Научная статья на тему 'Нормы религиозного права Северного Кавказа в земельном законодательстве Российской империи'

Нормы религиозного права Северного Кавказа в земельном законодательстве Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЫЧАЙ / РЕЛИГИЯ / КАВКАЗ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / LAND LEGISLATION / CUSTOM / RELIGION / THE CAUCASUS / THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Навасардова Элеонора Сергеевна, Нутрихин Роман Владимирович

В статье речь идет о рецепции земельных норм обычного и религиозного права Кавказа в законодательство Российской империи. Особое внимание уделено вакуфу как традиционной форме землепользования горских народов в исламском религиозном праве и светском законодательстве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Norms of the religious right of the North Caucasus in the land legislation of the Russian Empire

The article focuses on borrowing of land norms traditional and religious right of the Caucasus in the legislation of Russian Empire. The special attention is paid to waqf as a traditional form of land use of the mountain people in the Islamic religious right and the secular legislation of Russia.

Текст научной работы на тему «Нормы религиозного права Северного Кавказа в земельном законодательстве Российской империи»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 349(47+57)«18»:348.9:28

Э. С. Навасардова, Р. В. Нутрихин

Нормы религиозного права Северного Кавказа в земельном законодательстве Российской империи

В статье речь идет о рецепции земельных норм обычного и религиозного права Кавказа в законодательство Российской империи. Особое внимание уделено вакуфу как традиционной форме землепользования горских народов в исламском религиозном праве и светском законодательстве России.

The article focuses on borrowing of land norms traditional and religious right of the Caucasus in the legislation of Russian Empire. The special attention is paid to waqf as a traditional form of land use of the mountain people in the Islamic religious right and the secular legislation of Russia.

Ключевые слова: земельное законодательство, обычай, религия, Кавказ, Российская империя.

Key words: land legislation, custom, religion, the Caucasus, the Russian Empire.

Земельный правопорядок на Кавказе в XIX в. складывался не только под влиянием писанного закона Российской империи, но и с учетом традиционных для этих мест норм обычно-религиозного права, которые государство реципировало в свое земельное законодательство.

Г енерал Г.И. Филипсон, участник военно-политических мероприятий по установлению российской государственности на Кавказе, в XIX в. отмечал, что основная цель организационно-правовых мер правительства в данном регионе заключалась в том, чтобы сплотить разные кавказские народности, «слить их в одну массу под управлением, которое бы

© Навасардова Э. С., Нутрихин Р. В., 2013

163

не противоречило ни общему строю империи, ни вековым обычаям и историческим преданиям каждого племени»1.

Обычно правовое регулирование земельных отношений на Кавказе уже становилось предметом научного анализа2. Однако в этой проблеме остается еще много «белых пятен», которые необходимо исследовать в связи с перспективой возрождения традиционных обычно правовых институтов в региональном законодательстве кавказских республик. Их элиты высказываются за восстановление «вакуфного землевладения» - института, который зародился в исламском религиозном праве и был заимствован оттуда российским имперским законодательством.

Земля, предназначенная для строительства мечети и обеспечения нужд духовенства, относится к категории «вакф» или «вакуф». Н.А. Караулов отмечал, что «вакф есть передача в пользу какого-либо учреждения или общества, или даже одного лица движимого или недвижимого имущества с правом пользования этим предметом или его доходами, но не владения им на правах собственника. Вакф есть собственность (мильк) Аллаха... К числу вакфов относятся: мечети, публичные фонтаны, караван-сараи, мосты, земли, доход которых поступает в пользу известного учреждения и т. п. Часть дохода должна быть, прежде всего, употреблена на поддержание вакфа в порядке и на улучшение его, а остальная поступает в пользу объекта вакфа. Цель учреждения должна быть не только дозволенной, но и богоугодной»3.

Таким образом, «вакуфами» являлись, прежде всего, мусульманские конфессиональные земли. Как объект гражданских прав их относили к категории «акар», т. е. к вещам недвижимым.

В 20-х гг. XIX в. вакуфно-земельные установления исламского религиозного права были заимствованы российским законодателем как средство регулирования земельных отношений у народов мусульманского вероисповедания. Целый ряд возникших в этой связи правовых актов лег в основу «Уставов Духовных Дел Иностранных исповеданий», помещенных в 1-й части XI тома Свода законов Российской империи. Книга 6-я «О

1 Воспоминания Григория Ивановича Филипсона // Рус. архив. 1883. № 5. С. 183-184.

2 Навасардова Э.С., Нутрихин Р.В. Землеустройство на Северном Кавказе: взаимодействие обычного права горцев с межевыми узаконениями Российской империи // Аграрное и земельное право. 2011. № 4 (76). С. 125-131.

3 Караулов Н.А. Основы мусульманского права // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 40. Тифлис: Тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1909. С. 510-511.

164

управлении духовных дел магометан» содержала некоторые важные законоположения об исламских конфессиональных землевладениях4.

Прежде всего российский закон воспринял из исламской правовой традиции само понятие о вакуфе, несколько видоизменив его изначальное содержание. В п. 1 приложения к ст. 1391 ч. 1 т. XI Свода законов было дано законодательное определение: «Вакуфы суть двух родов, духовные и частные. Под названием духовных вакуфов разумеются недвижимые имущества, а также и денежные капиталы, магометанскому духовенству принадлежащие». Это определение вакуфа расходится с его традиционной трактовкой в исламском праве, где вакуф, как мы отметили, является «собственностью Аллаха». Духовенство осуществляло лишь управление землей вакуфа, переданной бывшим собственником на богоугодное дело.

Здесь мы сталкиваемся с весьма характерной особенностью, а именно - с неизбежным изменением смысла некоторых религиозно-правовых понятий в ходе их рецепции в светское законодательство. По российскому праву собственник как субъект гражданских правоотношений должен был обладать некоторыми чертами индивидуализации. Объявить исламские конфессиональные земли «собственностью Аллаха» русский законодатель не мог, из-за чего конфессиональная недвижимость ислама, объединенная понятием «вакуф», была закреплена в законе как «принадлежащая магометанскому духовенству». Таким образом, содержание этого понятия при его переходе из религиозно-правового обихода в российское светское законодательство существенно изменилось.

Особо эффективно опыт государственного регулирования вакуфно-поземельных отношений получил на Кавказе. Для управления делами двух основных представленных здесь исламских течений были созданы два Закавказских духовных правления - шиитское и суннитское. По нормам мусульманского права надзор за землями кавказских духовных вакуфов поручался казиям (или кадиям, религиозным судьям). Исламское право устанавливало: «Управление вакфом, если оно не было обусловлено при учреждении его, лежит на местном кадии, а он может назначить особого управителя (назыр), но контроль над управлением вакфом остается все-таки за кадием»5. При рецепции религиозных норм о вакуфах законодатель оставил это положение без изменений (ст. 1497): «Казии обязаны вести по

4 Нормы русского дореволюционного законодательства, касающиеся вакуфных землевладений на Кавказе, цитируются по: Уставы Духовных Дел Иностранных исповеданий // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 1. Неофиц. изд. СПб.: Деятель, 1912. С. 140-174.

5 Караулов Н.А. Указ. соч. С. 511.

данной форме и представлять в установленные сроки Духовному Правлению и Губернатору. ведомости о числе мечетей; ведомости о мечетских школах; ведомости о вакуфах».

Непосредственное управление землями мечетей и мусульманских училищ осуществляло их духовенство (ст. 1546): «все, принадлежащие Закавказским Шиитским мечетям и мечетским школам, медресе, кладбищам и иным духовным установлениям движимые и недвижимые имущества, под названием вакуфов, законно к ним дошедшие, состоят в ведении Закавказского Шиитского духовенства и установленных над ним властей». Ст. 1661 содержала такую же норму и касательно закавказского духовенства суннитского толка.

Закон предусматривал участие прихожан в управлении вакуфными землевладениями: «Непосредственное заведывание всем имуществом,

принадлежащим какой-либо мечети, училищу или иному установлению, вверяется Комиссии из наличных приходских (мечетских) духовных лиц и из местного сельского старшины или одного из депутатов мусульман городового общественного управления, или иного избранного приходским (ме-четским) обществом доверенного лица, под председательством старшего приходского (мечетского) духовного» (ст. 1555).

Любое отчуждение землевладений духовных вакуфов (будь то продажа или обмен, а также покупка земли для нужд исламских учреждений), независимо от суммы сделки, осуществлялось только с разрешения Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе. Причем, продажа ненужной вакуфной земли совершалась с публичных торгов «на общем основании в аукционных камерах или Губернском Правлении» (ст. 1549-1550).

В данном аспекте понятие «вакуф» в российском дореволюционном светском законодательстве значительно расходилось с его содержанием в мусульманском праве. В традиционном исламском законоведении под ва-куфом мыслилось «имущество неотчуждаемое, изъятое из гражданского оборота, не могущее быть предметом частной собственности»6. Между тем в ходе рецепции исламских установлений о вакуфах отечественный законодатель счел возможным видоизменить регламентацию данных отношений с целью их приближения к реальным условиям гражданского оборота. Магометанское духовенство получило возможность отчуждать ненужные вакуфные земли путем продажи, чего оно не могло делать в прежней

6 Вакуф // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 11. СПб.: Тип. Брокгауза и Ефрона, 1912. С. 427.

системе религиозного исламского права. Этот момент, наряду с уже отмеченными особенностями регулирования вакуфно-поземельных отношений русским светским законодательством, дал дореволюционным правоведам повод к справедливой констатации: «Положения нашего законодательства о духовных вакуфах... во многом отступают от общих начал мусульман-

7

ского права» .

Закон предписывал расходовать доходы с мусульманских вакуфных земель на нужды духовенства, религиозных учреждений и прихожан. Согласно ст. 1548 доходы с вакуфов тратились «на предметы их назначения, согласно воле жертвователей и правилам шариатским; за удовлетворением прямых и настоятельных потребностей духовных установлений из принадлежащих им доходов и сборов, остающиеся средства употребляются по мере возможности: 1) на производство содержания должностному духовенству, вместо допускаемого на первое время отпуска им такового из казны, и 2) на удовлетворение нужд и потребностей других духовных установлений, не имеющих подобных источников, а равно на предприятия благотворительные или имеющие целью общие пользы как духовенства, так и вообще мусульман закавказских». Обращает на себя внимание то, что в данной норме закон фактически признал шариат источником права, регулирующим земельные отношения среди российских мусульман. По смыслу статьи, действовал он лишь постольку поскольку не противоречил светскому закону. Шариат играл, таким образом, роль вспомогательного источника права.

Духовенство не могло отсылать вакуфные доходы для поддержки заграничных единоверцев без одобрения духовного правления и прямого разрешения кавказского наместника (ст. 1492): «Сбор для отправления за границу и самая отсылка за границу. доходов с имуществ мечетских, училищных и иных, именуемых вакуфами, без предварительного на то согласия Духовного Правления и разрешения Наместника Его Императорского Величества на Кавказе, воспрещаются. О всяком нарушении сего правила и обнаруженном покушении на оное мусульманские духовные шиитского учения обязаны доводить до сведения местного гражданского начальства».

7 Вакуф // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 11. СПб.: Тип. Брокгауза и Ефрона, 1912. С. 429.

Для лиц, причинивших ущерб имуществу вакуфа, предусматривалась ответственность (ст. 1553): «За всякий противозаконный расход из духовных имуществ, доходов с них и сборов или за причиненный им ущерб виновные в том лица, коим вверено управление и охранение духовного достояния, подвергаются ответственности, установленной за подобные действия в отношении имуществ казенных». Вакуфная земля по степени ее правовой охраны приравнивалась к имуществу государства.

Процессуальный порядок защиты нарушенных поземельных прав исламских религиозных институтов был идентичен «делам казенного управления» и осуществлялся в порядке гражданского производства. Статья 1554 в этой связи гласила: «Иски и тяжбы об имуществах, принадлежащих мусульманским духовным установлениям, с другими ведомствами, равно и с частными лицами, производятся по общим правилам гражданского судопроизводства, установленным для дел казенного управления».

Заведование управлением духовными вакуфными землевладениями на уровне губерний осуществлялось губернскими меджлисами, которые создавались в кавказских губерниях для решения конфессиональных дел, исходя из норм исламского религиозного права и обязательного для всех мусульман русского светского законодательства. Губернские меджлисы формировались в составе трех членов, одним из которых был местный ка-зий (религиозный судья), и под председательством последнего.

Функции по надзору за землями духовных вакуфов были возложены на оба Закавказские духовные правления под наблюдением министра внутренних дел и главноначальствующего гражданской частью на Кавказе (ст. 1557). По ведомству духовных правлений составлялись ежегодные приходно-расходные сметы управления землями вакуфов, которые также подлежали утверждению министром.

На современном этапе вакуфно-поземельные правовые установления Российской империи интересны прежде всего потому, что нынешние мусульманские лидеры все чаще говорят о необходимости восстановления института духовных вакуфов в земельном праве России. Еще в 2008 г. «председатель Духовного управления мусульман Татарстана муфтий Гусман Исхаков выступил за принятие правового акта, устанавливающего понятие “вакуф”. В письме первому вице-премьеру РФ, главе комиссии по вопросам религиозных объединений Дмитрию Медведеву муфтий указал на важность вакуфа для развития религиозного образования и благотворительной деятельности мусульманских организаций. Глава муфтията рес-

168

публики также предложил дополнить Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” понятием “вакуфное имущество”, освободив его от налогообложения как имущество религиозного и богослужебного назначения»8.

Возможно, в самом скором времени отечественный законодатель вновь столкнется с необходимостью выработки юридических норм для регулирования мусульманского вакуфного землевладения, что потребует обращения к накопленному в этой связи богатому нормативно-правовому опыту земельного законодательства Российской империи.

8 Муфтий Исхаков предложил ввести в правовой обиход понятие «вакуф». ЦЯЬ: http://www.newsru.com/religy/29feb2008/wakf.html (дата доступа 20 сентября 2012 г.).

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.