Научная статья на тему 'ЗНАК И ЗНАКОВЦЫ: ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ'

ЗНАК И ЗНАКОВЦЫ: ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Анатолий Маркович Знак / живопись / композиционное мышление / учебная постановка / со цветом и тоном / Anatoly Markovich Znak / painting / compositional thinking / educational setting / individual approach / creative atmosphere / work with color and tone

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москалюк Марина Валентиновна, Пономарева Мария Леонидовна

Целью данной статьи является исследование важнейших для успешного педагогического опыта качеств народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Анатолия Марковича Знака (1939-2002). В Красноярском государственном художественном институте он, будучи руководителем творческой мастерской, подготовил 37 живописцев, активно включенных в пространство современной художественной жизни страны. Разносторонне с теоретической и практической стороны рассматриваются особенности личности Знака-наставника. Анализируются его методические подходы к формированию композиционного и колористического мышления, получению уникальных навыков работы с натурой, цветом, формой и содержанием. Подчеркивается важность при обучении искусству живописи индивидуального подхода к каждому студенту, умение создавать творческую атмосферу и заинтересовать на всех этапах обучения. Под феноменом Учителя в случае Анатолия Марковича понимается не столько профессия, сколько совокупность его уникальных качеств, благодаря которым существование его выпускников наполнено высоким духовным смыслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZNAK AND HIS CIRCLE: THE PHENOMENON OF THE TEACHER

The purpose of this article is to study the fundamental qualities of the successful pedagogical experience of the People's Artist of the Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of Arts Anatoly Markovich Znak (1939-2002). As the head of a creative workshop at the Krasnoyarsk State Art Institute, he trained 37 painters who are actively involved in the space of modern artistic life of the country. The personality features of Znak as a mentor are considered comprehensively from the theoretical and practical sides. His methodological developments for the formation of compositional and coloristic thinking, for obtaining unique skills in working with nature, color, form and content are analyzed. The importance of an individual approach to each student in teaching the art of painting, the ability to set up a creative atmosphere and to arouse an interest at all stages of training is emphasized. In the case of Anatoly Markovich, the phenomenon of a teacher is understood not so much as a profession, but as a set of his unique qualities that endow the existence of his graduates with a high spiritual meaning.

Текст научной работы на тему «ЗНАК И ЗНАКОВЦЫ: ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ»

ТЕМА НОМЕРА

ISSUE SUBJECT

ZNAK AND HIS CIRCLE:

THE PHENOMENON OF THE TEACHER

Marina V. Moskalyuk

Siberian Federal University

Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky Krasnoyarsk, Russian Federation

Maria L. Ponomareva

Children's Art School named after D. I. Karatanov Abakan, Russian Federation

Abstract :The purpose of this article is to study the fundamental qualities of the successful pedagogical experience of the People's Artist of the Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of Arts Anatoly Markovich Znak (1939-2002). As the head of a creative workshop at the Krasnoyarsk State Art Institute, he trained 37 painters who are actively involved in the space of modern artistic life of the country. The personality features of Znak as a mentor are considered comprehensively from the theoretical and practical sides. His methodological developments for the formation of compositional and coloristic thinking, for obtaining unique skills in working with nature, color, form and content are analyzed. The importance of an individual approach to each student in teaching the art of painting, the ability to set up a creative atmosphere and to arouse an interest at all stages of training is emphasized. In the case of Anatoly Markovich, the phenomenon of a teacher is understood not so much as a profession, but as a set of his unique qualities that endow the existence of his graduates with a high spiritual meaning.

Keywords: Anatoly Markovich Znak; painting; compositional thinking; educational setting; individual approach; creative atmosphere; work with color and tone.

Citation: Moskalyuk, M. V., Ponomareva, M. L. (2023). ZNAK AND HIS CIRCLE: THE PHENOMENON OF THE TEACHER. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3 (16), pp. 8-17.

М. В. Москалюк

Сибирский федеральный университет

Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

А. М. Знак. Весенний натюрморт. 1987. Холст, масло. 87x88

Красноярский художественный музей гш. В. И. Сурикова

А. М. Znak. Spring still life. 1987. Oil on canvas. 87x88

Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov

М. Л. Пономарева

Детская художественная школа им. Д. И. Каратанова Абакан, Российская Федерация

ЗНАК И ЗНАКОВЦЫ: ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ

Целью данной статьи является исследование важнейших для успешного педагогического опыта качеств народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Анатолия Марковича Знака (1939-2002). В Крас-

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2023 FINE ART of the Urals, Siberia and the Far East | September 2023

ноярском государственном художественном институте он, будучи руководителем творческой мастерской, подготовил 37 живописцев, активно включенных в пространство современной художественной жизни страны. Разносторонне с теоретической и практической стороны рассматриваются особенности личности Знака-наставника. Анализируются его методические подходы к формированию композиционного и колористического мышления, получению уникальных навыков работы с натурой, цветом, формой и содержанием. Подчеркивается важность при обучении искусству живописи индивидуального подхода к каждому студенту, умение создавать творческую атмосферу и заинтересовать на всех этапах обучения. Под феноменом Учителя в случае Анатолия Марковича понимается не столько профессия, сколько совокупность его уникальных качеств, благодаря которым существование его выпускников наполнено высоким духовным смыслом.

Ключевые слова: Анатолий Маркович Знак; живопись; композиционное мышление; учебная постановка; индивидуальный подход; творческая атмосфера; работа со цветом и тоном.

Член-корреспондент Российской академии художеств, красноярский живописец А. М. Знак (1939-2002) среди профессионалов имеет беспрекословный авторитет. Летом 2001 г. Анатолию Марковичу было присвоено заслуженное звание Народного художника Российской Федерации, однако для собратьев по ремеслу и, конечно, для зрителя он уже давным-давно был настоящим народным живописцем. Многие, когда узнавали новость о награде, искренне удивлялись, что это произошло только сейчас, а не лет 15-20 назад. Но после радостного известия почти следом пришло и трагическое: в мае 2002 г. художник после тяжелой болезни ушел из жизни... [9, с. 27]

В 2024 г. будет отмечаться 85-летний юбилей мастера. Планируется проведение выставок, конференций, круглых столов, просветительских мероприятий, выпуск научных изданий, в результате чего творческое наследие Знака будет разносторонне переосмыслено в контексте современной действительности. Нынешний 2023 г., объявленный Годом педагога и наставника, особенно важен. И необходимо помнить, что феномен творческого наследия Анатолия Марковича Знака не только в уникальных живописных и графических произведениях, но и в том, что за почти 20 лет (1983-2002) преподавательской деятельности в Красноярском государственном художественном институте он сумел воспитать высокопрофессиональных живописцев, которые до сих пор ощущают себя сообществом и с гордостью называют себя «знаковцами».

В социокультурном образе Учителя, складывающемся в сознании на протяжении всей жизни, обязательно, по нашему мнению, наличие таких черт, как абсолютное бескорыстие в передаче знаний и умений, обучение не столько словами, сколько собственным примером. Преподавание живописи, да еще на завершающей стадии получения профильного образования (4-6 курс художественного института), безусловно, имеет свои сложности и специфику. Выявить характерные особенности уникально успешной деятельности Знака-педагога, связанные как с его личностными качествами, так и с методическими находками, является целью данной публикации.

Об Учителе с большой буквы в российском гуманитарном знании существует большой круг изданий, подчеркивающих значимость наставничества в духовном и нравственном бытии человеческого общества [3; 5; 6; 11]. Специфика наставничества в сфере творчества, в сфере искусства не получила на настоящий момент столь разностороннего фундаментального освещения и рассматривается, прежде всего, на примере индивидуального вклада в воспитание творческой личности конкретных мастеров [2; 8]. Для более глубокого анализа педагогического творчества Анатолия Марковича Знака, выявления значения его наставничества для современности в данном исследовании мы предприняли методический прием совмещения двух взглядов: теоретического (искусствоведа М. В. Москалюк, долгие годы лично общавшейся с живописцем)

Анатолий Маркович Знак за работой. 1999

Фотоархив семьи

Anatoly Markovich Znak at work. 1999

Photoarchive of the artist 's family

и практического (живописца, педагога, выпускницы мастерской Знака 1997 г. М. Л. Пономаревой).

Общие сведения

В одной из научных статей, посвященных значению наставничества, нам встретилось такое суждение: «Пролистывая биографии крупных художников, читая их письма и воспоминания, неизбежно приходишь к мнению: у каждого из них в свое время случалась встреча с большим мастером - на этапе ли образования, образов детства или в дальнейшей самостоятельной творческой деятельности. Причем эта встреча являлась знаковой, разделяющей творческий путь на „до и после". Эти примеры настойчиво склоняют нас к выводу, что подготовить художника, дать ему путевку в жизнь может только человек, сам творящий» [2, с. 37]. Знак был именно таким человеком. Родился он в 1939 г., трудное полуголодное и полуодетое военное детство прошло на станции Козулька, затем Черноре-ченская (Красноярский край). После тяжелой болезни в возрасте двух лет он потерял слух. Несмотря ни на что, талант и призвание вели юношу по жизни [1]. Вот закончена художественная школа им. В. И. Сурикова в Красноярске. Затем был переезд в Ленинград и три года учебы в Студии изобразительного и прикладного искусства при Всесоюзном обществе глухонемых, и, наконец, блестяще завершена высшая ступень овладения профессиональным мастерством - Ленинградский институт живописи,

скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, та самая Академия, которую в свое время закончил его великий земляк Суриков. Знак овладевал секретами творчества под руководством большого мастера - Евсея Евсеевича Моисеен-ко (1916-1988), которого многие поколения студентов уважали и почитали безгранично, часто на всю жизнь оставаясь под явным влиянием его таланта. Но весь свой сознательный творческий путь Анатолий Знак, преклоняясь перед Учителем, искал только свое, особое, неповторимое и в живописном языке, и в сюжетах [10]. Реалист без догматизма, Знак умел писать все: пейзаж, натюрморт, портрет, историческую и тематическую картину. Причем писать так, что, занимайся он исключительно одним жанром из перечисленных, все равно вошел бы в созвездие лучших. Живя в беззвучном мире, он заставил звучать краски, и музыка его живописи светла и радостна [9, с. 30].

С 1987 г. и до последних дней он преподавал живопись в Красноярском государственном художественном институте, в 1989 г. стал руководителем персональной творческой мастерской живописи. Выставка, прошедшая в 2003 г. как дань памяти Учителю и объединившая всех его выпускников, показала, что словосочетание «Мастерская Знака» - явление, уже тогда ставшее фактом художественной жизни Красноярска. По окончании института все выпускники мастерской А. М. Знака (37 человек) связали свою жизнь с искусством. Все они являются членами Союза художников России, многие трудятся в ДШИ и ДХШ, училищах и колледжах, институтах и университетах. Среди них заслуженные художники и заслуженные работники Российской Федерации, члены-корреспонденты Российской академии художеств. География их жизни и творчества весьма обширна: Красноярск и Красноярский край; республики Хакасия, Чувашия, Марий Эл, Бурятия и Саха (Якутия); Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Московская область; Алтайский и Ставропольский край; г. Санкт-Петербург. Каждый из них обладает абсолютно индивидуальным изобразительно-выразительным языком и является яркой, самостоятельной творческой личностью. «Что же объединяет столь разных художников? Можно ответить сначала общими словами - любовь к своей земле, склонность к глубоким размышлениям и переживаниям, серьезный академический бэкграунд, преданность своему делу, по-

нимаемому как „служение Аполлону", высокое профессиональное мастерство, тяготение к нар-ративу и сохранение в целом реалистической изобразительной манеры» [4, с. 18].

Личность учителя

По мнению М. В. Москалюк, в традиционной системе художественного образования невозможно переоценить значение коммуникации «учитель - ученик». К выделенным И. П. Сафро-новым в докторской диссертации двум социокультурным типам «Учитель жизни» и «Духовный учитель» [11] в случае Анатолия Марковича необходимо добавить «Учитель профессионального мастерства». Он удивительно гармонично и естественно совмещал в себе все качества: учил ориентироваться в жизни, помогал своим студентам выйти из любой сложной ситуации, сам был уникальным примером служения искусству, неустанно творил на глазах учеников новые смыслы и ценности и, конечно, являлся беспрекословным авторитетом на пути постижения профессиональных азов искусства живописи.

«Когда он открывал дверь и входил в мастерскую - появлялся свет. Это ощущалось даже физически, исчезали лень, уныние, печаль, поднимались головы, расправлялись плечи, рождался блеск в глазах», - вспоминал ученик и помощник по преподаванию в мастерской, талантливый живописец Александр Волокитин (1956-2019) [12]. Это ощущение физического света, «светлой личности» до сих пор присутствует в воспоминаниях всех, кто соприкасался со Знаком. Именно Анатолий Маркович является примером того, что Наставником становится человек, который абсолютно искренен в своем служении людям и делу, может жертвовать ради воспитания молодых очень многим, зачастую даже собственным творчеством.

Учитель и ученик в педагогическом процессе в сфере искусства обязательно вступают в стадию «сотворчества». Только заставив ученика пережить творческие открытия в период обучения, можно привить будущему художнику настоящую любовь к выбранному делу. Знак никогда не позволял студентам расслабиться и не допускал никакого беспорядка и уныния. Однажды студентку, которая упадническим голосом сказала: «Не знаю, что писать», он из мастерской на втором этаже буквально вытащил за руку на улицу и широким жестом показал на-

верх, на небо, где величественно плыли облака, со словами: «Как не знаешь, что писать?!»

М. Л. Пономарева, вспоминая занятия с Анатолием Марковичем Знаком, отмечает, что отношения со студентами он принципиально строил на основе взаимного уважения и доверия: «Он не стремился дистанцироваться от нас, был удивительно открытым, сердечным и отзывчивым человеком. Он имел в своей душе то, о чем говорится в Евангелии: мы должны „быть как дети" (МФ. 18:3)\ „ибо таковых есть Царствие Божие" (Мк. 10:14)2».

По нашему мнению, результатом того, что в течение нескольких лет делались активные попытки заменить привычный формат обучения дистанционным, стало серьезное снижение уровня образования. Сейчас важно осознать, какой существенный вклад в учебный процесс способен внести преподаватель, умеющий формировать среду обучения, наполненную общением и взаимодействием.

Анатолий Маркович создавал вокруг себя настоящую творческую атмосферу. Он был для нас и учителем, и другом, и отцом - словом, Наставником. Что это значит? Он помогал, поддерживал, вел за собой: мы всегда могли к нему обратиться, а он никогда не оставлял нас наедине с нашими затруднениями. Он постоянно подогревал нашу творческую инициативу, сам же при этом активно работал и был уникальным художником. Творческая жизнь всегда от-

А. М. Знак. У Красноярского моря. 1999. Холст, масло. 53x65

Собственность семьи художника

А. М. Znak. Near the Krasnoyarsk Sea. 1999. Oil on canvas. 53x65

Property

of the artist's family

A. M. Знак. Проводы зимы. 1997. Холст, масло. 80x120

Частное собрание

А. М. Znak. Farewell to winter. 1997. Oil on canvas. 80x120

Private collection

четливо прочитывалась в нем, и нам он говорил так: «Чтобы ни случилось, работайте, работайте всем сердцем!»

У Анатолия Марковича была уникальная способность прогонять всякое уныние и разочарование. Иной раз казалось, что работа не получится, но с появлением Анатолия Марковича обреченность такого рода и следующая за ней потеря интереса улетучивались: большая грозовая туча вдруг превращалась в маленькую темную тучку, которая белела и уменьшалась, пока не исчезала совсем, очищая синее небо надежды. Анатолий Маркович замечал сразу, где каждый из нас вырос в работе, что именно хорошо получилось, дружески похлопывая по плечу. Он эмоционально участвовал в нашем обучении: каждый чувствовал его переживание и за нашу работу, и за нас самих, и каждый через его сочувствие сохранял свою творческую индивидуальность. В своих учениках он видел главное - творческие личности! Беззаветная любовь к жизни, искусству, человеку - вот то, что отличает настоящего наставника. И Анатолий Маркович им был.

Методические подходы

М. В. Москалюк обращает внимание на то, что глубина, художественная образность, точность сюжетной линии исторических и тематических композиций Анатолия Знака всегда убеждает и удивляет многоплановостью. Кругозор живописца был необычайно широк, он обладал уникальной чуткостью к окружающей его жизни. Он невероятно много читал. В семье постоянно выписывали один из самых серьезных литературно-художественных журналов того времени - «Новый мир», обо всех новинках и тенденциях художественного процесса живописец узнавал из «Литературного обозрения». Также Анатолий Маркович отлично ориентировался в шедеврах советского кинематографа того времени.

На самом сложном этапе обучения будущих художников, при постижении основ композиционного мастерства, он всегда требовал от студентов глубины подхода к раскрытию темы. Пытался объяснить, что визуальный образ не картинка, не иллюстрация, он не может быть однозначным. В процессе раскрытия тем его выпускников - от исторических сюжетов и военных сцен до бытовых зарисовок о радостях повсед-

невности и пейзажных композиций - возникало ощущение чуткого сотворчества. Не подавляя ученика, Знак пытался всеми возможными способами показать, как важен в композиции каждый элемент, насколько значим точный и безупречный отбор выразительный средств.

На просмотрах всегда было интересно наблюдать, как последовательно Знак ставил в своей мастерской задачи и следил за каждым этапом их выполнения. Он доверял своим ученикам, к каждому находил индивидуальный подход и в тоже время воспитывал их глаз и художественный вкус. В жарких и не всегда доброжелательных дискуссиях с коллегами он принимал точку зрения студента и пытался ее отстоять. Александр Волокитин вспоминает о совместной деятельности: «Я неоднократно наблюдал, как в работе над композицией и жанровой картиной Знак задавал вопрос студенту: что же он хочет передать в первую очередь, что волнует, что трогает его сердце? И потом, просмотрев множество эскизов и набросков, он совершенно точно определял, что будет главным в будущем композиционном решении. Два-три лаконичных замечания Анатолия Марковича, несколько линий и штрихов - и мучительный многодневный поиск тут же превращался в простое и точное решение» [12].

Еще одним методическим подходом, который Знак использовал со своими студентами, была его феноменальная наблюдательность, постоянная внутренняя работа. В самых разных обстоятельствах он мог неожиданно жестами и словами обратить внимание собеседника на какой-либо фрагмент окружающего мира и с горящими глазами объяснить, как бы это здорово могло заиграть в будущей композиции.

М. Л. Пономарева отмечает, что интересны методы обучения, которые Анатолий Маркович практиковал в мастерской. Постановки были увлекательны: в каждой из них присутствовала своя история, которая прочитывалась через общий строй тона, развитие цвета, пластику фигуры и ее взаимосвязь с окружением. Они были продуманны и открыты для «общения», для фантазии. Постановки нельзя было бы назвать просто формальными, и они никогда не повторялись. По-своему они уже были произведениями искусства. Каждая из них раскрывала и портретные особенности натурщика или натурщицы, и какой-нибудь сюжет, который мог быть и историческим, и бытовым, и просто лиричным. Наш учитель каждой постановкой как бы говорил:

художник - это не тот, кто просто срисовывает, но тот, кто думает, размышляет, может и хочет «сказать». Художник - это и поэт, и философ, он может быть и историком... Конечно, эти постановки имели отдельные учебные задачи, но при этом они были творчески многогранными, т.е. для них существовало далеко не единственное творческое решение. Таким образом, Анатолий Маркович развивал в студентах любовь и к портрету, и к фигуративной сюжетной композиции, и к истории, приучал созерцать и видеть.

Наконец, опыт работы с натурой должен был помочь при работе над композицией. Задачи, присутствовавшие в постановках Анатолия

А. И. Волокитим, (выпускник мастерской A. M. Знака 1992 г.). Человек спасенный. 2000. Холст, масло. 160x310

Енисейский

историко-архитектур-ный музей-мтоведник им. А. И. Кытманова

A. I. Volokitin (graduate of А. М. Znak's workshop in 1992). A saved man. 2000. OiJ on canvas. 160x310

Yenisei Historical and Architectural Museum-Reserve named after A. J. Kytmanov

M. Л. Пономарева (выпускница мастерской A.M. Знака 1997г.). Вечер перед Рождеством. 2014. Холст, масло. 90x105

Собственность автора

М. L. Ponomareva (graduate of А. М. Znak's workshop in 1997). The evening before Christmas. 2014. Oil on canvas. 90x105

Author's property

Марковича, всегда поддерживались примерами из мирового искусства, а мы в мастерской делились впечатлениями о выставках, обсуждали открытия, которые каждый из нас находил в творчестве какого-нибудь великого художника, анализировали композиционную работу мастеров, - вспоминает М. Л. Пономарева.

Процесс работы студентов в мастерской не был под полным контролем: какая-то часть должна была быть самостоятельной. Однако Анатолий Маркович ставил задачу перед занятием, и она всегда звучала вдохновляюще, хотя сам вид постановок уже впечатлял. Перед началом работы мы занимались поиском идей, набрасывали предварительные этюды. В процессе бывали корректировки, по окончании шло обсуждение, а в завершение он вдохновлял на новую работу. Обсуждение могло быть и коллективным, но всегда дружеским. Иной раз он останавливал работу, чтобы мы не испортили то, что хорошо получилось; останавливал, чтобы дать время подумать, оценить. Все это служило отличным подспорьем для формирования коллегиальных отношений и настоящей дружбы.

Симфония цвета

Определяя главное качество работ Знака, правильно ли сказать о живописце, что он удивительно живописен? В творчестве Анатолия Марковича, по мнению М. В. Москалюк, вся образность и содержательность произведений, все пластическое выражение осуществляется через цвет, через многоголосие насыщенных колори-тов, через характер мазка и трепетное звучание сложной живописной фактуры. Краски у мастера сверкают и сияют, в точных артистичных ударах кисти, в динамичных разнонаправленных мазках рождается нечто живое. Никто из его учеников не стал продолжателем или «подражателем» Знака в его уникальных приемах работы с цветом, фактурой, светом. Да это и невозможно. У каждого свое чувство цвета, темперамент, и Анатолий Маркович весьма бережно относился к индивидуальным качествам студента [7].

Но фактом является то, что специальными методическими приемами и своим личным примером Знак привил живописцам своей мастерской чувство цвета и света, понимание его выразительных возможностей на всю дальнейшую творческую жизнь

Метод сравнения, которым пользовался Анатолий Маркович в процессе работы студен-

тов с цветом и тоном, по мнению М. Л. Пономаревой, стоит отдельного упоминания. Чтобы указать на ошибку в тональных, цветовых отношениях или на нехватку акцента, он мог применить сравнение в любой момент и для любой ситуации, взяв нужный для этого объект прямо из окружающей среды. Иногда это было с юмором. Создавалось впечатление, что весь мир пронизан цветом и что нет границ между материальным и нематериальным миром.

«После уроков Анатолия Марковича цвет мне интересен со всех сторон», - отмечает М. Л. Пономарева. С одной стороны, важно каким образом цвет может отражать всю эмоциональную палитру души, как может воплотить впечатление от увиденного или задуманную в произведении мысль. С другой стороны, цвет примечателен в своей природной среде. Его интересно исследовать, изучать в реальном проявлении (с натуры). Он, как и сама жизнь, настолько разнообразен и изменчив в своих нюансах, что можно бесконечно анализировать, экспериментировать и всегда открывать для себя новое. Кроме того, интересен и символизм в цвете, не только в каком-то одном звучании, а в гармонии. Автор дополняет: «Сейчас ассоциативное восприятие цвета, цветовые образы и цветовые взаимоотношения работают на разных уровнях моего восприятия жизни».

М. Л. Пономарева обобщает: «Вспоминая нашего наставника, с интересом изучая его действия и слова, я понимаю: все, что делал Анатолий Маркович, было пропитано жаждой жизни, а его путь и творчество являются ценным примером глубокой гармонии, которой нужно учиться».

Резюмируя все вышеизложенное, подчеркнем, что Анатолий Маркович Знак был Учителем от Бога. Такое умение работать с учеником в абсолютном контакте, в сотворчестве, самим фактом своего присутствия формировать в мастерской особую среду, наполненную светом и жизненной энергией, не многим дано. Было в его наставнической деятельности и немало того, на что сознательно и безгранично многие годы тратились талант, ум, логика, духовные силы. Организация продуманной и выверенной последовательности всех заданий, поиски индивидуального ключа к каждому, воспитание потребности в творческом наблюдении и постоянном внутреннем труде будущего художника, экспериментальный подход к каждой

учебной постановке, особые приемы композиционной работы и формирование цветовой чуткости - все это в преподавательской деятельности Знака постоянно переосмысливалось, совершенствовалось. Учитель в случае Анатолия Марковича - это не столько профессия, сколько совокупность уникальных качеств личности, благодаря которым существование его выпускников наполнено высоким духовным смыслом.

Примечания

1. Евангелие от Матфея. - URL: https://bibleonline. ru/bible/rst-jbl/mat-18.3/ (дата обращения 20.08.2023).

2. Евангелие от Марка. - URL: https://bible.by/ syn/41/10/#14 (дата обращения 20.08.2023).

Литература

1. Брандукова, Е. П. «Творец в беззвучном мире». Жизнь и творчество Л. М. Знака // IX Краеведческие чтения: Енисейская губерния: лица истории. Сб. материалов. - Красноярск: ГУНБ, 2022. - С. 326-330.

2. Боброва, Е. В. О значении личности художника в профессиональном становлении его учеников. Из опыта выполнения дипломной живописной работы «Цыганки» под руководством члена-корреспондента PAX Г. П. Кичигина // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2022. - № 3 (12). -С. 32-37.

3. Великие духовные пастыри России. - Москва : Гу-манитарн. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 496 с.

4. Грачева, С. М. Уральский след в академическом изобразительном искусстве Санкт-Петербурга // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2022. - № 3 (12). - С. 8-19.

5. Гущина, А. В. Нравственность учителя как явление

культуры // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2019. - № 1 (53). - С. 13-22.

6. Кучмаева, И. К. Феномен духовного учительства в России // Россия и славянство. - Москва : ГАСК, 1998. -Вып. 1.-С. 40-47.

7. Москалюк, М. В. Живописец Анатолий Знак - учитель и человек // Воспоминания... К 40-летию Красноярского государственного института искусств. - Красноярск : Красноярский гос. ин-т искусств, 2018. - С. 17-22.

8. Москалюк, М. В. Сергей Васильевич Голынец: жизнь в мире искусства // Весенние искусствоведческие чтения - 2022: к 100-летию Б. Р». Павловского : сб. научных трудов / Под общ. ред. В. В. Авдеевой, Е. П. Алексеева, Т. А. Галеевой, Г. В. Голынец. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2023. - С. 26-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Москалюк, М. В. Живопись и живописцы Красноярского края / М. В. Москалюк, Н. В. Тригалева // Художники Красноярского края : альбом / ред.-сост. С. Е. Ануфриев. - Красноярск: Поликор, 2020. - С. 22-36.

10. Пичугин, Я. О. О художнике Анатолии Знаке. - URL: https://voginfo.ru/culture/2017/02/ll/o-khudozhnike-anatolii-znake (дата обращения 20.08.2023)

11. Сафронов, И. П. Учитель как феномен культуры и социальной реальности : дис.... д-ра социол. наук. -Москва, 2002.-315 с.

12. Творческая мастерская Анатолия Знака // Выставка работ учеников А. М. Знака, посвященная 65-летию со дня рождения мастера : буклет. - Красноярск, 2004.

References

1. Bandukova, Е. P. Tvorec v bezzvuchnom mire. Zhizn' i tvorchestvo A. M. Znaka ["The creator in a silent world". Life and work of A. M. Znak]. XI Kraevedcheskie chteniya: Enisejskaya gubemiya: lica istorii. Sbornik materialov. Cosudarstvennaya universal'naya nauchnaya biblioteka Krasnoyarskogo kraya. Krasnoyarsk, 2022, pp. 326-330

H. А. Бердюгина (выпускница мастерской A. M. Знака 2001 г.). Светлый апрель. Портрет Кольцова Александра. 2023. Холст, масло. 140x150

Собственность автора

N. A. Berdvugina (graduate of А. М. Znak's workshop in 2001). Bright April. Portrait of Alexander Koltsov. 2023. Oil on canvas. 140x150

Author's property

К. С. Воинов

(выпускник

мастерской

A. M. Знака 1989 г.).

Зажечь свою звезду.

2019. Холст, масло.

160x90

Музей изобразительных искусств Кузбасса

К. S. Voinov (graduate of А. М. Znak's workshop in 1989). Light up your star. 2019. Oil on canvas. 160x90

Museum

of Fine Arts of Kuzbass

2. Bobrova, E. V. O znachcnii lichnosti hudozhnika v professional'nom stanovlenii ego uchenikov. Iz opyta vypolneniya diplomnoj zhivopisnoj raboty «Cyganki» pod rukovodstvom d i lena-kc nrespt >nden ta RAH G. P. Kichigina [On the significance on an artists personality in the professional development of his students. From the experience of performing the painting work "Gypsies" under the leadership of the corresponding member of the Russian Academy of Arts G. P. Kichigin]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2022, no. 3 (12). pp. 32-37.

3. Velikie duhovnye pastyri Rossii [Great spiritual shepherds of Russia]. Moscow, VLADOS, 1999,496 p.

4. Grachyova, S. M. Uralskij sled v akademicheskom izobrazitel'nom iskusstve Sankt-Peterburga [The Ural trace in the academic fine art of St. Petersburg]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2022, no. 3(12), pp. 8-19.

5. Gushchina, A. V. Nravstvennost' uchitelya kak yavlenie kul'tury [Teacher's morality as a cultural phenomenon]. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah, 2019, no. 1 (53), pp. 13-22.

6. Kuchmaeva, I. K. Fenomen duhovnogo uchitel'stva v Rossii [The phenomenon of spiritual teaching in Russia]. Rossiya i slavyanstvo, no. 1. Moscow, GASK, 1998, pp. 40—17.

7. Moskalyuk, M. V. Zhivopisec Anatolij Znak - uchitel' i chelovek [Painter Anatoly Znak - a teacher and a person]. Memories... To die 40di anniversary of the Krasnoyarsko State Institute of Arts. Krasnoyarsk, 2018, pp. 17-22.

8. Moskalyuk, M. V. Scrgej Vasilcvich Golynec zhizn' v mire iskusstva [Sergei Vasilievich Golynets: life in the world of art]. Vesennie iskusstvovedcheskie chteniya -2022: to 100th anniversary of B. V. Pavlovsky: collection of academic works. Ed. by V. V. Avdeeva, E. P. Alekseev, T. A. Galeeva, G. V. Golynets. Yekaterinburg, 2023, pp. 26-33.

9. Moskalyuk, M. V., Trigaleva, N. V. Zhivopis' i zhivopiscy Krasnoyarskogo kraya [Painting and painters of the Krasnoyarsk Region]. Artists of the Krasnoyarsk

Territory: an album. Editor and compiler S. E. Anufriev Krasnoyarsk, 2020, pp. 22-36.

10. Pichugin, Ya.O. О hudozhnike Anatolii Znake [About the artist Anatoly Znak], available at: https://voginfo. ru/culture/2017/02/11/o-khudozhnike-anatolii-znake/ (accessed 20.08.2023)

11. Safronov, I.P. Uchitel' как fenomen kul'tury i social'noj real'nosti [A teacher as a phenomenon of culture and social reality] Doctoral (Social Studies) Dissertation. Moscow, 2002,315 р.

12. Tvorchcskaya masterskaya Anatoliya Znaka [Creative workshop of Anatoly Znak] Exhibition of works by A. M. Znaks students, dedicated to the masters 65th anniversary: a booklet. Krasnoyarsk, 2004.

Об авторах

Москалюк Марина Валентиновна - доктор искусствоведения, профессор, Почетный член PAX, Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского E-mail: mawam@rambler.ru

Пономарева Мария Леонидовна - художник-живописец, заместитель директора по учебной работе Де тской художественной школы им. Д. И. Каратанова E-mail: ml.p@mail.ru

Moskalyuk Marina Valentinovna

Doctor of Arts, Professor, I Ionorary Member of the Russian Academy of Arts, Siberian Federal University, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky

Ponomareva Maria Leonidovna

Painter, Deputy Director for Academic Affairs of the D. I. Karatanov Children's Art School

3. Б. Доржиев (выпускник мастерской A. M. Знака 2002 г.). Нескончаемый сон. 2017. Холст, акрил.

113x170

Галерея «Ханхалаев» (г. Москва)

Z. В. Dorzhiev (graduate of А. М. Znak's workshop in 2002). An endless dream. 2017. Acrylic on canvas. 113x170

Gallery "Khanhalaev" (Moscow)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.