Научная статья на тему 'Попытки возрождения системы вакфов в постсоветском Татарстане'

Попытки возрождения системы вакфов в постсоветском Татарстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАКФЫ / ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН ТАТАРСТАНА / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / САМОФИНАНСИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / WAQFS / SPIRITUAL ADMINISTRATION OF MUSLIMS IN TATARSTAN / REPUBLIC OF TATARSTAN / SELF-FINANCING OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахунов А. М.

В статье говорится о попытках создания системы вакфа в Республике Татарстан в период 1990-2000-х гг., направленные на решение вопросов финансирования деятельности религиозных организаций. Подчеркивается невозможность реального действия института вакфов в рамках действующей в Российской Федерации законодательной базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efforts to revive the system of waqfs in post-Soviet Tatarstan (Russia, Kazan’)

The article describes the efforts to create the system of waqfs in the Republic of Tatarstan in 1990–2000. The aim of the system is to solve the problems of financing of religious organization. The author stresses the impossibility of incorporating the institute of waqfs within the frames of the current Russian legislation

Текст научной работы на тему «Попытки возрождения системы вакфов в постсоветском Татарстане»

ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ

Ш

ПОПЫТКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ВАКФОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ тАтАРстАНЕ

А.М. Ахунов,

доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института международных отношений

Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат филологических наук aakhunov@rambler.ru

В статье говорится о попытках создания системы вакфа в Республике Татарстан в период 1990-2000-х гг., направленные на решение вопросов финансирования деятельности религиозных организаций. Подчеркивается невозможность реального действия института вакфов в рамках действующей в Российской Федерации законодательной базы.

Ключевые слова: Вакфы, Духовное управление мусульман Татарстана, Республика Татарстан, самофинансирование религиозных организаций.

УДК 348:297 ББК 67.4+Х2(0)416

Как известно, вакф (араб. «удержание») — это неотчуждаемое и необлагаемое налогом имущество, изъятое из оборота и завещанное на религиозные и благотворительные нужды, оказание материальной помощи, а также в интересах поддержки ислама. На протяжении веков вакф был единственным регулярным источником финансирования высшего образования в мусульманском мире. Средства от вакфа получали не только сами учебные заведения, преподаватели и студенты, но и обслуживающий персонал: повара, цирюльники, сторожа и др. [1, с.105]. Что касается татар, то по сведениям историка А.Ю. Хабутдинова, большая часть вакфов в Поволжье была конфискована сразу после уничтожения Казанского ханства, и окончательно этот процесс был завершен в период Анны Иоанновны (1730-е гг.) [2, с.128-129]. Рост числа вакфов в регионе вновь начался во второй половине XIX в. и прекратился после революции 1917 г.

Демократические перемены, произошедшие в советском обществе в середине 1980-х гг., привели в т.ч. и к послаблениям в области религиозной жизни. Мусульмане по всей стране стали создавать свои Духовные управления (ДУМы), в Татарстане самостоятельный ДУМ РТ был образован осенью 1992 г. Позже в республике возникли альтернативные Духовные управления, что привело к расколу в мусульманском сообществе.

При поддержке официальных властей в феврале 1998 г. был проведен первый Объединительный съезд мусульман Татарстана, по решению которого в республике остался лишь единственный муфтият — Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Все эти шаги привели к стабилизации ситуации, появилась возможность вести спокойную и плодотворную работу в религиозной сфере. Была выстроена система управления мусульманскими приходами, сформировались структуры самого ДУМ РТ, создана широкая образовательная сеть различного уровня обучения. Количество самих приходов, объединенных вокруг мечети, возросло до тысячи, к 2002 г. в Татарстане действовал Российский исламский университет, 2 высших медресе, 6 средне-специальных медресе и 1 мусульманская средняя школа [3, с.37-38]. Ко Второму съезду мусульман, который был созван в феврале 2002 г., стало ясно, что для поддержания всей этой системы в работоспособном состоянии требуются огромные финансовые вливания. Мусульмане Татарстана могли рассчитывать лишь на пожертвования прихожан, отдельных спонсоров и меценатов, эпизодические транши со стороны местных бюджетов, что, конечно же, не решало проблемы.

Эта озабоченность прозвучала в выступлении главы ДУМ РТ муфтия Гусмана-хазрата на Втором съезде мусульман. Например, только для покрытия коммунальных расходов по содержанию мечетей требовалось 10 млн руб. в год. Решение проблемы руководитель Духовного управления видел в практической реализации 18 статьи, принятого в 1999 г. Закона Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объеди-

нениях», в которую был включен пункт о вакуфном имуществе и его неотчуждаемости [3, с.41,44].

Также на съезде выступил с речью первый заместитель муфтия, председатель вакуфов Валиулла-хазрат Якупов, который подробно разъяснил возможность использования данного закона в пользу мусульман. Выяснилось, что, несмотря на то, что вакуфная собственность уже де-факто существовала — в центре Казани в пользование мусульман был передан ряд зданий и помещений, ее правовой статус находился в неопределенном состоянии, поскольку противоречил федеральному законодательству [3, с.68-69]. Особенно выпукло это выглядело на фоне активно начавшегося процесса по приведению региональных законов в соответствие с федеральными.

Лидерам мусульман Татарстана не оставалось ничего иного, как выступить с предложением к Государственной Думе о важности узаконения вакуфной собственности в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». В принципе и действующий на то время закон позволял религиозным организациям обладать различными видами движимого и недвижимого имущества, охранял его от взысканий кредиторов, но речь шла строго об имуществе богослужебного назначения. Вакуфное имущество в основной своей массе не являлось таковым (например, здания, сдающиеся в аренду под офисы и т.д.), т.е. нарушался основной принцип вакфа — его неотчуждаемость.

Также было предложено использовать вступающую в силу 582 статью Гражданского кодекса РФ («Пожертвования»), которая, по мнению первого заместителя муфтия, «практически легализует вакуфы в форме пожертвований, т.е. дает жертвователю определенные полномочия в сфере дальнейшей судьбы пожертвованного имущества, следить за его использованием по назначению и т.д. и даже в случае неправомерного использования требовать возвращения имущества» [3, с.69-70].

Вопрос о вакфах вновь был поднят на VII Всероссийской научно-практической конференции руководителей духовных управлений мусульман, открывшейся 14 июня 2004 г. в Казани. Председатель комитета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан Ринат Набиев акцентировал внимание участников на том, что союзником религиозных организаций в учреждении и развитии вакуфного имущества должно стать государство. Именно благодаря такому партнерству и наличию местного Закона «О свободе совести и религиозных объединений» с соответствующим положением о вакфах, до 90 процентов вакуфной собственности было возвращено мусульманским общинам [4]. Другое дело, что многие здания простаивали без дела, никак не использовались, а, значит, не приносили дохода.

Кроме того, а это было отмечено специалистами по результатам выступлений и дискуссий, мусульманские духовные лидеры до сих пор ясно не понимали назначение вакфа, забывая, прежде всего, о том, что вакуфное имущество не передается в

43 1

71 ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ_______________________________

собственность религиозных организаций. В их интересах может быть использован только доход от него [5].

В дальнейшем для решения проблемы вакфов местные власти стали апеллировать к федеральным чиновникам, объясняя это беспокойством за местный, «традиционный» ислам. Например, во время состоявшейся в ноябре 2006 г. встречи с полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе Александром Коноваловым советник президента Татарстана Рафаиль Хакимов предложил законодательно ввести в России институт вакуфа, что «обеспечило бы самофинансирование мусульманской общины и снизило ее зависимость от зарубежных спонсоров». На этой же встрече председатель совета по делам религий при Кабинете министров Татарстана Ринат Набиев сообщил, что правительство республики рассматривает вопрос о выделении на институт вакуфа кредита в размере 10 млн рублей, что говорило о прямом вмешательстве в религиозные дела государства [6].

В республике все еще использовался, несоответствующий федеральному, местный закон о религиозных организациях, но рассчитывать только на него было бы нецелесообразным, особенно в условиях усиления вертикали власти.

В феврале 2008 г. прокурор Республики Татарстан Кафиль Амиров опротестовал местное положение о вакфах, как отсутствующее в федеральном законодательстве. Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву пришлось вносить в закон изменения. Положение о вакуфном имуществе было сохранено, но с оговоркой, что данная сфера регулируется федеральным законодательством. Таким образом, было принято решение, которое де-факто прекратило действие республиканского положения о вакфах [7].

Тем не менее, местные власти искали возможности выхода из сложившейся ситуации. 18 июня того же года глава комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам татарстанского парламента Разиль Валеев заявил, что Госсовет Татарстана намерен предложить ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество». По его словам, «во всем исламском мире, например в Саудовской Аравии или Турции, вакуфное имущество — это естественно. Разных подходов к исламу в разных странах быть не может». Валеев также утверждал, что прибыль от вакфа (вакуфа) «может направляться только на религиозные нужды, то есть налогами такое имущество облагаться не должно» [7].

Все эти попытки не принесли каких-либо ощутимых результатов. В январе 2009 г. при ДУМ РТ был создан фонд «Вакф». Основная деятельность — поиск инвесторов для строительства проектов, приносящих пользу мусульманским организациям Татарстана. А также для юридического закрепления передающихся по вакфу земельных участков и зданий. В состав правления организации вошло десять человек (в т.ч. и с богословским

образованием), принимающих решение по любым вопросам деятельности вакфа, в т.ч. об использовании и распределении средств, полученных от деятельности коммерческих вакфов [8]. В год создания «Вакфа» в ведении организации государством было передано два земельных участка и одно здание от частного лица. В Курбан-байрам 2010 г. руководитель организации Мурат Галеев презентовал комплекс по забою животных «Курбан-байрам», расположенный в Казани по ул. Бр.Петряевых (участок передан в безвозмездное пользование исполкомом г. Казани). Аналогичные комплексы «Вакф» планировал открыть и в других районах республики.

На IV съезде ДУМ РТ в феврале 2010 г. в выступлении президента Татарстана М. Шаймиева прозвучала критика в адрес руководства муфтията, создавшего фонд «Вакф», где учредителями являются только частные лица. По мнению президента, это является недопустимым, фонд должен быть подконтролен ДУМ РТ и работать на всю мусульманскую умму. Было заявлено, что «каждый мусульманин должен знать, что его доля используется по назначению, а не оседает у кого-то в карманах». Также в речи президента было сказано о неэффективном использовании переданных в ведение ДУМ РТ зданий (из 42 — 19 не используются, в частности, переданное государством в 2006 г. историческое здание бывшего детского мусульманского приюта) [9].

С прекращением полномочий председателя ДУМ РТ Гус-мана-хазрата Исхакова в январе 2011 г. лишился поддержки и фонд «Вакф». Попытки его руководителя зарегистрировать организацию в качестве Централизованной религиозной организации «Вакф Республики Татарстан» не увенчались успехом [10]. Новой командой при Духовном управлении в январе 2012 г. был создан Фонд «Вакф Республики Татарстан» во главе с Га-миром Гибадуллиным [11], который действует и поныне.

Таким образом, мы видим, что на протяжении 19902000-х гг. лидеры мусульман Татарстана, совместно с государственными структурами пытались выстроить институт вакфа в республике. Мусульманским организациям были выделены в пользование в качестве вакфа земельные участки, недвижимость, оказана материальная помощь в виде кредитов. Несоответствие местных законов федеральным поставило под вопрос легитимность всех этих действий. Все инициативы по внесению поправок в соответствующий федеральный закон были отвергнуты. Остается закрытой информация по переданным в пользование мусульман зданиям, землям, полученному доходу от их эксплуатации. Отсутствует четкий реестр самих вакуфных зданий, непонятен их имущественно-правовой статус, что приводит к утрате недвижимости. Все эти вопросы требуют самого безотлагательного решения и говорят о том, что в рамках светского государства институализация вакуфной системы практически невозможна.

Литература

1. Беккин Р.И. Институт вакфа в социально экономической и политической жизни мусульманских стран // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. — 2008. — Вып. 3. — С.105-114;

2. Хабутдинов А.Ю. Институты российского мусульманского сообщества в Волго-Уральском регионе. — М.: Изд. дом Мард-жани, 2013. — 344 с.

3. Материалы Второго очередного съезда мусульман Татарстана. — К.: Иман, 2002. — 200 с.

4. Сайганова С. Мусульмане учатся управлять тем, что имеют // Время и деньги. 16.06.2004.

5. Беккин Р. Тысяча сомнительных динаров // НГ-религии. 18.08.2004.

6. Кириллович Г. Мусульмане просят поддержки // Коммерсант-Волга-Урал.3.11.2006.

7. Минин С. Вакф в законе // НГ-религии. 2.07.2008.

8. Мурат Галеев: Вакф — достояние всего мусульманского общества // Islam-news. 11.08.2009.

9. В движении — успех // Республика Татарстан. 5.03.2010.

10. Антонов К. ДУМ готовят альтернативу. В республике создают второй муфтият // Коммерсантъ (Казань). 10.04.2012.

11. Учрежден Фонд «Вакф РТ». 11.01.2012. (http://dumrt.ru/node/2238.)

12. Исполком Казани vs ДУМ РТ: кто ответит за «призраки старины»? // Бизнес-онлайн. 17.05.2013.

432

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.