Научная статья на тему 'НОВАЯ ЖИЗНЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА А.Г. НИКОЛАЕВОЙ-БЕРГ'

НОВАЯ ЖИЗНЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА А.Г. НИКОЛАЕВОЙ-БЕРГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции академической школы / А.Г. Николаева-Берг / современное искусство / образовательные программы по академической живописи / преподаватели Ленинградской средней художественной школы им. Б.В. Иогансона / В.И. Егоркин / В.В. Монахова / А.В. Игнашов / Р.Ф. Карклин / историческая живопись / портрет / М.А. Чермарева / Е.В. Королькова / образовательный центр «Сириус» / Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина / The traditions of academic school / A.G. Nikolaeva-Berg / contemporary art / educational programs on academic painting / teachers of B. Ioganson Leningrad Secondary Art School / V.I Egorkin / V.V. Monakhova / A.V. Ignashov / R.F. Karklin / historical painting / portrait / M.A. Chekmareva / E.V. Korolkova / education center “Sirius” / Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чекмарева Марина Александровна, Николаева-берг Анастасия Геннадиевна

Статья посвящена проблеме развития традиций академической школы на рубеже XX и XXI столетий. На примере творчества известного петербургского живописца А.Г. Николае вой-Берг показано преодоление кризиса постмодернизма и начало формирования тенденций искусства новой эпохи. В статье описываются базовые принципы академической школы, а также показан пример преодоления противопоставления «искусства руки» и «искусства разума» как в творчестве, так и в методике преподавания живописи. В исследовании использованы методы образно-стилистического и компаративного анализа, при помощи которых выявлено влияние академических традиций и концепций на формирование и творчество А.Г. Николаевой-Берг, а также использование их в качестве базы при успешной реализации образовательной программы для подростков 14-17лет в образовательном центре «Сириус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW LIFE OF ACADEMIC TRADITION: THE EXPERIENCE OF THE ARTIST AND TEACHER A.G. NIKOLAEVA-BERG

The article is devoted to the problem of the development of academic school traditions at the turn of 20th and 21st centuries. The article shows overcoming the crisis of postmodernism and the beginning of the formation of new era art trends using the example of the artwork of the famous St. Petersburg painter A.G. Nikolaeva-Berg. The article identifies the basic principles of the academic school, and also shows an example of overcoming the opposition between the “art of the hand” and the “art of the mind” both in creative process and in the methodology of teaching painting. The article uses methods of figurative-stylistic and comparative analysis, which help to reveal the influence of academic traditions and concepts on the formation and creativity of the modern painter A.G. Nikolaeva-Berg. Moreover, these methods became a basis for creating a successfully implemented educational program for teenagers of 14-17years at the “Sirius” Educational center.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЖИЗНЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА А.Г. НИКОЛАЕВОЙ-БЕРГ»

EDN: PBJFCE УДК 37

A NEW LIFE OF ACADEMIC TRADITION:

THE EXPERIENCE OF THE ARTIST AND TEACHER

A. G. NIKOLAEVA-BERG

Marina A. Chekmareva

The State Hermitage Museum Saint Petersburg, Russian Federation

Anastasia G. Nikolaeva-Berg

Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts Saint Petersburg, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the problem of the development of academic school traditions at the turn of 20th and 21st centuries. The article shows overcoming the crisis of postmodernism and the beginning of the formation of new era art trends using the example of the artwork of the famous St. Petersburg painter A. G. Nikolaeva-Berg. The article identifies the basic principles of the academic school, and also shows an example of overcoming the opposition between the "art of the hand" and the "art of the mind" both in creative process and in the methodology of teaching painting. The article uses methods of figurative-stylistic and comparative analysis, which help to reveal the influence of academic traditions and concepts on the formation and creativity of the modern painter A. G. Nikolaeva-Berg. Moreover, these methods became a basis for creating a successfully implemented educational program for teenagers of 14-17years at the "Sirius" Educational center.

Keywords: The traditions of academic school; A. G. Nikolaeva-Berg; contemporary art; educational programs on academic painting; teachers of B. Ioganson Leningrad Secondary Art School; V^ I Egorkin; V^ V^ Monakhova; A. V^ Ignashov; R. F. Karklin; historical painting; portrait, M. A. Chekmareva; E. V^ Korolkova; education center "Sirius"; Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts.

Citation: Chekmareva, M. A., Nikolaeva-Berg, A. G. (2023) A NEW LIFE OF ACADEMIC TRADITION: THE EXPERIENCE OF THE ARTIST AND TEACHER A. G. NIKOLAEVA-BERG. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3 (16). pp. 34-45.

M. А. Чекмарева

Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург, Российская Федерация

А. Г. Николаева-Берг

Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина Санкт-Петербург, Российская Федерация

НОВАЯ ЖИЗНЬ

АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА А. Г. НИКОЛАЕВОЙ-БЕРГ

Статья посвящена проблеме развития традиций академической школы на рубеже XX и XXI столетий. На примере творчества известного петербургского живописца А. Г. Николае вой-Берг показано преодоление кризиса постмодернизма и начало форми-

рования тенденций искусства новой эпохи. В статье описываются базовые принципы академической школы, а также показан пример преодоления противопоставления «искусства руки» и «искусства разума» как в творчестве, так и в методике преподавания живописи. В исследовании использованы методы образно-стилистического и компаративного анализа, при помощи которых выявлено влияние академических традиций и концепций на формирование и творчество А. Г. Николаевой-Берг, а также использование их в качестве базы при успешной реализации образовательной программы для подростков 14-17лет в образовательном центре «Сириус».

Ключевые слова: традиции академической школы; А. Г. Николаева-Берг; современное искусство; образовательные программы по академической живописи; преподаватели Ленинградской средней художественной школы им. Б. В. Иоган-сона; В. И. Егоркин; В. В. Монахова; А. В. Игнашов; Р. Ф. Карклин; историческая живопись; портрет; М. А. Чермарева; Е. В. Королькова; образовательный центр «Сириус»; Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина.

Каждая эпоха отвечает на вопрос: «Кто такой художник?». «Беш р1с1ог», - ответ, который дала Испания XVII в., золотого века живописи, создав иконографию [6, с. 21], согласно которой Бог Отец пишет картину «Непорочное зачатие». Ему в уста вложены слова: «Это прекрасно!». Иконография опирается на концепцию, согласно которой Бог - «первый и величайший из художников». Эта цитата из трактата Рене Ле Бретона «О жизни святого Евстафия», опубликованного в 1659 г., говорит о живописном потенциале христианского Бога, который сам является автором прекраснейшего из произведений... Тогда было принято считать, что Бог был первым художником [7, с. 26]. В эпоху ренессанса происходит важный процесс отделения художника от ремесленника, сначала в теории, а спустя многие годы на практике. Становится распространенной концепция, согласно которой художник подобен Богу, так как он усовершенствует природу, стремясь внести в произведение «идею красоты», которая ускользает от видимого простого эмпирического воплощения [1,с. 21].

Французский историк искусства XVII в. Ан-дре Фелибьен продолжает эту традицию и признает живопись божественной наукой, а художника «подражателем Бога» [7, с. 57].

Сейчас вопрос «Кто такой художник?» стоит очень остро, так как мы подошли к завершению эпохи постмодернизма и входим в период формирования образов новой эпохи. XX в. с его ре-

волюционным духом, очарованный фантастическим будущим, метался от образа художника пророка до аутсайдера и сумасшедшего. Марсель Дюшан и Энди Уорхолл провозглашали, что художником может быть каждый и иметь свои 15 минут славы. XX в. - столетие экспериментов. Одной из скрытых причин поисков могла быть неуверенность и страх перед стремительным развитием фотографии. До этого у художника было эксклюзивное право на изображение мира. А теперь фотоаппарат мог фиксировать быстрее и точнее, чем кисть или карандаш. Но фотоаппарат мертв без человека. В итоге он стал еще одним средством в руках художника, как и видеокамера.

Сейчас на наших глазах рождается еще одна химера - искусственный интеллект, который по запросу генерирует любые изображения и даже сложные сцены, композиции. Ему человек практически не нужен.

Так кем же должен быть художник в XXI в.?

Ответ на этот вопрос фундаментален и для системы художественного образования.

Один из возможных вариантов - это переосмысление традиционного представления о художнике как о творце осмысленных образов, который создает искусство для человека, осознает силу его воздействия, вкладывает глубокий смысл в свои произведения и творит, опираясь на законы гармонии.

Примером может служить творчество известного петербургского художника Анастасии

Геннадиевны Николаевой-Берг (род. в 1972), лауреата Золотой медали Российской академии художеств, доцента кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина. Она автор многочисленных произведений от монументальных картонов для мозаик фасада для церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге и масштабных росписей-реконструкций, выполненных в технике al secco «Мыза Берга» и в культурном центре Athena в городе Тарту (Эстония), созданных совместно с архитектором Айваром Роосаром, до серий графических листов и дизайна. Много времени художник уделяет станковой живопи-

вописи под руководством профессора, народного художника СССР, академика PAX Андрея Андреевича Мыльникова, где она была единственной девушкой. Решение Андрея Андреевича принять ее в свою мастерскую было обусловлено выдающимся талантом ученицы, который был неоднократно отмечен, начиная с решения приемной комиссии зачислить Николаеву без экзаменов в вуз. Ее поощряли многочисленными президентскими стипендиями. Она первой с 1917 г. получила возможность пенсионерской поездки в Италию по поручению В. В. Путина и стажировалась в Берлине (ФРГ) в Universität der Künste (HdK). Интерес Анастасии к глубокому

А. Г. Николаева-Берг. Российской империи - быть! 2010.

Холст, масло. 700x180

Собственность Talion Imperial Hotel, Санкт-Петербург

A. G. Nikolaeva-Berg. Let the Russian Empire be! 2010. Oil on canvas. 700x180 Talion Imperial Hotel, Saint Petersburg

си. Анастасия Геннадиевна виртуозно работает в разных техниках, таких как масло, темпера, акварель. Ей подвластны практически все жанры от натюрморта, в котором она, подобно старым мастерам, вкладывает образное и символическое прочтение, до портрета, где живописец улавливает и запечатлевает на холсте характер модели. Однако главное предпочтение художник отдает историческому жанру. История России, пожалуй, главная тема ее творчества. Выбор был определен учебой в одной из самых знаменитых мастерских Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - мастерской монументальной жи-

проникновению в тему картины, тщательному изучению истории был развит еще в годы обучения. Так, тема дипломной работы «Первое торжественное заседание Российской академии наук в присутствии императрицы Екатерины Первой» была выбрана Николаевой по предложению нобелевского лауреата, академика Жореса Ивановича Алферова. Консультантом во время создания произведения был доктор исторических наук, профессор Евгений Викторович Анисимов. Уже на этом этапе сформировался взгляд художника на историю России. Она отходит от шаблонных решений темы. Ее интересуют те моменты истории, которые приводили к позитивным изменениям, определяли даль-

нейшее развитие страны. И при этом художнику удается сохранить удивительное ощущение присутствия в моменте. Зритель буквально погружается атмосферу проживает тот или иной эпизод истории. Как, например, в монументальных полотнах, посвященных Петру I «Российской Империи - быть!» (2010) и «Осмотр Петром I гобеленовой мануфактуры в Париже» (2022). В отличие от сложившейся традиции показывать Петра то плотником, то моряком, то весьма странным персонажем, очарованным западом и его дарами, Анастасия Геннадиевна дает новую интерпретацию образа российского императора как триумфатора, который делает судьбоносный выбор - провозглашение Российской империи, или ценителя и знатока искусства: он вдумчиво выбирает лучшее и перед ним преклоняются европейцы. Каждый герой в окружении императора имеет свою характеристику. Это целый оркестр состояний от радости до сосредоточения, от раздумий до уговоров [5, с. 105]. Николаева-Берг -мастер хоровой картины, выполненной с высочайшим мастерством в построении композиции и колористического решения.

Но Анастасии Геннадиевне подвластно не только путешествия в прошлое. В 2022-2023 гг. она начала работу над серией живописных и графических произведений, созданных под впечатлением от поездки в Африку. Николаева-Берг была направлена Санкт-Петербургской академией художеств им. Ильи Репина для участия в международной образовательной программе «Школа Иннопрактики» и «Русские сезоны» для студентов из разных стран в г. Дакар (Сенегал). Перед ней стояла сложнейшая задача - приобщить к академической школе молодых африканских художников за очень короткий срок. И это был своего рода вызов. Она попала в совершенно изумительный мир, наполненный иными цветами, яркими, звучными и гармоничными. Но первое, что поразило Анастасию Геннадиевну, - это белая выжженная земля, минимальные тени, необычайно палящее солнце и марево. И в этом скупом ландшафте живут люди, одетые в столь яркие одежды, цвета которых словно громко поют радостную песню жизни. Это мир молодых людей, красивых женщин и детей. Поездка в Дакар дала удивительную свободу как в области композиционных решений, так и живописных сочетаний. Колорит в произведениях африканской серии стал ярким и насыщенным, но в то же время изысканным. Анастасия Генна-

диевна виртуозно сочетает декоративный, часто орнаментальный фон и объемно моделированные фигуры, которые обладают безукоризненно выразительным силуэтом. Живописец использует цветные грунты и прием растекания краски для передачи особой атмосферы. Она показывает ту Африку, которую мы не ожидали увидеть. Это не картины голода и нищеты или изображение гламурных моделей и экзотических вождей. В ее произведениях нет холода этнографического взгляда. Персонажи - это не типы, а уникальные люди, обладающие характерами, индивидуальностью, люди, которые впускают зрителя в свою жизнь. Ведь все сюжеты были увидены в реальной жизни, на улицах Дакара. Как признается художница, ее вдохновляли и африканские ученики, чьи графические портреты она также создавала во время образовательной программы. Стоя перед картинами этой серии, ты проникаешься разнообразием Африки.

А. Г. Николаева-Берг. Автопортрет в костюме боярышни XVII века. 2014. Холст, масло. 120x100

Собственность автора

A. G. Nikolaeva-Berg. Self-portrait in the 17th century noblewoman costume. 2014. Oil on canvas. 120x110

The artist 's property

В картине «Солнце в зените» (2023) можно почувствовать силу и магию этой земли. На полотне «Красавица из Дакара» (2022) передана связь времен и особая аристократичность людей. А произведение «Хороший день» (2023) запечатлело радость и красоту простой повседневной жизни. Одно из лиричных полотен серии - «На краю земли» (2023), где на первом плане показаны фигуры двух девочек и мальчика. Старшая держит младших детей за руки. Взгляд девочки устремлен вперед, в мир взрослых мужчин, которые показаны около юношей, играющих в футбол на берегу океана. Художница поймала и смогла передать удивительное состояние томления и стремления в притягательно и неизведанное будущее. Радостью и искрящейся витальностью пронизано полотно «Селфи» (2023), где героини кокетливо позируют и в тоже время пристально рассматривают нас. Это образ роскошной и дружелюбной новой Африки. Неслучайно это произведение, выполненное в звучных и ярких цветах, стало одним из визуальных образов Второго международного саммита «Россия - Африка», проведенного 27-28 июля 2023 в Санкт-Петербурге в Экспофоруме, в рамках которого состоялась и выставка А. Г. Ни-колаевой-Берг «Африка. Цвет жизни». Мастер великолепно сочетает натурные наблюдения, «правду жизни» и художественное обобщение, которые позволяют не только воспроизводить некое реалистичное изображение, а воплощать образ. «Картина не состоялась, если по ней невозможно написать сочинение...», - говорил Р. Ф. Карклин, учитель Анастасии Геннадиевны. Произведения Николаевой-Берг соединяют в себе опыт современной живописи России и Европы и базу академической школы. Именно это переосмысление традиции дало возможность автору выйти из кризиса постмодернизма, уйти от застылости героев, необходимости запечатлевать негативные проявления жизни. Анастасия Геннадиевна соединяет в картинах глубокое содержание с выразительностью художественных средств и понятие о красоте. Ей дано остро чувствовать время, как сиюминутность современности, так и вечность прошлого.

Отдельное и необычайно важное место в творчестве Анастасии Геннадиевны занимает жанр портрета. Она уходит от столь свойственного для рубежа XX и XXI столетия холодно-гламурного показа неподвижно застывшего человека-куклы, отстраненного от мира и закрытого от

зрителя. Ее модели - это живые сложные люди разных профессий, но с большим внутренним достоинством. Ярким примером может служить «Портрет игумена Фомы (Василенко)» (2021). Анастасия Геннадиевна в этом произведении передала удивительное сочетание физической силы и смирения. Взгляд модели направлен на зрителя и в тоже время погружен в себя. Это соединение противоположностей в характере подчеркнуто и жестом. Его левая рука сжимает четки, а правая - расслаблено покоится на колене. В портрете доминирует черный цвет монашеского одеяния, но в тоже время он создает впечатление светлого произведения. Автор помещает модель на деликатный, мягкий, оливковый фон, который лишь усиливает контраст темного силуэта, заставляя лицо буквально светиться внутренним светом. Такая двойственность обусловлена во многом служением игумена Фомы. Несмотря на высокий монашеский сан, большую часть времени он проводит в окружении мирян, помогая им и наставляя. Квинтэссенцией портрета является передача живого взгляда - одновременно строгого и мягкого, взгляда мудрого человека.

Революционным стал «Автопортрет в костюме боярышни XVII века» 2014 г. Это произведение не банальный ироничный маскарад, когда модель или сам художник примеряет чужие одежды, не всегда ему подходящие, а настоящее вживание в образ. Тот самый прием, который Анастасия Геннадиевна использует в своих исторических картинах и монументальных полотнах. Автопортрет исполнен достоинства и благородства. Он позволил художнику продемонстрировать высокое профессиональное мастерство при передачи различных фактур: меха, шелка, золотой вышивки, жемчуга, волос, а также знание истории костюма. Но самое главное -это размышление о роли и предназначении художника. В автопортрете Николаева-Берг вслед за великими мастерами Ренессанса утверждает, что живопись - это «свободное искусство», занятие достойное благородного человека. Для Леонардо да Винчи живопись была свободным занятием, живопись создается с помощью ума, а не руки, в ином случае - это только ремесло.

По мнению Анастасии Геннадиевны, в основе ее профессионального взлета лежали уроки наставников, преподавателей ЛСХПТ им. Б. В. Ио-гансона, где она обучалась с 1984 по 1990 г. Это известное учебное заведение в 2024 г. будет отмечать 100-летний юбилей. Школа взяла на себя

обязанность обучать талантливых детей, как это делалось с 1764 г. Воспитательное училище Академии Художеств, куда набирали мальчиков 5-6 лет [2, с. 195]. Именно там дети постигали азы профессии, что давало необходимое мастерство, своего рода крылья для полета во взрослую жизнь - поступление в Академию художеств.

Анастасия Геннадиевна считает, что ее взгляды на творчество были сформированы именно в период обучения в /ТСХШ им. Б. В. Иогансо-на. Так, преподаватель Анастасии Геннадиевны, прекрасный живописец Василий Иванович Бгоркин (1936-2008), вышедший из мастерской В. М. Орешникова (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Б. Репина АХ СССР) учил, что художник должен УМЕТЬ ЧУВСТВОВАТЬ. При создании композиций учениками он требовал, чтобы все, что изображали в картине, было увидено или пережито ими в собственной жизни. По мнению Николаевой-Берг, этот навык во многом определяет ее творческую жизнь. Второй завет В. И. Егоркина - непрестанная практика. Он учил, что без набросков не будет ни мастерства, ни искусства: «Надо делать

А. Г. Николаева-Берг. Хороший день. 2023. Холст, масло. 170x110

Собственность автора

A. G. Nikolaeva-Berg. Wonderful day. 2023. Oil on canvas. 170x110

The artist's property

А. Г. Николаева-Берг. На краю земли. 2023. Холст, масло. 170x110

Собственность автора

A. G. Nikolaeva-Berg. At the ends of the earth. 2023. Canvas, oil, tempera. 170x110

The artist's property

КАЖДЫЙ день по 5-10 набросков, тогда будет поставлена рука!». «Я очень благодарна ему и храню теплые воспоминания о его занятиях со мной», - говорит А. Г. Николаева-Берг.

Но этого мало, чтобы стать творцом. Уроки «правил создания красоты» преподала великолепный живописец Валентина Васильевна Монахова (род. в 1932). В Италии есть частный музей, состоящий в основном из ее работ. Однако в СХШ она вела занятия по рисунку. Валентина Васильева требовала изучения работ старых мастеров, чтобы перенять красивое, даже элегантное исполнение и очень внимательное отношение к деталям. «Я научилась у нее красоте рисунка и высокой культуре исполнения. Редкая особенность!» - говорит Анастасия Геннадиевна. Значимость рисунка на протяжения столетий была велика. Неслучайно первый глава Академии Святого Луки в Риме, живописец XVI в. Федерико Цукарро возводил его к божественному первоначалу и не использовал понятие «идея», называя замысел «рисунком» [1, с. 58].

Овладеть маэстрией быстрых набросков и великолепной техникой рисования помогли

занятия в очень знаменитой в конце 1980-х гг. студии набросков на улице Рубинштейна в Ленинграде. Ее руководителем был художник Лен-фильма, график Александр Васильевич Игнатов. Занятия проходили по субботам в течение трех часов, с перерывами. Там были наброски обнаженной модели по 5-10 минут. Четырнадцатилетней девочкой пришла туда Анастасия и посещала занятия в течение 7 лет! «Я начала рисовать по системе Игнашова. В конце концов я научилась рисовать виртуозно», - вспоминает художница. Именно эта система образования в усовершенствованном виде была положена в основу авторского метода преподавания Николаевой-Берг. Он дает блестящие результаты у студентов как в России, так и в Африке.

«Большим счастьем было то, что я встретила ВЕЛИКОГО педагога, профессора Рудольфа Фран-цевича Карклина (1927-1993). С 1988 по 1992 г. я занималась с ним частным образом. В то время он переехал из Москвы в Петербург. В Москве он преподавал в мастерской И. С. Глазунова в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Позже, когда тот основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Рудольф Францевич составил план системы художественного образования, взяв за эталон методы Павла Петровича Чистякова и систему Императорской академии художеств», - вспо-

А. Г. Николаева-Берг. Селфи. 2023. Холст, масло, смешанная техника. 100x110

Собственность автора

A. G. Nikolaeva-Berg. Selfie. 2023. Canvas, oil, mixed technique. 100x110

The artist's property

минает Анастасия Геннадиевна. И эта методика дала великолепный результат. Среди учеников Р. Ф. Карклина такие известные художники, как Сергей Николаевич Присекин (1954-2015), Дмитрий Анатольевич Белюкин (род. в 1962) и Анастасия Геннадиевна Николаева-Берг. Художница нашла свою нить Ариадны, которая вела через сложности хаотичного художественного образования СХШ к строгой стройной системе. Р. Ф. Карклин раскрыл юной художнице тайны и законы живописи, рисунка, композиции и, что не маловажно, воспитания. «То, что я знала отрывочно или интуитивно догадывалась, вдруг приобрело законченные формы гармонии и порядка, метода и системы, которые дали площадку для взлета. За четыре года мы прошли всю программу старой Академии художеств! Говорить о Рудольфе Францевиче я могу бесконечно. Я безмерно ему благодарна и всегда храню память о нем», - рассказывает Анастасия Геннадиевна.

Оставаясь разносторонним и активно работающий художником, она много времени уделяет педагогике. Анастасия Геннадиевна Николаева-Берг, доцент кафедры живописи, уже более 27 лет преподает в Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина. Она уверена, что база глубокого понимания искусства и профессионализма закладывается в детские годы. Поэтому под патронатом ректора академии С. И. Михайловского Анастасия Геннадиевна Николаева-Берг начала разрабатывать программу для образовательного центра «Сириус» (Сочи) «Основы академической художественной школы: масляная живопись». Обучение по ней было проведено уже дважды и дало блестящие результаты. В программе приняли участие более 50 ребят со всей страны, в том числе 10 человек из Курганской, Тюменской, Иркутской, Свердловской областей, Алтайского края, Республики Хакасия, Ямало-Ненецкого округа, Приморского края. Целью А. Г. Ни-колаевой-Берг как наставника было вернуться к принципам обучения академической школы, взяв за основу грамотность и ясность заданий ее программы, а также возродить базовые принципы ранних академий:

- умей видеть;

- умей выбирать;

- умей создавать смыслы и образы.

Формула «Зри, смотри и разумей». Ребята

на 24 дня погружаются в особую творческую

среду, созданную в «Сириусе», и выполняют задания, близкие к программе обучения в Императорской академии художеств. Первое задание «Гризайль» (натюрморт в технике гризайль) уникально тем, что помогает ученику научиться видеть тон в живописи. Ведь это одна из самых главных задач в колористическом решении картины! Именно точно найденный тон в живописи дает верное исполнение в цвете.

Второе задание «Натюрморт в цвете» («Декоративный натюрморт») является своего рода проверкой результата первого задания. Все ученики успешно справляются с ним, так как глаз уже подготовлен к правильному видению тона -в живописи нет какофонии или беспомощного перебирания ярких цветов из тюбиков. Итогом становится звонкое и гармоничное цветовое решение в работе.

Третье задание «Портрет» с живой модели. Залог успешного его выполнения в регулярно проводимых сеансах набросков. Конечно, это не обнаженная модель, а одетая, но в движении и, главное, по 5-8 минут! Именно быстрые наброски ставят глаз и руку, и, как следствие, при написании портрета есть успехи у большинства учеников. Они схватывают и передают живое впечатление. А иногда получается запечатлеть ОБРАЗ! Кроме того, здесь вновь закрепляются знания и навыки, полученные при создании натюрморта в технике гризайль и в декоративном натюрморте.

И, конечно, на протяжении всей смены ребята работают над композицией в тоне на тему «Мой вечер». Она направлена на раскрытие и осознания СЕБЯ в мире, так как основана на опыте собственной жизни ученика. Интересно работать с ребятами, потому что они психологически раскрываются. Картины получаются очень личными и в то же время образными. Композиция выполняется в тоне на бумаге. Это как предварительный картон для будущей картины, что было непременным атрибутом в старой Академии художеств.

Одним из важнейших результатов, кроме объективно резко поднявшегося качества работ, стало понимание учениками, какую задачу нужно выполнить в определенный срок. Преподаватель давал четкое объяснение, что нужно сделать в данный момент, ориентируясь на элементарный уровень художественной подготовки. Кроме того, были выставлены четкие рамки выполнения заданий. Перед детьми не стояло за-

дачи «объять необъятное». Поэтому был выбран жанр натюрморта, который позволяет сравнить, похоже или нет. И здесь объясняется один из важнейших критериев - девиз Леонардо да Винчи «Умей видеть» - и развивается так называе-

А. Иванова. Сказание о Георгии Победоносце (учебное задание «Натюрморт в технике гризайль»), 2022. Холст, масло. 60x50

Методфонд

образовательного центра «Сириус» (Сочи)

A. Ivanova. The Legend of St. George the Victorious (educational task "Still life in grisaille technique"). 2022. Oil on canvas. 60x50

Methodological fund of the "Sirius" Education Center (Sochi)

А. Попова. Ренессанс (учебное задание «Натюрморт в технике гризайль»), 2022. Холст, масло. 60x50

Методфонд

образовательного центра «Сириус» (Сочи)

A. Popova. Renaissance (educational task "Still life in grisaille technique"). 2022. Oil on canvas. 60x50

Methodological fund of the "Sirius" Education Center (Sochi)

мый «умный глаз». Ведь задача академического художника не в точности копировать реальность, а воссоздавать ее. Эта система отбора, наряду с идеалом объективной красоты, наиболее важная из платоновских мотивов, повлиявших на академическую теорию. Общей чертой для всех Академий художеств была попытка понять сущность подражания «прекрасной природе», миметическая концепция искусства. Например, Юлиус фон Шлоссер, знаменитый австрийский искусствовед, трактует ее «как теорию воссоздающего воображения...» [1, с. 9]. Натюрморт позволяет ученикам делать осознанный и одновременно интуитивный выбор. Участники программы 14-17 лет должны определить, все ли предметы изображать или опустить тот, который не компонуется с определенного ракурса. И это проявление осознанного выбора. А интуитивно они должны почувствовать, красиво это или нет. Так начинается формирование художественного вкуса, которое должно быть усилено гармоничными и элегантными заданиями.

При постановке натюрмортов нужно вкладывать идею, которая может стать путем к образу. Необычайно важно приучать учеников видеть и считывать скрытый смысл предметов. Так, для натюрмортов в технике гризайль были предложены темы «Ренессанс» и «Сказание о Георгии Победоносце», а для декоративного натюрморта - «Гимн революции», «Контрастное настроение» и «Гармония в синем». Здесь к критериям решения профессиональных задач добавляется соответствие категории красоты и гармонии и, что не маловажно, передача образа, заданного педагогом.

М. Гамзулина. Гимн революции (учебное задание «Декоративный натюрморт»), 2022. Холст, масло. 40x60

Методфонд

образовательного центра «Сириус» (Сочи)

М. Gamzulina. Anthem of the Revolution (educational task "Decorative still life"). 2022. Oil on canvas. 40x60.

Methodological fund of the "Sirius" Education Center (Sochi)

Программа во многом созвучна целям художественного воспитания в Петербургской академии художеств, которые уже сложились во второй половине XVIII в. Среди них были: развитие эстетического вкуса и фантазии, расширение кругозора и мировоззрения, прививание чувства патриотизма, развитие таких человеческих качеств, как трудолюбие, терпение, усердие, аккуратность, правильность и стремление к наилучшему результату, ответственность за смысловое содержание работы [4, с. 155]. Кроме того, необходимо было развивать умение мыслить, считать, измерять, работать с теоретическим материалом, тренировать глазомер, создавать позитивный жизненный настрой и добиться дисциплины [3, с. 166].

Для того чтобы усилить осознанность работы над заданиями и дать азы анализа произведения искусства и навыка представления себя публике, в программу были включены практические занятия и лекции искусствоведов. Ведь Академия Платона рождалась с размышлений об искусстве. А первые академии начиная с XV в. были свободными сообществами людей, собиравшимися вместе для интеллектуальных дискуссий [1, с. 18]. Это место для созерцания и обсуждения. Образовательная функция у нее появится значительно позже. Даже при трансформации академии в учебное заведение, умение говорить об искусстве, обсуждать, размышлять было необычайно важным на протяжении столетий. Уже в Академии рисунка во Флоренции, созданной Джорджо Вазари в 1562 г., серьезную роль играли дискуссии о превосходстве интеллектуального начала над простым ремеслом. В программу и в Парижской академии, и в Петербургской академии художеств были включены такие формы обучения, как лекции, диспуты, дискуссии, но они исчезли из современного образования. Для воссоздания более целостной академической программы не хватало работы искусствоведов, поэтому возникла потребность в курсе «Искусство и коммуникация», разработанная кандидатом искусствоведения, методистом 1 категории Государственного Эрмитажа Мариной Александровной Чекмаревой и искусствоведом, директором по маркетингу Музея железных дорог России Еленой Валерьевной Корольковой. Курс состоит из двух теоретических лекций, где рассказывается о том, что такое идеальный текст, и демонстрируется история трансформации образа художника от античности до начала XXI в. Но

главный упор делается на практические занятия, на которых ребята с педагогами размышляют о своих работах, получают обратную связь от зрителей - своих соучеников. Учатся писать тексты и выступать перед зрителем на защите проекта. Через анализ художественного процесса, от замысла до его воплощения художественными средствами, ученики приходят к понятию осознанности творчества, силе воздействия искусства и необходимости совершенствовать профессиональные навыки, чтобы «искусство ума» обретало свою жизнь через «искусство руки» и этот посыл был понятен и гармоничен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из важных результатов программы, помимо очень искренней, но в то же время серьезно подготовленной презентации себя и своих композиций, было удивленно-восторженное откровение ученицы, которая выразила мнение группы: «Мы никогда не думали, что разговор об ученических работах может быть таким интересным и полезным!».

Цель программы была достигнута: к формуле «Зри, смотри и разумей» добавляется - осознан-

но и профессионально «делай, внося в произведение идею красоты».

Опыт программы показал, что традиция академической школы дает великолепный результат и остается актуальной в наше время, предоставляя возможность выйти из кризиса постмодернизма и вывести изобразительное искусство на новый виток развития.

Литература

1. Дубова, О. В. Становление академической школы в западноевропейской культуре. - Москва : Памятники исторической мысли, 2009. - 276 с.

2. Ильина, Т. В. Русское искусство XVIII века. - Москва : Высшая школа, 1999. - 398 с.

3. Литвинчук, Ю. С. Система художественного воспитания Петербургской Академии художеств XVIII века // Сб. работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч. Ч. 3. - Минск : БГУ, 2011. - С. 165-168.

4. Молева, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. -Москва : Искусство, 1956. -519 с.

5. Чекмарева, М. А. Выход из постмодернизма возможен?! Новые тенденции в изобразительном искусстве начала XXI века // Новое искусствознание. - 2022. - № 4. - С. 100-109.

6. Calle, R. de la. Del Deus pictor a la acción creadora

А. Попова. Гармония в синем (учебное задание «Декоративный натюрморт»), 2022. Холст, масло. 60x40

Методфонд

образовательного центра «Сириус» (Сочи)

A. Popova. Harmony in blue (educational task "Decorative still life"). 2022. Oil on canvas. 60x40

Methodological fund of the "Sirius" Education Center (Sochi)

А. Иванова. Портрет юноши в чалме (учебное задание «Портрет живой модели»), 2022. Холст, масло. 60x40

Методфонд

образовательного центра «Сириус» (Сочи)

A. Ivanova. Portrait of a young man in a turban (education task "Portrait of a live model"). 2022. Oil on canvas. 60x40

Methodological fund of the "Sirius" Education Center (Sochi)

del artista, instar Dei // Aisthesis: Revista chilena de investigaciones estéticas. - Santiago : Pontificia Universidad Católica de Chile, 2005. - Issue 38. - P. 21-41.

7. Roche, L. Dieu crea l'artiste à son image : Le thème du Dieu-artiste dans la théorie artistique moderne (XVe - XVIIIe siècle) // Mémoire Réalisé sous la direction de Jacqueline Lichtenstein. - Paris : Sarbonne. Annee universitaire, 2012-2013.-Vol. I.-P. 123.

References

1. Dubova, O. V. Stanovlenie akademicheskoj shkoly' v zapadnoevropejskoj kul'ture [The formation of an academic school in Western European culture]. Moscow, Pamyatniki istoricheskoj my' sli, 2009, 276 p.

2. Ilyina, T. V. Russkoe iskusstvo XVIII veka [Russian art of the 18th century]. Moscow, Vy'sshaya shkola, 1999. 398 p.

3. Litvinchuk, Yu. S. Sistema xudozhestvennogo vospitaniya Peterburgskoj Akademii xudozhestv XVIII veka [The system of artistic education of the Saint Petersburg Academy of Arts of the 18th century]. Sbornik rabot 68-j nauchnoj konferencii studentovi aspirantovBelorusskogo gosudarstvennogo universiteta: in 3 parts: part 3. Minsk, BGU, 2011, pp. 165-168.

4. Moleva, N. M., Belyutin, E. M. Pedagogicheskaya sistema Akademii xudozhestv XVIII veka [Pedagogical system of the Academy of Arts of the 18th century]. Moscow, Iskusstvo, 1956, 519 p.

5. Chekmaryova, M. A. Vy'xod iz postmodernizma vozmozhen?! Novy'e tendencii v izobrazitel'nom iskusstve nachala XXI veka [Is it possible to find a way out of postmodernism?! New trends in fine art at the beginning of the 21st century]. Novoe iskusstvoznanie, 2022, no. 4, pp. 100-109.

6. Calle, R. de la. Del Deus pictor a la acción creadora del artista, instar Dei. Aisthesis: Revista chilena de investigaciones esteticas. Santiago, Pontificia Universidad Católica de Chile, 2005, issue 38, pp. 21-41.

7. Roche, L. Dieu crea l'artiste à son image: Le thème du Dieu-artiste dans la theorie artistique moderne (XVe - XVIIIe siècle). Memoire Realise sous la direction de Jacqueline Lichtenstein. Paris, Sarbonne. Annee universitaire, 20122013, vol. I,p. 123.

Об авторах

Чекмарева Марина Александровна - кандидат искусствоведения, методист 1 категории. Государственный Эрмитаж

E-mail: march2@yandex.ru

Николаева-Берг Анастасия Геннадиевна - российский художник-монументалист, живописец, график, доцент кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина, куратор художественных программ в ОЦ «Сириус» (Сочи) E-mail: annikoberg888@gmail.com

Chekmareva Marina Aleksandrovna

Candidate of Arts, methologist. The State Hermitage Museum

Nikolaeva-Berg Anastasija Gennadievna

Russian muralist, painter, graphic artist, Associate Professor of the Department of Painting and Composition at the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts, curator of art programs at the "Sirius" Education Center

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.