Научная статья на тему 'Пороговые значения обеспечения экономической безопасности развивающихся стран при привлечении внешнего заимствования'

Пороговые значения обеспечения экономической безопасности развивающихся стран при привлечении внешнего заимствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5472
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THRESHOLD VALUES OF ECONOMIC SECURITY / ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTES / ЭКОНОМИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН / THE ECONOMY OF DEVELOPING COUNTRIES / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / REPUBLIC OF UZBEKISTAN / ВНЕШНЕЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ / FOREIGN BORROWING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев У.С.

В современных условиях обострения внешнеполитических и внешнеэкономических угроз для России возрастает роль её ближайших союзников стран СНГ в укреплении своей национальной и экономической безопасности. Цель статьи определить пороговые значения предельные величины, несоблюдение которых препятствует стабильному и устойчивому развитию, нормальному ходу расширенного воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в национальном хозяйстве, делает их уязвимыми по отношению к внешним и внутренним рискам. Основными результатами являются разработка методов и механизмов, обеспечивающих укрепление экономической безопасности развивающихся государств при взаимодействии с международными финансовыми организациями, а также крупными развитыми государствами при привлечении и использовании внешнего финансирования. Обоснованы наиболее значимые инструменты повышения эффективности и привлекательности внешних заимствований для обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан. Анализируются условия предоставления финансовой помощи, преимущества целевого финансирования приоритетных проектов, возможность привлечения иностранных инвестиций. Раскрывается роль международных финансовых институтов, в частности, Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР) в финансировании целевых проектов в странах переходной экономики. Предложенные методы взаимодействия и концептуальные направления сотрудничества и углубления взаимоотношений Республики Узбекистан с Россией, ЕАЭС, Китаем и ЕС, а также с международными финансовыми организациями могут быть использованы внешнеэкономическими органами других стран СНГ при выстраивании внешнеэкономических и внешнеторговых отношений с развитыми государствами, МВФ, ВБ, АБР и др., а также в привлечении средств с международного рынка капитала с соблюдением критических значений национальной экономической безопасности развивающихся стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиядуллаев У.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THRESHOLD VALUES OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF DEVELOPING COUNTRIES WHILE INVOLVING FOREIGN BORROWING

In the modern conditions of aggravation of foreign political and economic threats to Russia, the role of its closest allies countries of the CIS is growing in relation to strengthening of its national and economic security. The manuscript has a goal of defining the threshold values marginal values that will become obstacles to sustainable and continuous development, normal flow of expanded reproduction if not complied to, and lead to forming negative, destructive tendencies in the national economy, making them be vulnerable towards foreign and domestic risks. The main results are the development of methods and mechanisms providing strengthening of economic safety of developing countries while interacting with international financial organizations, as well as large developed countries while attracting and using foreign financing. The most significant instruments of increasing the effectiveness and attractiveness of foreign borrowing to provide for the national safety of the Republic of Uzbekistan are substantiated. The conditions of providing financial assistance, advantages of targeted financing of priority projects, the ability to attract foreign investments are analyzed. The role of international financial institutes, in particular of the International Monetary Fund (IMF), the World Bank (WB) and Asian Development Bank (ADB) in financing targeted projects in the countries of transitional economy is described. The suggested methods of interaction and conceptual focus areas of cooperation and strengthening of relations of the Republic of Uzbekistan with Russia, the EEU, China and EU, as well as with international financial organizations may be used by foreign economic authorities of other CIS countries while building foreign economic and foreign trade relations with developed countries, the IMF, WB, ADB, etc, as well as while attracting funds from the international market of capital following the critical values of the national economic security of developing countries.

Текст научной работы на тему «Пороговые значения обеспечения экономической безопасности развивающихся стран при привлечении внешнего заимствования»

Экономическая безопасность

ЗИЯДУЛЛАЕВ У.С.

ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

Аннотация. В современных условиях обострения внешнеполитических и внешнеэкономических угроз для России возрастает роль её ближайших союзников — стран СНГ в укреплении своей национальной и экономической безопасности. Цель статьи — определить пороговые значения — предельные величины, несоблюдение которых препятствует стабильному и устойчивому развитию, нормальному ходу расширенного воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в национальном хозяйстве, делает их уязвимыми по отношению к внешним и внутренним рискам. Основными результатами являются разработка методов и механизмов, обеспечивающих укрепление экономической безопасности развивающихся государств при взаимодействии с международными финансовыми организациями, а также крупными развитыми государствами при привлечении и использовании внешнего финансирования. Обоснованы наиболее значимые инструменты повышения эффективности и привлекательности внешних заимствований для обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан. Анализируются условия предоставления финансовой помощи, преимущества целевого финансирования приоритетных проектов, возможность привлечения иностранных инвестиций. Раскрывается роль международных финансовых институтов, в частности, Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР) в финансировании целевых проектов в странах переходной экономики. Предложенные методы взаимодействия и концептуальные направления сотрудничества и углубления взаимоотношений Республики Узбекистан с Россией, ЕАЭС, Китаем и ЕС, а также с международными финансовыми организациями могут быть использованы внешнеэкономическими органами других стран СНГ при выстраивании внешнеэкономических и внешнеторговых отношений с развитыми государствами, МВФ, ВБ, АБР и др., а также в привлечении средств с международного рынка капитала с соблюдением критических значений национальной экономической безопасности развивающихся стран.

Ключевые слова: экономическая безопасность, пороговые значения экономической безопасности, защита национальных интересов, международные финансовые институты, экономика развивающихся стран, Республика Узбекистан, внешнее заимствование.

ZIYADULLAEV U.S.

THRESHOLD VALUES OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF DEVELOPING COUNTRIES WHILE INVOLVING FOREIGN BORROWING

Abstract. In the modern conditions of aggravation of foreign political and economic threats to Russia, the role of its closest allies - countries of the CIS is growing in relation to strengthening of its national and economic security. The manuscript has a goal of defining the threshold values - marginal values that will become obstacles to sustainable and continuous development, normal flow of expanded reproduction if not complied to, and lead to forming negative, destructive tendencies in the national economy, making them be vulnerable towards foreign and domestic risks. The main results are the development of methods and mechanisms providing strengthening of economic safety of developing countries while interacting with international financial organizations, as well as large developed countries while attracting and using foreign financing. The most significant instruments of increasing the effectiveness and attractiveness of foreign borrowing to provide for the national safety of the Republic of Uzbekistan are substantiated. The conditions of providing financial assistance, advantages of targeted financing of priority projects, the ability to attract foreign investments are analyzed. The role of international financial institutes, in particular of the International Monetary Fund (IMF), the World Bank (WB) and Asian Development Bank (ADB) in financing targeted projects in the countries of transitional economy is described. The suggested methods of interaction and conceptual focus areas of cooperation and strengthening of relations of the Republic of Uzbekistan with Russia, the EEU, China and EU, as well as with international financial organizations may be used by foreign economic authorities of other CIS countries while building foreign economic and foreign trade relations with developed countries, the IMF, WB, ADB, etc, as well as while attracting funds from the international market of capital following the critical values of the national economic security of developing countries.

Keywords: economic security, threshold values of economic security, protection of national interests, international financial institutes, the economy of developing countries, the Republic of Uzbekistan, foreign borrowing.

Пороговые значения экономической безопасности — это предельные величины, несоблюдение которых препятствует стабильному и устойчивому развитию, нормальному ходу расширенного воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в национальном хозяйстве, делает их уязвимыми по отношению к внешним и внутренним угрозам и воздействиям [3-13]. Поэтому формы и методы взаимодействия развивающихся стран, к числу которых относится и Республика Узбекистан, с развитыми государствами и международными финансовыми институтами должны быть тщательно проработаны, точно оценены преимущества и возможные потери на различных этапах с учётом критических значений экономической безопасности страны.

Экономическую безопасность развивающихся государств извне можно существенно подорвать, используя такие механизмы, как изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, игра на валютных рынках, понижение стоимости нефти, обесценение национальных валют, усиленный вывод валютных средств, превышение оттока капитала над притоком (иностранные инвестиции), большой внешний долг коммерческих структур, чрезмерная им-портозависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Следствием этого может быть принуждение стран к отказу или существенному ограничению национального суверенитета. Не устранив зависимость переходных экономик от этих факторов, невозможно создать фундаментальные условия, способствующие их вхождению в мировое сообщество.

Внутри стран риски экономической безопасности связаны с коррупцией, резкими колебаниями национальных валют, недружественными поглощениями, слабостью инновационного начала в экономике, неэффективностью системы управления, банковского сектора, криминальным уводом активов, их потерей, преднамеренным банкротством, а также убыточностью предприятий реального сектора экономики, риском увеличения его долговых обязательств, ростом безработицы, недостатками нормативно-правового регулирования и др.

Мировое сообщество уже давно признало, что развивающиеся государства не в состоянии успешно развиваться без помощи международных экономических организаций, созданных для обеспечения устойчивого роста мирового хозяйства, выработки новых подходов к его регулированию, сокращению масштабов бедности.

Развивающиеся государства, к которым относится и Республика Узбекистан, заинтересованы в более эффективной интеграции в мировую экономическую систему, в полноправном участии и привлечении средств межгосударственных финансовых институтов, прежде всего, Международного валютного фонда (МВФ), Группы Всемирного банка (ВБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатского банка развития (АБР). Благодаря их кредитам и займам обеспечивается техническое и технологическое перевооружение производства, внедрение новейшей техники, в конечном счёте повышается уровень жизни населения.

Целевая направленность программных требований, выдвигаемых международными финансовыми структурами, состоит в том, чтобы экономическая стабилизация в государстве-заёмщике была направлена на устойчивый экономический рост. Главной целью стабилизационных программ является воздействие на сферу предложения при помощи таких мер, как устранение диспропорций, мешающих росту экспорта, и повышение эффективности государственных расходов.

Экономика Республики Узбекистан развивается высокими темпами, среднегодовые темпы прироста составляют примерно 7-8%, обеспечена макроэкономическая стабильность, сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, проводится умеренно жёсткая денежно-кредитная политика, постоянно увеличиваются золотовалютные резервы. Президент страны И. А. Каримов подчёркивал, что «в непростых условиях, обусловленных продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом нам предстоит обеспечить дальнейшее устойчивое развитие экономики, продолжить работу по её диверсификации, модернизации и техническому перевооружению производства» [12, с. 4].

Стратегическими приоритетами являются обеспечение динамичного и сбалансированного развития национального хозяйства, осуществление структурных преобразований, диверсификация и модернизация ведущих отраслей экономики, формирование благоприятного инвестиционного климата и деловой среды для ведения бизнеса, освоение производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего,

развитие экспортоориентированных предприятий на базе глубокой переработки имеющихся сырьевых ресурсов и использования других конкурентных преимуществ.

Узбекистан — самая успешная в экономическом отношении страна бывшего Советского Союза. В 2014 году ВВП республики более чем вдвое превысил уровень 1989 года. Из всех стран Восточной Европы и бывшего СССР только Туркменистан и Азербайджан смогли увеличить ВВП вдвое, но они — крупные экспортёры ресурсов, а Узбекистан таковым не является, хотя экспортирует газ и золото. Внешний и государственный долг Узбекистана низкие, валютные резервы значительные. Произошли прогрессивные структурные сдвиги, достигнута энергетическая и продовольственная самообеспеченность, выросла доля промышленности в ВВП, машиностроения — в промышленности, машинотехнической продукции — в экспорте. Целая отрасль — автомобилестроение — была создана с нуля, стала конкурентоспособной и экспортирует половину производимой продукции [14].

В Узбекистане наиболее остро стоит проблема использования растущих трудовых ресурсов. Численность населения в 2015 году превысила 31 млн человек и увеличилась за 19902014 годы почти на 12 млн человек. Узбекистан сохраняет статус государства с молодым населением, средний возраст которого составляет 26,9 лет. Постоянно растёт численность занятого населения, составляющая сейчас около 15 млн человек. Принятые меры по созданию новых рабочих мест, диверсификация отраслевой структуры экономики, подготовка квалифицированных кадров, а также переход на обязательное 12-летнее образование способствовали расширению занятости. Несмотря на это, по оценкам независимых экспертов, ежегодно за пределы страны в поисках работы выезжают около 8 млн трудоспособного населения, главным образом в Россию и Казахстан, и, как следствие, беспрецедентны значительные объёмы денежных переводов трудовых мигрантов. Немногие страны сталкивались с численностью рабочей силы на уровне 1/4 мигрантов в течение десятилетия и ситуацией, когда денежные поступления от трудовой миграции достигают почти половину от объёма ВВП. Вместе с тем это в числе прочих причин способствовало преодолению трудностей переходного периода без существенной внешней помощи, а простыми рыночными средствами — экспортируя свой основной товар, имеющий сравнительное преимущество — дешёвую рабочую силу.

Поступления средств в виде кредитов, грантов, переводов от выехавших на работу за границу и средств международных финансовых институтов в Узбекистан способствовало увеличению потребления и росту экономики. Подсчёты показывают, что ВВП на душу населения в Республике Узбекистан за последние годы устойчиво увеличивается. Текущие тенденции притока внешнего финансирования в Узбекистан и динамика изменения ВВП на душу населения приводятся в таблице 1.

Таблица 1

ВВП на душу населения и прямые иностранные инвестиции в Узбекистан1

Показатели 2000 2005 2010 2013 2014

ВВП на душу населения (тыс. сумов) 131,8 607,8 2190,3 2425,1 2718,6

Прямые иностранные инвестиции и кредиты (млрд сумов) 24,9 470,5 3863,6 4812,0 4978,3

В Узбекистане в 2015 году работает свыше 4 тыс. предприятий, созданных с участием иностранного капитала из 90 стран мира, функционируют 26 коммерческих банков, в том числе 3 государственных, 6 с участием иностранного капитала, 11 акционерных и 7 частных. Совокупный капитал всех банков Узбекистана составляет 7,3 трлн сумов (свыше 3,1 млрд долл. США по курсу ЦБ Узбекистана), совокупные активы коммерческих банков — 37 трлн сумов2. Совокупный капитал пяти крупных банков Узбекистана (Национальный банк ВЭД, «Асакабанк», «Узпромстройбанк», «Агробанк» и «Ипотекабанк») составляет 62,7% от общей стоимости активов банковской системы республики.

На финансовом рынке Республики Узбекистан представлены банковские группы более чем

1 Таблица составлена по данным Госкомстата РУЗ: Узбекистан в цифрах. Статсборник. — Ташкент, Госкомстат, 2015.

2 Uzbekistan Today от 02.06.2015.

из 10 стран мира по месту расположения штаб-квартиры, капитал которых интернациональный. Наиболее активно представлены Россия, Китай, Турция, Южная Корея, Швейцария, США, Казахстан.

Предоставление финансовой помощи МВФ, ВБ и другими мировыми структурами развивающимся странам связано с выполнением ими определённых политико-экономических условий. Такой порядок получил наименование «обусловленности» (conditionality) кредитов, что выражается в согласовании с государством-заёмщиком чёткой программы экономической и социальной политики. Обычно предусматриваются и конкретные количественные показатели, а выделение кредита осуществляется поэтапно. Данная концепция сформировалась в рамках «Вашингтонского консенсуса» и предполагает, с одной стороны, структурные сдвиги, включающие приватизацию государственных предприятий, либерализацию внешнеэкономической деятельности, с другой — достижение макроэкономической и финансовой стабилизации [1]. В основу финансирования положены принципы целевого использования выделенных финансовых ресурсов, их социальной направленности, обеспечения экологической защиты и достижения социальной эффективности реализуемых целевых проектов. В условиях ограниченности внутренних источников финансирования используются такие современные финансовые инструменты, как долговая ценная бумага, методы синдицированного кредитования и проектного финансирования, микрокредитование.

Основными формами международного целевого финансирования проектов в развивающихся странах являются:

- финансирование национальных предприятий и организаций, инвестиционные проекты в производственной и социальной сфере;

- среднесрочное и долгосрочное финансирование импорта оборудования и услуг под гарантию государства;

- развитие финансового рынка страны в направлении его интеграции в мировую экономику;

- развитие национальной банковской системы и расширение её международной деятельности.

Ситуация во многих странах с переходной экономикой свидетельствует о том, что в них накопился огромный клубок нерешённых социально-экономических проблем. К ним относятся: структурные диспропорции в национальном хозяйстве, сырьевая направленность экономики, наличие скрытой безработицы, особенно среди молодёжи, снижение уровня образования подрастающего поколения, снижение качества медицинского обслуживания населения и другие. Не секрет, что во многих странах Центральной Азии ещё со времён бывшего СССР имеют место загрязнения окружающей среды на бывших военных полигонах, необходимость утилизации отходов бывших урановых рудников и пр. Они требуют скорейшего решения, а бюджет страны ограничен. Исходя из этого, считаем, что средства, выделяемые международными финансовыми институтами, прежде всего, должны быть направлены на скорейшее решение данных проблем. Вместе с тем никак нельзя допускать, чтобы были преодолены критические (пороговые) показатели экономической безопасности государства.

Начиная с 1992 года Узбекистан наладил тесные связи со многими международными финансовыми институтами, о чём свидетельствуют связанность республики с основным внешнеэкономическими партнёрами и крупнейшими экономическими объединениями (табл. 2).

Как видно, в области торгово-экономических отношений Россия занимает первое место с долей около 30% внешнеторгового оборота Узбекистана. В 2013-2014 годах ежегодный объём торгового оборота составлял ежегодно по 7 млрд долл. В республике действует порядка 900 предприятий с российским капиталом. Накопленный объём российских инвестиций в Узбекистан превысил 6 млрд долл. Во время визита президента России В. В. Путина в Узбекистан в декабре 2014 года отмечалось, что потенциал для увеличения торгово-экономических отношений по широкому спектру — от поставок узбекской сельхозпродукции на российский рынок до возможного сотрудничества в военно-технической сфере — достаточно велик3. По данным торговых представительств обеих стран, товарооборот между ними достиг в 2011-

3 Широкий круг вопросов был затронут в ходе переговоров между Владимиром Путиным и Исламом Каримовым. Режим доступа: 1tv.ru/news/polit/273607.

2014 годах 6-7 млрд долл., и Россия вышла на первое место среди партнёров Узбекистана. Страна занимает четвёртое место среди российских партнёров СНГ. Узбекистан и Россия подписали ряд межправительственных документов, в том числе Соглашение об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годах. Кроме того, достигнуты договорённости начать консультации о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Узбекистаном.

Таблица 2

Торговля товарами между Республикой Узбекистан и глобальными экономическими центрами

Глобальный экономический центр Период Суммарный экспорт Суммарный импорт Суммарный товарооборот

млрд долл. США Отношение 2000-е / 1990-е млрд долл. США Отношение 2000-е / 1990-е млрд долл. США Отношение 2000 -е / 1990-е

Республика Узбекистан 1. Российская Федерация 1992-1999 4,00 2,7 4,77 3,6 8,77 3,2

2000-2012 10,82 17,21 28,04

2. Европейский союз 1992-1999 9,63 3,3 13,95 3,3 21,68 3,6

2000-2012 31,53 46,31 77,84

3. Китай, Япония и Республика Корея 1992-1999 0,83 8,2 0,89 12,3 1,73 10,3

2000-2012 6,83 11,01 17,85

4. Южная Азия 1992-1999 0,14 24,5 0,26 2,4 0,40 10,1

2000-2012 3,46 0,63 4,09

5. США 1992-1999 0,27 4,4 1,50 1,5 1,76 1,9

2000-2012 1,18 2,24 3,42

6. АСЕАН 1992-1999 0,24 1,3 0,09 5,3 0,33 2,4

2000-2012 0,31 0,48 0,80

АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Источник: Расчёты автора на основе базе данных UN Comtrade.

Узбекистан выстраивает сотрудничество с Россией исключительно на двусторонней основе, формально участвуя в интеграционных объединениях, созданных на постсоветском пространстве. Узбекистан поставляет в Россию природный газ, автомобили и текстиль. «Газпром» закупает 13,5 млрд кубометров газа в год. Реализуют свои проекты «Союзнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Транснефтегаз». «ЛУКОЙЛ» активно работает на месторождении «Хаузак», проектный объём добычи которого составит 12 млрд кубометров, и планирует вложить в экономику Узбекистана за семь лет 5,5 млрд долл. Наиболее крупными проектами узбекско-российского экономического взаимодействия являются те, что реализуются в нефтегазовой сфере совместно с ОАО «Газпром» и НК «ЛУКОЙЛ». Так, «ЛУКОЙЛ» участвует в проекте освоения группы газоконденсатных месторождений «Кандым — Хаузак — Шады — Кунград», предусматривающем добычу природного газа в Бухаро-Хивинском регионе на юго-западе Узбекистана. До 2039 года «ЛУКОЙЛ» вложит в Кандымский проект около 5 млрд долл (дополнительно к уже вложенным инвестициям).

О серьёзном намерении России наращивать партнёрские отношения с Узбекистаном свидетельствует также подписанное соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств, согласно которому Россия списала Узбекистану долг в размере свыше

860 млн долл., что открывает новые возможности для наращивания торгово-экономических связей между двумя странами, в том числе для увеличения российского военно-технического присутствия в Узбекистане, включая поставки на условиях частичного кредитования вооружений и современной военной техники в связи с серьёзной угрозой для национальной безопасности в виде активизации международного терроризма в Афганистане, Сирии и в так называемом Исламском государстве.

У Республики Узбекистан, пожалуй, в гораздо большей степени, чем у всех его соседей, сохраняется возможность балансировать между глобальными игроками в Центральной Азии — США, Китай, Россия, ЕС, то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики. КНР пристально следит за сложной и переменчивой ситуацией в евразийском регионе, имея тщательно выверенную стратегию по освоению постсоветского пространства. Крупнейшим торговым партнёром Узбекистана в последние годы становится Китай, занявший место России. Уже сейчас происходит вытеснение России Китаем из государств Центральной Азии. Это связано с расширением китайских закупок газа и некоторых металлов.

Между Узбекистаном и Китаем в экономической сфере действует режим наибольшего благоприятствования. В настоящее время в Республике Узбекистан осуществляют свою деятельность 382 предприятия, созданных с участием инвесторов из Китая, из них 58 предприятий со 100% китайскими инвестициями. За 2002-2014 годы реализовано 83 инвестиционных проекта на общую сумму около 10 млрд долл. По итогам 2014 года объём взаимного товарооборота между Узбекистаном и Китаем составил около 4 млрд долл. Китай активно продвигает проект по формированию «экономического пояса Шёлкового пути». В 2014 году в ходе государственного визита президента Узбекистана И. А. Каримова в Китай была принята программа развития отношений стратегического партнёрства на 2014-2018 годы4, подписаны совместная декларация и соглашения на общую сумму более 6 млрд долл., предусматривающие создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, сооружение транснационального газопровода «Китай — Центральная Азия», строительство железной дороги «Китай — Киргизия — Узбекистан» — важнейших составляющих программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

Интерес Запада к региону Центральной Азии снижается, а возможности России инвестировать в нём ограничены из-за рецессии. В то же время товарооборот между Китаем и пятью республиками бывшего СССР — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном — вырос, по данным МВФ, с 1,8 млрд долл. в 2000 году до 50 млрд долл. в 2013 году, а затем немного сократился из-за падения цен на сырьё. Инвестиции Китая в инфраструктуру этих стран в несколько раз превышают российские. Китай становится основным двигателем экономических преобразований в Центральной Азии, а Россия является главным гарантом их политической и экономической безопасности.

Расширяется экономическое сотрудничество Узбекистана и с Европейским союзом. Если в 2007-2013 годах Евросоюз предоставил Ташкенту 71 млн евро., то, по данным посла ЕС в Узбекистане Ю. Штерка, объём финансовой помощи до 2020 года увеличится более чем в два раза и составит 168 млн евро. Указанные средства выделяются на улучшение ирригационной инфраструктуры, внедрение возобновляемых источников энергии в агробизнесе, содействие программе по созданию новых рабочих мест в регионах5.

Тем не менее направление узбекских торговых потоков всё больше перемещается на страны Восточной Азии — Китай, Японию, Республику Корею, а также на другие азиатские страны, например, Турцию, замещая торговые потоки с ЕС и частично с РФ. Основные инвестиционные потоки в Узбекистан идут из азиатских государств.

Стабильно сохраняют свои позиции в узбекском экспорте Япония и Южная Корея, закупающие уран, цветные и редкоземельные металлы. Очевидно, что происходит переориентация экспорта Узбекистана с рынков развитых западных стран на рынки в Азии. В импорте крупнейшими партнёрами Узбекистан являются Россия, Китай. Южная Корея и Казахстан. В 2014 году объём иностранных инвестиций и кредитов из России и Казахстана составил более 3 млрд долл. (21,2% капитальных вложений), из которых 75% — это прямые иностранные

4 Президент Узбекистана: Визит в Китай был успешным. Ш(!аДу.щ. 21 августа 2014 года.

5 РИА «Новости». Режим доступа: http://ria.rU/economy/20150701/1107491607.html#ixzz3hBuP93gk.

ЗИЯДУЛЛАЕВ У.С.

ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ __ВНЕШНЕГО ЗАИМСТВОВАНИЯ -

инвестиции6.

Крупнейшие экономики ЕС — Германия и Франция, а также США — имеют тенденцию к снижению импорта в республику, частично их нишу занимает Китай. Американский импорт невелик, нестабилен и зависит от конкретных разовых контрактов. Импорт Узбекистана из стран СНГ был стабильным с небольшим увеличением в докризисный период, с максимальными показателями в 2008 году, когда торговля с постсоветскими странами достигла апогея.

В Узбекистане успешно реализуется Стратегия партнёрства со Всемирным банком на 20122015 годы, в рамках которой общая сумма текущих обязательств ВБ составляет более 2,5 млрд долл. Проектами ВБ охвачены все основные отрасли национального хозяйства, все 13 областей республики и 18 млн граждан.

Большую активность в реализации различных проектов в Республике Узбекистан проявляет Азиатский банк развития (АБР)7. Правительство Узбекистана и АБР приняли стратегию партнёрства на 2012-2016 годы, которая включает 35 совместных проектов, направленных на развитие как государственного, так и частного секторов национальной экономики, на общую сумму более 3,8 млрд долл. Только в 2014 году подписаны заёмные соглашения с АБР на сумму 69 млн долл. по проекту «Управление твёрдыми бытовыми отходами» и на сумму 42 млн долл. по проекту «Реконструкция систем канализации городов Фергана и Маргилан».

Узбекистан также привлёк 40 млн долл. дополнительных средств Международной ассоциацией развития (International Development Association, IDA) для реализации проекта «Поддержка сельскохозяйственных предприятий» по внедрению передовых технологий интенсивного садоводства, овощеводства и виноградарства. В 2015 году в рамках реализации инвестиционной программы, направленной на создание высокотехнологичных предприятий, обеспечивающих глубокую переработку местного сырья и выпуск конкурентоспособной импортозамещающей продукции, только в Бухарской области вложено 122,7 млн долл. иностранных инвестиций, в том числе 107,5 млн — прямые иностранные инвестиции8. Реализуются также заёмные соглашения по проектам развития жилищного строительства в сельской местности, электрификации железных дорог, водоснабжения и санитарии на общую сумму в 508 млн долл. Узбекистан привлёк для строительства национальной автомагистрали средства программы мультитраншевого финансирования АБР на сумму 1,1 млрд долл., направленные на реконструкцию отдельных участков автодорог «Гузар — Бухара — Нукус — Бейнау» (А-380) и «Ташкент — Андижан» (А -373) общей протяжённостью 450 км. Только в 2014 году АБР одобрил заём трём банкам Узбекистана: ОАИКБ «Ипак йули», «Хамкорбанк» и ОАКБ «Агробанк» на общую сумму более 50 млн долл.

По итогам визита в Узбекистан в мае 2015 года миссия Международного валютного фонда под руководством Раджа Алмарзоки сделала заявление, в котором отмечается, что экономика Узбекистана проявляет устойчивость на фоне всё более сложных внешних условий, характеризующихся слабой экономической активностью в Европе и России, а также низкими ценами на нефть. «На фоне достигнутых в 2014 году высоких темпов экономического роста на уровне 8,1% экономический рост оставался высоким, и ВВП в первом квартале 2015 года вырос на 7,5%. Большой объём государственных инвестиций и стратегия перенаправления экспорта газа из России в Китай на данном этапе защищают экономику от замедления, происходящего в других странах региона. Внешнеэкономическая позиция остаётся прочной, однако размер профицита счёта текущих операций сократился. Инфляция в годовом выражении, рассчитываемая сотрудниками МВФ на основе альтернативного индекса потребительских цен (ИПЦ), за период по март 2015 года включительно снизилась до 9%».

По мнению МВФ, важным компонентом государственных расходов по-прежнему являются инвестиции. «Денежно-кредитная политика остаётся адаптивной. За период с января 2014 года Центральный банк Узбекистана снизил ключевую ставку, ставку рефинансирования, с 12% до 9%. Рост кредита экономики остаётся высоким. Темпы снижения обменного курса узбекского сума более низкие по сравнению с валютами стран, являющихся торговыми партнёрами Узбе-

6 Объём иностранных инвестиций в Узбекистане увеличат до 3,5 млрд долл. РИА «Новости». 17 января 2015 года. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20150117/1042970123.html.

7 АБР предоставил Узбекистану кредит. UzDaily.uz. 15 июля 2004 года.

8 Информационное агентство при МИДе Узбекистана. Режим доступа: http://www.jahonnews.uz/-26.06 2015.

кистана». Говоря о перспективах на предстоящий период, МВФ отметил, что экономический рост Узбекистана «по-прежнему будет высоким благодаря недавно принятым программам модернизации промышленности и инфраструктуры, а также программам по приватизации и корпоративному управлению, которые будут способствовать структурным реформам и снижению роли государства в экономике». В краткосрочном периоде наблюдается тенденция по возможному усилению рисков, что связано с более сильным, чем ожидалось, замедлением темпов роста в странах, являющихся основными торговыми партнёрами. Влияние этих факторов уязвимости, вероятно, будет ограниченным благодаря значительным буферным запасам, включающим достаточный уровень валютных резервов, запас прочности в бюджетной сфере и низкий уровень государственного долга.

Всё это свидетельствует о том, что Узбекистан проводит планомерную политику, способствующую достижению экономической, продовольственной, экологической безопасности государства, привлекая к взаимовыгодному сотрудничеству международные финансовые институты. Приоритетными задачами привлечения внешнего финансирования являются:

- возможность первоочередного использования финансовых ресурсов для обеспечения макроэкономической стабильности страны и для финансирования текущих бюджетных расходов;

- способность максимально эффективно вкладывать финансовые средства в производственные инвестиции, создавая условия для устойчивого развития, модернизации отдельных отраслей экономики и социальной сферы;

- постепенное повышение рейтинга платёжеспособности и надёжности страны;

- возможность открытого (прозрачного) оформления права собственности и чёткого правового урегулирования сделок, в частности, контрактов с долговым финансированием.

Механизмы защиты национальных интересов и повышения «запаса прочности» пороговых значений экономической безопасности заключаются в том, что внешние заимствования напрямую или косвенно способствуют экономическому росту Республики Узбекистан и направлены на поддержку уязвимых хозяйственных объектов и менее обеспеченных слоёв населения, а также на плодотворное сотрудничество в рамках экономических и финансовых союзов, альянсов, ассоциаций с другими странами и мировыми финансовыми центрами.

В таблице 3 сгруппированы методы обеспечения экономической безопасности Республики Узбекистан, призванные поддержать и стимулировать необходимый уровень внешнего финансирования.

Таблица 3

Методы обеспечения экономической безопасности Республики Узбекистан при использовании внешнего финансирования

Основные методы Уровень управления

Общегосударственный Территориальный (областной)

Информационно-аналитические методы

1. Мониторинг уязвимости экономических интересов Мониторинг угроз экономическим интересам РУ Мониторинг уровней социально-экономического развития областей Республики Узбекистан

2. Текущая и прогностическая оценки экономического развития Система показателей оценки экономического развития Республики Узбекистан Система показателей оценки экономического развития областей Республики Узбекистан

Методы регулятивного воздействия

1. Совершенствование нормативно-правовой базы и проведение институциональных преобразований Принятие федеральных законов, кодексов, Указов Президента Республики Узбекистан, Постановлений Правительства РУ и др. Принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной власти субъектов Республики Узбекистан в пределах компетенции

2. Устранение кризисных тенденций В экономике страны в целом, в отдельных отраслях В областях, городах, на предприятиях в пределах компетенции

Методы прямого действия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Программы выхода из кризиса Республика Узбекистан Области Республики Узбекистан

2. Государственное регулирование территориального (областного) развития Разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития страны с привлечением внешнего финансирования Участие в реализации государственных целевых программ социально-экономического развития областей и привлечении внебюджетных средств

3. Противодействие носителям угроз интересам страны Совершенствование финансовой системы, лоббирование интересов отечественного производителя на международном рынке, выравнивание уровня регионального экономического развития Повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности управления областями Республики Узбекистан

Критериальная оценка экономической безопасности включает в себя оценки:

1) ресурсного потенциала и возможностей его развития;

2) уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия мировым стандартам, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;

3) конкурентоспособности экономики;

4) территориальной целостности страны;

5) возможности противостояния внешним и внутренним угрозам;

6) социальной стабильности и предотвращения социальных конфликтов.

Гибкая стратегия взаимоотношений страны с международными финансовыми институтами позволяет открыть доступ к технологическим новациям, насытить внутренний потребительский рынок, перейти от финансовой помощи к получению консультативной поддержки, а в конечном счёте к более полному использованию собственного реального потенциала и конкурентных преимуществ.

В таблице 4 аккумулированы наиболее значимые инструменты для повышения эффективности и привлекательности внешних заимствований для обеспечения национальной безопасности Узбекистана.

Таблица 4

Инструменты укрепления экономической безопасности Республики Узбекистан и оптимизации внешних заимствований

№ Наименование инструмента Конкурентные преимущества и эффективность применения

1 Долговая ценная бумага - свободное обращение ценных бумаг на фондовом рынке; - более длительный срок привлечения средств по сравнению с банковским займом; - многократность перехода от одного держателя бумаг к другому; - выгодная продажа на вторичном рынке

2 Синдицированный кредит - использование различных типов банковских кредитов; - гибкий характер сделок; - способность и готовность инвесторов принимать на себя возникающие риски; распределение рисков между участниками; - предпочтительность — возобновляемые кредитные линии (повторные заимствования) или обыкновенные срочные кредиты с жёстким графиком погашения

3 Кредитование на микроуровне - стимулирование привлечения частных иностранных инвестиций; - учёт интересов реального сектора экономики; - расширение круга клиентов, в т. ч. за счёт малого и среднего бизнеса

При привлечении средств с международного рынка капитала Узбекистан исходит из необходимости непревышения пороговых показателей внешнего финансирования, рассматривая их как дополнение к имеющимся внутренним источникам, используя, прежде всего, собственные средства инвесторов — прибыль предприятий, амортизационные отчисления и денежные сбережения, а также с учётом обязательного своевременного возврата полученных средств. На протяжении последних лет в стране проводилась консервативная политика внутренних и внешних заимствований. Совокупный государственный внешний долг на 1 января 2015 года составлял 9,4% от ВВП и не превышал 25% от объёма экспорта, а внутренний долг — 0,6% к ВВП.

Таким образом, концептуальные направления сотрудничества и углубления взаимоотношений Узбекистана с международными финансовыми организациями, интеграционными объединениями, Россией, ЕАЭС и странами ШОС в условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических напряжений заключаются, прежде всего, в защите национальных интересов и обеспечении экономического суверенитета страны при интеграции в мировую экономику.

Литература

1. Доклад Международного валютного фонда «Перспективы развития мировой экономики». — Вашингтон, 2014. Режим доступа: http://www.imf.org/.

2. Доклады Всемирного банка о тенденциях распространения стандартов и кодексов. Режим доступа: http://www. worldbank. org/ifa/rocs. html/.

3. Дохолян А. С. Стратегия комплексного инновационного развития как основа эффективной экономической и социальной политики региона/А. С. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 2. — С. 55-64.

4. Дохолян С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона как социоэкономико-экологической системы / С. В. Дохолян, А. М. Садыкова, А. С. Дохолян //Апробация. — № 5. — 2015. — С. 60-66.

5. Дохолян С. В. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий / С. В. Дохолян, А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 4. — С. 6-22.

6. Дохолян С. В. Особенности моделирования процессов развития различных типов экономических территорий / С. В. Дохолян, А.С. Дохолян // Всероссийской научно-практическая конференция «Региональные проблемы преобразования экономики» (25-26 октября 2011 года). — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2011. — С. 238-258.

7. Дохолян С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство — № 6. — 2011. —С. 14-22.

8. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Оптимизация структурных сдвигов в экономике с использованием логистики // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. — № 2. — С. 9-18.

9. Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев У. С., Кибардина Ю. С. Национальные банки в условиях трансформации мировой банковской системы. — М., Мир перемен, 2012. — № 1.

10. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Исследование экономической циклической динамики России в 19602012 годах и совершенствование регулирования эффективной стратегии опережающего развития // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. —№ 2. — С. 20-41.

11. Зоидов К. Х., Ионичева В. Н., Медков А. А. Современные проблемы и перспективы развития Евразийской экономической интеграции в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. — № 9(47). — С. 247-258.

12. Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества. — Ташкент: Узбекистан, 2010.

13. Модернизация и экономическая безопасность России. — Т. 4, 5 / под ред. акад. Н. Я. Петракова. — М., СПб.: Нестор-История, 2014. — 452 с.

14. Попов В. В. Сохранит ли экономика Узбекистана высокие темпы роста? Сценарии развития на 2015-2030 годы //Журнал Новой экономической ассоциации. — 2015. — № 3. —С. 163-181.

15. Узбекистан в цифрах. Статсборник. — Ташкент, Госкомстат, 2013. — 187 с.

16. Цветков В. А. Циклы и кризисы: теоретико-методологический аспект. — М., СПб.: Нестор-История, 2013. — 504 с.

17. Цветков В. А., Зоидов К. Х. и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. — М.: Финансы и кредит, 2009. — 472 с.

18. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Губин В. А., Зоидов З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М.: ЦЭМИРАН, 2012. — 207 с.

19. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. — М.: ИПР РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. — 800 с.

References:

1. Report of the International monetary Fund "prospects of development of world economy". — Washington, 2014. Available at: http://www.imf.org/.

2. The world Bank reports on trends in the proliferation of standards and codes. Available at: http:// www. worldbank. org/ifa/rocs.html/.

3. Dokholyan S. A. a comprehensive Strategy of innovative development as the basis for effective economic and social policy of the region / A. S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. — 2011. — No. 2. — S. 55-64.

4. Dokholyan C. V. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socioeconomic-ecological systems / S. V. Dokholyan, M. A. Sadykova, A. S. Dokholyan // Testing. — No. 5. — 2015. — S. 60-66.

5. Dokholyan S. V. Modeling ofprocesses of socio-economic development of economic areas / S. V. Dokholyan, A. S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. — 2011. — No. 4. — S. 6-22.

6. Dokholyan S. V. Peculiarities of modeling ofprocesses of development of different types of economic areas / S. V. Dokholyan, A. S. Dokholyan // all-Russian scientific-practical conference "Regional problems of transformation of economy" (25-26 October 2011). — Makhachkala: Dagestan scientific center RAS ISAI, 2011. — S. 238-258.

7. Dokholyan S. V. Management of sustainable development of territorial socio-economic systems of the region //Economics and entrepreneurship, no. 6. — 2011. —P. 14-22.

ЗИЯДУЛЛАЕВ У.С.

ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ __ВНЕШНЕГО ЗАИМСТВОВАНИЯ -

8. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykova A. M. Optimization of structural shifts in the economy by using logistics // Regional problems of transformation of economy. — 2008. — No. 2. — P. 9-18.

9. Ziyadullaev N. S., U. S. Ziyadullaev, kibardin U. S. National banks in the transformation of the global banking system. — M., a World of change, 2012. — No. 1.

10. Zoidov K. H., Zoidov Z. K. Study of economic cyclical dynamics in Russia in the years 1960-2012 and the better management of the effective strategy of advanced development // Regional problems of transformation of economy. — 2012. — No. 2. — S. 20-41.

11. Zoidov K. H., Ioncheva V. N., Medkov A. A. the Modern problems and prospects of development of Eurasian economic integration in the conditions of instability // Regional problems of transformation of economy, 2014. — № 9(47). — P. 247-258.

12. I. A. Karimov the Concept offurther deepening democratic reforms and formation of civil society. — Tashkent: Uzbekistan, 2010.

13. Modernization and economic safety of Russia. — T. 4, 5 / ed. N. I. Petrakova. — M., SPb.: Nestor-History, 2014. — 452 p.

14. Popov V. V. will the economy of Uzbekistan high growth rates? Scenarios 2015-2030 // Journal of New economic Association. — 2015. — No. 3. —S. 163-181.

15. Uzbekistan in figures. Statsborger. — Tashkent, The State Committee For Statistics, 2013. — 187p.

16. Tsvetkov V. A. Cycles and crises: theoretical and methodological aspect. — M., SPb.: Nestor-Istoriya, 2013. — 504 c.

17. V. A. Tsvetkov, K. Kh. Zoidov and others post-Soviet economic space: current state and prospects of development. — Moscow: finances and credit, 2009. — 472 p.

18. V. A. Tsvetkov, K. Kh. Zoidov, Gubin V. A., Zoidov Z. K. study on the socio-economic cyclical dynamics in Russia and the better regulation strategy of advanced development. — Moscow: CEMI RAS, 2012. 207.

19. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A. the Formation of evolutionary models of the transport-transit system of Russia under conditions of integration and globalization. — M. : IPE RAS; St. Petersburg. : Nestor-History, 2014. — 800 C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.