей, они могут отличаться от данных по реальным покупкам. Из таблицы видно, что наиболее востребованы путеводители по музею и альбомы. Как ни странно, каталоги по выставкам заняли лишь 6 позицию в рейтинге. Прочную 4 позицию по замерам держат

5 Петрунина Л.Я. Выставка И.И. Шишкина в социологическом ракурсе.//Третьяковские чтения. М., 2010. Первое место в рейтинге заняла картина лирического плана: "На Севере диком..." и только второе "Рожь", созвучная патриотической тематике, а

далее - "Первый снег" и "Старый валежник. Лесное кладбище".

издания на электронных носителях. Сувенирная продукция также оказалась в конце списка.

Отдельный блок вопросов анкеты был посвящен тому, что могут посетители воспринимать как дискомфорт в музее. Помимо открытого вопроса, позволявшего выразить свое недовольство в свободной форме, мы предлагали выбрать из предложенного списка некоторые услуги, которые отсутствует в настоящее время, но опробованы в других музеях и были бы желательны в будущем. Таблица № 11 показывает результаты ответов на вопрос "Что Вам не понравилось в нашем музее?

В числе "других" нареканий чаще всего упоминался запрет на фотографирование, сложность ориентации в музее и отсутствие информации об услугах.

В зимнем и весеннем опросе мы пытались выяснить, насколько публика представляет весь большой музейный комплекс Третьяковской галереи. Мы спрашивали, знают ли посетители о здании на Крымском валу с экспозицией искусства ХХ века. Оказалось, что почти половина (47%) не знают о существовании другой территории. Незначительна доля тех, кто бывал там: в экспозиции — 13 % и на выставках — 18%. Из этого видно, что публика постоянной экспозиции почти не пересекается с публикой, посещающей Крымский вал, и музей, видимо, мало использует ресурсы пространства зданий Лаврушинского переулка для рекламы мероприятий, которые проводит ГТГ в зданиях на Крымском валу.

Таблица №10

Какие из перечисленных видов продукции для вас наиболее привлекательны? (в % к числу упоминаний) %

1 Путеводители по музею 18,8

2 Книги и альбомы по искусству 16,3

3 Открытки с репродукциями произведений 11,2

4 Электронные издания (CD-ROM) и DVD-фильмы 10,7

5 Репродукции 10,3

6 Каталоги выставок 6,9

7 Книги для детей 6,6

8 Сувенирная продукция 6,5

9 Детские развивающие игры 5,6

10 Научные каталоги по коллекции 2,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 нет ответа 4,3

Результат 100

Таблица №11

Что вам не понравилось в нашем музее (в % к

числу упоминаний) %

нет ответа 53,3

негде отдохнуть после посещения экспозиции 16,1

нет электронного каталога 10,0

нет библиотеки для посетителей 7,0

нет Интернет-кафе 6,7

нет возможности оставить ребенка под

присмотром 3,3

Другое 3,7

Итого 100,0

Таблица №12

Портрет школьников и молодежи

Молодежь составляет чуть более трети от всего потока посетителей и распадается на две большие части: школьную и студенческую (см. таблицу № 1). 43% школьников приходит в составе экскурсионных групп, 33% с семьей, с друзьями -17% и 6% — самостоятельно

Трудно было предположить, что почти 6 % школьников посещают галерею самостоятельно. Однако цифры по базе данных свидетельствуют, что это подростки старше 14 лет, значит, они действительно могут самостоятельно или с друзьями прийти в музей. Средний возраст школьников, пришедших в семейной группе 9-11 лет.

Степень приобщения школьников зависит от того, с кем они пришли в музей. Те, кто пришли с друзьями, в составе семьи и самостоятельно почти все так или иначе приобщены к искусству. Лишь 11% среди пришедших в составе экскурсионных групп не занимаются никаким видом художественной деятельности.

Студенческая аудитория по организационному составу дает вполне ожидаемую картину: 62% приходят с друзьями, 14% — с семьей, 13% — с группой и в одиночестве 10%.

То есть наличие компании друзей для молодежи является существенной основой для посещения музея. И потому логично выглядит картина мотивов посещения, приведенная в таблице № 12. Вариант ответа: пришел в музей, чтобы "прове-

В % к числу опрошенных С кем вы п ришли сегодня в музей

Что входило в ваши планы при с с с Общий

посещении музея один семьей друзьями группой итог

нет ответа 0,0 0,0 0,3 0.0 0,3

провести свободное время 1,7 1,8 11,8 0.8 16,0

пополнить знания о русском искусстве 3,6 5,3 19,0 3,5 31,4

увидеть работы любимого художника 2,2 2,2 13,3 3,5 21,1

получить эмоциональный заряд 2,8 3,1 12,4 3,5 21,9

показать музей детям 0,0 0,4 0,0 0,0 0,4

показать музей гостям 0,0 0,4 2,9 0,8 4,1

зашел по пути случайно 0,1 0,6 2,1 0,8 3,5

другое 0,0 0,6 0,6 0,0 1,2

Общий итог 10.4 14,3 62,3 13,0 100,0

сти свободное время", набрал самый высокий процент -16% — по отношению к другим группам посетителей. Что означает этот выбор? Молодые люди воспринимают досуг в музее как способ раскрепощения творческой энергии, познания, свободного от жестких рамок. Для музейных специалистов это сигнал, что считывание информации, необходимой для понимания, для них должно быть легким и приносить удовольствие.

Познавательный мотив "пополнить знания о русском искусстве" набрал 31% и занял первую позицию с заметным отрывом от других вариантов у молодежи. То есть молодое поколение демонстрирует открытость, желание осваивать новые массивы информации, с которой начали знакомство в детстве. Об этом свидетельствует степень приобщенности к художественной жизни: 9% указали, что профессионально связаны с искусством, еще 17% окончили художественную школу и 4,5% посещали занятия в художественных музеях. Но больше всего — 26% — занимались музыкой и танцами. Только 18% посетителей 18-25 лет не были прежде вовлечены в сферу искусства.

В каких еще музеях бывают молодые люди? Те же 6%, что и у взрослых посещают музеи всех типов, 32% отдают предпочтение художественным музеям. Исторические наряду с художественными музеями посещают 60%. Естественно-научные музеи любят посещать 14%.

Впервые пришли в галерею 38,6% студентов, а 27% бывали 3 и более раз. При этом студенты на 60% являются жителями Москвы и Подмосковья, остальные — приезжие, видимо, обучающиеся в московских вузах.

Как можно было предположить, студенты — наиболее активно пользуются сайтом ГТГ: более 50% предварительно заходят на наш информационный ресурс. Однако из них лишь 5% интересуются содержательной информацией: 1% — выставками, 2% — коллекцией, 1% -информацией, размещенной на сайте как пособием для реферата, и 1% зашли, чтобы узнать мнение других посетителей. А вот среди школьников только 3% посещают наш сайт.

Для ориентации в залах молодежь, как и взрослые, в основном полагается на себя: 58% осматривают музей самостоятельно, 22% указали на поэтажный план и только 12 % воспользовались услугами экскурсовода, мала доля воспользовавшихся аудиогидом — 3%.

К помощи аннотаций, расположенных в залах, прибегает две трети молодых людей (66%). При этом 95% довольно высоко их оценивают на "4" и "5".

В художественных предпочтениях молодежь в целом придерживается тех же мнений, что и взрослые. Однако высокую позицию занял В. Серов. Появились и такие имена, как И. Левитан и К. Брюллов.

Относительно произведений искусства рейтинг молодежных предпочтений выстроился со значительными отличиями по сравнению с взрослыми. "Девочка с персиками" потеснила многих и заняла третье место. Появилась работа Серебряковой

Таблица №13

Таблица №15

Каков доход на одного человека в вашей семье (в % к числу опрошенных)

Какую именно нет отв. до 5 000 до 10 000 до 20 000 до 30 000 св.30 000 Итог

нет отв. 35,1 5,9 6,4 6,9 1,5 1,5 57,4

до 100руб. 1,5 1,5 2,5 0,5 1,5 0,5 7,9

100-500 руб. 8,9 1,5 3,5 4,5 5,0 2,5 25,7

500-1000 руб. 5,9 0,0 0,0 0,0 1,0 0,0 6,9

свыше 1000руб. 1,0 0,0 0,5 0,0 0,0 0,5 2,0

Общий итог 52,5 8,9 12,9 11,9 8,9 5,0 100,0

Таблица №16

Какую именно сумму (в % к числу опрошенных)

виды печатной продукции и сувениры нет ответа До 100р. 100-500 500-1000 СВ.1000 Итог

нет ответа 2,2 0,0 0,2 0,0 0,0 2,4

путеводители по музею 8,4 1.1 5,1 0,7 0,4 15,8

каталоги выставок 3,8 0,9 3,1 0,4 0,2 8,4

альбомы по искусству 4,9 1,1 3,1 1,1 0,7 10,9

издания для детей 3,3 1,1 2,0 0,2 0,9 7,6

научные каталоги 3,1 0,4 1,1 0,4 0,2 5,3

электронные издания (CD, DVD) 6,4 0.9 2,4 2,0 0,4 12,2

открытки 5,3 1,6 5,1 1,8 0,7 14,4

репродукции 6,7 0,9 3,8 0,7 0,7 12,7

сувениры 4,4 1,3 3,3 0,7 0,4 10,2

Общий итог 48,7 9,3 29,3 8,0 4,7 100,0

н/п Рейтинг художников

1 М. Врубель

2 И. Айвазовский

3 И. Шишкин

4 В. Серов

5 В. Васнецов

6 А. Иванов

7 И.Репин

8 И.Левитан

9 К. Брюллов

Таблица №14

н/п Рейтинг произведений

1 Демон (М. Врубель)

2 Явление Христа народу (А. Иванов)

3 Девочка с персиками (В. Серов)

4 Утро в сосновом лесу (И. Шишкин)

5 Ночь на Днепре (А. Куинджи)

6 Боярыня Морозова (В. Суриков)

7 Троица (А. Рублев)

8 Радуга _(И. Айвазовский)

9 Богатыри (В. Васнецов)

10 За туалетом. Автопортрет (3. Серебрякова)

"За туалетом. Автопортрет", хотя в рейтинг авторов имя З. Серебряковой не вошло. Та же картина и с "Боярыней Морозовой", имя ее автора (В. Сурикова) не значится в рейтинге имен художников. Молодежь свои симпатии отдает искусству рубежа XIX — XX веков. Тогда как взрослым более интересно искусство второй половины XIX века.

Молодые люди в целом довольны визитом в музей: 69% отметили, что им "очень понравилось", 29% заявили, что им "в целом было интересно" только 1% затруднились ответить.

Покупательная способность молодежи отражена в таблице № 15.

К сожалению, более половины не ответили на эти вопросы анкеты. Как видно из таблицы большинство молодых посетителей не слишком обеспечены: четверть имеет доход на человека в семье от 10 до 20 тыс. руб. Совсем мало — 14% молодых из состоятельных семей с доходами в 30 и более тыс. руб. Это, видимо, уже работающие посетители в возрасте до 25 лет. Наиболее предпочтительный ценовой интервал для покупок от 100 до 500 руб.

Очень мало молодых посетителей может позволить себе потратить на покупки в наших магазинах сумму, превышающую 500 руб. Какую именно продукцию они предпочитают, показывает таблица № 16.

Как видно, больше всего они хотели бы приобрести путеводители, но судя по тому, что половина из них не указали размер возможной суммы, молодежь понимает, что это не по карману. Наиболее реальные приобретение они могут сделать, ориентируясь на открытки, постеры и издания на электронных носителях. Половина молодых посетителей (49%) не ориентируются в ценах (столбец "нет ответа").

Портрет посетителей пенсионного возраста.

Напомним, что пенсионеры составляют наименьшую социальную группу, численностью в 11%. Из них в составе семьи приходят 40%, с друзьями — 34%, по одному 21%, с группой — 4,5%. По форме организации посещения пожилые люди приближаются к взрослым.

Следующая таблица показывает нам наиболее важные мотивы, которым руководствуются пенсионеры, выбирая посещение музея как форму проведения досуга.

Как видим, пожилые очень нуждаются в эмоциональной подпитке: большинство пожилых людей приходят, чтобы "получить эмоциональный заряд" и "увидеть работы любимого художника", в сумме это составляет более 57% — самый высокий

результат среди всех возрастных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди пожилых посетителей наибольшая доля постоянной аудитории: 67,6% бывали у нас 3 и более раз. Впервые пришли лишь 11% зрителей.

Только 3% пожилых пользуются сайтом ГТГ. Зато пенсионеры активны в использовании аннотаций в залах: около половины состава (47%) читали "некоторые тексты", и еще 21% "читали почти все". Самый высокий показатель.

В этой социальной группе наибольшая доля москвичей — до 70% и менее всего приезжих, что неудивительно.

Относительно художественных предпочтений картина, как ни странно, близка к молодежным предпочтениям: в первых строках мы видим художников рубежа XIX — XX веков.

В рейтинг произведений искусства одинаковый "вес" набрали произведения второй половины XIX века и рубежа XIX-XX веков.

Пенсионеры имеют низкую покупательную способность (таблица № 20). Среди них значительна доля тех (12%), кто имеет доход в семье, приближающийся к прожиточному минимуму.

Однако две трети опрошенных указали, что их доходы находятся в границах от 10 до 20 тыс. руб. на человека. А это приближает пожилых посетителей к взрослым по этим параметрам. При покупках для пенсионеров, как и для других социальных групп, наиболее предпочтительный ценовой интервал — от 100 до 500 руб. При этом, сделав выбор по ассортименту, эти респонденты зачастую оставляли без ответа вопрос о сумме (см. Таблицу № 21), которую они могут потратить на него, что свидетельствует об отсутствии представлений о том, что и сколь-

Таблица №18

Таблица №17

В % к числу опрошенных С кем вы пришли сегодня в музей

Что входило в ваши планы при нет С с С Общий

посещении музея ответа один семьей друзьями группой итог

нет ответа 0,0 0,9 0,0 0,0 0,0 0,9

провести свободное время 0,0 2,3 0,9 3,2 0,0 6,4

пополнить знания о русском искусстве 0,0 4.5 9,5 9,1 1,4 24,5

увидеть работы любимого художника 0,5 6,8 10,5 10,5 0,5 28,6

получить эмоциональный заряд 0,0 5,5 11,8 8,6 2,3 28,2

показать музей детям 0,0 0,0 5,9 0,5 0,5 6,8

показать музей гостям 0,0 0.0 0,5 2,3 0,0 2,7

зашел по пути случайно 0,0 0,5 0,0 0,0 0,0 0,5

другое 0,0 0,5 0,9 0,0 0,0 1,4

Общий итог 0,5 20,9 40,0 34,1 4,5 100,0

Таблица №20

Каков доход на одного человека в вашей семье (в % к числу опрошенных)

Какую и менно нет отв. ДО 5000р. до 10000р. ДО 20000р. ДО 30000р. св. 30000р. ИТОГ

нет ответа 8,0 6.2 21,2 14,2 5,3 0,0 54,9

до 100 р. 0,0 3,5 1,8 2,7 0,0 0,0 8,0

100-500 р. 4,4 1,8 8,0 8,0 1,8 2,7 26,5

500-1000р 0,0 0,0 3,5 1,8 2,7 0,0 8,0

св. 1 000р. 0,0 0,0 0,9 0,0 0,9 0,9 2,7

Общий итог 12,4 11,5 35,4 26,5 10,6 3,5 100,0

Таблица №21

Какую именно сумму (в % к числу опрошенных)

Какие виды продукции наиболее привлекательны нет отв. ДО 100 р. 100500 р. 500-1000р. св. 1 000р. Общий итог

Нет ответа 9,1 0,0 1,1 0,0 0,5 10,8

путеводители по музею 9,7 1,6 5,4 4,8 0,0 21,5

каталоги выставок 7,0 1,6 2,2 1,6 1,1 13,4

альбомы по искусству 8,1 1,1 7,0 0,5 0,0 16,7

издания для детей 2,7 0,5 3,8 0,0 0,0 7,0

научные каталоги 0,5 0,0 0,5 0,5 0,5 2,2

электронные издания (CD,DVD) 2,2 0,0 4,3 0,0 0,5 7,0

открытки 0,5 0,5 4,8 1,1 0,0 7,0

репродукции 2,2 0,0 3,2 0,5 0,5 6,5

календари 1,6 1.1 2,7 0,5 0,5 6,5

сувениры 1.1 0,0 0,5 0,0 0,0 1,6

Общий итог 44,6 6,5 35,5 9,7 3,8 100,0

н/п Рейтинг художников

1 М. Врубель

2 И.Левитан

3 И.Репин

4 В. Серов

5 А. Иванов

6 И. Айвазовский

7 И. Шишкин

Таблица №19

н/п Рейтинг произведений

1 Явление Христа народу ( А. Иванов)

2 Девочка с персиками (В. Серов)

3 Демон (М. Врубель)

4 Боярыня Морозова (В.Суриков)

5 Апофеоз войны (В. Верещагин)

6 Над вечным покоем (И. Левитан)

7 Февральская лазурь (И. Грабарь)

ко может стоить в музейном магазине.

Довольно высоко оценивают свое настроение после посещения 67% пенсионеров, еще 29% указали, что "в целом было интересно". Однако 2% пожилых посчитали, что "напрасно потратили время".

Заключение

Наиболее важной характеристикой выделенных трех возрастных групп — молодежь, взрослые, пенсионеры — является форма организации посещения: 74% зрителей приходят в составе малых социальных групп, семейных или дружеских.

В процессе опроса мы выяснили еще одну очень значимую характеристику: взрослое трудоспособное население составляет более половины посетителей. Думается, здесь мы пожинаем плоды музейного бума 1970-х годов и усилий многих поколений сотрудников Третьяковской галереи, отдававших свой талант просветительской работе. Из этих двух наиболее важных характеристик нашей сегодняшней публики и нужно исходить в планировании стратегии развития музея.

В результате исследования мы получили ответ на вопрос о том, насколько предложения Третьяковской галереи соответствуют ожиданиям публики. В целом положительно оценивают свой визит в музей до 95% зрителей. Однако не ради этой "фанфарной" цифры проделана была большая работа. Опрос позволил выявить проблемные узлы и собрать информацию об ожидаемых публикой новациях в развитии музея.

Остановимся подробнее на этом. Чтобы сделать конструк-

тивным выявление проблем, где музей не попадает в ожидания зрителей, мы предложили не только открытый вопрос, что не понравилось в музее, но и заранее продуманные варианты ответов, составленные на основе бесед с руководителями подразделений. Больше всего претензий мы получили на отсутствие мест отдыха (до 16%), а также сожаления, что нет Интернет-кафе и доступной посетителям библиотеки (до 20%). В весеннем опросе появилось неожиданное пожелание: до 15% хотели бы оставить своего ребенка под присмотром, пока они находятся в залах музея. Думается, что его стоит рассматривать как эксклюзивную услугу, которую музей мог бы предоставлять в здании на Крымском валу, где молодежи заметно больше и на ней строить рекламную кампанию, способную повысить посещаемость той территории. Вместе с тем Интернет-кафе и библиотека в комплексе зданий в Лаврушинском переулке может быть новой формой музейной услуги, уже с успехом опробованной Историческим музеем, и козырем в конкурентной борьбе Третьяковской галереи за зрителя. Размещение их, скажем, в Инженерном корпусе, стоящем рядом с основным, оправдает ожидания 72% наших посетителей, проявивших заинтересованность в посещение выставок одновременно с визитом в музей.

Более 50% зрителей выражали пожелание о продлении работы музея до вечера в один из дней недели. Из будних дней чаще других называлась пятница. Однако опыт ГМИИ им. Пушкина, который ввел "длинные четверги" в течение последних сезонов, показал, что такую услугу стоит вводить в комплексе с другими вечерними предложениями. Именно концерты органной музыки в Микеланджеловском зале пользовались особой популярностью. Полезно учитывать и опыт Эрмитажа, который разработал программы специальных вечерних экскурсий, бесед, лекций в залах экспозиции, которые могут заинтересовать работающих жителей Москвы и приезжих. В качестве дополнительной услуги можно предложить запись через

Интернет. Тогда она станет комплексной и особенно удобной с точки зрения организации досуга.

Стоит остановиться на навигации в зданиях в Лаврушинском переулке. Как проблема она занимает третье место среди замечаний, оставленных в свободной форме зрителями. Действительно, то, что очевидно сотруднику музея и постоянному зрителю не всегда понятно впервые пришедшему. Так, параллельные исследования на выставках показали, что даже сориентироваться в большом комплексе зданий Третьяковской галереи бывает затруднительно. До 7% публики, в основном молодежь, просто не доходят до основной экспозиции, добираясь до первого на пути от метро Инженерного корпуса и попадая лишь на сменные выставки. В результаты звучат растерянные вопросы: "А где же ваши известные шедевры?". На помощь приходят музейные администраторы, которые индивидуально объясняют каждому заблудившемуся, как найти основную экспозицию музея.

Продуктивной может быть полученная информация и о том, готовы ли наши посетители к новым формам общения. Только около 8% публики знают о программе друзей Третьяковской галереи. Однако примечательно, что хотели бы узнать о ней подробнее и оставили свои координаты для связи более 10% зрителей. Следовательно, интерес к сотрудничеству проявляет достаточная доля посетителей. Думается, что в затруднительных финансовых условиях галерее стоит обратить внимание на этот перспективный ресурс.

В процессе исследования ощущался особый настрой на приятное времяпрепровождение, получение удовольствия. И это не сопрягается с напряжением по поиску нужных залов в музее, нелюбезностью сотрудников. Зрители нуждаются в разных формах информационного сопровождения. И это одна из самых тактически важных задач музея сегодня, решение которой поможет удержать в поле влияния значительную долю (до 40%) впервые приходящих в музей посетителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.