Научная статья на тему 'Наставничество, как основа преемственности традиций, на примере творчества Валериана Алексеевича Сергина'

Наставничество, как основа преемственности традиций, на примере творчества Валериана Алексеевича Сергина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ ШКОЛА ПЕЙЗАЖА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПЛЕНЭР / СОВРЕМЕННИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SIBERIAN SCHOOL OF LANDSKAPE PAINTING / CONTINUITY / TUTORSHIP / ART EDUCATION / PAINTING OUTDOORS / CONTEMPORARY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дыбаль И.И.

В статье затрагивается один из самых щепетильных вопросов искусства не только современности, но и каждого предшествующего периода. Вопрос преемственности поколений и традиций. Стоит ли в настоящее время рассуждать о том, кто станет примером будущему поколению художников?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наставничество, как основа преемственности традиций, на примере творчества Валериана Алексеевича Сергина»

Дыбаль И.И. ©

Аспирант, Красноярский государственный художественный институт

НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ, НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ВАЛЕРИАНА

АЛЕКСЕЕВИЧА СЕРГИНА

Аннотация

В статье затрагивается один из самых щепетильных вопросов искусства не только современности, но и каждого предшествующего периода. Вопрос преемственности поколений и традиций. Стоит ли в настоящее время рассуждать о том, кто станет примером будущему поколению художников?

Ключевые слова и фразы: сибирская школа пейзажа, преемственность, наставничество, пленэр, современники, художественное образование.

Keywords: Siberian school of landskape painting, continuity, tutorship, painting outdoors, contemporary, art education.

В современном Сибирском художественном пространстве существует множество художников, более или менее известных широкому кругу зрителей. И среди множества представителей такой сложной профессии почти невозможно найти ни одного мастера, который мог бы стать примером для будущих поколений. Так ли это, рассудит только время. Но вот о чем можно судить с полной уверенностью, так это о том, что на сибирской земле все же есть художники, которые верно несут в своих сердцах и картинах опыт прошлых поколений, воспитанный силами таких великих мастеров, как И. И. Левитан, А. К. Саврасов, К. А. Коровин и многих других. Одним из таких художников можно назвать Сергина Валериана Алексеевича.

Валерьян Алексеевич Сергин - коренной красноярец, родился 16 марта 1936 года. Очень рано у него начали проявляться наклонности к творчеству, особенно рисованию и поэзии. Валериан жил в творческой атмосфере, его мать прекрасно пела и рисовала. Любовь к поэзии он сохранил на всю жизнь, восхищаясь ею, как ниспосланным чудом человеческих душ. Художественные же интересы в 1950 году привели его в художественную школу им. Василия Ивановича Сурикова.

Его первыми учителями были такие большие художники Сибири, как А. П. Лекаренко, Ю. И. Худоногов, И. А. Фирер. Они на собственном примере воспитали в нем любовь к живописи, к природе, к пленэру. Им он и показывал свои первые в жизни этюды. После окончания школы по рекомендации своих педагогов Валерьян Алексеевич поступил в Иркутское художественное училище, которое успешно закончил в 1958 году. О своих учителях Валериан Алексеевич вспоминает с великим уважением:

«В училище у меня были потрясающие учителя. Виноградов Сергей Иннокентьевич преподавал у меня на первом курсе, а он знал и Саврасова, и Коровина, и Левитана! На втором курсе преподавал Жабинов Алексей Петрович, чудный был человек, души необыкновенной. Последним был Вычугжанин Аркадий Иванович, уникальный художник и педагог. Его основной задачей было развить каждого. Он никого не сломал!» [1]

Много ему дали и творческие дачи, куда отправляли в свое время на обучение подающих надежды студентов. Первой из них, стала дача Твардовского, куда, кстати, его отправил наставник - Юрий Иванович Худоногов. Творческая дача стала возможностью саморазвития, творческого прорыва вперед, ведь здесь 23-х летний Сергин оказался в среде великих мастеров того времени. Это были и Виктор Попков, и Браговский Эдуард Григорьевич, и Зверков Ефрем Иванович, и многие другие.

Были у него, конечно, и негласные учителя, учителя по творчеству. Те, на примере чьих картин он учился, чье творчество пробуждало в нем силы к новым свершениям, чье мастерство

© Дыбаль И.И., 2014 г.

вдохновляло его. Васильев, Поленов, Коровин, Левитан, Саврасов - всем известные имена, прославившие на весь мир русскую школу живописи. В работах Сергина чувствуется и трепетная любовь к природе, воспитанная полотнами Левитана, свобода мазка и яркий колорит Коровина, постоянное ощущение присутствия человека в пейзаже, как у Поленова, а также одухотворенность природы Васильева.

Вся его жизнь, все творчество связаны с пейзажным жанром, и самыми проникновенными стали холсты, посвященные Сибири. Сергин вошел в антологию не только сибирского, но российского искусства. Вошел как продолжатель традиций русской пейзажной школы, которую очень высоко ценит, считая ее величайшим достоянием русской культуры. [2]

Сквозь мимолетные годы своей интереснейшей и наполненной радостью жизни пронес в себе Валериан Алексеевич память и огромную любовь к своим учителям, которые воспитывали его с юных лет. Наравне со своими наставниками Сергин почитает и еще одного не менее значимого, но порой столь незаметного окружающим, учителя - сибирскую природу. Она воспитала не одно поколение замечательных, поистине великих мастеров, чего стоит один только Василий Иванович Суриков. Сибирь сложно представить без пейзажистов. Ее простор, суровость и тихая одухотворенность изо дня в день взывает к новым свершениям, очаровывая своими зорями и закатами. Быть может, именно поэтому еще в 50-х годах прошлого века появляется такой термин, как «сибирская школа пейзажа». Худоногов, Ряузов, Ряннель и, конечно же, Сергин являются основоположниками этой школы. В своих работах они воспевали величие и суровость сибирской природы, грозность хмурого Енисея, грациозность Столбов, хладнокровность Севера, очарование Саян и Хакасии. Их отличительной чертой является экспрессивная работа цветом, фактурой. Краска словно лепит форму пейзажных далей. Плотная, яркая, смелая пастозная живопись, разнообразная, живая работа цветом, свобода композиционного решения, чистые, искренние отношения цвета соединяются на плоскости холста в единый, целостный образ сибирской природы, величественного края суровых морозов, красивейших закатов и нюансных восходов.

В картине «Над Енисеем» (1970 г; х, м.) находят свое выражение все идеи сибирской школы. Пред взором открывается величественный пейзаж огромных сибирских просторов. Воздух в этой работе словно сносит зрителя с ног своим свежим дуновением. Залитая светом свобода плещется в осенних красках. По своему композиционному построению эта картина напоминает «Над вечным покоем» (1864 г. 150х206 см; х,м.) И. И. Левитана. По своему схожи и формат работ, и названия, и композиция, и настроение. Наверняка, эту работу можно рассматривать как дань памяти и преклонение перед талантом великого пейзажиста. На переднем плане картины «Над Енисеем» рассоложен пригорок заросший чахлой травой. На берег, словно попрощаться с осенью, вышли сосны. Выстроившись в ряд, тянутся они к грозным просторам небес. Все эти деревья контрастно очерчены водной гладью Енисея, спокойно прогуливающегося по своим владениям. Горный хребет на дальнем плане своей нитью делит пространство холста на две части - земное и небесное. Все это величие заставляет зрителя задуматься о своем месте в этом огромном мире, о том, откуда мы, и что мы сделали для этого мира, который продолжит существовать и после нашего ухода.

В последующем, работы такого плана в творчестве Валериана Алексеевича будут встречаться еще не раз. Огромные холсты, заключающие в свои объятья всю вольную Сибирь -это характерная особенность не только лично его творчества, но и всей сибирской школы пейзажа.

По убеждению автора, чтобы «писать от крыльца», нужно сделать кругосветное путешествие. Свою кругосветку Валериан Алексеевич совершил еще в детстве. Могучий Енисей он знал с 12 лет, объездил его от Саян и до Дудинки. Объездил и исходил пешком всю Сибирь, Рязань и не только. Но, сколько бы он не объездил, где бы ни был, все время возвращается в родную Сибирь. Отсюда и искреннее чувство любви к родным просторам, которое испытываешь при просмотре его картин. Словно вся необъятная, гоголевская Россия, уместилась на его холсте. И ведь вправду, есть в его картинах что-то исконно крестьянское, обыденное, а потому и такое дорогое сердцу.

В произведениях Валериана Алексеевича чутко чувствуется эта крепкая связь поэзии и живописи. Именно поэтому у Сергина такие чистые образы, такие открытые, искренние цвета. Его живопись подобна поэзии изложенной на холсте. Найдя такой сложный выход, художественное слово, нашло свое выражение в живописи автора, ведь еще в детстве Валериан Алексеевич увлекался поэзией, писал стихи и песни. Отдавая такое почтение труженикам слова, это просто не могло ни стать целой серией картин.

На родине С. А. Есенина, в Рязани, Валериан Алексеевич был пять раз. Привез оттуда огромное количество этюдов. Основной для себя задачей он ставил не столько иллюстрирование стихов Сергея Александровича, сколько попытку изобразить собирательный образ его Родины. Это были кусочки земли, где вырос великий поэт. А уже в станковых работах пытался это синтезировать. То есть, шел дорогой образа не только собранного им на пленэре, но еще и образами, живущими в цветущей поэзии Есенина. Ведь это является очень сложным процессом - постараться передать через один образ, образ созданный другим человеком. Отсюда и огромный внутренний поиск, нашедший непредсказуемый выход. По обыкновению Валериан Алексеевич начал работать в масле, его излюбленном материале. Но вскоре почувствовал, что именно в этом месте нужен иной материал, более изящный, тонкий, нежный. На выходе это дало большую серию из 50-ти работ, более 20-ти из которых выполнены пастелью. Сразу же после этого, была выставка в Норильске, где почти все эти работы и забрали. Спустя много лет, автор до сих пор благодарен тому, что в Норильске, в таком холодном городе, оценили тепло Есенинской земли.

В своих картинах, Сергин пытается ухватить образ, мимолетное настроение природы, ее состояние, переживания хмурой весны и радость осенних костров. Эту его черту лишний раз подчеркивает неизменная любовь к этюдам, к живописи на пленэре. На этюды он начал ходить в 1953 году, когда пошел в художественную школу. Там он, собственно, и получил первые понятия о том, что такое писать с натуры. Природа словно нашептывает ему на ухо мотивы для его произведений. Автор старается найти образный ход именно в этюде, который впоследствии даст выплеск в картине.

Еще Аркадий Александрович Пластов говорил: «Сколько же нужно этюдов для самого незамысловатого пейзажа? Сотни и сотни, можно сказать без колебаний». Валериан Алексеевич пишет очень много, что видно по его мастерству. В основном художник пишет этюды, которые сами по себе являются в последствии художественными произведениями. Он старается их не дорабатывать в мастерской, а честно и откровенно изложить всю правду на пленэре. Следует отметить, что это является и основным принципом индивидуального подхода к живописи Сергина: попытка добиться искренней передачи открытой правды природы, попытка передать ее переживания, сиюминутные волнения и мысли. Лишь за редким исключением этюды для него являются сбором материала для какой-то работы. Пишет он быстро, экспрессивно, ярко. Краска на его холстах живет моментальным настроением, которым дышит природа. Здесь мы и встречаем весь свободолюбивый характер живописи Сергина, за что его можно смело назвать сибирским импрессионистом.

«Мой размер с натуры - метр двадцать в раз! А если была бы возможность, я бы и двухметровые с натуры писал. В большом холсте я всегда стараюсь сохранить этюдное начало, образ, состояние. Но нашу природу в один этюд не воткнешь». [1]

Через свои полотна, Валериан Алексеевич отдает дань своему учителю - природе. Она является и основным сюжетом его картин, в ней он ищет и утешение и вдохновение. Если и встретишь в его творчестве городской пейзаж, то написан он сквозь призму взаимоотношений гармоничной природы и суетного муравейника. Из года в год интересует его природа живая, бурлящая, вдумчивая. В его произведениях чувствуется огромная к ней любовь, переживание этого мира всей полнотой своего сердца. Сам же Сергин хранит строки И. И. Левитана как наказ: «Красоте, разлитой в природе, можно молиться как Богу, просить у нее вдохновения, веры в себя».

Сергин живет пленэром, ведь без работы на натуре творчества быть не может. Только на натуре художник впитывает всю непостижимую силу природы, которая словно одаривает живописца. Именно поэтому, Валериан Алексеевич столь пренебрежительно относится к

сложившейся в последнее время моде писать по фотографиям. По мнению художника, сухой язык фотографии, насколько бы она не была профессиональна, не сможет передать весь тот порыв жизнеутверждающей силы природы, который можно прочувствовать только на пленэре.

«Надо равняться на больших художников - говорит Сергин. Пластов еще говорил: «Выходя из школы, лишь приблизительно мастером своего дела, молодой художник только на работе с натуры может расти до предела, положенного ему природой». [1]

Своих же учеников он учит не на своем примере, а учит тому, чему его научили его же учителя. Однажды, на открытии его выставки Фирер Илья Аронович сказал: «Сергин собирает зерна красоты». И отдавая дань своему наставнику, Валериан Алексеевич уже своим ученикам передает это напутствие.

Валериан Алексеевич один из тех людей, о котором лучше всего расскажут только его картины. Свою манеру, свой характер мыслителя он определил уже давно. Свое кругосветное путешествие уже свершил. Его живопись существует как неразрывное целое со своим автором. Она научила его тонким и чутким переживаниям через свои нюансные состояния. Она научила его радоваться жизни, питая его краски солнечной благодатью. Сколь тонко и точно он передает всю палитру эмоциональных состояний природы, в его картинах она живет и мыслит.

На примере Валериана Алексеевича Сергина можно осознать всю прекрасную долю художника. И лишь приняв это, можно понять, что есть преемственность. Это не пустое подражание своим учителям, или сухое копирование подлинников предшественников. Это дань памяти, почитание традиций и продолжение этого устремленного вперед шествия искусства. В этом и заключается суть наставничества - в постоянной передаче опыта с последующим его пополнением.

Литература

1. Сергин В. А. «Нашу природу в один этюд не воткнешь». [Беседа с Народным художником России В. А. Сергиным/ беседовал И. И. Дыбаль] - 2013. - 10 декабря.

2. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования [Электронный ресурс]. URL: http://gallery.kipk.ru/sergin.htm (дата обращения 01.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.