ангидрида и 15 мл серной кислоты. Полное окисление наступает при нагревании на водяной бане в течение 2 часов.
Окислению были подвергнуты: пальмитат калия, стеарат натрия, олеинат натрия, масло подсолнечное, соевое, коровье топленое, говяжье сало. Процент окисления указанных веществ колебался в пределах 96—99.
Авторы считают, что хроматометрический метод при дальнейшей разработке может послужить для анализов жиров и мыл с точностью до 3%.
С. П. Аскалонов и Ф. А. Файбишенко. Экспериментальная пастеризация бруцеллезного молока. (Из Киевского научно-исследовательского института питания.)
Авторы изучали термоустойчивость бруцелл в молоке с целью подбора режима пастеризации молока, полученного от бруцеллезных животных. Для испытания были взяты 8 штаммов бруцелл типа melitensis, 7— типа bovis и 2 — типа suis. Молоко заражалось из расчета 50 ООО микробных тел на 1 мл. Пастеризация проводилась при 65° в течение 30 минут и при 70° в течение 30 минут. Молоко наливали в широкие пробирки, помещенные в штативы, и последние опускали в сосуд с водой так, чтобы уровень молока был ниже уровня воды на 4—5 см. Время от начала нагревания до достижения температуры пастеризации во всех опытах ■равнялось 32—35 минутам.
Каждый образец молока из контрольных и прошедших пастеризацию пробирок высевался на среду Хедлсона и вводился подкожно 3 мышам. Через 25 дней мышей убивали и их органы исследовали на наличие бруцелл. Полученные культуры идентифицировались.
При пастеризации молока при 65° в течение 30 минут большинство штаммов бруцелл остались жизнеспособными (в 15 из 17 опытов). Биологическое испытание на мышах дало положительные результаты в 4 случаях из 17.
В молоке, пастеризованном при 70° в течение 30 минут, при бактериологических исследованиях и биологических опытах бруцеллы ни в одном случае не были выделены.
В. Г. Геймберг
ir Я -¿г
jf
ИЗ ОПЫТА МЕС.Т
JI. Ф. Качор
Конструкции аспираторов для отбора проб пыли и газов
в атмосферном воздухе1
Из Центрального научно-исследовательского санитарного института им. Эрисмана
Аспирационную аппаратуру, применяемую при исследованиях атмосферного воздуха, можно разбить на две основные группы: 1) аспирацнонная аппаратура, работающая от внешних источников какой-либо энергии; 2) аспирационная аппаратура, работающая от местных источников какой-либо энергии, находящихся непосредственно при аспирационной аппаратуре.
При помощи аспирационной аппаратуры, относящейся к первой группе, обычно производят стационарные исследования загрязнения атмосферного воздуха в фиксированной на продолжительное время точке.
Аппаратура, относящаяся ко второй группе, позволяет производить исследования загрязнения воздушной среды вне стационарных, чаще всего в полевых усло-
1 В работе принимали участие кандидат медицинских наук Б. П. Гуринов и кандидаты технических наук Н. Ф. Дергачев и М. П. Калинушкин.
виях. Работа в полевых условиях отличается рядом специфических моментов и предъявляет к аспирационной аппаратуре особые требования.
При заборе проб для исследования загрязнения воздушной среды в точках, значительно удаленных от источника загрязнения, мы имеем небольшие концентрации запыленности и для получения «ощутимого» привеса должны пропустить через аппарат большое количество атмосферного воздуха. Ввиду того что окружающие условия, например, ветер, меняются, отбор проб должен производиться возможно быстрее. Кроме того, изменение направления ветра заставляет часто менять точки мест отбора проб, что можно сделать только при большой мобильности аппаратуры, минимальной затрате времени на приведение ее в действие и надежности ее в эксплоа-тации.
Применяемая в настоящее время аппаратура для определения запыленности воздушной среды в полевых условиях (водяные аспираторы, портативные вакуум-насо-сы, электроаспираторы и т. д.) не вполне отвечают нашим требованиям, что побудило нас искать нового решения этого вопроса.
Рис. 1
В качестве источника местной энергии для забора проб на запыленность мы использовали автомобиль. Мы убедились, что при надлежащем конструировании пылеуловителей можно вести отсасывание непосредственно от карбюратора двигателя внутреннего сгорания. При этом учитывалось следующее: автомобильный аспиратор должен работать бесперебойно и давать достаточную производительность при небольших, так называемых «холостых», оборотах двигателя; его присоединение к автомобильному двигателю должно производиться без каких-либо конструктивных изменений последнего; предусматривалась возможность использования любой автомашины с числом цилиндров двигателя не менее 4; скорость движения воздуха в рабочей части аллонжа не должна была превышать 1,5 м в секунду.
Были разработаны два типа автомобильных аспираторов. Автомобильный аспиратор первого типа состоит из коленообразной жестяной трубы с впаянной в нее диафрагмой, шайб для присоединения манометра втулки, укрепляющей аспиратор на карбюраторе, втулки для закладывания металлических аллонжей, насадок для возможности отсоса воздуха со скоростями, равными скоростям ветра, и необходимого количества металлических аллонжей. Аспиратор имеет жесткое соединение при помощи втулки с карбюратором автомотора.
Автомобильный аспиратор в рабочих условиях изображен на рис. 1.
Автомобильный аспиратор второго типа (рис. 2) имеет «мягкое» соединение с карбюратором при помощи резинового шланга и может применяться при любой системе крепления мотора внутреннего сгорания к раме автомобиля. Этот аспиратор состоит из Т-образной трубы(/),У которой на один из широких концов (2) насажена втулка для крепления в ней металлических алонжей и насадок, а на другом конце имеется дроссельная заслонка (5). К узкому патрубку (4) подсоединяется резиновый шланг (5) с переходной втулкой (б) для подсоединения аспиратора к карбюратору.
Металлические аллонжи (рис. 3) состоят из дюралюминиевого цилиндра (/), упорного кольца (2), поддерживающей сетки (3) и упорной пружины для уплотнения ваты (4).
Во время транспортировки металлические аллонжи закрываются крышками. Вес аллонжей без крышек колеблется от 14 до 17 г и практически равен весу стеклянных аллонжей. Сопротивление металлического аллонжа с слоем минеральной ваты весом
в 3 г при скорости аспирации 100 л/мик не превышает 40 мм водяного столба, повышаясь к концу опыта до 80—100 мм. Испытания металлических аллонжей показали, что при весе ваты в 3 г проскок пыли не превышает 1»/», чем можно пренебречь.
Производительность автомобильного аспиратора определяется по формуле: С2 = А»/Р, где У — производительность л/мин, Р — перепад давлений в манометре в миллиметрах водяного столба, А—постоянная величина, определяемая при тари-
ровке автомобильного аспиратора. Аспиратор имеет несколько насадок с различными диаметрами. В зависимости от скорости ветра по графику, изображенному на рис. 4, подбирается соответствующий диаметр насадки. На этом же графике для удобства
расчетов дана кривая производительности аспиратора в зависимости от перепада на манометре.
Порядок работы автомобильного аспиратора следующий: автомобиль ставится по направлению ветра; аспиратор соединяется с карбюратором; замеряется анемометром сила ветра; по графику определяется необходимый диаметр насадки; дроссель-нон заслонкой карбюратора или аспиратора достигается необходимый перепад давления на манометре; вставляется аллонж с определенной насадкой, и производится взятие пробы; по окончании взятия пробы металлический аллонж вынимается, закрывается двумя крышками и так хранится до взвешивания.
При проверке на практической работе качество автомобильных аспираторов описанных конструкций оказалось удовлетворительным, что позволяет нам рекомендовать их для широкого применения при исследованиях запыленности атмосферного воздуха в полевых условиях.
Применяемая в настоящее время аппаратура для определения загазованности воздушной среды, в частности вОг, в полевых условиях не вполне удовлетворяет нашим требованиям, поэтому нами был сконструирован специальный «полевой аспиратор» аккумуляторного типа, изображенный на рис. 5.
Вся необходимая аппаратура и источники питания полевого аспиратора смонтированы в одном ящике, имеющем основание размером 250 X 200 мм и высоту в 300 мм. Ящик имеет открывающиеся дверцы в передней и задней стенке. В заднем отделении помещены: усовершенствованная центробежная воздуходувка, непосредственно соединенная с осью мотора постоянного тока, и аккумуляторы. В передней части смонтированы: шоттовский поглотитель с малопористой пластинкой, реометр,
Рис. 3. Металлический аллонж:
1 — дюралюминиевый цилиндр;
2 — упорное кольцо; 3- поддерживающая сетка; 4 — кольцевая уплотняющая пружина;
5 — минеральная вата
Рис. 2. Автомобильный аспиратор второго типа 1 — Т-образная труба; 2 — втулка для крепления металлических аллонжей; 3 — дроссельная заслонка; 4 узкий патрубок; 5 — резиновый шланг; 6 — переходная втулка
члектрическкй регулятор производительности и 8 пробирок для необходимых реактивов. Вес всей установки равен 8 кг. Производительность аспиратора при шоттовском поглотителе достигает максимально 7 л/мин. При полной зарядке аккумуляторов продолжительность работы равна 5 часам. Для работы в полевых условиях следует иметь запасной аккумулятор.
| ~о} / Ъ г. о г.5
Ум/сел
Рис. 4. График рабочих скоростей в аллонже, скоростей отсоса при насадках и производительности автомобильного аспиратора
Рис. 5. Полевой аспиратор с раскрытыми передними дверцами
Полевой аспиратор описанной конструкции был проверен в течение года на практической работе и оказался весьма удобным и практичным прибором для исследования воздушной среды.
•й- "¿Г -й-