Особенности финансирования экономики развивающихся стран международными финансовыми институтами
В последние годы расширяется финансирование целевых проектов в странах переходной экономики, в частности Республике Узбекистан, международными финансовыми организациями, что было связано с ухудшением их валютного и финансового положения в результате мирового финансового кризиса.
Назревшая необходимость устранения диспропорций в платежных балансах, смягчения в некоторых из них проблемы внешней задолженности, ставившие под угрозу стабильность всей существующей системы международных расчетов, а также осознание неизбежности проведения экономических и социальных реформ повысили значение финансовой поддержки со стороны международных финансовых институтов.
Рассмотрим более подробно суть и значение стабилизационных программ, поскольку именно этот инструмент является очень важным в деятельности Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР) и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие развивающихся стран.
Основными условиями всех стабилизационных программ, которые осуществляются по линии МВФ, ВБ и АБР, являются проведение структурных реформ в экономике. Предоставление финансовой помощи странам с переходной экономикой связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Такой порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. Четкие обязательства стран - получателей кредитов и финансовой помощи от международных финансовых институтов в обмен на предоставление им финансовой помощи необходимы по двум причинам. Прежде всего, чтобы обеспечить достижение поставленных целей и гарантировать своевременное возвращение предоставленных кредитов. В связи с тем, что в последние
У.С. Зиядуллаев
УДК 339.7 ББК 65.268 З-668
11 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
17 ^
десятилетия суммы предоставляемых кредитных средств значительно возросли, то ужесточились и требования по обусловленности кредитных операций.
Используемый принцип обусловленности финансовой помощи выражается в согласовании со страной-заемщиком определенной программы экономической и социальной политики, реализация которой кредитуется МВФ, ВБ и АБР. Обычно в программах предусматриваются конкретные количественные показатели, а выделение кредита осуществляется поэтапно.
При финансировании целевых проектов в странах с переходной экономикой международными финансовыми организациями выдвигаются ряд требований в рамках «Вашингтонского консенсуса». Концепция предполагает, с одной стороны, осуществление изменений структурного характера, включающих приватизацию государственных предприятий, либерализацию внешнеэкономической деятельности, с другой - достижение макроэкономической и финансовой стабилизации1.
Целевая направленность программных требований, выдвигаемых международными финансовыми институтами, состоит в том, чтобы экономическая стабилизация в стране-заемщике была направлена на устойчивый экономический рост. В целях обеспечения устойчивости платежного баланса страны-заёмщика стабилизационная программа должна сопровождаться соответствующей реакцией со стороны совокупного предложения. При этом особое значение придается процентным ставкам и регулированию валютных курсов. Это связано с тем, что они оказывают сильное влияние на сбережения и инвестиции, а от них зависят перспективы экономического роста. Главной целью стабилизационных программ является воздействие на сферу предложения при помощи таких мер как устранение диспропорций, мешающих росту экспорта, и повышение эффективности государственных расходов. В результате в Узбекистане было достигнуто повышение в 2013 г. объема экспорта на 2,4%, что позволило завершить внешнеторговый оборот Республики положительным сальдо более 3,1 млрд долл.
В Узбекистане обеспечена макроэкономическая стабильность и сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, в частности, умеренно жесткая денежно кредитная политика, обеспечивающая инфляцию, не превышающую 7-8%, сбалансированный государственный бюджет, исполняющийся, начиная с 2005 г. с профицитом. За этот же период обеспечена сбалансированная внешняя торговля, благодаря чему достигнут устойчивый рост внешнеторгового оборота (см. рисунок 1) и увеличение за последние пять лет золотовалютных резервов более чем в шесть раз.
1 Доклад Международного валютного фонда Перспективы развития мировой экономики - Вашингтон, 2014. // http://www.imf.org/
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2014
Рисунок 1
Динамика внешнеторгового оборота2 (млрд долл.)
Одновременно с ростом внешнеторгового оборота наблюдается диверсификация структуры экспорта. Если в первые годы независимости в структуре экспорта преобладала продукция сельскохозяйственного производства, то сейчас увеличилась доля машин и оборудования, а также товаров с высокой добавленной стоимостью (см. таблицу 1).
Таблица 1
Структура экспорта Республики Узбекистан3 (%)
1991 2000 2005 2013
Хлопок-волокно 59,7 27,5 19,1 7,7
Продовольствие 3,9 5,4 3,8 9,8
Химическая продукция 2,3 2,9 5,3 4,0
Энергоносители 17,1 10,3 11,5 31,1
Цветные и черные металлы 4,6 6,6 9,2 6,3
Машины и оборудование 1,7 3,4 8,4 5,5
2 Диаграмма разработана автором - Узбекистан в цифрах. Статсборник - Ташкент, Госкомстат, 2013, с. 169-170.
3 Таблица составлена автором - Узбекистан в цифрах. Статсборник - Ташкент, Госкомстат, 2013, с. 171-173.
11 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
19 ^
1991 2000 2005 2013
Услуги 1,3 13,7 12,2 16,2
Другие 9,4 30,2 30,5 19,4
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Структурные преобразования экономики привели к росту доли промышленности с 14% в 1992 г. до 24% в 2013 г. Были обеспечены высокие темпы роста инвестиций (в среднем 25% в год) преимущественно за счет внутренних источников. Стимулировалось активное развитие малого бизнеса, доля которого в ВВП увеличилась до 55%. Рост денежных доходов составил 22-24% в год, что поддерживало внутренний спрос на товары и услуги.
В Узбекистане при привлечении инвестиций приоритетное значение придается мобилизации, прежде всего внутренних источников. Это означает необходимость широкого использования собственных средств инвесторов - прибыли предприятия, амортизационных отчислений, денежных сбережений и других средств в организации нового производства или дальнейшем расширении имеющихся производственных мощностей. Так как, если, с одной стороны, полная мобилизация внутренних источников обеспечит экономное и рациональное использование имеющихся экономических ресурсов, то, с другой - повышает эффективность инвестиций. На протяжении последних лет в стране проводилась консервативная политика внутренних и внешних заимствований. Совокупный государственный внешний долг на 1 января 2014 г. составлял 9,5% от ВВП и не превышал 26 % от объема экспорта, а внутренний долг - 0,6% к ВВП.
Вместе с тем в современных условиях общепризнанным является факт внешнего заимствования стран с переходной экономикой средств у международных финансовых институтов и развитых государств. Заимствованные средства используются, прежде всего, для финансирования расширенного воспроизводства, структурной перестройки экономики и решения социальных проблем, в том числе решения проблем безработицы и обеспечения занятости населения.
Анализ проблем, связанных с двумя взаимообусловленными задачами, то есть внешнее финансирование и обеспечение стабильного экономического роста, диктует необходимость исследования трех взаимосвязанных проблем.
Первая проблема касается вопросов, связанных с необходимостью привлечения средств международных финансовых институтов в дополнение к имеющимся внутренним средствам. Вторая проблема связана с воздействием полученных финансовых ресурсов на экономику страны, то есть встает проблема внешней задолженности страны-реципиента. Третий круг вопросов включает проблему возврата полученных средств.
^ 20
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2014
Решение вопросов с первой группой проблем вытекает из того, что в современных условиях существует объективная необходимость привлечения средств международных финансовых институтов, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства. Благодаря внешнему финансированию возможно привлечение передовой техники и технологии, осуществление подготовки и переподготовки национальных кадров.
Начиная с 1992 г. Узбекистан наладил тесные связи со многими международными финансовыми институтами, к числу которых относится и Всемирный банк. Общая сумма текущих обязательств Всемирного банка составляет более 1 млрд долл.
Всемирный банк и Правительство Узбекистана подписали Кредитное соглашение на дополнительное финансирование по Проекту модернизации системы здравоохранения Узбекистана (Здоровье-З). Для этого выделен дополнительный кредит в размере 93 млн долл на реализацию проекта «Совершенствование системы здравоохранения Узбекистана». По данным Всемирного банка, средства будут предоставлены из средств Международного ассоциации развития (МАР). В проекте предусмотрена модернизация системы здравоохранения в целях обеспечения более широкого доступа населения, особенно сельской его части, к качественным и устойчивым медицинским услугам.
В настоящее время Проектом охвачены 17,6 млн граждан города Ташкента и шести из тринадцати областей Узбекистана. Дополнительное финансирование охватит ряд городских медицинских объединений и 12,4 млн граждан в оставшихся семи областях страны.
Проект окажет содействие Узбекистану в расширении базовых мероприятий в сфере общественного здравоохранения, углубляя текущие реформы в секторе. Предлагаемый Проект отвечает задачам реализуемой в настоящее время Стратегии партнерства Всемирного банка с Узбекистаном на 2012-2015 гг. Успешно реализуется проект повышения энергоэффективности промышленных предприятий Узбекистана. В рамках новых соглашений, на данный проект выделена сумма в 100 млн долл., которая пойдет на софинансирование субпроектов промышленных предприятий по повышению энергоэффективности и внедрению современных технологий.
Всемирный банк участвует также в реализации проектов в здравоохранении и социальной сфере. Так, в стране осуществляется проект улучшения водоснабжения Алатского и Каракульского районов, который призван улучшить доступ и качество услуг водоснабжения и санитарии в городских и сельских регионах.
Всемирный банк одобрил выделение Республике Узбекистан кредита в размере 180 млн долл. на реализацию проекта по внедрению современных технологий по учету потребления электроэнергии. Цель проекта заключается в снижении коммерческих потерь трех региональных распределительных компаний в г. Ташкенте, Ташкентской и Сырдарьинской областях.
11 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
21 Q
В реализации различных проектов в Республике Узбекистан активно участвует и Азиатский банк развития (АБР) 4. Правительство Узбекистана и АБР подписали заемные соглашения по проектам развития жилищного строительства в сельской местности, электрификации железных дорог, усовершенствования измерения электроэнергии, а также водоснабжения и санитарии на общую сумму в 508 млн долл. АБР также выделил кредит в размере 220 млн долл. на реконструкцию дорог. К настоящему времени Узбекистан привлек для строительства национальной автомагистрали средства программы мультитраншевого финансирования АБР на общую сумму 1,1 млрд долл. Средства АБР направлены на реконструкцию отдельных участков автодорог «Гузар-Бухара-Нукус-Бейнау» (А-380) и «Ташкент-Андижан» (А-373) общей протяженностью 450 км.
За счет кредитов АБР (220 млн долл.) с четырехлетним льготным периодом реконструируется автомобильная дорога "Ферганское кольцо", соединяющая города всей Ферганской долины. Вклад Узбекистана в реконструкционные работы составит 45 млн долл. Общая стоимость проекта составит 265 млн долл. Наряду с этим АБР одобрил кредит в размере 100 млн долл. для совершенствования ключевого железнодорожного коридора в Узбекистане, который позволит улучшить региональную соединяемость вдоль жизненно важного транзитного маршрута, снизить транспортные издержки и стимулировать развитие местной торговли.
Китай активно продвигает проект формирования «экономического пояса Шелкового пути». В августе 2014 г. в ходе государственного визита президента Узбекистана И.А. Каримова в Китай была принята программа развития отношений стратегического партнерства на 2014-2018 гг.5, подписаны совместная декларация и соглашения на общую сумму более 6 млрд долл, предусматривающие создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, сооружение транснационального газопровода «Китай - Центральная Азия», строительство железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан» - важнейших составляющих программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), который проходит с севера на юг, связывая Европу со Средним Востоком, Китаем и Южной Азией через Центральную Азию.
У Ташкента, пожалуй, в гораздо большей степени, чем у всех его соседей, сохраняется возможность балансировать между глобальными игроками в Центральной Азии - США, Китай, Россия, ЕС, то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики. Очевидно, китайский вектор будет усиливаться, но не столько за счет американского, сколько за счет российского вектора. Наращивание взаимных санкций и начало рецессии в российской экономике, ограниченные экономические возможности России по сравнению с США и Китаем могут воспрепятство-
4 АБР предоставил Узбекистану кредит- UzDaily.uz - 2014 от 15 июля
5 Президент Узбекистана: Визит в Китай был успешным - Uzdaily.uz. 2014 от 21 августа
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2014
вать способности России сохранять свое присутствие в регионе и в конечном итоге привести к сворачиванию ряда важных проектов, в том числе с участием «Газпрома», «Роснефти» и др.
В последние годы произошли качественные изменения в позиции международных финансовых институтов по проблеме социального воздействия их программ. С учетом негативных последствий монетаристской дефляционной модели, международные финансовые институты стали уделять больше внимания долгосрочным структурным и институциональным проблемам экономической политики. Такие усилия направлены на укрепление производственной базы национальных экономик, улучшение системы управления в частном и государственном секторах, повышение степени прозрачности государственных бюджетов.
Указанные изменения в политике МВФ, ВБ и АБР говорят о формировании нового, позитивного подхода в процессе регулирования экономики стран с переходной экономикой. Большинство займов МВФ, ВБ и АБР направлены на реализацию социальных программ и создание системы социальной защиты населения. Если ранее МВФ настаивал на том, чтобы правительства стран - заемщиков, согласовавшие с ним экономическую программу, сами принимали решение о том, использовать или нет меры по защите бедных слоев населения от социального воздействия этих программ, то теперь их распределительные аспекты обсуждаются с правительствами уже во время их подготовки.
Несмотря на то что в МВФ, ВБ и АБР существуют общие принципы разработки программ поддержки структурных реформ, каждая конкретная операция готовится с учетом экономической и политической ситуации, существующей в стране-реципиенте. Чтобы добиться необходимой ориентации программы, убедиться в правильности расставленных приоритетов и наличии адекватной поддержки МВФ, ВБ и АБР, страна-заемщик и другие кредиторы и доноры должны прийти к единому соглашению относительно диагноза существующих экономических проблем, последовательности принимаемых мер и общего плана финансирования. Главными принципами, которые должны лечь в основу такого финансирования международными финансовыми институтами, на наш взгляд, являются целевое использование выделенных финансовых ресурсов, их социальная направленность, обеспечение экологической защиты при реализации проектов и достижение социальной эффективности целевых проектов.
Сегодняшняя ситуация во многих странах с переходной экономикой свидетельствует о том, что в них накопился огромный клубок нерешенных социальных проблем. К числу таких проблем относятся: наличие скрытой безработицы, особенно среди молодежи, снижение уровня образования подрастающего населения, загрязнение окружающей среды, снижение качества медицинского обслуживания населения и другие. Указанные проблемы требуют своего решения, а средства бюджета страны ограничены. Исходя из этого, считаем что средства, выделяемые междуна-
11 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
23 ^
родными финансовыми институтами, прежде всего, должны быть направлены на скорейшее решение данных проблем.
Важно отметить, что в Узбекистане наиболее остро стоит проблема использования растущих трудовых ресурсов. Численность населения в 2014 г. превысила 30 млн человек и увеличилась за период 1990 - 2012 гг. почти на 10 млн человек. Узбекистан сохраняет статус государства с молодым населением, средний возраст которого составляет 26,9 лет. Обеспечению устойчивого демографического развития способствовали меры, направленные на укрепление института семьи, в частности усиление адресной поддержки малообеспеченных и молодых семей и расширение возможностей для улучшения жилищных условий.
Рисунок 2
Динамика численности населения Узбекистана за 1990-2013 годы6
За 1990- 2010 гг. численность занятого населения выросла на 13,7 млн человек и составила 11,6 млн человек. Принятые меры по созданию новых рабочих мест, диверсификация отраслевой структуры экономики, подготовка квалифицированных кадров, а также переход на обязательное 12-летнее образование способствовали дальнейшему расширению занятости. Несмотря на принятые меры, по оценкам независимых экспертов, ежегодно за пределы страны в поисках работы выезжают около 8 млн трудоспособного населения, главным образом в Россию и Казахстан и, как следствие значительные объемы денежных переводов, беспрецедентны по своей
6 Рисунок составлен автором по данным Госкомстата РУз. - Узбекистан в цифрах. Стат-сборник - Ташкент, Госкомстат, 2013, с. 18, 45.
^ 24
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2014
величине и экономическому воздействию. Немногие страны сталкивались с численностью рабочей силы на уровне 1/4 мигрировавшей в течение десятилетия, и ни у одной страны денежные поступления от трудовой миграции не достигали почти половины от объема ВВП. На наш взгляд, это в числе прочих причин способствовало преодолению трудностей переходного периода без существенной внешней помощи, а простыми рыночными средствами - экспортируя свой основной товар, имеющий сравнительное преимущество - дешевую рабочую силу.
Поступления средств в виде кредитов, грантов, переводов от выехавших на работу за границу и средств международных финансовых институтов в Узбекистан способствовало увеличению потребления и росту экономики. Подсчеты показывают, что ВВП на душу населения в Республике Узбекистан за последние годы устойчиво увеличивается быстрыми темпами. Текущие тенденции притока внешнего финансирования в Узбекистан и динамика изменения ВВП на душу населения за последние годы приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Динамика изменения ВВП на душу населения и прямых иностранных инвестиций в
Узбекистане7
Показатели 2000 2005 2010 2011 2012
ВВП на душу населения (тыс. сум) 131,8 607,8 2190,0 2265,7 2415,7
Прямые иностранные инвестиции и кредиты (млрд сум) 24,9 470,5 3863,6 4122,0 4289,7
Все целевые проекты, финансируемые международными финансовыми институтами, на наш взгляд, должны приносить не только экономический эффект, но они должны иметь определенную социальную направленность. Совокупный эффект от реализации целевого проекта состоит из нескольких эффектов, которые обеспечивают поступления в государственный бюджет, в бюджеты регионов, на территории которых реализуется данный проект, поступление средств в распоряжение инвесторов, а также косвенный эффект.
Однако в большинстве случаев социальный эффект целевых проектов трудно измерить. Некоторые проявления социального эффекта могут быть точно измерены, в других случаях возможны только качественные оценки и экспертные заключения.
7 Таблица составлена по данным Госкомстата РУз - Узбекистан в цифрах. Статсборник - Ташкент, Госкомстат, 2013, с. 18, 19, 43, 138.
11 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
25 Q
Таким образом, основным преимуществом целевого финансирования международными финансовыми институтами является возможность концентрации значительных денежных ресурсов на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая экономические и предпринимательские риски. Применение целевого финансирования обеспечивает заемщикам необходимые гарантии, защищает их от разного рода возникающих рисков. В рамках повышения инвестиционной активности, целевое финансирование проектов международными финансовыми институтами становится побудительным мотивом привлечения иностранных инвестиций по основным направлениям реализации выбранного курса развития страны.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Доклад Международного валютного фонда Перспективы развития мировой экономики - Вашингтон, 2014. // http://www.imf.org/ (Doklad Mezhdunarodnogo valjutnogo fonda Perspektivy razvitija mirovoj jekonomiki - Vashington, 2014)
2. Доклады Всемирного банка о тенденциях распространения стандартов и кодексов. // http//www.worldbank.org/ifa/rocs.html/ (Doklady Vsemirnogo banka o tendencijah rasprostranenija standartov i kodeksov)
3. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС. Международный финансовый центр в Москве: возможности и механизмы формирования //Общество и экономика, 2014, № 4, c. 121-140 (Zijadullaev N.S., Zijadullaev U.S. Mezhdunarodnyj finansovyj centr v Moskve: vozmozhnosti i mehanizmy formirovanija //Obshhestvo i jekonomika, 2014, № 4, c. 121-140)
4. Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономики -М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2012 г. - 157 с. (Mezhdunarodnye finansovye centry i ih rol' v razvitii mirovoj jekonomiki - M.: Finansovyj universitet pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. 2012 g. - 157 s.)
5. Платонова И.Н., Ливенцев H.H., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации -М.: Проспект, 2012. - 236 с. (Platonova I.N., Livencev H.H., Kostjunina G.M., Buglaj V.B. Mezhdunarodnye jekonomicheskie otnoshenija v jepohu globalizacii -M.: Prospekt, 2012. - 236 s.)
6. Рудый К.В. Финансовая интеграция инновационных систем стран с переходной экономикой / Белорусский государственный экономический университет, Минск, 2013. // http:// belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr30.html (Rudyj K.V. Finansovaja integracija innovacionnyh sistem stran s perehodnoj jekonomikoj / Belorusskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet, Minsk, 2013)
7. Узбекистан в цифрах. Статсборник - Ташкент, Госкомстат, 2013.- 187 с. (Uzbekistan v cifrah. Statsbornik - Tashkent, Goskomstat, 2013.- 187 s.)
8. Шарипов М.А. Монетарная политика в условиях финансовой глобализации. // Экономика и менеджмент инновационных технологий.- 2012 Электронный ресурс. URL:http:// ekonomika.snauka.ru/2012/05/841 (Sharipov M.A. Monetarnaja politika v uslovijah finansovoj globalizacii. // Jekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologij.- 2012 Jelektronnyj resurs)
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2014