Научная статья на тему 'Пороговые барьеры на пути белорусских инноваций'

Пороговые барьеры на пути белорусских инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянович Ирина

Эксперты Европейской экономической комиссии ООН в конце октября представили научной общественности нашей страны Обзор инновационного развития Республики Беларусь. Его подготовка началась в прошлом году по заказу Правительства (о чем мы сообщали в №№8, 11 журнала за 2010 г. и в №5 за 2011 г.), вместила в себя глубокий анализ ключевых элементов национальной инновационной системы и, что самое главное, рекомендации по активизации инновационного движения и усилению инновационного потенциала. Обзор впитал в себя международный опыт и особенности развития отечественной экономики с учетом национальных возможностей и ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threshold barriers to Belarusian innovation

The economic Commission for Europe of the United Nations in late October presented the scientific community of our country the innovation performance Review of Belarus. His preparations began last year for the Government, encompassed a thorough analysis of key elements of the national innovation system and, most importantly, recommendations for enhancing innovation and strengthening innovation capacity. The review has absorbed international experience and features of development of the domestic economy, taking into account national capabilities and limitations.

Текст научной работы на тему «Пороговые барьеры на пути белорусских инноваций»

| АНАЛИЗ

пороговые барьеры на пути белорусских инноваций

Эксперты Европейской экономической комиссии ООН в конце октября представили научной общественности нашей страны Обзор инновационного развития Республики Беларусь. Его подготовка началась в прошлом году по заказу Правительства (о чем мы сообщали в №№8, 11 журнала за 2010 г. и в №5 за 2011 г.), вместила в себя глубокий анализ ключевых элементов национальной инновационной системы и, что самое главное, рекомендации по активизации инновационного движения и усилению инновационного потенциала. Обзор впитал в себя международный опыт и особенности развития отечественной экономики с учетом национальных возможностей и ограничений.

Документ имеет большую практическую значимость как для руководящих структур, так и для всех субъектов инновационной деятельности. Для удобства пользования обзор разбит на семь глав, каждая из которых содержит рекомендации, имеющие разную степень приоритетности и рассчитанные на разные временные периоды. Представляем их вниманию наших читателей в соответствии со структурой документа (по главам).

обзор экономического и инновационного развития республики Беларусь за последние годы

По мнению экспертов, первостепенное значение для бенчмаркинга и эффективного управления инновациями имеет обеспечение международной сопоставимости статистических данных. Принятые в нашей стране методология и практика ста-тучета в этой области серьезно разнятся с аналогичными системами большинства европейских государств. Это за-

трудняет проведение прямых сопоставлений инновационных показателей как на макро-, так и на микроуровнях. Для устранения имеющихся разночтений необходимо внедрять в отечественную практику международные определения и процедуры, в частности:

• проводить обзоры научно-исследовательской деятельности по методологии, изложенной в Руководстве Фраскати;

• принять систему мониторинга ассигнований республиканского бюджета на науку и исследования (GBOARD), обеспечивающую периодический анализ и оценку эффективности вклада бюджетных расходов на науку

и технологии в решение задач

социально-экономического

развития;

• внедрить показатели, используемые при составлении Обзора инновационной деятельности, в соответствии с Руководством Осло по сбору и интерпретации статистики инноваций (ОЭСР, Европейская Комиссия, 2005 г.);

• гармонизировать национальную статистику научно-

технической деятельности в соответствии с Руководством Канберра «Измерение человеческих ресурсов в области науки и технологии» (ОЭСР, 1995 г.);

• сопоставлять инновационную политику по показателям, предложенным в Инновационном обзоре ЕС за 2008 г. как наиболее часто используемые в практике учета инновационной деятельности предприятий.

Сближению национальной статистики с международными индикаторами будет способствовать гармонизация национальных классификаторов с важнейшими мировыми:

• системой национальных счетов (ООН, 2008 г.);

• международной стандартной классификацией по образованию (ЮНЕСКО, 1997 г.);

• международной стандартной классификацией профессий (МОТ, 2007 г.);

• классификацией областей науки и технологий (ОЭСР, 2007 г.);

• классификацией товаров по видам деятельности (ООН, 2008 г.);

• международной стандартной классификацией видов экономической деятельности (ООН, 2008 г.);

• классификацией видов экономической деятельности Европейского сообщества (Евростат, 2008 г.);

• стандартной международной классификацией торговли (ООН, 2006 г.);

• гармонизированным описанием товаров и системой кодирования (Всемирная таможенная организация, 2007 г.);

• номенклатурой для анализа и сопоставления научных программ и расходов на науку (2007 г.);

• отраслевой классификацией расходов и занятости в науке

и исследованиях, содержащей номенклатуру секторов Руководства Фраскати.

нис и управление

инновационной

деятельностью

Европейские эксперты отметили, что инновации в Беларуси воспринимаются в основном как научные и технологические нововведения. В международной практике распространена более широкая трактовка данного понятия, выделяющая четыре основных типа инноваций: товарные, технологические, маркетинговые и организационные. Для повышения эффективности предпринимаемых государством мер по развитию инновационной составляющей предлагается про-

вести критический анализ инновационной политики и на его основании сформулировать план действий по расширению предметной сферы инноваций и спектра инструментов по их реализации. Требуется разъяснить предлагаемые изменения с помощью информационной кампании,направленной в первую очередь на специалистов, отвечающих за разработку государственной политики в этой области, а также на представителей органов власти и населениев целом.

По мнению аналитиков, наряду с признанием важности инноваций для долгосрочного экономического роста и принятием ряда действенных мер по формированию основных

элементов Национальной инновационной системы упор в нашей стране все же делается на административный аспект, меньше внимания уделяется развитию взаимосвязей бизнеса, науки, образования и т.п. Поэтому внимание заинтересованных субъектов следует сосредоточить на выявлении слабых или отсутствующих звеньев в их взаимоотношениях и на разработку стратегических мер по исправлению отмеченных недостатков. Конкретные шаги в этом направлении предусматривают изменение линейной модели инноваций на модель, основанную на множественности и многообразии связей между участниками НИС; обеспече-

ние взаимосвязи всех стадий инновационного процесса, постепенный характер преобразований и приоритетность мер, дающих скорую положительную отдачу.

Национальная инновационная система и система управления инновациями в Беларуси, отмечают составители обзора, в основном построены по отраслевому (ведомственному) принципу - так называемый «вертикальный подход». Это стало отправной точкой для дальнейшего развития, но вместе с тем значительно сдерживает осуществление эффективных горизонтальных связей - междисциплинарных, межведомственных и др. Существующая система перегру-

Игорь ВОЙТОВ, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь: Подготовка страновых инновационных обзоров является новым направлением деятельности ЕЭК ООН, и проведенное в Беларуси исследование - первое в своем роде. Оно чрезвычайно актуально для каждого государства, поскольку инновации в современном мире становятся главным фактором роста, основой конкурентоспособности экономики и, следовательно, высокого уровня жизни населения. Наша страна уверенно продвигается по инновационному пути, на котором определены основные направления и задачи инновационной политики, механизмы ее реализации, обеспечено наращивание инновационной составляющей экономики. В последние годы осуществлены изменения в программно-целевых методах планирования и проведения исследований, они сконцентрированы на увеличении доли разработок под конкретные потребности отраслей экономики. Введены в практику новые элементы инновационной деятельно-

сти - республиканские научно-практические центры, принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Но важнейшей нашей задачей должно стать завершение формирования национальной инновационной системы. И в этом плане обзор может стать руководством для конкретных действий, принятия необходимых решений, направленных на повышение инновационной активности всех субъектов хозяйствования. Задачей стратегического плана на ближайшие годы становится функционирование НИС как целостного комплекса правовых, организационных, экономических, морально-психологических рычагов. Необходима доработка правового обеспечения инновационной деятельности, прежде всего налогового законодательства, вопросов охраны прав интеллектуальной собственности, включения их в хозяйственный оборот. Особого внимания требует и практика правоприменения уже действующих законодательных актов. Кроме того, предстоит решить задачу по развитию инновационной инфраструктуры. Пристального внимания требуют вопросы государственного регулирования постановки на производство новой продукции и ее выхода на рынок.

жена программами и по этой причине трудноуправляема. Для успешной работы НИС необходимо дополнить «вертикальные» подходы к управлению «горизонтальными», вовлекая в инновационную деятельность предприятия, отрасли и секторы и укрепляя взаимосвязи между ними. По мнению экспертов, желательно учредить специальный орган управления, например Национальный совет по инновациям, с участием ключевых заинтересованных сторон (представителей государственных организаций и структур управления, деловых кругов, в том числе малого и среднего бизнеса, научно-исследовательских организаций, институтов и т.п.). Государственный комитет по науке и технологиям может выполнять роль секретариата Совета.

Как показывает анализ, наиболее слабое звено отечественной НИС - предпринимательский сектор. Быстрое его развитие, особенно в сфере инноваций, является необходимым условием устойчивого и динамичного роста. Эксперты считают, что базой для формирования малых и средних предприятий могут быть действующие научно-исследовательские организации и учреждения, а также крупные субъекты хозяйствования. Малый инновационный бизнес, взяв на вооружение новые технологии, станет важным дополнением к новаторской деятельности больших фирм. Для того чтобы активизировать предпринимательский сектор, необходимо расширить спектр мер по его стимулированию. Конкретные действия предполагают тщательное изучение существующих барьеров на пути

АНАЛИЗ|

создания и развития малых и средних предприятий и разработку целенаправленных мер по снижению таких барьеров.

Немаловажным фактором успешной реализации курса на инновации являются не только административные меры поддержки, но и изменения отношения населения к нововведениям. Целесообразно рассмотреть возможность подготовки информационно-просветительских программ для участников инновационного процесса и широкой общественности. В этой связи особое внимание следует уделять признанию заслуг как отдельных граждан, так и в целом компаний, наладивших успешный инновационный бизнес. Для этих целей использовать разнообразные формы работы, включая национальные конкурсы, специальные премии, телевизионные шоу, образовательные программы по предпринимательству в школах и вузах, неформальные инновационные платформы.

рамочные условия, инновационная политика и инструменты

Европейские эксперты отметили благоприятные рамочные условия, созданные для инновационного развития в нашей стране. Показательный пример - Парк высоких технологий, успешной деятельности которого способствовало предоставление значительных льгот компаниям-резидентам. Принимая во внимание имеющийся опыт, специалисты ЕЭК ООН рекомендуют предоставить налоговые стимулы инновационным предприятиям всех отраслей и секторов вне зависимости от их расположения на площадях научных и технологических парков, рас-

РуменДОБРИНСКИ, директор департамента экономического сотрудничества и интеграции ЕЭК ООН: Для подготовки обзора была мобилизована большая группа международных экспертов, проделана огромная работа и получен, на мой взгляд, глубокий анализ белорусского опыта в области инновационного развития. Самая важная часть обзора - выработка рекомендаций по осуществлению конкретных мер и действий государственной политики в отношении инновационного развития с учетом выявленных проблем и имеющихся возможностей. Они охватывают вопросы разработки и проведения инновационной политики, ее основных направлений и задач, конкретных инструментов и механизмов реализации в Республике Беларусь. Важнейшей задачей стратегического плана на ближайшие годы становится формирование национальной инновационной системы, принятие

необходимых решений для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования. И мы надеемся, что рекомендации, изложенные в обзоре, не останутся невостребованным документом, а положат начало совместной работе по воплощению их в практическую плоскость. С этой целью нами была проведена встреча с руководством ГКНТ, на которой обсуждались возможности дальнейшего взаимодействия в этом направлении. Мы готовы оказать содействие органам государственного управления в решении конкретных проблем инновационной политики, выработке нормативных правовых и других документов. Нам известно, что в ближайшее время Парламент будет рассматривать новый закон об инновационной политике. Мы готовы подключиться к этому процессу, организовать семинары по обсуждению вопросов, которые будут возникать в ходе этой деятельности. Мы воспринимаем обзор как один из этапов нашего дальнейшего сотрудничества и как широкое поле для совместной будущей работы.

пространить предусмотренные для них льготы на другие секторы экономики, разработать специальные инструменты и институты для стимулирования выхода новых инновационных компаний за пределы парка.

Необходимо не только развивать конкуренцию между заявителями на государственное финансирование, но также поощрять кооперацию в сфере науки и инноваций, делая особый акцент на малые и средние предприятия. С этой целью предлагается стимулировать их участие в государственных научно-технических программах, сделать последние более открытыми для данных субъектов хозяйствования. Следует усиливать кооперацию и партнерские связи между малым бизнесом и

Беларусь в Литва н Польша н Россия н Украина н Восточная Европа

и Центральная Азия

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2002 г.

2009 г. 2002 г. 2009 г. 2002 г. 2009 г.

Разработка нового продукта/услуги

Модернизация существующего продукта/услуги

Прекращение производства продукта/услуги

Источник: Всемирный банк (2010 г.). «Беларусь: Показатели развития промышленности до и в период мирового кризиса. Записки по вопросам экономической политики РБ: Записка N1, Доклад N 54371-ВУ, 25 июня 2010 г.» (документ Всемирного банка).

Реструктуризация предприятий в некоторых экономиках в 2002 и 2009 годах

Нина БОГДАН, национальный эксперт, профессор Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор: Обзор инновационного развития Республики Беларусь - серьезный и обстоятельный документ, позволяющий углубить понимание сложного динамичного и нелинейного современного инновационного процесса. В чем его ценность? В первую очередь в том, что предпринята попытка определить соответствие реализации принципов инновационной политики в нашей стране наилучшему международному опыту регулирования данной сферы. Насущная необходимость в глубоком изучении специфики НИС и важнейших инициатив государства в этом направлении назрела уже давно и продиктована не только внешними вызовами, но и комплексом проблем и причин внутреннего характера. Причем и те и другие сегодня претерпевают серьезную трансформацию в связи с последствиями мирового экономического кризиса. Вопросам разработки инновационной политики в Беларуси уделяется самое пристальное внимание, однако ощущается нехватка комплексных исследовательских работ, базирующихся на международно сопоставимой статистической информации,

специализированных обследованиях, современных методических подходах. Обзор подчеркивает сложность и многоплановость современных инноваций, обосновывает необходимость холистического подхода к инновационной политике. Это не только задачи технологической модернизации и не только рост финансирования, но и информационные потоки, институты, обеспечивающие коммуникации, формирование инновационного мировоззрения и инновационной культуры.

Обзор указывает на необходимость трансформации измерителей, характеризующих инновационную модель развития. При ее формировании каждая страна выбирает те направления деятельности, в которых она наиболее перспективна и конкурентоспособна. Но управление нуждается в актуальной информации, которая учитывает не только национальные особенности, но и глобальные сдвиги. При движении в будущее нельзя опираться на индикаторы прошлого, поскольку возможны неадекватные решения. В этом плане европейскими экспертами проделана огромная работа - дана характеристика тенденциям в сфере информационного обеспечения принятия решений в области инновационной политики, которые сложились в мировой практике. И поэтому Обзор инновационного развития как образец удачного бенчмаркинга должен быть взят на вооружение белорусским истеблишментом, формирующим инновационную стратегию страны.

участниками инновационной деятельности, включая государственные организации, научно-исследовательские и академические институты, развивать разнообразные формы деловой и административной поддержки предпринимательства.

В Беларуси реализованы разнообразные инициативы по поддержке инноваций, включая Государственную программу инновационного развития на 2007-2010 гг. и сменяющую

ее программу на 2011-2015 гг. Накопленный опыт, предполагают аналитики, поспособствует совершенствованию политики в данной сфере. В этой связи оценка результативности инновационных программ, проектов и инструментов должна носить не только перспективный, но и ретроспективный характер, охватывая как количественные, так и качественные показатели достижения поставленных целей и задач. Такая ретроспекция должна

эффективно использоваться при подготовке решений на последующих стадиях разработки государственной политики. Рекомендуется проводить независимую международную экспертизу для определения сильных сторон и перспективных направлений развития и слабых сторон, нуждающихся в совершенствовании.

По мнению европейских экспертов, государству следует предпринять меры по усилению регионального компонен-

та инновационной системы. С этой целью необходимо расширять спектр региональных программ, усиливать их координацию с прочими инициативами в смежных областях (например, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, развитие села, укрепление кадрового потенциала). Существенным дополнением к решению проблем социально-экономического развития может стать повышение роли низовых звеньев в разработке и реализации региональных программ, усиление координации между региональными участниками НИС, наращивание потенциала местных органов власти в области управления и координации крупных инновационных проектов.

производство и ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ

Составители обзора отмечают, что концентрация исследовательской деятельности в научных учреждениях республики и незначительное участие в ней предприятий идут вразрез с распространенной международной практикой. Сложившаяся ситуация не способствует развитию мощного инновационного потенциала на уровне реального сектора экономики. Исправить положение вещей можно, пересмотрев стратегическую направленность инновационной политики. Ее следует переориентировать и вместо передачи инноваций из научного сектора в промышленность строить инновационную систему на основе предприятий. Необходимо постепенно реин-тегрировать науку и исследования в сектор коммерческих предприятий. Для этого нужно укреплять связи между вузами и научно-исследовательскими

АНАЛИЗ

институтами, включать подразделения фундаментальной науки в структуру университетов; постепенно реорганизовывать часть действующих НИИ с целью обслуживания нарождающегося сектора высокотехнологичных малых предприятий (по примеру институтов Фраунгофера в Германии). При этом все структурные изменения должны носить добровольный и постепенный характер, получить одобрение основных заинтересованных сторон и поддерживаться соответствующей государственной программой. Любая реорганизация научно-исследовательской системы должна привести к формированию государственных или коммерческих организаций с согласованным набором функций, жизнеспособных в среднесрочной перспективе и располагающих возможностями по наращиванию потенциала в профильных сферах деятельности.

По мнению аналитиков, наука в Беларуси излишне ориентирована на практическое внедрение результатов, что может отрицательно сказаться на качестве исследований. Имеющиеся механизмы определения научных приоритетов, будучи чрезмерно централизованными, сокращают возможности реализации инициатив, не вписывающихся в такие приоритеты. Упор на коммерциализацию представляется логичным в краткосрочной перспективе, но в более отдаленном будущем это будет иметь негативные последствия для развития науки.

Для обеспечения более сбалансированного сочетания коммерческих и научных задач в работе научных учреждений государству следует рефор-

мировать систему бюджетного финансирования науки, что позволит предотвратить снижение уровня исследований по причине чрезмерной коммерциализации. С этой целью рекомендуется дифференцировать различные виды исследований (фундаментальные,

прикладные, конструкторские разработки) с точки зрения целей, структуры проектов и стимулов. Плюс ко всему стоит диверсифицировать систему финансирования науки, предоставлять индивидуальные гранты, поддерживать проекты и тематические программы

не только в соответствии с административно устанавливаемыми приоритетами, но и согласно спросу заинтересованных сторон и участников инновационной деятельности.

Существующая в республике система инструментов инновационной политики

Анна ПОБОЛЬ, международный эксперт, преподаватель кафедры теоретической и институциональной экономики БГУ, кандидат экономических наук, доцент: Подготовка обзора сопровождалась активной и скрупулезной работой, которая завершилась созданием, на мой взгляд, грандиозного документа, имеющего важное значение для нашей страны. Это стало возможным благодаря высокой квалификации и профессионализму зарубежных экспертов, а также тщательной подготовительной и координационной работе руководства со стороны Беларуси и ЕЭК ООН.

Зарубежные аналитики приехали в нашу страну, предварительно выполнив большое домашнее задание: им было предоставлено огромное количество статистических материалов и отчетов о развитии науки в нашей стране. Они были заранее изучены, поэтому во время визита речь шла не о знакомстве с ситуацией, а об уточнении качественных параметров НИС, зафиксированных в цифрах, и формировании логически завершенного образа системы и тенденций ее развития на основе имеющихся данных. Кроме того, экспертам был предложен список правительственных, неправительственных и международных организаций, которые они выбрали для обсуждения интересующих их вопросов. Были выслушаны представители власти, ученые, предприниматели и другие заинтересованные лица.

Хотя формально каждый исследователь отвечал за написание конкретной, своей главы, в целом работу можно назвать командной. Потому что обсуждать полученные результаты собирались вместе, бурно дискутировали, отстаивали свои мнения, которые не всегда совпадали. Зарубежные эксперты отметили готовность белорусов к сотрудничеству, боль-

шое количество доступной информации, а также то, что многие замечания относительно функционирования НИС осознаются и объясняются самими респондентами. Это позволило сформулировать рекомендации в области инновационной политики с учетом не только внешнего впечатления, но и основываясь на взглядах «изнутри» самих участников инновационного процесса.

Что касается настроения и мотивации экспертов, то есть соблазн предположить, что западные ученые могли бы впасть в две крайности при подготовке обзора - либо отделаться холодными формальными критическими замечаниями, либо попытаться, наоборот, «задобрить» Правительство похвалами в адрес действующей политики. Но, минуя названные крайности, был подготовлен документ, отражающий исключительно доброжелательный, искренне надеющийся оказаться полезным и именно потому объективный взгляд со стороны.

Некоторые эксперты были родом из стран, в которых и экономические, и инновационные системы претерпели в последние десятилетия серьезные трансформации. Марина Ранга из Румынии, Славо Радошевич из Хорватии, Анна Кадерабкова из Чехии не понаслышке знают о проблемах формирования НИС и владеют конкретным опытом того, что именно необходимо сделать, чтобы проблемы разрешить. Видимо, поэтому основным результатом обзора стала не только критика - ведь многие наши недостатки мы знаем сами, - а именно предложения по развитию НИС Беларуси, в том числе по реализации дальнейших совместных международных проектов с активным вовлечением в них белорусского научного сообщества. На мой взгляд, возможности, которые получила республика благодаря проведенному обзору, по-настоящему ценны, и следует в полной мере их использовать.

создает мощные стимулы для обновления ассортимента и технической модернизации, но в значительно меньшей степени поощряет подлинные инновации. Правила бюджетного финансирования одинаково применяются ко всем проектам, не приветствуется разумный риск, что ведет к предпочтительной реализации технически выверенных разработок в ущерб истинным нововведениям. Поэтому первоочередной задачей становится четкое разграничение между поддержкой настоящих инноваций и инвестированием в модернизацию производства. По замечаниям экспертов, последняя в нашей стране осуществляется в рамках широкого спектра программ, финансируемых из отраслевых инновационных фондов. Для повышения эффективности механизмов и инструментов поддержки инноваций рекомендуется пересмотреть функции таких структур и изучить целесообразность их существования с позиций передового международного и национального опыта. Следует диверсифицировать меры государственной поддержки инновационной деятельности и внедрять новые инструменты, основанные на понимании риска как неотъемлемой части инновационного процесса.

Одним из ключевых факторов экономического роста является эффективная интеграция в международные технологические связи и расширение сотрудничества с зарубежными партнерами. Успешное решение этих задач потребует дальнейшей либерализации и открытия экономики, поддержки субконтрактации и прямых иностранных инвести-

ций, встраивания белорусских участников инновационной деятельности в глобальные инновационные цепочки. Для более активной передачи технологий и распространения научных разработок внутри страны предлагается увязать меры стимулирования ПИИ и субконтрактации с решением инновационных задач, развивать новаторский потенциал малых и средних предприятий, содействовать установлению их долгосрочных кооперационных связей с крупными компаниями в стране и за рубежом, развивать с ними стратегическое партнерство.

Аналитики отмечают, что объем прямых иностранных инвестиций за последние годы возрос, а дальнейший приток, в том числе из соседних стран СНГ, будет зависеть от многих условий, включая состояние бизнес-среды и динамику развития интеграционных процессов в регионе. Для более интенсивного привлечения ПИИ рекомендуется расширить полномочия Национального агентства по инвестициям, включив в его функции решение вопросов, связанных с инновациями и технологическим развитием.

связи между наукой и производством и их взаимодействие в инновационном процессе

В стратегических документах и нормативной базе Беларуси на первый план выходят правовые и административные аспекты, в то время как основная функция государственной политики состоит в установлении правил и институциональных рамок, отражающих интересы общества и создающих механизмы, поощряющие

коммерческое использование научно-исследовательских разработок. Административные указания или принуждение не могут полностью заменить экономические стимулы. Разработчики должны получать выгоду от инновационной деятельности, обладать четко определенными правами на созданные ими объекты интеллектуальной собственности. В этой связи европейские эксперты рекомендуют:

• предоставлять научным учреждениям право самостоятельно распоряжаться правами на ОИС, включая возможность отдельных ученых и исследовательских коллективов получать долю вознаграждения от их использования;

• разработать и ввести в действие внутренние правила распоряжения интеллектуальной собственностью, распределения финансовых выгод, соблюдения авторских прав на результаты исследований, урегулирования конфликтов и взаимоотношений с третьими сторонами;

• обучать сотрудников научных учреждений, занимающихся коммерциализацией НИОКР, основам правовой охраны интеллектуальной собственности;

• содействовать становлению института инновационных брокеров, обеспечивающих взаимодействие науки и производства.

Чтобы сблизить эти две подсистемы, необходимо установить механизмы, обеспечивающие прямое включение потребностей промышленности в рабочие планы научных учреждений, минуя посредничество государственных научно-технических программ; обеспечить бюджетное финансирование таких разработок по запросам предприятий. Для

усиления связей между наукой и производством необходимо принимать во внимание не только качество выполненных за счет бюджета научных работ, но и степень их применения на практике. В ходе предварительного отбора проектных заявок и при поощрении участников выполненных проектов следует учитывать показатели передачи прав интеллектуальной собственности и научно-технических разработок из науки в промышленность.

Авторы обзора одним из серьезных источников доходов для научных учреждений называют трансфер технологий, обеспечивающий вовлечение научно-исследовательских кадров в коммерциализацию НИОКР. Этот процесс нужно интенсифицировать за счет расширения спектра услуг (юридического, финансового, маркетингового), введения экономических стимулов, повышающих предпринимательскую активность в научной среде; внедрения новых форм передачи знаний и технологий, например государственно-частное финансирование разработок, адресное стимулирование коммерческих структур и создание предприятий на базе новых технологий. Следует оказывать методическую поддержку научным организациям, осуществляющим трансфер технологий.

Эксперты отмечают ключевую роль новых высокотехнологичных фирм в обеспечении взаимодействия науки и производства. Для стимулирования и роста таких структур необходимо провести критический анализ имеющихся барьеров и разработать комплекс мер по улучшению условий функционирования и внедрению ме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АНАлИз

ханизмов целевой поддержки высокотехнологичного сектора.

финансирование инновационного предпринимательства

Эксперты ЕЭК ООН отметили, что система финансовой поддержки инновационной деятельности в Беларуси развита недостаточно, особенно в сфере малого предпринимательства и предприятий-экспортеров. По мере продвижения республики по пути «догоняющего развития» будет возрастать потребность в институтах долевого финансирования: рынков ценных бумаг, неформальных инвесторов, венчурных фондов. И здесь на первый план выйдет эффективный банковский сектор и вспомогательные структуры, создающие благоприятные рамочные условия для привлечения инвестиционных средств.

На уровне государства рекомендуется предпринять меры по расширению системы финансовой поддержки ин-

новационной деятельности и предоставлению налоговых льгот для инновационных предприятий и малого бизнеса. Среди них - льготное кредитование, инновационные ваучеры и гранты, государственные гарантии по кредитам, предоставление целевой государственной поддержки развитию эффективной инфраструктуры частного финансирования инновационных проектов на ранних этапах их реализации.

По мнению европейских экспертов, система государственной поддержки инноваций в Беларуси должна допускать более высокий уровень риска и проявлять большую терпимость к неудачам отдельных проектов. Признание риска как неотъемлемой части инновационного движения должно найти отражение в механизмах господдержки. Таковыми могут быть гранты, учреждаемые для поисковых проектов и выделяемые независимо от их результатов; возможность неуспешной реализации части

проектов; определение конкретных условий неприменения предусмотренных правилами санкций за неудачу, усовершенствование порядка оценки завершенных разработок с четкими критериями для применения пониженных требований к уровню риска для прорывных и перспективных работ.

В Беларуси реализуется широкий спектр программ поддержки инновационной деятельности. Но, по мнению составителей обзора, часть из них является программами инвестиций в технологическую модернизацию, а не подлинными инновациями. Эксперты считают, что эти понятия необходимо четко разграничивать. Результаты инвестиционных проектов легче поддаются прогнозированию, что делает их более пригодными для кредитования банками. Поэтому в данном случае государственная поддержка может быть оправданной лишь тогда, когда банковская система не предоставляет кредиты в достаточном объеме либо явля-

ется дискриминационной по отношению к некоторым видам инвестиций и категориям инвесторов (малый бизнес, экспортеры, предприятия сферы услуг). А вот спектр способов и механизмов поддержки подлинных инноваций должен быть значительно расширен. Конкретные шаги в данном направлении могут включать:

• господдержку инвестиционных проектов только для малых и средних предприятий;

• выработку четких критериев предоставления государственной поддержки подлинным инновационным проектам с высокими рисками;

• расширение и диверсификация механизмов поддержки настоящих инноваций с учетом стоимости, продолжительности, рискованности проекта и иных критериев;

• управление такими механизмами специализированными финансовыми институтами, а не государственными органами управления (например, Белорусским инновационным фондом, венчурными структурами).

Действующая в Беларуси система поддержки инноваций достаточно усложнена, и некоторые участники (особенно малые и средние предприятия) могут испытывать трудности во взаимодействии с ней. Системой предусмотрено установление довольно четких параметров ожидаемых результатов (конкретные виды продукции, экономические показатели), но большинство успешных инноваций характеризуются слабой предсказуемостью результатов. В этой связи рекомендуется пересмотреть структуры государственных программ, разделив их на три категории: технологические, целевые, широкопрофильные. Эксперты советуют исключить поддержку программ модернизации из сферы деятельности государственных инновационных программ (возможно, сделав исключение для малых и средних предприятий), а также разработать широкопрофильную инновационную программу, не имеющую конкретной технологической или отраслевой привязки.

инновации и международная экономическая интеграция

Успешное инновационное развитие экономики Беларуси неразрывно связано с внешней торговлей, в том числе высокотехнологичной продукцией. В этой связи европейские аналитики рекомендуют поощрять интернационализацию компаний, занятых в наукоемких сферах деятельности. Это предполагает не только стимулирование экспорта, но и облегчение импорта как одного из важных механизмов распространения инноваций.

Примерами конкретных мер в этом направления являются: пересмотр требований сертификации, стандартов и иных технических норм, препятствующих торговле; использование механизма государственных закупок как инструмента, позволяющего белорусским фирмам провести апробацию новой технологии на начальных этапах ее разработки для последующего выхода на международные рынки; содействие наращиванию потенциала малых и средних компаний в области международного маркетинга, управления интеллектуальной собственностью и иных сферах, имеющих прямое отношение к внешнеторговой деятельности.

В последние годы Беларусью реализован ряд новых инициатив, направленных на расширение экономического сотрудничества в рамках региональных интеграционных объединений (СНГ и ЕврАзЭС). Они служат базой для более тесного сотрудничества в области науки и технологий и реализации совместных инновационных проектов. В развитие такого взаимодействия эксперты советуют инициировать международные соглашения по обмену научно-технических ресурсов для инновационной деятельности, включая совместное использование оборудования, создание совместных лабораторий, международных научно-исследовательских центров, виртуальных сетей библиотек, баз данных научной информации, материалов и образцов.

В стране пока отсутствует комплексная стратегия в области международного сотрудничества, охватывающая

международные аспекты инновационных процессов. В этой связи назрела необходимость в подготовке такого документа, дополняющего существующую политику и деятельность различных компонентов национальной инновационной системы. Конкретные шаги в данном направлении могут включать:

• разработку и внедрение мер стимулирования международного взаимодействия в интересах развития национального инновационного потенциала;

• формирование специализированных агентств или бюро международного научно-технического сотрудничества для осуществления функций координации и контроля за ходом реализации комплексной стратегии;

• целевую поддержку развития международных сетевых структур и профессиональных контактов участников НИС, в том числе между технопарками, центрами трансфера технологий и образовательными учреждениями.

Составители обзора считают, что активизации научного взаимодействия будет способствовать использование возможностей международной технической помощи. Для более конструктивного использования ее механизмов целесообразно наращивать потенциал научно-исследовательских организаций в деле развития международного сотрудничества, включая снижение языковых барьеров; предусмотреть компенсацию разработчикам качественной проектной заявки и финансовых приложений к ней независимо от результатов их рассмотрения; предоставлять льготы и освобождать от налогов сред-

ства, полученные учеными на реализацию малых научных проектов.

По мнению аналитиков, в Беларуси уже проделана большая работа по налаживанию связей с иностранными партнерами на уровне организаций, но требуются дальнейшие усилия для развития профессиональных контактов с ними. Студенческая мобильность тоже имеет огромное значение для процессов обмена знаниями и генерации новых идей. Но активный выезд ученых на постоянное жительство за рубеж может иметь отрицательные последствия для развития отечественного научного потенциала. Авторы обзора отмечают, что расширение границ международного обмена знаниями при одновременном недопущении «утечки мозгов» требует сбалансированных подходов к разработке и реализации мер государственной политики. В этой связи рекомендуется обеспечить эффективную поддержку и стимулирование участников международных проектов: максимально упростить соответствующие процедуры, содействовать участию белорусских ученых в конференциях, ознакомительных поездках, стажировках за рубежом, стимулировать возвращение ученых, уехавших за границу, обеспечить достаточный уровень оплаты талантливых научных работников, сохранять и развивать контакты с белорусскими исследователями-эмигрантами.

По материалам Обзора инновационного развития Республики Беларусь подготовила Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.