Л.Я. Петрунина
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОСЕТИТЕЛЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
Статья посвящена социологическому исследованию посетителей постоянной экспозиции Третьяковской галереи в 2009-2010 гг. На основе серии опросов выстроен социальный портрет трех основных групп посетителей музея - молодежи, людей среднего возраста и пенсионеров. Выявлен их социально-демографический и гендерный состав, мотивы посещения музея, влияние предыдущего опыта приобщения к искусству, художественные предпочтения.
Ключевые слова: Третьяковская галерея, мониторинг публики, социальный портрет, художественные предпочтения.
В течение 2009-2010 гг. в так называемой старой Третьяковке (в Лаврушинском переулке) проводился мониторинг посетителей с помощью студентов социологического факультета РГГУ. Опросная выборка строилась по возрастному принципу, причем эти данные были получены на основе статистической обработки информации о проданных билетах. Использовался метод анкетирования посетителей в сочетании с наблюдением за ними. Было проведено четыре серии опросов для каждого сезона года, собрано более 1200 анкет. Обработка полученных данных позволяет проводить анализ разной степени сложности.
Целью исследования было определить степень соответствия предложений Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) ожиданиям публики и на основе полученной информации разработать стратегию дальнейшего развития музея.
В задачи исследования входило:
- уточнить социально-демографический и профессиональный состав публики;
© Петрунина Л.Я., 2011
- разработать типологию зрителей и создать их социальные портреты как потребителей услуг, предоставляемых музеем;
- выявить мотивацию посещения музея разными группами, их предпочтения и степень удовлетворенности визитом;
- определить покупательную способность различных групп посетителей относительно ассортимента товаров в музейных киосках;
- выявить степень готовности посетителей к дальнейшему расширению различных форм контактов.
Социально-демографические характеристики публики
В социологии принято сравнивать результаты исследований с предыдущими замерами, что дает картину в динамике. Однако опросы посетителей постоянной экспозиции ГТГ проводились последний раз в 1928 г. Поэтому полученные нами данные сопоставлялись с результатами исследований данной тематики, выполненных в Русском музее (ГРМ) и Эрмитаже, которые проводились в течение многих десятилетий.
По возрастному составу, представленному в табл. 1, посетители ГТГ (московская публика) близки к петербургским.
Таблица 1
^""---.Воэрастиые группы ^"""■•--...посетителей Время посещения""---^ До 17 лет, % 18-25 лет, % 26-55/60* лет, % Старше 55/60 лет, %
Летом 14,8 12,6 61,9 10,6
Осенью 22,2 20,3 43,2 8,4
Зимой 20,8 12,9 53,6 12,7
Весной 23,3 14,3 49,7 12,7
Среднегодовое значение 20,3 15,0 52,1 11,1
* Две цифры обозначают границу пенсионного возраста для женщин и мужчин.
Как мы видим, возрастной состав посетителей ГТГ значительно меняется в зависимости от времени года. Это вполне объяснимо наличием периодов школьных и студенческих занятий, каникул, отпусков, занятости на даче и т. д. Именно для того, чтобы учесть эти сезонные колебания, опросы проводились нами 4 раза в год.
Обратим внимание на последнюю строку таблицы, где даны среднегодовые значения долей различных возрастных групп насе-
ления. Довольно долго среди сотрудников ГТГ бытовало мнение, что пространство музея в основном заполнено школьниками - этой «звонкой» аудиторией. Однако это ощущение оказалось обманчивым: мы видим, что в среднем более половины всего потока составляют посетители в возрасте 26-55/59 лет. В отличие от ситуации в ГТГ, Эрмитаж1 в 1998 г. посетило лишь 30% взрослой публики, а ГРМ2 в 2004 г. и того меньше - 25,6%. В 2006 г. по заданию Министерства культуры Институт экономики и социальной полити-ки3 проводил подобное исследование московских музеев федерального подчинения; оказалось, что средняя доля их взрослых посетителей составляет всего 21,2%.
Сумма цифр в двух первых столбцах таблицы показывает, что средняя за год доля посетителей ГТГ до 25 лет составляет 35%. Этот показатель совпадает с данными, полученными коллегами из Эрмитажа в 1998 г. и с осредненными данными для московских музеев. Однако он значительно меньше, чем для ГРМ, где в 2004 г. постоянную экспозицию посетило более 57% молодежи до 25 лет и всего 16% пожилых людей.
Данные о гендерном составе посетителей ГТГ полностью совпадают со сведениями о посетителях других музеев: около 32% составляют мужчины и 68% - женщины (сезонные колебания этих данных всего 1-2%). Такое же гендерное соотношение было зафиксировано в 2006 г. социологическим исследованием Института экономики и социальной политики.
Профессиональный состав посетителей ГТГ характеризуется следующими данными: 24,7% составляют представители гуманитарной сферы (деятельности искусства, образования, медицины и т. п.); на втором месте (16,8%) оказались экономисты и управленцы, на третьем (15,4%) - группа научно-технической интеллигенции. Эти показатели ближе к данным о профессиональном составе посетителей Эрмитажа, чем Русского музея.
Образовательный состав наших посетителей близок к тому, что был зафиксирован для северной столицы: 66,7% имеют высшее (или незаконченное высшее) образование. Небольшие отличия связаны с меньшей долей школьников в ГТГ: только 20% наших посетителей имеют неоконченное среднее образование, а 12% взрослых - среднее и среднее специальное. Это свидетельствует о большем разнообразии образовательного уровня наших посетителей, чем в музеях Санкт-Петербурга, где преобладает публика либо с высшим образованием, либо с неоконченным средним (школьники).
По месту проживания посетители ГТГ делятся примерно в таких же пропорциях, что и публика северной столицы: в среднем за год 33,7% составляют приезжие (причем около 7% из них -
иностранные граждане). Однако летние месяцы дают совершенно иную картину: больше половины наших посетителей (51%) в это время были приезжими. В этом проявляется особое положение Третьяковской галереи, которую стремится посетить почти каждый человек, приезжающий в Москву во время отпуска. Интересно отметить, что среди них от 5 до 7% составляют жители Петербурга,
казалось бы, избалованные собственными музеями и выставками.
* * *
Начнем с социального портрета взрослых посетителей (2655/60 лет) как самой большой социальной группы в их общем потоке. Обычно считается, что люди, не входящие в состав экскурсионных групп, являются одиночными посетителями. Однако наши опросы развеяли этот миф. Оказалось, что около половины из них (46,7%) пришли в музей вместе с семьей, 22,2% - с друзьями, т. е. в составе малых социальных групп, а собственно одиночные посетители составляют только четвертую часть взрослых посетителей.
В табл. 2 приводятся данные о мотивации посещения ГТГ взрослой публикой.
Таблица 2
С какой целью Вы посетили музей?
С кем Вы пришли сегодня в музей? (% от общего количества опрошенных посетителей)
Один С семьей С друзьями С группой Общий итог
Нет ответа 0,1 0,1 0,2 0,2 0,6
Провести свободное время 3,7 2,0 4,7 0,3 10,7
Пополнить знания 6,6 11,4 6,3 1,4 25,8
о русском искусстве
Увидеть работы любимого 6,7 9,6 6,2 0,9 23,6
художника
Получить эмоциональный 6,7 0,6 7,1 0,9 25,5
заряд
Показать музей детям 0,0 7,8 1,4 0,8 10,0
Показать музей гостям 0,1 1,3 0,9 0,1 2,3
Зашел по пути случайно 0,0 0,1 0,3 0,0 0,4
Другое 0,3 0,4 0,7 0,1 1,5
Общий итог 24,2 43,2 27,7 4,4 100,0
Как видно из таблицы, наибольший вес (примерно по 25% каждый) набрали три варианта ответов: пришел в музей с целью «пополнить знания об искусстве», «получить эмоциональный заряд» и «увидеть работы любимого художника». Значит, взрослых посе-
тителей, пришедших за эмоциональными впечатлениями, в два раза больше, чем тех, кто хотел «пополнить свои знания о русском искусстве». Эта картина заметно отличается от той, которую получили коллеги из Русского музея. Там до 40% зрителей приходят за эмоциональным зарядом4.
Обратим внимание на многочисленные семейные группы. Мотив «показать музей детям» занял лишь 5-е место (7,8% опрошенных). Такой результат, идущий в разрез с наблюдениями, потребовал более внимательного анализа. Действительно, ответ «пришли с семьей» вовсе не означает, что они «пришли с детьми» (в составе семьи могут быть только взрослые ее члены). Кроме того, полтора процента «групп, пришедших с друзьями» также имели в своем составе детей (вероятно, это были дети, которых не рассматривали как членов своей семьи лица, отвечавшие на вопросы анкеты).
Статистика проданных билетов показала, что дети составляют 20% посетителей ГТГ. По данным наших опросов, почти половина школьников приходит в Третьяковскую галерею с экскурсией, еще треть школьников (или 6,6% в пересчете на весь поток посетителей) попадает в социальную группу семейных посетителей.
Уточнив количество взрослых, указавших в качестве цели посещения музея желание показать его детям, по отношению ко всем посетителям, мы получим 5,2%. С учетом пенсионеров, ответивших так же, мы получим в сумме 6% от общего потока. Таким образом, примерно совпали два показателя: доля школьников и доля всех взрослых, пришедших в музей с семьей, чтобы показать его детям. Это доказывает, что данный мотив посещения музея действительно является одним из главных.
Далее возникает вопрос: насколько взрослая публика, приходящая в ГТГ, вовлечена в художественную жизнь? Данные опроса показывают, что почти 60% взрослых раньше уже посещали музей (причем половина из них была в нем три и более раз); остальные 40% пришли впервые. Эти результаты приближаются к цифрам, полученным в ГРМ. Там в 2004 г. было только 35% пришедших впервые.
В каких еще музеях бывают посетители ГТГ? 83% из них любят исторические музеи, 40% взрослой публики посещает только художественные. «Всеядными» оказались 6% посетителей.
Дополнительные характеристики взрослой публики дал проведенный нами опрос относительно прежнего опыта приобщения к различным художественным практикам. Табл. 3 позволяет увидеть картину в целом.
Таблица 3
Занимались ли Вы раньше искусством в какой-либо форме? Число посетителей, которые не были в ТГТ раньше или были несколько раз (в % к числу опрошенных)
Нет ответа Не был Был один раз Был два раза Был три раза Более трех раз Общий итог
Не занимался 2,9 15,3 4,0 2,3 1,3 4,4 30,5
Это моя профессия 0,8 2,8 1,1 1,4 1,3 3,3 10,5
Занимался в художе- 1,3 5,8 1,6 1,5 1,4 3,6 15,1
ственной школе,
студии
Изучал искусство 0,6 5,8 1,3 1,5 1,5 4,8 15,4
самостоятельно
Занимался музыкой, 1,4 5,5 1,1 1,6 1,6 5,6 16,9
театром, танцами
Посещал занятия 0,8 0,4 0,3 0,6 0,6 1,6 4,3
в художественных
музеях
Занимался фото- 0,6 2,3 0,5 0,6 0,3 2,0 6,3
графией
Другое 0,4 0,1 0,0 0,0 0,0 0,5 1,0
Общий итог 8,6 37,8 9,9 9,5 7,9 25,8 100,0
На первый взгляд наибольшую долю постоянных посетителей составляют те, кто увлекался музыкой, театром и танцами. Однако эти данные объединяют три вида художественной деятельности, и вряд ли занятия танцами стимулируют интерес к пластическим видам искусства больше, чем обучение в художественной школе. На втором месте оказались «изучающие искусство самостоятельно». Такой «обтекаемый» вариант позволял опрашиваемым деликатно выйти из затруднительной ситуации и не оставить заданный вопрос без ответа. Однако с учетом посетителей, не ответивших на этот вопрос, мы получаем в сумме 47% публики, не имевшей прежде регулярных контактов с художественным миром, а значит, неподготовленной. И это свидетельствует о необходимости разрабатывать новые формы подачи информации с учетом прежнего опыта общения с искусством у разных посетителей.
Только на третьем месте находятся те, кто занимался в художественной школе, что вполне объясняет их приверженность к художественному музею.
На сайт музея с разными целями заходит примерно 20% взрослой аудитории. Это неплохой результат работы данного информационного ресурса: он оказался несколько выше показателей мониторинга московских музеев в 2006-2008 гг., организованного Министерством культуры (тогда этот показатель равнялся 17%). Большая часть пользователей сайта (три четверти) обращаются лишь за общей справочной информацией о ГТГ: как проехать, где находится, время работы и цена билетов. Из числа взрослых, которые пришли в составе семейных групп, пользуются сайтом 10%, что дает половину всех взрослых пользователей этим информационным ресурсом. Остальные проценты почти поровну делят дружеские группы и зрители, пришедшие индивидуально. Анализ обращения к содержательным разделам сайта дает другую картину: к ним в два раза чаще, чем другие посетители, обращаются именно члены семейных групп: они предварительно знакомятся с музеем, «чтобы рассказать детям, куда мы идем». Пришедшие в музей индивидуально интересуются больше всех сменными выставками.
Материалы исследования дают информацию и о выбранных формах навигации по музею. Оказалось, что более двух третей взрослых посетителей осматривают постоянную экспозицию музея самостоятельно, но остается неясным, является ли эта форма их сознательным выбором. При анализе анкет наше внимание привлек разнобой в цифрах (так показалось сначала): на вопрос «с кем вы пришли сегодня в музей?» только 5% взрослых ответили «с экскурсией», но при ответе на вопрос о способе ознакомления с экспозицией уже 9,5% зрителей выбрали вариант ответа «воспользовался услугами экскурсовода». Разница цифр в 5% показала, что спрос на информацию и живое общение в залах у посетителей гораздо выше, чем предоставляет музей. Это подтверждается жалобами экскурсоводов, что их группы «обрастают» в залах посторонними и избавиться от них трудно. Видимо, стоит подумать о том, как наладить формирование малочисленных экскурсионных групп.
Опрос позволил установить, насколько значимую помощь в понимании произведений искусства могут оказать текстовые материалы, расположенные в залах в специальных стойках. Обращается к ним 66% взрослых посетителей. При этом сколько-нибудь заметной зависимости этого показателя от формы организации визита обнаружить не удалось. В целом публика высоко оценивает текстовые материалы: 90% ознакомившихся с ними оценили их на «4» или «5» по предложенной шкале.
В рейтинге художественных предпочтений всех групп посетителей ГТГ лидирует М. Врубель. У взрослых далее идут И. Шишкин, И. Айвазовский и В. Васнецов. И. Репин, прежде постоянно
занимавший лидирующие позиции, оказался лишь на седьмом месте. Первое место М. Врубеля можно объяснить не только тем, что его творчеству отведен специальный зал, но и общей сменой настроений публики, отмеченной и другими замерами5. Больший эмоциональный отклик у сегодняшнего зрителя вызывают произведения лирического и романтического плана, обращенные к внутреннему миру человека.
В составленной нами анкете взрослым посетителям было предложено также дать свою оценку впечатлений от посещения музея в целом. Вариант «мне очень понравилось» выбрали 68% публики, 28,5% посетителей выбрали гораздо более сдержанный ответ -«в целом было интересно». Менее 1% затруднились определиться, около 1% заявили, что они напрасно потратили время, так как
музей не соответствует их ожиданиям.
* * *
Напомним, что молодежь составляет чуть более трети всего потока посетителей ГТГ, из них 20% - школьники и 15% - студенты. Наши опросы показали, что 43,3% школьников посещают музей в составе экскурсионных групп, 32,9% - с семьей, 16,9% -с друзьями и только 5,6% - самостоятельно (это подростки старше 14 лет).
В отличие от школьников, примерно две трети молодежи студенческого возраста приходит в музей вместе с друзьями. Наличие компании друзей является для них существенным мотивом для посещения музея (см. табл. 4). И потому выглядит вполне логичным высокий процент ответов молодых людей, что они пришли в музей «провести свободное время».
Однако, как видно из таблицы, в группе молодежи оказался лидирующим познавательный мотив посещения музея (даже столь важный мотив, как желание «получить эмоциональный заряд», оттеснен на второе место). Это свидетельствует об открытости молодых посетителей, их готовности осваивать новые массивы информации в дополнение к знакомым с детства.
Стоит отметить, что только 18% посетителей ГТГ в возрасте 18-25 лет не были прежде вовлечены в сферу искусства, зато 9% молодежи занимались им профессионально, 17% окончили художественную школу, 4,5% посещали занятия в художественных музеях, 26% - занимались музыкой и танцами.
Впервые пришли в галерею 38,6% студентов, а 27% бывали в музее три и более раз. При этом 60% молодых посетителей являются жителями Москвы и Подмосковья, остальные - приезжие, обучающиеся в московских вузах.
Таблица 4
С какой целью Вы посетили музей?
С кем Вы пришли сегодня в музей? (% от общего количества опрошенных посетителей)
Один С семьей С друзьями С группой Общий итог
Нет ответа 0,0 0,0 0,3 0,0 0,3
Провести свободное время 1,7 1,8 11,8 0,8 16,0
Пополнить знания 3,6 5,3 19,0 3,5 31,4
о русском искусстве
Увидеть работы любимого 2,2 2,2 13,3 3,5 21,1
художника
Получить эмоциональный 2,8 3,1 12,4 3,5 21,9
заряд
Показать музей детям 0,0 0,4 0,0 0,0 0,4
Показать музей гостям 0,0 0,4 2,9 0,8 4,1
Зашел по пути случайно 0,1 0,6 2,1 0,8 3,5
Другое 0,0 0,6 0,6 0,0 1,2
Общий итог 10,4 14,3 62,3 13,0 100,0
Более 50% студентов посещает сайт ГТГ, однако лишь 5% из них интересуются содержательной информацией: 1% - выставками, 2% - коллекцией, 1% - как пособием для реферата и 1% -чтобы узнать мнение других посетителей.
Для ориентации в залах музея молодежь, так же как и взрослые, в основном полагается на себя: 58% осматривают музей самостоятельно, 22% следуют поэтажному плану и только 12% воспользовались услугами экскурсовода. К помощи аннотаций, расположенных в залах, прибегают 66% молодых людей (довольно высоко их оценивая), а 33% обходятся без них.
Молодежь в целом довольна визитом в музей: 69% отметили, что им «очень понравилось», 29% заявили, что им «в целом было
интересно», только 1% посетителей затруднились с ответом.
* * *
Организационный состав посетителей пенсионного возраста выглядит так: больше всего пожилых посетителей (40%) пришли в составе семьи, 34% - с друзьями, в одиночестве - 20% и только 4,5% - в составе экскурсионной группы. В залах ГТГ мы часто видим пожилых людей, что-то объясняющих младшим членам своей семьи. Можно было бы предположить, что они приходят в музей в основном ради внуков. Проверим эту гипотезу на основании данных опроса, которые приведены в табл. 5.
Таблица 5
С какой целью Вы посетили музей?
С кем Вы пришли сегодня в музей? (% от общего количества опрошенных посетителей)
Один С семьей С друзьями С группой Общий итог
Нет ответа 0,9 0,0 10,0 0,0 0,9
Провести свободное время 2,3 0,9 3,2 0,0 6,4
Пополнить знания 4,5 9,5 9,1 1,4 24,5
о русском искусстве
Увидеть работы любимого 6,8 10,5 10,5 0,5 28,6
художника
Получить эмоциональный 5,5 11,8 8,6 2,3 28,2
заряд
Показать музей детям 0,0 5,9 0,5 0,5 6,8
Показать музей гостям 0,0 0,5 2,3 0,0 2,7
Зашел по пути случайно 0,5 0,0 0,0 0,0 0,5
Другое 0,5 0,9 0,0 0,0 1,4
Общий итог 20,9 40,0 34,1 4,5 100,0
Мы, видим, что это предположение оказалось несостоятельным. Основная мотивация посещения музея пожилыми людьми -«увидеть работы любимого художника» и «получить эмоциональный заряд» (в сумме мы получили 57% таких ответов).
Среди пенсионеров наиболее велика доля постоянных посетителей: 67,6% бывали у нас три и более раз, впервые пришли в музей лишь 11% из них. Естественно, что в этой группе меньше всего пользователей сайтом ГТГ (только 3% их общего числа). Зато пожилые посетители чаще других интересуются аннотациями в залах: согласно опросу, 47% из них «читали «некоторые тексты», еще 21% - «читали почти все». В этой группе самая большая доля москвичей (70%).
Среди любимых авторов после М. Врубеля пенсионеры чаще всего называли И. Левитана.
* * *
В заключение подведем некоторые итоги проведенного социологического исследования.
Наиболее важной характеристикой всех трех возрастных групп является форма организации посещения: 56% зрителей приходит в составе малых групп, семейных и дружеских, и это определяет модели их поведения. Еще один, не менее значимый результат нашего опроса - то, что более половины посетителей ГТГ составляет взрослое трудоспособное население. Исходя из этих двух
характеристик нашей сегодняшней публики необходимо планировать общую стратегию развития музея.
Несмотря на то что до 95% посетителей оценили свои впечатления от посещения ГТГ положительно, проведенное исследование позволило выявить некоторые проблемные узлы в работе музея. Больше всего претензий посетителей относятся к отсутствию мест отдыха (16%), интернет-кафе и библиотеки (это отметили в сумме 20% посетителей). Во время нашего весеннего опроса 15% посетителей выразили желание иметь возможность оставить своего ребенка под присмотром на время осмотра экспозиции.
Более 50% зрителей выражали пожелание о продлении работы музея в вечерние часы хотя бы в один из рабочих дней недели (больше всего голосов набрала пятница). Однако опыт последних зимних сезонов ГМИИ им. Пушкина показал, что такую услугу стоит вводить в комплексе с другими мероприятиями: именно вечерние концерты органной музыки пользовались особой популярностью у посетителей этого музея. Для ГТГ тоже стоит разработать программы специальных вечерних экскурсий (как, например, в Эрмитаже), которые могли бы сопровождаться беседами, лекциями, концертами в музейных залах. В качестве дополнительной услуги можно предложить электронную запись всего этого комплекса услуг, которую деловые люди могли бы получать через Интернет.
Посетители ГТГ нуждаются в разнообразных формах информационного сопровождения, так как около половины из них не имеют опыта общения с изобразительным искусством. Это одна из самых важных и насущных задач музея, которая поможет привлечь значительную часть посетителей (до 40%), приходящих в музей впервые.
Посетители ГТГ выразили готовность к новым формам общения: 13% из них хотели бы участвовать в программе «друзей Третьяковской галереи» и 10% оставили свои координаты для связи. Их помощь могла бы в перспективе стать важным дополнительным ресурсом развития деятельности Третьяковской галереи.
Примечания
1 Селиванов В.В. Санкт-Петербург из окна Эрмитажа // Жизненный мир поли-
культурного Петербурга: Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2003. С. 5-10.
2 Потапова М.В. Публика художественного музея в ракурсе социальных пере-
мен // Триумф музея? СПб.: СПбГУ, 2005. С. 218-225.
3 Аналитическая записка по результатам социологического обследования музеев
федерального ведения по вопросу оценки удовлетворенности посетителей
качеством обслуживания и доступностью услуг культуры 2006 г. / Фонд «Институт экономики и социальной политики», отчет.
4 Козиев ВН. Структура и динамика зрительской аудитории ГРМ (1987-2003 гг.) //
Дифференциация и интеграция мировоззрений: художественный и эстетический опыт: Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 19. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 219-229.
5 Петрунина ЛЯ. Выставка И.И. Шишкина в социологическом ракурсе // Третья-
ковские чтения 2009: Материалы отчетной научной конференции. М.: Экспресс 24, 2010. С. 239-253.