что затрудняет широкое внедрение этого предложения. С 1969 г. мы применяем простой способ отбора проб воздуха с помощью автомобильного двигателя без дополнительных приспособлений (см. рисунок). Для этого достаточно отсоединить от коробки распределителя зажигания конец металлической трубки вакуумного корректора зажигания и надеть на него свободный конец резиновой трубки, высасывающей воздух из прибора с поглотителем (приборы Дьяконова, Речменского, аллонжи или другие сосуды с твердым или жидким фильтром). Создающийся в приборе вакуум вызывает приток внешнего воздуха, т. е. отбор пробы. По диаметру резиновая трубка должна соответствовать металлической. Для уплотнения места соединения при необходимости используют липкий пластырь, изоляционную ленту или переходные резиновые трубки различного диаметра.
Скорость аспирации (обычно 6—8 л/мин) зависит от числа оборотов двигателя, а объем отобранной пробы — и от экспозиции. Для определения скорости аспирации между двигателем и прибором с поглотителем последовательно подключают ротаметр. Определив, таким образом, скорость аспирации при работе двигателя в спокойном режиме и различной степени форсирования его оборотов, в дальнейшем после приобретения опыта можно обходиться без ротаметра Важно иметь в виду, что для каждого двигателя скорость аспирации различна и ее следует определять до выезда на задание (при срочном выезде на случайном автомобиле следует брать с собой ротаметр). Время приведения двигателя в готозность к аспирации всего 2—3 мин. Пока шофер освобождает конец трубки вакуумного корректора, лаборант готовит прибор с поглотителем для подключения.
Если нужно отобрать воздух в нескольких точках, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, металлическую трубку можно оставлять отвинченной, так как это не влияет на работу двигателя.
Использование нашего предложения освобождает от необходимости обязательного наличия в каждой лаборатории специальных аспираторов, работающих без электроэнергии, и изготовления специального штуцера (по В. М. Урбанскому). Кроме того, подвижная оперативная группа на автомобиле может быстро в нескольких точках маршрута взять пробы воздуха для исследования, что особенно важно в чрезвычайных ситуациях.
Поступила 26/VI 1978 г.
Схема подключения прибора с поглотителем (фильтром) к автомобильному двигателю для аспирации
(вид спереди). / — коробка распределителя зажигания: 2 —трубка вакуумного корректора зажигания; 2а — та же трубка, отсоединенная от коробки распределителя зажигания; 3 — резиновая трубка от прибора с поглотителем; 4 — ротаметр; 5 — карбюратор.
УДК 615.471:614.71/.73-07
Л. Д. Гиллер
ПОРТАТИВНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА
Дорожная санэпидстанция Приднепровской железной дороги, Днепропетровск
До недавнего времени на Приднепровской железной дороге при химическом контроле состояния воздушной среды на промышленных предприятиях пробы воздуха отбирали 2 человека (чаще лаборант и помощник санитарного врача). Один из них держал патроны и поглотители в зоне дыхания рабочего, а другой следил за работой электроаспиратора, вел записи и др. Такая организация отбора проб требовала пребывания 2 работников в зоне выделения вредных химических веществ и пыли, статического напряжения мышц рук при удержании длительное время приборов на весу, что вызывало повышенное утомление и др.
Для устранения этих неблагоприятных условий предлагаем портативный штатив для крепления поглотителей и патронов при отборе проб воздуха (рис. 1). Он
2 От редакции. Учитывая необходимость точного учета объема воздуха, протянутого через поглотитель, нельзя согласиться с мнением автора о работе на глазок, без ротаметра.
состоит из стоики, основания для крепления держателей патрона и поглотителя. Для стойки использован напольный фотоштатив промышленного производства. Можно применить и карманный фотоштатив, который укрепляется в месте отбора на имеющихся конструкциях, ограждениях и др. Держатели патрона и поглотителя выполнены из дерева, а основание для крепления их — из стального листа толщиной 2 мм. Масса комплекта с напольным фотоштативом 2,25 кг, а с карманным 0,36 кг.
В месте отбора проб воздуха штатив собирают следующим образом. Лаборант устанавливает стойку, привинчивает к ней основание, на которое насаживает необходимый держатель или несколько держателей, а в последние вставляет поглотители или патроны, соединенные резиновыми трубками с электроаспиратором (рис. 2).
Применение описанного портативного штатива позволило отбирать пробы воздуха на промышленных предприятиях одному лаборанту и исключило необходимость пребывания его в зоне выделения вредных химических веществ или пыли, удерживания на весу патронов и поглотителей. Кроме этого, использование штатива дало возможность четко фиксировать отбор проб по высоте, проводить одновременно отбор проб в одной точке на несколько ингредиентов, брать пробы воздуха в
производственных помещениях одновременно в двух или более точках. Путем установки в цехе нескольких штативов (или одного штатива с несколькими держателями на удлиненном основании'можно сократить время отбора при кратковременных
Рис. 1. Штатив в сборе. 1 — стойка; 2 — основание; Я — держатель; 4 — держатель поглотителя .
Рис. 2. Отбор проб воздуха с применением портативного штатива. 1 — штатив в сборе; 2 — патроны; 3 — трубка резиновая; 4 — аспиратор.
технологических процессах и в тех случаях, когда для анализа требуются большие объемы воздуха (например, при определении содержания аэрозоля свинца, двуокиси кремния и др.). В результате внедрения простого в изготовлении и применении дешевого портативного штатива в практику отбора проб воздуха повысились производительность и качество труда лаборантов санэпидстанций и улучшились условия их труда.
Поступила 16/У1П 1978 г.