ния 14% в интервале концентрации от 3 до 10 мг/л и 8% в интервале от 15 до 60 мг/л.
2. Установлено, что количество гексахлорофена, выделяемого из антимикробных тканей, зависит от связи его с тканью и терможидкостной обработки (стирки).
3. Выделение гексахлорофена из нестиранных образцов вискозного полотна в несколько (4—10) раз выше, чем из бязи.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев Р. И., Коровин 10. И. Руководство по вычислению и обработке результатов
количественного анализа. М., 1972. Вирник А. Д., Пененжик М. А., Глушенко JI. Н. и др. — Текстильная пром-сть, 1972, № 5, с. 56.
Гершман A. Ai., Фингер Г. Г., Мочилевская Е. М. и др. Реф. информация. Пром-сть
хим. волокон. Мытищи, 1973, № 8, с. 1. Кощеев В. С., Саливон С. Г., Богачук Г. П. — Гиг. и сан., 1977, № 1, с. 56. F leg г К., Vacek Z. — Fresenius Z. analyt. Chemie, 1970, Bd 250, S. 188.
Поступила 25/VII 1978 r.
Обзоры
УДК 614.7:546.481-074
Канд. мед. наук JI. Е, Безпалько, JI. М. Лифлянд ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЕДИНЕНИЙ КАДМИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Центральный институт усовершенствования врачей, Москва
Кадмий относится к числу микроэлементов, широко распространенных в окружающей среде. Кадмиевые минералы в природе не образуют рудных скоплений, а встречаются лишь как спутники цинка в цинковых и полиметаллических рудах.
Кадмий прочно вошел в число опасных загрязнителей биосферы, подтверждением чего является отравление населения в Японии (болезнь итай-итай) и ряде других стран.
Существенный источник загрязнения окружающей среды кадмием — добыча и металлургия цинка, электронная и полупроводниковая промышленность, производство красок, электротехническая промышленность и суперфосфатные удобрения (В. А. Рязанов; Fulkerson и соавт.). Наиболее интенсивные источники загрязнения атмосферы — металлургический процесс и гальванопокрытие. В США на долю указанных источников приходится более 90% всех выбросов кадмия в атмосферу (National Air Poll. Control Admin., 1970). Значительным источником загрязнения атмосферного воздуха соединениями кадмия служит сжигание твердого и жидкого топлива. Содержание кадмия в каменном угле и нефти соответственно 0,2—2 и 0,001—2 мг на 1 кг топлива (Fulkerson и соавт.). Ежегодно во всем мире с дымовыми газами электростанций и промышленных котельных выбрасывается до 1000 т кадмия (National Air Poll. Control Admin., 1970; National inventory sources and emissions, 1968)' Переработка металлолома и сжигание отходов дополняют загрязнение атмосферного воздуха.
Согласно данным национальной сети станций за 1972 г. (Environ. Agency, 1974), среднегодовая концентрация кадмия в незагрязненных районах Японии была на уровне 0,02 мкг/м3, а в сильно загрязненных районах, не подверженных влиянию источников выброса кадмия (например, в Токио и Осаке) они равнялись соответственно 0,018 и 0,026 мкг/м3 с максимумом 0,063 мкг/м3. В США среднегодовые концентрации кадмия в 1969 г. колебались от 0,006 мкг/м3 (Сан-Франциско) до 0,036 мкг/м3 (Сан-Луис). Наи-
большая среднегодовая концентрация — 0,12 мкг/м3 обнаружена в городе Эль Пасо (штат Техас), где находится крупное производство свинца и цинка (Friberg и соавт., 1974). Среднегодовые концентрации кадмия в 10 польских городах, по данным Just и Kelus, колебались от 0,002 до 0,05мкг/м3.
Значительно более высокие уровни кадмия отмечаются вокруг источников выбросов. В Швеции средненедельные показатели 0,3 мкг/м3 регистрировались несколько раз на расстоянии 500 м от предприятия, использующего сплавы меди и кадмия. На расстоянии 100 м от источника среднемесячные данные достигали 0,6 мкг/м3. Наивысшая суточная концентрация была 5,4 мкг/м3 (Friberg и соавт., 1974). В Японии на расстоянии 100 м от производства цинка средненедельные концентрации составляли 0,5 мкг/м3, а на расстоянии 400 м — 0,2 мкг/м3. Вблизи другого производства средние концентрации за 8 ч отбора на расстояния 500 м колебались от 0,16 до 0,32 мкг/м3 (Friberg и соавт., 1971, 1974). В городе Восточной Хелене (штат Монтана) средняя концентрация в течение отбора проб на расстоянии 1300 и 800 м от металлургического предприятия равнялась 0,06 и 0,29 мкг/м3 соответственно. Максимальная суточная концентрация была 0,7 мкг/м3. Чрезвычайно высокий уровень загрязнений — 300 мкг/м3 отмечен вокруг производства свинца и цинка в городе Эль Пасо (штат Техас).
О дальности распространения загрязнения атмосферного воздуха вокруг источника можно судить по накоплению его во мхе и почве. Burkit и соавт. находили кадмий в концентрациях 50 мкг/г во мху на расстоянии около 10 км от источника выброса. По данным Balazova и соавт., содержание его в траве в окружении электростанции Новаки (ЧССР) составило 0,11 мг на 100 г, в то время как в контрольном районе — 0,06 мг на 100 г.
Имеются сведения о загрязнении воды поверхностных водоемов и почвы (В. А. Слободян; Preston и соавт.; Yamamoto).
Среднесуточное потребление кадмия человеком — приблизительно 50 мкг с отдельными отклонениями в зависимости от индивидуальных или региональных особенностей. В загрязненных районах Японии, таких, как префектуры Мияги и Гунма, потребление кадмия намного выше — 211—245 мкг в день (Japanese Assos. of Public Health, 1970). Основное количество его попадает в организм с продуктами питания. Поступление с воздухом и водой в незагрязненных районах равно соответственно 0,02— 0,2 и 1—2 мкг в день (Friberg и соавт., 1974). Загрязнение атмосферного воздуха кадмием в пределах 0,1—0,5 мкг/м3 и воды на уровне 10 мкг/л увеличивает суточное потребление его соответственно на 2—10 мкг и 10— 20 мкг. Дополнительным источником поступления кадмия в организм является курение. Согласно данным исследований Szadkowski и соавт., Friberg и соавт. (1971), одна сигарета содержит 1—2 мкг кадмия и около 10% его может вдыхаться. Выкуривание 20 сигарет в день увеличивает суточное потребление кадмия на 2—4 мкг.
Все соединения кадмия независимо от их агрегатного состояния и путей поступления в организм токсичны. Наибольшей токсичностью обладает его окись (J1. П. Шабалина, 1966). Благодаря своим высоким кумулятивным свойствам кадмий является одним из самых опасных токсикантов. Из организма он удаляется чрезвычайно медленно — в течение 20— 30 лет (Friberg и соавт., 1971, 1972). Максимальное количество его в организме человека приходится на печень и корковое вещество почек (Г. Н. Красовский и соавт.; Friberg, 1957).
Большинство доступных эпидемиологических исследований, так же как клинические, выполнены на рабочих промышленных предприятий. Более ранние сообщения о влиянии на здоровье всего населения связаны со случаями пищевого отравления, при которых безалкогольные напитки, содержащие высокие концентрации кадмия, были приняты случайно (Fairhall). Имеется сообщение (Carroll) о высокой степени корреляции между стандартизованными показателями смертности от гипертонии и атеросклеротических болезней сердца и концентраций кадмия в атмосфер-
3*
67
ном воздухе 28 американских городов. Однако в более поздних работах (Hunt и соавт.) не установлено заметной корреляции между содержанием кадмия в выпавшей пыли и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний в городских районах, так же как и между концентрацией его в молоке и сердечно-сосудистыми заболеваниями. При аналогичном исследовании, проведенном в Японии среди населения, подвергавшегося воздействию кадмия из окружающей среды, не обнаружено связи между поступлениями кадмия с пищей и гипертонией или гипертонической болезнью сердца (Tsuchiya). Медицинское обследование более 50 000 жителей, проживающих в загрязненных кадмием районах, не выявило различия в распространении протеинурии между указанными районами и контролем.
Представляют практический интерес данные об отдаленных последствиях действия кадмия и его соединений. Имеются единичные сообщения о влиянии его на генеративную функцию работниц. По данным Р. В. Никитиной, частота и характер нарушений менструальной функции, увеличение гинекологической заболеваемости у работниц, подвергавшихся воздействию пыли кадмийсодержащих катодолюминофоров, находятся в прямой зависимости от производственного стажа. Воздействие соединений кадмия в производственных условиях увеличивает риск заболеваемости раком простаты и дыхательного тракта (Lernen и соавт.). Экспериментальные данные, полученные на животных, свидетельствуют о гонадотоксическом, эмбриотоксическом и тератогенном действии соединений кадмия. Хорошо известно избирательное действие больших доз кадмия и его соединений на яичко (J1. П. Шабалина, 1970, 1971; Каг и Das, и др.). Kar и соавт., Parizek и соавт. при применении подкожных инъекций хлорида кадмия обнаружили значительные геморрагические повреждения в тканях яичников у крыс. Установлен выраженный гонадотоксический эффект сернокислого кадмия в концентрации 3,0 мг/м3 и пыли кадмийсодержащих катодолюминофоров в концентрации 5 мг/м3. По данным Г. Н. Красовского и соавт., при дозах 0,005 мг/кг (0,1 мг/л в питьевой воде) и 0,005 мг/кг (0,01 мг/л) изменялись показатели функции и структуры гонад.
В экспериментальных условиях установлено проникновение кадмия через плаценту от матери к плоду (Р. П. Цветкова; Sonawane и соавт.). Введение кадмия беременным крысам в поздних стадиях беременности разрушает большинство плодов. Потомство мышей полностью погибает после введения его с питьевой водой из расчета 10 мкг/л двум поколениям (Schroeder и Mitchener). Потомство крыс, подвергавшихся во время беременности влиянию сернокислого кадмия в концентрации 3 мг/м3, характеризуется пониженной жизнеспособностью, меньшими массой и размерами (Р. П. Цветкова). Тератогенный эффект отмечен при введении экспериментальным животным кадмия в воде в количестве 5 мг/кг (Ishizu и соавт.). Введение малых доз кадмия беременным хомякам в ранней стадии беременности (8 дней) способствовало возникновению таких уродств развития, как анэнцефалия, заячья губа, волчья пасть, микрофтальмия (Mulvihill и соавт.).
Результаты исследований на животных указывают на то, что кадмий и его соединения продуцируют саркому в месте введения, а также внутритканевые опухолевые клетки в яичках после однократной или повторных подкожных или внутривенных инъекций мышам и крысам (Lucis и соавт.).
Проведено несколько генетических исследований, итоги которых до некоторой степени противоречивы. В эксперименте на дрозофилах (Ramel и Friberg) и мышах (JI. К. Рамайя и М. Д. Померанцева) не обнаружен генетический эффект, в то же время исследования на человеке как in vitro, так и при итай-итай показали хромосомные изменения (Dernudt и Leonard).
Наличие во многих странах мира по крайней мере локального загрязнения окружающей среды кадмием выдвигает необходимость его нормирования. В настоящее время Югославия — единственная страна, где установлен национальный стандарт качества атмосферного воздуха для кадмия:
3 мкг/м3 для 24-часового воздействия и 10 мкг/м3 — для 30-минутного (Martin и Stern). Япония имеет временное руководство по содержанию кадмия в атмосферном воздухе: 0,88 мкг/м3 для 24 ч и 2,93 мкг/м3 для 30 мин (Ministry of Health and Welfare, Japan, 1969). В Онтарио (Канада) нормирована окись кадмия в атмосферном воздухе на уровне 10 мкг/м3 для 30-минутного воздействия.
ЛИТЕРАТУРА Красовский Г. Н. и др. — Гиг. и сан., 1976, № 10, с. 10—14.
Никитина Р. В. Клинико-гигиенические обоснования путей предупреждения вредного воздействия пыли кадмиевых катодолюминофоров на специфические функции организма работниц. Дис. канд. Ставрополь, 1976. Рамайя Л. К., Померанцева М. Д. — Генетика, 1977, № 1, с. 59—63. Рязанов В. А. Коммунальная гигиена. Руководство по коммунальной гигиене. Т. 1. М., 1961.
Слободан В. А. — В кн.: Микроэлементы в медицине. Киев, 1975, вып. 6, с. 37—42. Цветкова Р. П.— В кн.: Московская науч.-практ. конф. по проблеме промышленной
гигиены. 24-я. Материалы. М., 1969, с. 46—48. Шабалина Л. П. — В кн.: Гигиеническая оценка химических факторов внешней среды.
М., 1966, с. 115—116. Шабалина Л. П. — Гиг. труда, 1970, № 2, с. 98—99. Шабалина Л. П. — Там же, 1971, № 9, с. 9—11. Balazova G. et al. — Csl. Hyg., 1976, v. 21, p. 313—318. Burkitt A., Lester P., Nickless G. — Nature, 1972, v. 238, p. 327. Dernudt G., Leonard A. — Mutat. Res., 1976, v. 38, p. 112—113. Fairhall L. Industrial Toxicology. Baltimore, £949. Friberg L. — Acta med. scand., 1950, v. 138, Suppl. 240, p. 1. Friberg L. — Arch, industr. Hlth., 1957, v. 16, p. 27.
Friberg L., Piscator M., Nordberg G. Cadmium in the Environment. Cleveland, 1971; Washington, 1972; Cleveland, 1974. Cadmium, the Dissipated Element. Ed. Fulkerson W. et al. Oak Ridge, 1973. Ishizu S. et al. — Industr. Hlth., 1973, v. 11, p. 127—139. Just J., Kelus J. — Roczn. Zak. Hig., 1971, v. 22, p. 249.
Kar А. В., Das R. В., Karkun J. N. — Acta biol. med. germ., 1959, Bd 3, S. 372—399. Kar А. В., Das R. B. — Proc. nat. Inst. Sei. India, 1963, v. 28-B, p. 297. Lernen R. et al. Cancer Mortality Survey of Workers Exposed to Cadmium. Washington, 1976.
Lucis O. J. et al. — Arch. Environm. Hlth., 1972, v. 25, p. 14—22.
Ministry of Health and Welfare, Japan. Guidelines on Provisional Measures against
Environmental Pollution by Cadmium. Tokyo, 1969. Mulvihill J. £., Gamm S. HFerm V. H. — J. Embryol. exp. Morph., 1970, v. 24, p. 393.
Parizek J. — J. Endocr., 1957, v. 15, p. 56.
Parizek J. et al. — J. Reprod. Fertil., 1968, v. 17, p. 559—562.
Potts C. L. — Ann. Occup. Hyg., 1965, v. 8, p. 55—61.
Preston A. et al. — Environ. Pollut., 1972, v. 3, p. 69.
Schroeder H. A., Mitchener M. — Arch, environ. Hlth., 1971, v. 23, p. 102.
Sonawane B. R. et al. — Environ. Hlth. Perspect., 1975, v. 12, p. 97—102.
Szadkowski D. et al. — Arch. Hyg. Bact., 1969, v. 153, p. 1—8.
Поступила 2/VIII 1978 г.
Из практики
УДК 614.71-07-72:621^431.73
В. М. Попугайло \
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ V
ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Свердловская областная санэпидстанция
Предложенный В. М. Урбанским1 способ использования автомобильного двигателя для взятия проб воздуха требует изготовления дополнительной детали — специально вытачиваемого штуцера к карбюратору для надевания резинового шланга,
1 Гиг. и сан., 1976, № 7.