Научная статья на тему 'Формирование системы национальной экономической безопасности при взаимодействии с международным рынком капитала'

Формирование системы национальной экономической безопасности при взаимодействии с международным рынком капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ЭКОНОМИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ECONOMIC SECURITY / INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTIONS / PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS / ECONOMY OF DEVELOPING COUNTRIES / REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович

Рассматриваются методы и механизмы обеспечения экономической безопасности развивающихся государств при привлечении и использовании внешнего финансирования. Анализируются важнейшие инструменты финансирования целевых проектов в странах переходной экономики международными финансовыми организациями, в частности МВФ, ВБ и Азиатским банком развития (АБР). Аккумулированы наиболее значимые методы повышения эффективности и привлекательности внешних заимствований для обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан. Подчеркивая значение внутренних источников для финансирования расширенного воспроизводства, раскрываются особенности привлечения средств международных финансовых институтов, внешнего заимствования в осуществлении стабилизационных программ, проведении структурных реформ в экономике, диверсификации структуры экспорта и импорта, решении социальных проблем, обеспечении занятости населения и использования растущих трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of national economic security system at interaction with the international capital market

Methods and mechanisms of ensuring economic security of the developing states when attracting and using external financing are considered. The most important instruments of financing of target projects in the countries of a transitional economy are analyzed by international financial institutions, in particular the IMF, the WB and the Asian Development Bank (ADB). The most significant methods of increase in efficiency and appeal of external loans to ensuring national security of the Republic of Uzbekistan are accumulated. Emphasizing value of internal sources for financing of expanded reproduction, features of attraction of financial resources of the international financial institutions, external loan in implementation of stabilization programs, carrying out structural reforms in economy, diversification of structure of export and import, the solution of social problems, employment of the population and use of the growing manpower are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование системы национальной экономической безопасности при взаимодействии с международным рынком капитала»

Формирование системы национальной экономической безопасности при взаимодействии с международным рынком капитала

Рассматриваются методы и механизмы обеспечения экономической безопасности развивающихся государств при привлечении и использовании внешнего финансирования. Анализируются важнейшие инструменты финансирования целевых проектов в странах переходной экономики международными финансовыми организациями, в частности МВФ, ВБ и Азиатским банком развития (АБР). Аккумулированы наиболее значимые методы повышения эффективности и привлекательности внешних заимствований для обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан. Подчеркивая значение внутренних источников для финансирования расширенного воспроизводства, раскрываются особенности привлечения средств международных финансовых институтов, внешнего заимствования в осуществлении стабилизационных программ, проведении структурных реформ в экономике, диверсификации структуры экспорта и импорта, решении социальных проблем, обеспечении занятости населения и использования растущих трудовых ресурсов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, международные финансовые организации, защита национальных интересов, экономика развивающихся стран, Республика Узбекистан.

Formation of national economic security system at interaction with the international capital market

U. S. Ziyadullaev (Republic of Uzbekistan), Candidate of Economic Sciences, Tashkent State University of Economics - doctoral candidate

Methods and mechanisms of ensuring economic security of the developing states when attracting and using external financing are considered. The most important instruments of financing of target projects in the countries of a transitional economy are analyzed by international financial institutions, in particular the IMF, the WB and the Asian Development Bank (ADB). The most significant methods of increase in efficiency and appeal of external loans to ensuring national security of the Republic of Uzbekistan are accumulated. Emphasizing value of internal sources for financing of expanded reproduction, features of attraction of financial resources of the international financial institutions, external loan in implementation of stabilization programs, carrying out structural reforms in economy, diversification of structure of export and import, the solution of social problems, employment of the population and use of the growing manpower are revealed.

УДК 338.24+339.7 ББК 65.9(0)-98 З-669

У.С. Зиядуллаев (Республика Узбекистан), кандидат экономических наук, Ташкентский государственный экономический университет (Республика Узбекистан) - докторант

Аннотация

Abstract

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

Keywords: economic security, international financial institutions, protection of national interests, economy of developing countries, Republic of Uzbekistan.

Ускорившийся в ХХ! веке рост взаимозависимости стран и регионов активизирует международные экономические отношения, возрастание объемов операций и внешнего заимствования на мировых финансовых рынках, увеличение валютных и инвестиционных потоков из одних стран в другие. В условиях внешнеэкономической напряженности, связанной с террористическими угрозами, взаимными экономическими санкциями Запада и России, весьма актуальным становится формирование системы обеспечения национальной экономической безопасности партнёров России по СНГ при взаимодействии с международными финансовыми организациями, мировыми и региональными державами.

Национальную экономическую безопасность извне можно существенно подорвать, используя такие механизмы, как изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, игра на валютных рынках, понижение стоимости нефти, усиленный вывод валютных средств, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции), внешний долг коммерческих структур, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами, что затруднит обеспечение экономической безопасности. Не устранив зависимость национальных экономик от этих факторов, невозможно создать институциональные условия, способствующие их вхождению в мировое сообщество.

Молодые развивающиеся государства, перед которыми стоят задачи обеспечения своей национальной безопасности во многом зависят от того, насколько эффективно используется потенциал сотрудничества с международными финансовыми организациями, членство в которых особо актуально для всех стран СНГ. К ним относятся, прежде всего, Международный валютный фонд (МВФ); Группа Всемирного банка (ВБ); Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский (АБР) и Исламский (ИБР) банки развития. Благодаря их кредитам и займам обеспечивается техническое и технологическое перевооружение производства, внедрение новейшей техники, в конечном итоге, повышается уровень жизни населения.

Одним из направлений такого сотрудничества является внешнее заимствование, в том числе привлечение кредитов международных финансовых институтов. Использование внешних заимствований выступает естественным средством мобилизации финансовых ресурсов, которое является апробированным мировой практикой.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

Финансовая глобализация изменила традиционную сферу деятельности МФО и оказала существенное влияние на структуру участников международного рынка капитала (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Участники международного рынка капитала1

Активное участие страны в деятельности МФО укрепляет позиции государства на мировых финансовых рынках, способствует ее адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений, дает возможность привлечения иностранного капитала в различные отрасли национальных экономик и открывает широкие возможности их интеграции в мировое хозяйство.

Основными формами международного целевого финансирования проектов в развивающихся странах являются:

□ финансирование национальных предприятий и организаций, инвестиционные проекты в производственной и социальной сфере;

□ среднесрочное и долгосрочное финансирование импорта оборудования и услуг под гарантию государства;

□ развитие финансового рынка страны в направлении его интеграции в мировую экономику;

□ целевое финансирование проектов, имеющих важное социальное значение;

□ развитие национальной банковской системы и расширение её международной деятельности.

1 Рисунок составлен автором.

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

17 ^

Преимуществом целевого финансирования международными финансовыми институтами является возможность концентрации значительных денежных ресурсов на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая экономические и предпринимательские риски. Все целевые проекты, финансируемые международными финансовыми организациями (МФО), на наш взгляд, должны приносить не только экономический эффект, но они должны иметь определенную социальную направленность. Совокупный эффект от реализации целевого проекта состоит из нескольких эффектов, которые обеспечивают поступления в государственный бюджет, в бюджеты регионов, на территории которых реализуется данный проект, поступление средств в распоряжение инвесторов, а также косвенный эффект. Применение целевого финансирования обеспечивает заемщикам необходимые гарантии, защищает их от разного рода возникающих рисков. В рамках повышения инвестиционной активности, целевое финансирование проектов МФО становится побудительным мотивом привлечения иностранных инвестиций по основным направлениям реализации выбранного курса развития страны.

Предоставление финансовой помощи МВФ, ВБ и другими мировыми структурами развивающимся странам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Такой порядок получил наименование «обусловленности» (conditionality) кредитов, что выражается в согласовании со страной-заемщиком четкой программы экономической и социальной политики. Обычно предусматриваются и конкретные количественные показатели, а выделение кредита осуществляется поэтапно. Данная концепция сформировалась в рамках «Вашингтонского консенсуса» и предполагает, с одной стороны, структурные сдвиги, включающие приватизацию государственных предприятий, либерализацию внешнеэкономической деятельности, с другой - достижение макроэкономической и финансовой стабилизации2.

Используемый принцип обусловленности финансовой помощи выражается в согласовании со страной-заемщиком определенной программы экономической и социальной политики, реализация которой кредитуется МВФ и ВБ. Целевая направленность программных требований, выдвигаемых международными финансовыми институтами, состоит в том, чтобы экономическая стабилизация в стране-заемщике должна быть направлена на устойчивый экономический рост. Главной целью стабилизационных программ является воздействие на сферу предложения при помощи таких мер, как устранение диспропорций, мешающих росту экспорта, и повышение эффективности государственных расходов.

Наряду с общими принципами, используемыми при финансировании МФО программ структурных реформ в странах с переходной экономикой, следует придерживаться следующих принципов, которые должны лечь в основу такого финансирования:

2 Мировая динамика. Закономерности, тенденции, перспективы/отв.ред.А.А.Акаев, Садовничий В.А. и др./ - М., РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова, ЛИБРОКОМ,2014-488 с.

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

□ целевое и эффективное использование привлекаемых финансовых ресурсов;

□ соблюдение пороговых значений национальной экономической безопасности;

□ реализация основных приоритетов стратегии социально-экономического развития страны;

□ социальная направленность целевых проектов и достижение их эффективности;

□ диверсификация сотрудничества с МФО и развитыми государствами;

□ содействие интеграции развивающихся стран в мировую экономику.

В последние годы появились новые методы и инструменты использования денежных средств МФО в интересах расширенного воспроизводства национальных экономик. В результате этого наблюдается рост объема привлекаемых средств на международном рынке ссудных капиталов. Использование различных форм международного финансирования становится одним из важных источников устойчивого роста национальных экономик и позволяет учесть возможные последствия привлечения иностранных инвесторов и их угрозы экономической безопасности страны. Они предназначены для подготовки и принятия управленческих решений по поддержанию оптимального баланса между потребностями страны-реципиента во внешнем заимствовании и её возможностями по обслуживанию привлечённых средств.

Новые развивающиеся государства, к которым относится и Республика Узбекистан, заинтересованы в более эффективной интеграции в мировую экономическую систему, в полноправном участии в международном разделении труда и межгосударственных финансовых организациях. За прошедшие годы страны постсоветского пространства, и Узбекистан в их числе, вполне состоялись, обеспечили национальный суверенитет, стали членами ООН и других международных организаций. Они стали вполне самостоятельными, но выявилось множество объективных и субъективных трудностей и противоречий, в результате новые государства оказались мало интегрированы между собой. У каждого из них - собственная парадигма развития, своя модель перехода к рынку, своя национальная валюта, своё видение вхождения в мировое хозяйство.

С обретением национального государственного суверенитета, начиная с 1991 г. Узбекистан наладил тесные связи с рядом международных финансовых институтов, мировыми интеграционными объединениями, крупнейшими и развитыми государствами, о чем свидетельствует его многоплановое сотрудничество в торговле, на финансовых рынках с основными внешнеэкономическими партнерами и крупнейшими экономическими объединениями. Республика Узбекистан - страна, которая, по мнению некоторых экспертов, постоянно меняет векторы своего сотрудничества. Вместе с тем, новое руководство республики ведет целенаправленную политику на укрепление внешнеэкономических связей со многими государствами в интересах своей национальной безопасности, демонстрируя готовность

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

19 ^

к диалогу. Узбекистан в силу своего цивилизационного, экономического, политического, военного потенциала, не идет в фарваторе той или иной страны. При этом он открыт для сотрудничества со всеми странами. И это главное достижение новейшей внешнеэкономической стратегии Узбекистана.

Анализ внешнеторговых связей Узбекистана, инвестиционных потоков в его экономику позволил рассмотреть торговую и инвестиционную связанность республики с основным внешнеэкономическими партнерами и крупнейшими экономическими объединениями, представленными на постсоветском пространстве - СНГ, ЕАЭС и ЕС.

Республика Узбекистан проводит планомерную политику, способствующую достижению экономической, продовольственной, экологической безопасности государства, привлекая к взаимовыгодному сотрудничеству международные финансовые институты, развитые государства и мировые интеграционные объединения (см. таблицу 1).

Таблица 1

Торговля товарами между Республикой Узбекистан и глобальными

экономическими центрами

Г лобальный экономический центр Период Суммарный экспорт Суммарный импорт Суммарный товарооборот

Млрд долл. США Отношение 2000е/1990е Млрд долл. США Отношение 2000е/1990е Млрд долл. США Отношение 2000е/ 1990е

Республика Узбекистан 1. Российская Федерация 1992-1999 4,00 2,7 4,77 3,6 8,77 3,2

2000-2012 10,82 - 17,21 - 28,04 -

2. Европейский Союз 1992-1999 9,63 3,3 13,95 3,3 21,68 3,6

2000-2012 31,53 46,31 - 77,84 -

3. Китай, Япония и Республика Корея 1992-1999 0,83 8,2 0,89 12,3 1,73 10,3

2000-2012 6,83 - 11,01 - 17,85 -

4. Южная Азия 1992-1999 0,14 24,5 0,26 2,4 0,40 10,1

2000-2012 3,46 - 0,63 - 4,09 -

5. США 1992-1999 0,27 4,4 1,50 1,5 1,76 1,9

2000-2012 1,18 - 2,24 - 3,42 -

6. АСЕАН 1992-1999 0,24 1,3 0,09 5,3 0,33 2,4

2000-2012 0,31 - 0,48 - 0,80 -

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Источник: Расчеты автора на основе базе данных UN Comtrade.

Сложившиеся в настоящее время методы и инструменты взаимодействия Республики Узбекистан с МФО требуют корректировки в направлении оптимизации и повышения их эффективности на последующий период. Структурная перестройка национальной экономики требует значительных финансовых средств, в

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

том числе за счет внешнего заимствования с использованием рыночных методов привлечения заемных ресурсов, в частности, у крупных коммерческих банков и международных финансовых институтов, являющихся активными кредиторами и операторами фондового рынка. Такая стратегия внешнего заимствования на мировом финансовом рынке позволяет оптимизировать соотношение собственных и заемных ресурсов для повышения экономической безопасности и осуществления структурной перестройки национальной экономики.

В зависимости от способов внешнего заимствования в структуре международного рынка капиталов выделяются:

□ национальные рынки, которые исполняют международные функции путем прямого банковского кредитования иностранных контрагентов или же размещения их ценных бумаг на рынке своей страны;

□ непосредственно международные, наднациональные, экстерриториальные по своему характеру рынки капиталов. Соответственно, в данном случае можно говорить о финансировании на зарубежном рынке.

Многообразные формы международного долгового финансирования можно разделить на две основные группы: международные банковские кредиты и международные долговые ценные бумаги. В современных условиях в процессе перераспределения финансовых средств на международном рынке капиталов на первые позиции выдвигается рынок ценных бумаг при некотором ослаблении банковской системы. Причиной этого является бурное развитие информационных технологий и определенное снижение трансакционных издержек на финансовых рынках. Крупные кампании привлекают средства на фондовых рынках и на более благоприятных условиях, а банки начали развивать инвестиционное направление и проводят реструктуризацию ранее выданных кредитов.

Однако внешнее заимствование на международном рынке капитала осуществляется не только в форме эмиссии ценных бумаг, но и в форме привлечения синдицированных кредитов, которые стали более активно использоваться в конце прошлого века и, следовательно, также отражают сущность международного долгового финансирования, которую можно определить как привлечение временно свободных денежных средств с помощью долговых инструментов в интересах защиты национальных интересов. При этом международное долговое финансирование предполагает привлечение временно свободных денежных средств на международном рынке капитала с помощью международных долговых инструментов, которые выступают в форме международных долговых ценных бумаг и международных кредитов.

Вместе с тем международные финансовые институты порой не учитывают объективные потребности развития стран с переходной экономикой в плане проведения промышленной, научно-технической политики. Кроме того, существует объективная специфика этих стран, например, необходимость оказания тех или иных видов социальной помощи населению, применение определенных льготных

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

21 ^

тарифов на некоторые виды услуг. В этом контексте следует учитывать возможность и необходимость внедрения целевого подхода в сотрудничестве с международными финансовыми институтами. В частности, следует обратить внимание на то, что МВФ, ВБ, АБР и другие имеют разные подходы относительно характера использования средств внешнего заимствования. Особого внимания заслуживает сотрудничество с АБР как организацией, которое осуществляет кредитование на микроуровне и стимулирует тем самым процесс привлечения в Узбекистан частных иностранных инвестиций, учитывает интересы развития реального сектора экономики. Гибкая стратегия взаимоотношений страны с МФО принесет значительно больше успехов в долгосрочной перспективе.

Одним из возможных направлений взаимоотношений Узбекистана с МФО является переход от непосредственного получения финансовой помощи к получению консультативной поддержки от этих учреждений, что не только снизит остроту проблемы внешней задолженности, но и станет важным направлением привлечения в страну иностранного капитала.

Обязательной предпосылкой улучшения ситуации с использованием средств внешнего заимствования для повышения экономической безопасности является проведение структурной перестройки экономики, использование всего ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ страны. Другие важные вопросы, на которые нужно дать ответ, заключаются в том, в какой мере целесообразно и эффективно использование средств внешнего заимствования в связи с конкретными инвестиционными проектами и программами технического и технологического перевооружения производства, насколько Узбекистан в состоянии своевременно рассчитываться по принятым обязательствам. Важно знать, насколько позитивными или негативными являются последствия политики внешнего заимствования, как следует действовать, исходя из наличия объективных и субъективных факторов принятия страной на себя долговых обязательств и их выполнения.

Исходя из целеполагания обеспечения национальной экономической безопасности выделяются следующие приоритетные задачи и критерии предпочтительности внешнего финансирования:

□ возможность первоочередного использования финансовых ресурсов для обеспечения макроэкономической стабильности страны и для финансирования текущих бюджетных расходов;

□ способность максимально эффективно вкладывать финансовые средства в производственные инвестиции, создавая условия для устойчивого развития, модернизации отдельных отраслей экономики и социальной сферы;

□ постепенное повышение рейтинга платежеспособности и надежности страны-заемщика;

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

□ возможность открытого (прозрачного) оформления права собственности и четкого правового урегулирования сделок, в частности контрактов с долговым финансированием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ практики последних лет свидетельствует о том, что страны с переходной экономикой все чаще обращаются к МФО не столько для получения финансовых ресурсов с целью преодоления бюджетных проблем, сколько для повышения доверия к своей кредитно-денежной политике и стабильности экономики. Кредиты МФО обладают специфической способностью, позволяющей неуклонно привлекать новые, дополнительные источники финансирования структурных реформ. Финансирование целевых проектов со стороны МВФ обуславливается выполнением определенных политических и экономических условий, в связи, с чем Фонд оказывает воздействие на выбор пути развития страны-заемщика, расстановку социально-политических сил, согласование экономической политики.

При привлечении средств с международного рынка капитала Узбекистан исходит из необходимости не превышения пороговых показателей внешнего финансирования, рассматривая их как дополнение к имеющимся внутренним источникам, используя прежде всего собственные средства инвесторов - прибыли предприятий, амортизационные отчисления и денежные сбережения, а также с учетом обязательного своевременного возврата полученных средств.

В таблице 2 на опыте Республики Узбекистан сгруппированы методы обеспечения экономической безопасности страны по уровням управления (государственный, региональный) с дифференциацией по группам: информационно-аналитические, меры регулятивного и прямого воздействия, призванные стимулировать приток внешнего финансирования, а также обеспечить минимизацию различных рисков.

Таблица 2

Методы обеспечения экономической безопасности страны при использовании

внешнего финансирования

Основные методы Уровень управления

Общегосударственный Т ерриториальный (областной)

Информационно-аналитические методы

1. Мониторинг уязвимости экономических интересов Мониторинг угроз экономическим интересам страны Мониторинг уровней социально-экономического развития регионов

2. Текущая и прогностическая оценки экономического развития Система показателей оценки уровня экономического развития Система показателей оценки экономического развития регионов

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

Основные методы Уровень управления

Общегосударственный Территориальный (областной)

Методы регулятивного воздействия

1. Совершенствование нормативно-правовой базы и проведение институциональных преобразований Принятие федеральных законов, кодексов, Указов Президента, Постановлений Правительства страны. Принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной власти регионов в пределах компетенции

2. Устранение кризисных тенденций В экономике страны в целом, в отдельных отраслях В областях, городах, на предприятиях в пределах компетенции

Методы прямого действия

1. Программы выхода из кризиса Государство Регионы

2. Государственное регулирование территориального (областного) развития Разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития страны с привлечением внешнего финансирования Участие в реализации государственных целевых программ социально-экономического развития областей и привлечении внебюджетных средств

3. Противодействие носителям угроз интересам страны Совершенствование финансовой системы, лоббирование интересов отечественного производителя на международном рынке, выравнивание уровня регионального экономического развития Повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности управления регионами

Источник: составлено автором.

Несмотря на кризисные явления во многих странах постсоветского пространства экономика Республики Узбекистан развивается относительно стартовых позиций высокими темпами (среднегодовые темпы прироста составляют 7-8%). В стране обеспечена макроэкономическая стабильность, низкий государственный и внешний долг, равномерное распределение доходов, сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, энергетическая и продовольственная самообеспеченность; проводится умеренно жесткая денежно-кредитная политика, инфляция не превышает пороговые значения в 8%, золотовалютные резервы увеличились в 2010-2016 гг. более чем в шесть раз, происходят прогрессивные структурные сдвиги, выросла доля промышленности в ВВП, машиностроения -в промышленности, машинотехнической продукции - в экспорте. В 2014 г. ВВП страны более чем вдвое превысил уровень 1989 г. Объем ВВП по паритету покупательной способности за годы независимости увеличился более чем в 3,5 раза - с 27 до 95 млрд долл. В 2016 г. за счет всех источников финансирования в экономику инвестировано 17,3 млрд долл. капитальных вложений, 23,5% из которых - иностранные инвестиции, что свидетельствует о растущем доверии иностранного капитала к развитию национального хозяйства Узбекистана. Ключевыми факторами

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

привлекательности страны для иностранных инвесторов являются: политическая стабильность, устойчивый рост экономики, наличие квалифицированных молодых кадров, наиболее развитая в ЦА инфраструктура.

В Узбекистане в 2016 г. работало свыше 4 тыс. предприятий, созданных с участием иностранного капитала из 90 стран мира, функционируют 26 коммерческих банков, в том числе три государственных, пять с участием иностранного капитала, 11 акционерных и 7 частных. На финансовом рынке Республики Узбекистан представлены банковские группы более чем из 10 стран мира по месту расположения штаб-квартиры, капитал которых интернациональный. Наиболее широко представлены Россия, Китай, Турция, Южная Корея, Швейцария, США, Казахстан.

На постсоветском пространстве, где большой удачей являлось спасти от полной остановки уже существующие производства, истории успешного создания новых отраслей промышленности встречаются не часто. Одна из самых ярких - узбекский автопром. Уже после обретения независимости в Узбекистане с нуля было создано крупнейшее в Средней Азии автомобильное производство. По количеству выпускаемых автомобилей Узбекистан находится на втором месте в СНГ после России (и на 35-м месте в мире), опережая Украину и Белоруссию, хотя этим еще от СССР достались необходимые технологические мощности. Первыми машинами, сошедшими с конвейера на узбекской земле, стали модели Daewoo Nexia, Daewoo Tico и Daewoo Damas, позже добавились несколько новых, последняя (Ravon) в 2015 г. В июня 2017 г. утверждена «Программа развития автомобильной отрасли Узбекистана до 2021 года», где обещано привлечь в отрасль 800 млн долл. инвестиций и увеличить объем производства в три раза. Одновременно автомобили в Узбекистане вновь начали продавать за национальную валюту-сумы. Это

- очередной шаг в либерализации валютной политики, которую начал новый президент Шавкат Мирзиёев. Впрочем, финансовые показатели GM Uzbekistan уже давно говорили о том, что отрасли нужны серьезные реформы. Компенсировать либерализацию валютной политики местным производителям обещают с помощью льготных кредитов.

В условиях продолжающейся глобальной нестабильности, не нарушая интеграции Республики Узбекистан в мирохозяйственные связи, следует выработать инструментарий блокировки каналов проникновения на национальный рынок негативных кризисных явлений. Пороговые значения экономической безопасности

- это предельные величины, несоблюдение которых препятствует стабильному и устойчивому развитию, нормальному ходу расширенного воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в национальном хозяйстве, делает их уязвимыми по отношению к внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Стабильность сформированной финансово-банковской системы Республики Узбекистан, устойчиво высокие темпы роста, структурные преобразования в экономике, движение по пути модернизации страны находят одобрение мирового

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

финансового рынка. Участие Узбекистана в деятельности международных финансово-банковских структур содействует укреплению его позиций на мировом рынке, активизации внешней торговли, улучшает перспективы притока инвестиций в страну для регулирования внутреннего денежного обращения и обеспечения стабильности и устойчивости экономического развития.

Учитывая актуальность и значимость обеспечения национальной безопасности, государственная и региональная политика в сфере внешнего финансирования призвана решать следующие задачи:

1) активизировать инвестиционные процессы, направленные на укрепление экономики страны, формирование её инновационной структуры и выход на мировой рынок;

2) содействовать целевому использованию средств внешнего финансирования с приоритетом на решение текущих социально-экономических проблем, модернизацию предприятий в ключевых отраслях экономики, обеспечивающих наращивание ее валового внутреннего продукта;

3) обеспечивать тесное взаимодействие национальных рынков капитала с международными финансовыми рынками;

4) выравнивание и повышение общего уровня социально-экономического развития областей Республики, снижение их социально-экономической дифференциации;

5) свести к минимуму риск возникновения любых конфликтов, устранять причины и факторы, их порождающие, обеспечивать стабилизацию политической, социально-экономической, экологической обстановки в стране и её регионах.

Использование вышеназванных методов приведет к повышению экономической, социальной и бюджетной эффективности управления страной, её территориями (вилоятами), что укрепит экономическую безопасность взаимодействия и сотрудничества с МФО, мировыми и региональными державами.

В ближайшие годы можно ожидать дальнейших изменений в функционировании мировой финансовой архитектуры, что, несомненно, окажет своё воздействие на национальные экономики развивающихся государств3.

Наиболее перспективные направления обеспечения экономической безопасности на средне- и долгосрочный период, учитывающие в полной мере национальные интересы страны при формировании интегрированной экономической политики это: сотрудничество в области создания и эксплуатации международных транспортно-коммуникационных коридоров (МТТК); реализация инновационной парадигмы стратегического развития страны; формирование кластерной интеграции национального хозяйства.

3 Модернизация и экономическая безопасность Российской Федерации, том 6 (отв. ред. чл-корр.РАН В.А.Цветков), - М-СПб, «Нестор-История», 2016

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

Принципы и пороговые ограничения реализации внутренней политики Республики Узбекистан при осуществлении долгосрочной и текущей финансовой стратегии заимствования заключаются в следующем:

1. Стратегия повышения национальной экономической безопасности и благосостояния населения Республики Узбекистан исходит из того, что:

а) действия и расходы напрямую или косвенно содействуют и способствуют экономическому росту государства и отдельных территорий;

б) действия и расходы нацелены, в первую очередь, на уязвимые и менее обеспеченные слои населения;

в) меры, предусматривающие экономию или сбережение средств (в частности, ликвидацию нерентабельных производств, поддержание малого бизнеса) должны быть спланированные с невысокими издержками.

г) меры по экономии бюджетных и административно-управленческих расходов.

2. Модернизация национальной экономики нацелена на:

а) привлечение активов и инвестиций иностранных инвесторов, иностранных финансовых институтов и финансовых посредников;

б) поиск новых, более дешевых, источников финансовых ресурсов в кризисных условиях;

в) развитие сотрудничества в рамках экономических и финансовых союзов, альянсов, ассоциаций с другими странами и мировым финансовым рынком в целом;

г) выполнение суверенных обязательств при погашении внешних займов.

3. Критериальная оценка экономической безопасности включает:

а) ресурсный потенциал и возможности его развития;

б) уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие мировому уровню развитых стран, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;

в) конкурентоспособность экономики;

г) целостность территорий и экономического пространства;

д) национальный суверенитет и возможность противостояния внешним угрозам;

е) социальная стабильность и условия предотвращения социальных конфликтов.

Показатели (индикаторы), по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Никак нельзя допускать, чтобы были преодолены критические (пороговые) показатели экономической безопасности государства.

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

27 ^

Механизмы защиты национальных интересов и повышения «запаса прочности» пороговых значений экономической безопасности заключаются в том, что внешние заимствования напрямую или косвенно должны способствовать экономическому росту Узбекистана, поддержке уязвимых хозяйственных объектов и менее обеспеченных слоев населения, а также плодотворному сотрудничеству с другими странами и мировыми финансовыми центрами. Любое государство прибегает к внешнему заимствованию при ограниченности внутренних источников финансирования.

Взаимоотношения Узбекистана с международными финансовыми институтами являются крайне важными для современного этапа экономического и социального развития страны. Опыт многих стран мира подтверждает, что использование тех дополнительных возможностей развития, которые потенциально могут предоставить внешние источники финансирования, является заметным фактором стабильного и устойчивого развития экономики, в особенности в условиях структурной перестройки.

Страна, перед которой стоят задачи технической и технологической перестройки отраслей и производств, коренного изменения форм собственности и всего механизма управления зависит от того, насколько эффективно используется потенциал международного сотрудничества в виде кредитов МФО. Структурная перестройка национальной экономики требует значительных финансовых средств, в том числе за счет внешнего заимствования с использованием рыночных методов привлечения заемных ресурсов, в частности, у крупных коммерческих банков и международных финансовых институтов, являющихся активными кредиторами и операторами фондового рынка. Такая стратегия внешнего заимствования на мировом финансовом рынке позволяет оптимизировать соотношение собственных и заемных ресурсов для повышения экономической безопасности и осуществления структурной перестройки национальной экономики.

В таблице 3 сгруппированы и приведены наиболее значимые и популярные инструменты кредитования и привлекательности внешних заимствований в контексте укрепления экономической безопасности Узбекистана с выделением их конкурентных преимуществ и эффективности применения.

Таблица 3

Инструменты укрепления экономической безопасности страны и оптимизации

внешних заимствований

№ Наименование инструмента Конкурентные преимущества и эффективность применения

1 Долговая ценная бумага - свободное обращение ценных бумаг на фондовом рынке; - более длительный срок привлечения средств по сравнению с банковским займом; - многократность перехода от одного держателя бумаг к другому; - выгодная продажа на вторичном рынке

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

2 Синдицированный кредит - использование различных типов банковских кредитов; - гибкий характер сделок; - способность и готовность инвесторов принимать на себя возникающие риски; распределение рисков между участниками; - предпочтительность - возобновляемые кредитные линии (повторные заимствования) или обыкновенные срочные кредиты с жестким графиком погашения

3 Кредитование на микроуровне - стимулирование привлечения частных иностранных инвестиций; - учет интересов реального сектора экономики; - расширение круга клиентов, в т.ч. за счет малого и среднего бизнеса; - проектное финансирование

Источник: составлено автором.

У стран с переходной экономикой объективная необходимость привлечения средств на международном рынке капитала определяется особенностями их экономического развития. Необходимость проведения структурных реформ в условиях роста цен на сырье и энергию, преодолевать отсталость производственной базы при чрезмерном росте издержек производства требуют привлечения все больших внешних инвестиций, которые развивающиеся рынки стремятся найти путем внешнего заимствования при недостаточном притоке портфельных инвестиций.

Изложенные критерии, принципы и методы могут стать методической основой для построения механизмов защиты национальных интересов при привлечении средств внешнего заимствования в условиях ограниченности внутренних источников с помощью использования современных финансовых инструментов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад - М.: Научный совет РАН, Институт экономических стратегий, 2015. — 60 с. (Glaz'ev S.Ju. O neotlozhnyh merah po ukrepleniju jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii i vyvodu rossijskoj jekonomiki na traektoriju operezhajushhego razvitija. Doklad - M.: Nauchnyj sovet RAN, Institut jekonomicheskih strategij, 2015. — 60 s.)

Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС., Талипова Н.Т. Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан // Российский внешнеэкономический вестник, 2016, № 2, с.60-70 (Zijadullaev N.S., Zijadullaev U.S., Talipova N.T. Tendencii razvitija vneshnejekonomicheskogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii i Respubliki Uzbekistan // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2016, № 2, s.60-70)

7 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

Мировая динамика. Закономерности, тенденции, перспективы/отв.ред. А.А.Акаев, Садовничий В.А. и др./ - М.: РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова, ЛИБРОКОМ,2014. - 488 с. (Mirovaja dinamika. Zakonomernosti, tendencii, perspektivy/otv.red. A.A.Akaev, Sadovnichij V.A. i dr./ - M.: RAN i MGU im. M.VLomonosova, LIBROKOM,2014. - 488 s.)

Модернизация и экономическая безопасность Российской Федерации, том 6 (отв. ред. чл-корр.РАН В.А.Цветков). - М-СПб: «Нестор-История», 2016. - 712 с. (Modernizacija i jekonomicheskaja bezopasnost' Rossijskoj Federacii, tom 6 (otv. red. chl-korr.RAN V.A.Cvetkov). - M-SPb: «Nestor-Istorija», 2016. - 712 s.)

Экономика и политика постсоциалистических государств: опыт трансформации. Том 1 (Под ред. чл-корр.РАН Р.И.Хасбулатова) - М.: РЭУ им. Г.В.Плеханова, Вече, 2017 - 576 с. (Jekonomika i politika postsocialisticheskih gosudarstv: opyt transformacii. Tom 1 (Pod red. chl-korr.RAN R.I.Hasbulatova) - M.: RJeU im. G.V.Plehanova, Veche, 2017 - 576 s.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.