https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-310-324 1@©
УДК 7.047 ББК 85.143(2)6
Научная статья / Research Article
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2021 г. Н. В. Покровская
г. Красноярск, Россия
ВАЛЕРЬЯН СЕРГИН И РАЗВИТИЕ СИБИРСКОГО ПЕЙЗАЖА
РУБЕЖА XX-XXI ВВ.: К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА
Аннотация: Предметом исследования является художественная практика В. А. Сергина — народного художника России, действительного члена Петровской академии наук и искусств, академика Российской академии художеств, участника более 180 выставок, в том числе 25 общенациональных и международных проектов, более 20 персональных выставок. Раскрывается творческая биография художника в контексте российской и сибирской традиций, анализируются яркие этапы становления и расцвета «сибирской школы» России, Красноярской организации Союза художников, а также освещаются региональные, краевые, персональные выставки и конкретные произведения Сергина. Исследуется художественное своеобразие отечественной национальной традиции сибирского региона, что позволяет целостно представить широкую панораму развития сибирской и российской школы. В статье осуществляется попытка раскрыть творческую лабораторию художника, вывести «формулу» его вдохновения. В основе исследования предлагается совокупность принципов и приемов работы, которые проводились на практике художником с конца 1950-х гг. и до сегодняшнего дня, а также берутся во внимание творческие работы В. А. Сергина, решающие конкретно живописные задачи. Творческая стратегия современного художника воспринимается как универсальная культурная среда, территория образования художественных смыслов. Творческая среда в мастерской, на пленэре, в путешествии создают условия для реализации художественной программы и выявляют те процессы, которые помогают продемонстрировать и осуществить преемственность художественных традиций.
Ключевые слова: художественные выставки, пейзаж, пленэр, этюд, работа с натуры, преемственность поколений, образ Сибири.
Информация об авторе: Наталья Викторовна Покровская — доцент, Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского, Проспект Мира, д. 98, 660017 г. Красноярск, Россия. E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 12.10.2020 Дата публикации: 28.12.2021
Для цитирования: Покровская Н. В. Валерьян Сергин и развитие сибирского пейзажа рубежа XX-XXI вв.: к вопросу исследования творчества художника // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 310-324. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-310-324
Статья посвящается В. А. Сергину, народному художнику России, академику Российской академии художеств, награжденному Золотыми медалями Российской академии художеств и Союза художников России, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденами «Дружбы» и «Почета», незаурядной личности и педагогу.
В современном искусствознании все больше внимания уделяется истории отечественного искусства последних десятилетий, а ее значимость в обществе получает свое отражение в культурно-художественном пространстве. Тем не менее отечественная живопись рубежа ХХ-ХХ1 вв., в том числе живописная культура Сибири, в российской науке достаточно не исследована потому, что находится «внутри» современного художественного движения. Окончательные суждения исключены, ибо могут быть неверны или опрометчивы. В данной статье освещается важность живописных работ В. А. Сер-гина в контексте понимания живописной культуры Сибири рубежа ХХ-ХХ1 вв. Нам хотелось подчеркнуть уникальность рассматриваемого периода. Отечественное искусство на примере художников «сибирской школы» вписывается в общекультурный процесс, подчиняется единой художественной системе координат. В. А. Сергин считается ведущим художником «сибирской школы», а пейзаж в его творчестве занимает значительное место, формирует субъективный взгляд на возможности изобразительного искусства, оставляет нам огромный пласт материала для анализа и собственных выводов.
Г. А. Фомин рассматривает европейские художественные традиции во взаимосвязи с русской академической школой рубежа Х1Х-ХХ вв. [13]. Авторы Н. И. Барсукова [1], Е. В. Боброва [2], И. В. Воронова [5; 6] дают оценку современного искусства с позиции потребностей современного общества, в котором творческий процесс создания картин обусловлен историческими, политическими, культурными процессами, а также рассматривают вектор дальнейшего развития изобразительного искусства. Изучением творческой личности В. А. Сергина занимались Т. М. Ломанова [10; 14], Е. Ю. Худоногова, Н. В. Покровская, А. Ф. Ефимовский [3], В. В. Колпаков [9], отчасти Л. Б. Гимов [8], И. Г. Федчина, В. С. Федчин [12]. Из публицистики можно отметить статьи Л. Б. Гимова [7], Н. В. Покровской [11], В. В. Гришанова [4] и др. Тем не менее подчеркнем, что отдельного исследования пейзажной тематики в творчестве В. А. Сер-гина в сопоставлении с развитием «сибирской школы», в контексте понимания живописной культуры Сибири рубежа ХХ-ХХ1 вв. еще не было. В имеющихся работах чаще всего затрагиваются вопросы жизни и творчества художника, некоторые из предложенных статей носят искусствоведческий характер. Редко затрагиваются вопросы формирования личности художника, его мировоззрения, в связи с осмыслением им самим специфики пейзажа как творческого процесса, заложенного в нем внутреннего духовного потенциала, концептуальных и теоретических идей. Сегодня, несмотря на сравнительно большое количество научных работ, посвященных реализму и пленэру, импрессионизму и экспрессионизму, проблема исследования этих художественных направлений, именно в контексте образной характеристики пейзажей В. А. Сергина, остается актуальной. Осмысляются живописные работы художника, созданные в различные периоды творчества, служащие источником и методологической базой статьи.
Поворотным моментом в исследовании эволюции пейзажа становится включение в оборот понятия «сибирская школа», что говорит о сложении новой традиции, ориентирует и нацеливает нас на получение нового знания о визуальных образах в пейзаже второй половины XX в. и рубежа ХХ-ХХ1 вв. На примере живописи независимо мысля-
щего творца В. А. Сергина возникает необходимость анализа пейзажа рассматриваемого отрезка времени, что наглядно вытекает из комплексного характера данного явления, включающего культурологическую, искусствоведческую, духовную и практическую сферы познания. История создания отдельных произведений Валерьяна Алексеевича Сергина, как авторская коллекция нынешнего времени (в музеях, частных собраниях), их разнообразная стилистика, позволяет поставить широкий круг вопросов, охватывающих не только методологические, но и предметно-содержательные аспекты (места изображений, композиция, исполнительская манера). Пейзаж «сибирской школы» складывался на протяжении второй половины XX в., формировалась история пейзажного жанра и в Красноярске [10; 14]. Сложение художественной традиции в Сибири, в Красноярске идет от великого земляка В. И. Сурикова к Б. Я. Ряузову, Ю. И. Худоногову,
A. Г. Поздееву, Т. В. Ряннелю [3]. В этом ряду ярким «верстовым» столпом являет себя творчество В. А. Сергина, чья художественная палитра «здесь и сейчас», в концептуальном плане, отражает вечное стремление к обновлению и внутреннему азарту, восклицанию и удивлению.
Российский и сибирский пейзаж вбирает в себя отечественную и западноевропейскую традиции, расцвет которых отмечается в Х1Х-ХХ вв. Европейская линия пейзажа оказывает влияние на позиции «сибирской школы» (Констебл, Моне, Сезанн, Ван Гог). С XIX в. российская пейзажная живопись вводила в культурный обиход и воспитывала интерес к национальному ландшафту. От романтиков к импрессионистам складывался лирический, эпический, символический, концептуальный пейзаж (А. Саврасов, И. Левитан, объединение «Союз русских художников»). Сибирский пейзаж, основанный на художественной традиции европейского и российского искусства, вбирает в себя идеи модерна и модернизма, импрессионизма и постимпрессионизма, авангарда. Большое значение в сложении вкусов и воззрений сибирских художников играют утверждения о красоте натуры в действительности, о том, что цвет, колорит, «вольная кисть» художника, свобода выражения являются их сильной стороной. В. А. Сер-гин формирует собственное отношение к современному пейзажу, превосходно вписывается в художественный поток, созвучный модернистским, авангардным «измам» в искусстве, передает эстафету современникам из предшествующей истории живописи. Мастер пейзажа и педагог живописи Валерьян Сергин способствует укреплению художественных позиций «сибирской школы» России [3; 4; 11]. Роль «путешественника» в мир искусства понимается как самостоятельная энергия, направленная на длительное общение и формирование своего восприятия природы. Постоянное обновление художественного языка, особая жажда творческой работы прослеживаются в каждой его серии.
Во второй половине XX в. советская эпоха обретает «суровый» реализм, боровшийся с консервативным искусством, с отработанными схемами и приемами, утратившими связь с идеями времени. Как «суровый» реализм, так и индивидуально-экспрессивное направление в пейзаже остались запечатлены на ранних картинах художника
B. А. Сергина. «Суровый» реализм более тяготел к показу панорамных пейзажных видов, а индивидуально-экспрессивное направление в пейзаже наиболее часто проявлялось в изображении эмоционально-чувственного состояния природы. В. А. Сергин занимается любимым делом и стремится к тому, чтобы его творения были новаторскими, не похожими друг на друга и на работы других мастеров. Пейзаж-картина является «документом» жизненной судьбы и искусства пейзажиста, свидетельствует об эмоциональном высказывании, затрагивающим концептуально-аналитические и пластические
задачи творчества (рисунок 1). Живопись В. А. Сергина суммирует опыт академической школы, собственные наработки, составляющие «стержень» его художественной практики, дополненный перспективой, панорамой, цветовыми доминантами. Этюды, написанные масляной техникой живописи, сделанные на картоне или холсте, сохранили на поверхности траву, листву, песок и другой земляной мусор. От сильного ветра на поверхности этюда оставались «следы», «крошки» земли [3]. Внешние движения природных стихий становятся катализатором его творчества, помогают осознать глубину взаимодействия человека и природы.
Рисунок 1 - «Курайский плес». 2018. Холст, масло Figure 1 - "Kuraisky reach". 2018. Oil on canvas
С детских лет Валера Сергин увлекался рисованием, окончил художественную школу, которая располагалась в центре старого города Красноярска, на левом берегу. Следующая ступень художественного образования — это годы, проведенные в Иркутском художественном училище. Учившийся вместе с В. А. Сергиным иркутский художник Лев Гимов [7] оставил свои памятные записки (2008) в одном из рассказов («Жиби-нов») [8], где описал прохождение летней практики: «В это время яркую, сочную, оптимистическую живопись показал Валерий Сергин» [8, с. 8]. Среди однокурсников Л. Гимов выделил талантливого парня: «Сергина увлекал пейзаж» [8, с. 14]. Чувство природы конкретизировалось, приобрело сюжетную содержательность, пластическую четкость. По возвращении в родной город Красноярск В. А. Сергин выбрал место работы
главным хранителем картинной галереи (1958-1962). Регулярно ездил на академические дачи, в Вышнем Волочке собиралось по тридцать-пятьдесят художников со всей России. Участие в XIV краевой выставке 1959 г. открыло ему перспективы для дальнейшего профессионального роста. Первая персональная выставка проходила, по мнению автора, в 1967 г. Общие процессы художественной жизни 1950-1960-х гг. имели общественно-этическую и остро индивидуальную окраску. «Суровый» непредвзятый взгляд на действительность объединил художественную молодежь и вносил в их произведения отличительные нюансы в трактовку мира, общих проблем. Тематическая картина «В родной колхоз» (1961) В. А. Сергина прошла большие выставки, затем осела в художественном музее изобразительных искусств Тамбова. Строгий отбор материала раскрывал индивидуальное осмысление, избранность постановки, авторские чувства. На первый план выходит поиск смыслового значения цветового пятна, линии, задачи пластического порядка. Наряду с краевыми художественными выставками, огромную роль для В. А. Сергина играли региональные выставки: смотр искусства семи сибирских территорий в разных городах. В Красноярске такие выставки проходили в 1969, 1991, 1998 гг. [10; 14], а также масштабные межрегиональные, традиционные и молодежные выставки последних двух десятилетий (2015, 2017, 2019). Творческая биография В. А. Сергина отмечена зональными выставками «Сибирь социалистическая», республиканскими выставками «Советская Россия» в Москве, а также нашумевшей выставкой советских художников в ФРГ (1975). Когда в 1977 г. открылась выставка произведений красноярских художников в Ленинграде, В. А. Сергин воспринял этот город как «Северную Венецию». Он написал одноименную картину в 2004 г. Живой памятник места и времени, ликующий Санкт-Петербург, предстает свидетельством восторга и особого пиетета перед его историей и нынешним днем.
Важной страницей творческой биографии В. А. Сергина стали «пейзажи моего детства». Так он выразился о необходимости познавать красноярские места. Походные условия в Слизнево (населенный пункт от Красноярска к городу Дивногорску) укрепляли дух и желание вместить все многообразие этого уголка. Постепенно этюды и картины составили объемный «багаж» художника (несколько чемоданов), пронизанный романтическими поисками и лирическим настроем. Картины 1960-х гг. посвящались магистрали, сопкам, тайге, поселкам, открывались в романтической системе тонкой гармонии цветов. В художественном училище имени В. И. Сурикова Валерьян Алексеевич Сергин проработал с 1962 по 2013 г. Трудности преподавательского дела смягчались интересными поездками. Первая поездка Сергина в Хакасию (1965) была в окружении двух художников, Юрия Ивановича Худоногова и Якова Семеновича Еселевича. Степи Аскиза, Уйбы, озеро Иткуль, сопки, местами мелколесье составили богатейшую часть истории природы Хакасии. Заросли ковыля, курганы, горные ландшафты формировали таинственную атмосферу природы. В. А. Сергин и здесь выстраивал свою работу самостоятельно, старался уходить подальше в степь и насыщался ее диковинными видами. В 1967 г. Валерьяна Сергина приняли в члены Союза, и в течение двадцати лет он являлся членом правления Красноярской организации Союза художников. Новые черты в культуре, идущие от «шестидесятников», характер цветового решения и обобщения форм родственны Валерьяну Сергину.
Живописца В. А. Сергина притягивали религиозно-духовные центры России, складывался интерес к древнерусской земле, «памяти отцов», с идеей тишины и благостной красоты церковных построек. Поиск типичного ландшафта, адресованного лирически настроенному зрителю, привел В. А. Сергина к «Золотому кольцу» Рос-
сии. Живописец писал этюды в Боголюбово, Суздале, Угличе, Борисоглебске, Ростове в 1960-1970-х гг. Он умеет частный вид, будничность и обыденность вознести до синтетического образа природы. Авторская «школа» живописной техники формируется на основе многолетнего опыта работы на пленэре. Осваиваются и применяются многослойное письмо, глубина и динамика пространственного цвета. Переходы светлых и темных тонов создают впечатление движения, открытый характер мазков, разнообразная фактура остаются постоянным набором в передаче единства эмоционального состояния природы, пространственной целостности пейзажа (рисунок 2). Главным ориентиром в творчестве В. А. Сергина становится духовная работа самого художника, воссоздающего меру чувственного и этического начал. Его произведения, посвященные «Золотому кольцу» России, находят свое истолкование национального образа российской природы, служат осознанию самих себя, собственного времени, выражают образы мира, чувства людей. В. А. Сергина увлекал мир русской провинции, молчаливый, загадочный, верный заветам дедов. Путешествие к старорусским городам обрело долгожданное знание, накопило огромный «багаж» одухотворенных работ (65 произведений). Картина «Псков. Весенний разлив» (1999) фокусирует в себе вечное перетекание времени, неоднократность бытия, тонкую мысль о нравственной сущности данного места. Картина «Древний Псков» (2004) писалась глубоко искренне, как легенда, как стародавнее сказание. Богатырский облик древнерусского кремля, его башен и стен, культовых построек выражают собой силу, мощь каменного «витязя», единство группы хорошо вооруженной «военной рати». Здесь он переводит сказочно-былинную тему образа Руси в философский аспект. В циклах работ 1960-2010-х гг. можно отметить стремление живописца к философской лирике и монументальности, к эпическому повествованию.
Рисунок 2 - «Весна. Тёплый вечер». 1994. 132x112. Холст, масло Figure 2 - "Spring. Warm evening". 1994. 132x112. Oil on canvas
С определенной регулярностью В. А. Сергин бывал в Пушкиногорье, неоднократно посещал эти места с 1963 г. Вплотную к пушкинской теме живописец приступил с 1968 г., когда писал этюды Псковской земли, Троицкий собор, Печорскую лавру, затем Святогорский Успенский монастырь (1969). Творческую командировку по пушкинским местам В. А. Сергин осуществил в 1970 г., но только в 1990-х гг. картины, написанные тогда, оформились в серию. Сибирский художник хорошо знаком с Пушкинским заповедником (Михайловское, Петровское, Тригорское), знатоками этой земли, ее директором (с 1945 по 1993), легендарным человеком, писателем Семеном Степановичем Гейченко. Мотив зимы в картине «На Святых горах» (1994) в основе своей передает лирическое переживание природы, настроение человека. Сильный образ непогоды проникнут ощущением полноты жизни, ее могучего раздолья в картине «Над Соротью. Свежий ветер» (1999). Командировка на родину поэта Есенина, в село Константиново (1968), погрузила в русскую лирику, в уникальный пласт российской культуры. Цикл произведений на есенинскую тему (все — 1969) вместе с этюдами состоит из более 50 работ, в Норильской художественной галерее находится 20 полотен. Картина «Вечер над Окой. Константиново» (2000) раскрывает чудо вечернего стояния реки, заливных лугов, ароматных деревьев, кустов, трав, пронзительно звонких и притихших далей. Происходит открытие божественного мира конкретной местности, озаренного есенинской поэзией, добавляется песня, романс, симфония, все музыкальные определения. В. А. Сергин остается высочайшим мастером по колористическому решению пейзажа, с мириадами цветовых оттенков.
Новую тему, овеянную романтикой Севера, рождали и развивали мастера советского искусства, поддержали старейшие художники-красноярцы Д. К. Каратанов, А. П. Лекаренко, В. И. Мешков. В начале 1960-х гг. В. А. Сергин добирался по Енисею до Игарки. Картина «Месяц-Лось» (1972) вошла в серию «По Таймыру», стала достоянием Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Соединение покоя и движения предполагает героический образ северной земли, достойной поклонения и восторгов. В последующие годы Валерьян Сергин участвовал во Всесоюзной творческой группе «По реке Лена» (1973, 1975, 1994). Картины, посвященные этой теме, объединяет суровое безмолвие места, заброшенные уголки дикой природы, определенное природное и эмоциональное состояние, протяженное во времени. В. А. Сер-гин стремится к символичности образа, идее Сибириады, почерпнутой на территории от Севера до Юга Красноярской земли (рисунок 3). Он подсказывает зрителю историю Кометы и Тунгусского метеорита, мифических явлений в природе. Максимальная концентрация внимания художника на истории земли в картине «В Куйсумах. Год кометы» (1997) позволяет говорить о космическом масштабе пейзажа, тайнах бытия, сложных взаимоотношениях человека и природы. Затем художник раскрывает историю о жизни на Крайнем Севере («Сказ о Подкаменной Тунгуске», 2000; «Тунгуска. Край легенд», 2001). Мастер композиции В. А. Сергин умеет переложить этюдный мотив на новую стилистическую импровизацию, дать свою эмоционально-психологическую аранжировку цвета. В звонкой палитре с красочными доминантами перекликаются звучные цветовые пасты с рельефно-скульптурным решением деревьев, придающие всей сцене убедительность. Тема сказа, возвращения легенды множится духовным опытом, древностью сибирской земли, поэтическим восклицанием цветовых излучений красочной палитры художника. Здесь господствует особый мир, аура, сопряженная с подвижной натурой живописца В. А. Сергина, его неугомонного желания утверждать главенствующую красоту этой территории.
Рисунок 3 - «Тунгуска. Край легенд». 2001. 140x149. Холст, масло Figure 3 - "Tunguska. The Land of Legends". 2001. 140x149. Oil on canvas
Персональная выставка Валерьяна Сергина открылась на Крутицком валу в Москве весной 1990 г. Следующий 1991 г. принес радость, удачу и обновление. Переводчик Сугемото-сан передал приглашение посетить страну «Восходящего солнца» [9]. В июне 1991 г. красноярский художник осуществил творческую командировку в Японию, в город Отару. Персональная выставка развернулась в городе Токио, где экспонировались 35 работ. Возвратившись на родину, он вновь оказался на «гребне» событий. Решением Президиума Академии художеств СССР от 7 марта 1991 г. В. А. Сергину присудили диплом Академии художеств СССР. За большие заслуги в области советского изобразительного искусства Указом Президента РСФСР от 24 сентября 1991 г. Валерьяну Алексеевичу Сергину присвоили звание «Народный художник РСФСР». Мудрость мэтра живописи, его молодость, напор, энергия сохраняли стилевые признаки, высокий профессионализм российской школы пейзажа. Валерьяна Сергина решением Президиума Академии наградили серебряной медалью Российской академии художеств 10 июля 2001 г. Тема вдохновения и активного труда, творческий энтузиазм не оставляют художника. Очень важно, что поощряется конкретная личность, мастер своего дела. Отмечаются зарубежные выставки художника: Диксон (США), Отару (Япония), Аахен (Германия), Ерисленц (Германия), Харбин (Китай). Он воплощает сибирскую традицию, предлагая индивидуальный взгляд на мир: первозданная земля, живительные истоки воды, бездонный «колодец» неба задают ощущение времени, вечное обновление жизни. С 2010 г. Валерьян Алексеевич Сергин является членом-
корреспондентом Российской академии художеств, а с 2019 — академиком, награждается Золотой медалью Российской академии художеств. Документальный фильм «Валерьян Сергин» режиссера И. Б. Зайцевой (киностудия «АРС») снимался под эгидой Министерства культуры Красноярского края. Премьерный показ состоялся 19 мая 2016 г., в 19:00, на проспекте Мира 88, в Доме кино. В фильме рассказывается о продолжении традиций русской пейзажной школы, о мастере, вошедшем в антологию российского искусства.
Начиная с изучения натуры и лучшего художественного наследия прошлого, постепенно складывается художественный метод В. А. Сергина, реализованный в его творениях, во взаимоотношениях с реальным миром природы, что обеспечивает известную инвариантность восприятий и ощущений. Именно регулярные посещения природной натуры открыли для него моментальное движение и изменения живого мира природы. Все вместе создает впечатление случайного, мимолетного взгляда, фиксирующего действительность без попытки что-либо идеализировать, упорядочить, привести к гармонии. Однако это впечатление обманчиво, ведь В. А. Сергин продумывает и выстраивает композиции своих работ с точностью и одновременно с живописной непринужденностью. Заметим, что в интерпретации художника видовые пейзажи зачастую далеки от идеальных форм и пропорций: в рамках заданной темы он ищет скорее конфликт, что сопровождается неожиданностью и необычностью изображенной реальности, чувствует свой стиль выражения, часто являющийся самой характерной чертой его работ. Важнейшим пунктом эстетической программы В. А. Сергина остается организация формата будущего произведения, в котором он вплотную приближает или удаляет предмет изображения, не рассеивая внимания к объекту. Действительность показана в необычных ритмах, композициях, подчеркивающих формообразующую функцию произведения: авторская точка зрения не подразумевает замкнутости в пространстве картины, включает ее репрезентацию, все сопереживания, в которых ощущение случайности композиции является обманчивым, а смелый ракурс «с высоты» подкрепляется эмпирическим наблюдением.
В. А. Сергин использует традиции многослойного письма, так называемое мозаичное построение на поверхности холста: сам процесс наложения красок, реакция на быстроту (беглость) кладки красочных мазков, говорят о продолжении московской живописи, объединения «Союза русских художников». Цветовые пласты красок на холсте художника свидетельствуют о весе, объеме и качестве формы мазков, создающих светотеневую игру на поверхности холста. В каждый пейзаж включаются цветовые доминанты, работа ведется в индивидуальном колористическом ключе. Здесь наличествуют образы земли, ее внутренние недра, и воды, и вечно обновляющийся небесный простор, в их первозданном состоянии. Мастер сталкивает между собой несколько стихий, природных ситуаций (рисунок 4). Зачастую самое существенное в природе, атмосфере воздуха, света, движения ветра лишь промелькнет и бесследно исчезнет. Однако живописец одержим и страстен, он запечатлевает мгновенное и сиюминутное в картине. В творчестве В. А. Сергина 2000-х гг. сочетаются романтическое восприятие и постановка живописных задач. Картина «Лето. Березовая роща» (2005) созвучна жизнелюбивой и оберегающей интонации «классиков» пейзажа (И. Левитан, А. Куинджи). Цветность живописи, ее предметность и материальность утверждаются в показе мгновений в виде постоянного и вечно меняющегося состояния природы. Он испытывает тяготение, тоску, желание длительного процесса творчества, что выливается в эмоциональное многообразие произведений («Рождественский кураж», 2003, рисунок 5).
Рисунок 4 - Валерьян Сергин в мастерской. Фото из фильма Дениса Жемчугова Figure 4 - Valerian Sergin in the workshop. Photo from the film by Denis Zhemchugov
Рисунок 5 - «Утро на Рождество». 2002. Холст, масло Figure 5 - "Christmas Morning". 2002. Oil on canvas
Стратегический баланс между традиционным и авангардным творчеством дает мощный толчок в развитии искусства. Начиная каждый новый этап, В. А. Сергин, естественно, исходил из работ своих предшественников. Его художественно-образные
пейзажи включают передачу зрительного восприятия, сохраняющего познавательное значение. Этюд возвращает к истоку, волнует и завораживает. По мнению художника, этюд — это первое свидание, особое состояние влюбленности. Как первую любовь, он примечает все восходы, закаты, солнцестояние в природе [3]. Живописец «эффект» прослеживает по планам. Он преображает «огонек» душевного и духовного света, создавая непривычное восприятие российской и сибирской земли с ее несметными богатствами. Можно говорить о новом характере пейзажа на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Это зарисовки, полные жизненных сил и самоутверждения. Живопись Валерьяна Сергина — это подвижная, обнаженная визуализация художественных форм, впитавших ослепительные впечатления в моменты творчества (рисунок 6). Он структурирует пейзаж во всем цветовом многообразии, подчеркнуто вещественно строит планы, ракурсы, красочные пятна на плоскости картины. Художник уплотняет различия цветового спектра. Этот эстетический эффект возрождает тонкость, звучность света, разную передачу кладки, движения мазков. Он прозревает окружающий мир, добиваясь его подлинного эпического звучания (рисунок 7). Как тема «сибирской школы» вытекает из его биографии, так раскрывается способность мастера быть посредником исторической и культурной памяти, путеводным знаком. Главное отличительное свойство произведений В. А. Сер-гина состоит в том, что они не теряют своей первоначальной свежести впечатлений, а гамма цветов не притухает при перенесении на холсты, картоны.
Рисунок 6 - «Рождественский кураж». 2003. Картон, масло Figure 6 - "Christmas courage". 2003. Cardboard, oil
Рисунок 7 - «Весенний ветер на Енисее». 2016. Холст, масло Figure 7 - "Spring wind on the Yenisei". 2016. Oil on canvas
Творчество В. А. Сергина и его работа в пейзажном жанре оказывает влияние на развитие живописи Красноярского края, Сибирского региона, России. По количеству и качеству созданных произведений он является крупнейшим пейзажистом. Мы рассмотрели только некоторую долю творений В. А. Сергина, характеризующую истинно достоверное понимание роли пейзажа второй половины XX в. и рубежа ХХ-ХХ1 вв. Именно благодаря работам этого художника, пейзаж обретает популярность среди публики нынешнего времени. Новаторский подход В. А. Сергина позволяет проникнуть в особенности творческого метода художника (композиционных приемов, пространственных решений, авторского взгляда), переносит зрителей в творческую лабораторию по созданию пейзажей, показывает их необычную красоту.
Метод В. А. Сергина предполагает длительную работу от этюда к картине. Феноменальная память мастера анализирует работы на пленэре, массу сиюминутных впечатлений. Следующий период подытоживает, разворачивает «находку» как откровенное обретение, и начинается работа с пространством, декоративными качествами цвета, тактильными прикосновениями, фактурными добавлениями. Творец зажигает внутренний позыв к пленэру и работе в мастерской. Он говорит о том, что каждое утро приветствует день, а вечером и ночью завершает размышления о жизненном цикле. Пейзажный жанр В. А. Сергина составляет духовную автобиографию художника. Он оставляет незабываемый след в истории города, края, Сибири, являясь одним из ярких колористов, живописных творцов эпохи, а стилистические приемы и профессиональные качества отвечают художественной традиции России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Барсукова Н. И. Творческая среда мастерской художника как культурный феномен // Вестник ТГУ Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 140-151.
2 Боброва Е. В. О роли изобразительности в живописи в контексте воспитательной функции искусства // Вестник славянских культур. 2018. Т. 47. С. 220-227.
3 Валерьян Сергин. Живопись: каталог / сост. А. С. Сергина. Красноярск: Поли-кор, 2007. 124 с.
4 Валерьян Сергин. Народный художник России: Современное искусство Красноярья. Художественная галерея. Красноярский региональный общественный фонд «Наше наследие»: буклет / авт. идея проекта, автор вступ. ст. В. Гришанов. Красноярск: ООО Издательско-полиграфический центр КАСС, 2001. 15 с.
5 Воронова И. В. Культурный синтез и национальный канон // Вестник КемГИК. 2015. № 37. С. 103-116.
6 Воронова И. В. Первообразы культуры и современное искусство // Вестник Кем-ГИК. 2019. № 37. С. 31-42.
7 Гимов Л. Записки художника. Иркутск: ООО Оперативная тип. «На Чехова», 2008. 38 с.
8 Гимов Л. Опыт написания творческой автобиографии // СГО.^Е-КРУГ-IMPRESSЮN. Шелехов: АО «Полиграфист», 1997. 16 с.
9 Колпаков В. Валерьян Сергин. Рассказы о художниках Красноярска. Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2015. 135 с.
10 Ломанова Т. М. Художники Красноярской организации СХ РСФСР: справочник. М.: Сов. художник, 1991. 143 с.
11 Покровская Н. В. Две выставки Валерьяна Сергина // Палитра: Ежегодник художественной жизни Красноярского края. 2001. № 1. С. 50-51.
12 Федчина И. Г., Федчин В. С. Художественная школа Иркутска: к 100-летию Иркутского художественного училища. Иркутск: Изд-е ООО «Артиздат», 2010, 236 с.
13 Фомин Г. А. Европейские художественные традиции и русская академическая школа рубежа Х1Х-ХХ вв. Проблема культурной идентичности // Вестник ТГУ Культурология и искусствоведение. 2017. № 27. С. 161-167.
14 Художники земли красноярской: каталог / сост., автор вступ. ст. Т. М. Ломанова.
Красноярск: ООО «Поликор», 2007. 320 с.
***
© 2021. Natalia V. Pokrovskaya
Krasnoyarsk, Russia
VALERYAN SERGIN AND THE DEVELOPMENT OF SIBERIAN LANDSCAPE
PAINTING AT THE TURN OF 21st CENTURY: TO THE STUDY OF THE ARTISTS WORKS
Abstract: The subject of research is an artistic practice of V. A. Sergin, a national artist of Russia, a full member of the Petrovskiy Academy of Sciences and Arts, an academician of the Russian Academy of Arts, a participant in more than 180 exhibitions, including 25 national and international projects, more than 20 personal exhibitions. The paper explores artist's creative biography in the context of Russian and Siberian traditions and analyzes bright stages of the formation and flowering of the "Siberian
school" of Russia, the Krasnoyarsk organization of the Union of Artists, with regional, regional, personal exhibitions and specific works of Sergin highlighted. The author addresses artistic originality of the national tradition of the Siberian region, allowing to holistically present a wide panorama of the development of the Siberian and Russian schools. The paper consistently attempts to discover the artist's creative laboratory and to identify the "formula" of his inspiration. The basis of the study is a set of principles and techniques of work that have been carried out in practice by the artist from the late 1950s to the present day, and takes into account the creative work of V. A. Sergin, which solves specifically pictorial issues. The creative strategy of modern artist is perceived as a universal cultural environment, a territory for the formation of artistic meanings. The creative environment in the workshop, in the open air and during travels creates the conditions for implementing the art program and reveals those processes that help demonstrate and provide the continuity of artistic traditions.
Keywords: Art exhibitions, landscape, open air, etude, work from life, continuity of generations, the image of Siberia.
Information about the author: Natalia V. Pokrovskaya — Associate Professor, Department of History of Art Arts, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Prospekt Mira, 98, 660017 Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected] Received: October 11, 2020 Date of publication: December 28, 2021
For citation: Pokrovskaya N. V. Valeryan Sergin and the development of the Siberian landscape painting at the turn of 21st century: to the study of the artist's works. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2021, vol. 62, pp. 310-324. (In Russian) https://doi. org/10.37816/2073-9567-2021-62-310-324
REFERENCES
1 Barsukova N. I. Tvorcheskaia sreda masterskoi khudozhnika kak kul'turnyi fenomen [Creative environment of the artist's studio as a cultural phenomenon]. Vestnik TGU. Kul'turologiia i iskusstvovedenie [Cultural studies and arts], 2019, no 36, pp. 140-151. (In Russian)
2 Bobrova E. V. O roli izobrazitel'nosti v zhivopisi v kontekste vospitatel'noi funktsii iskusstva [About the value of pictorialism in terms of the educational function of art]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2018, vol. 47, pp. 220-227. (In Russian)
3 Valer'ian Sergin. Zhivopis': katalog [Valerian Sergin. Painting: catalog], compiled by A. S. Sergina. Krasnoiarsk, Polikor Publ., 2007. 124 p. (In Russian)
4 Valer'ian Sergin. Narodnyi khudozhnik Rossii: Sovremennoe iskusstvo Krasnoiar'ia. Khudozhestvennaia galereia. Krasnoiarskii regional'nyi obshchestvennyi fond "Nashe nasledie": buklet [Valerian Sergin. People's Artist of Russia: Contemporary Art of Krasnoyarsk. Art Gallery. Krasnoyarsk Regional Public Foundation "Our Heritage": booklet], author's idea of the project, author of the introductory article V. Grishanov. Krasnoiarsk, OOO Izdatel'sko-poligraficheskii tsentr KASS Publ., 2001. 15 p. (In Russian)
5 Voronova I. V. Kul'turnyi sintez i natsional'nyi kanon [The cultural synthesis and national canon]. VestnikKemGIK, 2015, no 37, pp. 103-116. (In Russian)
6 Voronova I. V. Pervoobrazy kul'tury i sovremennoe iskusstvo [The primary images of culture and contemporary art]. Vestnik KemGIK, 2019, no 37, pp. 31-42. (In Russian)
7 Gimov L. Zapiski khudozhnika [Artist's notes]. Irkutsk, OOO Operativnaia tipografiia "Na Chekhova" Publ., 2008. 38 p. (In Russian)
8 Gimov L. Opyt napisaniia tvorcheskoi avtobiografii [Experience in writing a creative autobiography]. In: CIRCLE-KRUG-IMPRESSION. Shelekhov, AO "Poligrafist" Publ., 1997. 16 p. (In Russian)
9 Kolpakov V. Valer'ian Sergin. Rasskazy o khudozhnikakh Krasnoiarska [Valeryan Sergin. Stories about the artists of Krasnoyarsk]. Krasnoiarsk, ID "Klass Plius" Publ., 2015. 135 p. (In Russian)
10 Lomanova T. M. Khudozhniki Krasnoiarskoi organizatsii SKh RSFSR: spravochnik [Artists of the Krasnoyarsk organization of the RSFSR Union of Artists: a reference book]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1991. 143 p. (In Russian)
11 Pokrovskaia N. V. Dve vystavki Valer'iana Sergina [Two exhibitions by Valeryan Sergin]. Palitra: Ezhegodnik khudozhestvennoi zhizni Krasnoiarskogo kraia, 2001, no 1, pp. 50-51. (In Russian)
12 Fedchina I. G., Fedchin V. S. Khudozhestvennaia shkola Irkutska: k 100-letiiu Irkutskogo khudozhestvennogo uchilishcha [Art School of Irkutsk: to the 100th anniversary of the Irkutsk Art School]. Irkutsk, Izdanie OOO "Artizdat" Publ., 2010, 236 p. (In Russian)
13 Fomin G. A. Evropeiskie khudozhestvennye traditsii i russkaia akademicheskaia shkola rubezha XIX-XX vv. Problema kul'turnoi identichnosti [The European artistic traditions and Russian academic school at the turn of 20th century]. Vestnik TGU. Kul'turologiia i iskusstvovedenie [Cultural studies and arts], 2017, no 27, pp. 161-167. (In Russian)
14 Khudozhniki zemli krasnoiarskoi: katalog [Artists of the land of Krasnoyarsk: catalog], compiler, author of the introductory article T. M. Lomanova. Krasnoiarsk, OOO "Polikor" Publ., 2007. 320 p. (In Russian)