Научная статья на тему 'Об экспертной оценке уровня экономической безопасности при стратегировании развития национального хозяйства'

Об экспертной оценке уровня экономической безопасности при стратегировании развития национального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / THE COUNTRIES OF TRANSITIONAL ECONOMY / INTERNATIONAL INTEGRATION / NATIONAL SECURITY / EXPERT EVALUATIONS / REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович

Предмет. В статье рассматривается экспертная оценка уровня экономической безопасности при стратегировании развития национального хозяйства. Цель работы. Основной целью работы является повышение экономической безопасности и национального суверенитета Узбекистана при использовании ресурсов международных финансовых институтов. Методология проведения работы. В процессе исследования использованы методы эволюционно-институциональной теории, эконометрического моделирования и экспертной оценки. Результаты работы. В статье дан анализ объективных тенденций развития стран с переходной экономикой, в частности, Республики Узбекистан, с позиций обеспечения национальной безопасности. Раскрыта теоретическая и практическая важность использования эффективных механизмов, в т. ч. экспертных оценок при привлечении средств международных финансовых институтов с учётом пороговых значений экономической безопасности страны. Предпринята попытка определить уровень экономической безопасности Республики Узбекистан по показателю внешнего заимствования на основе метода экспертных оценок, с учётом которого представлен комплекс мер защиты национальных интересов, который может явиться базовой составляющей стратегирования инвестиционной политики и приоритетных направлений углубления экономической интеграции. Выводы. Экономическая безопасность и перспективы Узбекистана тесно связаны с более активной интеграцией в рамках ЦА, ЕАЭС и СНГ, т. к. сказываются географическая близость стран, общая граница, исторически сложившиеся экономические связи, близкий уровень социально-экономического развития, общность экономических проблем, стоящих перед странами в условиях глобализации и регионализации мировой экономики. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами власти России и СНГ для ликвидации существующих проблем в области экспертной оценки уровня экономической безопасности при стратегировании развития национального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EXPERT EVALUATION OF THE LEVEL OF ECONOMIC SAFETY WHEN STRATEGIZING THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

Subject. The manuscript discusses the expert evaluation of the level of economic security when strategizing development of the national economy. The goal of the paper. The main goal is increasing the economic security and national sovereignty of Uzbekistan when using the resources of international financial institutes. The methodology of performing work. In the process of the research we have used the methods of evolutionary-institutional theory, econometric modelling and expert evaluation. The results of the work. The manuscript gives an analysis of objective tendencies of development of countries with transitional economy, in particular, of the Republic of Uzbekistan from the points of view of providing national security. The theoretical and practical importance of using effective mechanisms has been identified including expert evaluations when attracting funds of international financial institutes taking into account the threshold values of the economic security of the country. An attempt has been made to determine the level of economic security of the Republic of Uzbekistan based on the indicator of foreign loans using the method of expert evaluations that provided a complex of measures of protecting national interests. This method may be the basic component of strategizing the investment policy and priority areas of focus of strengthening the economic integration. The conclusions. The economic security and prospects of Uzbekistan are closely related to a more active integration within the context of CA, the EEU and the CIS, because the geographical closeness of countries, the common border, historically developed economic connections, a close level of social-economic development, common economic problems that the countries face in the conditions of globalization and regionalization of the world economy all play a role. The area of application of the results. The results of the study may be used by the governmental authorities of Russia and the CIS to get rid of the existing problems in the area of expert evaluation of the level of economic security when strategizing the development of the national economy.

Текст научной работы на тему «Об экспертной оценке уровня экономической безопасности при стратегировании развития национального хозяйства»

Экономическая безопасность

94

ЗИЯДУЛЛАЕВ НАБИ САИДКАРИМОВИЧ

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт проблем рынка РАН», e-mail: nabi926@mail.ru

ЗИЯДУЛЛАЕВ УЛУГБЕК САИДКАРИМОВИЧ

к.э.н., «Ташкентский государственный экономический университет», Республика Узбекистан

e-mail: uz 2005@yandex .ru

ОБ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРАТЕГИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА1

Аннотация. Предмет. В статье рассматривается экспертная оценка уровня экономической безопасности при стратегировании развития национального хозяйства. Цель работы. Основной целью работы является повышение экономической безопасности и национального суверенитета Узбекистана при использовании ресурсов международных финансовых институтов. Методология проведения работы. В процессе исследования использованы методы эволюционно-институциональной теории, эконометрического моделирования и экспертной оценки. Результаты работы. В статье дан анализ объективных тенденций развития стран с переходной экономикой, в частности, Республики Узбекистан, с позиций обеспечения национальной безопасности. Раскрыта теоретическая и практическая важность использования эффективных механизмов, в т. ч. экспертных оценок при привлечении средств международных финансовых институтов с учётом пороговых значений экономической безопасности страны. Предпринята попытка определить уровень экономической безопасности Республики Узбекистан по показателю внешнего заимствования на основе метода экспертных оценок, с учётом которого представлен комплекс мер защиты национальных интересов, который может явиться базовой составляющей стратегиро-вания инвестиционной политики и приоритетных направлений углубления экономической интеграции. Выводы. Экономическая безопасность и перспективы Узбекистана тесно связаны с более активной интеграцией в рамках ЦА, ЕАЭС и СНГ, т. к. сказываются географическая близость стран, общая граница, исторически сложившиеся экономические связи, близкий уровень социально-экономического развития, общность экономических проблем, стоящих перед странами в условиях глобализации и регионализации мировой экономики. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами власти России и СНГ для ликвидации существующих проблем в области экспертной оценки уровня экономической безопасности при стратегировании развития национального хозяйства.

Ключевые слова: страны переходной экономики, международная интеграция, национальная безопасность, экспертные оценки, Республика Узбекистан.

ZIYADULLAEV NABISAIDKARIMOVICH

Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Research Associate of FSBIS

'Institute of Market Problems of the RAS', e-mail: nabi926@mail.ru

ZIYADULLAEV ULUGBEK SAIDKARIMOVICH

Candidate of Economic Sciences, "Tashkent State Economic University", the Republic of Uzbekistan,

e-mail: uz 2005@yandex .ru

ON EXPERT EVALUATION OF THE LEVEL OF ECONOMIC SAFETY WHEN STRATEGIZING THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

Abstract. Subject. The manuscript discusses the expert evaluation of the level of economic security when strategizing development of the national economy. The goal of the paper. The main goal is increasing

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ — Отделение общественных и гуманитарных наук (проект 17-02-00403а).

DOI 10.26726/2305-4484-2017-2-87-УДК 330.368: 339.91

the economic security and national sovereignty of Uzbekistan when using the resources of international financial institutes. The methodology of performing work. In the process of the research we have used the methods of evolutionary-institutional theory, econometric modelling and expert evaluation. The results of the work. The manuscript gives an analysis of objective tendencies of development of countries with transitional economy, in particular, of the Republic of Uzbekistan from the points of view of providing national security. The theoretical and practical importance of using effective mechanisms has been identified including expert evaluations when attracting funds of international financial institutes taking into account the threshold values of the economic security of the country. An attempt has been made to determine the level of economic security of the Republic of Uzbekistan based on the indicator of foreign loans using the method of expert evaluations that provided a complex of measures of protecting national interests. This method may be the basic component of strategizing the investment policy and priority areas of focus of strengthening the economic integration. The conclusions. The economic security and prospects of Uzbekistan are closely related to a more active integration within the context of CA, the EEU and the CIS, because the geographical closeness of countries, the common border, historically developed economic connections, a close level of social-economic development, common economic problems that the countries face in the conditions of globalization and regionalization of the world economy all play a role. The area of application of the results. The results of the study may be used by the governmental authorities of Russia and the CIS to get rid of the existing problems in the area of expert evaluation of the level of economic security when strategizing the development of the national economy.

Keywords: The countries of transitional economy, international integration, national security, expert evaluations, the Republic of Uzbekistan.

Введение

Экономическая безопасность принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов любого государства, обеспечивая стабильное и устойчивое развитие, социально-экономический рост, формирование эффективной банковской системы, её неуязвимость по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Рост взаимозависимости стран и регионов, особенно ускорившийся в начале нового века, активизирует расширение сферы международных экономических отношений, возрастание объёмов операций и внешнего заимствования на мировых финансовых рынках, увеличение валютных и инвестиционных потоков из одних стран в другие [1-22].

В условиях внешнеэкономических напряжений, связанных с террористическими угрозами, взаимными экономическими санкциями Запада и России, весьма актуальным становится проблема обеспечения экономической безопасности в новых независимых странах при стратеги-ровании взаимодействия с международными финансовыми институтами (МФИ) и развитыми государствами. Особую теоретическую и практическую важность имеет использование эффективных механизмов, в т. ч. экспертных оценок при привлечении средств внешнего заимствования в интересах стабильного развития и структурных трансформаций переходных экономик, в частности, Республики Узбекистан, с учётом пороговых значений экономической безопасности страны.

1. Состояние социально-экономической системы Республики Узбекистан

Узбекистан позиционирует себя как развивающееся независимое государство, принимающее участие в ряде интеграционных объединений — СНГ, ШОС, но дистанцируется от политико-экономических обязательств. Несмотря на кризисные явления во многих странах постсоветского пространства, экономика Узбекистана развивается относительно стартовых позиций высокими темпами (среднегодовые темпы прироста составляют 7-8%). В стране обеспечена макроэкономическая стабильность, низкий государственный и внешний долг, равномерное распределение доходов, сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, энергетическая и продовольственная самообеспеченность; проводится умеренно жёсткая денежно-кредитная политика, инфляция не превышает пороговые значения в 8%, золотовалютные резервы увеличились в 2010-2016 гг. более чем в шесть раз, происходят прогрессивные структурные сдвиги.

Системный анализ существующего социально-экономического состояния республики и её

мирохозяйственных связей, внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности показывает, что в стране достигнут достаточный макроэкономический «запас прочности» для обеспечения национальной безопасности страны, соблюдаются пороговые значения привлечения и использования средств МФИ и развитых государств. Узбекистан проводит планомерную политику, способствующую достижению экономической, продовольственной, экологической безопасности государства, привлекая к взаимовыгодному сотрудничеству МФИ, развитые государства и региональные интеграционные объединения.

Механизмы защиты национальных интересов предполагают комплекс эффективных мер по совершенствованию механизма государственного регулирования, включающий международные финансово-банковские расчёты, деятельность по привлечению зарубежных средств, долговые ценные бумаги, методы синдицированного кредитования и проектного финансирования, кредиты развитых государств и займы МФИ, разнообразные международные некредитные операции и др., что позволяет учесть возможные последствия привлечения иностранных инвесторов и их угрозы экономической безопасности страны.

Государство должно обеспечивать пороговые значения финансово-экономической безопасности, модернизируя платёжные системы, внедряя новые продукты и услуги, расширяя кредитование реальной экономики и населения. Должны быть сформулированы чёткие экономические приоритеты управления денежными ресурсами в экономиках новых независимых государств в кризисных и посткризисных условиях, определены эффективность, целесообразность и масштабы внешнего заимствования для обеспечения стабильного и устойчивого развития, модернизации банковской системы и структурной перестройки национальной экономики с точки зрения учёта пороговых значений экономической безопасности страны, то есть предельных величин, несоблюдение которых препятствует стабильному и устойчивому развитию, нормальному ходу расширенного воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в национальном хозяйстве, делает их уязвимыми по отношению к внешним и внутренним угрозам и воздействиям. При привлечении средств с международного рынка капитала следует исходить из необходимости не превышения страной пороговых показателей внешнего финансирования, рассматривая их, прежде всего, как дополнение к имеющимся внутренним источникам.

Такая политика должна опираться на широкий набор международно признанных механизмов и инструментов государственного регулирования международной банковской деятельности, обеспечивающих нейтрализацию «внешних шоков» и формирование финансовых ресурсов, адекватных задачам посткризисного восстановления и возобновления экономического роста. В их числе экспертные оценки специалистов, учёных и практиков.

2. Экспертные оценки уровня экономической безопасности Республики Узбекистан

Индикаторы, по которым определяются пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности, все зависимости между которыми и их пороговыми значениями требуется рассматривать в динамике, и в случае системных кризисов и рисков проявляются устойчивые закономерности стабильного развития. Непосредственный отбор показателей (индикаторов) для мониторинга — это задача, требующая отдельной и специальной проработки. В данной работе предпринята попытка определить уровень экономической безопасности Республики Узбекистан по показателю внешнего заимствования на основе метода экспертных оценок. Для этого были сформированы две экспертные группы из 15 узбекских и 6 российских экспертов. В качестве экспертов были выбраны известные узбекские учёные-экономисты, ведущие финансовые и банковские аналитики, работники Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли РУз, а также российские учёные и специалисты, занимающиеся международным экономическим сотрудничеством со странами Центральной Азии. Экспертный опрос проводился в два этапа.

На первом этапе каждому эксперту была представлена процентная шкала [0, 100], в которой он в процентах должен был указать свою индивидуальную оценку уровня экономической безопасности РУз ориентировочно в 2005, 2010 гг. и за 2014, 2015 и 2016 годы, с позиций объёмов внешнего заимствования. В качестве максимального значения, то есть эталона или верхнего порога экономической безопасности, было принято 100%, в качестве минимального —

0% (экономическая безопасность отсутствует). Кроме того, экспертам было рекомендовано оценить нижний порог интервала допустимых значений экономической безопасности по показателю внешнего заимствования, который характеризует либо слишком малый объем заимствований, что не позволяет реализовать государственные программы и инвестиционные проекты для социально-экономического развития страны и тем самым снижает её экономическую безопасность; либо слишком большой объём заимствований, что приводит к росту экономической зависимости, рискам экономической безопасности страны.

Индивидуальные оценки были проверены на согласованность по статистическому критерию вариации и рассчитаны групповые (обобщённые по значению средней арифметической) оценки уровня экономической безопасности страны в разные периоды и последние годы, а также обобщённая оценка нижнего порога уровня экономической безопасности.

На втором этапе экспертам были представлены в систематизированном виде методические и практические рекомендации настоящего диссертационного исследования, касающиеся повышения уровня экономической безопасности Республики Узбекистан с возможностью использования этого опыта в Российской Федерации, странах Центральной Азии по показателю внешнего заимствования. Экспертам было предложено определить ожидаемые (прогнозные) значения уровня экономической безопасности РУз за 2017-2018 гг. в случае практической реализации предложенных методических и прикладных рекомендаций.

Полученная динамика фактического и ожидаемого уровня экономической безопасности

Экспертные оценки уровня экономической безопасности Республики Узбекистан (%)

■ Узбекистан ■ Нижний порог

2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018

По результатам исследования авторы склоны согласиться с экспертными оценками. Если в первые десятилетия суверенного развития требовались масштабные заимствования на мировом рынке для становления национальной экономики, то в последние годы существенно возрос уровень экономической независимости. Узбекистан очень тщательно подходит к каждому проекту внешнего заимствования. Больше ориентируется на финансовую помощь, невозвратные инвестиции и обусловливает их конкретными сроками (не более 10-15 лет), после чего построенные объекты переходят в собственность республики. Сейчас достигнутые показатели не превышают пороговые значения и, на взгляд экспертов, опережают показатели по России и другим странам постсоветского пространства. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс макро- и микропоказателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

С учётом экспертной оценки проработан и подготовлен комплекс мер защиты национальных интересов, который может явиться базовой составляющей среднесрочной государственной инвестиционной стратегии РУз с использованием средств внешнего финансирования. Основная цель стратегирования — повышение экономической безопасности и национального суверенитета Узбекистана при использовании ресурсов МФО (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс мер как базовая составляющая среднесрочной инвестиционной стратегии Узбекистана, способствующих повышению уровня экономической безопасности страны при использовании средств внешнего финансирования

Название / сфера Эффективность / социально-экономические выгоды

1.Общие, макроэкономика ■проведение целенаправленной политики по углублению структурных преобразований; ■всемерная поддержка приоритетных отраслей с целью обеспечения высокой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке и повышение экспортного потенциала страны; ■осуществление целевого государственного финансирования приоритетных инвестиционных проектов на конкурсной основе; ■совершенствование условий активизации инвестиционно-инновационной деятельности отечественных. и иностранных инвесторов. Повышение конкурентоспособности экономики и её ведущих отраслей (машиностроения, транспорта, автомобилестроения, пищевой, др.)

2. Структурная перестройка реального сектора экономики ■ изменение структуры ведущих отраслей промышленности, базирующихся на научно-техническом прогрессе, обеспечивающей масштабные изменения в экономике, в первую очередь — в машиностроении; ■доведение до 25% удельного веса машиностроения и металлообработки в структуре промышленности; ■ развитие ускоренными темпами текстильной, лёгкой промышленности, промышленности строительных материалов; ■ обеспечение ежегодного производства плодоовощной продукции до 10 млн т. Модернизация и техническое перевооружение отраслей промышленности, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства страны и повышение конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции. Реализация 1000 инвестиционных проектов, общая стоимость — более 100 млрд долл.

3. Внешние заимствования ■организация и проведение размещения еврооблигационных займов эмитентами из Узбекистана на международном финансовом рынке; ■ повышение кредитного рейтинга РУз до инвестиционного уровня агентствами Moody's, Fitch и Standard&Poor's; ■ реализация программы эмиссии долговых обязательств для корпоративных заёмщиков — «спонсированная эмиссия», где эмитентом еврооблигаций выступает не эмитент из РУз или его оффшорная компания, а андеррайтер — зарубежный инвестиционный банк; ■ расширение возможностей использования долгового финансирования транснациональных корпораций на международном рынке капитала через привлечение синдицированных кредитов. Значительное удешевление и расширение предложения кредитных ресурсов для заёмщиков из РУз. Выплата доходов по еврооблигациям держателям в полном объёме, без удержания налога на проценты и дивиденды в стране эмитента. Применение кредитных синдикатов придаёт системе внешнего заимствования больше надёжности и устойчивости, чем предоставление кредитов на двусторонней основе, и позволяет распределять риски между их участниками.

В перераспределении финансовых средств на международном рынке капитала на первые позиции с совершенной очевидностью выдвигается рынок ценных бумаг при относительном ослаблении банковской системы. Причина этого процесса — развитие информационных технологий, снижение трансакционных издержек на финансовых рынках. Большинство компаний привлекают средства на фондовых рынках и на более благоприятных условиях, а банки развивают инвестиционные направления и проводят реструктуризацию.

Опыт последних десяти лет, однако, вызывает серьёзные сомнения в способности международных рынков капитала обеспечить финансирование развития, состоящего в наращивании производственного, социального и человеческого капитала. Поскольку создание такой инфраструктуры необходимо для привлечения продуктивного частного капитала и мобилизации собственных финансовых ресурсов, государственная помощь странам с переходной экономикой, в т. ч. и Узбекистану, сохраняет решающее значение для обеспечения соответствующего уровня структурных преобразований и создания благоприятной обстановки. Необходимо формирование современных механизмов регулирования экономики, основанных на передовом опыте, рыночных принципах, применении гармонизированных правовых норм, облегчении ведения бизнеса, проведении согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-

финансовой, торговой и таможенной политики, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Ниже в табл. 2 сформированы и представлены приоритетные направления развития и ведущие проекты сотрудничества Узбекистана с странами-участниками СНГ и ШОС в интересах углубления экономической интеграции и национальной безопасности.

Таблица 2

Приоритетные направления развития сотрудничества Узбекистана с странами-участниками СНГ, ЕАЭС и ШОС в интересах углубления экономической интеграции и национальной безопасности

Основные направления /ведущие проекты 1. Оптимизация системы функционирования и регулирования государственных финансов (казначейской, таможенной систем, налоговых органов) 2. Совершенствование системы, сбора и обмена информацией в области региональных финансов жилищно-коммунального хозяйства; оптимизация системы сбора и обработки статинформации, государственного учёта объектов имущества Временной период реализации Текущий Текущий

3. Создание инновационной модели экономического развития, в т. ч. числе в сфере государственной поддержки, в частности венчурного предпринимательства Среднесрочный

4. Проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютной, торговой и таможенной политики, обеспечивающей свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Среднесрочный

5. Координация взаимодополняющей научно-технической, инновационной, экономической политики странами-участниками СНГ, ЕАЭС и ШОС для противодействия мировой глобальной конкуренции Текущий

6. Обеспечение финансовой безопасности и гарантий проведения расчётно-платёжных операций на основе сформирования на пространстве СНГ альтернативной системы передачи финансовой информации SWIFT на базе Межгосударственного банка СНГ на основе передовых технологий и информационно-технической базы Банка России. Текущий

7. Расширение взаимопроникновения банков стран-участниц СНГ, регионализация банковского сотрудничества с активной интеграцией национальных банков в мировой финансовый рынок; снижение внутри стран-участниц рисков безопасности банковской системы Текущий

8. Укрепление нормативно-правовой базы взаимодействия в сфере транспортных перевозок, завершение работы над Соглашением о создании благоприятных условий для развития железнодорожных и автомобильных перевозок 9. Реализация крупного проекта узбекско-российского взаимодействия в нефтегазовой сфере совместно с ОАО «Газпром» и НК ЛУКОЙЛ, предусматривающего добычу природного газа в Бухаро-Хивинском регионе РУз с дополнительными (к уже вложенным РФ) инвестициями — около 5 млрд долл. до 2039 г. Текущий Долгосрочный

Заключение

Экономическая безопасность и перспективы Узбекистана тесно связаны с более активной интеграцией в рамках ЦА, ЕАЭС и СНГ, т. к. сказываются географическая близость стран, общая граница, исторически сложившиеся экономические связи, близкий уровень социально-экономического развития, общность экономических проблем, стоящих перед странами в условиях глобализации и регионализации мировой экономики

Опыт Республики Узбекистан по обеспечению своей экономической безопасности, сотрудничеству и углублению взаимоотношений с международными финансовыми институтами, Россией, Китаем, интеграционными блоками, соседними государствами может быть реализован и другими государствами Центральной Азии.

Республика Узбекистан эффективно и гибко балансирует между глобальными игроками в Центральной Азии — Россией, США, Китаем, ШОС, ЕС, то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики, и выстраивает тщательно выверенную стратегию своего развития в условиях современной внешнеполитической и внешнеэкономической напряжённости в целях обеспечения национальной экономической безопасности.

Литература

1. 25 лет СНГ 1991—2015 гг. : стат. сборник / МСК СНГ. — М., 2016; Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. — М., 2016.

2. Акаев, А. А., Зиядуллаев, Н. С., Сарыгулов, А. И., Соколов, В. Н. Среднесрочный прогноз динамики развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 5. С. 37-46.

3. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л. Россия в новой экономической реальности. — М. : Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. (Библиотека «Стратегическая аналитика»).

4. Дохолян, С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона, как социо-экономико-экологической системы / С.В. Дохолян, А.М. Садыкова, А.С. Дохолян //Апробация. 2015. № 5. С. 60-66.

5. Дохолян, С. В. Мотивационный менеджмент на предприятиях машиностроительного комплекса / С.В. Дохолян, К.Г. Асриянц. — Махачкала : Изд-во ИСЭИДНЦРАН, 2005.

6. Дохолян, С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 139-144.

7. Зиядуллаев, Н. С. СНГ: Дорога в третье тысячелетие : проблемы развития и укрепления Содружества ; под ред. акад. А.Д. Некипелова. — М. : ИСПИРАН, 2002.

8. Зиядуллаев, Н. С., Зиядуллаев, У. С., Талипова, Н.Т. Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 60-70.

9. Зоидов, К. Х., Медков, А. А., Зоидов, З. К. Развитие транзитной экономики — основа стабильности, безопасности и модернизации России и стран Центральной Азии ; под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветко-ва. — М. : ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016.

10. Зоидов, К. Х., Медков, А. А., Зоидов, З. К. Государственно-частное партнерство — основа стабильности, развития и экономической безопасности транспортно-транзитной системы России ; под ред. чл.-корр. РАНВ.А. Цветкова. — М. : ИПР РАН, 2016.

11. Зоидов, К. Х., Турсунова, Г. Н., Зоидов, З. К. Эволюция трансформационных экономических систем стран Центральной Азии в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9(47). С. 215-228.

12. Зоидов, К. Х., Турсунова, Г. Н., Зоидов, З. К. Эволюция трансформационных экономических систем стран Центральной Азии в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. № 10(48). С. 200-214.

13. Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 6; под ред. чл.-корр. РАНВ.А. Цветкова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2016.

14. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения ; под ред. Красавиной Л.Н. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2005.

15. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, А.А. Баширова ; под общ. ред. д.э.н., проф. В.З. Петросянца / РАН; Дагестан. науч. центр ; Ин-т соц.-экон. исследований. — М. : Экономика, 2011.

16. Цветков, В. А., Аносов, А. В., Зоидов, К. Х. Формирование модели регулирования финансово-бюджетного отношения в условиях глобальной нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9(47). С. 82-90.

17. Цветков, В. А., Аносов, А. В., Зоидов, К. Х. Цикличность динамики финансового рынка в странах мирового экономического пространства в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 11(49). С. 173-183.

18. Цветков, В. А., Логинов, Е. Л. Цели и организационная модель манипулятивного обрушения цен на нефть-2014 : аналитический доклад. — М. : ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2015.

19. Цветков, В. А., Логинов, Е. Л. Системная финансовая нестабильность в экономике Китая : в каком направлении движется китайский «локомотив» развития мировой экономики? : аналитический доклад. — М. : ИПР РАН, 2015.

20. Alchian, A. A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1950. Vol. 58. P. 211-221.

21. Nelson, R. R., Winter, S. J. An evolutionary theory of economic change. — M. : Finstatinform, 2000.

22. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. [Электронный ресурс]. — М., 2010. — URL : http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase// (дата обращения 15.10.2016), свободный. — Загл. с экрана.

References:

1. 25 years of CIS 1991-2015 : stat. sb. [MSK CIS]. — M., 2016 Statistical Yearbook of Russia. 2016 : stat. sb. /Rosstat. — M., 2016.

2. Akaev, A. A., Ziyadullaev, N. S. Sarygulov, A. I., Sokolov, V. N. Medium-term forecast of dynamics of development of the Russian economy // Problems offorecasting. 2016. No. 5. P. 37-46.

3. Ageev, A. I., Loginov, E. L. Russia in the new economic reality. — M. : Institute for economic strategies. Association Analytics. 2016. (Library of «Strategic Analytics»).

4. Dokholyan, S. V. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socio-economic-ecological systems / S.V. Dokholyan, A.M. Sadykov, A.S. Dokholyan // Testing. 2015. No. 5. P. 60-66.

5. Dokholyan, S. V. Motivation management at the enterprises of machine-building complex / S.V. Dokholyan, K.G. Asriyants. — Makhachkala ; M. : ISER DAS RAS, 2005.

6. Dokholyan, S. V. Strategic approach to the development and implementation of regional socio-economic policy //Economics and entrepreneurship. 2013. No. 9. P. 139-144.

7. Ziyadullaev, N. With. CIS : the Road to the third Millennium : Problems of development and strengthening of the Commonwealth ; PREV. acad. A. D. Alexander Nekipelov. — M. : MEIRAS, 2002.

8. Ziyadullaev, N. S., Ziadullaev, U. S., Talipova, N. T. Tendencies of development of foreign economic cooperation of the Russian Federation and the Republic of Uzbekistan // the Russian external economic Bulletin. 2016. No. 2. P. 60-70.

9. Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A., Zoidov, Z. K. Development of a transit economy — the Foundation of sstability>, security and the modernization of Russia and the countries of Central Asia ; under the editorship of corresponding member RAS V.A. Tsvetkov. — M. : CEMI RAS /MEI RAS, 2016.

10. Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A., Zoidov, Z. K. Public-private partnership — the Foundation of stability, development and economic security of the transport-transit system of Russia ; under the editorship of corresponding member RAS V.A. Tsvetkov. — M. : MEI RAS, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zoidov, K. Kh., Tursunova, G. N., Zoidov, Z. K. the Evolution of the transformation of economic systems in Central Asian countries in terms of integration and global instability. Part I // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 9(47). P. 215-228.

12. Zoidov, K. Kh., Tursunova, G. N., Zoidov, Z. K. the Evolution of the transformation of economic systems in Central Asian countries in terms of integration and global instability. Part II // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 10(48). P. 200-214.

13. Modernization and economic safety of Russia. Vol. 6 ; under the editorship of corresponding member RAS V.A. Tsvetkov. — M. ; SPb. : Nestor-Istoriya, 2016.

14. International monetary and financial relations ; ed L.N. Krasavina. — 3-e ed., rev. and add. — M., 2005.

15. The regional development strategy in the conditions of innovative transformations of economy / V.Z. Petro-syants, S.V. Dokholyan, D.V. Petrosyants, A.A. Bashirova ; ls. ed. doctor of Economics, Professor V. Z. Petro-syants /Russian Academy of Sciences ; Dagestan. Scientific. Centre ; Institute of social.-econ. research. — M. : Economics, 2011.

16. Tsvetkov, V. A. Anosov, V. A., Zoidov, K. Kh. The Formation of a model regulation of the financial-budgetary relations in the conditions of global instability // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 9(47). P. 82-90.

17. Tsvetkov, V. A. Anosov, V. A., Zoidov, K. Kh. Cyclical dynamics of the financial market in countries in the global economic space in the conditions of instability // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 11(49). P. 173-183.

18. Tsvetkov, V. A., Loginov, E. L. Goals and organizational model manipulative the collapse of oil prices in 2014 : analytical report. — M. : CEMI RAS /MEI RAS, 2015.

19. Tsvetkov, V. A., Loginov, E. L. Systemic financial instability in the Chinese economy : the direction of the Chinese «locomotive» of the global economy? : analytical report. — M. : MEI RAS, 2015.

20. Alchian, A. A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1950. Vol. 58. P. 211-221.

21. Nelson, R. R., Winter, S. J. An evolutionary theory of economic change. — M. : Finstatinform, 2000.

22. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. [Electronic resource]. — М., 2010. — URL : http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase// (date of access 15.10.2016), free. — Tit. screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.