Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЖИВОПИСЦЕВ КРАСНОЯРСКА)'

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЖИВОПИСЦЕВ КРАСНОЯРСКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ творческого человека / современное искусство / живопись Красноярска / портрет / автопортрет / The image of a creative person / contemporary art / Krasnoyarsk painting / portrait / self-portrait

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серикова Татьяна Юрьевна, Незговорова Нина Александровна, Титова Светлана Александровна

В статье рассматривается эволюция портретного жанра в изобразительном искусстве Красноярска. Изучаются живописные произведения художников города, автопортреты и портреты коллег. Раскрываются особенностей такого рода работ, выявляется их отличие от изображений людей нетворческих профессий. К анализу представлены полотна В.Ф. Демина, Д.И. Каратанова, А.П. Лекаренко, Т.В. Ряннеля, А.Г. Поздеева, В.Ф. Капелъко, С.Е. Орлова, Л.Н. Пономаревой, С.О. Назарова, Н.А. Незговоровой, Е.А. Исайкиной, И.Ю. Верпеты, М.Н. Руднева, В.М. Зотина и А.В. Кольцова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Серикова Татьяна Юрьевна, Незговорова Нина Александровна, Титова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF AN ARTIST (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK PAINTERS’ WORKS)

The article examines the evolution of the portrait genre in the fine arts of Krasnoyarsk. Paintings made by Krasnoyarsk artists, including self-portraits and portraits of fellow artists, are being studied. The features of these works are revealed, especially the difference between the portraits of artists and the portraits of people belonging to non-creative professions. The canvases by V.F. Demin, D.I. Karatanov, A.P. Lekarenko, T.V. Ryannel, A.G. Pozdeev, V.F. Kapelko, S.E. Orlov, L.N. Ponomareva, S.O. Nazarov, N.A. Nezgovorova, E.A. Isaikina, I.Yu. Verpeta, M.N. Rudnev, V.M. Zotin, A.V. Koltsov.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЖИВОПИСЦЕВ КРАСНОЯРСКА)»

EDN: WQHIXX УДК 75.03/.04

PORTRAIT OF AN ARTIST (ON THE EXAMPLE

OF THE KRASNOYARSK PAINTERS' WORKS) Tatyana Yu. Serikova

Siberian Federal University

Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky Krasnoyarsk Pedagogical University named after V. P. Astafiev Krasnoyarsk, Russian Federation

Nina A. Nezgovorova

Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky Krasnoyarsk, Russian Federation

Svetlana A. Titova

Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract: The article examines the evolution of the portrait genre in the fine arts of Krasnoyarsk. Paintings made by Krasnoyarsk artists, including self-portraits and portraits of fellow artists, are being studied. The features of these works are revealed, especially the difference between the portraits of artists and the portraits of people belonging to non-creative professions. The canvases byV.F. Demin, D. I. Karatanov, A. P. Lekarenko, Т. V^ Ryannel, A. G. Pozdeev, V^ F. Kapelko, S. E. Orlov, L. N. Ponomareva, S. O. Nazarov, N. A. Nezgovorova, E. A. Isaikina, I. Yu. Verpeta, M. N. Rudnev, V^ M. Zotin, A. V^ Koltsov.

Keywords: The image of a creative person; contemporary art; Krasnoyarsk painting; portrait; self-portrait.

Citation: Serikova, T. Yu., Nezgovorova, N. A, Titova, S. A. (2023). PORTRAIT OF AN ARTIST (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK PAINTERS' WORKS). Izobrazitelnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal' nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №3 (16), pp. 118-125.

Т. Ю. Серикова

Сибирский федеральный университет

Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Красноярск, Российская Федерация

Н. А. Незговорова

Сибирский федеральный университет

Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

С. А. Титова

Сибирский федеральный университет Красноярск, Российская Федерация

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЖИВОПИСЦЕВ КРАСНОЯРСКА)

В статье рассматривается эволюция портретного жанра в изобразительном искусстве Красноярска. Изучаются живописные произведения художников города, автопортреты и портреты коллег. Раскрываются особенностей такого рода работ, выявляется их отличие от изображений людей нетворческих профессий. К анализу

представлены полотна В. Ф. Демина, Д. И. Каратанова, А. П. Лекаренко, Т. В. Ряннеля, А. Г. Поздеева, В. Ф. Капелько, С. Е. Орлова, Л. Н. Пономаревой, С. О. Назарова, Н. А. Нез-говоровой, Е. А. Исайкиной, И. Ю. Верпеты, М. Н. Руднева, В. М. Зотина и А. В. Кольцова.

Ключевые слова: образ творческого человека; современное искусство; живопись Красноярска; портрет; автопортрет.

В. Ф. Демин.

Портрет

Д. И. Каратанова.

1948.

Холст, масло. 100x 73,6

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

\' F. Demin. Portrait

ofD. I. Karatanov. 1948. Oil on canvas. 100x 73,6

Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov

В автопортретах и в портретах своих коллег художник может свободно самовыражаться и демонстрировать представления о человеке-творце. Кроме того, такие произведения выполняют и коммутативную функцию, представляя заинтересованной публике авторов живописных полотен, привлекших их внимание. Подобные работы имеют и историческую ценность, сохраняя память о художниках прошлого. Портреты, в которых проявляется личность художника, будут наиболее интересны для нас.

Работа над автопортретом требует от живописца понимания себя, чувств, желаний и мыслей, честного анализа своей деятельности, а портреты коллег являются результатом взаимопонимания и взаимоуважения. Межличностные отношения коллег, не только профессиональные, но и дружественные, придают процессу портре-тирования большую свободу.

Портрет Д. И. Каратанова написан Василием Федоровичем Деминым1 в 1948 г. Живописная внешность портретируемого дала простор для воображения художника. Демин создал образ человека мудрого и сильного. Резкий ракурс головы, напряженность позы и внутренняя сосредоточенность во взгляде характеризуют Д. И. Каратанова как человека необыкновенно правдивого, неординарного, решительного и уверенного в себе. Он всегда избегал неискренности и фальши в искусстве. Можно сказать, что «сибирский характер художника, строгий и сумрачный, преломляясь, находил воплощение в его произведениях» [7, с. 54]. Цветовое решение работы неяркое, но благородное и передает живописные предпочтения самого Д. И. Каратанова. Сохранился также его портрет, сделанный Лекаренко в 1946 г. Он сходен по образному содержанию и настроению с портретом В. Ф. Демина.

Далее рассмотрим автопортрет Андрея Про-кофьевича Лекаренко2, первым учителем которого был Д. И. Каратанов. Художник изобразил

себя в мастерской, взгляд его сосредоточен, он внимательно всматривается в себя. Перед нами человек, которому не страшны трудности, он не станет отказываться от дела своей жизни, несмотря ни на что. Именно за эту стойкость и верность делу он был столь любим своими учениками. Поза мастера очень характерна для автопортретов живописцев: одна рука на поясе, а ладонь второй держит кисть, без которой не обойтись художнику. Андрей Прокофьевич не приукрашивает себя, не придает излишней па-фосности, а старается показать таким, каков он на самом деле. Жесткие черты лица передают непростой характер этого человека, считавшего, что нужно быть требовательным к начинающим художникам. А. П. Лекаренко среди своих коллег по цеху считался «бескомпромиссным в своем

творчестве, обладал редкой работоспособностью и требовательностью к себе» [4, с. 43].

Говоря о портрете В. И. Мешкова, написанном Тойво Васильевичем Ряннелем3, процитируем высказывание Н. В. Тригалевой о живописных предпочтениях автора полотна: «В своем творчестве Ряннель лишь изредка обращался к портрету и бытовой живописи, главным для него всегда был пейзаж» [12]. Живописец о своем жизни говорил так: «Я встречал в основном людей хороших. Впитывая их пример, я стал художником» [11, с. 5]. «Портрет художника В. И. Мешкова» написан необыкновенно живописно, широко и свободно, а колорит светлый, радостный, созвучный началу весны на Севере. Полотно подкупает зрителя своей искренностью, точностью характеристик образа и мастерством исполнения. Владимир Ильич Мешков4 изображен в рабочей походной одежде за работой над пейзажем с натуры, а фоном ему служат горный ландшафт Заполярья. Он далеко от цивилизации, на Крайнем Севере, на пленэре. Композиция и колорит портрета соответствуют его образному содержанию, дают психологическую характеристику душевному складу изображаемого человека. Свежий весенний ветер развевает полы одежды художника, играет завязками на меховой шапке. Ряннель точно передал выражение одухотворенного лица живописца, выражающего его безграничную влюбленность в Север, его «раз и навсегда выбранный путь, неповторимый, но и не повторяемым никем» [9, с. 5]. Необычайная природа этого края также, как и Т. В. Ряннеля, навсегда

покорила Мешкова, отдавшего Северу сорок лет своей жизни [13, с. 16].

Работы Валерия Иннокентьевича Кудринского5 отличаются стремлением осмыслить мир, место человека в нем. Художник так написал о своем товарище Тойво Ряннеле, которого он изобразил на портрете, написанном в 1996 г.: «С благодарностью думаю о Тойво Васильевиче Ряннеле, учителе по ремеслу и друге по жизни. Это был самый читающий художник в Красноярске, эрудит» [6, с. 7]. Художник изображен на фоне сибирского пейзажа, который был основной темой его творчества. Валерий Кудринский сумел воплотить в портрете главные черты личности Тойво Ряннеля, его любовь к природе Сибири, оптимизм, верность своему призванию и необыкновенное трудолюбие. Раскованная поза портретируемого позволяет легко представить, что он только что вышел на берег столь им любимого Енисея и с восхищением смотрит на отрывающийся перед ним простор.

Среди портретов близких друзей Андрея Геннадиевича Поздеева7 есть портреты В. Г. Ваганова6 и В. Ф. Капелько, они показывают, что позировать так непринужденно, а изображать так по-дружески и озорно могли только верные друзья, «единоверцы». Владимир Ваганов вел фотолетопись жизни и творчества Андрея Поздеева, задокументировал весь рабочий процесс художника. Сам он был человеком обаятельным и веселым, любил бывать в дружеском кругу. Таким близким он представлен на портрете Андрея Поздеева.

А. П. Лекаренко. Автопортрет в шубе. 1943. Холст, масло. 131x108

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

А. P. Lekarenko. Self-portrait in a fur coat. 1943. Oil on canvas. 131x108

Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov

Т. В. Ряннель.

Портрет

художника

В. И. Мешкова. 1959.

Холст, масло.

85x98

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Т. V. Ryannel. Portrait of the artist V. I. Meshkov. 1959. Oil on canvas. 85x98

Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov

В. И. Кудринский. Народный художник Т. В. Ряннель. 1996. Бумага, акварель.

60x40

Собственность семьи художника

V. 1. Kudrinsky. People's Artist Т. V. Ryannel. 1996. Paper, watercolor.

60x40

Property of the artist's family

A. Г. Поздеев. Портрет

B. Г. Ваганова.

1980. Холст, масло. 65x58

Частная коллекция

A. G. Pozdeev. Portrait

ofV. G. Vagan ov. 1980. Oil on canvas. 65x58

Private collection

С. E. Орлов. Семейный портрет. 1982. Холст, масло. 95x40

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

S. Е. Orlov. Family portrait. 1982. Oil on canvas. 95x40

Krasnoyarsk Arl Museum named afler V. I. Surikov

Интересен своим живописным решением и портрет Владимира Капелько, которого В. Г. Ваганов охарактеризовал так: «Поздеев в творчестве был устремлен от земли в небо: апостолы, библейские картины. Капелько же был полностью захвачен земным, ощущал себя растворенным в воде, листьях, глине» [2]. О портретных работах мастера А. М. Кантор в предисловии к его альбому написал: «На портретах человеческая душа прямо смотрит на нас глазами, полными доверия и надежды» [1, с. 7].

Далее рассмотрим два автопортрета С. Е. Орлова8 - «Семейный портрет» и «Воспоминание. Автопортрет в электричке». На первой картине художник изобразил жену и дочь в своей мастерской возле окна, а за ним показан строящийся город. Фигура мастера, пишущего своих родных, отражается в оконной открытой створке. Это похоже на автопортрет Диего Веласкеса в знаменитых «Менинах». Взгляд идет по кругу, от одного персонажа до другого. Постепенно зритель проникается особой семейной атмосферой. Здесь требуется сказать, что «уникальное художественное чутье всегда подсказывало ему необходимую идею, выразительный запоминающийся образ» [10, с. 8].

В конце 1980-х - 1990-х гг. С. Е. Орлов обращается к теме прошедшей войны. Картины мастера начинает наполнять желание сохранить память о родителях. В работе «Автопортрет в электричке» в необычной интерпретации представлен образ матери. Она изображена как часть воспоминаний о детстве. Сам живописец

говорил, что годы войны остались в его памяти «черным пространством» [13, с. 1].

Далее обратимся к творчеству Л. Н. Пономаревой9, рассмотрим один из ее холстов, на котором изображен художник В. Ф. Капелько10. Необычность этому портрету придает отдыхающий на голове портретируемого голубь. Анна Владимировна, дочь художницы, в своих воспоминаниях указывает, что что «мама очень любила птиц, а голубь ассоциировался у нее со свободой и чистотой. Изобразив сидящего на голове Владимира Феофановича голубя, она, скорее всего, хотела передать именно те светлые качества, которые ценила в художнике: его свободный и мечтательный, романтический и созидательный дух, открытость людям, доброту. Птица написана в светлых тонах - это тоже символично. Но самое интересное, что, по словам мамы, голубь действительно прилетал и садился на голову Капелько во время одной из экспедиций. Хотя, впрочем, это неудивительно: к нему тянулись не только люди, но и животные, которых он очень любил» [7]. Л. Н. Пономарева о своих портретных работах говорила так: «Я психологически ощущаю человека, которого пишу» [7]. Владимир Феофанович Капелько на этом портрете тих, скромен, застенчив до болезненности, раним душой. При этом на своих многочисленных автопортретах он сам показывает себя как неординарную личность с буйным до хулиганства характером. Возможно, так и было на самом деле, а его скоморошество только маска-броня от грубости и злой насмешливости окружающих. Данный портрет Лю-

бови Пономаревой можно назвать уникальным, запоминающимся и интересным. Таковым его делают внимание к человеку, умение понять его и увидеть его индивидуальность.

На своем автопортрете, написанном в 1970 г., Владимир Феофанович Капелько изобразил себя в красной рубахе на белом коне в красно-голубых яблоках, стоящего на цветущем травяном ковре, а вокруг сказочный, заповедный лес. Активная, кипучая натура мастера точно передана в этой работе. Здесь он не печалится, не страдает, а напротив, готов к новым свершениям. О художнике всегда с благодарностью и особой теплотой говорили его друзья и коллеги, в том числе и Арсений Милова-нов: «Он любил жизнь во всех ее проявлениях, глубоко и тонко чувствуя ее душой художника и поэта» [3, с. 21].

Теперь обратимся к новому поколению красноярских художников. Громадный потенциал, заложенный мастерами прошлого века в искусство и культуру, питает современных художников, среди которых Сергей Олегович Назаров11. Рассмотрим его «Портрет художника В. Е. Чубченко», мастера пейзажа и натюрморта12. Композиция этого полотна довольно оригинальна. Художник изображен в момент отдыха. Он сидит возле мольберта, на котором закреплен холст. Сергей Назаров здесь словно сопоставляет между собой правду и иллюзию изображения. Замкнутое пространство, поза и взгляд художника создают ощущение сосредоточенности на работе. Мастер предпочитает писать картины в помещении, где его ничего не отвлекает.

Дополним рассказ о портретном творчестве современных художников еще несколькими именами. Нина Александровна Незговорова13 с 2020 г. руководит кафедрой живописи СГИИ им. Дмитрия Хворостовского. Для ее творчества характерны такие «классические» живописные жанры, как портрет, натюрморт и пейзаж. Ей принадлежит авторство нескольких тематических картин: «Новорожденные», «Разговор у костра» и «Княгиня Ольга». В произведении «Светлое утро» она изобразила себя с маленьким сыном на руках, это довольно нетипично для художников, потому что они, как правило, изображают себя за работой, в мастерской или на пленэре. Елена Александровна Исайки-на14, которая также является выпускницей Красноярского государственного института (вошедшего в настоящее время в состав СГИИ им. Дмитрия Хворостовского), написала свой автопортрет во время прохождения стажировки в творческих мастерских УСДВ PAX в Красноярске. Ирина Юрьевна

Я. Н. Пономарева. Портрет художника В. Ф. Капелько 1999. Холст, масло. 80x90

Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

L. N. Ponomareva. Portrait of the artist V. F. Kapelko. 1999. Oil on canvas. 80x90

Minusinsk Regional Museum of Local Lore named after N. M. Martyanov

В. Ф. Капелько. Автопортрет. 1970. Холст, масло. 90x92

Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

К F. Kapelko. Self-portrait. 1970. Oil on canvas. 90x92

Minusinsk Regional Museum of Local Lore named after N. M. Martyanov

С. О. Назаров.

Портрет

художника

В. Е. Чубченко.

2019. Холст, масло.

150x150

Собственность автора

S. О. Nazarov. Portrait of the artist V. E. Chubchenko. 2019.

Oil on canvas. 150x150

Author's property

Я. А. Незговорова. Светлое утро. Автопортрет с сыном. 2004. Холст, масло. 120x68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственность автора

N. A. Nezgovorova. Bright morning. Self-portrait with the son. 2004. Oil on canvas. 120x68

Author's properly

E. А. Исайкина. Автопортрет. 2002. Холст, масло. 125x100

Собственность автора

Е. A. Isaykina. Self-portrait. 2002. Oil on canvas. 125x100

Author's properly

Верпета15 изобразила в виде ангела с розовыми крыльями самобытную красноярскую художницу Юлию Ивановну Иванову (1965-2021). Максим Николаевич Руднев16 создал целую галерею портретов своих коллег-художников. Также следует сказать о портретных работах Виталия Михайловича Зотина17. Заслуживает внимания его портрет красноярской художницы Елены Ильянковой.

Нельзя обойти вниманием и портретное творчество Андрея Викторовича Кольцова18, для которого характерно обращение к русской реалистической живописной школе. Он не воспроизводил натуру с фотографической точностью, а через ее осмысление передавал сущность. Кольцов писал часто свои автопортреты, а также делал портреты друзей и коллег-художников, которые демонстрируют его уважение к изображаемым людям. Особого внимания заслуживает портрет его друга и коллеги по КХУ им. В. И. Сурикова Александра Решетняка и автопортрет.

Интересно будет провести сравнительный анализ портретов художницы Анны Афанасьевны Осиповой19, проживавшей с 2000 по 2017 г. в Красноярске. Основная тематика картин живописца связана с родиной - Якутией и ее жителями. А. В. Кольцов, И. Ю. Верпета и М. Н. Руднев по-разному изобразили одного и того же человека. Заметим, что у всех получилось передать портретное сходство, и в тоже время работы отличаются. Это объясняется тем, что живописцы отображали не столько внеш-

ность человека, сколько старались передать темперамент, характер и внутренний мир. Соединение общего и индивидуального в изображаемом человеке преломляется через художника, который пишет его на портрете так, как он увидел и почувствовал. Возможно, этот феномен может стать темой для отдельного исследования.

В данной работе акцент был сделан на автопортретах и портретах живописцев, в которых есть ощущение профессиональной общности портретируемого и автора. Подобные произведения живописи всегда вызывали повышенный интерес зрителей, потому что объектом изображения в них является человек, причастный к тайнам искусства. Особое внимание уделялось полотнам, в которых присутствует личное отношение портретиста к модели.

Кроме живописной составляющей, представленные в статье портреты ценны как документальные свидетельства о мастерах, внесших значительный вклад в культуру Красноярского края. Авторам удалось передать дух творчества, представить художника как уникума, творца. Они смогли запечатлеть и внешнее сходство, и особенности личности портретируемого, показать в картине философские, психологические и художественные аспекты творческого процесса, выявить индивидуальное и типическое во внешности и характере изображаемого, позволить зрителю ощутить окружающую его среду и духовную атмосферу. Следует отметить, что все художники, чьи холсты были рассмотрены, отличаются высоким уровнем живописного мастерства, их самих можно считать незаурядными людьми, достойными портретирования. Все это говорит об их вкладе в развитие искусства живописи в Красноярске как в историческом аспекте, так и в перспективе современности.

Примечания

1. Демин В. Ф. (1912-1990) - живописец. Образование: МГХИПК (ныне МГАХИ им. В. И. Сурикова), основатель СХ в Туве. Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР. Жил и работал в Кызыле.

2. Лекаренко А. П. (1895-1978) - педагог и художник. Образование: Красноярская художественная школа (1910-1912), Петербургская школа Общества поощрения художеств (1912-1916), ВХУТЕМАС (1922-1925). Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Красноярске.

3. Ряннель Т. В. (1921-2012) - живописец. Народный художник РСФСР, почетный член PAX, академик Петровской академии наук и искусств. Образование: Омское художественное училище (1939-1941). Жил и работал в Красноярске.

4. Мешков В. И. (1919-2012) - график, народный художник РСФСР, заслуженный художник Чувашской АССР. Специального художественного образования не получил. Жил и работал в Красноярске.

5. Кудринский В. И. (1947-2023) - график. Образование: КХУ им. В. И. Сурикова (1964-1968). Заслуженный художник РФ (1999), член-корреспондент PAX (2012). Жил и работал в Красноярске.

6. Ваганов В. Г. (1948-2016) - создатель музея А. Г. По-здеева в школе № 69 г. Красноярска. Жил и работал в Красноярске.

7. Поздеев А. Г. (1926-1998) - живописец и график. Образование: Красноярская художественная школа им. В. И. Сурикова (1950-1952). Член CX СССР (1961). Жил и работал в Красноярске.

8. Орлов С. Е. (1929-2003) - живописец и график. Образование: ЛХУ им. В. А. Серова (1955-1960). Член СХ СССР (1970). Заслуженный художник Тувинской АССР (1982). Заслуженный художник РСФСР (1991). Жил и работал в Красноярске.

9. Пономарева Л. Н. (1948-2006) - живописец. Образование: КХУ им. В. И. Сурикова (1968-1972). Член СХ РСФСР (1977). Жила и работала в Минусинске.

10. Капелько В. Ф. (1937-2000) - художник. Член СХ СССР (1971). Заслуженный художник России (2000.

11. Назаров С. О. (род. в 1987) - живописец. Образование: ГБПОУ ИОХК (2003-2008), КГХИ (20092015). Живет и работает в Красноярске.

12. Чубченко В. Е. (род. в 1950) - живописец. Образование: КХУ им. В. И. Сурикова (1972-1976), Член СХ РФ (1993). Живет и работает в Красноярске.

13. Незговорова Н. А. (род. в 1969) - живописец. Образование: ГБПОУ СО «ККИ» (1986-1988), СХУ им. И. Д. Шадра (1988-1990), КГХИ (1990-1996), творческие мастерские при КГХИ (2002-2005). Член СХ РФ (2000). Живет и работает в Красноярске.

14. Исайкина Е. А. (род. в 1976) - живописец. Образование: КХУ им. В. И. Сурикова (1991-1996), КГХИ (1996-2002), творческие мастерские при КГХИ (2002-2005), творческая мастерская PAX в Краснояр-

ске (2005-2008). Член СХ РФ (2007). Живет и работает в Красноярске.

15. Верпета И. Ю. (род. в 1972) - живописец. Образование: ЧХУ (1987-1991), КГХИ (1991-1997), творческая мастерская PAX в Красноярске (1999-2002). Член СХ РФ (2002). Живет и работает в Санкт-Петербурге с 2023 г.

16. Руднев M. H. (род. в 1976) - живописец. Образование: НХУ (1991-1996), КГХИ (1998-2004), творческие мастерские КГХИ (2004-2008), творческая мастерская PAX в Красноярске (2008-2011). Член СХ РФ (2007). Живет и работает в Красноярске.

17. Зотин В. M. (1976-2017) - живописец. Образование: КХУ им. В. И. Сурикова (1993-1997), КГХИ (1998-2004), творческие мастерские при КГХИ (2004-2008), творческая мастерская PAX в Красноярске (2008-2011). Член СХ РФ (2007).

18. Кольцов А. В. (1976-2017) - живописец. Образование: НХУ (1992-1997), КГХИ (1998-2004), творческие мастерские PAX (2012-2015). Член СХ РФ (2007).

19. ОсиповаА. А. (род. в 1976) - живописец. Образование: ЯХУ им. П. П. Романова (1991-1995), ДГАИ (1995-2001), творческие мастерские PAX (2009-2012). Живет и работает в Санкт-Петербурге с 2020 г.

Литература

1. Андрей Поздеев: 100 картин художника А. Г. По-здеева : живопись / сост. А. Ф. Ефимовский; авт. ст. : A. M. Кантор, А. Ф. Ефимовский, В. И. Жуковский. - Москва: Siti, 1992. - 144 с.

2. Ваганов, В. Г. Чертушка // Школьный музей художника Андрея Поздеева. - URL: http://mus-pozdeyev.ru/p97 (дата обращения 30.08.2023).

3. Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Аальбом / авт.-сост. Э. А. Севастьянова, Д. А. Дмитриев. - Абакан : редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007. - 60 с.

4. Давыденко, И. М. Художники Красноярска. -

М. Н. Руднев. Художник Виталий Зотин. 2006. Холст, масло. 90x110

Собственность автора

М. N. Rudnev. Artist Vitaly Zotin. 2006. Oil on canvas. 90x110

Author's property

А. В. Кольцов. Портрет Анны Осиновой. 2014. Холст, масло. 117x100

Собственность семьи художника

А. К Koltsov. Portrait of Anna Osipova. 2014. Oil on canvas. 117x100

Property

of the artist's family

И. Ю. Верпета. Художник Юлия Иванова. 2014. Холст, масло. 110x94

Собственность автора

I. Yu. Verpeta. Artist Yulia Ivanova. 2014. Oil on canvas. 110x94

Author's property

Красноярск : Кн. изд-во, 1978. - 182 с.

5. Кудринский, В. И. По тропинкам моей земли. Акварель: альбом. - Красноярск : КАСС, 2020. - 176 с.

6. Лисовский, Н. А. Сибирский художник Д. И. Ка-ратанов. - Красноярск : Кн. изд-во, 1974. - 145 с.

7. Лясковская, Е. М. Портреты в творчестве Любови Николаевны Пономаревой. На примере работ из собрания Минусинского музея им. H. М. Мартьянова. Музей-заповедник «Шушенское» - URL: http://www. krskstate.ru/ (дата обращения 30.08.2023).

8. Мастера красноярской живописи: 100 лет со дня рождения красноярских художников В. И. Мешкова и Б. Я. Ряузова: Библиографический указатель / сост. О. В. Михайленко. - Красноярск : Центральная городская библиотека им. А. М. Горького, 2019. - 29 с.

9. Степан Егорович Орлов: Живопись. Рисунок / авт.-сост.: А. Н. Орлова, Л. М. Запятая. - Санкт-Петербург : Русская коллекция, 2010. - 239 с.

10. Тойво Ряннель: Сердце Саян. - Красноярск : Растр, 2012. - 171 с.

11. Тригалева, Н. В. Тойво Ряннель. - URL: https://cM-бирскиеогни.рф/content/toyvo-ryannel (дата обращения 30.08.2023).

12. Художники Красноярья - участники Великой Отечественной войны. - Красноярск : КАСС, 2010. - 35 с.

13. Ярулова, Е. Степан Орлов: «Рушить мы умеем, научиться бы строить...» // Телевидение и радио. -1999. - № 38. - 16 сентября. - С. 1.

References

1. Andrej Pozdeev: 100 kartin hudozhnika A. G. Pozdeeva: zhivopis'. [Andrey Pozdeev: 100 paintings by the artist A. G. Pozdeev: painting]. Compiler A. E Efimovsky; article authors A. M. Kantor, A. F. Efimovsky, V. I. Zhukovsky. Moscow, Siti, 1992, 144 p.

2. Vaganov, V. G. Chertushka. Shkol'nyj muzej hudozhnika Andreja Pozdeeva. [Chertushka. School Museum of the artist An drey Pozdeev], available at: http://mus-pozdeyev.ru/p97 (accessed 30.08.2023).

3. Vladimir Feofanovich Kapel'ko. К 70-letiju hudozhnika: Al'bom. [Vladimir Feofanovich Kapelko. To the 70th anniversary of the artist: an album]. Authors and compilers E. A. Sevastyanova, D. A. Dmitriev. Abakan, Editorial and publishing department of the Khakass Republican Institute for Advanced Training and Retraining of Education Workers, 2007, 60 p.

4. Davydenko, I. M. Hudozhniki Krasnojarska. [Artists of Krasnoyarsk]. Krasnoyarsk, Krasnojarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1978,182 p.

5. Kudrinsky, V. I. Po tropinkam moej zemli. Akvarel': al'bom. [Along the paths of my land. Watercolor: an album], Krasnoyarsk, KASS, 2020,176 p.

6. Lisovsky, N. A. Sibirskij hudozhnik D.I. Karatanov. [Siberian artist D. I. Karatanov]. Krasnoyarsk, Krasnojarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1974,145 p.

7. Lyaskovskaya, E. M. Portrety v tvorchestve Ljubovi Nikolaevny Ponomarevoj. Na primere rabot iz sobranija Minusinskogo muzeja im. N.M. Mart'janova. Muzej-zapovednik «Shushenskoe». [Portraits in the work of Lyubov Nikolaevna Ponomareva. On the example of the works from the Minusinsk Museum's collection named after N. M. Martyanov. Museum-reserve "Shushenskoye"], available at: http://www.krskstate.ru/ (accessed 30.08.2023).

8. Mastera krasnoyarskoj zhivopisi: 100 let so dnya rozhdeniya krasnoyarskih hudozhnikov V. I. Meshkova i B. Ya. Ryauzova: Bibliograficheskij ukazatel' [Masters of Krasnoyarsk painting: 100 years since the birth of

Krasnoyarsk artists V. I. Meshkov and B. Ya. Ryauzov: Bibliographic index]. Compilers О. V. Mikhailenko. Krasnoyarsk, Central City Library named after A. M. Gorky, 2019, 29 p.

9. Stepan Egorovich Orlov: Zhivopis'. Risunok. [Stepan Yegorovich Orlov: Painting. Drawing], Authors and compilers A. N. Orlova, L. M. Zapiataya. Saint Petersburg, Russkaja kollekcija, 2010, 239 p.

10. Tojvo Rjannel': Serdce Sajan [Toivo Ryannel: Heart of the Sayan]. Krasnoyarsk, Rastr, 2012,168 p.

11. Trigaleva, N. V. Toivo Ryannel, available at: https:// сибирскиеогни.рф/content/toyvo-ryannel (accessed 30.08.2023).

12. Hudozhniki Krasnojar'ja - uchastniki Velikoj Otechestvennoj vojny [Artists of Krasnoyarsk - the participants of the Great Patriotic War]. Krasnoyarsk, KASS, 2010, 35 p.

13. Jarulova, E. Stepan Orlov: «Rushit' my umeem, nauchit'sja by Stroit'...» [Stepan Orlov: "We know how to destroy, we'd better learn how to build..."]. Televidenie i radio, 1999, no. 38, p. 1.

Об авторах

Серикова Татьяна Юрьевна - кандидат искусствоведения, доцент ВАК, доцент кафедры дизайна ИАиД Сибирского федерального университета, доцент кафедры живописи Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского, доцент кафедры музыка льно-ху-дожественного образования Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева E-mail: serikova_72@mail.ru

Незговорова Нина Александровна - член Союза художников России, доцент ВАК, доцент кафедры материаловедения и технологии обработки материалов Сибирского федерального университета, доцент кафедры живописи, заведующий кафедрой живописи Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского E-mail: NNezgovorova@sfu-kras.ru

Титова Светлана Александровна - старший преподаватель кафедры материаловедения и технологии обработки материалов Сибирского федерального университета E-mail: sve.tit@mail.ru

Serikova Tatyana Yuryevna

Candidate of Arts, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Associate Professor of the Department of Art, Architecture and Design, Siberian Federal University, Associate Professor of the Department of Painting, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky, Associate Professor of the Department of Music and Art Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev

Nezgovorova Nina Alexandrovna

Member of the Union of Artists of the Russian Federation, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Associate Professor of the Department of Materials Science and Technology of Materials Processing, Siberian Federal University, Associate Professor of the Department of Painting, Head of the Department of Painting at the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky

Titova Svetlana Alexandrovna

Senior Lecturer, Department of Design, Department of Materials Science and Materials Processing Technology, Siberian Federal University

С. M. Черкасов. Маяк Поворотный. Иллюстрация к настенному календарю из серии «Маяки залива Петра Великого». 1990-1991. Бумага, акварель. 37x28,5

Музей-заповедник истории

Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева

S. М. Cherkasov. "Povorotny" lighthouse. Illustration for the wall calendar from the series "Lighthouses of Peter the Great Bay". 1990-1991. Paper, watercolor. 37x28,5

Museum-Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.