Научная статья на тему 'Медийный дискурс как преобразование информации'

Медийный дискурс как преобразование информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2289
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / MEDIA DISCOURSE / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / PUBLICISTIC STYLE / СУБЪЕКТЫ ДИСКУРСА / DISCOURSE SUBJECTS / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / COMMUNICATIVE STRATEGIES / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАНАЛЫ / COMMUNICATIVE CHANNELS / ЖАНРЫ ДИСКУРСА / DISCOURSE GENRES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Календр А. А.

Рассматривается преобразование информации в медийном дискурсе. Обсуждаются институциональные компоненты этого дискурса субъекты, коммуникативные стратегии, каналы и жанры. Охарактеризовано сокращение коммуникативной дистанции между журналистами и аудиторией как определяющий признак современного медийного дискурса, в результате чего понижается достоверность преобразуемой информации и повышается ее личностно-эмоциональная окраска. Анализируется тезис о статусе медийного дискурса как универсального институционального типа общения. Выделены основные коммуникативные стратегии новостного медийного дискурса селективная (отбор информации), композиционная (структурирование информации) и презентационная (фокусировка информации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA DISCOURSE AS INFORMATION RECONSTRUCTION

The article deals with information reconstruction in media discourse. Institutional components of this communication type are discussed including its subjects, communicative strategies, channels and genres. The author notes that communicative distance contraction between a journalist and the audience is the most noticeable feature of the modern media discourse and it results in reduction of information reliability and amplification of emotional personalization concerning the information reconstruction. The assertion that media discourse status is the universal institutional communication type is analyzed. The author singles out the main communicative strategies of informational media discourse, which comprise information selection, recombination and presentation.

Текст научной работы на тему «Медийный дискурс как преобразование информации»

УДК 81'25

Kalendr A.A., senior teacher, Department of Latin and Foreign Languages, Astrakhan State Medical University (Astrakhan,

Russia), Е-mail: alla.kalendr@mail.ru

MEDIA DISCOURSE AS INFORMATION RECONSTRUCTION. The article deals with information reconstruction in media discourse. Institutional components of this communication type are discussed including its subjects, communicative strategies, channels and genres. The author notes that communicative distance contraction between a journalist and the audience is the most noticeable feature of the modern media discourse and it results in reduction of information reliability and amplification of emotional personalization concerning the information reconstruction. The assertion that media discourse status is the universal institutional communication type is analyzed. The author singles out the main communicative strategies of informational media discourse, which comprise information selection, recombination and presentation.

Key words: media discourse, publicistic style, discourse subjects, communicative strategies, communicative channels, discourse genres.

А.А. Календр, ст. преп. каф. латинского и иностранных языков Астраханского государственного медицинского

университета, г. Астрахань, Е-mail: alla.kalendr@mail.ru

МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС КАК ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Рассматривается преобразование информации в медийном дискурсе. Обсуждаются институциональные компоненты этого дискурса - субъекты, коммуникативные стратегии, каналы и жанры. Охарактеризовано сокращение коммуникативной дистанции между журналистами и аудиторией как определяющий признак современного медийного дискурса, в результате чего понижается достоверность преобразуемой информации и повышается ее личностно-эмоциональная окраска. Анализируется тезис о статусе медийного дискурса как универсального институционального типа общения. Выделены основные коммуникативные стратегии новостного медийного дискурса - селективная (отбор информации), композиционная (структурирование информации) и презентационная (фокусировка информации).

Ключевые слова: медийный дискурс, публицистический стиль, субъекты дискурса, коммуникативные стратегии, коммуникативные каналы, жанры дискурса.

Медийный дискурс привлекает к себе внимание многих современных исследователей, поскольку является самым динамично развивающимся типом общения (с учетом возможностей электронных средств информации и компьютерно опосредованной коммуникации). В научной литературе детально проанализированы особенности газетного языка и стиля [1; 2; 3; 4], охарактеризована система жанров периодической печати [5; 6; 7], освещены функции массмедиа [8; 9; 10; 11; 12], обозначены и проанализированы тенденции развития медийного дискурса как важнейшего культурогенного фактора [13; 14; 15].

Общим местом в работах, посвященных медийному дискурсу, является дискуссионность лингвистического статуса публицистики, признание того, что в публицистике сочетаются признаки разных типов дискурса. В этом плане важным моментом является переосмысление соотношения функционального стиля и дискурса. Для описания языковых особенностей того или иного текста удобным оказывается понятие функционального стиля как «свойства языковой ткани текста, обусловленного общей спецификой экстралингвистической основы текста» [16, с. 35]. В ряду функциональных стилей выделялся публицистический стиль, его важнейшей разновидностью выступал газетный стиль как вид массовой коммуникации. Но и в рамках традиционной стилистики отмечено, что газетному стилю присущи не только информационная и воздействующая, но и просветительская, воспитательная, организаторская и гедонистическая (развлекательная) функции [там же, с. 181]. В качестве типичных жанров газетного стиля рассматривались передовая статья и репортаж. Выделялись также теоретико-политическая статья, международный обзор, корреспонденция, фельетон, памфлет, очерк, спортивное обозрение и др. [17]. С учётом специфики устной и письменной речи И.Р Гальперин противопоставлял собственно публицистический и газетный стили, в рамках которых выделялись ораторская речь, эссе, обзоры (ревю), краткие новости, обзоры, информационные статьи и объявления [18]. Отметим, что еще в 1978 г. К.А. Долинин высказал обоснованное суждение о том, что термин «речевой жанр» предпочтительнее термина «функциональный стиль» [7, с. 67].

Анализ научной литературы, посвященной медийному дискурсу, позволяет сделать следующие выводы.

Системообразующими функциями медиадискурса являются воздействие, информирование и развлечение. Информирование выступает в качестве исходного предназначения данного типа общения, при этом с самого начала информирование было избирательным по содержанию и вариативным по адресатной направленности. Отсюда следует, что степень правдивости и полноты информации различна для каждого источника инфор-

мации и для каждого информационного повода. Тем самым процесс информирования оказывается неизбежно связанным с воздействием на адресата. Следует оговориться, что воздействие проявляется в любом общении, как личностно-ориентиро-ванном, так и статусно-ориентированном, но именно в профессиональном информировании идеологическая составляющая воздействия на аудиторию максимальна. Как воздействие, так и информирование могут быть успешными и неуспешными, и это в значительной мере определяется умением распространителей информации захватывать и удерживать внимание аудитории, т.е. делать сообщение интересным и занимательным. Особенность нашего времени состоит, как считают культурологи и философы, в возрастании игрового компонента жизни, и соответственно, возрастает развлекательная доля в массово-информационном дискурсе.

Информация всегда являлась символическим капиталом, по П. Бурдье, её обладатели получают преимущества для принятия решений по сравнению с теми, кто информации не получил. Соответственно, субъекты, распространяющие информацию, пользуются высоким престижем. Это особенно важно в условиях демократического общественного устройства, предполагающего конкуренцию знаний и мнений. Если в прежние времена общественное мнение формировалось аристократами и церковью, то в наши дни важнейшими субъектами формирования отношения широких масс к реальности становятся журналисты, в особенности - популярные телевизионные ведущие, воплощающие приоритеты прессы как четвертой власти в обществе, наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью.

Публицистика как выразитель интересов определенных социальных групп претерпевает существенные изменения в наше время. Существенно расширилась территория публичности в современном обществе, в сферу внимания прессы попадает разнородная информация политического, экономического, культурного, криминального, спортивного, рекламного, курьезного содержания. При этом обсуждение различных вопросов неизбежно упрощается, дискуссия переводится на неспециализированный уровень. Это связано и с ювенилизацией общества - массовая культура настойчиво продвигает подростковый эмоциональный стиль поведения и мировосприятия для всего общества, поскольку такое отношение к миру гораздо легче поддается манипулированию, чем взвешенный рационально-критический взгляд на вещи, свойственный, как правило, людям с определенным жизненным опытом.

Публицистический стиль меняется на стиль журналистский, т. е. происходит перестановка субъектных характеристик в подаче информации: если раньше журналисты просто трансли-

ровали новости, то теперь акцентируется их отношение к этим новостям, и журналистский дискурс в соответствии с логикой развлекательной коммуникации приобретает элемент интриги, противоборства мнений, возрастает его презентационная значимость.

Публицистика в значительной мере сориентирована на естественный разговорный характер общения. При этом в наши дни происходит перегруппировка коммуникативных регистров: разговорный и разговорно-сниженный регистр рассматриваются как усредненная норма, высокий стиль общения переместился в сферу официально-деловой переписки и канцелярского документооборота, а место сниженного разговорного регистра заполнила обсценная вульгарная коммуникация, которая ранее считалась недопустимой в общении. Это можно трактовать как демократизацию общения, но такой подход представляется капитулянтским с позиций сохранения культурных ценностей, поскольку не вызывает сомнений то, что поддержание культурного уровня в обществе требует определенных усилий: пущенное на самотек общественное устройство быстро деградирует, и это наглядно проявляется в доминирующих паттернах поведения в обществе, прежде всего - в межличностном общении, и далее в различных сферах институционального дискурса.

Массмедийный дискурс стремится к имитации живого диалога журналиста с партнёром, но во многих случаях, по справедливому замечанию В.Г. Костомарова, возврат к естественному общению в медийной коммуникации является кажущимся, поскольку этот тип дискурса жестко обусловлен задачами воздействия, информирования и развлечения [20, с. 180].

Адресатная специфика медиадискурса состоит в диалектическом единстве массового и специализированного адресата, с одной стороны, и адресата, от которого ожидается либо не ожидается немедленный отклик, с другой стороны.

Появление и стремительное развитие компьютерно опосредованного общения привело к радикальному изменению циркуляции информации. Каждый пользователь интернета может стать распространителем информации, а интерактивный характер этого феномена превращает чуть ли не все население в медийных субъектов, которые распространяют новости и комментируют их в социальных сетях. Достоверность распространяемой информации весьма условна. В условиях постмодернистского переворачивания ценностей любая позиция может быть обоснована.

Изменение статуса медийного дискурса отражается на стремительном развитии его жанров. Хрестоматийным считается определение жанрообразующих признаков в журналистике, данное А.А. Тертычным: предмет сообщения (актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, порождающих важные для общества проблемы и конфликты, а также личность человека) и способы отображения автором действительности (фактографический, аналитический и наглядно-образный), или, в уточненном варианте, предмет отображения, целевая установка автора и метод отображения [5]. Отсюда вытекает тройственная система жанров: информационная, аналитическая и художественная публицистика. В современной журналистике, по мнению цитируемого автора, в рамках информационной публицистики выделяются заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос - ответ, репортаж, некролог, к аналитической публицистике относятся аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз, художественно публицистические жанры включают очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру. В свою очередь, эти жанры могут распадаться на разновидности, так, например, заметка может быть выражена как событийная заметка, анонс, аннотация, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-история, мини-совет. Уточненная типология жанров предложена Т.Г. Добросклонской, которая противопоставляет четыре основные типа медиатекстов: новости, аналитику, очерки и рекламу [21]. Близкая классификация предложена Л.Е. Кройчиком, который выделяет тексты оперативно-новостные (заметки), оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчеты), исследовательско-новостные

(корреспонденции, комментарии, рецензии), исследовательские (статьи, письма, обозрения), исследовательско-образные (очерки, эссе, фельетоны, памфлеты) [22]. Нетрудно заметить, что как жанры, так и их разновидности выделены на основании разнородных критериев, но в этом состоит специфика медийного дискурса, который включает дискурсивные образование, относящиеся ко всем проявлениям жизни общества, т. е. превращается в некий институциональный сверхдискурс.

В медиадискурсе исключительную важность приобретает специфика канала передачи информации. Письменный текст в виде газетной информации сориентирован на сообщение о новостях и аналитическое их осмысление. Радиопередача в значительной мере опирается на камерный характер общения, отмечено, что радио часто слушают в темноте или во время поездок, отсюда и вывод о специфическом межличностном общении радиоведущих с аудиторией [23, p. 91]. Телевидение в силу театрализации, постановочности подачи информации неизбежно превращается в состязательно-развлекательное шоу. Специфика канала информации аналогичным образом влияет на популяризацию как коммуникативный формат: изложение определенных сведений на щитах социальной рекламы обусловлено возможностью моментального считывания соответствующих сведений, которые, как правило, сопровождают яркую картинку, информация на стендах поликлиник для широкой аудитории разъясняет симптоматику многих заболеваний, как правило, массовых, выступление политического аналитика, приглашенного в качестве эксперта в телевизионную студию, превращает телезрителей в пассивных участников спектакля (обратим внимание на то, что зрелищность подобных выступлений повышается, если приглашено несколько экспертов, которые полемизируют друг с другом), развлекательно-образовательные радиопередачи способствуют повышению культурного уровня слушателей (так, передача «Радионяня» в свое время талантливо внедряла в сознание юной аудитории интерес к изучению русского языка и повышала их грамотность).

Медийный дискурс как институциональное образование может быть проанализирован по стандартной схеме статусно-ориентированного дискурса, предполагающей выделение, цели, участников, хронотопа, ценностей, коммуникативных стратегий, жанров и дискурсивных формул [24]. Вместе с тем рассмотрение этого дискурса с позиций выявления признаков популяризации как способов адаптации различных жанров массмедиа к аудитории вносит определенные уточнение в обозначенную схему. Это уточнение в наибольшей мере проявляется в коммуникативных стратегиях, используемых в этом дискурсе. Эти стратегии могут быть как общедискурсивными, так и жанрово-специфическими. Соглашаясь с тезисом А.А. Тертычного о тройственной организации медийного дискурса, предполагающего выделение информативной, аналитической и художественной публицистики, определим базовые коммуникативные стратегии для каждого из названных жанровых типов. В самом общем плане коммуникативные стратегии популяризации знаний являются уточнением соответствующих стратегий медийного дискурса и включают привлечение внимания адресата (аттрактивная стратегия), объяснение явлений (объяснительная стратегия), приведение наглядных примеров (иллюстративная стратегия - ее роль в современных массмедиа постоянно возрастает), доказательства (аргумента-тивная стратегия) и вынесение оценки (оценочная стратегия, которая в более широком смысле представляет собой воздействие на адресата).

В рамках информативной публицистики можно выделить следующие коммуникативные стратегии: селективную (отбор информации), композиционную (структурирование информации), презентационную (фокусировка информации). Селективная коммуникативная стратегия выражается в освещении либо значимом отсутствии освещения тех событий, которые признаются подходящими для продвижения в массмедиа. Это могут быть резонансные события, затрагивающие жизнь всего сообщества, репортажи с горячих точек, сообщения о решениях руководства страны и т.д. Например, в информационном портале «Российской газеты» выделяются рубрики «Власть», «Экономика», «В мире», «Происшествия», «Общество», «Спорт», «Культура», «Digital», «Русское оружие», «Родина», «Кинократия». Каждая из этих рубрик уточняется, так, под рубрикой «Общество» мы находим тематические области «Здоровье», «Наука», «Образование», «Семья и дети», «Природа», «Космос», «Экология», «История», «Религия», «Соцсфера», «СМИ и соцсети», «Утраты», «Ежедневник», «Физкультура». В ряде случаев уточняются

и эти области. Эти же темы циркулируют в просветительском дискурсе.

Заслуживает внимания и значимое отсутствие новостей о чем-либо: во-первых, есть темы, которые вряд ли заинтересуют широкую публику (известно, что в биологии описаны еще не все существующие насекомые, но сведения о новой разновидности бабочек, живущих в некотором труднодоступном районе, могут появиться только в специализированной литературе); во-вторых, есть табуируемые темы (например, в определённых странах и в определенные периоды личная жизнь руководителей страны не могла быть предметом публичного освещения); в-третьих, есть конвенциональные ограничения на определенную информацию (в информационном сообщении о встрече на высшем уровне не приводятся сведения о блюдах для участников этой встречи). Отметим, что в социальных сетях отсутствие официально циркулирующих новостей компенсируется информационными сообщениями индивидуумов, выступающих под настоящими именами либо никами. Возникло такое коммуникативное явление, как видеохостинг - сайт, позволяющий загружать и просматривать видео, примером является You Tube, материалы которого просматриваются и часто комментируются миллиардами пользователей. Тематика этих информационных потоков предельно широка.

Композиционная стратегия подачи новостей соответствует логике их информационного осмысления. Удачным представляется понятие «когниотип», предложенное А.Г. Барановым: «функциональная модель знания, опирающаяся на семантические и прагматические макроструктуры текста в их развертке и наборы вербальных единиц, покрывающих всю содержательно-смысловую ткань текста» [25, с. 39]. Когниотипы могут относиться к любому фрагменту реальности. Например, если перед нами информационная заметка «Earthquake in Moriana» - «Землетрясение на Мориане» (условное географическое место), то предполагается, что в этой заметке будут даны физические характеристики землетрясения (место, время, сила), описаны разрушения и жертвы, охарактеризованы меры по ликвидации последствий землетрясения и организации помощи пострадавшим со стороны государств, общественных организаций и отдельных людей. Применительно к видеосюжету в телевизионных новостях этот когниотип будет включать фотографии или видео с места происшествия. Значимое отсутствие одного из компонентов когниотипа будет сигналом для внимательных адресатов о том, что допущена случайная или намеренная ошибка в подаче информации. Так, в жанре письма, написанного с целью шантажа,

Библиографический список

отсутствие информации о способе передачи денег со стороны адресата автору этого письма говорит о том, что перед нами не шантаж, а угроза или розыгрыш. Значимым в новостях может быть перевод в подтекст определенной информации либо ее конвенциональное обозначение: если по итогам международной встречи сказано, что стороны договорились продолжить поиски компромисса по проблеме обсуждения, это означает, что переговоры не завершились достижением результата.

Презентационная стратегия в новостном дискурсе состоит в акцентировке способов подачи материала - выборе вербальных и визуальных средств и перестановке темы и ремы сообщения. Например, в сообщении об избирательной кампании в США в 2016 г. подчеркивается грубость сторонников Дональда Трампа: Mr. Trump's supporters often chant vitriolic, even violent slogans at his campaign events. - Сторонники Трампа часто скандируют едкие, даже яростные лозунги во время его митингов. В видеоролике приводятся обсценные выкрики сторонников Дональда Трампа в адрес его конкурента Хиллари Клинтон, иммигрантов и действующего президента Барака Обамы. Аудитория должна сделать вывод о том, что перспектива получить Д. Трампа в качестве президента США опасна. Внимательные читатели делают выводы о том, что редакционная политика газеты «Нью Йорк Таймс» - одного из самых влиятельных средств массовой информации в США - состоит в однозначной поддержке кандидата демократической партии Хиллари Клинтон. В подаче материала редакторы формулируют новости таким образом, что значимая информация передвигается в фоновую позицию. Например, в сообщении говорится: «Продолжаются поиски тех, кто, возможно, выжил в авиакатастрофе», хотя актуальной является информация о самом происшествии.

Таким образом, медийный дискурс представляет собой многомерное преобразование информации с целью ее широкого тиражирования. Описание данного дискурса строится на основании признаков, позволяющих охарактеризовать прагматику общения - признаки субъектов и адресатов общения, коммуникативных стратегий и тональности дискурса. Важной характеристикой современного медийного дискурса является сокращение коммуникативной дистанции между журналистом и аудиторией, в результате чего передаваемая информация становится менее достоверной, но более личностно окрашенной. Можно выделить основные коммуникативные стратегии, которые используются в новостном медийном дискурсе - селективную (отбор информации), композиционную (структурирование информации), презентационную (фокусировка информации).

1. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. Москва: Издательство МГУ, 1971.

2. Солганик Г.Я. О языке и стиле газеты. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Ответственный редактор М.Н. Володина. Москва: Издательство МГУ, 2003: 261 - 268.

3. Лысакова И.П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. Санкт-Петербург: Филол. ф-т СПбГУ, 2005.

4. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Язык СМИ: учебное пособие. Саратов: Издательство Сарат. ун-та, 2011.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Москва: Аспект Пресс, 2006.

6. Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ: учебное пособие. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2006.

7. Дускаева Л.Р Диалогическая природа газетных речевых жанров. Под редакцией М.Н. Кожиной. Изд. 2-е. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2012.

8. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1996.

9. Больц Н. Азбука медиа. Москва: Издательство «Европа», 2011.

10. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010; № 2 (73); Вып.11: 13 - 21.

11. Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2003.

12. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). Москва: Флинта, 2008.

13. Буряковская В.А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков): монография. Волгоград: Перемена, 2014.

14. Желтухина М.Р Медиадискурс: структурная специфика. Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография. Ответственный редактор Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов, Т.В. Чернышова. Орёл: Горизонт, 2010: 19 - 31.

15. Пастухов А.Г. Публицистический - журналистский - медийный: к формированию новой стилистической парадигмы. Массмедиа и массовые коммуникации: опыт, проблемы, перспективы: II Международный научный коллоквиум. Белгород: БелГУ, 1-2 октября 2014 г.: сборник научных работ. Под редакцией Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. Белгород, 2014: 45 - 60.

16. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1977.

17. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1978.

18. Гальперин И.Р Стилистика английского языка. Москва: Высшая школа, 1971.

19. Долинин К.А. Стилистика французского языка: учебное пособие. Ленинград: Просвещение, 1978.

20. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. Москва: Гардарики, 2005.

21. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). Москва: Флинта, 2008.

22. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста. Под редакцией С.Г. Корконосенко. Санкт-Петербург: Знание, 2000: 125 - 168.

23. Snow R.P. Radio. Media in Society: Readings in Mass Communication. Ed. by Deming C.J., Becker S.L. Glenview: Scott, Foresman and company, 1988: 89 - 101.

24. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва: Гнозис, 2004.

25. Баранов А.Г. Прагматика как методологическая перспектива языка. Краснодар: Просвещение-Юг, 2008.

References

1. Kostomarov V.G. Russkij yazyk na gazetnoj polose: nekotorye osobennosti yazyka sovremennoj gazetnoj publicistiki. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1971.

2. Solganik G.Ya. O yazyke i stile gazety. Yazyk SMI kak ob'ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya. Otvetstvennyj redaktor M.N. Volodina. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2003: 261 - 268.

3. Lysakova I.P. Yazyk gazety i tipologiya pressy. Sociolingvisticheskoe issledovanie. Sankt-Peterburg: Filol. f-t SPbGU, 2005.

4. Kormilicyna M.A., Sirotinina O.B. Yazyk SMI: uchebnoe posobie. Saratov: Izdatel'stvo Sarat. un-ta, 2011.

5. Tertychnyj A.A. Zhanryperiodicheskojpechati. Moskva: Aspekt Press, 2006.

6. Majdanova L.M., Kalganova S.O. Prakticheskaya stilistika zhanrovSMI: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2006.

7. Duskaeva L.R. Dialogicheskaya priroda gazetnyh rechevyh zhanrov. Pod redakciej M.N. Kozhinoj. Izd. 2-e. Sankt-Peterburg: SPbGU, 2012.

8. Mel'nik G.S. Mass media: psihologicheskie processy i 'effekty. Sankt-Peterburg: SPbGU, 1996.

9. Bol'c N. Azbuka media. Moskva: Izdatel'stvo «Evropa», 2011.

10. Kozhemyakin E.A. Massovaya kommunikaciya i mediadiskurs: k metodologii issledovaniya. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010; № 2 (73); Vyp.11: 13 - 21.

11. Chernyshova T.V. Sovremennyj publicisticheskij diskurs (kommunikativno-stilisticheskij aspekt): uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2003.

12. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: sistemnyj podhod k izucheniyu yazyka SMI (Sovremennaya anglijskaya mediarech'). Moskva: Flinta, 2008.

13. Buryakovskaya V.A. Kommunikativnye harakteristiki massovoj kul'tury v medijnom diskurse (na materiale russkogo i anglijskogo yazykov): monografiya. Volgograd: Peremena, 2014.

14. Zheltuhina M.R. Mediadiskurs: strukturnaya specifika. Mediatekst: strategii- funkcii- stil': kollektivnaya monografiya. Otvetstvennyj redaktor L.I. Grishaeva, A.G. Pastuhov, T.V. Chernyshova. Orel: Gorizont, 2010: 19 - 31.

15. Pastuhov A.G. Publicisticheskij - zhurnalistskij - medijnyj: k formirovaniyu novoj stilisticheskoj paradigmy. Massmedia i massovye kommunikacii: opyt, problemy, perspektivy: II Mezhdunarodnyj nauchnyj kollokvium. Belgorod: BelGu, 1-2 oktyabrya 2014 g.: sbornik nauchnyh rabot. Pod redakciej E.A. Kozhemyakina, A.V. Polonskogo. Belgorod, 2014: 45 - 60.

16. Kozhina M.N. Stilistika russkogo yazyka: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1977.

17. Barlas L.G. Russkij yazyk. Stilistika. Posobie dlya uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 1978.

18. Gal'perin I.R. Stilistika anglijskogo yazyka. Moskva: Vysshaya shkola, 1971.

19. Dolinin K.A. Stilistika francuzskogo yazyka: uchebnoe posobie. Leningrad: Prosveschenie, 1978.

20. Kostomarov V.G. Nash yazyk v dejstvii: Ocherki sovremennoj russkoj stilistiki. Moskva: Gardariki, 2005.

21. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: sistemnyj podhod k izucheniyu yazyka SMI (Sovremennaya anglijskaya mediarech'). Moskva: Flinta, 2008.

22. Krojchik L.E. Sistema zhurnalistskih zhanrov. Osnovy tvorcheskoj deyatel'nosti zhurnalista. Pod redakciej S.G. Korkonosenko. Sankt-Peterburg: Znanie, 2000: 125 - 168.

23. Snow R.P. Radio. Media in Society: Readings in Mass Communication. Ed. by Deming C.J., Becker S.L. Glenview: Scott, Foresman and company, 1988: 89 - 101.

24. Karasik V.I. Yazykovojkrug: lichnost', koncepty, diskurs. Moskva: Gnozis, 2004.

25. Baranov A.G. Pragmatika kak metodologicheskaya perspektiva yazyka. Krasnodar: Prosveschenie-Yug, 2008.

Статья поступила в редакцию 26.09.16

УДК 811.512.153

Kyzlasov A.S., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department of Language, GBRI RKh "KhRILLH" (Abakan, Russia),

E-mail: kyzlasov60@mail.ru

Kaskarakova Z.Ye., Cand. of Sciences (Philology), senior research fellow, Department of Language, GBRI RKh "KhRILLH"

(Abakan, Russia), E-mail: zinaidakaskaskarakova@mail.ru

Beloglazov P. Ye., Cand. of Sciences (Philology), senior research fellow, Department of Language, GBRI RKh "KhRILLH"

(Abakan, Russia), E-mail: arshanovskiy@yandex.ru

ABOUT MODERN CONDITION OF THE KYZYL DIALECT OF THE KHAKASS LANGUAGE. The article is presents a topical research on description of a language situation in the Kyzyl dialect of the Khakass language. Today this dialect is spoken by a very small number of representatives. The work gives a short description of the origin of the speakers of the Kyzyl dialect. The characteristic lexical features of the Kyzyl dialect of Khakass are distinguished and described. The researchers do an analysis of reasons that caused the narrowing of the language environment in the places of residence of the dialect. On the basis of a questionnaire some aspects of functioning of the Khakass language in a dialectal environment are studied, especially the statistical data on the degree of the use of the Kyzyl dialect in communication, attitude of Kyzyl people toward the prospects of preservation of their dialect. As the research task the authors estimate what at stage of the process of disappearance the kyzyl dialect of the Khakass language is. The paper mentions the basic reasons of the loss of the Kyzyl dialect.

Key words: linguistic situation, Kyzyl dialect, survey, Khakass language.

А.С. Кызласов, канд. филол. наук, зав. сектором языка ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан,

E-mail: kyzlasov60@mail.ru

З.Е. Каскаракова, канд. филол. наук, с.н.с. сектора языка ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан,

E-mail: zinaidakaskaskarakova@mail.ru

П.Е. Белоглазов, канд. филол. наук, с.н.с. сектора языка ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: arshanovskiy@yandex.ru

О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ КЫЗЫЛЬСКОГО ДИАЛЕКТА ХАКАССКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - описанию языковой ситуации в кызыльском диалекте хакасского языка, так как представителей этого диалекта осталось очень мало. Даётся краткая характеристика происхождения носителей кызыльского диалекта. Выделяются и описываются характерные лексические особенности кызыльского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.