МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х
7. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей - детский: Детский музей как способ организации образовательной среды [Текст] / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова_// Школьные технологии. -2002. - № 2. - С. 133-140.
8. Павлова Т. В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом [Текст] / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 118-122.
9. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 130 с.
10. Смирнова Е. О. Общение дошкольника со сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова // Сайт Психологического центра «Адалин». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml.
11.Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 163-166. 12.Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №5.6. - С. 112-115.
© Шайдорова Л.Ф., Убогова Л.А., Чичикалова З.И., 2016
УДК : 616-085 : 174
Татьяна Юрьевна Шафранская
преподаватель фармацевтических дисциплин Медицинского колледжа Запорожского государственного медицинского университета
г. Запорожье, Украина shafranskaj [email protected]
ПОРТРЕТ ФАРМАЦЕВТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье представлен деонтологический портрет будущего фармацевта. Очерчены основные морально-нравственные качества, которые воспитываются у будущих фармацевтов, в процессе формирования их деонтологической культуры
Ключевые слова
Деонтологическая культура, фармацевтическая деонтологическая культура, будущие фармацевты, деонтологический портрет
Постановка проблемы. Специализированно-профессиональные компетенции фармацевта включают знания принципов этики и деонтологии, а также понимание социальных последствий профессиональной деятельности. Деонтологическая культура фармацевта основывается на должностном восприятии культуры профессионального поведения и характеризуется наличием морально-нравственных качеств, сформированных в процессе профессионального обучения. Задачей преподавателей высшего медицинского учебного заведения создать целостные педагогические условия и единую программу формирования деонтологической культуры, которая обеспечивала бы подготовку надлежащих фармацевтических кадров с развитыми морально-нравственными убеждениями. Анализ последних исследований и публикаций показал
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
значительный интерес исследователей к проблеме формирования деонтологической культуры, воспитанию моральности и надлежащих норм поведения. Анализируя исследования ученых С. В. Чусовляновой и К. А. Левчук «при реализации модели формирования профессионально-личностной культуры в образовательном процессе медицинского вуза у студентов развиваются ценностные качества личности, культура толерантности и менталитет, высокая профессиональная грамотность, интеллектуальные и нравственные умения, творческое отношение к поставленным задачам» [3, с. 17]. Ученая А. Н. Бирюкова, в трудах о медицинском персонале, обращает внимание на «качества личности (внимательность, серьезность, соблюдение этических норм, духовное воспитание, спокойствие, эмоциональная стабильность, доброта, душевность, уверенность в себе, честность, гуманизм, уравновешенность, целеустремленность, тревожность, чувство юмора, патриотизм, оптимизм, волевые качества, всестороннее развитие); качества, характеризующие взаимоотношение с другими людьми (уважение к людям, коммуникабельность, эмпатия, понимание, тактичность, вежливость, общительность, доброжелательность, отзывчивость, терпеливость, сдержанность); качества, связанные с трудовой профессиональной деятельностью (профессионализм, осознанность профессионального выбора, ответственность, интеллект, умение быстро принимать решения, чувство долга, увлеченность работой, лидерские качества, трудолюбие)» [1, с. 205].
Исследовательница О. И. Пикуза подчеркивает, что «профессионально-нравственные качества, формулируются: владением широким кругом знаний и умений в избранной области, умением находить достойный выход в самых сложных ситуациях, строгим соблюдением законов деонтологии в каждом действии, будь то взаимоотношение с пациентами, их родителями или медицинским персоналом, умением признавать свои ошибки, не редуцируя при этом своих результатов» [2, с. 470].
Цель статьи заключается в описании деонтологического портрета будущего фармацевта, а также характеристики морально-нравственных качеств, которые должны быть сформулированы в ходе их профессионального обучения. Деонтологический портрет фармацевта, по нашему мнению, включает: наличие и развитие деонтологического мышления (доминирование благостности клиента аптеки над личностными благостностями), усвоение и применение моральных убеждений при оказании фармацевтической помощи (ответственности, обязательности, справедливости, диспозитивности, объективности, порядочности, терпения), воспитание и присутствие у будущих фармацевтов надлежащего поведения (милосердия, искренности, чуткости, внимательности, тактичности), прививание и применение должного внешнего вида (аккуратности, скромности), развитие и употребление профессиональной речи (умения выслушать, вежливости, коммуникабельности, понимания, снисходительности), рефлексирование собственных морально-нравственных убеждений на профессиональное поведение будущих фармацевтов. Ценностное отношение к клиентам аптеки, с учетом осмысленного употребления деонтологических принципов оказания фармацевтической помощи, обеспечивает полноту оказания медицинского обслуживания и свидетельствует о высокой компетентности фармацевта.
Выводы и последующие перспективы исследований. Формирование деонтологической культуры будущих фармацевтов включает усвоение деонтологических убеждений, выработку умений и навыков осуществления надлежащей фармацевтической опеки, профессиональной культуры общения, проведения фармацевтических анализов в соответствии с положениями надлежащей аптечной практикой.
Список использованной литературы:
1. Бирюкова А. Н. Профессиональные и личностные качества будущих врачей (результаты экспериментального исследования) / А. Н. Бирюкова // Наука и современность. - №8-1. - 2011. - С. 201-206.
2. Пикуза О. И. Актуальные вопросы медицинской деонтологии в подготовке врача-педиатра / О. И. Пикуза, А. М. Закирова, Н. К. Шопина // Казанский медицинский журнал. - 2014. - т.95. - №3. - С. 469-471.
3. Чусовлянова С. В. Проблема формирования ценностей у стеднтов медицинского вуза в процессе профессионализации / С. В. Чусовлянова, К. А. Левчук // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. - №1. - 2010. - С. 15-19.
© Шафранская Т. Ю. , 2016