Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ»

3 мкг/м3 для 24-часового воздействия и 10 мкг/м3 — для 30-минутного (Martin и Stern). Япония имеет временное руководство по содержанию кадмия в атмосферном воздухе: 0,88 мкг/м3 для 24 ч и 2,93 мкг/м3 для 30 мин (Ministry of Health and Welfare, Japan, 1969). В Онтарио (Канада) нормирована окись кадмия в атмосферном воздухе на уровне 10 мкг/м3 для 30-минутного воздействия.

ЛИТЕРАТУРА Красовский Г. Н. и др. — Гиг. и сан., 1976, № 10, с. 10—14.

Никитина Р. В. Клинико-гигиенические обоснования путей предупреждения вредного воздействия пыли кадмиевых катодолюминофоров на специфические функции организма работниц. Дис. канд. Ставрополь, 1976. Рамайя Л. К., Померанцева М. Д. — Генетика, 1977, № 1, с. 59—63. Рязанов В. А. Коммунальная гигиена. Руководство по коммунальной гигиене. Т. 1. М., 1961.

Слободан В. А. — В кн.: Микроэлементы в медицине. Киев, 1975, вып. 6, с. 37—42. Цветкова Р. П.— В кн.: Московская науч.-практ. конф. по проблеме промышленной

гигиены. 24-я. Материалы. М., 1969, с. 46—48. Шабалина Л. П. — В кн.: Гигиеническая оценка химических факторов внешней среды.

М., 1966, с. 115—116. Шабалина Л. П. — Гиг. труда, 1970, № 2, с. 98—99. Шабалина Л. П. — Там же, 1971, № 9, с. 9—11. Balazova G. et al. — Csl. Hyg., 1976, v. 21, p. 313—318. Burkitt A., Lester P., Nickless G. — Nature, 1972, v. 238, p. 327. Dernudt G., Leonard A. — Mutat. Res., 1976, v. 38, p. 112—113. Fairhall L. Industrial Toxicology. Baltimore, £949. Friberg L. — Acta med. scand., 1950, v. 138, Suppl. 240, p. 1. Friberg L. — Arch, industr. Hlth., 1957, v. 16, p. 27.

Friberg L., Piscator M., Nordberg G. Cadmium in the Environment. Cleveland, 1971; Washington, 1972; Cleveland, 1974. Cadmium, the Dissipated Element. Ed. Fulkerson W. et al. Oak Ridge, 1973. Ishizu S. et al. — Industr. Hlth., 1973, v. 11, p. 127—139. Just J., Kelus J. — Roczn. Zak. Hig., 1971, v. 22, p. 249.

Kar А. В., Das R. В., Karkun J. N. — Acta biol. med. germ., 1959, Bd 3, S. 372—399. Kar А. В., Das R. B. — Proc. nat. Inst. Sei. India, 1963, v. 28-B, p. 297. Lernen R. et al. Cancer Mortality Survey of Workers Exposed to Cadmium. Washington, 1976.

Lucis O. J. et al. — Arch. Environm. Hlth., 1972, v. 25, p. 14—22.

Ministry of Health and Welfare, Japan. Guidelines on Provisional Measures against

Environmental Pollution by Cadmium. Tokyo, 1969. Mulvihill J. £., Gamm S. HFerm V. H. — J. Embryol. exp. Morph., 1970, v. 24, p. 393.

Parizek J. — J. Endocr., 1957, v. 15, p. 56.

Parizek J. et al. — J. Reprod. Fertil., 1968, v. 17, p. 559—562.

Potts C. L. — Ann. Occup. Hyg., 1965, v. 8, p. 55—61.

Preston A. et al. — Environ. Pollut., 1972, v. 3, p. 69.

Schroeder H. A., Mitchener M. — Arch, environ. Hlth., 1971, v. 23, p. 102.

Sonawane B. R. et al. — Environ. Hlth. Perspect., 1975, v. 12, p. 97—102.

Szadkowski D. et al. — Arch. Hyg. Bact., 1969, v. 153, p. 1—8.

Поступила 2/VIII 1978 г.

Из практики

УДК 614.71-07-72:621^431-73

В. М. Попугайло \

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ V

ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Свердловская областная санэпидстанция

Предложенный В. М. Урбанским1 способ использования автомобильного двигателя для взятия проб воздуха требует изготовления дополнительной детали — специально вытачиваемого штуцера к карбюратору для надевания резинового шланга,

1 Гиг. и сан., 1976, № 7.

что затрудняет широкое внедрение этого предложения. С 1969 г. мы применяем простой способ отбора проб воздуха с помощью автомобильного двигателя без дополнительных приспособлений (см. рисунок). Для этого достаточно отсоединить от коробки распределителя зажигания конец металлической трубки вакуумного корректора зажигания и надеть на него свободный конец резиновой трубки, высасывающей воздух из прибора с поглотителем (приборы Дьяконова, Речменского, аллонжи или другие сосуды с твердым или жидким фильтром). Создающийся в приборе вакуум вызывает приток внешнего воздуха, т. е. отбор пробы. По диаметру резиновая трубка должна соответствовать металлической. Для уплотнения места соединения при необходимости используют липкий пластырь, изоляционную ленту или переходные резиновые трубки различного диаметра.

Скорость аспирации (обычно 6—8 л/мин) зависит от числа оборотов двигателя, а объем отобранной пробы — и от экспозиции. Для определения скорости аспирации между двигателем и прибором с поглотителем последовательно подключают ротаметр. Определив, таким образом, скорость аспирации при работе двигателя в спокойном режиме и различной степени форсирования его оборотов, в дальнейшем после приобретения опыта можно обходиться без ротаметра Важно иметь в виду, что для каждого двигателя скорость аспирации различна и ее следует определять до выезда на задание (при срочном выезде на случайном автомобиле следует брать с собой ротаметр). Время приведения двигателя в готозность к аспирации всего 2—3 мин. Пока шофер освобождает конец трубки вакуумного корректора, лаборант готовит прибор с поглотителем для подключения.

Если нужно отобрать воздух в нескольких точках, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, металлическую трубку можно оставлять отвинченной, так как это не влияет на работу двигателя.

Использование нашего предложения освобождает от необходимости обязательного наличия в каждой лаборатории специальных аспираторов, работающих без электроэнергии, и изготовления специального штуцера (по В. М. Урбанскому). Кроме того, подвижная оперативная группа на автомобиле может быстро в нескольких точках маршрута взять пробы воздуха для исследования, что особенно важно в чрезвычайных ситуациях.

Поступила 26/VI 1978 г.

Схема подключения прибора с поглотителем (фильтром) к автомобильному двигателю для аспирации

(вид спереди). / — коробка распределителя зажигания: 2 —трубка вакуумного корректора зажигания; 2а — та же трубка, отсоединенная от коробки распределителя зажигания; 3 — резиновая трубка от прибора с поглотителем; 4 — ротаметр; 5 — карбюратор.

УДК 615.471:614.71/.73-07

Л. Д. Гиллер

ПОРТАТИВНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА

Дорожная санэпидстанция Приднепровской железной дороги, Днепропетровск

До недавнего времени на Приднепровской железной дороге при химическом контроле состояния воздушной среды на промышленных предприятиях пробы воздуха отбирали 2 человека (чаще лаборант и помощник санитарного врача). Один из них держал патроны и поглотители в зоне дыхания рабочего, а другой следил за работой электроаспиратора, вел записи и др. Такая организация отбора проб требовала пребывания 2 работников в зоне выделения вредных химических веществ и пыли, статического напряжения мышц рук при удержании длительное время приборов на весу, что вызывало повышенное утомление и др.

Для устранения этих неблагоприятных условий предлагаем портативный штатив для крепления поглотителей и патронов при отборе проб воздуха (рис. 1). Он

2 От редакции. Учитывая необходимость точного учета объема воздуха, протянутого через поглотитель, нельзя согласиться с мнением автора о работе на глазок, без ротаметра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.