ИННОВАЦИИ
Ключевые активы инноваций
Как мы уже сообщали в №8 нашего журнала, эксперты Европейской экономической комиссии ООН в июне текущего года приступили к подготовке Обзора инновационного развития Республики Беларусь. Планируется, что он будет содержать глубокий анализ национальной инновационной системы, рекомендации по активизации инновационной деятельности и усилению инновационного потенциала нашей страны. работа над документом проводится в 3 этапа. В сентябре эксперты ЕЭК начали реализацию второго. О новых шагах на пути его претворения в жизнь рассказывает менеджер проекта Хосе ПАЛАСИН.
— После первого подготовительного визита мы вновь посетили Беларусь, но на сей раз приехали с группой международных экспертов. Они провели интервью с огромным количеством белорусских партнеров из различных организаций и учреждений. Это позволило нам собрать разносторонние мнения по многим аспектам инновационного строительства и информацию о многочисленных инициативах в области политики и механизмов ее реализации. Команда экспертов, которую нам удалось привлечь к работе над проектом, поистине интернациональна: в ее составе Юлия Дьярова из Голландии, Анна Кадерабкова из Чехии, Ханс Лео из Австрии, Славо Радошевич из Великобритании, Марина Ранга из США, Анна Поболь из Беларуси, а также ряд сотрудников ЕЭК ООН.
— Второй этап предполагает углубленное обсуждение международными экспертами и их белорусскими коллегами отдельных элементов и инструментов инновационного процесса. Удалось ли собрать нужные сведения? Насколько «отзывчивы»
были белорусские субъекты и объекты инновационной деятельности?
— Инновация представляет собой сложный процесс, который включает множество аспектов, поэтому оценка факторов для «раскручивания» данного направления требует скрупулезного анализа и изучения. С большим удовольствием отмечаю, что огромное количество информации, касающейся инновационной политики в вашей стране, имеется в Интернете и открыто для заинтересованных лиц. И это отличает Беларусь от многих других стран, с которыми мы работали. В дополнение к открытой информации наши белорусские коллеги помогли нам собрать недостающие сведения и, главное, оценить действие инновационных инструментов, созданных в Беларуси, на практике. Мы и впредь рассчитываем на тесное сотрудничество с партнерами, чтобы заполнить те пробелы, которые пока что имеются.
— Кто был проинтервьюирован в ходе визита международных экспертов?
— Наша программа была очень насыщенной: мы провели около 30 встреч в государственных учреждениях и министерствах — государственном комитете по науке и технологиям, Национальной академии наук, в министерствах экономики, образования, промышленности, Национальном банке, университетах и исследовательских институтах, посетили ряд предприятий государственной и частной форм собственности. Если учесть, что на встрече в Министерстве промышленности, помимо его сотрудников, мы смогли переговорить с представителями крупнейших экспортоориенти-рованных предприятий, в Минобразова-нии — соответственно с представителями наиболее инновационно активных университетов, а в Минском городском союзе предпринимателей — с малым и средним бизнесом, общее количество субъектов, которых нам удалось «охватить», вероятно, приближается к 50. Мы также побывали в некоторых международных организациях, работающих в Беларуси, — ПРООН, Европейском банке реконструкции и развития, Пред-
46
НАУКА И ИННОВАЦИИ №11(93)_2010
АНАЛИЗ
ставительстве Европейской комиссии. Нашим партнером номер один по проекту является ГКНТ, и мы не случайно провели много времени в этой организации и подведомственных ей структурах — Белорусском инновационном фонде, Национальном центре интеллектуальной собственности, Институте системного анализа.
— Какие сферы деятельности, связанной с инновациями, удалось оценить?
— Обзор охватывает широкий круг вопросов, касающихся инновационных процессов. они будут представлены в виде отдельных глав, причем эксперты «закреплены» за главами в соответствии со своей специализацией. Среди них — разработка и реализация инновационной политики (Ю. Дьярова), взаимоотношения между промышленностью и наукой (А. Кадерабкова), инновационная инфраструктура (С. Радошевич), вопросы финансирования (Х. Лео) и международное сотрудничество (А. Поболь). После визита эксперты будут работать над собранными материалами и в постоянном контакте с белорусскими коллегами разрабатывать предварительные рекомендации в области инновационного развития вашей страны. оценка многообразных аспектов в этой сфере должна быть основана на понимании того, как различные элементы работают вместе в экономике. Безусловно, мы используем передовые мировые наработки в данной области, но они должны быть адаптированы к национальным условиям. только с учетом конкретных реалий рекомендации будут полезны и эффективны.
— Существуют ли в нашей стране законодательные, экономические и институциональные условия, необходимые для развития инновационного процесса?
— Положительный момент, по мнению международных экспертов, — это силь-
ный инновационный «акцент» в процессе принятия важных политических решений и целый ряд инициатив, получивших воплощение в жизнь. Белорусская экономика сохраняет сильный научно-исследовательский потенциал в некоторых секторах, но, как и другие страны с переходной экономикой, сталкивается с проблемами в сфере коммерциализации исследований и не в полной мере использует выгоды от расширения международной экономической интеграции. Еще одна проблема, стоящая перед экспертами, связана с наличием большого числа и значительным разнообразием программ: необходимо понять, как они связаны между собой. В некоторых случаях полное влияние тех или иных инициатив оценить сложно и потому, что они совсем недавно «родились»: так, например, мы являемся свидетелями процесса оформления в республике ассоциации бизнес-ангелов.
— Как вы оцениваете уровень развития национальной инновационной системы в республике?
— Беларусь имеет очень хорошо развитую институциональную структуру для управления инновационными процессами и мощным потенциалом для реализации инновационной политики. Это один из ключевых активов для создания эффективной НИС. Однако малые и средние предприятия, которые в соответствии с международным опытом являются основным звеном инноваций, практически отсутствуют. В развитии малого бизнеса, индивидуального предпринимательства можно отметить много неиспользованных возможностей. Но, к счастью, важность таких структур признается в некоторых политических инициативах.
— Намечены ли мероприятия по следующему этапу подготовки обзора?
— Эксперты продолжают работу по подготовке первого полного Обзора инновационного развития. Этот проект будет представлен нашим белорусским партнерам в начале ноября. В формате пятой сессии ЕЭК ООН, которая состоится в Женеве 1 декабря нынешнего года, пройдет обсуждение выводов и политических рекомендаций в области усиления эффективности инноваций. Представители белорусских властей, основные и приглашенные эксперты, которые оценят проделанную работу, будут участвовать в этих дискуссиях. В результате появится полная версия обзора.
— Насколько плодотворным и вза-имообогащающим было общение с белорусскими коллегами?
— Мы хотели бы поблагодарить всех, кто любезно делился информацией с нами, демонстрировал свою заинтересованность и высказывал компетентные мнения по поводу инновационных преобразований. Особенно хотелось бы отметить Владимира Недилько (ГКНТ), Анатолия гришановича (Белинфонд), галину Мойсейчик (Нацбанк), Нину Богдан (БГЭУ), вклад которых в проект наиболее весом. Наша работа была бы невозможна без той сильной поддержки белорусских коллег, которую мы получили. Причем наше общение простиралось гораздо дальше национальных горизонтов, а обсуждения касались не только внутренних событий, но и вопросов, актуальных для многих других стран. Мы высоко оцениваем открытость белорусских специалистов и их готовность способствовать нашей работе. Хотим выразить глубокую признательность сотрудникам Государственного комитета по науке и технологиям, которые организовали все необходимые мероприятия и координировали их проведение.
Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ
№11(93)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ
47