«ПОРТРЕТ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ МЕДИАДИСКУРСА:
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Долгова Елена Викторовна
канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков Орловского государственного института культуры, 302020, РФ, г. Орёл, ул. Лескова, д.15 E-mail: elenadolg76@mail. ru
"PORTRAIT OF A BUSINESS MAN" IN JOURNALISTIC GENRES OF MEDIA DISCOURSE: CORRELATION OF NOTIONS
Elena Dolgova
Candidate of Philological Sciences, associate professor ofForeign Languages Chair, Orel State Institute of Culture,
302020, Russia, Orel, Leskov Street, 15
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности функционирования речевого жанра «портрет делового человека» в системе журналистских жанров, активно функционирующих в современном медийном пространстве. Существование множества вариаций портрета и их стилистическое разнообразие детерминировано типичными прагматическими параметрами жанров медийного дискурса, а также специфическими чертами портрета как речевого жанра. Оно обусловлено также авторским взглядом на портретируемого, востребованностью информации о личности со стороны адресатов. В современном медиадискурсе портреты более разнообразны, они
Долгова Е.В. «Портрет делового человека» в системе журналистских жанров медиадискурса: соотношение понятий // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2016. № 3-4 (26) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3065
предполагают совмещение оценок, экспансию в другие жанры, в том числе те, где портрета не было.
ABSTRACT
The article deals with the peculiarities of speech genre "a portrait of a business man" in the system of journalistic genres which are actively functioning in the modern media discourse. The existence of various portrait variations and stylistic diversity is caused by the typical pragmatic parameters of media discourse genres, as well as the specific features of the portrait as a genre of speech. It is also determined by the author's view of the portrayed character and the demand for information about the identity from the part of the addressees. In today's media discourse the portraits are more diverse, they suggest the combination of assessments, expansion into other genres, including the ones where the portrait had not been before.
Ключевые слова: речевой жанр, жанры журналистики, портрет делового человека, медиадискурс.
Keywords: speech genre, genres of journalism, business man portrait, media discourse.
Жанровое многообразие портрета в медийном дискурсе обусловлено различными условиями коммуникативной ситуации: разнообразием собственно публицистических жанров, массовостью и социальной дифференциацией адресата, многофункциональностью и неэлементарностью образа портретируемого. Отличаются также и средства языковой репрезентации портрета в медийном дискурсе. Всё многообразие портретных описаний сводится в систему коммуникативных, смысловых, композиционных типов, которую можно квалифицировать как модель речевого жанра портрета в медийном дискурсе [4, с. 81]. Создание такой модели предполагает поаспектный анализ языковой репрезентации коммуникативных и содержательных категорий, обобщение полученных результатов в виде
выделения прагматических и содержательных типов портрета, а также объединения их в систему на основе взаимосвязи и взаимодействия.
Рассмотрим особенности функционирования речевого жанра «портрет человека» в рамках медиадискурса и, опираясь на фактический материал, проанализируем «портрет делового человека» как один из вариантов данного жанра, функционирующего в русскоязычных периодических изданиях. Имеющаяся в нашем распоряжении научная литература, посвященная созданию портретов и их воплощению в текстах различных сфер общения, является источником для выработки собственных представлений о реализации портретных характеристик в медиадискурсе.
Под воздействием глобализации современных массмедиа широкое использование диалога, персонификация, всеобщая антропоцентричность, особое внимание к личности становятся основополагающими функциями современных изданий. Повествование о социально значимой личности на страницах современных изданий маркируется определенными особенностями нарратива, в частности: изучением поведения героя материала; отслеживанием профессиональной его сферы деятельности; применением образных ассоциаций, наглядных фрагментов повествования и т. п.
Отметим, что лингвистические очертания портрета как речевого жанра в медийном пространстве выражены при этом недостаточно определённо. Основополагающим жанровым признаком в журналистике и лингвистике являются тематические моменты: концентрация на личность или биографические аспекты [7, с. 179], описание популярной или по меньшей мере неординарной персоны. По формальным признакам портрет вполне уместно трактовать как «особую форму репортажа», он определяется также как жанр с его «близостью к репортажу или интервью» [6, с. 145]. «Портрет может быть многолик: мозаика из репортажа и интервью, сообщения и заметки» [5, с. 138]. Обусловленный формой подачи материала портрет занимает пограничную позицию между фактом и мнением, между объективным и субъективным.
Принимая во внимание многоликость портрета как жанра, выявление его инвариантных признаков оказывается весьма проблематичным.
Традиционно под жанром в журналистике понимают «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков (мера типизации действительности, способ её отражения, функциональные особенности, технические условия создания произведения)» [1]. Таким образом, вся система жанров журналистики, так или иначе реализующихся в медийном дискурсе, традиционно распределяется по трём группам: 1. Информационные жанры, отражающие тенденцию к очевидной фиксации реальности, к которым относятся заметка, информационная корреспонденция, отчёт, интервью, блиц-опрос, пресс-релиз и т. п. 2. Аналитические жанры, в которых события преломляются в соответствии с творческой интенцией автора или известной долей объективности (комментарий, статья, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция и т. п.). 3. Художественно-публицистические, композиционная структура которых определяется образной системой, предлагаемой автором, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение: очерк, зарисовка, эссе, житейская история, памфлет и т. п. [3, с. 18].
Система журналистских жанров не является неизменной и постоянной: она претерпевает исторически обусловленные изменения и может служить своеобразным индикатором эпохи. Каждый жанр также обладает системой вариантов, которые постепенно могут приобретать самостоятельность и даже переходить из одной группы жанров в другую («беседа» и «ток-шоу» как производные от «интервью»).
Представленная выше система жанров журналистики предполагает пересечение с другими речевыми жанрами, не относящимися к области журналистики. Очевидно, что одним из таких пограничных речевых жанров может выступать портрет как неотъемлемая часть классических журналистских жанров. При этом их собственное традиционное назначение удачно согласуется с коммуникативной интенцией портрета. Верно и обратное:
портрет часто модифицируется в зависимости от признаков того или иного жанра медиадискурса. Некоторые жанры журналистики весьма восприимчивы к жанру «портрет делового человека», другие же не предназначены для этой коммуникативной задачи.
Жанр «портрет делового человека» наиболее часто инкорпорируется в:
• периодической печати: газеты (редакционная статья, информационная заметка, личные письма, «горячая линия», интервью, хроника событий, частные объявления); деловые журналы; информационные бюллетени);
• на телевидении: а) информационные и информационно-аналитические программы: (в них портрет представлен в виде кратких информативных зарисовок о той или иной личности); зачастую в связи с каким-либо знаменательным событием (человеку посвящается подробный сюжет, в котором упоминаются факты биографии, характеризуются индивидуальные черты портретируемого); б) документальные передачи: (воспоминания, очерки; беседы с выдающимися людьми); в) ток-шоу; г) реалити-шоу, обычно идущие в прямом эфире;
• на радио: а) новостные программы; б) тематический репортаж; в) портретные зарисовки; г) критические очерки;
• в интернете: а) электронные копии сетевых/несетевых изданий; б) сайты общественных организаций, политических партий; в) интернет-блоги и т. п.
Очевидно, что за последнее время типологическая жанровая палитра значительно расширилась. В данной статье предлагается анализ портретов, представленных в традиционных жанрах журналистики как наиболее унифицированных форм массмедиа.
Жанр «портрета делового человека» в системе журналистских жанров можно представить в виде поля со своим ядром и периферией. Как наиболее устоявшийся жанр он фиксируется традиционно в определённых рубриках, где представление той или иной личности более всего напоминает мемуарную прозу, обычно оно оформлено в виде очерка и совпадает с основополагающими
критериями построения художественного портрета, когда повествование ведётся от третьего лица и человек может быть охарактеризован наиболее ёмко.
Таким образом, портретный очерк, находясь в ядре журналистских жанров, так или иначе пересекается с портретом человека. При этом он может интегрировать в свою структуру элементы таких жанров, как резюме, интервью, эссе, которые сохраняют формальные и содержательные особенности, но не выступают самостоятельными жанрами.
Дальше от центра поля находятся те журналистские жанры, которые первоначально не предназначались для портрета. Постепенно, со всё возрастающим вниманием к личности, такие жанры заняли одну из доминирующих позиций. Здесь следует назвать беседу и интервью.
Портретная беседа посвящена известной личности, о которой говорят близкие, коллеги, знакомые. В этом аналитическом жанре особое внимание уделяется, прежде всего, профессиональным, деловым или творческим качествам, в ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы).
Среди информационных жанров наиболее близко к портрету стоит интервью. Лингвистическая модель интервью (как, впрочем, и любого другого жанра) может быть представлена как диалектическое единство инвариантности и вариативности. Инвариантность проявляется в том, что поведение участников общения регламентировано определенными условиями (их права и обязанности, тематика, манера речи и т. д.). Диалогичность интервью содержит предпосылки для трансформации жанра, изменения его функций и тематического наполнения. Вариант портретного интервью также претерпевает некоторые изменения. Для многих интервью-портретов характерно использование очерковой, отчасти мемуарной манеры повествования, которая встречается в том случае, если интервьюируемый и объект речи - не одно лицо.
Интервью не является исходно открытым для портрета как такового. Первичная цель любого интервью - выражение мнения о той или иной
ситуации, изложение определенных жизненных фактов. Портретное интервью выходит за рамки информационных жанров и приближается к художественным.
Если очерк, беседа и интервью представляют варианты т. н. «классического» портрета, когда человек сам рассказывает о себе, отвечая на вопросы, или его описывает кто-то другой, то существуют жанры, которые объективно или субъективно строятся как самопортретирование. Это объявления и письма читателей. Различие этих жанров заключается, по нашему мнению, в их природе: объявление относится к информационным жанрам, и поэтому совсем не обязательно его объектом должен становиться человек. Личные письма - скорее художественный жанр, отличающийся от других образом автора. Наиболее близко к частным объявлениям стоит резюме - информационный жанр, заимствованный из официально-делового стиля и предназначенный для сообщения кратких сведений о человеке. В медийном дискурсе он трансформируется во всевозможные газетно-журнальные рубрики: «справка», «досье», «анкета».
Особая форма портрета - психологический тест, который можно считать аналитическим жанром, т. к. на основе комбинаций психологических качеств личности делаются определенные выводы о её принадлежности к тому или иному психологическому типу.
Вариантом портрета может выступать астрологический портрет. В нём нет ориентации на человека, персонализация условна и не носит конкретный, предельно личностный характер. Тем не менее в нём отмечаются совпадения с некоторым конкретным, реально существующим человеком.
Подводя итог, заметим, что в медийном дискурсе существует целая палитра жанров, так или иначе включающих в себя портрет человека. В попытке систематизации их по семантическим (1), синтаксическим (2), прагматическим (3) параметрам получаем следующее распределение жанров, которое можно представить в виде таблицы [2, с. 274]. См. табл. 1.
Таблица 1.
Журналистские жанры, содержащие портретные характеристики человека
Семантика Синтактика Прагматика Жанры
1. Портрет максимальный объем свободное повествование портретный очерк, личные письма, беседа
2. Автопортрет минимальный объем заданность параметров частные объявления, тест, резюме, различные виды интервью
Выстраивая поле, показывающее соотношение речевого жанра ПДЧ с журналистскими жанрами, в качестве параметра можно предложить ещё один дифференциальный признак: художественно-публицистические -аналитические - информационные жанры.
Таким образом, в современном медийном дискурсе реализация портрета и собственно функционирование журналистских жанров опосредовано тремя видами соотношений.
1. В реализации информационных жанров отмечены лишь отдельные элементы портрета, не являющиеся доминирующими (биографический комментарий об участнике интервью, герое информационной заметки).
2. Аналитические жанры не представляют собой портрет, но осложнены этой функцией (личные письма, различные виды интервью, беседы).
3. Портрет является вариантом, прагмастилистической реализацией художественно-публицистических жанров и в целом совпадает с текстом данных жанров (портретный очерк, портретное интервью, брачные объявления, резюме и т. д.).
Таким образом, наложения речевого жанра «портрет делового человека» на другие разновидности журналистских жанров, а также его совпадение/несовпадение с текстами медийного дискурса даёт возможность говорить о многообразии содержательной и функциональной роли исследуемого речевого жанра. Постоянное и системное положение жанров медийного дискурса по отношению к «портрету делового человека» свидетельствует о том, что к наиболее открытым жанрам журналистики
для портрета делового человека следует отнести художественно-
публицистические, а более закрытыми являются информационные
журналистские жанры.
Список литературы:
1. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: учебник для вузов / [Электронный ресурс]. - URL: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm (дата обращения: 25.03.2016).
2. Сидорова М.А. Актуальность речевого жанра «портрет человека» в периодической печати // Язык. Время. Личность. - Омск, 2002. - с. 272-276.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: АспектПресс, 2006. -320 с.
4. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007. - с. 81-90.
5. Lorenz D. Journalismus. - Stuttgart/Weimar: Metzler, 2002. - 234 S.
6. Müller D. "Porträt". Stilistik für Journalisten. - Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2002. - 224 p.
7. Schöfthaler E. "Das Porträt". Kulturjournalismus: Ein Handbuch für Ausbuildung und Praxis. 2. Ausgabe. - München, 1997. - 223 S.